Ппд дорожного движения для детей. Вспомним правила дорожного движения для детей дошкольного возраста и школьников
Цель: сохранение жизни и здоровья детей; объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
Форма проведения: познавательно-игровой конкурс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ребенок и правила дорожного движения
Цель: сохранение жизни и здоровья детей; объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
Форма проведения: познавательно-игровой конкурс.
План проведения
- Вступительное слово ведущего родительского собрания.
- Этап педагогического всеобуча. Выступление сотрудника ГИБДД.
- Этап показа практической деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения.
- Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
Подготовительный этап
- Оформление плаката «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!»; приглашение родителям на родительское собрание с указанием его программы; наглядной агитации (стенды «Внимание! Улица», «Это должен знать каждый», «Красный, желтый, зеленый»); выставка детских работ «Мы едем, едем, едем…; тематической выставки (подбор художественного слова, книг для чтения детям, наглядных и дидактических пособий, игр и т.д.).
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, оборудования для игр, пособий для занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
- Создание папок- передвижек («Осторожно – красный свет», «Светофор»).
Организационный этап
В помещении вывешены плакаты, тема собрания; оформлены:
- Информационно-методическая выставка по теме собрания;
- Фотовыставка «С места происшествий» (автокатастрофы);
- Выставка детских рисунков по теме собрания.
Вступительное слово ведущего
Причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Случается это из-за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными. Как показывает статистика, четвертая часть от общего количества ДТП с участием юных участников дорожного движения относится к детям дошкольного возраста.
Анализ всех происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, показал, что нашим ребятам опасно быть участниками дорожного движения и в качестве пешехода, и в качестве пассажира, и в качестве водителя транспортного средства, будь то велосипед или мопед. Дети не соблюдают правила дорожного движения, не умеют ориентироваться в ситуациях на дороге, у них нет опыта, психологической подготовленности и, что самое важное, очень часто нет положительного примера перед глазами. Каждое дорожно-транспортное происшествие, в которое попал ребенок, - это прямой укор взрослым.
Сегодня на собрании мы попробуем ответить на вопрос: как избежать опасностей на дороге?
Начиная с раннего детства, ребенок должен получить азы дорожной культуры. « Тогда для него в любом возрасте будет естественной культура поведения за рулем или на пешеходной дорожке», - говорит Р.Г. Бзегежева, талантливый педагог из республики Адыгея. Все, что усвоит ребенок в этом возрасте, прочно останется у него в памяти.
(Предметом обсуждения на собрании становится поведение на улице не только детей, но и самих взрослых.)
Этап педагогического всеобуча. Выступление сотрудника ГИБДД
Сотрудник ГИБДД:
- Рассказывает о причинах детского травматизма;
- Разъясняет, какую роль играет пример взрослого в обучении детей;
- Старается убедить родителей в необходимости действовать в соответствии с правилами дорожного движения;
- Знакомит присутствующих родителей с правилами дорожного движения, которые должен знать ребенок старшего дошкольного возраста.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма:
- Переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом;
- Игры на проезжей части;
- Невнимание к сигналам регулирования движением;
- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий;
- Неправильный выбор места перехода дороги при высадки из транспорта;
- Незнание правил перехода перекрестка;
- Хождение по проезжей части при наличии тротуара;
- Езда на велосипеде по проезжей части, которым не исполнилось 14 лет;
- Езда на роликах и самокатах по проезжей части.
Психологические причины:
- Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта;
- Неумение детей наблюдать;
- Невнимательность;
- Неразвитое чувство опасности;
- Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Родители задают интересующие их вопросы. Представитель ГИБДД отвечает.
Просмотр видеоролика «Соблюдайте правила дорожного движения».
Показ фрагментов детских познавательных образовательных программ по правилам дорожного движения: «Улица Сезам», «Смешарики», «Уроки безопасности» (в качестве рекомендации для использования в домашних условиях).
