Пословицы к рассказу проказы старухи зимы. Ушинский К
Человеческий язык -- удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал когда-то Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.
Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен. Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова язык .
Заглянем в современный четырехтомный «Словарь русского языка». В нем дано 8 значений слова язык , среди них:
- 1. Орган в полости рта.
- 2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи.
- 3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.
- 4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог.
- 5. Средство бессловесного общения.
- 6. Устар. Народ.
Пятое значение и относится к языку музыки, языку цветов и т. д.
А шестое, устаревшее, означает народ . Как видим, для определения народа взят важнейший этнографический признак -- его язык. Помните, у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
Но все эти «языки» не заменяют главного -- словесного языка человека. И об этом писал в свое время Ломоносов: «Правда, кроме слова нашего, можно бы мысли изображать через разные движения очей, лица, рук и прочих частей тела, как-то пантомимы на театрах представляют, однако таким образом без света говорить было бы невозможно, и другие упражнения человеческие, особливо дела рук наших, великим были помешательством такому разговору».
Итак, язык есть важнейшее средство общения. Какими же качествами должен он обладать, чтобы стать именно таким?
Прежде всего, язык должны знать все говорящие на нем. Существует как бы некая общая договоренность, что стол будем называть словом стол , а бег -- словом бег . Как это сложилось, решить сейчас нельзя, поскольку пути самые разные. Вот, например, слово спутник в наше время приобрело новое значение -- «прибор, запускаемый с помощью ракетных устройств». Дата рождения этого значения может быть обозначена абсолютно точно --4 октября 1957 года, когда радио сообщило о запуске в нашей стране первого искусственного спутника Земли. Само такое значение уже было подготовлено русским языком: в XI--XIII веках оно имело значение «товарищ по дороге» и «сопутствующий в жизни», затем -- «спутник планет». А отсюда недалеко и до нового значения -- «сопутствующий Земле прибор». Это слово сразу стало известным в данном значении и вошло в обиход всех народов мира.
Но часто не все слова известны говорящим на данном языке. И тогда нарушается нормальное общение. Более всего это связано со словами иноязычными. Но непонимание может быть связано и с исконными русскими словами, известными только на определенной территории, или со словами, которые уже редко употребляются, устарели.
Но если подобных слов много, это затрудняет чтение текста. Поэтому против такого нагромождения диалектизмов выступают критики. Это же высмеивают и сатирики.
Затрудняют общение и профессиональные слова, известные только людям данной профессии. Однако профессиональная лексика очень важная часть словаря языка. Она способствует более точному и плодотворному общению людей определенной профессии, что крайне необходимо. Чем больше и точнее словарь, чем более детально он позволяет говорить о процессах, тем выше качество работы.
Понятность языка обеспечивает его роль в организации людей. Родившийся как продукт коллективного труда язык и сейчас призван объединять людей в трудовой деятельности, в области культуры и т. д.
Второе качество, от которого зависит общение -- язык должен охватывать все, что окружает человека, включая и его внутренний мир. Это, однако, вовсе не означает, что язык должен в точности повторять структуру мира. У нас действительно есть «слова для всякой сути», как сказал А. Твардовский. Но и то, что не имеет однословного наименования, может быть с успехом выражено сочетаниями слов.
Гораздо важнее, что одно и то же понятие в языке может иметь, и очень часто имеет, несколько наименований. Более того, считается, чем богаче такие ряды слов -- синонимов, тем богаче признается язык. В этом проявляется важное положение; язык отражает внешний мир, но не абсолютно адекватен ему.
Вот, например, цветовой спектр. Выделяется несколько основных цветов спектра. Опирается это теперь на точные физические показатели. Как известно, свет волн различной длины возбуждает разные цветовые ощущения. Разделить точно «на глаз», например, красное и пурпурное трудно, поэтому мы и объединяем обычно их в один цвет -- красный. А сколько существует слов для обозначения этого цвета: красный, алый, пунцовый, кровавый, рдяный, кумачовый, рубиновый, гранатовый, червонный, вишневый, малиновый и т. д.! Разграничить эти слова по длине световых волн не удастся, потому что они наполнены своими особыми оттенками значимости.
То, что язык не слепо копирует окружающую действительность, а как-то по-своему, что-то выделяя больше, чему-то придавая значения меньше, и является одной из удивительных и далеко еще не исследованных до конца тайн.
