Почему рост и нагиев расстались. Сергей Рост: «К случаю нужно быть готовым
Выйдя из офиса-корабля Александра Любимова, где закончилось моё с ним интервью, я тут же позвонил Росту: «Я от Любимова вышел, где встретимся?» Дворник на Фрунзенской набережной чуть метлу не выронил, уставился, как на воскресшего. «Что за тип?» - подумали мы, как видно, одновременно. Чуть погодя я понял: метельных дел мастеру послышалось, что «я от любимого вышел…».
Вот ведь оно как в жизни всё переплетается, переиначивается, наизнанку выворачивается: слова играют с тобой, как бантик с котёнком, жизнь пихает каменья за пазуху, а белое, нередко ещё засветло, становится чёрным. Как мысли предавшего тебя друга. Или вываленное перед всеми грязное бельё.
Давно ли, казалось, было: Сергей Рост на пару с Димой Нагиевым поставили на уши целую ядерную державу своим юморительно-уморительным триллером «Осторожно, модерн!». Пьяный чёрт не сыграл бы смешнее того, что вытворяли в кадре эти сногсшибательные два кадра! Но - раз! - и к чёрту полетела и их многолетняя дружба, и плодотворное сотрудничество.
За ресторанным московским столиком об этом и многом другом эксклюзивно повествует сам «без вины виноватый»…
Сергей Анатольевич, начинать разговор лучше с главного: если с Пушкиным - то про Дантеса. Если с Ростом - естественно, про Нагиева. Чем был вызван ваш исторически значимый для народа разрыв? И чем подробнее, тем интереснее.
- Я это всё понимаю: «чем подробнее»… Но если я начну об этом рассказывать, то пройдёт несколько часов, прежде чем я замолчу. Это ведь пятнадцать лет моей жизни. И довольно бурных пятнадцать лет: шёл мой рост и становление меня как личности, как артиста, как человека. Об этом можно написать интересную книгу, и меня давно уже все подбивают. Но я не хочу эту книгу писать, потому что противно. А противно, потому что я не хочу уподобляться людям, которые пишут гадости о своих друзьях, чтобы заработать деньги. Я не хочу, чтобы это так выглядело. Но, может быть, я всё-таки её напишу, «оставлю наследие», чтобы потом кому-то было в назидание. Особенно занимающимся психотерапией будет, наверно, любопытно её почитать.
- А если, так сказать, предвосхитить её появление…
- Дима - с одной стороны, это моя самая сильная человеческая привязанность была в жизни, если оглядываться в прошлое. И, соответственно, самое моё сильное разочарование в людях, в дружбе и вообще во всём. Такой боли, таких ударов, какие он мне наносил, мне не наносил никто. И никто так не предавал, не унижал, не оскорблял меня. Это, конечно же, невозможно забыть. Но можно со временем по-другому воспринимать. Более весело, что ли, потому что все мы должны быть в этом мире очень стрессоустойчивыми. А помогают этому только самоирония и юмор. Это единственное, что позволяет выжить в нашем жестоком мире. И если не будет этой стрессоустойчивости, амортизатора, и я не смогу рассмеяться над чем-то, да и над самим собой в какой-то ситуации, то я просто не выдержу. И никто не выдержит.
- В данном случае важно, чтобы внакладе не остались читатели «Конкурента».
- Когда я говорю о Диме, это касается всех журналистов и людей, которые его знают, с ним общаются сейчас или будут общаться потом. Нужно иметь в виду самое главное правило - то, что составляет его основу: он всё время врёт. У него нет ни одного жеста, взгляда, слова, которое не было бы продумано, которое не было бы сто раз выверено перед зеркалом, перед родными, перед близкими, не отрепетировано и не служило бы его карьере. То есть «вот так я должен сделать, чтобы произвести более глубокое впечатление. А это я должен сказать, потому что девчонкам понравится. Вот так я должен сделать, потому что бабы от этого млеют. А так - потому что это вызовет эффект сенсации у газетчиков. Вот здесь я должен поднапрячься и это нужно сказать, потому что…» Он придумал самого себя полностью. Он придумал себя и убедил себя и всех остальных, что он великий, дорогой, самый лучший, самый красивый, самый сексуальный, самый талантливый и самый-самый! Убедил себя и после этого - всех. То есть это, с одной стороны, болезнь. А с другой стороны, это болезни общества, ибо каково же то общество и каковы те люди, которые позволяют себя, как баранов, вот так одурманивать и оболванивать? Я видел механизмы, которыми достигаются те или иные результаты в шоу-бизнесе, как раз на его примере. И мог только улыбаться и смеяться по поводу того, как просто, оказывается, можно околпачить людей, используя радио, телевидение и прессу для создания образа, который тебе нужен. И заставить думать о себе так, как нужно тебе и твоему кошельку. В этом можно даже брать с него пример - людям, которые хотят открыть школу подлецов и негодяев.
- Он бы был там преподавателем номер один?
- Совершенно точно! И он бы, конечно, очень многому научил людей, которые хотят идти к своей карьере, невзирая ни на что, не оглядываясь и не сомневаясь. Все средства хороши. Всё возможно. Всё дозволено. Можно идти по головам, по трупам, можно менять убеждения, ориентацию, что угодно. А в результате он на все вопросы может рассмеяться и сказать: «Зато ведь я достиг результата! Зато ведь я вот где! А ты что со своими принципами, со своими морализациями, со своими взглядами романтика? Чего ты-то достиг?» У нас с ним из-за этого постоянно возникали разногласия. Это мягко сказать - «разногласия». Но во всех наших недопониманиях и спорах я опять же, говоря коротко, уступал. Я гасил конфликты. Есть такое выражение - «не расшатывать лодку». Я гасил конфликты, я проглатывал обиду, я сносил оскорбления. Я просил уже под конец всю съёмочную группу «Осторожно, модерна!», «Однажды вечером» и всех наших совместных передач, чтобы как-то найти с ним взаимопонимание, каким-то образом помириться. Всё-таки надо кормить детей, всё-таки контракт, всё-таки это стабильность, ля-ля-ля… Делегации ко мне приходили втайне от него, чтобы я пошёл и помирился с ним. И я шёл, мирился, делал этот шаг, уступки. Он воспринимал эти уступки как проявление моей человеческой и творческой слабости. И, откусив палец, захватывал дальше локоть, руку и уже отхватывал всё по самое плечо. И пытался грызть дальше.
- Свят-свят, страсти какие…
- Последним его предложением, которое меня обескуражило окончательно и поставило все точки над «i», явилось вообще Нечто! Я тогда понял, что дальше уступать уже некуда, как в сказке про золотую рыбку. Дальше уже действительно некуда было. Вот это я уступил, вот это и вот это. Но когда вдруг мне ТАКОЕ предложил друг, с которым мы начинали ещё в театральном институте, с которым прошли огонь, воду, медные трубы, повидали всё на свете и ради которого я даже ломал свою карьеру… Я всегда писал такие сценарии, чтобы он выглядел лучше. Я всегда оставлял ему последнее слово. Я всё время работал где-то на него, понимаете. И после всего, что между нами было хорошего, человеческого, - я просто уже и не говорю про то, что это была хорошая бизнес-штука, которую он в результате потерял, - он мне в один прекрасный день предлагает: «Хочу со следующего года, чтобы я был один в титрах, чтобы я был один на экране со звёздами не меньше, чем Алла Пугачёва, Киркоров и остальные. А ты просто продолжай писать мне сценарии, подноси мне чай, чисть мне ботинки». Естественно, что мог ответить на это мужчина? Если он мужчина, а не педик? Естественно, он мог только ответить: «Пошёл ты на хрен!» И, собственно говоря, мы из-за этого и расстались. Это была уже последняя капля, после которой я, кого только ни спрашиваю, встречаю полное одобрение и поддержку своих действий. Ко мне ведь многие подходят с этим вопросом, на улицах люди автографы берут: «А что, собственно, произошло?» Я говорю: «Вы бизнесмен? Вот вы вместе построили предприятие, пятьдесят на пятьдесят вложились, а потом ваш друг вас выгоняет с этого предприятия и говорит, что он будет здесь хозяин и всё такое. Что, после этого какие-то нежные чувства остаются? Какие-то недоговорённости, может, или планы о том, как мы будем ещё вместе крестить детей…» Да нет. Хорошо, что друг друга ещё не поубивали.
- То есть у Нагиева, как в повести Оскара Уайльда…
- Да-да, наверняка есть где-то у него портрет, где вымещены все его недостатки и пороки...
- Где он старый и отвратительный…
- Кстати говоря, я его давно не видел, но мне говорили люди, которые его периодически встречают, что он очень постарел. Значит, как раз такого портрета Дориана Грея у него нет, потому что все его ужасные преступления против человечества ложатся на него тяжким грузом.
Алиса Шер о своих отношениях с бывшим мужем, популярным ТВ-ведущим программы "Окна", питерским актером и шоуменом Дмитрием Нагиевым рассказывает охотно, недавно даже книгу написала о своей семейной жизни. Наш корреспондент встретился с автором книги. Высокая, эффектная, не просто общительная, а заполняющая своей энергией и низким тембром голоса все пространство, - такова Алиса Шер, экс-жена Дмитрия Нагиева (их брак продлился 18 лет). А также популярная радиоведущая, актриса, что, впрочем, тоже в прошлом, так как теперь Алла Николаевна Нагиева (так написано на ее визитке) - директор ресторана-гостиницы "Смольнинская" администрации Санкт-Петербурга.
- Алиса, ваш идеал мужчины, конечно, Нагиев?
Для меня идеал мужчины - Александр Розенбаум. Как человек умеет проживать свою жизнь! Крупная фигура. Я считаю, Розенбаум поет душой, а вот у Высоцкого все было на надрыве. Совершенно спокойно отношусь и, скажем, к Андрею Миронову, - поэтому я даже не читала мемуаров Татьяны Егоровой "Андрей Миронов", хотя нас уже сравнивают...
- Алиса, вы долго писали свои мемуары?
Весну 2004 года. Издатели ни строчки не сократили и не изменили. Твердый переплет, на обложке - фотография Нагиева. Дима сейчас на гребне. Все ждут каких-то закулисных подробностей его жизни, тем более что он никогда не афишировал то, что женат. Он считает, что для звезды наличие жены да еще счастье в семейной жизни - это моменты, которые вовсе не привлекают зрительскую аудиторию, а Нагиев всегда умел отсекать лишнее...
Я собиралась написать книжку честную, "прикольную", но она получилась еще и серьезной. О любви. Может быть, для коммерческого успеха это лишнее. Трудно сказать, какой будет реакция читателя, когда вместо обилия постельных и закулисных сцен он натолкнется на мои рассуждения о странностях любви.
- В книге Нагиев на ваш вопрос о том, что для него всего важней, отвечает: "Слава и деньги", а потом уже семья... Алиса, но разве можно так ставить вопрос перед мужчиной?
Может, это и глуповатый вопрос, однако из таких конкретных "выборов" и складывается жизнь каждого из нас. Пойти в выходные на работу или остаться дома? Впрочем, сейчас, занимаясь любимым делом, я бы, наверное, тоже выбрала первое...
- Алиса, у вас нет такого ощущения, что ТВ-программу "Окна" Нагиев перерос?
Я, собственно, и пишу об этом. Но есть-то надо! Деньги всем нужны, а звездам нужны еще и большие деньги. Замечу, что Дима невероятно удачлив - от мелочей до масштабных вещей.
- Какое будущее ждет Нагиева?
Я ему всячески желаю будущего в другом качестве - актерском. Причем он перерос звание "звезды сериалов". Приятно, что сейчас Дима у Владимира Бортко в "Мастере и Маргарите" играет роль Иуды рядом с подлинными "звездами" кино.
- Когда произошел ваш разрыв?
Четыре года назад.
- Что послужило причиной?
Димина полигамность. Сейчас я не осуждаю его за измены. Вообще человек по сути своей полигамен.
Нас останавливают какие-то страхи, воспитание, порядочность, - продолжает Алиса Шер. - Жаль, раньше я не понимала и не принимала этого. Не собери я его вещи, мы могли быть вместе и по сей день, потому что знакомы со студенческих времен, прошли все испытания, потому что у нас растет замечательный сын Кирилл.
В свои пятнадцать Кира - точная копия отца по характеру. Ну а Дима - копия своего отца. У них очень сильная кровь. Думаю, это от смешения кровей и национальностей. У Нагиевых в роду есть и немцы, и латыши, и арабы... Глаза у Димы как омут. А в человеке глаза - главное.
- Говорят, из-за вас, Алиса, поссорились Нагиев и Сергей Рост, после чего ТВ-шоу "Осторожно, модерн!" прекратило существование...
Чепуха! Я никакого отношения к распаду программы "Осторожно, модерн!" не имела. Я занималась в ресторане кастрюлями.
- Почему же передача изменила формат?
Потому что Сережа Рост, извините, мухой на стекле выдрючивался - отказался сниматься на тех условиях, которые предложил ТВ-канал.
- Как Рост отреагировал на критику в его адрес в вашей книге?
Запугивает меня в своих интервью. Обещает ответить на мои "инсинуации" в троекратном размере... Но что он может сделать? Обнародовать весь список любовниц Димы или соврать что-то про меня?
Сергей говорит, что, мол, тоже книжку напишет. Так за чем дело - пиши книжку, снимай свою ТВ-программу, прояви себя как яркая индивидуальность, выйди из тени Нагиева, и я же первая изменю о тебе мнение. Но вряд ли он способен на такие подвиги, не тот человек. И мне его просто жалко...
- Поклонницы больше не беспокоят?
Волнами. Сначала молчат в трубку, а потом как ляпнут: "Ночной дозор, выходите из тьмы!" В два часа ночи . Сейчас вновь какое-то обострение, приходится выключать домашний телефон.
- А теперь вы ждете, что Дима вернется...
Почему вы так решили?
- Этим заканчивается книжка...
Понимаете, это же не чисто мемуарная литература. И если бы книга закончилась тем, что у меня появился новый муж, все наладилось, то это был бы смазанный конец...
- Вы пишете о том, что книгой хотели подвести черту под своим прошлым...
А может, все только начинается? С одной стороны, мы с Димой такие разные, с другой - очень похожие. Но главное: между нами есть почти кармическая связь...
- Читал ли Дима вашу книгу?
Нет, не читал. И уж, конечно, не продюсировал (улыбается).
- А может случиться, что так и не прочитает?
Конечно, может.
- А жаль. Ведь книжка получилась о высокой, даже не без ноток трагизма любви.
Почему трагизм? Любовь - такое чувство, когда живешь, не задумываясь: страдаешь ли ты или вполне счастлив...
Как любой начинающий писатель, я хочу продолжения. Меня уже обвиняют в том, что спекулирую на имени Нагиева. Надеюсь, тот, кто удосужится прочесть книгу, поймет, что это не так. Просто это была самая удобная тема для моей первой книги. А дальше- как Бог даст... Темы Нагиева больше касаться не буду. Хватит с меня и мемуаров. У меня есть идея романа...
ИЗ КНИГИ
"Естественно, все свои похождения Дима называл "дружбой", убеждая в том, что я обладаю чрезмерно богатой фантазией. А я покупалась на эту незамысловатую мужскую лесть, и дилемма - признаться себе в отсутствии фантазии или в беспочвенности подозрений - решалась всегда в пользу последних. По крайней мере не так обидно.
Тем не менее любовных историй у Димы было пруд пруди.
Как-то в пик нашего безденежья к Диме, ожидавшему меня в Катькином садике, подсела красивая женщина. Они разговорились о жизни, о том, о сем... А потом она спрашивает:
Не хочешь поработать?
А что за работа?
Да здесь, рядом. Пойдем, посмотришь. Работа непыльная...
Я, - говорит Дима, - учусь в театральном институте .
А она ласково улыбается:
Ну что ж, практически по профессии.
Там, куда она его привела, снимались первые отечественные порнофильмы. Дима по моральным соображениям отказался, но ужасно страдал, потому что эта работа могла кардинальным образом повлиять на наш семейный бюджет. Не знаю, правильно ли он поступил. И дело, разумеется, не в деньгах, а в том, что мировой порнографический кинематограф в связи с его отказом очень многое потерял".
"На радио он попал благодаря дружбе с Климушкиным. Климушкин и Титивин, впоследствии ставший Ростом, учились в одной школе. А так как Климушкин с Димой ходили вместе в баню, то и Сережа присоединился к их компании. Но говорить о близкой дружбе, существовавшей между ним и Димой, ей-Богу, более чем странно.
По моим ассоциациям, Сережа Рост похож на гриб, что вырастает на дереве. Пока сидит на этом дереве, питается от него - размножается и растет. Стоит с дерева снять - вряд ли он куда-то годен. Разве что пепельницу из него сделать... "
"До прихода на радио я думала, что нормальных людей больше, чем ненормальных. Может быть, именно поэтому никогда не ревновала Диму к поклонницам. У такого человека, как мой муж, они просто должны быть, и это нормально...
Но, казалось, в нашей квартире нет ни одного места, которое бы не просматривалось в бинокль или, что намного эффективнее, в подзорную трубу с крыши высотного дома напротив. Те же, у кого не было технического оборудования, в домашних тапочках стояли под нашими дверями. Наверное, потом, объединив визуальные материалы и аудиоэффекты, эти девочки составляли наиболее полную картину нашей жизни. Впечатления, нужно сказать, самые ужасные. Представьте себе: все, что бы ты ни делал, становится достоянием каких-то посторонних людей".
Садчиков Михаил
Газета "Труд"
Звезды популярных сериалов показали воронежцам, что юмор XIX века даст фору тому, что «ниже пояса». От забавных ситуаций и искрометных реплик водевилей «Вицмундир» и «Аз и ферт» зрители хохотали от души. Особенно публика была в восторге от Сергея Роста ("Осторожно, модерн!") в образе служанки Акульки: с ярко напомаженными губами он был неподражаем, особенно, когда подтягивал чулки с начесом. В эксклюзивном интервью «Комсомолке» артист рассказал, куда он пропал после закрытия популярных программ «Осторожно, модерн!» и «Слава богу, ты пришел!».
ПИШУ ДЛЯ БЕКМАМБЕТОВА, СНИМАЮСЬ В ЛОНДОНЕ
Да никуда не пропадал. Сидел в засаде! Просто проекты, которыми я занимался, не были столь известными. Играл в театре, ставил пьесы, писал сценарии на заказ, один из них - для компании Тимура Бекмамбетова , воплощения пока не видел, может, ждет своей очереди - у Бекмамбетова же много проектов. Снимался в большом количестве сериалов. В основном попадались роли новых русских, директоров от шоу-бизнеса, это превратилось в амплуа – одно время сыграл четырех подряд антрепренеров. Почти грим и костюмы не менял. Один из последних – в четырехсерийном фильме с Николаем Басковым , в котором я играл его продюсера. Снимали в Крыму , кстати, тогда уже предвидели, что он будет наш. Мы устроили концерт на площади в Севастополе . Много было народу. Тогдашний мэр города закричал: «Да здравствует Украина !». И как-то хлипенько ответили. А когда мы закричали «Да здравствует Россия !» – все ответили дружным «Ура!». Я уже тогда понял, что Крым все-таки наша земля... Еще на телевидении был у меня проект «Свои люди», где я брал интервью у звезд. Потом была передачи «Очевидец», «Шестое чувство», которые я вел.
- Сейчас где снимаетесь?
Грядут съемки в проекте СТС «Лонdонград », где я буду играть русского адвоката Борю Бирмана , который помогает нашим соотечественникам, попадающим в сложные ситуации. Кому ведь доверяют в таком случае – земляку. У моего адвоката внешность Черчиля, он любит деньги и все красивое и дорогое, у него жена-красавица очень развратного поведения. Пока сняли пилот, показали его на медиафоруме в Питере . Съемки будут масштабными – в Лондоне , подготовку начали еще три года назад. Еще снялся в фильме «Только не они», который продюсирует Федор Бондарчук . Играю там бандита – убийцу и насильника, чего раньше исполнять не доводилось. Сюжет напоминает американский блокбастер, рассчитан на молодежь. Наша планета после глобальной катастрофы, апокалипсиса, и единственные, кто может всех спасти – горстка школьников, которые ни сном ни духом, что именно от них все зависит, которые не хотят брать на себя такую ответственность. Они не супермены. Поэтому «только не они». Бороться им придется с бандитами, мародерами, такими, как мой герой. Играют еще Максим Коновалов , Владимир Стеклов, Сергей Белоголовцев.
В СОЮЗЕ С НАГИЕВЫМ Я СТАРАЛСЯ, ЧТОБЫ НАША ЛОДКА НЕ ПОТОНУЛА
- Вы, человек, хорошо знакомый с телекухней, какие проекты предпочитаете смотреть?
Мне нравятся шоу, которые выпускает Comedy Club Production - Comedy Woman, «Наша RUSSIA» нравилась. Очень жалко, что закрыли «Прожекторпэрисхилтон», шоу «Слава богу, ты пришел!», в котором я участвовал. Сейчас я и сам написал несколько новых проектов, они в стадии утверждения. Этим сейчас занимаются мои друзья. Мне всегда удавалось легко придумывать сюжет, идею фильма или новый формат передачи. Но никогда я не мог это все ходить продвигать! Скоро начнем снимать пилот авторской программы, и будете тогда меня чаще видеть.
- После закрытия «Осторожно, модер!» вы с Дмитрием Нагиевым вообще никак не общаетесь?
Нет. Нет точек пересечения.
- Не хотелось вернуть отношения?
Для этого же нужно, чтобы не один, а оба хотели! А в нашем дуэте, в нашем творческом союзе я, по аналогии с супругами, был тем, кто борется за семью, а кто-то всегда считал, что, мол, любите меня. И все время поглядывал на сторону, считая, что может найти и лучше. Я все время был тем склеивающим все составом, тем человеком, который не давал раскачаться лодке, чтобы она не потонула. Мы больше 10 сезонов делали успешный проект без продюсеров. Но когда только один человек и пишет, и старается, все время оказываешься в неприятной ситуации, что тебя унижают и не ценят. Чем дальше – тем больше это происходит. Ну и на фиг это надо! Поэтому я в такой ситуации советую всем себя больше любить.
А если сейчас найдутся продюсеры, которые захотят вернуть успех этой программы и попытаются ее восстановить, вы согласитесь вернуться?
Думаю, это в любом случае не получится. Потому что для этого надо как минимум с Дмитрием помириться. А у нас это не получается.
- Ваша дочка какие таланты проявляет?
Алисе три года. У нее прекрасные актерские способности. Она обаятельная, корчит рожи, музыкальная, танцует. Думаю, она будет звездой обязательно!
- Супруга по-прежнему занимается журналистикой?
Нет, пока она дома сидит. Но, может, и вернется к работе.
Сергей Анатольевич Титивин - именно так звучит настоящее имя комика Сергея Роста. Впервые исполнитель засветился на экране в конце 90-х гг. Но настоящая популярность пришла к нему только в начале 2000-х. Как складывалась карьера Сергея Роста все эти годы? И какие фильмы с его участием обязательно нужно увидеть?
Сергей и вес
Сергей Титивин - обладатель нестандартной внешности, которая и помогла ему стать со временем колоритным, ярким исполнителем. Псевдоним Рост звучит весьма иронично, ведь рост актёра на самом деле составляет не более 165 см.
Сергей даже в молодости выглядел упитанным и сохранил примерно одну и ту же весовую категорию на протяжении всей жизни. Правда, точные данные, сколько килограмм весит артист, СМИ так и не выведали.
Сергей Анатольевич родился 3 марта 1965 г. По знаку зодиака Рост - Рыба, по восточному гороскопу - Деревянная Змея. Историческая родина актёра - город Ленинград, ныне Санкт-Петербург.
Краткая биография
Сергей Рост - выходец из питерской семьи, которая никакого отношения к кино или театру не имеет. Родители актёра - обычные инженеры. Мать родом из южной Украины, отец имеет болгарские корни.
Несмотря на то, что Рост - актёр, он получил режиссёрское образование, окончив соответствующий факультет Ленинградского театрального института. Впоследствии полученная профессия помогла раскрыть многие таланты Сергея: в данный момент он не только снимается в кино, но и по совместительству работает сценаристом, теле- и радиоведущим.
Карьера в 90-х гг.
После развала Советского Союза киноиндустрия восстанавливалась в России медленно и тяжело. В этот момент Сергей Рост уже был выпускником достаточно престижного театрального вуза, но попасть каким-нибудь образом на экран не представлялось возможности. Поэтому для начала Сергей согласился в содружестве с Дмитрием Нагиевым вести юмористическую передачу на радио «Модерн».
Колоритный дуэт Нагиева и Роста привлёк к себе внимание, и в 1996 г. было принято решение запустить комедийный сериал с участием актёров на телевидении. Так в эфире «Шестого канала» начала демонстрироваться ситуационная комедия «Осторожно, модерн!», звездой которой оказался Рост.
Актёр в паре с Нагиевым играл абсолютно все роли в сериале - и мужские, и женские. Также Сергей вместе с придумывал сюжеты для ситкома и прописывал диалоги для главных героев.
После того как было снято 2 сезона программы, проект перезапустили на телеканале РТР под названием «Полный модерн!». В 2001 г. сериал перекочевал на телеканал СТС, а новые серии уже транслировались под названием «Осторожно модерн-2».
Передача принесла Росту финансовое благополучие, известность и популярность. Однако в 2004 г. между Сергеем и его напарником Дмитрием произошёл конфликт, после которого Рост покинул проект. Сериал просуществовал до 2006 г. Главным героем передачи стал прапорщик Задов в исполнении Дмитрия Нагиева.
Сергей Рост: фильмы 2000-х гг.
Параллельно с участием в программе «Осторожно, модерн!» актёр по возможности играл эпизодические роли в фильмах и сериалах. Сергей Рост, рост и вес которого способствовали созданию комического амплуа, то и дело мелькал на экранах в образе нового русского, конферансье или ещё какого-либо представителя шоу-бизнеса.
В тот период фильмография Сергея пополнилась фильмами «Приключения мага», «Мангуст», «Две судьбы-2», «Королева бензоколонки-2».
В 2005 г., уже после ухода из проекта «Модерн», Сергей получил одну из главных ролей в 16-серийной мелодраме «Право на любовь». На съёмочной площадке актёру довелось посотрудничать с Еленой Кориковой и Андреем Чернышевым.
Через год актёр сыграл Виктора Хоменко в молодёжном фильме «Трое сверху», в котором также приняли участие Илья Олейников («Городок»), Татьяна Васильева («Самая обаятельная и привлекательная») и Евгения Волкова («Дочки-матери»).
В 2008 г. режиссёр Александр Черняев поручил Росту роль стилиста-парикмахера в комедии «Всё могут короли» с участием Гоши Куценко и Жерара Депардье. В 2009 г. актёр сыграл киношника в сериале «Хозяйка тайги».
Новые проекты с участием Роста
Рост - актёр в основном эпизодов. После ухода исполнителя из программы «Осторожно, модерн!» ему редко поручают главные роли. Но бывают и исключения.
Например, в 2011 г. украинская телекомпания ICTV выпустила в прямой эфир комедийный сериал «Такси», в котором Сергей сыграл начальника службы такси по имени Валерик. В центре сюжета фильма - комичные ситуации, в которые попадает Валерик и его подчинённые, выезжая на заказы. Вместе с Сергеем Ростом в проекте засветились Сергей Белоголовцев («33 квадратных метра») и Егор Крутоголов («Сваты-4»).
В 2014 г. Сергей Анатольевич принял участие в съёмках ситкома «Анжелика», сыграв Олега Викторовича - генерального продюсера популярного телеканала.
2015 г. ознаменовался для артиста съёмками в детективном сериале «Ищейка» и в проекте телеканала ТНТ под названием «Лондонград».
Авантюрный экшн «Лондонград» с Никитой Ефремовым в главной роли быстро покорил сердца телезрителей и стал одним из самых обсуждаемых проектов 2015 г. Сергею Росту в сериале досталась роль лондонского адвоката Бориса Брикмана, который помогал главному герою вытаскивать русских людей из затруднительных ситуаций, в которые они попадали в Англии.
В 2017 г. ожидаются сразу 2 экранные премьеры с участием актёра. Речь идёт о детском фильме «Спасти Пушкина» и комедии «Только не они».
Другая деятельность актёра
Рост - актёр, который достаточно востребован на театральных подмостках. Он сыграл главные роли в антрепризных спектаклях «Рыба на четверых», «Левша», «Шуты города N», «Шкаф» и «Дублёры».
В одном из интервью Рост признался, что его киносценарий был куплен кинокомпанией Тимура Бекмамбетова BAZELEVS . Правда, скринплей пока что не был воплощён на экранах.
Вы родились в семье инженеров. Как родители относились к вашему желанию стать артистом?
Папа считал, что артистами становятся только по блату. Зато мама с раннего детства культивировала во мне мечту о сцене. Все домашние праздники превращались в мои творческие вечера. Я пел, плясал, читал стихи и даже собственные сочинения. Уже в четыре года понимал, что смешно, а что нет. Большим успехом пользовался мой авторский монолог «Все беды от женщин». Кроме того, я не выговаривал букву «р», и взрослым нравилось, как звучали в моем произношении слова типа «ребята» и «ребро». В школьные годы я прошел кастинг в престижную театральную школу-студию при Дворце пионеров имени Жданова. При хорошем аттестате у меня был неуд по поведению: от моих комментариев хохотал весь класс и уроки превращались в балаган. Учителя были уверены, что я стану артистом, однако приемные комиссии театральных институтов Москвы и Ленинграда были противоположного мнения. Я весил пятьдесят килограммов, был метр шестьдесят ростом и явно не походил на Евгения Урбанского и других героев советского кино - мне сказали, что я талантливый, но некрасивый, поэтому взяли на специализацию «актер кукольного театра». К слову, мои любимые актеры Сергей Гармаш, Зиновий Гердт и Валерий Гаркалин тоже были актерами театра кукол, естественно, я мечтал быть похожим на них. После второго курса я перевелся на режиссуру, где внешность не имеет значения.
Радио «Модерн» стало стартовой площадкой для многих популярных шоуменов, от Геннадия Бачинского до Сергея Шнурова. Как изменилась ваша жизнь с работой в легендарной команде?
Во времена моего выпуска из театрального в стране была разруха, есть было нечего, рубль ничего не стоил, примерно как и сейчас. Меня не приняли в академические театры, и это стало преимуществом. Я был свободен. Американцы говорят: «Тебя не приняли? Здорово! Впереди столько возможностей!». Большой удачей стал пройденный кастинг на должность ведущего программ на только что открывшемся радио «Модерн». Кроме меня в команду попали Алла Довлатова, Гена Бачинский, Яна Ермолаева и Дима Нагиев. Основатель и руководитель радиостанции Тамара Петровна Людевиг дала нам установку: «Вы должны держать внимание слушателей! Как? Я не знаю! Делайте, что считаете нужным». И мы пустились во все тяжкие, проверяя границы возможного. Мы были революционерами, до этого в формате постоянных импровизаций на радио никто не работал. Позднее Тамара Людевиг благословила нас на создание собственной телепрограммы. Я стал актером и сценаристом, Анна Пармас - режиссером и сценаристом, Дима - секс-символом. Благодаря продюсеру Михаилу Галкину наше трио оказалось на канале СТС, делая самое популярное в стране шоу «Осторожно, Модерн!».
Высокие рейтинги этого бюджетного трэш-сериала, съемки которого проходили в хрущевке в спальном районе Петербурга, стали логичным продолжением успеха на радио?
Сначала мы играли скетчи на заданную тему, потом появилась единая сюжетная линия. К «Осторожно, Модерн! - 2» мы пришли уже после кризиса 1998 года - и без того малый бюджет был урезан, наши герои превратились в соседей по многоквартирному дому. В это же время команда «Осторожно, Модерн!» создала суперпопулярное ток-шоу «Однажды вечером». Что касается «Осторожно, Задов!», это был полный провал. Дима хотел доказать, что обойдется без меня и Пармас, что весь наш предыдущий успех - только его заслуга. Увы, он ошибался. Рейтинги «Задова» были неприлично низкими. Вместе со мной и Анной из скетчкома ушел весь юмор и задор, остался только секс-символ. Я не дождался от бывшего друга звонка с извинениями и тяжело переживал разрыв c Нагиевым и утрату проекта, имевшего большое будущее. Потом какое-то время жил в Москве: работал на радио «Маяк», делал программы «Очевидец» и «Шестое чувство» на канале «Рен ТВ». У меня было много проектов, которые не увидели свет. В кино снимался, однако удачных ролей не было. Впору было спиться, обозлиться на весь мир, но появление любимой жены и рождение дочери придали сил. Я открыл для себя театр, стал играть во множестве антрепризных спектаклей и сделал несколько постановок в качестве режиссера. Сейчас я продолжаю писать сценарии полнометражных фильмов, в основном комедий.
Сериал «Лондонград» канала СТС показывает историю агентства по решению проблем русских в столице Англии под руководством героя Никиты Ефремова. Как вы попали на этот проект?
Перед пробами я переоделся в рубашку, жилетку, надел цацки, а по дороге купил гамбургер, решив, что мой герой Брикман должен постоянно есть. После моего монолога сценарист и режиссер Дима Киселев зааплодировал: «Вот она, петербургская школа! Вот как надо!». Меня утвердили.
Перед интервью я узнала, что ваша настоящая фамилия Титивин.
Теперь я и по паспорту Рост, жена захотела, чтобы у нашей дочери была такая фамилия. В русской традиции использовать псевдонимы: и Станиславский был Алексеевым. Мои коллеги, которые выросли в СССР, часто удивляются: «У тебя была русская фамилия, а ты сменил ее на еврейскую?! Ну ты дурак!». Недавно узнал, что меня внесли в список «Самые знаменитые евреи Петербурга». Ну что ж, значит, так оно и есть. (Смеется.)
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении