Политики мордовии 50 лет николаю щукину. О пути в профессию (биографическое эссе)
Николай Щукин. Имя этого артиста памятно, прежде всего, старшим поколениям. Он был безумно популярен в первое послевоенное десятилетие, когда советское телевидение ещё только начинало появляться, и телевизоры были далеко не у всех. Однако концерты этого певца проходили с неизменными аншлагами. В 1950-е годы он выступал под именем Ника Стефан и остался «в памяти народной» как первый исполнитель песни «Здравствуй, чужая милая» и роскошного танго «Вернись».
Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в Армавире. Однако, каким было его настоящее имя и кто были его родители, не известно. Мальчика нашли на улице и определили в детский дом. Там ему дали и имя, и фамилию, и отчество – Николай Николаевич Щукин. Поэтому и настоящая дата рождения в связи с этим вызывает подозрение. В детском доме – со всеми его плюсами и минусами - он пробыл, пока ему не исполнилось 15 лет. А в 39 году Коля стал «сыном полка» - его приняли в кавалерийский полк, научили играть на трубе. Так что, по большому счету, будучи подростком, Николай Щукин уже стал музыкантом - горнистом в кавалерии. Совсем как в легендарном фильме «Неуловимые мстители».
В 1941 с началом войны Николай Щукин оказался на фронте, на передовой. В 17 лет он уже служил в разведке - до 1944 года, пока не получил тяжелое ранение. Настолько тяжелое, что из госпиталя он выписался без ноги – её ампутировали. Но у боевого старшины, кавалера двух орденов «Славы» Николая Николаевича Щукина хватило сил и мужества сопротивляться судьбе. Он не хотел быть инвалидом и в 1945 году поступает в Московскую музыкальную консерваторию на вокальное отделение. Однако Щукин быстро понял, что оперного певца из него не получится. Он бросает консерваторию и уходит на эстраду. С профессиональной эстрадной сцены голос Николая Щукина зазвучал с 1946-го года.
В начале своего творческого пути Николай Щукин работал в разных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах – колесил по стране в поисках, как говорится, лучшей доли. Думается, неспроста в конце 40-х он оказался в Ростове-на-Дону. Этот город в послевоенное время стал своеобразной меккой советского джаза. Может быть, потому что туда всем составом из Харбина приехал оркестр Олега Лундстрема? Во всяком случае, в каждом уважающем себя заведении Ростова – при летних кафе, домах культуры, учебных заведениях – был свой небольшой биг-бенд, играющий приджазованные эстрадные мелодии. В одном из таких джазовых оркестров по управлением трубача Иосифа Стельмана был солистом и Николай Щукин.
Именно И. Стельман придумал Щукину сценический псевдоним Ника Стефан. Стельман же предложил и стиль, не в последнюю очередь благодаря которому певец стал необычайно популярен. Конец сороковых-начало пятидесятых – это время повального увлечения латиноамериканскими ритмами. Европеизированные ритмы танго и босса-новы звучали буквально отовсюду. А Н.Щукина представляли на эстраде так: «певец Гавайских островов Ника Стефан». И он выходил на сцену в безупречном кремовом и полосочку костюме с набриалиненными волосами и задушевно пел с едва уловимым акцентом популярные мелодии на непонятных для большинства языках.
Своеобразный эпатаж заморского денди Николай Щукин поддерживал и в быту. По улицам Ростова-на-Дону он ходил в том же элегантном костюме, неизменно притягивая внимание прохожих. И даже специально говорил с акцентом – будто иностранец. Это тоже было частью образа, который Щукин охотно поддерживал. При этом стоит помнить, что он был фронтовик, потерявший на войне одну ногу…
Позже Николай Николаевич рассказывал друзьям такой эпизод. Как-то он приехал в Ростов, и в единственной гостинице «Деловой Двор» не оказалось ни одного свободного номера. Его попросили одну ночь переночевать в общем номере. Ника Стефан основательно поужинал в ресторане, зашёл в общий номер, разделся и уснул мертвецким сном. Когда проснулся, оказалось, что нет ни чемодана, ни костюма... В одних трусах он бросился к гостиничному начальству. Директор только развёл руками:
- Никочка, это же Ростов! Здесь, кто раньше просыпается, тот лучше и одевается....
Широкий успех пришел к Николаю Щукину в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни.
По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой.
