Практическая часть доя ноу по теме ветер. Для чего дует ветер? Гипотеза Ветер дует для того чтобы облака «плыли», чтобы волны прибивались к берегу и чтобы формировалась погода над какой-либо
«как появляется ветер и можно ли его измерить?»
Выполнила: Дербина Дарья,
ученица 4 класса «б»
Руководитель: Номоконова И.Г.,
учитель начальных классов
Новоорловск 2017 г.
Введение
Актуальность. Я люблю наблюдать, задавать вопросы и искать на них ответы в энциклопедиях, занимательных научно-популярных телевизионных программах. Мне интересно узнавать о тайнах и секретах некоторых явлений. Вот почему я с удовольствием изучала это удивительное явление природы – ветер.
Тема ветра всегда была и есть актуальной. Люди всегда мечтали приручить ветер. И сделать так, чтобы он был не разрушителем, а работал на благо людей. Когда я первый раз узнала о ветре, меня заинтересовал вопрос, а как появляется ветер и можно ли его измерить. В своём исследовании я постаралась найти ответы на все эти вопросы.
Цель: узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, и способах его измерения.
Задачи:
Изучив и проанализировать литературу познакомиться с понятием «ветер», установить причины его возникновения;
Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;
Провести наблюдения и опыты.
Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;
Объект исследования: ветер.
Предмет исследования: скорость и направление ветра.
Гипотеза: ветер – это движение воздуха.
Новизной исследования является то, что я на опытах выяснила влияние различных температур на движение воздуха, доказала одну из причин возникновения ветра и на практике увидела как человек использует ветер в своих целях.
Описание работы
В исследовательской работе представлены основные причины возникновения ветра. В работе рассмотрены различные виды ветров и их влияние на жизнь человека, на живую и неживую природу. Работа содержит наблюдения и опыты, доказывающие причины возникновения ветра.
Теоретическая часть. Что такое ветер.
Роль ветра в природе и в нашей жизни
Ветер - это поток воздуха, движущийся относительно земной поверхности со скоростью свыше 0,6 м/с. Это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Ветер – это движение воздуха, вызванное неравномерным нагреванием поверхности Земли Солнцем. А всё, что движется, обладает энергией. Энергия ветра сыграла немаловажную роль в развитии человека. Начиная с древних времен люди, использовали энергию ветра, как в мирных, так и в военных целях. За 5 тысячи лет до рождения Христа древние египтяне использовали ветер, чтобы переплывать Нил на лодке с помощью паруса. Так было изобретено парусное судно. Именно благодаря парусным кораблям были сделаны все великие географические открытия. Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам.
Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.
Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая отложения, которые формируют различные виды грунтов или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Велико эстетическое значение ветра. Ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие.
Ветер заставлял работать ветряные мельницы. Существует мнение, что еще до нашей эры в Китае была изобретена ветряная мельница. Но подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.
Однако, ветры могут быть и небезопасными, так градиентные колебания ветра могут вызвать потерю контроля над самолетом, быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны, на больших водоемах часто приводят к разрушению штучных построек, а в некоторых случаях ветры способны увеличивать масштабы пожара.
Значение ветра
1. Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью).
2.Очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов) .
3.Вырабатывает электроэнергию (с давних пор люди строили ветряные мельницы. Полярники, например, используют ветряные двигатели для получения тепла и света).
4. Участвует в формировании рельефа.
5.Переносит на большое расстояние семена растений.
Как возникает ветер
Существует несколько причин появления ветра:
1. Перепады давления. Без солнца не было бы и ветра. Солнце нагревает воздух. Горячий воздух поднимается. Из-за этого в той области Земли, где воздух прогрет, атмосферное давление понижается. Возникает циклон . Поднимаясь в верхние слои атмосферы, воздух остывает и начинает опускаться, создавая область повышенного давления. Такие области называют антициклонами . Из центра антициклона воздух растекается к окраинам и перемещается в область пониженного давления – циклон .
2. Сила Кориолиса. Открытая французским ученым Густавом Кориолисом сила образуется при вращении Земли. Когда мы находимся в Северном полушарии, Земля под нашими ногами вертится против часовой стрелки. Сама Земля вращается быстрее, чем окружающая ее атмосфера. Поэтому при движении Земли в Северном полушарии ветер отклоняется вправо. А в Южном полушарии – наоборот, влево.
3. Тепло и холод. Еще одна причина, по которой возникают ветра, – периодическое изменение температуры в каком-либо месте.
Когда я была на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой? По этому поводу я обратилась к маме. Она объяснила мне, что это явление называется бризом.
В энциклопедии я прочитала, что бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.
Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Бриз считается тихим ветром. Морской бриз начинает дуть около 10 часов утра. А береговой – после захода солнца.
4. Вечный ветер. Землю постоянно продувают так называемые господствующие ветры. На экваторе воздух нагревается и поднимается. Он растекается в направлении тропиков. Так образуется ветер антипассат. Остыв, воздух возвращается к экватору. Такой ветер называют пассатом. Ветры возникают и у полюсов Земли. Холодный воздух перемещается от них к экватору. А потом поднимается и возвращается к полюсам.
Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.
Кроме того, господствующие ветры возникают в верхних слоях атмосферы Земли. Они называются струйными течениями. Эти ветры дуют зимой. Они возникают из-за сильного перепада температур между жаркими экваториальными и холодными полярными областями Земли.
Характеристика ветра
Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.
Но ветер может быть сильным, разрушающим, злым - это ураган, буря смерч Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв.
Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.).
Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Направление ветра в метеорологии определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Обычно выделяют восемь направлений ветров. Четыре по сторонам света: северный, южный, западный, восточный. И четыре промежуточных направлений ветров: северо-западный, северо-восточный, юго-западный, юго-восточный.
Помимо направления еще одной характеристикой ветра является его скорость. Она показывает, на сколько метров перемещается слой воздуха за 1 секунду. Чем больше разница в атмосферном давлении между разными областями, тем быстрее перемещается воздух.
Сила ветра (иначе говоря, скорость), зависит от высоты, на которой дует ветер, и от атмосферного давления. Чем больше разница температур между воздушными массами, тем сильнее ветер. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или баллах (1 балл равен 2 м/с). Так при скорости ветра до 1 м/с считается, что ветра нет. Средняя многолетняя скорость ветра у земной поверхности – 4-9 м/с. Ветер скоростью 5-8 м/с считается умеренным , выше 14 м/с – сильным , выше 20-25 м/с – штормом , выше 30-35 м/с – ураганом .
Ветры приносят в определенную местность другой по температуре и влажности воздух, следовательно, влияют на изменение погоды в регионе.
Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.
Практическая часть.
Приборы, определяющие направление и силу ветра
Скорость ветра отличается большим непостоянством: она изменяется не только за продолжительное время, но и за короткие промежутки времени (в течение часа, минуты и даже секунды) на большую величину.
Скорость и направление ветра измеряют с помощью специальных метеорологических приборов - флюгера и анемометра.
Самый незамысловатый прибор для определения направления ветра – это флюгер, однако современные метеорологи используют прибор ветроуказатель – анемометр, в народе называемый «колдун», который представляет собой конус из ткани. С его помощью определяют силу и направление ветра, например, в аэропортах. И называется он по-научному «ветроуказатель». Такая живучесть этого простого устройства объясняется тем, что все нужные данные можно определить по нему с одного только взгляда. Куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.
Ориентироваться можно и по углу положения конуса относительно земли.
Первая полоска поднимается горизонтально при бризе в 3 узла (5,6 км/ч, 3,5 м/ч). При такой минимальной скорости ветра колдун начинает показывать его направление
Вторая полоска – 6 узлов (11км/ч, 6,9 м/ч)
Третья полоска – 9 узлов (16,7 км/ч, 10,4 м/ч)
Четвертая полоска – 12 узлов (22,2 км/ч, 13,8 км/ч)
Последняя полоска – 15 узлов (28 км/ч, 17 м/ч) и более
Кроме того, соорудить такой метеорологический прибор очень просто.
В интернете я нашла инструкцию и чертежи, как изготовить своими руками
Для того чтобы сделать ветроуказатель понадобиться, во-первых, длинная узкая труба из ткани. Мы для этой цели использовали полиэтилен, а точнее - пакеты для мусора, у которых просто разрезали дно и склеили их в длинную колбасу друг за другом при помощи скотча. Общая длина получилась около двух метров. Затем мы закрепили её на проволочном каркасе. А чтобы точно знать направление ветра, мы сделали розу ветров – на компьютерном диске начертили маркером все стороны света и расположили в соответствии со сторонами света. Чтобы указатель легко вращался, папа прикрепил маленький подшипник к диску. Всю эту конструкцию Мы установили на пластиковой трубке и привязали к перилам балкона. Моя домашняя метеостанция готова!
Все данные я записывала в дневник наблюдений, используя правило: метеорологическим направлением ветра считается направление обратное тому, которое показывает ветроуказатель . То есть, в дневнике наблюдений отмечать надо не КУДА дует ветер, а ОТКУДА.
Вывод: скорости ветра, наблюдаемые за короткие промежутки времени от нескольких секунд до 5 мин, называют мгновенными или действительными . Скорости ветра, полученные как средние арифметические из мгновенных скоростей, называют средними скоростями ветра. Если сложить замеренные скорости ветра в течение суток и разделить на число замеров, то получится среднесуточная скорость ветра .
Если сложить среднесуточные скорости ветра за весь месяц и разделить эту сумму на число дней месяца, то получим среднемесячную скорость ветра . Сложив среднемесячные скорости и разделив сумму на двенадцать месяцев, получим среднегодовую скорость ветра .(Приложение 1)
Я научилась определять направление ветра с помощью самостоятельно изготовленного ветроуказателя. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы, по движению веток на деревьях. Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону
Общий вывод
В ходе изучения причин появления ветра и самого понятия ветра в ыяснила, что:
Ветер - это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления со скоростью свыше 0,6 м/с.
Ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью) и таким образом влияет на изменение погоды.
