Последние фильмы актрисы. Последние съемки в России
Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.
Положительные эмоции :
1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.
2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.
3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.
4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.
5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.
Отрицательные эмоции :
1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.
2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.
3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.
4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.
5. Страх
— эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Свою классификацию эмоциональных процессов
С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности
— связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств
— выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств
. Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.
По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие
и производные
.
Ведущие эмоции
сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции
возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые
, предсказательные и обобщающие
.
Констатируемые эмоции
«обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся
на: эмоциональный тон ощущений
, собственно эмоции
, аффекты
, настроение
, страсти
, стресс
и фрустрацию
.
Эмоциональный тон
— простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..
Родилась 25 февраля 1975 г. в с. Кривошеино Кривошеинского района Томской области. Мастер спорта России по лыжным гонкам. С 1992 г. входила в состав молодежной сборной, а с 1995 г. – в состав национальной команды России по лыжным гонкам. Четырехкратная чемпионка России, многократный призер соревнований на Кубок мира, обладательница серебряной и бронзовой медалей на чемпионате мира 2005 г. На зимней Олимпиаде в итальянском г. Турине 18 февраля 2006 г. завоевала золотую медаль в составе женской команды в эстафете 4x5 км. За эту победу она была удостоена звания «Почетный гражданин Томской области».
Олимпийские награды:
Золотая – 2006 г., Турин, лыжные гонки, эстафета 4х5 км
Литература:
- Томск-Турин-Томск. Путь Натальи/ [ред. кол.: М.В. Томилова (председ.); отв. ред. В. Борейша и др.; фото М. Ивлева].- Томск: Аграф-Пресс: Формула успеха, 2006.- 118, с.; 20 см.
- Штейнбах, В.Л. Олимпийские чемпионы. Российская империя-СССР-СНГ-Российская Федерация: энциклопедия.- М.: [Русь-Олимп]: Эксмо, 2008.- C. 317.
- Томский хронограф. 2007.- Томск, 2006.- С. 7.
- Сердюк, С. У нашей Наташи – «золотой» аппетит!// Хет-Трик.- 2005.- № 4 (14).- С. 34-35.
- Дроздова, Т. «С дочкой не было хлопот…», - говорят родители Наталья Масалкиной// Красное знамя.– 1998.– 4 апр.– С. 5.
- Баранова, Н. Наталья Баранова: «Главное – стремление к победе и умение держать себя в рамках»/ Н. Баранова; [беседовала] Н. Хмелюк// Красное знамя.- 2000.- 18 февр. (Ева, спецвыпуск).- С. 3.
- Дудко, В. Два дня чемпионки: В Томскую область вернулась обладательница золотой медали Турина - 2006// Вечерний Томск.- 2006.- 2 марта.
- 8. Позолотила трассу: Томская лыжница добавила наград российской олимпийской сборной // Томский вестник.- 2006.- 21 февр.
- Шеремет, Н. Уроки Натальи Барановой: с развитием структуры массового спорта чемпионов в Томске прибавится// Красное знамя.- 2013.- N 61(27 апр.).- C. 1, 4.
С 17 по 27 февраля в немецком Оберстдорфе состоится чемпионат мира по лыжному спорту. Прошлое первенство – в 2003 году в итальянском Валь-ди-Фьемме – известная российская лыжница Наталья Баранова-Масалкина пропустила из-за дисквалификации. Сейчас она готовится к старту, более того, является одной из главных надежд нашей сборной. Незадолго до начала чемпионата «Новые Известия» побеседовали со спортсменкой.
– Наталья, в 2002 году в вашей спортивной жизни произошло тяжелое событие – вы оказались замешаны в допинговый скандал, и буквально за несколько дней до Олимпиады в Солт-Лейк-Сити вас отлучили от лыжных гонок на два года. О чем тогда думали? Не сомневались, что вернетесь на большую лыжню?
– Закончить выступления мысли точно не было. Была обида. Очень хотелось вернуться в сборную, вновь встать в строй. И никаких сомнений.
– Чем занимались в течение этих лет?
