Подумай и укажи кто с помощью носа. Занятие в подготовительной группе "мой замечательный нос"
(Зал празднично украшен. У центральной стены сахарные горы и города, дворец принцессы Ольденбургской, украшенный флажками, дерево, на ветках которого висят конфеты, пастилки, пряники, фонтан, молочная речка с кисельными берегами.
Звучит музыка. Дети входят в зал. Танцевальная постановка. Дети садятся на стульчики.)
Ведущий: Ребята! Все вы знаете, что существует много праздников. Самый волшебный праздник какой?
Дети: Новый год.
Ведущий: Самый смешной?
Дети : День смеха.
Ведущий : Самый добрый - это конечно -...
Дети : Мамин праздник!
Ведущий : А самый долгожданный?..
Дети : Это - «День рождения»!
Ведущий: Сегодня самый вкусный праздник. День слад-ко-еж- ки! Кто такие сладкоежки?
(Дети отвечают).
Ведущий: Правильно, это те, кто очень любит сладости. Дети, а вы любите сладости?
Дети : Да!
Ведущий : Уважаемые гости любят сладкое?
(Ответы гостей).
Ведущий: Очень хорошо! Если все присутствующие любят сладости, значит сегодня всеобщий День сладкоежки. Ура, ура, ура! Я предлагаю всем нам отправиться в страну сладостей; страну мороженого и конфет, пряников и мармелада, бисквитных пирожных и шоколада. Помогут нам волшебные конфетки. Если съешь одну конфетку, то сразу очутишься в удивительной стране сладостей.
(Под музыку детям раздают конфеты, дети обегают круг по залу и садятся на стульчики. Часть детей остаются в середине зала. Ходят все рассматривают.)
Ребенок 1 : Вот это да!
Ребенок 2: Куда мы попали?
Ребенок 1:
Здесь текут, как в старой сказке
В берегах кисельных реки,
И живут в домах бисквитных
Сладкоежки-человечки.
Ребенок 2: Имена их нежно-сладки:
Ребенок 1 : Крем-брюле!
Ребенок 2: Эклер!
Ребенок 1 : Батончик...
Ребенок 2: Монарха этой страны величают - в пудре сахарной Сверх-Пончик.
(Выходит Сверх-Пончик в сопровождении Крем-Брюле, Эклера и Батончика и танцуют Менуэт.)
Ребенок 3:
Очень любят сладкоежки
Мед с халвою и вареньем...
Здесь все сахарное: горы,
Города и поселенья.
Ребенок 4:
Карамельки вместо листьев,
А земля, как манный пудинг.
Всюду сахар, сахар, сахар, сахар...
Даже сахарные люди!
Ребенок 5:
На ветках в целлофане -
Печенье, пастила,
Пирожные и торты
И даже есть халва.
Ребенок 6:
А из фонтана льется
Чудесный лимонад.
И леденцы, и вафли
К вам с дерева летят.
Ребенок 7:
Словом, говоря короче,
Сладкоежкой быть забавно.
Нет котлет и хлеба с солью,
Только сладкое в почете.
(Звучит музыка, вбегает Карлсон. Поет песню «Смешной человечек» (с детьми).)
Карлсон: Привет ребятишки! Девчонки и мальчишки! (Пауза.) Почему вы меня не поздравляете?
Ведущий: С чем тебя поздравить?
Карлсон: Ну, как с чем? С моим праздником.
Ведущий : С твоим праздником?
Карлсон : С днем сладкоежки! Я ведь самый главный сладкоежка! Я могу съесть за один раз 100 кг шоколадных конфет, 300 банок малинового варенья и тонну мармелада.
Карлсон : Вы настоящие друзья! (Пожимает детям руки.) У меня есть один вопрос? Когда появились конфеты?
Ведущий: Вообще, конфеты, как сладости, появились очень, очень давно. Еще во времена египетского фараона. Вот как появились конфеты у нас на Родине, расскажет сладкая история.
(Выходят дети.)
