Подростки и молодёжь в современном обществе. Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения Социальная молодежь в современном мире
Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.
Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет. Сегодня молодёжь Российской Федерации - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет. Сегодня социологи, экономисты пришли к единому мнению, что стержень современного социально-экономического развития российского общества состоит в том, что исходной и конечной инстанцией общественного богатства и прогресса является накапливаемый поколениями уровень общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности и ответственности молодежи. Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не, только осуществление, но и дальнейшее развитие - творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией. Молодежь выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвертых, с одной стороны, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодежь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности
Молодежь как социально-демографическая группа. Значение возраста в определении характеристик данной группы. Соотношение биологического, психологического и социального.
Возраст как социальное явление и характеристика личности. Виды возраста: хронологический, физиологический, субъективный, символический и т.д.
Ценностные ориентации личности. Воспитание подростков и молодежи как проблема. Мораль и нравственность в современном обществе: мнение воспитателей и воспитанников.
Особенности определения поколения (Мангейм). Проблема взаимоотношения между поколениями (М. Мид). Ровесники и современники. Идентификация с поколением.
Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социальное происхождение и факторы окружающей среды оказывают существенное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Например, социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий. К социально-экономическим различиям добавляются национальные, этнокультурные особенности. Отсюда – необходимость изучения проблем юношеского, молодежного возраста представителями разных наук.
Молодежь, как социально-демографической группа имеет такие особенности как возраст, положение в социальной структуре, специфика сознания и поведения, особая форма культуры (субкультура), специфическая роль молодежи, которую она играет в процессе смены поколений в системе воспроизводства и развития общества. То есть функционирование и развитие молодежи отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни (Чупров, Зубок 2009).
Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».
Позднее более полное определение дал И.С. Кон : «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16–18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В «Толковом словаре» В. Даля юноша определяется как «молодой парень от 15 до 20 лет и более», а подросток – как «дитя на подросте», около 14–15 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Та же нечеткость граней характерна для классической и средневековой латыни.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Отвечая на вопросы: №Кто я?», «Какой я?», «К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:
- самосознание – целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку.
- собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению.
- стремление заново и критически осмыслить все окружающее , самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».
(Безрукова2004).
Б. Г. Ананьев выделяет две фазы юности, одна из которых находится на границе с детством, а другая – на границе со зрелостью. Обе фазы отличаются как закономерностями психофизиологического и интеллектуального развития, так и особенностями формирования личности, а следовательно, и степенью становления личности как субъекта деятельности.
Ранняя юность (15-17 лет), относящаяся к первой фазе, отличается неопределенностью положения молодого человека в обществе. В этом возрасте юноша осознает, что он уже не ребенок, но вместе с тем еще и не взрослый.
Вторая фаза юности , которую во многих возрастных классификациях называют юностью как таковой (18-25 лет), представляет собой начальное звено зрелости. Эту фазу юности Выготский был склонен относить к системе возрастов зрелости: «По общему смыслу и основным закономерностям возраст от 18-25 лет составляет скорее начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное звено в цепи детского развития».
Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Юность – возраст горячих споров, философствования, теоретизирования даже на известные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще к «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.
В. В. Гинзбург считает юность переходным периодом к зрелости. «Переход организма из юношеского возраста во взрослое состояние отнюдь не означает прекращения развития организма. Он вступает в новую фазу, характерную более стабильными формами метаболизма и относительно мало меняющимися формами строения тела».
В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:
· возрастные границы молодежного возраста;
· специфика социального статуса;
· ролевые функции и особенности поведения;
· характеристики социально-демографической группы;
· социально-психологические характеристики;
· процесс социализации в конкретный исторический период;
· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.
(Безрукова 2004).
Немецкий антрополог Г. Гримм, отмечая неопределенность положения юности в системе возрастов, подчеркивает значение социальных условий. «Юность является таким периодом жизни, когда созревающий подросток вступает в сферу специфических влияний производственной среды. При этом возникают взаимные соотношения, при которых, с одной стороны, известные морфологические предпосылки определяют пригодность к определенному виду профессиональной деятельности, с другой же стороны, в результате данного вида деятельности возникают раздражители, стимулирующие развитие организма, все еще находящегося в процессе роста».
Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее – предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (представления о «нормальном поведении» и степени ответственности подростка и взрослого и др.).
Юность обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Но в разных обществах это происходит по-разному.
В первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной структурой индивид относительно легко усваивал социальные роли и трудовые навыки, необходимые взрослому человеку. Низкая продолжительность жизни не позволяла обществу особенно затягивать «подготовительный период». Детство кончалось рано, воспитание и обучение имели преимущественно практический характер: дети обучались, участвуя, в посильной для них форме, в трудовой и прочей деятельности взрослых.
В дальнейшем критерии социального созревания усложняются, становятся более многомерными. В средние века передача накопленного старшими опыта осуществлялась в основном путем непосредственного практического включения ребенка в деятельность взрослых. Ребенок выполнял подсобные функции в родительской семье или вне дома; обучение было органической частью труда и быта, а критерии зрелости имели сословный характер. В описании детства и отрочества средневековая мысль подчеркивает не столько задачу подготовки к будущей жизни, сколько момент социальной зависимости. Важнейшим критерием взрослости считалось создание собственной семьи, с чем ассоциировались самостоятельность и ответственность.
Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. В современном обществе наблюдается гетерохронная последовательность биологического и социального созревания подростков , которая находит выражение в противоречиях, наблюдаемых в период юности. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Эти противоречия сводятся к тому, что высокий уровень жизни общества ускоряет созревание организма и вместе с тем отодвигает время начала проявления активного участия молодежи в создании материальных и духовных благ общества. Физическая зрелость наступает значительно раньше социальной. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше учатся. Отсюда– удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно).
Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки: расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности. В обществе патриархально-феодального типа жизненный путь индивида в своих основных чертах был предопределен наличной социальной структурой и традицией. В профессиональной сфере юноша, как правило, наследовал занятия своих родителей. Его социальные стремления ограничивались рамками сословной принадлежности. Невесту ему выбирали родители, часто задолго до его возмужания и независимо от его личных склонностей и симпатий. Вырваться из этой социальной скованности и даже осознать ее как таковую мог только человек выдающийся.
В современных условиях необходимо, чтобы юноша был социально компетентным, т. е способным к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Социальное самоопределение есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.
В новое время возможности индивидуального выбора – профессии, жены (мужа), образа жизни – значительно расширились. Психологические горизонты человека не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию самостоятельного социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций. Но оборотная сторона этого – усложнение процесса самоопределения.
Для современного общества характерен рост социальной автономии молодежи от старших и индивидуального самоопределения.
Подходы к разработке специальных теорий в социологии молодежи.
1. Психоаналитический подход.
В рамках данного подхода выделяется направление неофрейдизм.Родоначальник – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд – выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности, которые в дальнейшем были развиты его многочисленными последователями.
Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития был известный американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками.
Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.
Эриксон подразделяет весь жизненный путь на восемь фаз , каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.
Первая фаза – младенчество. Ее главная задача – выработать у ребенка бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляются чувства «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
Во второй фазе – раннем детстве – у ребенка формируется чувство своей автономности и личной ценности или их противоположность – стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребенка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, дает ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
Третья фаза – игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) – формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеют групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
Четвертая фаза – школьный возраст – чувство предприимчивости, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся творчество и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
Пятая фаза – юность – характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникают диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
Шестая фаза – молодость – характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества.
Важнейшее приобретение седьмой фазы – взрослости – творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
Восьмая фаза – зрелый возраст, или старость, – характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае – отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста – отрешенность и мудрость, т.е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определенной высоты.
Развитие человека предполагает совместное действие врожденных и средовых компонентов. Представители общества – воспитатели, родители – связаны с ребенком собственными врожденными потребностями. Если ребенок нуждается в эмоциональном тепле, то родители испытывают потребность в том, чтобы опекать и нянчить младенца. Именно совпадение этих двух разнонаправленных потребностей обеспечивает искомый результат. В то же время каждое общество имеет специфические институты, в рамках и посредством которых осуществляется социализация детей. Поэтому хотя общая последовательность и главные задачи основных фаз эпигенеза универсальны, инвариантны, типические способы разрешения этих задач варьируются от одного общества к другому. Общество подготавливает индивида к выполнению соответствующих социальных функций, определяя способы, посредством которых сам индивид разрешает встающие на его пути жизненные задачи.