Этап показа практической деятельности с детьми по изучению правил дорожного движении.
Познавательно-игровая программа «Красный. Желтый. Зеленый»
Цели: привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью закрепления у детей представлений о назначении светофора и его сигналов; о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); о знаках дорожного движения (подземный и пешеходный переход); о правилах дорожного движения; вызвать желание действовать дружно, сообща; подарить детям радость общения с родными.
Ход мероприятия
1.Вступительное слово
В зал, где проходит родительское собрание, входят дети и садятся на заранее подготовленные места.
Ведущий. Уважаемые родители и дорогие ребята! Сегодня мы встретились, чтобы вместе поиграть и пообщаться. Мы приглашаем вас принять участие в познавательно-игровой программе «Красный. Желтый. Зеленый». Но сначала нам нужно разделиться на три команды: «Велосипедисты», «Мотоциклисты», «Автомобилисты».
Поприветствуем команды и наше уважаемое жюри. Итак, мы начинаем!
2. Совместные задания
- Вспомнить и спеть песни о любом виде транспорта (каждая команда по очереди исполняет по одному куплету песни). Выигрывает та команда, которая закончит последней.
- Прочитать стихотворение или загадать загадку. Команды читают стихи или загадывают друг другу загадки. Побеждает тот, кто все отгадает.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (светофор)
У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими сверху смотрит на меня. (светофор)
На резиновом ходу все дороги обойду.
Мне открыты все пути. Вам со мною по пути? (машина)
К нам во двор забрался крот, роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет, если крот откроет рот. (экскаватор)
Дом на улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (автобус)
Что за чудо этот дом – окна светлые кругом.
Носит обувь из резины, а питается бензином. (автобус)
На резиновом ходу все дороги обойду,
Я на стройке пригожусь, я работы не боюсь. (грузовой автомобиль)
Для этого коня еда – бензин и масло, и вода.
На лугу он не посеется, по дороге он несется. (автомобиль)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль)
В поле лестница лежит.
Дом по лестнице бежит. (поезд)
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
Летит, как стрела, жужжит, как пчела. (самолет)
Гордо по морю плывет белоснежный … (пароход)
Несется и стреляет, ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (мотоцикл)
Загудел глазастый жук, обогнал зеленый луг.
У дороги смял ковыль и ушел, оставив пыль. (мотоцикл)
Силач на четырех ногах, в резиновых сапогах
Прямиком из магазина притащил нам пианино. (грузовик)
- Вспомни и назвать пословицу (Выигрывает тот, кто больше назовет.)
- Тише едешь – дальше будешь.
- Опасайся бед, пока их нет.
- Гляди в оба, да не разбей лоба.
- Ехал прямо, да попал в яму.
- Нарисовать светофор. Каждый участник команды подбегает по очереди к доске и рисует часть светофора.
- Нарисовать транспортное средство. Необходимо нарисовать с закрытыми глазами необычное транспортное средство и объяснить – для чего оно предназначено. Выигрывает тот, кто оригинальнее и выразительнее справится с заданием.
- Рассмотреть с детьми серию картинок из набора о правилах дорожного движения (побеседовать о поступках героев).
- Разложить и назвать знаки.
Дорожные знаки бывают:
- Предупреждающие (треугольники красного цвета);
- Запрещающие (круги красного цвета);
- Информационно-указательные (прямоугольники синего цвета).
- На определенный (цветовой) сигнал выполнить определенные движения (по типу игры в «Светофор»).
Красный – без движения;
Желтый – хлопки;
Зеленый – ходьба.
Побеждает та команда, участники которой меньше ошибались.
- Придумай свой знак (например, «Опасно: тонкий лед!», «Кататься на санках запрещено»).
- Задания для детей
Что означает этот знак? (Например, подземный и пешеходный переход).
- Конкурсы-эстафеты
- «Поездка с препятствиями» (проехать на велосипеде, объезжая кегли).