Ребенок 1:
Возле речки, возле леса
Дом построила принцесса,
Словно сказочный ларец,
Вырос каменный дворец!
Ребенок 2:
Там на башенках флажки,
И зверинец у реки!
И торопится народ Все на сахарный завод!
(Выходит принцесса из дворца, в руках книга «Сладкая история», мечтательно кружится в вальсе.)
Ребенок 3:
Всюду горы рафинада,
Но принцесса им не рада.
Принцесса:
Не позвать ли немца Коха,
Нам конфетку съесть не плохо!
(Подбегает немец Кох, что-то записывает.)
Ребенок 4:
Ножкой топнула принцесса.
И от этого процесса
Там на фабрике теперь
Стали делать карамель.
(Показывает конфету и ест.)
Ребенок 5:
А затем и шоколад,
Сладкие цукаты!
Принцесса:
Каждый кушать очень рад
Сладости, ребята?
(Принцесса из коробки «Сладкая история» раздает конфеты детям, читавшим стихи.)
Ведущий: Принцесса, мы очень рады видеть тебя на нашем празднике и хотим тебе подарить «Сладкую песенку».
Земляничное варенье -
Это просто объеденье.
Ничего на свете нет
Замечательней конфет!
Припев:
Очень много радости
Доставляют сладости.
Все их любят много есть.
Они не могут надоесть.
Ароматное печенье
Улучшает настроенье.
Кто попробовать не рад
Мармелад и шоколад.
Припев.
Хватит каждому пирожных -
Разноцветных всевозможных.
До чего вкусны слова:
Леденцы, бисквит, халва.
Припев.
Принцесса: Какая чудесная песенка! Теперь я расскажу свою историю. В живописном местечке Рамонь, что недалеко от Воронежа, я жила в красивом замке на берегу реки, и там же открыла кондитерскую фабрику, которая со временем переехала в Воронеж. Нашей Воронежской кондитерской фабрике исполнилось 100 лет.
Я немного волшебница и могу совершить чудо, оживив конфеты. Хотите?
Дети: Да!
Принцесса: По моему велению оживите конфеты «Песни Кольцова»!
(Девочки исполняют хоровод с платочками.)
Принцесса : Еще какие конфеты выпускает Воронежская кондитерская фабрика вы узнаете, отгадав мои загадки.
Загадка 1.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвостик колечком. («Тузик».)
Ведущий: Наши дети знают песенку про собачку.
(Дети поют песню «Тяф-Тяф».)
Принцесса:
Загадка 2.
Живут в Цветочном городке
Малышки-коротышки:
Незнайка, Винтик, Карандаш,
А также Пончик с пышкой.
Дети: «Веселые человечки».
Принцесса: Оживите, веселые человечки!
(Дети исполняют танец «Веселые человечки».)
Карлсон: Принцесса, загадай загадку мне, я тоже хочу отгадывать названия конфет.
Принцесса : Хорошо.
Загадка 3.
Голодна - мычит,
Сыта - ждет,
Маленьким ребятам
Молочко дает!
Карлсон : Это бутылочка с молоком для малышей с соской!
Принцесса : Нет! Подумай еще!
Ведущий : Отгадка в песне. Послушай ее, ребята тебе помогут.
(Дети поют песню «Далеко-далеко».)
Карлсон: Конечно же, это - Корова!
Ведущий : Сейчас дети вам загадают загадку, споют песню, а вы должны вспомнить название конфет.
(Дети поют песню «Осень-художник»:)
Будто рыжая лиса
Бродит осень по лесам,
Где махнет хвостом пушистым
Золотыми станут листья.
Припев:
Осень, осень!
Ты - художник.
Так красиво расписала
В ярких красках Лес зеленый,
Словно ты околдовала.
Стали желтыми сады,
Всюду осени следы:
Лист осины вспыхнул в чаще,
Как фонарик настоящий.
Припев.
Ведущий: Вот какая история произошла с нашими детьми. (Сценка «Кулек конфет».)