2. Структурно-функциональный подход. К числу последователей этого течения, относится израильский социолог Ш. Айзенштадт, которому принадлежит работа «От поколения к поколению». Вслед за классиками - Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом - он рассматривает молодежную группу как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретающими некоторый социальный статус и соответствующие социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующей определенные аспекты поведения молодой личности. Безусловной заслугой сторонников такого подхода явилось конструирование концепции межпоколенного взаимодействия, согласно которой главная цель любой социальной системы - самовоспроизводство. Она достигается с помощью возрастной дифференциации общества со строго закрепленными социальными функциями. Причем роли, выполняемые индивидом на каждом этапе жизни, должны быть четко ориентированы по отношению к одной из главных его функций - субъекта или объекта социального и культурного наследования. Нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому способно привести к серьезной деформации, а в особых случаях и к полному распаду всей структуры общественных взаимосвязей. Подобный подход лег в основание специальных социологических теорий - «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон).
Весомым вкладом, обогатившим эту традицию в социологии молодежи, оказались труды наших соотечественников: В. Боровика, С. Быковой, В. Васильева, С. Григорьева, Г. Журавлева, А. Капто, Е. Катульского, А. Кулагина, Л. Когана и др. Предметом анализа здесь явились тенденции формирования молодых пополнений рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, их социальное положение, трудовая и общественная активность, а также несоответствие профессионального статуса и квалификационной подготовки, уровня образования и материального обеспечения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений - словом, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества.
(Чупров).
3. Культурологический подход.
Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классический образец - работы немецкого социолога К. Мангейма.
Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм социального наследования. Насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает молодых людей с феноменом культуры человечества; сей непрерывающийся контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентировки движения в новом направлении.
Преемственность поколений.
Для анализа этого явления в социологии используются предложения, в контексте которых возможен различный подход к трактовке понятия поколение и соответственно места молодежи в нем.
Молодежь в современном обществе
1. Социокультурная ситуация развития молодежи в условиях современного общества
Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи. Она является одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженной воздействию рискогенных факторов. Ведь ей присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха. Молодые люди меньше рефлексируют по поводу возможных последствий риска, но и часто проигрывают. Полагаясь на случай, молодые рискуют оказаться без желаемого образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе и остаться не у дел. Какие же социокультурные факторы и условия социальной жизнедеятельности современной молодежи позволяют нам утверждать, что данная социальная группа находится в зоне повышенного риска.
Однако прежде чем приступить к анализу МГР, следует уточнить, какие категории населения могут быть отнесены к понятию "молодежь".
В современных социологических исследованиях молодежь определяется не просто как возрастная группа, а как специфическое социально-демографическое образование, характеризующееся, с одной стороны, присущими ему психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой − своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.
Основным группообразующим критерием применительно к молодежи выступают возрастные границы. К молодежной группе в современном обществе принято относить людей от 16 до 29 лет. Однако среди исследователей нет единства (некоторые включают в данную группу старших подростков, расширяя нижний возрастной предел до 13-14 лет).
Специфика молодежи как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе заключается в том, что ее представители находятся в стадии формирования и раскрытия своего социального потенциала. Основная масса не имеет своего социального статуса, занимая в социальной структуре место в соответствии с социальным положением родителей или будущим собственным статусом, связанным с получением профессии. В то же время, если статус взрослого человека всецело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала, молодой человек включен в структуру неформальных отношений (молодежные движения, субъкультурные и пр. организации, политические, религиозные, идеологические объединения и пр.), и этот неформальный статус имеет для него существенное значение. Кроме того, молодежь, в силу того, что она во всех смыслах (социальном, психологическом, мировоззренческом) находится в процессе становления, она в большей степени, чем другие возрастные группы подвержена различным социальным, политическим, культурным, идейным влияниям, что способствует высокой подвижности ее ценностных ориентаций, а также делает более непредсказуемым и плохо прогнозируемым ее социальное поведение. Все эти специфические особенности молодежи, в значительной степени, определяют сложную возрастную социокультурную ситуацию развития и высокую степень вероятности попадания молодых людей в группу риска. Рассмотрим конкретно, с какими факторами риска приходится сталкиваться молодым людям.
Говоря о проблемах современной молодежи, следует исходить из ряда противоречий, обуславливающих развитие подрастающего поколения:
Между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
Между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску;
Между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;
Между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;
Между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни;
Между развитым эгоцентризмом, с одной стороны, и повышенным конформизмом к группе сверстников с другой;
Между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.
Выделенные противоречия обусловливают специфический характер социокультурной самореализации молодежи, маргинализацию ее социального положения.
Социальные риски в жизни современных молодых людей
Проблемы молодежи России во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью и той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Некоторые специалисты по проблемам молодежи считают, что каждый молодой человек потенциально находится под риско
м. Эта позиция определяется представлением о том, что взросление означает и неизбежную борьбу за то, чтобы быть собой, отличаться от других, а, следовательно, уже в самом процессе возрастного развития заложены противоречия, неизбежно сопровождающиеся различными рисками
. Ряд исследователей утверждают, что ситуация риска определяется отсутствием морального воспитани
я, что типично в последние десятилетия для российского общества и результатом становится то, что многие молодые люди рискуют угодить в ловушки современного общества. Молодежный возраст представляет период становления личности. Незавершенность этого процесса определяет подверженность молодежи разнообразным влияниям, а отсутствие жизненного опыта мешает выработать правильное отношение к тем или иным людям или событиям. Поэтому молодая личность нуждается в целенаправленном, ценностноориентированном воспитании. Если же общество устраняется от реализации воспитательных функций, процесс приобретает стихийный характер, а, следовательно, степень риска возрастает.
Довольно много есть сторонников того, что молодежь в группе риска это попросту те молодые люди, которые пробуют наркотики и алкоголь
(слишком узкий подход - чуть позже). Но есть и другие, которые убеждены, что застойная безработица и бедность, которая переходит из поколения в поколение - вот то, что реально угрожает молодежи. Социальная нестабильность и неопределенность
. Жизнедеятельность молодежи осуществляется в социальных условиях, которые также таят в себе различные угрозы и риск. Снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит неопределенность и нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей. В социокультурно стабильном обществе между поколениями не наблюдается резкой разницы. Эта плавность межгенерационного перехода говорит об эффективности механизмов социализации. Облик общества, хотя неизбежно и меняется, но сохраняет достаточный уровень преемственности. В ситуации социальной нестабильности и повышенной рискогенности нормы и ценности, которыми руководствовались отцы, подвергаются резкому отрицанию, нормальное межгенерационное взаимодействие нарушается, возникает конфликт ценностей, молодежь оказывается дезориентированной.
Влияние групп сверстников
. В социальных науках развитие молодежи предстает как направленное изменение ее социальных качеств в процессе воспроизводства социальной структуры, т.е. как определенная направленность ее мобильности. В обыденном сознании молодого человека это выражается в стремлении достигнуть статуса представителей референтных для него групп. В этот возрастной период мнение сверстников, место в формирующейся групповой иерархии превращается в сверхценность. Собственная роль в группе абсолютизируется и воспринимается как универсальная жизненная роль. Поэтому часто люди, оказавшиеся в юности аутсайдерами, сохраняют эту установку и впоследствии. Достижение желаемого статуса в группе приносит удовлетворение и является стимулом для дальнейшего статусного продвижения, а нереализованность планов приводит к разочарованию и поиску других путей жизненного самоопределения. Недостижимость желаемой идентичности вызывает у индивида глубинный разрыв с обществом и с самим собой. Это т.н. кризисный
тип социализации, для которого характерно несовпадение выполняемых индивидом функций и ролей, рост девиаций и т.д.
Ограничение вертикальной мобильности
. Но даже в условиях нормальной социализации социальное и личностное самоопределение сопряжены с риском. Прежде всего, это определяется ограниченными возможностями, предоставляемыми обществом для вертикальной мобильности молодых людей. Осознание ограничений стимулирует молодых людей к решительным и рисковым действиям, исход которых в условиях нестабильности слабо прогнозируем. Успех способствует социальному самоопределению молодого человека. Однако, не сумев реализовать себя в обществе, молодежь становится перед альтернативой: оказаться на обочине жизни или пойти по пути нарушения правовых и нравственных норм. Усиливается состояние неопределенности. Тогда риск появляется вновь, но уже при попытке преодолеть неопределенность, и выражается в неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, вероятность которых весьма велика. Возрастание степени риска для многих молодых людей оборачивается угрозами для карьеры, семьи, стабильной жизни.
