План занятий по ознакомлению с природой в средней группе. Конспект НОД «Сказочный мир природы» (для детей среднего возраста) Природный мир средняя группа занятия
Цель: Дать детям представление о живой и неживой природе;
Задачи: способствовать расширению и обобщению представления о связи живой и неживой природы; воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
Материал: картинки с изображением живой и неживой природы; предметные картинки; карточки зеленые и черные.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Игровой момент
Появляется Незнайка, приносит, конверт с картинками раскрывает его:
Незнайка – ребята, я принес картинки и хочу их вам показать (развешивает).
Что нарисовано на картинках?
Вам понравились мои картинки?
Мне тоже.Но в картинках есть загадка,и я хочу,чтобы вы, ребята помогли мне её разгадать.
Вот если яблоко,груша,сливы -это фрукты, это вам ясно!
То, что такое ручей,человек,деревья и камни я не знаю.
Подскажите мне дети!
Воспитатель: — Незнайка, дети приглашают тебя на наше занятие. Мы будем говорить о человеке, о камнях, о солнце. Слушай внимательно и ты всё узнаешь.
- Работа с картинками.
(Воспитатель открывает картинки- солнце, вода, облака,земля,камни, человек,растение, животное).
Воспитатель: — Что нарисовано на картинках?
Дети,солнце,небо,облака,дождь,земля,растения,животное,человек-это всё природа.Природой нельзя назвать то,что сделано руками человека.
Я знаю, знаю! Например, природой нельзя назвать телевизор или куклу.
Воспитатель: — Правильно Незнайка! Ребята я покажу картинки, а вы скажите, что еще нельзя назвать природой (показ картинки с изображением книги, стула, радуги, чашки)
(ответы детей)
— Молодцы! Дети, можно, ли радугу назвать природой?
(ответы детей)
Конечно можно. Радуга – это явление природы, как и дождь и снег.Все это мы называем природой.
3 . Физкультурная минутка « Улетают журавли»
4 .Знакомство с живой и неживой природой.
Воспитатель – Дети, что мы называем природой?
Посмотрите на картинки, они подскажут
(ответы детей)
Растения, животные, человек – это живая природа.
— Солнце, небо, облака,земля,вода, камни и все
Явления природы – дождь, снег, град, лед, радуга-это
Неживая природа.
Незнайка — Я понял! живая природа это все то,что живет,
Растет, дышит.
Воспитатель – Молодец Незнайка!
Воспитатель – Дети поиграем в игру « Живое- неживое» . Каждому я
Раздам по две карточки, зеленую и черную. Зеленая —
Будет обозначать живую природу (человека, животных, растения) , а черная – неживую (камни, солнце,вода) .
Загадываю загадки,если отгадка является живой
Природой –подымите зеленую карточку, если неживой – подымите черную.
Правила игры вам понятны?
(ответы детей, Незнайка играет вместе с детьми)
- Возле леса на опушки,украшая темный бор,
вырос пестрый как петрушка ядовитый…
(Мухомор)
2 . Косолапы ноги, зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь, кто же это …
(Медведь)
3. Над рекой краса-дуга
Это в небе…
(радуга)
4.катится на встречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка это…
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю и бегу
И льдом я стать смогу,
Это правда? Да! Кто же я?
(вода)
6. Очень легкий, как былинка,
Сам зеленый, как травинка,
На лугах, в лесах,у речки
В травах прячется…
(кузнечик)
Незнайка- Мне очень нравится игра в которую мы играли! Теперь
Я знаю
– что такое природа!
— А вы сможете ответить на мой вопрос: Что мы
Называем природой?
(ответы детей)
Молодцы! Я хвалю!
Воспитатель: — А на мой вопрос ответите?
— Что такое живая природа?
(ответы детей)
— Что такое неживая природа?
(ответы детей)
— Молодцы! Позанимались, поиграли,пообщались с
Незнайкой. А теперь попрощайтесь с ним,ему пора домой.
До свиданья Незнайка,мы всегда рады видеть тебя
У нас в гостях.
(дети прощаются с Незнайкой).
Гузалия Сафаргалеева
«Живая и неживая природа». Конспект занятия по экологии в средней группе
Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи :
1) Развивающие
Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы ;
Развивать творческое воображение, умение фантазировать;
Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
Способствовать развитию познавательных интересов;
Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;
Учить отгадывать загадки;
Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
Учить способам самостоятельного познания;
Продолжать воспитывать любовь к природе ;
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
Развивать навыки проведения опытов;
Расширять и активизировать словарь детей;
Поощрять выдвижение гипотез;
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методы и материалы : игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование :
Схемы живой и неживой природы ;
Картинки живой и неживой природы ;
Игрушка «Кукла» и ширма;
Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ;
Спасательные нарукавники;
Миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;
Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
Сундучок;
Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
Чеснок, чеснокодавилка;
Веера по количеству детей;
Воздушные шары по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются) .
Сегодня мы с Вами поговорим о природе , послушайте стихотворение :
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
– А что такое природа ? (Ответы детей)
Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой .
А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей) . Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой .
– Всю природу можно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы . Сейчас нам Эмилия расскажет, о живой природе .
Эмилия : Мир живой природы - это растения , животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все , что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)
Воспитатель : Разиль расскажет нам о неживой природе .
Разиль : Неживая природа - это все то , что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы .
Воспитатель : Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение» .
Конечно, вы запомнили, о чем говорили нам Эмилия и Разиль. Закончите мое предложение.
Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа - это . (растения, животные, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .
Воспитатель : Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы . Недавно мы с вами ставили опыт. Проращивали лук в разных условиях. И выяснили, что для роста лука нужны : тепло, вода, свет и уход. Можно сделать вывод, что без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку :
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети : Воздух!
Воспитатель : Правильно, это воздух! И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства воздуха.
Кукла, появившись из-за ширмы : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель : Мы с ребятами говорим о природе . И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.
Кукла : Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?
Воспитатель : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети : Нет, не видим.
Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети : Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Кукла : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель : Погоди, погоди, Кукла! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кукла : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель : Ребята, давайте докажем Кукле, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети : Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети : Он пуст.
Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети : В нём нет воздуха.
Воспитатель : Смотри, Кукла! Вывод : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Кукла : А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
Воспитатель : А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Сейчас мы это проверим.
Опыт 2. Подводная лодка.
Воспитатель : Возьмем миску с водой и положим в нее стакан, чтобы он полностью погрузился в воду. Перевернем его вверх дном. Теперь опустим трубочку сгибом вниз и просунем ее в стакан. Главное, чтобы стакан не опрокинулся. Аккуратно дуем в трубочку, и стакан всплывает на поверхность, наполняясь воздухом. Ребята, почему стакан всплыл?
Дети : Потому что он наполнился воздухом.
Кукла : Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки : какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? (Достает сундучок) .
Дидактическая игра : «Тонет - не тонет» . (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли! Теперь ты знаешь, Кукла, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель : Молодцы, а теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель : Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками) .
Кукла : А интересно внутри людей есть воздух?
Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 3. Воздух в человеке.
Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети : Выходят пузырьки.
Воспитатель : Вот видите! Вывод : значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Кукла : Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети : Нет.
Воспитатель : Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.
Кукла : Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
Воспитатель : Что ты, Кукла! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Опыт 4. «Не дышу»
Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Воспитатель : Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель : Кукла, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?
Дети : Да.
Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети : В лицо дует ветерок.
Кукла : Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Кукла : Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе!
Что воздух постоянно нас окружает;
Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
Что воздух легче воды;
Что воздух есть внутри людей;
Что без воздуха не возможна жизнь;
Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
Что ветер - движение воздуха.
Воспитатель : Кукла куда ты исчезла? Что ты там делаешь?
Кукла : Я тут! (дует) . Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель : И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!
Тема: «Времена года».
Учить детей различать признаки времён года;
Помочь познать последовательность жизненных процессов в природе и те закономерные изменения, которые в ней происходят;
С помощью поэтического слова показать красоту различных времён года, разнообразие сезонных явлений;
Упражнять в отгадывании загадок о животных;
Воспитывать внимание, мышление.
Материал: игрушечный зайчик, конверт, картинки с временами года.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости хочет прийти интересная игрушка – зверюшка, но появиться этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нём:
Комочек пуха, белое ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? - (зайчик).
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Посмотрите, в лапках у зайчика необычный конверт. Давайте посмотрим что там.
Воспитатель: А ты, зайчик, садись на стульчик, будешь гостем в нашей группе.
Воспитатель: Зайчик хочет проверить, знаете ли вы, приметы времён года?
Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.
1.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, »Купайтесь! » - приглашаю
И любите за это вы все меня. (Я- лето)
2. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек. (Я- осень),
3. Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. (Зима),
4. Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна),
5. И светла и широка
Наша тихая река
Побежим купаться,
С рыбками плескаться. (Лето),
6. Льёт дождь, холодный, точно лёд.
Кружатся листья по полянам.
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелёт. (Осень).
7. Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зима).
8. На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит. (Весна).
(Дети помещают отгадки на доску)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все времена года правильно отгадали.
Воспитатель: А какое сейчас время года? Как вы узнали, что весна? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно. Только весной деревья надевают свой зелёный наряд, а птички вьют гнёзда и высиживают птенцов.
Давайте перечислим с вами приметы каждого времени года (ответы детей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе расцвело необыкновенное Чудо – дерево!
Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветвях Чудо – дерева росли и картинки и ботинки.
Воспитатель: А на нашем дереве сегодня выросли разноцветные шары для весёлой детворы.
Cтихотворение:
Как у наших у ворот
Чудо – дерево растёт
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А разноцветные шарики!
Да непростые, а волшебные
С загадками.
Что же вы зеваете, их не обрываете?
Саша к дереву пойдёт, шарик с дерева сорвёт.
(вызванный ребёнок отгадывает загадку, написанную на шарике)
«Зимой спит, летом ульи ворошит». МЕДВЕДЬ,
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт». ЛИСА.
«Под соснами, под ёлками, бежит мешок с иголками». Ёж.
«Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу». БЕЛКА.
Воспитатель: Ребята, а о каких животных были загадки? (Ответы детей)
А почему их называют дикими? (Ответы детей)
Ну, а последний шарик сорву я. Что же здесь написано: зайчик предлагает поиграть в игру: «Жуки» (Дети выполняют команды воспитателя – жуки полетели, жуки сели, барахтаются, отдыхают.)
Отдохнули? Нам пора прощаться с лесным гостем. Он хочет что-то сказать нам:
Молодцы вы все, ребятки, отгадали все загадки. И в игре вы, малыши, тоже были хороши.
До свиданья, детвора, расставаться нам пора.
До свидания, зайчик. Приходи к нам в гости и других зверей с собой приводи.
Департамент среднего профессионального и начального профессионального
образования Томской области
ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»
(ОГБОУ «ТГПК»)
Ознакомление с природой в средней группе
Лесные жители
Выполнила: студентка 543 группы
3 курс заочного отделения
Солоницина Ксения Леонидовна
Проверила: воспитатель
средней группы
Емельянова Светлана Анатольевна
Образовательные:
— Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе осенью, о характерных признаках каждого сезона.
— Овладение действием замещения.
Развивающие:
— Развитие эмоционального проживания природных явлений, памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики.
— Развитие умения ребенка самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы.
Воспитательные:
— Воспитание у детей бережного отношения к живой природе, любознательности.
— Воспитание желания узнать новое, умение видеть красоту природы.
Материал.
— Демонстрационный: круговая диаграмма смены времен года, разноцветные листья, загадки об осени, осенняя мелодия, магнитная доска.
— Раздаточный: по 4 карточки разных цветов (желтого, красного, зеленого, белого) на каждого ребенка, листы желтого цвета, простые карандаши.
Словарная работа:
— активизация слов: пасмурно, моросит, слякоть.
Предварительная работа:
— рассматривание иллюстраций;
— проведение дидактических, подвижных игр;
— чтение стихотворений, рассказов;
— разучивание песен об осени;
— экскурсии в осенний лес.
Методические приемы:
— игровой;
— беседа;
— рассматривание иллюстраций;
— самостоятельная деятельность;
— итог, рефлексия.
Литература:
— Программа «Развитие» под редакцией Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко.
— В. В. Смирнова, Г. М. Парфенова «Тропинка в природу».
— Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
Ход мероприятия:
(Группа украшена под осенний лес, воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие.)
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - волшебный мир природы. В любое время года природа радует нас своей красотой. А вот куда мы с вами попадем, вы узнаете, когда отгадаете загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
Дети. Осень.
Воспитатель. Правильно, это осень. Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это? (показывает круговую диаграмму).
Дети. Круг.
Воспитатель. Это круг, но не простой, а волшебный он заколдован, и нам с вами необходимо его расколдовать. Здесь спрятаны времена года. Ребята, посмотрите, что у нас разбросано под ногами?
Дети . Это осенние листья.
Воспитатель. Какие они красивые, разноцветные. (Воспитатель поднимает листок с пола). Да здесь загадки! Чтобы расколдовать волшебный круг нам необходимо их отгадать. А еще у вас на столах лежат карточки. Какого они цвета?
Дети. Красного, желтого, белого, зеленого.
Воспитатель. Это не простые карточки, а маленькие друзья каждого времени года.
Воспитатель . Каким цветом мы обозначим лето?
Дети. Красным цветом мы обозначим лето. (Дети подбирают цвета ко всем временам года).
Воспитатель. Послушайте загадки, о каком времени года в них говориться? Поднимите карточку нужного цвета.
Загадки:
1 листочек.
За окном веселых птичек стая
Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял.
Значит, к нам пришла ….. (Весна)
2 листочек.
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Так люблю я время года это.
Угадали? Ну конечно это……(Лето)
3 листочек .
Белый снег покрыл поля и села,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой веселый!
Здравствуй раскрасавица…. (Зима)
4 листочек.
С веток листья быстро облетели,
Дождь, с утра, и тучах небо просинь.
В огороде овощи поспели…
По приметам видно - это ……(Осень)
(Звучит фонограмма музыки напоминающей «дождь».)
Воспитатель. Пока мы с вами отгадывали загадки, солнышко спряталось, небо затянуло серыми тучами. Наверное, скоро пойдет дождь. Давайте с ним поиграем.
Капля раз (прыжок на носочках, руки на поясе) ,
Капля два (еще один прыжок),
Очень медленно сперва (4 прыжка),
А потом, потом, потом (8 прыжков).
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (развести руки в стороны),
От дождя себя укрыли (сомкнуть руки над головой полукругом).
Воспитатель. Пока мы с вами играли, дождь закапал еще сильнее. Давайте еще с вами поиграем, может дождь перестанет капать. Только теперь я буду говорить слова игры быстрее, а вы будете выполнять движения еще быстрее. (Проводится игра еще раз). Смотрите, дождик перестал капать, и опять засветило солнышко.
Воспитатель. Скажите, а какие изменения происходят в природе осенью?
Дети. Становится холодно. Птицы улетают в теплые края. Пасмурно, часто идут дожди. Желтеют и осыпаются с деревьев листья. День становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам стать волшебниками и поиграть в волшебные слова.
«Вправо, влево повернись
И в волшебников превратись».
Воспитатель. Я открою вам небольшой секрет. В волшебной стране все разговаривают с помощью волшебных знаков. Итак, отправляемся в путешествие по осени. Скажите, а когда на улице нет солнца, небо серое как мы называем такую погоду?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. А как можно обозначить пасмурную погоду?
Дети. Пасмурную погоду можно обозначить тучей, которую закрывает солнышко.
Воспитатель. А когда на улице идет дождь?
Дети. Можно нарисовать тучу, и капельки.
Воспитатель. Прошел дождь, на улице появились лужи. Каким знаком мы будем обозначать лужи?
Дети. Лужи на улице мы будем обозначать квадратом, в середине квадрат заштрихуем, синим цветом.
Воспитатель. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее, как же мы будем это обозначать?
Дети. Можно нарисовать круг, большую часть которого закрасим черным цветом.
Воспитатель. Посмотрите, осень подарила нам листочки. Какого они цвета?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Давайте нарисуем на этих листочках знаки, которые мы с вами придумали и подарим их осени. (Дети-волшебники рисуют знаки, с которыми они познакомились сегодня).
Воспитатель. Раз, два три покружились
В ребятишек очутились.
Рефлексия:
Воспитатель. Ребята, а как назвать одним словом весну, лето, осень, зиму?
Дети . Времена года.
Воспитатель. Что вам больше всего понравилось в нашем необычном путешествии?
Дети . Отгадывание загадок, игра с дождиком, быть волшебниками и придумывать значки-картинки.
Важно: все конспекты занятий по ознакомлению с природой есть на нашем сайте!
Сентябрь
Занятие «Груша» (Ознакомление с природой / Рисование)
Расширить знания детей о груше (особенности этого дерева, его значение для природы и человека). Развивать любознательность.
Учить детей рисовать грушу (плод) с натуры, передавая форму, величину и цвет. Закреплять навыки рисования цветными карандашами.
Октябрь
Занятие «Стрекоза» (Ознакомление с природой / Ручной труд)
Познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы.
Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко.
Учить детей понимать образные выражения и сравнения.
Словарь: хищник, гигантский. Учить детей лепить стрекозу из пластилина, передавая строение тела насекомого, дополняя деталями из природного материала.
Воспитывать интерес к природе родного края и бережное к ней отношение.
Ноябрь
Занятие «Ясень» (Наблюдение в природе / Ручной труд)
Познакомить детей с деревом (его названием, внешним видом, характерными особенностями, использованием человеком).
Словарь: светолюбивый, просвет, ясень.
Воспитывать интерес к природе родного края.
Учить детей видеть красоту природы.
Декабрь
Занятие «Кизил» (Ознакомление с природой / Ручной труд)
Познакомить детей с растением, его особенностями, использованием человеком.
Словарь: щедро, обильно, древесина, кизил. Знакомство с народной приметой и легендами о кизиле. Воспитывать интерес к природе родного края.
Учить детей рисовать ветку с листьями кисточкой, а ягоды пальцем (прикладывая его для получения формы овала).
Январь
Занятие «Сосна» (Наблюдение в природе / Рисование)
Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека.
Словарь: древесина, «с натуры».
С помощью скороговорки отработать произношение звука «с».
Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще.
Закрепить понятие «слева направо».
Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок на природе и походах.
Февраль
Занятие «Лиса» (Ознакомление с природой / Рисование)
Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.
Закрепить знания о домашней птице.
Учить детей понимать значение пословиц и поговорок.
Словарь: грациозный, аккуратный, самостоятельно.
Упражнять в употреблении слов. обозначающих детенышей домашней птицы.
Учить детей рисовать сюжетную композицию с главным персонажем – лисой.
Закреплять умение детей рисовать цветными карандашами.
Воспитывать любознательность, интерес к природе родного края.
Март
Занятие «Лесовичок» (Ознакомление с природой)
Дать детям знания энциклопедического характера о растениях.
Закрепить знания детей о деревьях и лекарственных растениях.
Развивать память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе.
Апрель
Занятие «Шиповник» (Ознакомление с природой / Ручной труд)
Познакомить детей с происхождением названия «шиповник», его характерными особенностями, полезными свойствами, значением в жизни человека и животных. Закрепить знания детей о насекомых.
Словарь: шиповник, шип. Продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать значение поговорок. Воспитывать интерес к природе родного края, учить детей видеть красоту природы.
Май
Занятие «Божья коровка» (Ознакомление с природой / Ручной труд)
Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке.
Закрепить знания о насекомых и их развитии.
Развивать интерес к жизни насекомых.
Развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Планы для младшей группы:
Планы для средней группы.