Две важнейшие функции языка, которые мы рассмотрели, не исчерпывают всех его достоинств и особенностей. О некоторых будет идти речь далее. А теперь давайте подумаем, по каким признакам мы можем оценить человека. Конечно, оснований для этого много: его внешний вид, отношение к другим людям, к труду и т. д. Все это, конечно, верно. Но и язык помогает нам охарактеризовать человека.
Говорят: встречают по одежке, провожают по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорит. Характеризует человека его словарь, т. е. сколько слов он знает. Так, писатели И. Ильф и Е. Петров, решив создать образ примитивной мещаночки Эллочки Щукиной, прежде всего, рассказали о ее словаре: «Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет двенадцать тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет триста слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью...» Образ Эллочки Людоедки стал символом крайне примитивного человека и способствовал этому один признак -- ее язык.
Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида. Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.
Язык как средство общения
К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.
Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.
Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.
Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.
Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.
Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.
Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.
Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.
Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.
Невербальные средства общения
Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных языковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невербальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.
Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобретенным людьми.
Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.
Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.
Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положение губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов перехода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презрение, удивление, радость.
Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких положений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зависимость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религиозных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.
Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т.д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.
Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жесты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.
Когда недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усиливают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.
Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветствовать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.
Кинесическими средствами общения являются стиль передвижения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.
К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодические средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр голоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические средства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые высказывания, демонстрируют эмоциональные состояния.
Динамические касания телом, в виде похлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.
Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.
Интимное расстояние предназначено для общения близких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.
Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.
Социальное расстояние предназначено для официального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.
Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.
Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.
Вербальные средства общения
К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.
Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.
Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.
Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.
Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.
Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.
Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.
Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера.
Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.
В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.
Речь как средство общения
Основная функция речи индивида лежит в обеспечении мышления. Речь это своеобразный инструмент мыслительной деятельности. Она является исторически сложившейся формой коммуникативных взаимодействий через языковые конструкции. Слово представляет собой основную структурную единицу языковых систем. Слово в качестве понятия заключает в себе намного больше информации, данных, чем в себе несет элементарное сочетание звуков.
Процесс оформления мыслей при помощи слов и их осмысление, неминуемо вызывает деформацию смысловой нагрузки сообщения. Однако все же индивиды понимают друг друга. Осмысление неизменно поддается корректировке, так как средства общения людей – это не просто трансляция информации, знаний, сообщений посредством вербальных и невербальных инструментов, а обмен данными, который предполагает обратную связь.
Реплики без ориентирования на партнера по коммуникации носят форму монолога. При монологической трансляции сообщений сумма потерь содержания информации может доходить от 50% до 80% от количества исходной информации. Психологи утверждают, что наиболее результативной формой коммуникаций является диалог. Он предполагает свободное и беглое владение речью, способность отличать искренние и честные ответы от неправдивых и уклончивых, чуткость к неречевым сигналам.
Фундаментом диалогических коммуникаций является умение и способность задавать вопросы самому себе и остальным субъектам коммуникационного процесса. В сравнении с монологическим общением, диалогические коммуникации считаются более эффективными. Ведь намного результативнее будет трансформировать собственные идеи в вопросы, и проводить их апробацию в беседе с товарищами, коллегами. Использование вопросов позволяет понять, поддерживаются ли идеи говорящего или нет. Сам факт вопроса показывает желание принимать участие в коммуникационных взаимодействиях, обеспечивая их дальнейшее направление и углубление.
Любое взаимодействие немыслимо без следования правилам вербального этикета, который связан с формами и стилем речи, словарным запасом.
Трансляция сообщений может иметь разнообразную форму. Информация может передаваться в форме разговора, беседы, лекции, или даже спора.
Речь как средство общения является основным, свойственным только людям способом коммуникации. Она, главным образом, делится на внутреннюю – мысленный разговор индивида с самим собой, посредством которого понимается мотивация его поведения, и внешнюю, т.е. направленную на собеседника. Внутренняя речь является фундаментом внешней речи. Преобразование сути внутренней речи во внешне направленно связано с появлением сложности проговаривания вслух. Внешне направленная речь бывает устной и письменной.
Игра как средство общения
Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.
Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.
Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.
Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.
Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.
Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.
Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.
Развитие средств общения
Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.
Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.
Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.
Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.
В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании , обратной взаимосвязи и .
Средства делового общения
Деловое общение представляет сложный и разносторонний процесс налаживания и дальнейшего развития профессионально-деловых контактов между субъектами, которые устанавливаются вследствие возникновения потребностей совместной деятельности, и содержит в себе обмен информацией, опытом.