Ветер характеризуется силой, направлением и скоростью, поэтому может приносить не только пользу, но и может стать грозным разрушителем.
Я научилась определять направление ветра с помощью самостоятельно изготовленного ветроуказателя. Но есть ещё много признаков в окружающей природе, по которым можно определить силу и направление ветра.
Заключение.
В ходе своей исследовательской работы я много нового узнала о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнала, откуда он берётся, каких видов бывает, чем можно определить его силу, направление и скорость.
Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришла к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.
Список литературы, Интернет - источники:
Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.
Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.
Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.
Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн, 2010г.
Толковый словарь живого великорусского языка.
http :// shishkinles .ru
http ://www .otvetim .info /detskie -voprosy /
Приложение1
Б о форта шкала , условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана английским адмиралом Ф. Бофортом в 1806 и сначала применялась только им самим. В 1874 Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял Б. ш. для использования в международной синоптической практике. В последующие годы Б. ш. менялась и уточнялась. В 1963 Всемирный метеорологической организацией была принята Б. ш., приведённая в таблице. Б. ш. широко пользуются в морской навигации.
Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта (на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)
Баллы Боф-фортаСловесное определение силы ветра
Скорость ветра, м/сек
Действие ветра
на суше
на море
Штиль
0-0,2
Штиль. Дым поднимается вертикально
Зеркально гладкое море
Тихий
0,3-1,5
Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру
Рябь, пены на гребнях нет
Лёгкий
1,6-3,3
Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер
Короткие волны, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
Слабый
3,4-5,4
Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает верхние флаги
Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену, изредка образуются маленькие белые барашки
Умеренный
5,5-7,9
Ветер поднимает пыль и бумажки, приводит в движение тонкие ветви деревьев
Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах
Свежий
8,0-10,7
Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями
Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги)
Сильный
10,8-13,8
Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода
Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги)
Крепкий
13,9-17,1
Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно
Волны громоздятся, гребни срываются, пена ложится полосами по ветру
Очень крепкий
17,2-20,7
Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно
Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра
Шторм
20,8-24,4
Небольшие повреждения; ветер срывает дымовые колпаки и черепицу
Высокие волны. Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость
Сильный шторм
24,5-28,4
Значительные разрушения строений, деревья вырываются с корнем. На суше бывает редко
Очень высокие волны с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая
Жестокий шторм
28,5-32,6
Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко
Исключительно высокие волны. Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая
Ураган
32,7 и более
Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены. Очень плохая видимость
Задворных Герман
Руководитель проекта:
Некрасова Ирина Юрьевна
Учреждение:
МБОУ "Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области"
В представленной исследовательской работе по начальной школе на тему "Измерение скорости ветра" автор изготавливает прибор для измерения скорости ветра, проводит наблюдения за прогнозом погоды и результатами измерений, измеряет скорость ветра и сравнивает результаты с прогнозом погоды.
Учащийся начальной школы в ходе исследовательской работы и проекта по окружающему миру на тему "Измерение скорости ветра" проводит расчеты и строит график определения скорости ветра.
В данном исследовательском проекте и работе по окружающему миру "Измерение скорости ветра" учащийся начальных классов школы планирует ответить на два вопроса:
1. Можно ли самостоятельно измерить скорость ветра?
2. Совпадут ли наши значения с прогнозом погоды?
Работу разделили на три этапа:
1. Изготовление прибора для измерения скорости ветра.
2. Наблюдения за прогнозом погоды и результатами измерений.
3. Измерение скорости ветра и сравнение результатов с прогнозом погоды.
Этап 1
Во многих странах для получения электроэнергии широко используют ветрогенераторы.
Мы решили самостоятельно изготовить такое устройство для нашего прибора.
Для этого мы взяли электродвигатель от сломанной игрушки, закрепили на кронштейне и присоединили два провода.
В качестве пропеллера использовали вентилятор от старой микроволновки.
К проводам электродвигателя присоединили вольтметр.
Получился вот такой прибор:
Закрепили его на раме и получили следующие результаты.
Этап 2
Результаты наблюдений:
Дата | Показания прибора, mV | Скорость ветра по прогнозу погоды, м/с |
---|---|---|
01.10.15 | 15 | 4 |
02.10.15 | 20 | 5 |
03.10.15 | 88 | 11 |
04.10.15 | 47 | 8 |
05.10.15 | 37 | 7 |
06.10.15 | 9 | 2 |
07.10.15 | 29 | 6 |
По полученным результатам построили график
Этап 3
Проверка наших измерений
В течение следующих пяти дней мы измеряли скорость ветра и сравнивали ее с прогнозом погоды.
Результат исследовательской работы:
1. Самостоятельно измерить скорость ветра можно.
2. Наши результаты почти совпали с прогнозом погоды.
Работу выполнил: Халюков Богдан Александрович
«Ветер- волшебник»
Научный руководитель: Капустян Марина Викторовна,
учитель начальных классов Россия, г. Владикавказ, МБОУ СОШ №22,1Б класс
Введение………………………………………………………………………………………
1.Определение ветра
1.1.Что такое ветер?……………………………………………………………………
1.2.Виды ветров……………………………………………………………………….