Ребенок 1:
Я нес домой кулек конфет
А тут навстречу мне сосед.
Снял берет:
Ребенок 2 : О! Привет! Что несешь?
Ребенок 1 : Кулек конфет.
Ребенок 2: Как - конфет?
Ребенок 1 : Так - конфет!
Ребенок 2 : А компот?
Ребенок 1 : Компота нет.
Ребенок 2:
Нет компота и не надо...
А они из шоколада? (Показывает на кулек.)
Ребенок 1: Да, они из шоколада.
Ребенок 2:
Хорошо! Я очень рад!
Обожаю шоколад.
Дай конфетку.
Ребенок 1: На конфетку.
Ребенок 2:
А вон ту, а ту, а эту...
Красота, вкуснота!
А вон эта, а вон та...
Больше нет?
Ребенок 1: Больше нет!
Ребенок 2: Ну, привет!
Ребенок 1 : Ну, привет!
Странный все-таки сосед?!
(Дети садятся на место.)
Карлсон: Давайте поиграем! Я знаю много интересных игр!
Я на 2 тарелочки разложу конфеты. Подойдите два играющих. Мы посмотрим, кто без помощи рук съест больше конфет.
(Проводится игра.)
Принцесса: Я на праздник принесла две коробки конфет и придумала такую эстафету - дети становятся в две шеренги по 10 человек. Первые берут коробку, обегают стульчик, берут конфету из коробки и передают коробку следующему. Так играем пока не будут съедены все конфеты.
(Проводится игра.)
Принцесса: Мне очень понравилось у вас на празднике. Для вас я хочу исполнить старинный танец «Менуэт», который танцуют настоящие принцессы.
(Танец «Принцессы».)
Ведущий : Мы всех вас поздравляем со столетием воронежского шоколадного дела и дарим танец!
(Дети исполняют танец.)
Принцесса : Я приглашаю всех танцевать.
(Танцуют все. Слышится бой часов (5 раз).)
Принцесса: Праздник в сладкой стране завершается. Но никто не уйдет без сладких подарков.
Использование метода проекта в работе с детьми предлагает следующий алгоритм:
- ребенок и взрослый выделяют и ставят проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагает возможные решения и проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- применяет выводы к новым данным;
- делает обобщения и расширяет, систематизирует знания об окружающем мире.
Таким образом, при формировании у детей системы знаний об окружающем мире средством метода проектов мы развиваем у детей способности к поисковой деятельности, учим определению задач, исходя из поставленной проблемы, планированию этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.
Цель: Систематизация знаний о носе как важном органе.
Задачи:
- Дать знания о своем организме – о функциях носа; особенности строения; форме носа; значении носа.
- Развивать интерес к собственному здоровью.
- Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
- Закрепление знаний правил безопасности жизнедеятельности; правил ухода за носом.
- Воспитание у детей культуры здоровья.
- Развитие умения работать в коллективе.
- Развитие памяти, мышления.
- Развитие доказательной речи.
Словарь: многозначность слова нос, курносый, орлиный, прямой, носище, носик, носишко.
Форма проведения – бинарное занятие, работа с подгруппами.
Используемые технологии: проективные, здоровьесберегающие (развитие дыхания, развитие слухового внимания, физминутки, релаксация), игровые, ИОС.
Приемы: беседа-рассуждение, художественное слово (стихи, загадки, фразеологизмы), эвристический метод, наблюдения, дидактические упражнения, экспериментирование, загадки, игровой прием, заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Наглядность: дидактические игры « Где чей нос?», «Кому какой нос?», картинки с изображением предметов, мнемотаблица, картинки с изображением носа, сказочных героев, животных, птиц, транспорта, обуви, посуды, человека, таблицы с правилами гигиены и безопасности, схема самомассажа.
Материал: ватман, карандаши, клей, кисточки, флаконы с различными запахами, кукла Буратино, зеркала, кукла Неболейка, карточки с названием запаха, фишки, названия лабораторий, носовые платочки.