- «Перевозка грузов» (участники команд перевозят стройматериал и строят дом).
- «Чей автобус проедет дальше» (члены команд пускают свой автобус с импровизированной горки).
- Будь внимателен (хлопать в ладоши тогда, когда ведущий называет водный вид транспорта).
- Оживи улицу (на столе стоит макет города: улицы, дома, сделанные детьми предварительно).
Что нужно сделать, чтобы эта улица была похожа на настоящую?
Чего на ней не хватает?
Необходимо дополнить улицу недостающими предметами (дорожными знаками, светофорами, человечками, разными машинами).
- «Что лишнее» на классификацию транспорта (наземный, воздушный, водный, подземный). Каждой команде показывается картинка с изобразительным рядом.
- Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Кто из вас в автобусе тесном уступает старикам место?
Дети отвечают «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Знает кто, что красный свет означает – «хода нет»?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья».
Знает кто, что свет зеленый – «путь открыт», желтый свет – «внимание»?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья».
А кто из вас, идя домой, гуляет на проезжей мостовой?
Дети: «Нет, не я, нет, не я, и все мои друзья».
- «Вопрос – ответ»
- Кем становятся все люди, и большие и маленькие, когда выходят на дорогу? (Пешеходами.)
- Что нужно выполнять и знать, чтобы нас считали культурными (хорошими) пешеходами? (Правила дорожного движения.)
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? (По тротуару.)
- Как вы считаете, что является самым важным при переходе улицы? (Иметь хороший обзор проезжей части во все стороны улицы, быть внимательным.)
- Какие правила дорожного движения вы знаете? Назовите.
- Задания для родителей
- Объясните детям следующие понятия .
1-я команда: ДПС, автомагистраль, улица, жезл, светофор.
2-я команда: АЗС, мостовая, маячок, регулировщик, дорожный знак.
3-я команда: ГИБДД, шоссе, площадь, сирена, тротуар.
Побеждает та команда, которая точнее и быстрее истолкует термины, причем доступно для понимания дошкольников.
- «Вопрос – ответ»
- Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное.)
- Почему всегда ходят пешком? (По лестнице.)
- Что такое регулируемый перекресток? (Перекресток, на котором движение регулируется милиционером-регулировщиком или светофором).
- Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт.)
- Зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят вместе со взрослыми и должны строго выполнять их указания? (Ребенок должен осознанно выполнять правила.)
- Какие виды пешеходных переходов бывают и какие должны знать дошкольники? (Регулируемые, нерегулируемые, наземные, подземные, надземные.)
- Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвался.)
- Как должен взрослый с ребенком входить в автобус? (Ребенок входит первым, за ним взрослый).
Правил дорожных на свете не мало.
Все бы их выучить вам не мешало,
Но основное из правил движенья
Знать, как таблицу должны умноженья.
На мостовой не играть, не кататься,
Если здоровым ты хочешь остаться!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Подведение итогов
Ведущий: спасибо всем за участие. А теперь послушаем, что нам скажет жюри. Молодцы, победила дружба! А сейчас участникам и зрителям вручат сладкие призы.
Подведение итогов родительского собрания
Ведущий: Улица для маленького человека – это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Но, благодаря совместной работе детского сада и семьи по обучению детей правилам дорожного движения, можно добиться больших успехов в воспитании детей-пешеходов, снизить дорожно-транспортный травматизм.
В качестве решения родительского собрания может быть предложено обращение ко всем родителям:
Дорогие родители!
Не ваши ли дети топают по проезжей части дороги на красный сигнал светофора? Какую оценку вы поставите себе за безопасность на дороге ваших детей? Задача каждого родителя – изучить азбуку движения пешехода на дороге со своим ребенком.
Успехов вам! Ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения – залог безопасности юного покорителя жизненных дорог.
Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №64»
Памятка для родителей
«Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
1.Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличать движущуюся машину от стоящей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет – боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет – более уверенно отличает правую сторону дороги от левой.