Социально-экономический кризис в России
ухудшил социальное положение молодежи и поставил в конфликтные противоречия с обществом. Это предопределило для многих молодых людей появление риска нереализованных возможностей и социального исключения (эксклюзии). Он непосредственно связан с фундаментальным свойством общества риска, каковым, несомненно, можно считать современное российское общество, - неопределенностью и непредсказуемостью жизненного пути,
самоопределения и самореализации в большей или меньшей степени всех молодых людей, что не может не влиять на характер социального развития молодежи как группы.
Профессиональное самоопределение
. В период ранней юности человек переживает процесс профессиональной самоориентации, поиск своего места во взрослом мире. Повышенный интерес к "красивым" профессиям. Однако отсутствие возможностей (способностей) может вызвать разочарование в себе и в жизни. Но есть и другой аспект проблемы. В силу возрастных психологических особенностей молодежь активно стремится к достижению активно навязываемых ей (в первую очередь СМИ) вариантов существования. Установка на материальные ценности корректирует профессиональное становление молодежи, которое определяется не стремлением к самореализации и творчеству в труде, а поиском работы с ситуационно высоким заработком. Эта установка закрепляется реальным условием транзитивного общества - высоким уровнем молодежной безработицы, которой подвержены те возрастные когорты, где наиболее интенсивно идут процессы социально-профессионального становления. Следовательно, молодые люди более уязвимы и открыты для маргинализации, отчуждения от общества и социального исключения.
Стратификационный разрыв
. В современной России имущественное и социальное расслоение настолько существенно, что принадлежность к определенной социальной страте всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей. Молодежь из разных социальных слоев имеет неодинаковые шансы уже на этапе жизненного старта. С одной стороны, уже можно говорить о сформировавшейся элитной группе "золотой молодежи", высокий статус и неограниченные материальные, социальные и образовательные возможности которой отражают эксклюзивное положение в обществе родителей. С другой стороны - значительный слой молодежи, в силу бедности и низкого социального статуса родителей обладающей чрезвычайно узким диапазоном жизненных перспектив. И если, скажем, для молодого россиянина из семьи с высоким материальным достатком - это выбор между учебой в отечественном или зарубежном вузе, для юноши или девушки из семьи некоторых категорий служащих - между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных, многодетных или неполных семей часто приходится выбирать между социальной пассивность., пессимизмом и агрессивностью, между жалким существованием и криминалом. Как видно - рискуют все. Но для одних - это риск нисходящей мобильности, а для других - угроза криминализации. Притом, что вероятность риска многократно увеличивается для молодежи из малообеспеченных семей.
Ориентация на удовольствия и развлечения
. Как отмечают многие исследователи, у современной молодежи преобладает потребительский тип социального функционирования. Во многом под влиянием средств массовой информации система оценок и предпочтений у них все больше ориентируется на досуг. Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, в общественной работе у современных молодых людей зачастую замещено иными потребностями и интересами − модная одежда, музыка, видео, спиртные напитки, информация, значимая для данной микросреды, и т. д.
Такая ситуация выражается в стремлении получить максимальное удовольствие от жизни. Это порождает ряд рискогенных эффектов. В частности то, что сегодня между реальной ситуацией, в которой находится российская молодежь, и ее ожиданиями имеет место огромный разрыв. Несмотря на то, что за последнее время уверенность в завтрашнем дне, амбиции и предприимчивость молодежи в целом выросли, она воспринимает нынешнее российское общество как социальную пирамиду, которой занимает в основном три нижние ступени из десяти. По данным института социологии молодежи 60,1% молодых россиян испытывают социальную незащищенность. В свою очередь это приводит к возникновению аддиктивного поведения (от англ. addiction-зависимость), связанного с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания, в том числе с помощью различного рода психоактивных веществ. социокультурный молодежь самоопределение общество Литература
1.Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004. 2.Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Негативные тенденции в формировании молодежной субъкультуры. (электронная версия). Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.
1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.
2. Молодежь - основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.
3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.
Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.
К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения .
Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.
По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве - 44, в машиностроении - 40, в легкой промышленности - более 50% .
В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:
Возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;
Ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;
Увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.
Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.
Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.
Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.
По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.
Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на т о, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой - оказываются его жертвами" .
Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы - органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых
поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.
Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.
Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой - все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.
Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).
РЕЗЮМЕ
1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь - это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".
Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].
С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.
Во-первых, - пишет он , - это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.
Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.
В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.
В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.
2. Вопрос о возрастных рамках молодежи - это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие
молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.
Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.
3. Молодость - это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом - преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом - преобразователем общественных отношений. "История, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" }