– Первый год дисквалификации старалась как можно больше времени проводить дома, с семьей. Но и тренировки не бросала. Разве что не ездила никуда. В 2003-м, когда заключила выгодный индивидуальный контракт, появилось больше денег, и я расширила географию своих тренировок: выезжала в Остров, Раубичи, в Болгарию… Но все равно надолго из дома старалась не отлучаться.
– Лыжные гонки за время вашего отсутствия изменились?
– Изменились. И очень значительно. Например, стало много спринта.
– Это хорошо или плохо?
– Нормально. Отношусь к этому как проявлению прогресса в нашем виде спорта. Кто-то лучше бежит длинные дистанции, а кто-то – спринт. У последних теперь появляется возможность себя проявить. Соответственно меняется и техника бега. Гонки стали более скоростными, а лыжники – более универсальными.
– В одном из интервью вы сказали, что изголодались по гонкам. А эмоции не мешают на трассе?
– Видела это интервью, но не помню, чтобы говорила что-то о голоде. За два года отсутствия в сборной просто накопились эмоции, которые мне сейчас, наоборот, только помогают. Хочется еще многое доказать...
– Что? Кому?
– Прежде всего себе, что могу еще добиться успеха на самом высоком уровне.
– Чемпионат мира в Оберстдорфе и Олимпиада в Турине – хорошая возможность реализовать себя...
– Сейчас все мысли о чемпионате, но закончится он, и, естественно, первой целью будет Турин. Хочется побиться там за медали.
– Скромно.
– Претендентов на призы много, а медалей гораздо меньше.
– К Оберстдорфу вы готовились в горах Армении, в Цахкадзоре. Оцените свое состояние перед мировым первенством.
– Мне трудно сейчас о нем судить. Время покажет. Самое важное, чтобы было здоровье. В Цахкадзоре поначалу чувствовала себя не очень хорошо, что сказалось на подготовке. Поэтому, откровенно говоря, я ею не совсем довольна.
– На каких дистанциях планируете бежать в Оберстдорфе?
– Скорее всего, побегу 30 километров классикой, а что касается остальных дисциплин, то там все будет решаться по ситуации – в зависимости от моей готовности и самочувствия.
– У вас сейчас лучший результат в общем зачете Кубка мира среди россиянок. Это как-то влияет на ваше положение в команде?
– Никак не влияет. Сейчас я в Кубке мира лучше других выступаю, потом будет кто-то другой. Просто я провела удачно несколько гонок, ничего больше.
– Все равно вы, получается, тянете за собой остальных...
– Чемпионку мира Ольгу Завьялову, олимпийскую чемпионку Юлию Чепалову? Я так не думаю…
– Но у сборной России есть лидер?
– Таких лидеров, какими в свое время были Елена Вяльбе или Лариса Лазутина, наверное, нет.
Наталья Баранова - актриса, которая снималась в фильмах разных жанров в период с 1991 по 2012 год. За это время она успешно снялась в девяти художественных кинолентах и запомнилась зрителям.
Биография
Наталья Баранова, фото которой есть в этой статье, родилась в 1970 году в Латвии. Ее родной город - Рига. Но более точной даты рождения актрисы неизвестно.
Наталья после окончания школы обучалась в техникуме. Когда девушке исполнилось двадцать два года, она покинула страну, эмигрировав в Австрию. Дальнейшее обучение уже проходило в этой стране.
Известно, что в Австрии Наталья Баранова, биография которой насыщена яркими событиями, обучалась сразу в нескольких школах актерского мастерства у разных педагогов. Но окончить так и не смогла ни одну из них. Зато ей успешно далась учеба в Венском университете, который она достаточно хорошо окончила.
Кинематография
Наталья Баранова начала сниматься в фильмах в 1991 году. На протяжении одиннадцати лет своего актерского труда талантливая актриса снялась в девяти лентах. Основными жанрами этих фильмов были комедии, драмы и Последний фильм с Барановой Натальей был снят в 2012 году.
Первый фильм
Первым фильмом, в котором сыграла Баранова Наталья, стала кинолента режиссера Андрея Черных «Австрийское поле». Эта драма была снята в 1991 году, а ее премьера состоялась пятнадцатого февраля 1992 года. Сюжет этой киноленты развивается на протяжении 82 минут.