В 8 лет – может мгновенно отреагировать на оклик и т.п.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде (умение объезжать препятствия, делать крутые повороты); умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше); может отказаться от начатого действия (ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар).
2.Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?
- Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
- Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый свет.
- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
- Из автобуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
- Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
- В автомобиле обязательно пристегивайтесь ремнями; ребенка посадите на самое безопасное место: в специальное кресло, в середину или на правую часть заднего сидения.
- Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои ошибки.
При выходе из дома:
- Сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
При движении по тротуару:
- Придерживайтесь правой стороны тротуара;
- Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- Крепко держите малыша за руку;
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора и т.п.;
- Разъясните ребенку, что забрасывание проезжей части камнями, стеклом и т.п., повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
- Не приучайте ребенка выходить на проезжую часть; коляски и санки с детьми возите только по тротуару;
- При движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все ваши указания.
Готовясь перейти дорогу:
- Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
- Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
- Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии – зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется.
- Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- Не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- Не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
- При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе он может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдающих за движение транспорта.
При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, трамвая и такси):
- Выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- Не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении (вас может прижать дверьми); особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – особенно опасном месте для него: стоящий автобус сокращает дорогу обзор дороги в этой зоне, пешеходы здесь чаще спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть и т.п.
При ожидании общественного транспорта:
- Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
- Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским креслом; объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции «бросает» сидящего вперед, он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы пассажир погиб или был сильно ранен;
- Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;
- Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
При проезде в общественном транспорте:
- Приучите ребенка крепко держаться за поручни, чтобы при торможении он не получил травму от удара;
- Объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только при полной его остановки.
«Родители-водители, помните!»
Малыши дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают опасности транспорта. Они еще не знают, что такое боль и смерть. Игрушки и мячи для них гораздо важнее жизни и здоровья. Отсюда правило: если на дорогу выкатился мяч – обязательно появится ребенок. Знай это и заранее притормози.
Если ребенок смотрит на автомобиль, это не значит, что он его видит. Увлеченный своими мыслями, он часто не замечает приближающийся автомобиль. Взрослый, сбитый машиной, получает «бамперный перелом» - перелом голени. Детям же удар приходится в живот, грудную клетку и голову. В результате ребенок погибает или получает тяжелые травмы черепа, разрывы внутренних органов и переломы. Чем больше скорость автомобиля, тем сильнее удар и серьезней последствия!
Советы психолога
Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить по улицам и переходить дороги. У ребенка другие особенности слуха и зрения. Ему сложно определить, с какой стороны исходит звук. Услышав сигнал автомобиля, он может сделать роковой шаг навстречу опасности.
Ребенок не умеет эффективно использовать периферическое зрение и полностью выключает его, когда перебегает дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете. Он считает, что если он видит автомобиль, то водитель тоже его видит и остановится. Ребенок не может определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно.
Приложение 2. Родители должны знать, что…
- Чаще всего травмы случаются по вине взрослых. Очень часто родители сами нарушают правила дорожного движения.
- Статистика сообщает, что каждый 16-й пострадавший на улице ребенок вырвался из рук сопровождавших его взрослых. При переходе дороги с ребенком следует крепко держать его за руку.
- Обучение детей правилам дорожного движения не должно сводиться к призывам соблюдать их. В силу конкретности и образности детского мышления обучение должно быть наглядным и проходить в естественной обстановке. Следует использовать любой подходящий, чтобы доходчиво и ненавязчиво обучать ребенка правилам поведения на дороге, в транспорте и т.д.
- Ребенок-дошкольник не должен гулять без родителей, если через двор проезжает транспорт.
- Родители обязаны доводить детей до детского сада и передавать их воспитателям.
- На улице взрослые не должны оставаться безучастными к поведению детей, вышедших гулять без сопровождения взрослых, старших.
Какие представления родители могут дать детям?