Деловое общение сегодня считается наиболее массовым видом социального коммуникативного взаимодействия. Оно начинается с внешнего облика. Соответствие имиджа в целом месту и времени, является своеобразной визитной карточкой индивида, презентацией его успешности и профессионализма.
Имидж как средство делового общения является важнейшим аспектом любых профессиональных коммуникативных взаимодействий между субъектами. К нему предъявляются особые требования, которые включают в себя обязательное соответствие специфики деятельности, времени и места совершения деловой коммуникации. Он должен свидетельствовать о надежности, компетентности, интеллектуальности индивида, оставлять о партнере только благоприятное впечатление, вызывать у собеседника уважение и доверие.
При формировании собственного имиджа нужно учитывать несколько видов качеств: природных, привитых воспитанием и образованием, обретенных посредством жизненного и профессионального опыта. Природные качества включают в себя коммуникабельность индивида, его эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. К привитым образованием и воспитанием качествам относятся нравственные ориентиры, психологическое здоровье и набор средств общения.
Имидж как средство делового общения формируется изначально из мелочей – различных аксессуаров, например, ремня, телефона, часов, манер и непосредственно умения вести беседу и собеседника.
Логико-смысловую составную часть деловых коммуникаций образует общение посредством вербальных и неречевых средств, которые дополняют беседу. Она содержит в себе два связанных между собой процесса: производство сообщений собеседником и восприятие им информации. Средством вербального общения является речь и ее смысловая нагрузка. Она состоит из слов и может быть устной или письменной.
К средствам невербального делового общения относят такие же инструменты коммуникаций, что и при других видах межличностного взаимодействия, а именно: мимику, жестикуляцию, визуальные контакты, проксемику, пара- и экстралингвистику.
Константин Дмитриевич Ушинский
Проказы старухи-зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
- Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко!
Тема: К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.
Цели:
- 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
- 2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
- 3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: таблички с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами, разноцветные слоги, пословицы, картинки о зиме, компьютер, мультимедийная презентация.
Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.
Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.
Межпредметные связи: математика, письмо, развитие речи.
Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
2. Разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
- - Вдох - носом, выдох - через рот.
- - Вдох, задержка дыхания, выдох.
- - Вдох, выдох, задержка дыхания.
2) Разминка для глаз.
- А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
- - сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
- - вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
- Б) Работа по таблице. (слайд №2)
- - Назовите цвет кружков по цепочке.
- Назовите цвета кружков через один
3. Проверка домашнего задания.
По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 3)
Проверка домашнего задания - чтение стих-я А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть, слабочитающие ученики - хорошее чтение стих-я.
4. Новая тема.
1. Введение в тему.
А) Беседа.
- - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- - Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №4, проверка правильности выполнения задания)
- -Какой сейчас месяц? Какая погода?
Б) Работа с доской.
- - Давайте вспомним признаки зимы. (слайд№5)
Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.
В) Работа по карточкам.
Зима.
Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.
Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.
Зима.
Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.
Физминутка.
Игра "Золотые ворота"
Учитель с одним из учеников держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, относящееся к зиме.
2) Сообщение темы урока.
- - А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
- - В классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, - 2ряд - красного, из них составьте слова.
Составленные слова вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.
Загадка.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром.
(зима)
На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд № 7)
- - Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
- - А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?
На доске - портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы жизни. (слайд №8)
- Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - знаменитый русский педагог . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.
3) Словарная работа.
Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.
- ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
- ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
- ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
- ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
- САЛАЗКИ - САНКИ
- ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №9)
4) Чтение текста учителем. (стр. 130-132)
Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.
5) Беседа по прочитанному.
- - Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- - Как зима решила расправиться с птицами?
- - Что сделали птицы?
- - Как звери спасаются зимой от мороза?
- - Что сделала зима с реками и озерами?
- - Как спрятались рыбы?
- - Как приготовились люди к зиме?
- - Почему не боятся зимы дети?
- - Почему зиме стало обидно?
Физминутка для глаз. (слайд 10)
5. Закрепление. Работа над текстом.
1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине слова.
2) Найдите в тексте и прочитайте:
- - как спасались от зимы птицы
- - что сделали звери, чтобы защититься от холода
- - как спрятались рыбы
- - как подготовились к зиме люди
- - о зимних забавах детей
3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)
- ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
- МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
- ЗИМА - НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.
4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.
Релаксация.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расправляется.
Дышится легко…ровно…глубоко. (пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть.
6. Итог урока
- - Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- - Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- - Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме.
СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.