1.3.Определение сторон света………………………………………………………..
1.4.Значение ветра…………………………………………………………………….
1.5.Образ ветра в творчестве народов мира…………………………………………
2.Исследовательская часть
2.1.Эксперимент 1……………………………………………………………………..
2.2.Эксперимент 2……………………………………………………………………..
2.3.Эксперимент 3……………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………………………
Приложение 2……………………………………………………………………………………
ТЕЗИС
Тема исследования: «Ветер- волшебник».
Руководитель: Капустян Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Владикавказская средняя общеобразовательная школа №22».
Цель работы: выяснить, зачем нам нужен ветер.
Узнать, как и почему появляется ветер;
Научиться связывать научные представления с реальной жизнью;
Научиться определять направление и силу ветра.
Гипотеза: думаю, что ветер можно подчинить человеку.
Объект исследования: ветер.
Предмет исследования: скорость и направление ветра.
Методы исследования:
Беседа с учительницей, с родителями.
Наблюдение за ветром в природе.
Изучение литературы о ветре.
Выполнение творческих работ.
Интернет-ресурсы.
Актуальность:
Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы.
Ветры в зависимости от своей силы и скорости способны изменять всё вокруг. Где кроются причины их возникновения?
Я считаю, что выбранная мною тема актуальна. Меня давно интересовал вопрос о том, почему дует ветер, как он образуется, для чего он нужен и можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы.
Введение.
С давних времён люди видели в ветрах присутствие живых сил Вселенной и космоса, влияние богов. Кроме того, в восточных учениях ветер является символом духа, его силы и живым дыханием Вселенной, поддерживающим и объединяющим всё живое. Ветер-олицетворение бестелесного, неосязаемого, неуловимого, переменчивого. Он ассоциируется с нитью, верёвкой и т.д. Ветры-посланцы богов, указывают на присутствие божества. В сочетании с огнём ветер символизирует богов гор и вулканов.
Иногда мы выходим на улицу, чтобы насладиться спокойной и ясной погодой. Однако, не успели мы пройти и несколько шагов, как вдруг поднимается ветер. Хотя мы и не видим его, зато прекрасно чувствуем на руках и лице, не имея ни малейшего представления, откуда он взялся. Давайте разбираться.
1.Определение ветра.
1.1.Что такое ветер?
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает.
Так порою, он сердит.
Только что он был везде-
Миг - и нет его нигде.
Вы когда-нибудь смотрели на облака так, как смотрел на них я? Облака очень красивые. А ещё они разные. Если долго наблюдать за ними, то можно увидеть разных животных, и домик, и машину (см. рис. 1). Ещё я обнаружил, что они могут плыть то в одну сторону, то в другую. Почему же так происходит? Этот вопрос я задал своему дедушке. Он мне объяснил, что виной всему ветер: облака лёгкие и ветер гонит их за собой, в своём направлении. Я подумал и пришёл к выводу, что ветер- это движущийся воздух. Но почему он движется, что движет его? У меня накопилось много вопросов, и я решил заняться поиском ответов на них.
Для начала я провёл простейший опыт: я взял лист бумаги, сделал из него веер, и помахал им на себя (см. фото 1). Я ощутил прохладу, ветерок. Значит, я заставил воздух двигаться.
Поразмыслив, я понял, что воздух сам по себе не двигается. Под действием чего же это происходит? Для этого я провёл ещё один опыт: когда я встал на пол, мои ноги почувствовали холодный воздух (см. фото 2). Но когда я встал на кровать и вытянул руки вверх, то оказалось, что там воздух гораздо теплее (см. фото 3).
Вывод: таким образом, ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, и только потом начинает дуть.
Я приоткрыл входную дверь и опустил на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклонилось внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух (см. фото 4). Затем свечу медленно поднял вверх. Пламя отклонилось в сторону коридора, так как из комнаты выходит тёплый воздух (см. фото 5).
Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.
Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.
Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.
Вывод: ветер- это движущийся воздух.
1.2.Виды ветров.
Ветер бывает разным. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет.
Когда я был на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой?
По этому поводу я обратился к папе. Он пояснил мне, что это явление называется бризом (см. рис.2).
Бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.
Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.
Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.
Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.
Ветер может быть весёлым, лёгким - это бризы. Я провёл небольшой опыт: на столе я приготовил мисочки с водой. В каждой мисочке было «море»: красное (см. фото 6) и жёлтое (см. фото 7). Я дул на воду. Получались волны.
Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.
А может быть ветер сильным, разрушающим, злым - это ураган (см. рис.4), буря (см. рис.5), смерч (см. рис. 3). Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв. Я попробовал устроить бурю у себя дома: в большой таз с водой я опустил парусные кораблики. Когда я дул на паруса, то кораблики плыли (см. фото 8). Я перестал дуть, и кораблики остановились на месте. Я решил проверить, что же будет, если подуть сильно? Мои кораблики потерпели крушение (см. фото 9).
Вывод: чем сильнее дует ветер, тем опаснее на море.
Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.6).
1.3.Определение сторон света.
Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.7). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света: север (N ), юг (S ), запад (W ), восток (O ). Нужно стать так, чтобы стрелка остановилась на N . Это будет север. Позади меня будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10).
Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?
С этим вопросом мне помог папа. Он мне рассказал несколько способов ориентирования на местности без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!
Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 9). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.
Такие подсказки помогают нам в лесу. Если же мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.
Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 8). За спиной будет юг, по левую руку – запад, по правую – восток. Восток так назвали потому, что там солнце Восходит, а запад – потому, что солнце в этой стороне всегда Заходит.
Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.
1.4.Значение ветра.
В ходе исследования я много нового узнал о волшебнике- ветре, о его возникновении, узнал, что ветры бывают лёгкие и сильные, весёлые и злые, разрушительные. И у меня возник вопрос: чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользы или вреда? Друг он нам или враг? Мне было трудно самому разобраться в этом, поэтому я призвал на помощь своих родителей. Вот что у нас получилось:
Ветер помогает растениям опыляться распространять семена;
Ветер помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы. Но может и навредить: погнуть или даже сломать растение;
Ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться;
Во время шторма на море рыба из опасных мест уходит глубже, на дно. Там мало кислорода. Если шторм продлится долго, то рыба может погибнуть;
Когда летит птица, ветер помогает ей, толкает вперёд. А может и мешать, если дует на встречу;
Жарким летом ветер охлаждает животных, у которых тёплый мех;
Ветер раскачивает деревья и может повредить гнёзда птиц;
Ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные и наоборот. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных - теплее;
Если бы не ветер, в сухие земли не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;
Ветер постоянно уносит загрязнённый воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей;
Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии. Они изобрели такие установки – ветряки (см. рис. 11);
Ветер вращает лопасти мельниц. Жернова крутятся, и зерно перемалывается в муку (см. рис. 12);
Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт.
Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.
1.5.Образ ветра в творчестве народов мира.
Ветер занял особое место в произведениях великих русских поэтов и писателей. Мне очень нравится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», которую написал А.С.Пушкин:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного…
Люди в своём творчестве по- разному относились к этому явлению природы. Моряки и мельники очень любили и ждали ветер, так как их жизнь зависела от него. Ветер в засуху мог принести долгожданный дождь, а затем мог и погубить весь урожай. Ветер издревле ассоциируют с переменами, причём не всегда в лучшую сторону.
Бабушка мне сказала, что 18 апреля по народному календарю праздник – Федул - Ветреник (Ветродуй) и Федора - Ветреница. В старину так и говорили:
Пришёл Федул – тепляк подул.
Пришёл Федул – тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил.
Вообще ветер в народном творчестве очень часто упоминается. Порой – с большим уважением. Так, китайская пословица советует: «Стой как гора, двигайся как ветер». Вьетнамцы с улыбкой говорят: «В зависимости от ветра и флаг вьётся». А русские в ответ: «Держи нос по ветру». (См. приложение).
Многие народы говорят: «Без ветра волн не бывает» или «Без ветра трава не колышется». Это говорит о том, что на всё происходящее имеются свои причины.
Моряки подбадривают друг друга: «Если тебе нипочём ветры в море, разве тебя испугаешь ветрами на земле?». К тому же «Большие паруса только сильный ветер может надуть». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер.
Вывод: каким бы сильным и разрушительным не был ветер, люди всё равно воспевают его в своём творчестве, потому что он является одним из важнейших факторов в природе, без которого не было бы жизни на земле.
2.Исследовательская часть.
2.1.Эксперимент 1. «Весёлая медуза».
Для наблюдения за направлением и силой ветра я сделал самодельную «ловушку» для ветра в виде забавного морского обитателя.
1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).
2.С помощью дырокола сделал по краю множество проколов на расстоянии 1см друг от друга (см. фото 12).
3.Продел в отверстия длинные ленты – «щупальцы», закрепил их прочными узлами (см. фото 13).
4.Присоединил к корпусу верёвочку, за которую подвесил «весёлую медузу» (см. фото 14).
Вывод: щупальцы медузы реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.
2.2.Эксперимент 2. «Вертушка».
Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.
1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20 на 20 (см. фото 15). Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата. Отступил по 1см от центра по линиям в сторону каждого из углов, отметил.
2.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.
3.Затем я булавкой проколол дырочку в центре и в левом углу каждой из получившихся частей.
4.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.
5.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).
Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления ветра.
2.3.Эксперимент 3. «Флюгер».
Для следующего эксперимента мне понадобился флюгер. Так как настоящего у меня не нашлось, то я решил сделать его своими руками.
1.С помощью ножниц я отрезал от пробковой рейки отрезок.
2.На тарелке из алюминиевой фольги карандашом нарисовал детали (стрелу и хвост), затем вырезал их (см. фото 17). Детали должны быть достаточно большими, чтобы чувствовать влияние ветра.
3.Ножницами сделал небольшие разрезы в обоих концах пробковой рейки. Нанёс немного клея в прорезь и приклеил к рейке треугольную деталь. То же самое сделал с хвостовой деталью флюгера (см. фото 18).