Родители знакомят детей с названиями улиц, по которым они часто ходят, со значением встречающихся дорожных знаков, вспоминают правила движения по тротуару и перехода через улицу (дети должны хорошо усвоить, что нельзя выходить одним, без взрослых, на проезжую часть улицы). Родители могут рассказать детям о труде шофера, милиционера-регулировщика, понаблюдать с ним за работой светофора.
Приложение 3. Правила безопасности для детей.
Безопасность на дорогах
- Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход».
- Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
- Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо.
- Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
- Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
- Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
- Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно переходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
- Вне населенных пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю (обочине) навстречу машинам.
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.
Берегите ребёнка!
Начните с себя.
Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.
Запомните эти простые правила правила:
* По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части;
* Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево;
* Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора;
* Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.;
* Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.
Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.
В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
* правила дорожного движения;
* элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
* транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
* средства регулирования дорожного движения;
* красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
* правила движения по обочинам и тротуарам;
* правила перехода проезжей части;
* без взрослых выходить на дорогу нельзя;
* правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.
Для этого вам нужно:
1. знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
2. для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
3. объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
4. когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
5. указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
6. научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке);
7. когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки;
8. закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
9. развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
10. развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
11. не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
При выходе из дома
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь - нет ли опасности.
При движении по тротуару
Придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
Остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом!
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать- ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
Во время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет, необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.
Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения – неотъемлемая часть их воспитания, которой должны уделять особое внимание, как молодые родители, так и воспитатели в ДОУ. С самых ранних лет маленький ребенок должен понимать важность соблюдения данных правил, поскольку от этого зависит безопасность его жизни и здоровья.
Тем не менее, малышу бывает очень непросто объяснить, чего не рекомендуется делать во время прогулок и передвижения по дороге, и какие опасности могут подстерегать его на улице. В данной статье мы приведем основные правила дорожного движения для детей дошкольного возраста, изложенные в простой, доступной и понятной форме.
Как объяснить ребенку правила дорожного движения?Чтобы донести до маленького ребенка главные правила дорожного движения в форме, доступной для него, можно воспользоваться следующими объяснениями:
- Любое движение следует осуществлять только по правой стороне. Это касается не только автомобилей и всех остальных видов транспорта, но и пешеходов, которые двигаются по тротуару.
- Там, где тротуаров нет, нужно очень осторожно двигаться по обочине, навстречу потоку транспорта.
- Переходить территорию движения машин можно только по специально предназначенному для этого пешеходному переходу, обозначенному «зеброй», или на зеленый свет в тех местах, где имеется светофор. При этом если на дороге имеется нерегулируемый пешеходный переход, необходимо первоначально отчетливо убедиться в безопасности своего предстоящего маневра и отсутствии движущихся автомобилей и других транспортных средств, даже, несмотря на то, что водители в такой ситуации обязаны пропускать людей. Во всех случаях следует понимать, что сидящий за рулем человек может просто не заметить ребенка или взрослого, переходящего дорогу, а машине нужно время для того, чтобы остановиться.
- На красный и желтый свет движение запрещено, как для пешеходов, так и для любых транспортных средств.
- При выходе из троллейбуса, автобуса или трамвая не следует сразу же переходить дорогу, обходя транспортное средство. Лучше дождаться того момента, когда крупногабаритный транспорт отъедет от остановки, и спокойно завершить свой маневр, предварительно убедившись в его безопасности.
- Переходя дорогу вместе со взрослым, нужно обязательно крепко держаться за его руку и не отпускать все то время, пока пересечение проезжей части не будет завершено.
- Ни при каких обстоятельствах не допускается выскакивать на дорогу перед движущимся автомобилем.
- При движении в машине нужно обязательно сидеть в специально предназначенном для этого кресле и никогда не отстегивать ремни безопасности во время езды.
- Особую осторожность следует проявлять во время катания на роликовых коньках, скейте или .