Предварительная работа: чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», занятие «Воздух и его свойства», составление модели трех вопросов по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
– Сегодня к нам в гости пришел Буратино. Вы
рады, когда гости приходят?
– Давайте порадуемся вот так (хлопки под счет
1-3-1)
– Расскажите гостям о себе
Ха-ха-ха, хи-хи-хи
Мы ребята не плохи
Любим улыбаться
Шуткой обменяться
Буратино хочет загадать вам загадку.
На лице у всех гора
Двухпещерная она.
Что же это за гора?
И зачем она нужна? (Если затрудняются – на
доске ОСН – поменять буквы местами)
2
3 1
2. Беседа-рассуждение «Зачем нам нос?»
Буратино: И зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь да нос разобьешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы ведь и ртом можем. Так?
Воспитатель:
Так, да не так. Нос наш
важен не менее чем другие органы. И дышать
желательно именно носом, а не ртом. Почему?
– О чем может рассказать нос?
– Как и где можно узнать о нем?
Представьте, что вы ученые. Ученые работают в
лабораториях. У нас тоже есть лаборатории. Перед
«учеными» стоит задача – узнать о носах, затем
рассказать нам о них. В лаборатории «Почемучек»
вы прочитаете о носах. В лаборатории «Сказочной»
узнаете, какие бывают носы. В лаборатории
«Экспериментов» вы узнаете о важности носа. И в
лаборатории «Здоровья» научитесь беречь свои
носы.
3. Распределение на группы (по фишкам)
«Ученые» возьмите фишку и пройдите в свои лаборатории. Буратино присоединяется к ребятам.
4. Работа в лабораториях
1. Лаборатория «Почемучка»
Загадка о носе
а) Дидактическая игра «Где чей нос?»
Многозначность носа. (Нос корабля, животного, у
птицы нос – клюв, самолета, носик чайника, нос
у сапога, нос человека)
у кого есть нос? У каких предметов бывают
носы Кому он нужен и для чего?
б) Откуда пришли такие выражения?
– Носом землю рой, а найди.
– Держи нос по ветру.
– Носом чую: беда будет.
(Все перечисленные выражения указывают на
сходство с поведением животных.)
в) Подумать чем пахнет человек, изображенный
на картинке
(кондитер, врач, плотник, пожарный, рыбак,
парикмахер)
– Почему так решили?
– Чем пахнет лодырь? (Ничем)
в) Подготовить презентацию рисунки носов (Нос корабля, животного, у птицы нос – клюв, носик чайника, нос у сапога, нос человека)
2. Лаборатория «Сказочная»
а) Дидактическая игра «Кому какой нос?»
(Сказочные герои – Баба-Яга – нос орлиный. У
Карлсона – картошкой, Буратино – длинный, у
Чебурашки – короткий – пуговкой, у клоуна –
круглый, у принцессы – курносый, у карандаша –
острый, и т.д.)
– У кого еще курносый? У Красной шапочки, Малыша,
у Мальвины
– У кого картошкой – у Бармалея,
– У кого нос орлиный?
б) Когда так говорят?
–
Совать нос не в свое дело.
– Водить за нос
– Остаться с носом.
– Нос не дорос.
– Нос повесил.
– Держи выше нос.
– Нос утереть.
в) Замечательные носы в сказках и мифах
Нос Буратино длинный, тонкий, отражает
любопытный характер своего хозяина, который
очень любил совать свой нос во все дела (А.
Толстой. «Золотой ключик, или Приключения
Буратино»).
Нос Пинноккио рос, если хозяин говорил неправду.
Карлик Нос до встречи с ведьмой был нормальным
мальчиком. Но, насмеявшись над носом старухи, и
сам стал обладателем безобразного носа (В. Гауф.
Карлик Нос).
– Про кого из героев можно сказать –
Любопытный нос, его водили за нос? (Буратино).