4.Затем взял длинную деревянную рейку и прикрепил к ней рейку из пробки. Пробковая рейка должна свободно вращаться (см. фото 19).
5.Для того чтобы легко определять точное направление ветра, я вырезал из цветного картона буквы N , S , E , W (север, юг, восток, запад). Каждой букве соответствует свой цвет (см. фото 20).
6.Отрезал четыре отрезка одинаковой длины от пробковой рейки. Приклеил по одной букве к каждому отрезку, а затем приклеил полученные указатели к деревянной рейке (см. фото 21).
7.С помощью компаса определил, где находится север. Поставил свой флюгер так, чтобы буква N указывала на север. Стрелка показывает направление ветра (см. фото 22).
После того, как флюгер был готов, я начал ежедневно наблюдать за погодой, за направлением ветра, и записывать свои наблюдения в дневник (см. рис. 14).
Вывод: оказывается, что при смене направления ветра меняется и погода. Например, в дни моих наблюдений преобладал северный ветер, который принёс сильные морозы, а временами даже снег.
Я научился определять направление ветра с помощью моей весёлой медузы, вертушки и флюгера. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 23), по движению веток на деревьях (см. рис. 13). Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону.
Когда дует ветер, интересно наблюдать за облаками, они плывут низко и быстро,
Ещё я люблю наблюдать из окна метель, когда вихры снега переносятся с места на место. Иногда ветер метёт по земле, образуя позёмку.
А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 24). Ещё нам может помочь определить направление ветра развевающийся флаг (см. фото 25).
Заключение.
В ходе своей исследовательской работы я много нового узнал о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнал, откуда он берётся, каких видов бывает, чем определяется и что происходит, когда он набирает огромные силы.
Ещё я понял, что ветер подчинить человеку не удастся, что опровергает мою гипотезу. Но можно использовать ветер в своих целях – энергия ветра огромна, она имеется всюду и её не надо добывать, как уголь из шахт.
Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.
Список литературы, Интернет - источники:
Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.
Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.
[ 3] Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.
[ 4] Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн,2010г.
Толковый словарь живого великорусского языка.
Http:// shishkinles.ru
Http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/
Приложение.
Рисунок 1. Облака.
Фото 1. Опыт 1. Веер.
.
Фото 2. Опыт 2.Внизу холодный воздух. Фото 3. Опыт 2. Вверху тёплый воздух.
Фото 4. Опыт 3. Фото 5. Опыт 3.
Рисунок 2. Бриз.
Фото 6. Опыт 4. Фото 7. Опыт 4.
Рисунок 3. Рисунок 4.
Рисунок 5.
Фото 8. Опыт 5. Фото 9. Опыт 5.
Рисунок 6. Шкала Бофорта. Рисунок 7. Компас.
Фото 10. Рисунок 8. Полярная звезда.
Рисунок 9. Мох на дереве. Рисунок 10.Стороны света.
Рисунок 11. Ветряки. Рисунок 12. Мельница.
Фото 11.Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 12. Эксперимент 1. Весёлая медуза.
Фото 13. Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 14. Эксперимент 1. Весёлая медуза.
Фото 15. Эксперимент 2. Вертушка. Фото 16. Эксперимент 2. Вертушка.
Фото17. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 18. Эксперимент 3. Флюгер.
Фото 19. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 20. Эксперимент 3. Флюгер.
Фото 21. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 22. Эксперимент 3. Флюгер.
Фото 23.Дым из трубы. Рисунок 13.
Фото 24. Воздушный шар. Фото 25. Флаг.
Рисунок 14. Таблица наблюдений за погодой.
юго-восточный
t =-5C
пасмурно
северный
северный
переменная обл.
северный
северо-восточный
северо-восточный
северо-западный
северный
переменная обл.
северо-западный
переменная обл.
северо-восточный
переменная обл.
северо-западный
северный
переменная обл.
северо-восточный
переменная обл.
северо-восточный
северо-восточный
северо-восточный
переменная обл.
северо-восточный
t =- 16C
северный
t =- 15C
переменная обл.
северный
t =- 9C
северный
переменная обл.
Загадки о ветре.
Летит, а не птица, Кто не ведает границ?
Воет, а не зверь. Кто летит быстрее птиц?
Тучи нагоняет, Он то грозен, то мятежен,
Воет, задувает. То как пух весенний нежен.
По свету рыщет, Кто свободней всех на свете?
Поёт да свищет. Догадались? Это…
Бежит по снегу, а следу нету? Летит - не птица,
Воет – не зверь.
Сказка о ветре.
Ветер и солнце (К. Ушинский).
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путешественника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул и привязал к седлу.
Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру,- лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
Стихи о ветре.
Сыграй мне, синий ветер…(А. С. Пушкин). Ветрено (И. Токмакова).
Сыграй мне, синий ветер, Ветрено, ветрено
Сегодня песню моря. Вся земля проветрена,
И серенаду листьев Ветер листья с веток
О радости и горе. Разогнал по свету:
И буду каждый вечер Липовый, берёзовый,
Я флюгером на крыше Жёлтый лист и розовый,
Играть в пятнашки с ветром Красный, разноцветный,
И песни петь неслышно! Старый лист газетный.