«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дорогах, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, в 30 раз больше, чем в Италии. (Д.В. 2007 №7, стр. 122.)
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.
Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина 11 в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций и стран, особенно для воспитателей дошкольных учреждений.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
1.Исследование проблемы в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в коляске.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей « Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения, игры, литературный и другой дополнительный материал. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам по дошкольному воспитанию, а так же родителям.
Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу « Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки.
Исследование в этой области проходит в детских садах и в настоящее время.
Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах.
2. Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.
Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактические игры, рассказы, чтение художественных произведений, а так же практические в образовательной области «Художественное творчество» - это рисование, лепка, аппликация. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
Расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах.
и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно- творческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;
Научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;
Пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;
Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.
организованные формы обучения на занятиях,
совместную деятельность взрослого и ребенка,
самостоятельную деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения,
ознакомление с окружающим,
развитие речи,
художественную литературу,
конструирование,
изобразительное искусство,
игру.
Методическая работа в дошкольном учреждении занимает особую роль. Главную роль играет методический кабинет, который создаётся для оказания повседневной и целенаправленной методической помощи воспитателям в работе с детьми и родителями, в том числе и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Там находятся обобщённые материалы, вместе с собственным опытом представлен опыт работы других детских садов города. На все материалы составляются аннотации с краткими рекомендациями по их применению и использованию.
В методическом кабинете должны быть наглядные учебные пособия для разных возрастных групп - демонстрационные картинки, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарные и другие); куклы, одетые в форму регулировщиков; необходимые атрибуты для управления движением - жезлы, светофоры и т. п.; методическая художественная литература, литературный материал для чтения и заучивания наизусть; сценарии праздников и развлечений. Большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД; разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).
Н.Н.. Авдеева указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
А.В. Гостюшин считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями .
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
Самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
Интерактивный опрос;
Коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы.
Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
2. Эффективные формы и методы обучения детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
2. В процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
В младшей группе занятия лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.
На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).
Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам. В результате таких занятий дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук. На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения.
Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.
На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.
На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны, и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор".
Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.
Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к
восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
Следовательно, в игровом уголке 1 младшей группы должны быть:
1. Набор транспортных средств
2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу. Поэтому следует добавить:
1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
2. Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть.
3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
Для ребят средней группы в уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
4. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
7. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
1. Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
2. Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.
Можно использовать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
Наблюдения, экскурсии;
Игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные;
Составление коллажей;
Моделирование и анализ заданных ситуаций;
Сочинение историй и оформление их в книжечки;
Беседы, чтение художественной литературы.
Познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;
Минутки безопасности;
Больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки».
Большое внимание следует уделять работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе;
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения;
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения - это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.
3. Роль родителей в обучении детей правилам дорожного движения
Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения помогают родителиРеальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.
Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным.
Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.
Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.
Все это должны знать и родители.
Работа с родителями может принимать разнообразные формы:
Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны», «Грамотный пешеход».
Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».
Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте», «Помните ли вы?»
Анкетирование.
Показательные занятия.
Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».
Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.
Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.
Содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения
Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части.
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге не комфортно.
Уголок может быть оформлен так:
Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).
Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации
Книжка-раскладушка
Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:
«Цена спешки – жизнь вашего ребёнка»
«Внимание – мы ваши дети!»
«Ребёнок имеет право жить!»
«Глупо экономить своё время, за счёт жизни ребёнка»
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
В ходе учебного года на родительских собраниях необходимо доводить до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращать внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендовать места для игр детей.
Рекомендовать, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать. В ходе повседневной работы с родителями информировать их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и давать им необходимые рекомендации, например: прочитать стихотворение; купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
Показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Для закрепления программного материала детям даются задания на дом, которые они выполняли под руководством родителей.
Заключение
Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
И в заключении хочется сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.
Список использованной литературы
1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. С-5
2. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения».