Этот же образ Щукин сохранил и будучи солистом Укрконцерта. Из Ростова в Киев он перебрался в 1959-ом и выступал со знаменитым оркестром Людвиковского. Этот коллектив создал в свое время Л.Утёсов, и он считался лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом Советского Союза в 1960-х годах. Позже на одном из юбилеев Н.Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался в Киеве попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног морской прибой...» ("Вернись") распевали буквально все.
В Киевской филармонии Николай Щукин проработал десять лет. К этому периоду относится исполнение Никой Стефаном еще одного шлягера, который, как говорится, ушел в народ. Да настолько глубоко, что потом его исполнял еще Аркадий Северный, а в наше время эта песня звучит в исполнении Александра Солодухи. Речь идет о песне «Здравствуй, чужая милая». Правда вариант 50-х годов и сегодняшний, естественно, различаются. И не только в аранжировке и ритмах. К стихам Леонида Татаренко в пятидесятые годы музыку написал украинский композитор Анатолий Горчинкий. Песня даже была записана на пластинку, а потом прочно вошла в репертуар Николая Щукина. По воспоминаниям очевидцев, впервые на широкой публике он исполнил её на одном из концертов во Львове в 1959 году. Рассказывают, что зрители просили его исполнить "Чужую милую" четыре раза "на бис"…
Сегодня музыкальные критики утверждают, что белорусский композитор Эдуард Ханок все-таки слышал в свое время эту песню. Однако это не помешало ему в семидесятые написать свой вариант мелодии на стихи Л. Татаренко. Свою песню Ханок даже предлагал Валерию Ободзинскому, который по каким-то причинам отказался тогда включить её в свой репертуар. А в 1992-ом «Чужую милую» спел Солодуха, и песня, как говорится, выстрелила.
Когда полстраны запело «Прошлое не воротится и не поможет слеза», два композитора даже схлестнулись как-то в юридических баталия за авторство – и, естественно, гонорары. А на Киевском радио в 1994-м году устроили как-то голосование между слушателями – какая из двух версий песни им нравится. Выиграл, естественно, Солодуха – у каждого времени ведь свои песни…
Ну а в исполнении Ники Стефана "Чужая милая" в 1959-ом звучала вот так:
В 1969 году Николай Щукин перебирается в Москву и становится солистом Москонцерта. К тому времени его считали уже ветераном эстрадной сцены. Пел он о любви, но и о войне. Вот только ура-патриотических песен в его репертуаре не было. По-прежнему блестящий, эффектный, подтянутый, "рафинированный", "салонный и про-западный", как называли его шибко ретивые в то время чиновники из Министерства культуры, он выступал с известным оркестром Гостелерадио под управлением Гараняна, с эстрадно-джазовым ансамблем "Кругозор" под управлением Купревича, другими коллективами. Записывался на пластинки. В составе групп советских артистов неоднократно гастролировал за рубежом. И можно только догадываться, как нелегко ему было стоять перед микрофоном на протезе по два-три часа, сверкая перед публикой "голливудской" улыбкой.
Николай Николаевич Щукин неоднократно выступал на телевидении в 80-ые годы, но узнавали его только прежние поклонники. Для них это был человек – легенда. А песни военных лет, которые стали основой его репертуара, были как будто отражением его собственной биографии. Поэтому его часто приглашали участвовать в памятных телепередачах посвященных ветеранам войны.
В 1984-ом Николаю Щукину присвоили звание Заслуженный артист РСФСР. Позднее, уже в 90-ые он получил звание Народного артиста СССР. Николай Щукин ушёл из жизни в 75 лет - 25 июля 1999 года и похоронен в Москве. А голос его остался на пластинках – голос элегантного певца гавайских островов Ники Стефана, который прошел войну и не сдался перед болезнью.
Имя исполнителя русских, цыганских, французских песен и романсов Александра Зелькина известно сегодня, к сожалению, немногим. Его благородный баритон покорял слушателей в США и Канаде, Франции, Израиле и многих других странах в 1960-1980-е годы. Одной из самых знаменитых стала пластинка «Русские фольклорные песни», где интерпретации «Бубличков», «Чубчика кучерявого», «Песни старого извозчика», «Подмосковных вечеров» можно разве что сравнить с великими предшественниками Саши, вроде Миши Эпельбаума, Леонида Утёсова или Алёши Димитриевича.
Памяти Вилли Ивановича Токарева
Вольф Мессинг в Казани
Скоро исполнится 120 лет со дня рождения Вольфа МЕССИНГА, одного из самых загадочных людей прошлого века. Продолжая серию публикаций о выдающихся личностях в истории, рассказываем о днях пребывания Вольфа Григорьевича в Татарстане – через собранные воспоминания свидетелей и участников выступлений и встреч со знаменитым парапсихологом.
Вольфа Мессинга называют человеком-загадкой ХХ века. Он обладал даром предвидения, читал чужие мысли, используя данные ему большие возможности на благо людям. Подарил фронту два самолета, за что получил телеграмму от Сталина следующего содержания: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Вольф Мессинг, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин». Интересно, о каком желании шла речь? Возможно, получить разрешение выступать с концертами по стране.....
Читайте на Шансон - Портале.
3 июня Мордовия простилась со скоропостижно скончавшимся бывшим советником Главы Мордовии Николаем Щукиным. 27 июля ему должно было исполниться 55 лет…
Николай Николаевич родился в зубово-полянском поселке Вадовы Селищи. В 1987 году окончил МГУ им. Огарева, получив специальность «инженер-механик», и поступил на должность первого секретаря Теньгушевского райкома ВЛКСМ. В 1989 году, отучившись в высшей школе при ЦК комсомола, стал секретарем, а позже заведующим идеологическим отделом Мордовского обкома ВЛКСМ. В 1992-1996 годы работал в фирме «АгроМордовия». С 1996 года – помощник, старший помощник Главы РМ, руководитель группы помощников Главы РМ. С 2012 года – государственный советник Главы РМ. Курировал вопросы физической культуры и спорта. В январе 2016-го завершил карьеру государственного чиновника. Награжден орденом «Знак Почета» (1986 г.), заслуженный работник физической культуры Республики Мордовия (2008 г.)… 3 июня в Ледовый дворец попрощаться с бывшим чиновником, пришли сотни людей, многие из которых знали Николая Щукина лично. Свои соболезнования родным и близким выразили начальник УФСКН РФ по Саратовской области Александр Гришнев, призер олимпийских игр Денис Нижегородов, однокурсник Николая Щукина – министр ЖКХ РМ Алексей Тюркин и другие. Чтобы проститься с бывшим коллегой в Саранск приехали и уроженцы Мордовии – члены команды самарского губернатора Николая Меркушкина. Похоронен Николай Щукин на саранском кладбище №5.
«Николай Николаевич внес большой вклад в созидательные процессы в Мордовии, в том числена самых сложных и ответственных этапах развития, - выразил глубокие соболезнования родным и близким Николая Щукина губернатор Самарской области Николай Меркушкин. - Благодаря его грамотной и оперативной работе реализовывались важнейшие для республики проекты по целому ряду направлений в спорте, молодежной, социальной политике, экономике. Он был человеком глубокой порядочности,высокого профессионализма, исключительно надежным в работе и человеческих отношениях».
Николай Николаевич Щукин - один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен, певец с удивительным тембром голоса. Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в г. Армавир. Воспитывался в детском доме. В 1939 году - трубач кавалерийского полка. Во время войны служил в разведке, был тяжело ранен, потерял ногу. В 1945 году Николай поступил в Московскую музыкальную консерваторию, но вскоре понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Профессиональные выступления на сцене начал с 1946-го года. В начале своего творческого пути работал в различных заштатных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кино...
Николай Николаевич Щукин - один из кумиров советской эстрады 50-60-х годов, блестящий исполнитель отечественных и зарубежных песен, певец с удивительным тембром голоса. Николай Щукин родился 15 июня 1924 года в г. Армавир. Воспитывался в детском доме. В 1939 году - трубач кавалерийского полка. Во время войны служил в разведке, был тяжело ранен, потерял ногу. В 1945 году Николай поступил в Московскую музыкальную консерваторию, но вскоре понял, что оперный певец из него не получится и через год ушёл на эстраду. Профессиональные выступления на сцене начал с 1946-го года. В начале своего творческого пути работал в различных заштатных областных филармониях, пел на летних парковых эстрадах, в кинотеатрах и ресторанах. С конца 40-х Николай Щукин, под сценическим псевдонимом Ника Стефан, выступал с популярным на Северном Кавказе ростовским джаз-биг-бэндом п/у И.Стельмана. Широкий успех пришел к артисту в середине 50-х. На советской эстраде, после десятилетий запретов, вновь зазвучали иностранные песни. Самым первым и наиболее знаменитым шлягером Николая Щукина стала лирическая песня - "Вернись", разошедшаяся на пластинках гигантскими тиражами. По воспоминаниям очевидцев, он исполнял шлягеры так, как никто в мире их не пел. Иногда Николай Щукин выходил на сцену в шикарном смокинге (одевался и выглядел он всегда блестяще), подтянутый, сверкающий "голливудской" улыбкой, с бриолином, по тем временам это было чрезвычайно модно. Лирический и эффектный образ певца Николая Щукина, в начале своего творчества не исполнявшего советских патриотических песен, не устраивал культурных "деятелей" от власти. Шибко ретивые чиновники из Министерства Культуры пренебрежительно называли его "рафинированным, салонным и про-западным", и не слишком стремились поддерживать певца в его творческой карьере, несмотря на большую популярность у слушателей. С 1959 года Николай Щукин стал солистом Укрконцерта. Выступал в Киеве со знаменитым и лучшим эстрадно-джазовым биг-бэндом страны конца 60-х, оркестром х/рук. и дирижера В.Людвиковского (оркестр созданный Леонидом Утёсовым). С 1969 года Николай Щукин - солист Москонцерта. В Москве работал с известным оркестром Гостелерадио п/у Г.Гараняна, с эстрадно-джазовым ансамблем "Кругозор" п/у В.Купревича и другими коллективами. Записывался на пластинки. До 1970-го года в основном исполнял популярные сезонные шлягеры и лирические песни известных советских и зарубежных композиторов. В составе групп советских артистов неоднократно гастролировал за рубежом. В последние годы жизни певец с успехом выступал в концертах с репертуаром военных лет, в которых нашла отражение его собственная биография. Участвовал в памятных телепередачах посвященных ветеранам войны. С 1984 года Николай Щукин - Заслуженный артист РСФСР. Позднее, в 90-ые получил звание Народного артиста СССР. Ушёл из жизни 25 июля 1999 года. Нас всё меньше и меньше, А ведь было нас много... Николай Николаевич Щукин - это имя было дано ему не от рождения, потому что воспитывался он в детском доме. Возможно люди, которые принесли маленького смуглого мальчика с копной жёстких, как воронье крыло, волос, в детский дом, знали его настоящее имя. Но записан он был как Коля Щукин, горько плакавший, когда с него снимали красивый матросский костюмчик, и надевали серую униформу, в которую были одеты все детдомовские ребятишки. Имя Николая Щукина было овеяно легендами. Сам о себе Николай Николаевич рассказывал, что он был сыном полка, во время войны ранен, потерял ногу, награждён двумя орденами «Славы»... Я его узнала именно таким. Но были и другие версии его жизни. В самые первые послевоенные годы на улицах Ростова среди полной разрухи, телогреек и шинелей можно было встретить человека, который приводил в изумление весь город. В кремовом костюме в полосочку, в канотье, он шагал слегка прихрамывая по главной улице Энгельса, а за ним - толпы зевак. Это был новый солист ростовского джаза, и звали его Ника Стефан. Причём объявляли его в концерте, как певца с Гавайских островов! Ника Стефан исполнял в основном лирические песни на непонятных для всех языках. На русском, но с большим акцентом, он исполнял только песню о Ростове.На самом же деле это был Николай Щукин, выступавший под псевдонимом "Ника Стефан". Придумал ему этот образ руководитель ростовского джазового оркестра трубач Иосиф Стельман, и молодой певец с успехом эксплуатировал свой псевдоним несколько лет. Даже в жизни Нике Стефану было запрещено разговаривать без акцента. Но мне кажется, что он охотно исполнял эту роль, ибо вспоминал об этом периоде всегда с удовольствием! После Ростова Ника Стефан долгое время работал в Киеве и пользовался оглушительным успехом. На его концерт невозможно было попасть. На одном юбилее Щукина Иосиф Кобзон рассказывал, что, будучи ещё мальчишкой, он пытался попасть на его концерт, но безуспешно: конная милиция, толпы поклонниц, горы цветов и ни одного лишнего билетика. Всё это было связано с именем - Ника Стефан. А его главный шлягер «Вечер, шумит у ног...