Нос не дорос – (Малыш)
Нос повесил – (Пьеро)
– Что узнали о носах
Они бывают разной формы: курносые, длинные
короткие, орлиные картошкой.
г) Подготовка презентации – рисунки формы носа, охарактеризовать
3 Лаборатория «Экспериментальная»
а) Чтение отрывка «Как найти дорожку»
Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и
заблудились. Стали они к разным зверям
обращаться, дорогу спрашивать.Белка
посоветовала с одного дерева на другое
перепрыгивать. А заяц ответил – «Нет ничего
проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом -
заячьей капустой. Потом запахнет лисьей норой.
Обскачете этот запах слева или справа. Когда он
останется позади, скачите прямо, никуда не
сворачивая.»
– Как вы думаете, смогут ли по такому описанию
ребята найти дом дедушки?
– Почему не смогут?
б) Соотнесение запаха с предметом
–
Какие запахи вам знакомы? (Дети
вспоминают)
Запахи могут быть опасными, ядовитыми,
отравляющими. Поэтому нельзя нюхать неизвестные
предметы. Проверяя запахи во флаконе нужно рукой
направить запах к носу, а не подносить флакон к
носу.
–
Определить по запаху и соотнести с
картинками (лук, чеснок, роза, торт, шоколадка,
хвоя, лимон, апельсин)
А как бы мы могли наслаждаться чудеснымзапахом
цветов, если бы не наш замечательный нос.
– Почему я поставила флаконы с запахом лука,
чеснока и хвои рядом? (Эти запахи полезные –
убивают микробы)
– Запах сигарет полезен?
Запах дыма, газа, сигарет вреден.
в) Опыт «Значение носа для речи»
– Закрыть нос и сказать слово «нос». Что
происходит со звуками. (изменяются, становятся не
четкими)
– Если нос заложен, сможем мы узнать запахи?
– Что узнали о носе? Нос может разговаривать
(звуки меняются, с помощью носа можно узнать
разные запахи)
г) Подготовить презентацию – расставить флаконы в соответствии с картинками.
4. Лаборатория «Здоровье»
а) Рассматривание носа
Попадая в нос, воздух проходит через два
коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы
сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос
в зеркальце, Волоски выполняют роль охранников.
Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух
проходит через лабиринт, (Можно показать рисунок
- нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой
жидкостью - слизью.
К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе
с воздухом пробраться в наш организм.
Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух
согревается. Так что в легкие он попадает уже
теплым и очищенным от микробов.
Когда слизи с налипшими микробаминабирается
много, мы чихаем: А-ап-чхи! Инос
очищается.
б) Рассказ куклы Неболейки о насморке
Насморк
Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи, С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: А-ап-чхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом.
Как бороться с насморком
Вспомните: что делает ваша мама, когда у вас
начинается насморк?
Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное,
чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги?
А вот при чем. Еще древние греки заметили связь
между состоянием ног и насморка. Промочил ноги -
схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с
горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно
добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и
посидите, прогрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо
ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные
носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет
чай с медом, малиной, другими лекарственными
травами. Можно попить теплое молоко. Главное,
побольше тепла!
Профилактика насморка
Еще древние греки говорили: «Держи голову а
холоде, желудок е голоде, А НОГИ В ТЕПЛЕ».
Старайтесь, чтобы ноги всегда были теплые и
сухие. Промочили ноги - немедленно домой,
переобуваться. Опытные туристы и
путешественники всегда носят с собой запасные
носки и обувь. И никогда не тронутся в путь, пока
не высушат отсыревшую пару у костра...
Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в
день промывать его подсоленной водой (на стакан
воды комнатной температуры полчайной ложки
соли).
Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко
нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом
воды и настаивается 1-2 часа.
Правили гигиены и безопасности
Нельзя ковырять в носу пальцем и тем более
острым предметом.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
при насморке нельзя сильно сморкаться, а также
втягивать слизь е себя. Это может привести к
заболеванию среднего уха.
Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
Носовой платок должен быть личным для каждого
члена семьи,
5. Физминутка
Буратино улыбнулся
Раз – нагнулся, два – нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Встали – вдох носом.
Опустились – выдох ртом.
6. Презентация работы «ученых» (каждой лаборатории)
«Почемучки»
- – Носы бывают у самолета, парохода, у животных, у птиц – клюв, у чайника – носик, у обуви,– у человека.
- нос самолету нужен, чтобы лететь, пароходу, рассекать волну, животным – находить по запаху пищу, птице – клевать пищу, чайнику – наливать кипяток, обуви – для пальцев ноги, человеку – определять запах.
«Сказочная»
- Носы бывают разной формы – курносые, прямые, длинные, горбатые, картошкой.
- Про любопытных говорят – сует нос не в свое дело. Про малышей – нос не дорос. Про грустных – нос повесил.
«Экспериментальная»
1. Нос может разговаривать – стихотворение по таблице
Мой замечательный нос (Э. Мошковская)
Я ничего не знаю.
И вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил!
Я ничего не знаю.
Я в духоте сижу.
Нос говорит: "Погуляем!
Очень тебя прошу».
Ходишь с ним и гуляешь.
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже весной!»
2. Первым сообщит о опасных запахах – дым и газ и
др.
3. Нос нужен, чтобы произносить звуки.
«Здоровье»
1. Нос нужно беречь потому что в нем есть
перегородка, и если её сломать, искривить – будет
плохо дышать и заболеешь
2. Закаляться
3. Ухаживать за носом
4. Выполнять правила
7. Итог занятия
– Вот мы и рассказали гостям и Буратино о
замечательном носе. А теперь наш нос поможет нам
найти сюрприз. Во флаконах различные запахи,
нам нужно определить запах и найти путь к
сюрпризу. 1. лук 2. хвоя 3. лимон 4 духи
Определить запах – подойти к столу с
соответствующей надписью.
Определить следующий запах (у всех запах мяты)
– подойти к столу (если не знают – методом
исключения – это запах шоколада – нет, это запах
апельсина – нет. Значит это запах чего? – мяты).
Сюрприз – чай с мятой. Знаем запах, попробуем
на вкус.
– Это трава, лечебная.
– Какие еще лечебные травы знаете?
– Где можно узнать о них?
– Об этом мы поговорим на следующем занятии.
Кукла Неболейка дарит носовые платочки.
Органом обоняния называют начало дыхательных путей – нос. В носу есть перегородка, которая делит его на две, практически равные части. Вход в полость носа называется носовым отверстием. На месте перехода носовой полости в глотку находятся хоаны.
Нос – это выступающая вперед часть лица. Кости и хрящи образовывают стенки носовой полости. На передней внешней части и кончике носа находится соединительная ткань. Перегородка носа также включает в себя некоторое количество хрящей и костей.
Две части носовой полости расширяются книзу и сужаются . В каждой из двух частей наблюдаются три носовых раковины. У младенцев часто наблюдается еще и четвертая раковина, которая по мере взросления исчезает. В носу наблюдается сложная система каналов, проходов и полостей.
Обоняние человека и не только
Человек может различить огромное количество запахов. Однако обоняние животных развито гораздо лучше. К примеру, по сравнению с человеком, в сто миллионов раз больше обонятельных клеток. У некоторых насекомых также наблюдается очень острое обоняние. Например, бабочки чувствуют запахи на расстоянии километра.
Действие органа обоняния
На самом деле, нос несет гораздо большую ответственность за дыхание, чем за различение запахов. Верхняя носовая раковина имеет площадь обонятельной части слизистой оболочки около 250 миллиметров квадратных. Слизистая оболочка носа, отвечающая за обонятельный процесс, имеет желтовато розовый цвет. На обонятельной слизистой оболочке находятся мерцательный эпителий – особые клетки с ресничками. Именно эти клетки и помогают человеку различать запахи.