М. «Просвещение» 1973 г.
3. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. М. «Транспорт» 1999 г.
4. Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
5. Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
6. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
7. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.
8. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
9. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
10. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
11. Юрянин «Светофор» М. Издательство «Детская литература» 1971 г.
Загадки в стихах по ПДД для детского сада.
Загадки для детей дошкольного возраста по правилам дорожного движения.
1. Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
2. Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать. (Светофор)
3. Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар)
4. Что за транспорт такой
Что везет тебя домой.
Он бежит туда-сюда,
Упираясь в провода. (Троллейбус)
5. Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ. (Зебра)
6. На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
7. Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно. (Перекресток)
8. Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. (Остановка)
9. Двух колес ему хватает,
И мотор не подкачает.
Нужно только завести –
И счастливого пути! (Мотоцикл)
10. Это что за магазин?
Продается в нем бензин.
Вот машина подъезжает,
Полный бак им заливает.
Завелась и побежала.
Чтоб другая подъезжала. (Заправочная станция)
11. У строителей в почете
Этот умный грузовик.
Он почти всегда в работе,
Отдыхать он не привык.
Привезет и сам разгрузит
Щебень, гравий и песок,
А потом спешит обратно
Как бы не был путь далек. (Самосвал)
12. Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда. (Обочина)
Загадки для детей (детского сада).
1. Отгадайте загадки:
Мы едем в такси и таксичке,
В автобусе и электричке. (Пассажиры)
За рулем я сижу,
На дорогу гляжу. (Водитель)
Человек по мне шагает.
Меня зеброй называет. (Пешеходный переход)
2. Какие слова пропущены?
Новенький автобус по городу идет.
К … подъезжает, (остановкам)
Быстро … открывает, (двери)
… выпускает. (пассажиров)
Загадки для школьников 1- 4 класса
3. Блиц – опрос.
– Как связаны между собой слова «Водитель» и «пассажир»?
– Какими качествами обязан обладать водитель общественного транспорта?
– Легка или трудна работа водителя общественного транспорта? Почему?
– Есть ли у водителя обязанности перед пассажиром? Какие?
– Есть ли у пассажира обязанности перед водителем, перед другими пассажирами.
– Вежливый водитель – это ….
– Вежливый пассажир – это…..
– Могут ли общаться водитель и пассажир? В каких случаях? Каким должно быть их общение?
– Когда про человека говорят, что он «заяц»?
4. Разбор сценок-ситуаций.
a) В двигающемся автобусе пассажир просит водителя продать ему талон на проезд. Водитель отказывается это делать. Правильно ли он поступает?
б) Пассажир увидел, что за рулём автобуса – его сосед. Пассажир стал разговаривать с водителем, задавать ему вопросы о работе, о семье. Такой вежливый пассажир. Но правильно ли он ведёт себя?
в) Пассажире не понравилось, что водитель резко трогает автобус с мета и резко останавливает. Он начал выговаривать водителю во время движения о этом. Прав ли пассажир. Как следует вести себя водителю?
5. Исправьте ошибки.
– Пытайтесь проехать в транспорте бесплатно.
– Прикажите пассажирам закомпостировать ваш билет.
– Не держитесь за поручни.
– Никогда и никому не уступай те место.
– Не готовьтесь заранее к выходу.
– Выпрыгивайте, не ожидая полной остановки транспорта.
– Наберите побольше еды и всю её скушайте, пока будете ехать.
– Разговаривайте громко, смейтесь.
– Закройте уши и не слушайте водителя, когда он объявляет остановки.
– Не бойтесь проехать свою остановку.
6. Игра «Дорожный алфавит».
На каждую букву алфавита придумать слово, связанное с правилами дорожного движения. (Дети получают листочки с буквами алфавита и дописывают слова или ведущий называет букву, а дети выкрикивают слова)
а – автобус б – билет в – велосипед и т. д.
7. Итог. – Какими пассажирами вы будете?