Почему развелась екатерина рождественская. Екатерина рождественская - биография, информация, личная жизнь
Средний сын 55-летней журналистки и фотографа Екатерины Рождественской и внук знаменитого поэта Роберта Рождественского женился сегодня в Москве. О торжестве написала сама мама в своем микроблоге.
«Доброе замечательное осеннее утро! Сегодня в нашей семье свадьба!» - сообщила в своем twitter главный редактор журнала «7 дней» Екатерина Рождественская. Женился средний сын Рождественской – 23-летний Дмитрий Бирюков. Он увлекается картингом и не раз защищал честь издательского дома в соревнованиях по этому виду спорта. Невесту Дмитрия зовут Оксана.
А подруга Екатерины известная тележурналистка Оксана Пушкина выложила у себя в микроблоге фото подготовки к свадьбе.
Напомним, что Екатерина Рождественская замужем за Дмитрием Бирюковым, первым заместителем ген. директора холдинга «Газпром-медиа» и президентом ЗАО Издательский дом «Семь дней». В семье трое сыновей: Алексей (род. 1986) - музыкант, закончил экономический факультет; Дмитрий (род. 1989); Данила (род. 2001).
Екатерина Робертовна Рождественская. Родилась 17 июля 1957 года в Москве. Российский фотограф, переводчик художественной литературы с английского и французского языков, журналист, художник-модельер.
У пары троей сыновей: Алексей (1986 г.р.), Дмитрий (1989 г.р.) и Данила (2001 г.р.).
Старший сын Алексей - музыкант, лидер рок-группы «F.P.S.», окончил экономический факультет, увлекается киберспортом, по словам Екатерины, у него поэтический дар от деда: "Когда он был маленьким, хорошо писал стихи. Потом это куда-то все ушло".
Средний сын Дмитрий профессионально занимается картингом, неоднократно становился победителем разных соревнований.
Младший сын Данила хорошо рисует.
Фильмография Екатерины Рождественской:
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - эпизод
2008-2009 - Корона Российской империи, или Снова Неуловимые (документальный)
2012 - Тайны советского кино. Неуловимые мстители (документальный)
«Великую гадину...» От этих слов внука Александрова про Любовь Орлову мне стало не по себе. Я тут же купила весь архив, не торгуясь Фото: Ю. Феклистов/7 дней
Янковский
Приход каждого человека на съемку - это отдельная история. Все начинается с охоты. Думаете, так просто найти телефон и уговорить звезду выбрать часок, чтобы приехать через пробки в студию на Ленинградку? Работа эта муторная, круглосуточная, с напоминалками, будильниками и трубкой в руках - позвонить надо ровно в нужное время, потом перезвонить, потом еще раз и еще. Попросила мою крестную Галю Коршунову мне в этом помочь. У нее это должно было хорошо получиться - доброжелательная, остроумная, она не только легко договаривается со звездами, но и находит общий язык с их директорами, что зачастую намного сложнее.
Олег Янковский и Александра Захарова на фотосессии у Екатерины Рождественской Фото: Д. Кружков
«Здравствуйте, это директор Кати Рождественской, - Галя улыбалась трубке, словно говорила с самым дорогим на свете человеком. - Катя приглашает вас принять участие в проекте «Частная коллекция». Когда вы могли бы уделить нам время?» Поначалу меня в эти моменты прямо распирало от гордости и удивления: у меня есть директор, как у школы или у театра. Директор Кати Рождественской! Как звучит-то!
Мы ходили с Галей на все премьеры, спектакли, показы, фестивали, выставки, свадьбы и дни рождения в надежде встретить того, кто, по моему мнению, «просился на холст». Не сам, конечно, просился, просто достиг бы уже того уровня, когда не надо объяснять публике, кто перед ними и чем знаменит.
Проект немного стал набирать силу, и захотелось снять кого-то из «великих». Например, Рязанова , Гурченко или Янковского , которого я очень любила. На одной из ленкомовских премьер, куда пришел Олег Иванович, мы с Галей решили: вот он - подходящий момент, лучше не придумаешь, надо приглашать. В начале антракта, пока все хлопали, Галя выскользнула из зала и стала караулить артиста у входа за кулисы. Янковский вышел, вежливо выслушал моего директора и мило так с улыбкой сказал: «Вот как вам не стыдно! Пожилая женщина, а такой ерундой занимаетесь...» И бросив на ошарашенную Галю свой фирменный с прищуром взгляд, степенно скрылся за кулисами.
Галька чуть не заплакала. «Я понимаю, что это ему может быть неинтересно, что он сыграл все на свете... Но зачем же так? «Пожилая женщина»... Не ожидала от него, стыдно...»
Янковский вежливо выслушал моего директора и с улыбкой сказал: «Как вам не стыдно! Пожилая женщина, а такой ерундой занимаетесь. . .» Фото: Ю. Самолыго/ТАССМы еще долго не могли прийти в себя после такого отпора. И дело было даже не в отказе: соглашаться или нет на участие в проекте - личное дело каждого артиста. Но такое несоответствие красивой интеллигентной оболочки с довольно простым и циничным содержанием заставило меня разочароваться в образе романтического героя, каковым я всегда воспринимала Янковского. Переживала долго: надо же оказаться такой дурой, чтобы отождествлять образ и реального человека! «Будьте любезны, ну что вы, что вы, не изволите ли...» - а тут просто и ясно: « Стыдно вам, пожилой женщине...» В общем, был герой - да и сплыл.
Н-да. Это был первый опыт, первый урок стараться воспринимать людей такими, какие они есть, а не придумывать им желаемый образ и характер.
В 2001 году мы снова встретились, но уже по его просьбе - надо было снять их с Сашей Захаровой на обложку «Каравана историй» к премьере в «Ленкоме» «Шута Балакирева». Актеры были в театральном гриме и костюмах, снимали их в шикарном кабинете Марка Захарова . Янковский вежливо поздоровался, сказал, что ему очень приятно. Мне было тоже. Всю съемку он молчал и только попыхивал своей «петровско-янковской» трубкой. Видимо, на этот раз принимать участие в моем проекте Олегу Ивановичу было уже не стыдно.
Доброкачественная, размером с куриное яйцо. Она, вероятно, пережимала сосуды, отчего отец и терял сознание. «Она могла расти лет двадцать, - сказал нам врач. - Просто сейчас она выросла и стала давить на мозг». У отца изменился взгляд. Он стал какой-то вопросительный. В любое время суток он был одинаково вопросительный. Глубокий и странный. Отец перестал есть. Сильно похудел. Из Парижа наш друг Алекс Москович прислал специальные питательные коктейли с разными вкусовыми добавками - шоколадной, ванильной, апельсиновой. На завтрак - один, на обед - другой, на ужин - третий. По 200 граммов. И все. Москович предложил нам найти в Париже лучшего нейрохирурга, чтобы прооперировать отца. И пообещал оплатить эту операцию.
Мы все так обрадовались, как будто полдела было уже сделано! Срочно начали готовить документы. Это «срочно» растянулось на довольно долгий срок. А отцу становилось все хуже. Мы положили его в ЦКБ. Его мучили чудовищные головные боли, начался какой-то непонятный кашель. И никто никак не мог установить его причину. Он был истощен, лежал в реанимации, не мог встать, часто впадал в беспамятство. Рядом каждый день умирали люди. Эта палата была прямым путем на кладбище. Тяжелые диагнозы, тяжелый запах. Почти все без сознания. Никакого будущего. Я была уверена: чем быстрее мы заберем отсюда отца, тем дольше он проживет.
Наконец все документы были готовы, визы получены, билеты куплены. Отца одели в вязаную кепку и пальто, погрузили в машину. На выезде из больницы «Скорая» остановилась, его вынесли на воздух - к нему приехала прощаться вся наша семья.
Все хватали его за руки (руки были очень холодными), обливались слезами. Мы не верили, что еще раз увидим его.
Мы втроем - мама, папа и я - отправлялись в наш самый грустный Париж. Из аэропорта «Шарль де Голль» нас сразу привезли в госпиталь. В течение нескольких часов Робу прокрутили на всех возможных аппаратах. Операция откладывалась из-за аспирационной пневмонии. Задолго до отъезда он подавился манной кашей. Эта каша застряла у него в легких и вызвала воспаление. Из-за этого он и кашлял. Его начали лечить. Помню, как я носила его, исхудавшего, на руках - ноги уже абсолютно не держали его. При росте отца 185 см я запросто поднимала его и несла - на рентген, с рентгена... В день операции нас просили не приезжать в больницу.
Но мы конечно же поехали, сели у лифта рядом с операционной. На исходе шестого часа ожидания мама уже не могла смотреть на свои любимые сигареты, а меня уже тошнило от автоматного кофе. Но вот вышел наш знакомый врач и сказал одно-единственное слово: «OK». Что это значит? А подробности? «Не волнуйтесь, рефлексы сохранились, завтра вечером приходите, посмотрим».
В реанимации около Робы сидели две медсестры в зеленом. Они бросились к нам с мамой, как к родным. «Хорошо, что вы пришли! Надо проверить, как он выполняет команды! Попросите его сжать вашу руку». Мы обступили кровать с двух сторон. «Роба, ты нас слышишь?» Он сразу сжал наши руки… После первой операции прошло несколько месяцев, мы вернулись в Москву. Но ни о какой быстрой поправке, на которую мы так рассчитывали, речи не было.
Знаменитый советский поэт Роберт Рождественский уже не застал время, когда его дочь Катя стала известным на всю страну фотохудожником. На портретах Екатерины Рождественской - российские певцы, актеры, спортсмены, политики в образах героев прошлого.
За 16 лет Екатерина создала более 2,5 тысяч образов. Три тысячи звезд российского шоу-бизнеса стали ее моделями. Четыре года назад Рождественская стала главным редактором журнала «Семь дней», выпустила книгу и создала коллекцию дизайнерских платков.
Екатерина не скрывает, что своими успехами она обязана супругу, медиамагнату Дмитрию Бирюкову. Их крепкому браку уже 41 год. В молодости гадалка напророчила Рождественской трех сыновей, так и вышло. Старшему Алексею уже 30 лет, среднему Дмитрию - 27, а младшему Даниле всего – 15, его Екатерина родила в 44 года.
О секрете долгосрочного брака, поздних родах и знаменитой фамилии Екатерина Рождественская рассказала в откровенном интервью.
Вы – пример для многих женщин. Решиться родить третьего ребенка, когда подходит пятый десяток – нужно много мужества и сил. Как вы не испугались?
Екатерина Рождественская: Мне очень хотелось девочку. Мне совсем не нравился выбор одежды для мальчиков в магазинах по всему миру - все какое-то серенькое, клетчатое, полосатое. Я все время смотрела на полки, где висели детские платьица, и безумно хотела их.
Мне не было страшно. Я совершенно не чувствовала себя старородящей. Сейчас так называют уже девушек с 23 лет, поэтому мне уже было совершенно все равно. Очень важно иметь внутреннюю уверенность, и она у меня была.
Как Екатерина Рождественская чуть не потеряла сына, смотрите в программе «Ой, мамочки!» .
В первый раз вы не могли забеременеть 10 лет. Это так?
Е.Р.: Да, это было довольно сложно. Даже не знаю, почему. Может, я просто не была готова морально. Иногда надо просто расслабиться и получить удовольствие, а не пытаться забеременеть. Когда я поняла, что надо делать именно так, то сразу все получилось. С третьим ребенком, конечно, был большой перерыв. Когда я сказала старшим, что у нас будет еще малыш, они восприняли это как шутку.
В этом году вашему браку 40 лет. Это большая редкость в наше время. В чем секрет таких прочных отношений?
Е.Р.: Секретов нет. Я наблюдала за отношениями родителей, они прожили вместе 41 год. Прежде всего, нужно большое терпение. Мужчину нельзя ломать и подстраивать под себя, надо и самой подстраиваться. Нужно помнить, что вы – пара, и ты не должна быть всегда главной. Надо уметь находить какие-то пути, чтобы и ему было хорошо, и тебе.
Однажды ваш муж сказал: «Чаще всего семейная лодка бьется о быт». Когда у вас появился первый сын, еще не было хороших стиральных машин, подгузников. Как вы пережили это время с мужем?
Е.Р.: Муж стирал подгузники. Помню, он тер детское мыло на терке, потом вынимал из машины такой ком марли и часа три его распутывал. Он тогда был очень хозяйственный, все умел, поддерживал. У Лешки были осложнения после коклюша, и муж с ним ходил ночами, успокаивал.
Вы много лет работаете фотографом в издательстве, которым руководит ваш супруг. Легко ли с таким начальником?
Е.Р.: Это ужасно. Не могу сказать об этом ничего хорошего. Например, я кого-то снимаю на обложку, а он потом смотрит и говорит, что это прошлый век, и актриса уже плохо выглядит. Начинается обсуждение, и это самое ужасное. Как я могу сказать человеку, которого уже сняла, что он как-то не так смотрится?
Я не терплю вмешательства в творческий процесс, поэтому все очень сложно. Однажды я попросила больше не обсуждать никакие рабочие моменты дома, и добилась своего. Обычно я откладываю эту картинку и просто жду, когда выйдет какой-то фильм или сериал с этой звездой. Потом эти снимки хорошо идут.