Кроме этого, орган обоняния выполняет и ряд других функций – физическая и иммунная защита организма. Обоняние предохраняет человеческий организм от яда и газов. Эта функция очень важна для людей с некоторыми профессиями – кулинаров, парфюмеров, виноделов. А также нос принимает непосредственное участие в образовании звуков.
Обонятельные клетки соединены с волокнами обонятельного нерва. Они улавливают ароматы веществ и передают сигналы в головной мозг человека. Там уже запахи начинают распознаваться и классифицироваться. Очень интенсивные запахи мозг распознает даже в небольших количествах и в короткий промежуток времени. Обоняние может зависеть от таких факторов как влажность воздуха. Также важную роль играет вид пахучего вещества. Лучше всего запахи различаются при глубоком вдохе.
Вкусовые и обонятельные ощущения имеют между собой тесную связь. Это доказывает, например то, что, когда у человека наблюдается насморк, и он начинает хуже различать запахи, еда начинает казаться безвкусной. Без ощущения запахов не стимулируется функция пищеварения. Также на вкус пищи влияет не только запах, но и ее температура.
Часто многие люди даже не задумываются о том, что им свойственно по-своему ощущать некоторые запахи. Ведь бывает и так, что какой-нибудь аромат одному человеку кажется приятным, в то время как другому он может совершенно не понравиться! И дело тут касается не только пристрастий. Конечно, люди разные, и у каждого может быть свой вкус. Но тем не менее, различные ароматы люди воспринимают по-своему.
Человеческое гораздо слабее, нежели у многих , и все-таки оно довольно острое. Люди могут распознавать тысячи различных запахов и оттенков, а некоторые даже в состоянии ощущать ароматы в бесконечно малых количествах. Характерно, что обоняние может быть противоречивым чувством. На него влияют различные внешние факторы: циркуляция воздуха, наличие разных других запахов и так далее.
Так что же обоняние? Это способность к ощущению и распознаванию запахов (даже тех, которые могут быть рассеяны в воздухе или растворены в воде). Наша функция обоняния заключена в двух маленьких, обнаруживающих аромат, участках. Они состоят приблизительно из пяти миллионов желтоватых клеток, расположенных высоко в носовых проходах. Человеческий нос - фактически главный , отвечающий за распознавание запахов. Так, вкусовые на могут различить только четыре вида вкуса – сладкий, кислый, горький и соленый - все другие вкусы обнаруживаются обонянием.
Что же дает человеку обоняние? Ощущая приятные запахи, исходящие от любимых продуктов, чувствуя чудесный аромат цветов, человек в полной мере может наслаждаться жизнью. Обоняние является также своеобразной системой предупреждения, заботясь о безопасности. Например, утечка газа, испорченные продукты или огонь могут принести беду, однако обоняние в определенной степени препятствует этому. Любая потеря обоняния может негативно повлиять на качество жизни. Как это часто бывает, с возрастом у людей обоняние притупляется. Это может быть связано с тем, что атрофируются обонятельные волокна, которые расположены в обонятельном нерве. Примечательно, что обладателями самого острого обоняния являются младенцы. Однако уже через год жизни этот показатель снижается почти на 50%.
Видео по теме
Запах является одним из свойств вещества. В воздухе запахи распространяются путем диффузии. Для определения присутствующих в воздухе пахнущих веществ у человека служит обоняние.
Инструкция
Орган обоняния в стенках верхнего отдела носовой полости. Обонятельная включает в себя слизистую оболочку, покрывающую верхнюю часть перегородки носа и верхнюю носовую раковину. Эпителий, покрывающий участки слизистой, содержит нейросенсорные и поддерживающие эпителиоциты. Они расположены на базальной мембране.
На утолщении каждой обонятельной (нейросенсорной) клетки имеется 10-12 подвижных обонятельных ресничек. Всего обонятельных клеток порядка 6 миллионов (по 30 тысяч клеток на квадратный миллиметр). Базальной частью они переходят в узкие извитые аксоны.
Обонятельные , находящиеся в рыхлой соединительной ткани обонятельной , выделяют секрет, увлажняющий покровный эпителий. Этот секрет омывает реснички чувствительных обонятельных клеток и растворяет пахучие вещества, воспринимаемые в таком виде рецепторными мембранными белками ресничек.
При взаимодействии с веществом определенного состава обонятельная клетка посылает в мозг нервные импульсы. Центр обоняния находится в коре больших полушарий головного мозга, в зоне парагиппокампальной извилины. Раздражение нейросенсорных клеток могут вызвать лишь летучие или растворимые в воде или в жирах вещества.
Человек может воспринимать запахи только при вдохе. Если поднести к носу пахнущий предмет и задержать дыхание, запаха вы не почувствуете. А чтобы ощутить запах как можно лучше, необходимо сделать несколько коротких резких вдохов: создаваемые таким образом вихри воздуха хорошо доносят запах до органа обоняния.
Видео по теме
Обратите внимание
Вещества, имеющие запах, как правило, способны «оседать» на предметах и поглощаться. Этим объясняется то, что одежда зачастую может быть пропитана запахами дыма, духов, приготовленной пищи и т.д. Человеку обоняние помогает определять качество воздуха, которым он дышит, и защищаться от различных вредных примесей.
Организм человека осуществляет массу процессов, важных для жизнедеятельности. Дыхание относится именно к таким процессам. В его реализации принимают участие несколько органов, в числе которых - нос.
Какие органы участвуют в дыхании
К органам дыхания относятся несколько частей организма. Начинается дыхательный путь с носовой полости и наружного носа, а затем процесс продолжают осуществлять глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие. Все эти органы, кроме легких, являются воздухоносными путями. Именно по этим путям воздух и поступает в легкие. Легочная паренхима вместе с легкими образуют дыхательную часть, которая осуществляет обмен газов между воздухом и кровью.
Строение наружного носа
Наружный нос имеет форму трехгранной пирамиды. Парные носовые кости составляют его костную часть. По средней линии носа эти кости соединяются, образовывая тем самым спинку носа. Лобные отростки верхней челюсти располагаются латерально от носа. Эти отростки становятся боковыми поверхностями наружного носа. Внизу носа кости образовывают грушевидные отверстия. У краев отверстий можно наблюдать хрящевые образования: верхнее ребро четырехугольного хряща и парные, латеральные, добавочные и крыльные хрящи. Носовой отросток лобной кости образовывает переносицу. Каждое образование покрыто слоем кожи. Можно сказать, что нос состоит из двух ноздрей, крыльев носа, перегородки носа и нижнего края грушевидного отверстия.
Носовая полость
Кожа покрывает не только наружную часть носа, но и его внутренности. Именно внутреннюю часть носа называют носовой полостью. Она разделена на две половины перегородкой. На дне полости находятся горизонтальные отростки верхней челюсти и небной кости. Кроме того, эти отростки являются основой твердого неба.
Дыхательная область носа
Дыхательная область носа представляет собой слизистую оболочку. Эта оболочка продолжается в околоносных пазухах. Слизистая оболочка покрыта кавернозной пещеристой тканью и слизистыми железами. Слизистые железы обычно располагаются в нижней части носовых раковин. Если кавернозные тела наполняются кровью, то толщина слизистой оболочки может достигать до 4-5 миллиметров. Раковина может набухать достаточно сильно. Иногда она даже полностью закрывает носовой ход. На слизистой оболочке носа находится мерцательный эпителий. Среди его клеток располагаются секреторные клетки, напоминающие своей формой бокалы.
Врожденные аномалии органов развития дыхания
Нарушение развития носа встречается довольно редко. К ним относятся полное или частичное нарушение развития, избыток роста частей носа, неправильное расположение частей носа. В мире встречались такие дефекты носа, как расщепление носа, двойной нос, свищи или кисты носа, пороки развития носовых раковин и другие нарушения.
Видео по теме