На съемочной площадке этой киноленты были собраны многие известные актеры. Среди них и Людмила Александрова, и Елена Брагина, и и Виктор Сухоруков. Сюжет фильма иногда трудно понять, так как это авторские зарисовки, которые не всегда бывают ясны зрителям или даже критикам.
Но несмотря на такое своеобразие, фильм этот был замечен, как и замечательная игра актеров. Киноленту «Австрийское поле» смотрели не только в России, но и во всем мире. Фильм попал и в программу кинофестиваля, который проходил в Берлине.
Сюжет картины состоит из нескольких частей, которые переносят зрителей в разные ситуации. Но главное достоинство фильма - это диалоги и монологи героев. Поэтому игра актеров здесь важна и решает многое.
Последние съемки в России
Последним фильмом, снятым с Натальей Барановой в России, стала кинолента «Отражение в зеркале». Драма режиссера снятая в 1992 году, вышла в прокат в марте 1997 года.
Наталья Баранова в этой киноленте сыграла одну из женщин, в глазах которой отражался главный герой. По сюжету фильма известный актер неожиданно совершает поступки, о которых раньше даже думать не мог. Кстати, эта кинолента не стала популярной, хотя среди актеров много известных и знаменитых.
Кинематографическая карьера в Австрии
Устраивая там свою жизнь, Наталья стала продолжать и свою кинематографическую карьеру. Так, первым фильмом, в котором она снялась в Австрии, стала кинолента «Моя Россия», которая была выпущена в 2002 году. Следующим фильмом, в котором снялась Наталья Баранова в Австрии, стал «Сукин сын». Эта драма, вышедшая на экраны в 2004 году, была просмотрена семи тысячами зрителей и получила высокие оценки.
По сюжету мальчика Эзрен, которому едва исполнилось девять лет, все окружающие не подпускают близко к себе и все время называют «сукиным сыном». Для него это обидное прозвище, и он никак не может понять, чем он это заслужил. Ведь главный герой всегда вел себя хорошо, слушал старших, был вежлив. Он даже начал рано работать, убирая в комнатах борделя. Но только когда ему исполнилось шестнадцать лет, он узнал о том, что его мать была проституткой. Как же ему пережить такую трагедию?
Были в кинематографической копилке талантливой актрисы Натали Барановой и другие киноленты. Так, в 2009 году она снялась в фильме «Слоновья кожа». Этот короткометражный фильм вышел в прокат в мае 2009 года. Главная героиня - женщина с необычным цветом кожи. Она раскрывается перед зрителями на протяжении тридцати пяти минут. Ведь главное ее достоинство - это не кожа, а душа и сердце. Наталья Баранова прекрасно сыграла одну из женских ролей в этой киноленте.
Последние фильмы актрисы
Последние съемки актрисы Натальи Барановой состоялись в 2012 году. Этот год стал лучшим в ее кинематографической карьере, так как молодая и талантливая актриса снялась сразу в двух кинолентах: «Ужас в вечер пятницы» и «Рай: Вера».
Один из этих фильмов - «Ужас в вечер пятницы», в котором известный актер Симон Шварц сыграл главную мужскую роль, а Наталья Баранова в этой киноленте сыграла все женские роли. Премьера этой драматической австрийской комедии состоялась уже в октябре 2012 года.
Вторая кинолента «Рай: Вера» вышла в кинопрокат в марте 2013 года и была высоко оценена и критиками, и зрителями. Эта драма австрийского режиссера была награждена специальным призом от жюри на кинофестивале в Венеции.
Сюжет киноленты, где снималась талантливая актриса Наталья Баранова, прост: Анна-Мария, главная героиня, живет в Вене. Несмотря на то что она работает рентгенологом в одном из престижных медицинских центров, девушка верит в Бога. Она старается всем людям помочь найти свой путь к Богу, считая, что все души заблудились и не могут найти теперь свою дорогу. Анна замужем. Продолжительное время девушка не знала, что произошло с ее мужем, так как он просто пропал. Но когда он возвращается в ее жизнь, попав в аварию и став инвалидом, то меняется и жизнь Анны.
Многие зрителя хотели бы увидеть Наталю Баранову и в других кинолентах, так как эта талантливая актриса прекрасно и эмоционально сыграла в картинах, но она полностью исчезла из мира кинематографии.