План урока на тему весна. Открытое занятие "пришла весна"
открытого урока по теме:
«Признаки и приметы весны»
Провела Лозовская М.В.,
учитель 7 «А» класса
Цели: Закрепить ранее пройденный материал о весне, ее признаках и приметах.
Задачи
Образовательные : актуализировать и систематизировать знания детей о весне, ее признаках.
Коррекционные : развивать внимание, речь, память, зрительное и слуховое восприятие, познавательные интересы, моторику, расширять словарь учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, активность и любознательность, наблюдательность.
Оборудование: Экран, проектор, компьютер, картины «Март», «Наводнение», карточки на тему «Весна».
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Сообщение темы урока (1 мин.)
Актуализация знаний по теме. Беседа. Презентация (10 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Работа с картинками у доски (8 мин.)
Загадки (6 мин.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний (8 мин.)
Заключение и подведение итогов урока (5)
Оценка работы учащихся (1 мин)
Задание на дом (1 мин)
Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Сообщение темы урока.
Рыхлый снег на солнце тает.
Ветерок в ветвях играет.
Какое сейчас время года?
А по каким же признакам мы узнаем весну?
Тема нашего урока – «Признаки и приметы весны».
2. Актуализация опорных знаний. Беседа о весне.
Весна приходит не сразу, а постепенно. Длится весна три месяца. Кто может назвать весенние месяцы?
Март – 1-й месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце уже светит ярче и теплее. С каждым днем оно все дольше задерживается в небе. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небо голубое. Появились сосульки. Они тают днем на солнце и капают. Как называется это явление?
Посмотрите картину «Март». Еще лежит снег, но небо уже яркое, синее. А снег рыхлый.
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит.
Снег темнеет, мокнет, тает. Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
В конце марта возвращаются к нам первые перелетные птицы. Какие, кто знает?
Что они будут делать весной?
В апреле солнце стало припекать, снег ручьями стал стекать. Говорят, что апрель водою славен. Ведь от теплого солнышка снег тает и стекает ручейками. Появляются лужи. На реках тает лед, реки наполняются водой и разливаются. Это называется наводнение. На доске, посмотрите, слово.
Посмотрите на картину. Деревья стоят в воде. Почему? Разлилась река и затопила водой все вокруг.
Кто ответит, почему тают снег и лед?
Солнышко весною не только светит, но и греет. Это солнце разбудило деревья от зимнего сна. На деревьях набухли почки и появились молодые зеленые листочки.
Когда тает снег, мы видим мокрую, черную землю. Как называются эти места? На проталинах появляется молодая зеленая травка и первые весенние цветы. Как они называются?
Солнышко пригрело и растаял снег, и расцвел подснежник на виду у всех.
А еще солнышко разбудило лесных зверей. Кто проснулся в лесу и вылез из берлоги?
3. Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге, отряхнулся он от сна. К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил. Наклонялся взад-вперед. Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки. Несъедобные личинки для медведя - витаминки.
Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся.
4. Повторение пройденного материала. Работа с картинками на доске.
Покажи, где тает снег, бегут ручьи?
Где капают сосульки?
Покажите, где первые весенние цветы?
Где проснулись лесные звери?
Где первые перелетные птицы?
Где тает лед на реке,
5. Загадки.
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня.
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце весною ее припечет, заплачет она и умрет.
Черный, проворный, кричит: « крак», червякам враг.
На проталинке в лесу первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …..
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
На доске 4 картинки. Из них три по теме нашего урока, а одна лишняя. Надо найти лишнюю картинку и убрать ее.
Покажи, где тает снег? Так бывает весной?
Покажи, где подснежники? Так бывает весной?
Покажи, где проснулся медведь? Так бывает весной?
А здесь что? Снеговики бывают весной?
Так какая картинка лишняя? Покажите?
8.Заключение и подведение итогов урока.
Весна приносит много радости людям и животным, потому что уходят холода, просыпается от сна природа, одеваются зеленью парки и сады. Солнце светит ярче и греет землю. Появляется нежная зеленая травка. Цветут первые весенние цветы.
Итак, давайте еще раз повторим, по каким же признакам и приметам мы узнаем весну.
Что происходит со снегом весной?
Отчего тает снег?
Что появляется весной на деревьях?
Какие первые весенние цветы вы знаете?
Какие изменения происходят весной в жизни лесных зверей?
Какие птицы возвращаются к нам первыми?
9. Оценка работы учащихся.
10. Задание на дом. Раскрасить картинки.
Весна
Весна
Март, апрель, май.
Капель
Грачи и скворцы.
Вить гнезда и выведут птенцов.
Солнышко пригрело и растаял снег.
Проталины.
Подснежники и мать-и-мачеха.
Медведь
Ручей
Сосулька
Грач
Подснежник
Скворец
Снеговик. Нет
Тает.
Солнышко греет.
Листья
Подснежники и мать-и-мачеха
Просыпаются медведь, ежик. Появляются детеныши. Меняют шубку.
Грачи и скворцы
Серия уроков по развитию речи.
Тема «Весна»
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
4.Развитие интереса к театрализованным играм.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Занятие №1.
Тема: «Март».
Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая - солнцем радует, то грустная - дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья. Весна - пробуждение ото сна
.
Много сложено пословиц и поговорок о весенних месяцах. Март - солнцу рад, апрель - откроет дверь, май - сколько хочешь гуляй!
Март - первый весенний месяц. В поговорках и пословицах март именуется капельником, протальником. Это месяц пробуждения природы, время первых оттепелей. Мартовский снежок - нележок
. У марта одна нога в валенке, другая - в сапоге, в левой руке метель, в правой - дождь, за плечами - мороз, под полой - туман. В поговорках и пословицах с мартом связывают прилёт грачей, пение жаворонка, говорится о весеннем солнцестоянии и первых, ещё молодых, ручейках. Март хлопотун - с гор потоки
.
По народному обычаю весну на Руси встречали не один раз, а трижды. Даль пишет: «Первая весна на Евдокию
(14 марта по новому стилю).
Вторая весна – на сорок мучеников Севастийских или на сóроки святые (22 марта), когда пекут жаворонки; тут уже прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья.
И, наконец, на Благовещенье (7 апреля) третья встреча, весна зиму поборола… Прилёт ласточек; птиц на волю отпущенье».
Но красна весна, да голодна. Закрома пустеют, приходится семье вешнять, перемогаться, доедая последние запасы. Говорят: вешний пир щами взял, то есть ничего нет, кроме пустых капустных щей.
А крестьянину весна и в радость, и в заботу. Не хотят дочки работать, лень им прясть, манит их вешнее солнышко. Смеются: весною дни долгие, да нитка короткая. Высыпают на лбу, на носу, на щеках у них смешные, весёлые веснушки. Водят девушки хороводы, распевают весенние песни – веснянки.
М.Садовский.
Март
.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!
-Раскрась рисунок
-Игра «Весна».
Идут по кругу. | |
Она везде, она повсюду Красна, красна, красна! | Поднимают руки над головой и рит-мично хлопают в ладоши. |
По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет! | Ритмично шагают на месте. |
На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет! | Взмахивают обеими руками к себе. |
И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит! | Ритмично щелкают пальцами. |
По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит! | Потирают ладони. |
Разносит запахи по всюду Цветов, цветов, цветов! | Делают из пальцев «бутон». |
И все живое сразу слышит Весенний звон! | Прикладывают руку к уху. Хлопают в ладоши. |
-Прочтите и подготовьтесь пересказывать рассказ.
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
-Игра «Весенние слова»
Все играющие становятся в круг и перебрасывают ДРУГ другу мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее (солнечное) и тут же бросить мяч другу. Кто запнется или ошибется, должен остаться в том же положении, которое он принял при ловле мяча, и может сменить позу лишь когда вновь поймает брошенный мяч.
ИТОГ.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Занятие №2
Тема: «Апрель».
Апрель - весны середина. В поговорках и пословицах апрель рисуется обманщиком, шутником. А всё потому, что в апреле погода переменчива: то тепло и солнечно, то пасмурно и дождило, а то и вовсе снег и заморозки. В апреле обильно тают снега. Апрель - это месяц половодья, ледохода. Апрель - месяц большой воды . Это пора массового прилёта птиц, пробуждения насекомых, набухших почек, дыхания земли. В апреле земля преет .
С.Михалков
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
— Послушайте сказку. Выполните задание в читательском дневнике.
Сказка про весну.
Жили-были в лесу гномики. Всю зиму они трудились, помогая зверушкам искать еду, очищали веточки от снега, помогали лучикам солнца пробиться сквозь сосульки на деревьях. Гномики любили зиму, но в конце февраля соскучились они по теплу, по ягодам и грибам. Решили гномики Весну позвать, чтобы быстрее пришла.
Собрались они все вместе, стали думать, как лучше Весну позвать. Один говорить – надо всем вместе выйти и закричать: «Весна! Весна!», и тогда она услышит и сразу придет. Другой гномик по-другому говорит: «Надо тихо песенку запеть, как весной хорошо, какая она красивая. Услышит Весна, что ее хвалят, захочет посмотреть, кто-то поет, и она поторопится к нам».
И так, и этак решали, как же Весну побыстрее позвать. Ничего решить не смогли, вышли из своих домиков помощи просить у леса. Попросили у речки, которая далеко бежит, позвать Весну. Речка им говорит:
— Чтобы мне Весну позвать, надо лед сломать, который меня сковал. Вот сломается лед, я сразу Весну позову!
Попросили у деревьев, которые выше всех в лесу, чтобы они Весну позвали. Говорят деревья:
— Чтобы Весну позвать, надо нам в новые одежки нарядиться из зеленых листочков. Увидит Весна, какие мы красивые, сразу придет!
Попросили гномики у птичек, которые поют, чтобы они Весну позвали. Говорят птички:
— Мало нас зимой в лесу. Вот вернуться те, которые на юг улетели, вы вместе как запоем, сразу услышит нас Весна и придет!
И вот настал день, когда речка сломала свой лед, прилетели птички, а на деревьях стали набухать почки, чтобы превратиться в новые зеленые листочки. Обрадовались гномики, что теперь весь лес будет весну звать, и она обязательно услышит. Вышли они на солнышко, греются, ждут, когда же настанет час Весну приглашать. Спрашивают у речки:
— Речка, ты теперь без льда, когда будешь Весну звать?
Отвечает речка:
— Не сама я лед сломала, пришла прекрасная девушка, разбила его!
Спрашивают у деревьев:
— Деревья, скоро будут у вас новые наряды, когда будете Весну звать?
Отвечают деревья:
— Приходила в лес девушка, провела по нашим стволам, и стали наши листочки готовиться выйти из почек!
Спрашивают у птичек:
— Птички, все уже прилетели, когда же будете Весну звать?
Отвечают птички:
— Мы домой дорогу найти не могли, привела нас в лес прекрасная девушка, за ней мы летели!
И вышел вперед самый мудрый гномик и сказал:
— Зачем же звать Весну, если она уже пришла? Пока мы ее звать собирались, она уже и лед растопила, и птичек привела, и деревья в зелень одела. Мудрая Весна сама знает, что мы ее ждем и приходит в тот час, когда нужно.
И только молвил он эти слова, как вышла на поляну прекрасная девушка в платье из цветов и улыбнулась гномикам. Это и была юная Весна.
Название……………………
О чём эта сказка? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки
Чему научила тебя эта сказка? ……………………………………………………………………
-Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине).
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Подбери предметы к признакам.
ВЕСЕННИЙ – …(ГРОМ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ДОЖДЬ)
ВЕСЕННЯЯ — …(ПОГОДА, ГРОЗА, КАПЕЛЬ)
ВЕСЕННЕЕ — …(НАСТРОЕНИЕ, СОЛНЦЕ, НЕБО)
ВЕСЕННИЕ – …(ДНИ, ЦВЕТЫ, КАНИКУЛЫ)
-Апрельские приметы.
— Как называют апрель в народе? (снегогон)
— как понимаете значение этого слова?
На доске: Апрель- снегогон всех напоит.
Апрель с водой, май с травой.
Объясните эти пословицы.
С давних времен люди наблюдали за природой и что заметили:
Еще одна пословица:
Апрельский цветок ломает ледок.
Эта пословица подвела нас к следующему пункту плана.
Первоцветы.
— какие первые цветы вы знаете?
Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел……(подснежник).
Звучит пьеса П. И. Чайковского « Подснежник»
-Как встречают весну лесные жители.
С прИходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детеныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детенышей. Таким образом, у всех зверей в эту пору есть детеныши, которые не умеют еще самостоятельно добывать корм.Поэтому в это время года запрещена охота на зверей.
Сценка .(медведь, лиса, белка и еж).
Здравствуйте, давно не виделись. Как провели зиму?
Еж. Я спал, похудел.
Белка. У меня запасов полно было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала. Одними мышами питалась.
Белка . Брось, лиса. Ты каждый день в деревню бегала за курами.Один раз еле живая ушла.
Еж. Точно-точно. Про тебя даже загадка есть: « Пришла рыжая птичница кур пересчитать». И еще пословица: « Лиса семерых волков проведет».
Лиса. Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братом раком наперегонки бегать. Он уцепился за мой хвост. А когда я пибежала, он спрыгнул, и сказал: « А я уже тут».
Еж. Миша, расскажи как ты весну чуть не проспал.
Медведь .
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
(И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет—)
Вот беда. В темноте пошарил лапой
И вскочил- кругом вода.
(Заспешил медведь наружу.)
Заливает- не до сна!
(Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла Весна!)
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
Занятие №3
Тема: «Май
Май - красавец! Май блещет красками, звуками и запахами. Май дарит нам раннюю грозу и первый гром, аромат свежих цветов и полёт гудящих жуков. Май - месяц сирени, ландышей. Часто это подмечается в поговорках. Месяц май - пой да гуляй .
М.Митлина
Май
.Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело.
А солнце с каждым днем сильнее
Нам дарит летнее тепло.
-Весенние загадки.
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — …
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(Гнездо)
— Представление театра кукол
Сказка “Как колобок весну встречал”.
— Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
— А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою — отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
-Пальчиковая гимнастика. «Волк и лиса».
ИТОГ.
«Каким было общение на уроке?.
Вот варианты ответов.
— занимательным
— познавательным
— интересным
— игровым
— необычным
— скучным
-радостным
-дружелюбным
Используемая литература:
Л.А.Введенская «Наш родной язык»
М.Л.Грызлова «Внеклассная работа по русскому языку»
Э.Вартаньян «Из жизни слов»
Я.Козловский «У буквы – невелички волшебные привычки»
Б.Казанский «В мире слов»
М.А.Корчиц «Грамматические игры»
А.И.Зарецкий «Материалы по занимательной грамматике русского языка»
Н.В.Клевцова «Как организовывать рефлексию на уроке».
Л.Осипова «Рефлексия в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки
начала весны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
- Коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
- Развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно; корригировать слуховое и зрительное восприятие при работе с иллюстрациями, при составлении осколочной картинки.
Воспитательные:
- Прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны.
- Воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Оборудование: презентация, детские рисунки и иллюстрации на тему «Весна», плакат «Образ Весны», аудиозапись «Звуки весны», конверты с заданиями, карточки с напечатанными предложениями, осколочные картинки, картина, изображения солнца, неба, ручья, птиц, букет вербы, разноцветные ленточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Вводный момент.
Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
- Ребята, вы заметили, что у нас сегодня урок не совсем обычный. У нас - гости. Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними…
- И начнём дружно и плодотворно работать. Готовы? Тогда тихонько занимаем свои места.
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)
2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Рассмотрите картинку.
Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)
Кто изображен на картинке?
Где сидела птичка? Сколько было птичек?
Что было нарисовано рядом с ёжиком?
Что было нарисовано на голове снеговика?
Снеговик весёлый или грустный? И т. д.
II. Введение в тему.
Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?
Какие времена года вы знаете?
Какое сейчас время года?
Какое время года было до весны?
Какое время года наступит после весны?
Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.
Какой месяц начинает весну?
А какой месяц завершает?
Назовите весенние месяцы.
Назовите самые заметные признаки наступления весны (ответы детей).
Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
II
I
. Сообщение темы урока.
1. Тема нашего урока: «Весна наступает»
(Включается аудиозапись «Звуки весны».)
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
- Какие звуки весны вы услышали? (голоса птиц, шум ручья)
(Вывешивается плакат «Образ весны».)
- Посмотрите, какая она красавица!
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас много разных сюрпризов и интересных заданий. Готовы к весенним испытаниям? Ну что, тогда вперёд - за сюрпризами и новыми знаниями!
2. Речевая разминка.
Ра-ра-ра - нам весну встречать пора.
На-на-на - в гости к нам идёт весна.
Не-не-не - очень рады мы весне.
3. Наблюдение над интонацией.
Ребята, а вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. Сообщите мне эту новость радостно!
Весна наступает
Как произнесёт это предложение медведь-лежебока, который только что пробудился от долгого зимнего сна и не верит, что пришла весна?
- Какой знак вы поставите в конце предложения?
Как произнесут эту фразу цветочки, которые соскучились по яркому тёплому солнышку?
- Какой знак поставим?
А как произнесёт человек, которому безразличен приход весны?
- Какой знак поставим?
- Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
- А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
- А вы весну с зимой не перепутаете? Проверим.
4. Игра.
Зима ушла, весна…
Зима холодная, весна…
Зимой сугробы высокие, весной…
Зимой солнце морозит, весной…
Зимой снег чистый, весной…
I
V
. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
2. Знакомство с весенними месяцами.
- Март
- первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель
- второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май
-
третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.
3. Весенняя физкультминутка (под музыку).
4. Работа в парах.
Мы с вами говорили о весенних признаках.
А теперь попробуем выделить основные признаки весны и расставить их в нужном порядке.
Возьмите карточки. Прочитайте и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День прибавляется.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День прибавляется и становится теплее)
А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны - проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка - наст; начинает таять снег - половодье: река переполняется водой, выходит из берегов - наводнение, которое приносит много бед)
Скажите, как наступление весны влияет на живую природу: птиц, растения и т. д. (прилетают первые птицы, на деревьях набухают почки).
А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Взад-вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица ……………(ГРАЧ).
Грачи - перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Грачи - самые дружные и общительные птицы.
Какую пользу приносят грачи?
Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
А что же происходит с деревьями?
Деревья пробуждаются от зимнего сна, разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще. Появляются первые клейкие зелёные листочки.
(Наблюдения за веточками берёзы).
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по восстановлению деформированного текста.
- А сейчас ещё один весенний сюрприз. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул тёплый весенний ветер и разбросал все слова в предложениях, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
2 класс. Составить «весеннюю» осколочную картинку.
4 класс. Восстановить деформированные предложения.
Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетают птицы.
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
3. Работа в тетрадях.
4 класс. Запись рассказа о весне.
2 класс. Работа по оживлению картины.
Лексическое упражнение «Подберём подходящие слова»
- Весне очень понравилось, что вы так много о ней знаете. Теперь весна уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.
Посмотрите, что вы видите на картине? (Деревья, кусты, скворечник).
(Учитель выставляет картину. По ходу урока после ответов детей на картине появляются изображения солнца, неба, ручья, птиц).
- Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Неба. Ответы детей полным предложением).
Небо какое? (Чистое, голубое, ясное, высокое)
Чего ещё не хватает на нашей картине? (Солнца)
Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
- Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
- Весной солнце что делает? (Светит и греет).
- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.
- Снег что делает? (Тает и превращается…) Во что же превратился снег?
- И побежал весенний ручеек.
- А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.)
- Что делает ручеек? (Бежит, радуется и приговаривает: «Весна пришла!»)
- Ребята, мне кажется, что нашей весенней картине кого-то не хватает. А кого - не могу понять! Может вы подскажете? (Птиц)
Птицы какие? (Заботливые, весёлые, поющие, радостные)
Птицы что делают? (Возвращаются, радуются, поют, летают, вьют гнёзда)
А как называется эти кустики? (Верба)
Верба
- один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из нее делали музыкальный инструмент, дудочку, по приданию который мог развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
VI. Рефлексия
. Подведение итогов.
- Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками, если вам все понравилось, у вас все удалось, украсьте веточку красной
ленточкой. А если нет, считаете, что нужно еще работать, у вас были какие - то трудности во время ответов, то завяжите зелёную
ленточку. (Дети выполняют задание) - Я вижу, что веточки стали очень нарядными.
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.
У р о к 41. ПРИШЛА ВЕСНА
19.08.2015 2511 0Цели: обобщить и углубить опыт наблюдений детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; составить правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов; развивать мышление, умение обобщать; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: кроссворд «Какого цвета весна?»; аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; весенние пейзажи; костюмы Марта, Апреля и Мая.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Послушайте стихотворение, и вы узнаете тему нашего занятия.
Старый тополь у крылечка.
Ищет грач свое местечко.
Грохот льдин, шуршанье вод.
Света полон небосвод.
Муравьи, едва подсохло,
Дружно взялись за дела:
Муравейников высоких
Починяют купола.
А. Екимцев
– Ребята, сегодня мы обобщим наши наблюдения за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, вспомним замечательные стихотворения и поговорки о весне и весенних месяцах.
II. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 46–47).
– Рассмотрите внимательно два центральных рисунка. Как изменилась природа с приходом весны? Чем похожи эти рисунки? (Художник изобразил одну и ту же местность, но в разное время года: зимой и весной.)
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лед.)
– Какие изменения произошли с деревьями? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры.)
– Почему белка не узнала зайца? (Заяц поменял окраску шерсти.)
– Какие изменения происходят в жизни птиц? (Птицы возвращаются с юга.)
– Давайте вспомним весенние месяцы. Отгадайте загадки:
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает?
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе – жаворонка трель.
Месяц к нам пришел...
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
– Какие приметы весны названы в этих загадках?
Звучит запись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. В класс входят братья Весенние Месяцы.
Март. 21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полсуток на небе солнышко, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает... Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес…
Апрель. А вот апрель – это уже настоящий весенний месяц.
Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.
Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражаются солнце и по-весеннему яркое синее небо.
Воробьи, растопырив крылышки, с громким задорным чириканьем наскакивают друг на друга, дерутся или с таким азартом купаются в лужах, что кругом только брызги летят.
По карнизам домов, нежно воркуя, расхаживают степенные голуби.
А как приятно в погожий весенний денек побывать за городом! В полях повсюду уже почти сошел снег. В ложбинах шумят потоки воды. Со всех сторон несутся они к реке и скрываются подо льдом. Лед посинел, надулся, весь потрескался – вот-вот тронется, поплывет вниз по реке.
И вот в небольшой заводи, где лед отошел от берега и разлилась вода, уже плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озер, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилет этих птиц – верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.
Прошло еще несколько теплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зеленая травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-ма-чехи. На орешнике и на осине повисли длинные сережки, а ветви ивы – в серебристо-белых пушистых «зайчиках».
В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела веселая песня жаворонка…
Май. Май – месяц цветения земли. Хорошо в эту весеннюю пору в лесу! Только недавно сошел снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов, возле больших светлых луж синеют цветы медуницы и поднимается золотисто-желтый чистяк.
В воздухе тоже чувствуется весна – пахнет талой землей, отсыревшей корой деревьев, сморчками. А то вдруг набежит ветерок, и так хорошо запахнет фиалками! Значит, и они уже где-то в лесу распустили свои душистые, нежные лепестки.
Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов – лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.
Земля с каждым днем становится все наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. Цветут березы, ветлы, могучие великаны дубы и душистая черемуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зеленым убором густой листвы.
Повсюду: в лесу, на лугу и в поле – с зари до зари распевают птицы. Днем в рощах и в лесу стоят такой щебет, свист, чириканье, что трудно и различить, кто из пернатых певцов как поет.
Дни яркие, солнечные, один краше другого.
Но вот откуда-то из-за леса выползла тяжелая грозовая туча. Все кругом помрачнело. Притих многоголосый птичий хор. По верхушкам деревьев пробежал тревожный ветерок. Тяжело упала на землю первая дождевая капля, за ней – другая, третья. И вдруг огненной трещиной на миг раскололось свинцовое небо. Треснуло, загрохотало кругом. Как из ведра хлынул теплый грозовой дождь.
Недолог весенний ливень. Быстро промчались тучи, вновь засияло солнце, а от влажной, пригретой земли стал подниматься кверху теплый парок…
– Что же происходит со снегом с приходом весны? (Под теплыми лучами солнца он начинает таять.)
– Снег весной оседает, становится тяжелым, грязным. Объясните почему.
– Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веточек, маленькие кусочки коры и другой мелкий сор. Новый снег прикрывает мусор, и все вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползет из оседающего снега кверху.
– Обратите внимание, что в снегу вокруг деревьев хорошо видны воронки. Некоторые из них протаяли до земли. Это потому, что в марте солнечные лучи уже неплохо пригревают землю. Кору деревьев они нагревают больше, чем снег, – она темнее. Около теплого ствола снег начинает подтаивать, образуется воронка. И воронки у стволов деревьев, и мусор на снегу – работа весеннего солнца.
– А изменяются ли сугробы с приходом весны? На их крутых боках, обращенных к югу, красуется причудливая вязь хрупких, прозрачных ледяных кружев. Солнце, где можно, растапливает снег. Стеклянное кружево на снегу – еще одна примета весны.
2. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
– А знаете ли вы, что снежный сугроб – это настоящая записная книга природы?
Учитель читает текст «О чем может рассказать снежный сугроб».
«Только в марте на белой гладкой снежной скатерти можно увидеть особенные голубые тени, будто синие молнии. Они очень заметны в березняке – от каждого дерева тянется по снегу голубая лента. Поэтому март называют «голубым месяцем»: голубое небо, первые голубые лужи, голубые снега, голубые тени на снегу, последние голубые сосульки, синяя полоска далекого леса».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Капусту нашел.
Сидит. Грызет.
Хозяин идет!
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Чист ли лед?
– Почему нельзя облизывать сосульку?
Учащиеся выполняют под руководством учителя опыт с сосульками, показанный на с. 46.
В ы в о д: лед и сосульки содержат грязь.
4. Ф р о н т а л ь н а я б е с е д а.
– Что происходит со льдом на водоемах?
– Чем отличается лед на реке зимой и весной?
– Ледяной панцирь на реке с приходом весны тоже меняется. Лед намокает, темнеет, будто смоченный водой сахар. А кое-где, неподалеку от берега, появляются небольшие талые оконца. Придешь через неделю к реке и не узнаешь ее: здесь уже не лед, а вода.
– Какую беду может принести весенний лед на реке? (Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается.)
5. К р о с с в о р д «Какого цвета весна?».
1) Крупная черная перелетная птица. Кто это?
2) При повышении температуры воздуха до 0 °С и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется…
3) На крышах домов можно увидеть сосульки, образовавшиеся во время оттепели. Когда тепло одолеет, капельки начнут падать. Капли звонко капают. Это явление называют...
4) Лужицы талой воды подмачивают снег. Текущие по склонам небольшие журчащие потоки воды называют...
5) У одного из первых движение сока весной начинается у клена. У какого еще дерева хорошо заметно сокодвижение?
6) Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют...
7) Весной ветки деревьев и кустов становятся зелеными. Зеленые пластинки называются...
О т в е т ы: 1. Грач. 2. Оттепель. 3. Капель. 4. Ручейки. 5. Береза. 6. Проталины. 7. Листья.
К л ю ч е в о е с л о в о: голубая.
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие изменения в неживой природе происходят весной?
– Какие изменения в живой природе происходят весной?
Тема: « Пришла весна».
Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: Образовательная. Обобщение и закрепление характерных признаков весны, состояние растений, птиц, неживой природы. Выявить и закрепить знания о законах природы их сезонности на примере зима – весна. Развивающая. Развивать у воспитанников логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. Развивать у детей умение видеть простейшие причинно – следственные связи и закономерности. А также развивать творческие способности воспитанников. Воспитательная. Воспитывать у детей любовь и интерес к окружающему миру. Оборудование. Солнышко, тучки,подснежник, цветок с загадками – из воздушных шариков; силуэты птичек, шапочки – маски птиц; проталинки; краски; стаканчики с водой; плакаты: ранняя и поздняя весна, девушка Весна; магнитофон; диски с записью «Голоса природы»; музыка П.И. Чайковского « Подснежник»; цветы и птицы из бумаги; воздушный шар наполненный гелием; письмо. Предварительная работа: проведение бесед о весне, а так же наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом весны. Закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.Ход занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
«Здравствуйте дорогие ребята!
Волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Тогда оживёт, проснётся природа и наступит Весна. Вся надежда только на вас. За ранее спасибо ваша Весна.
Воспитатель: Ну, что ребята, готовы помочь Весне? Дети: Да, готовы. Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес. – Отправляемся! Но прежде я прощу Вас закрыть глаза:Раз, два, три, четыре, пять!
Все, кто хочет погулять,
Оглянитесь, повернитесь,
В весеннем царстве очутитесь!
(В это время звучат «Звуки зимнего леса». Ребята вместе с воспитателем проходят в группу и оказываются в заколдованном лесу.) Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на лесную полянку. – Посмотрите, солнышко не светит, нет капели, птички не поют, снег не растаял, цветочки не распустились. Здесь нет весны. Какое ещё время года в лесу? Дети: Зима. Воспитатель: А кто должен прийти после Зимы? Дети: Весна. Воспитатель: Как было написано в письме, нужно выполнить задания, для того чтобы расколдовать Весну.- Задание. Дидактическая игра« Времена года».
- Задание. Игровое упражнение « Солнышко».
- 1 пара детей выкладывает солнышко из палочек и кружочка на бархатной бумаге;
2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;
3 пара детей собирает солнышко из прищепок;
- Задание. Игра « Птицы».
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
–Что такое? Мухи, говорите? Насекомые? Прекрасно: правильно вы сказали, игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
– Что такое? Почему остановились? Дети: Куницы – это животные, а не птицы. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Давайте дальше.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
– Макароны не птицы? А что же это такое? Дети: Их используют в пищу. Воспитатель: Игра продолжается.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки
–Что, не нравятся болтики? Уберём. Гаечки, кукушки. – А теперь, что вы сигналите? Ах, гаечки не птичке? Позвольте одно штрафное очко вам добавить.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаички, стрижи
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки …
–Ну что вы сигналите? Не «плюшки» – я сказала совы – сплюшки.Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось играть. А теперь снимайте шапочки – маски. (Пока дети снимают шапочки – маски, педагог вносит разноцветный цветок, на котором приклеены загадки о весне.) Воспитатель: Ребята, мы с вами сделали уже много. Чтобы Весна смогла прийти к нам, осталось выполнить самое последнее задание. Нам необходимо перечислить приметы Весны. Для этого мы должны отгадать загадки.- Задание « Загадочный цветок».
- Доброе хорошее
- Бегу я, как по лесенке,
- На ветках плотные комочки
- Из под снега расцветает
- Гости прилетают весной
Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг наш зимний пейзаж, стал совсем весенним. И мы своими знаниями и умениями расколдовали весну, и она пришла к нам в гости.
(В этот момент звучит музыка «Звуки весеннего леса») Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора вернуться в нашу группу. Закрываем все глаза: Раз, два, три, четыре, пять! Все, кто погулял, Оглянитесь, повернитесь В группе вместе очутитесь!- Итог.