Пословицы и поговорки о ветре.
Листву путает ветер, человека – слово.
Ветер в голове никогда попутным не бывает.
Слово держать – не по ветру бежать.
Плох тот ветер, который добра не приносит.
Ветер и без крыльев летает.
Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
Народные приметы о ветре.
Откуда ветер, оттуда и погода.
Перед грозой лес затихает.
Куда ветер дует, там и дождь идёт.
Если зимой шумит лес - к оттепели.
Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду.
Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.
Ночной ветер днём дождь послал.
Ветер за солнцем – к ветреной погоде.
Если ветер дует с юга летом – к ненастью, зимой – к теплу.
Исследовательский проект "Загадочный ветер"
Гайнетдинова Олеся Камилевна, воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г.Туймазы Республика Башкортостан, город Туймазы
Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой» , и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.
Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы - ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.
Задачи:
- знакомство с понятием «ветер» ;
- построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из - за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
- научить детей по-разному определять ветер;
- активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер» ;
- познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
- пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
- научить их мыслить и самостоятельно делать;
- изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
- прививать интерес детей к природе окружающей нас.
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
- Словесные - чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер» .
- Наглядные - наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
- Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер» .
Объект исследования: ветер.
Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, пособие на определения ветра для календаря природы, игры «Тренажеры для дыхания» .
Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.
Этапы проектной деятельности
1 ЭТАП – подготовительный.
Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.
2 ЭТАП – реализация проекта.
Наше первое близкое знакомство с ветром произошло на организованной образовательной деятельности во время республиканской конференции. После этого мероприятия дети часто задавали вопрос о ветре. Поэтому мы решили посвятить время для наблюдения за ветром.
Дети уже знали, что ветер это движение воздуха и он невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками. Иногда с целью эксперимента мы с детьми вывешивали на ветки деревьев ленточки и с их помощью мы могли определить наличие и направление ветра. Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.
В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.
С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра - сильный и слабый.
Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок» , «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер» .
Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.
Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.
В нашем детском саду мы используем методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо - плохо» . Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные - переносит семена, помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром - пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.; отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например, как в 1970г в Бангладеш ветер погубил 1000000 человек, или как в Мехико ветер наоборот спас 20млн. человек. Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…» .
В библиотеке нам рассказали, что у нас в Туймазах более 100 лет тому назад тоже была мельница, которая называлась «Батыршина» .
На организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию дети рисовали «Ветер в лесу» , кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами, а одна девочка нарисовала зайца, который спрятался от ветра за дерево!
Я изготовила игру «Кто, кто в теремочке живет?» . Суть игры заключается в том, что в теремочке живут животные, а кто именно мы можем узнать, если откроется окно. И тут загадка для детей: «Как открыть окно, не трогая его руками?» . Конечно же, просто подуть на окно. И тут же дети радостно выкрикивают жителей своих теремков. Для разнообразия можно потом обыграть эту игру дальше, например, пусть все домашние животные соберутся рядом с домиком, а дикие рядом с деревом, или же каждый расскажет о своем жителе: назовет детеныша, чем питается, …
С детьми выучили стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Кисилева Т.
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!
Шемякина Н.
На ООД по физическому занятию познакомились с подвижной игрой «Северный и южный ветер» . Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой) , касаясь, их «размораживает» .
Другая подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.
Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол» , цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня» , «Веселые колобки» , «Снегопад» и «Листопад» , «Кто быстрее?» .
На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я - капитан» . Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.
С помощью интерактивной доски дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.
Так же мы пригласили работника метеорологической службы г. Туймазы, которая рассказала о своей работе, о тех наблюдениях погоды, которые они проводят. Она познакомила детей с приборами, которые они применяют в своей работе. И рассказала, какие ветра дуют у нас в городе.
3. ЭТАП – итоговый.
В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра. И сделали наглядность – стенд - плакат «Сила ветра» , в которой дети будут отмечать силу ветра во время прогулки.
Заключение
В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений - ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.
В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители. Ими были изготовлены наглядные пособия, один из самых значимых, из которых, был установлен на участке детского сада. Этот флюгер мы надеемся, будет тем фундаментом на основании, которого мы продолжим наблюдение и изучение ветра.
Кроликова Влада Владиславовна
Проблема: что такое ветер?
_____________________________________________________________
Цель: узнать, что такое ветер.
Задачи:
Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.
Результаты:
удается не всегда.
Выводы:
2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;
летом – северный;
осенью – западный, южный;
в декабре – северный;
в январе - юго- западный.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
название исследовательской работы или творческого проекта
Ветер
Анкетные данные участника (участников) конкурса «Я – исследователь»:
- Фамилия, имя, отчество автора (или авторов ) Кроликова Влада Владиславовна
- Дата рождения автора (или авторов) 09. 03. 2005г .
- Образовательное учреждение, район/город: МБОУ «Моргаушская СОШ»
- Фамилия, имя, отчество научного руководителя: Иосифова Тамара Фадеевна
- Предметное направление:
Физика – техника | |
Естествознание. Живая природа | |
Естествознание. Неживая природа | |
Гуманитарное |
- Возрастная группа (для группы определяется по самому старшему ребенку):
I, II, III, IV
Краткое описание работы:
Проблема: что такое ветер?
_____________________________________________________________
Цель: узнать, что такое ветер.
____________________________________________________________
Задачи: 1) узнать о причинах возникновения ветра.
2) провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении
3) ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра, - флюгером
4) научиться определять направление ветра с помощью флюгера
5) по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года _____________________________________________________________________
Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.
____________________________________________________________________
Результаты: предсказать направление ветра по народным приметам
Удается не всегда.
Выводы: 1) ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;
летом – северный;
осенью – западный, южный;
в декабре – северный;
В январе - юго- западный.
_______________________________________________________
Цель моего исследования:
узнать, что такое ветер.
Задачи:
- узнать о причинах возникновения ветра;
- провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении?
- ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра,- флюгером;
- научиться определять направление ветра с помощью флюгера;
- по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года (с марта 2012 года по январь 2013 года – приложение 1)
Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то спокоен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это..
Так что же такое ветер? Почему он дует?
Можно ли создать самим ветер в помещении?
Опыт №1.
Оказывается, можно. Для этого достаточно включить настольный вентилятор. Ветер в помещении возникает именно тогда, когда начинает крутиться воздушный винт ---пропеллер, который толкает воздух и заставляет его двигаться.
Значит, ветер --- это движение воздуха.
Ветер в комнате мы чувствуем, когда в жару обмахиваемся веером.
А кто же создаёт ветер на улице? Там же нет воздушного винта --- пропеллера?
Можно проделать такой опыт.
Опыт №2.
- вырезали бумажную спираль.
- поместили её на острие спицы.
- под спиралью поставили зажженную свечу.
Я наблюдала: бумажная спираль стала вращаться. Произошло это потому, что нагретый свечой воздух поднимается вверх и вращает спираль
- через некоторое время свечу потушили.
Я наблюдала: спираль перестала вращаться, так как воздух остыл.
Это можно объяснить тем, что тёплый воздух легче, он поднимается вверх, а холодный воздух занимает место тёплого. Так образуется поток воздуха – ветер.
Этот вывод можно проверить на другом опыте.
Опыт №3.
Если в холодную погоду приоткрыть окно на улицу, внизу и вверху у образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено во внутрь комнаты, а пламя верхней --- наружу. Это происходит потому, что тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх и выходит на улицу через щель наверху. А холодный воздух тяжелее и он входит в помещение снизу. Через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и станет выходить на улицу через верхнюю щель, а на его место снизу снова и снова будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе.
Ветер – это сильные воздушные потоки, занимающие огромное пространство на Земле. А возникает он при смене погод: от жары к холоду или наоборот, перед сильным дождём, бурей. Поверхность Земли многообразна.
На Северном и Южном полюсах лёд не тает ни зимой, ни летом. Там воздух всегда остывает.
А на экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается.
Над океанами он пропитывается влагой. А над громадными пустынями воздух сильно высыхает.
Тёплый воздух легче прохладного, он поднимается вверх, его место занимает холодный воздух. Воздух находится в постоянном движении. Когда это движение особенно сильное, то мы это называем ветром.
ВЫВОД: ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.
Как мы можем определить, с какой стороны дует ветер.
Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра --- флюгер.
Название ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.
- северный ветер дует с севера
- южный ветер дует с юга
- западный ветер дует с запада
- восточный ветер дует с востока
- юго-западный ветер дует с юго-запада
- северо-западный ветер дует с северо-запада
- юго-восточный ветер дует с юга- востока
- северо-восточный ветер дует с севера-востока
А с какой стороны дует ветер в нашей местности? Я наблюдала за направлением ветра, начиная с марта 2012 года.
У меня получились такие результаты:
В марте преобладал северный ветер.
В апреле – северный
В мае – западный, юго-западный
В июне – северный
В июле –северный
В августе – северный
В сентябре – западный
В октябре – южный
В ноябре –западный
В декабре – северный
В январе 2013 года – юго-западный
Вывод:
В нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;
Летом – северный;
осенью – западный, южный;
в декабре – северный;
В январе - юго- западный.
Народная примета «Откуда ветер на Евдокию, оттуда он весной и все лето»
Полностью подтвердилось. Летом преобладал северный ветер.
Примета «С какой стороны ветер дует на Покрова, с той стороны всю зиму дуть будет» частично подтверждается.
В декабре преобладал северный ветер, а в январе – юго-западный.
ВЫВОД: предсказать направление ветра по народным приметам
Удается не всегда.
Книги, которые мне помогли:
1. Детская энциклопедия. Что такое? Кто такой?
2. Энциклопедия для детей. М.Д. Аксёнова.
3. Планета - наш дом. И.Г. Белавина. Н.Г. Найденская.
4. Малышам о природе. Н.Н. Никандр
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать