План экскурсии в лес. План-конспект внеурочного урока-экскурсии на тему «Войди в лес другом! Исследование «Что под снегом?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок» Старшая группа.
Подготовила и провела: Бударагина Л.М.
Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе:
Задачи:
- Выявить знания детей о растительном и животном мире леса;
- Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям;
- Дать детям конкретное представление об осенних изменениях в природе (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, затяжные осадки, поведение животных осенью) ;
- Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности;
- Закрепить знание детей о правилах поведения в лесу.
Материал к занятию:
Осенние листья, природный материал: шишки, пеньки, ветки деревьев; костюм Лесовика, Лешего; иллюстрации с изображением деревьев, леса, ёлочки, животных; картинки с напоминающими знаками у каждого ребенка.
Предварительная работа:
Беседы, игры, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы.
Словарная работа: еловая ветка, дары леса, хвоинки, экстракт смолы, хвойный, мачтовый лес.
(Все персонажи – дети нашей группы)
Ход занятия
Дети подходят к воспитателю и становятся полукругом.
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Дети: Осень
Воспитатель: Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.
Скажите, какая погода преобладает с её приходом?
Какое небо?
Как светит солнце?
Скажите, какие изменения произошли в природе?
(мало света, тепла, ветрено, дождливо)
Воспитатель: Да, погода изменилась, но сегодня она такая чудесная, солнечная. Так и хочется прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь.
Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами по экологической тропе. По ней могут идти только те, кто любит и бережет природу. Эта тропа обозначена волшебными стрелочками. И первая остановка, послушайте загадку: Зимой и летом одним цветом.
Дети: ель.
Воспитатель: А почему про неё так говорят?
Дети: Она не сбрасывает иголки.
Воспитатель: Сосна и ель меняют свои иголки постепенно, каждая хвоинка живёт два года, а потом осыпается и вырастает новая.
Что растёт на сосне и на ели?
Дети: Шишки.
Игра: «С какого дерева шишка?»
Воспитатель: Ребята, кого кормит сосна и ель?
Дети: Зверей и птиц.
Воспитатель: А ещё люди считают сосну лечебным деревом. Сосна выделяет смолу, люди собирают её и делают лекарство. Особенно смола помогает при аллергии. (Рассматриваем экстракт смолы)
Воспитатель: Дети давайте остановимся, посмотрим вверх и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
Воспитатель: Ребята, скажите как называется лес, где растут одни сосны?
Дети: Сосняк или «мачтовый» лес, т.к. из сосен раньше строили корабли, мачты.
Викторина:
Кто являются обитателями леса?
Дети:
Птицы: сова, филин, кукушка, дрозд, дятел, тетерев, глухарь, сорока, сыч.
Грибы: грузди, подосиновик, подберезовик, маслята, лисички, белый гриб, опята.
Звери: лиса, волк, медведь, заяц, олень, лось, белка, куница, кабан, ёжик.
Кто укладывается спать на всю зиму?
Кто меняет на зиму шубку?
Кто делает запасы на зиму?
Кто зимует под листвой, в коре деревьев?
(Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют) .
Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.
(Выходит старичок – лесовичок) .
Воспитатель: Ребята, смотрите старичок – лесовичок идет какой-то грустный. Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуйте, старичок – лесовичок (не слышит) , второй раз дети здороваются с лесовичком.
Лесовичок: Здравствуйте (охает и садится на пенек) .
Воспитатель: Что случилось?
Лесовичок: Да вот здесь недавно гуляли Леший с Кикиморой, пели громко песни, кричали, громко включали музыку, бегали, намусорили, жгли костры и все оставили. Вот я еле потушил костер, и вот посмотрите, что они оставили после себя (мусор, бутылки, бумаги…) .
Воспитатель: Не горюй, лесовичок, мы с ребятами поможем твоему горю, и что-нибудь придумаем (правда, ребята? – спрашивает детей) . Ну, что пойдем искать Лешего с Кикиморой
Воспитатель: Здравствуйте Леший, он не слышит, дети опять здороваются с ним.
Вы, почему нарушаете покой леса?
Леший: Это что за малявки такие, чтобы мне делать замечание, это лес ничей, что хотим, то и делаем (смотрит по сторонам, ищет Кикимору) . Где же моя Кикимора, куда ушла!?
Воспитатель: Ты Леший не прав. Лес – это общий дом природы, он для всех, а мы в нем только гости.
Дети, давайте, поможем Лешему разобраться в своем поведении по отношению к лесу.
Какие правила поведения в лесу знаете?
Дети: В лесу нельзя:
- громко говорить (кричать)
- включать громко музыку
- рвать с корнем цветы, грибы
- ломать ветки деревьев
- разжигать костры
- разорять гнезда, муравейники
- стрелять из рогатки в птиц
- оставлять за собой мусор
- разбивать стеклянную посуду
- курить
Воспитатель: Ребята, давайте объясним Лешему, такую ситуацию:
1. Если загорелся лес по вине человека:
Дети: - погибнут звери; птицы и их птенцы
- сгорят деревья
- не будет чистого воздуха
- не будет ягод, грибов, орехов
- а если сгорят деревья, значит не будет бумаги, мебели…
2. Если разорить гнезда птиц, стрелять из рогатки в птиц, то тогда погибнут деревья, т.к. их будут точить червяки и вредные насекомые, а этих насекомых поедают птицы, чем больше птиц в лесу, тем он здоровее.
Воспитатель: Дети, давайте Лешему расскажем, что мы еще знаем об охране леса.
1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать
2. Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!
3. Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
4. Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Ну, что Леший, ты все понял?
Леший: Все я понял (убирает мусор в пакет) . Спасибо, вам ребята, за то, что научили меня любить и понимать природу. Жалко только Кикимора куда-то убежала, ей бы тоже не мешало бы послушать вас.
Воспитатель: Леший, если не будет леса, где же ты будешь жить, ты не подумал об этом? А на память ребята подарят тебе и Кикиморе напоминающие знаки, будете смотреть и вспоминать как надо себя вести в лесу! (дети дарят Лешему и Кикиморе знаки, которые висели у них на груди.)
Воспитатель: Ну, что ребята, а нам пора идти в детский сад, а то осенью дни становятся короче, и темнеть начинает рано.
Дети: Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Дети: Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек,
Гнезд не разорим у пташек,
Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеек не замутим.
Воспитатель: А мы к тебе лес еще придем в гости в другое время года.
Воспитатель: Ну, что ребята, мы сегодня с вами побывали в осеннем лесу, повторили правила поведения в лесу, закрепили названия деревьев, птиц, зверей. Во время всей экскурсии все старались правильно отвечать на вопросы, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, выполнять задания данные воспитателем.
Список используемой литературы.
- Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх» . М., 1933 г.
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» . М., 1991г.
- Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой» . М., 1978г.
- Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» . Москва «Творческий центр» - 2003г.
- Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» . Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
- Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми» . Мн., 1996г.
- Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии» . Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
- Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства» . Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
- Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду» . Я., 1998г.
- Попова Т.И. «Мир вокруг нас» . Москва «Линка – Пресс» - 2002г.
- Селихова Л.Г. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» . Москва «Мозаика – Синтез»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Развитие интереса младших дошкольников к природе родного края.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о весенних явлениях природы в лесу (появляются почки, а затем превращаются в листья на деревьях, появляются первые цветы, прилетают птицы из теплых стран, солнышко пригревает).
2. Закреплять знания детей о диких животных, о строении ели.
3. Воспитывать бережное отношения к диким животным, чувство эмпатии.
Материал: большой конверт с письмом и рисунок лесовика, цветок с правильной последовательностью при одевании на улицу.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что необычное появилось в раздевалке. Посмотрите внимательно (дети замечают большой конверт с письмом.)
Воспитатель: А что это такое кто знает? (ответы детей)
Это не простое письмо … (рассмотреть) Откроем, посмотрим, что же здесь написано? (зачитываю письмо) Ребята это приглашение от старичка — лесовичка в весенний лес. А вы знаете, кто это такой старичок — лесовичок? (предположения детей) Это маленький человечек, который следит в лесу за порядком. Вы хотите к лесовичку в гости? (да).
Воспитатель: А для того чтобы нам с ним познакомиться нам куда нужно идти? (в лес).
Воспитатель: Но прежде чем выйти на улицу нам надо одеться, и в этом нам поможет наш волшебный цветочек, который показывает нам как надо и в какой последовательности одеваться (колготки, кофта, носки, штаны, шапка, куртка, сапоги).
Воспитатель: Правильно. Ну, а теперь одевайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять-
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький,
Наденем на ножки-
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Воспитатель: Вот мы с вами и оделись, отправляемся в гости к старичку-лесовичку Путь нам с вами неблизкий, на чём можно добраться до леса? (перечисляют виды транспорта)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на автобусе, но нам нужен с вами шофёр (выбираем шофёра)
Воспитатель: Занимаем места в автобусе, пристегнулись друг друга держим крепко за руки (поём песню)
В машине в машине шофер сидит.
Машина, машина идёт гудит.
Воспитатель:
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь-мы свои.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите как красиво здесь. А что это за деревце растёт? А как вы догадались что это ёлочка?(рассуждения детей)
Воспитатель: А как вы думаете что это? (показывает на ствол)
Воспитатель: А что это от ствола отходит? (веточки)
Воспитатель: А на веточках что это? (иголочки)
Воспитатель: Ребята, а иголочки какого цвета? (зелёного)
Воспитатель: А я про елочку знаю загадку. Вот послушайте.
Зимой и летом одним цветом.
(Ёлка)
Воспитатель: Запомнили? Давайте повторим, дома потом маме загадаете
Воспитатель: Кто нам загадает загадку? Кто запомнил? (закрепить цвет ёлки спросить нескольких кто плохо знает зелёный цвет)
Воспитатель: Ребята елочка всегда зелёная.
Воспитатель: А давайте мы с вами покажем ёлочки (тело прямое, ручки развели немножко в стороны, пальчики растопырили, покружились)
Воспитатель: Сколько много ёлочек стало на полянке и какие они все красивые.
(из-за ёлочки появляется Старичок-лесовичок)
Старичок: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Рад встрече с вами. Не устали пока добирались ко мне? А вы знаете, какое сейчас время года? (весна).
Старичок: Что изменилось с приходом весны? Что случилось, когда солнце стало светить ярче? (снег начал таять, потекли ручьи, набухли почки, из них потом появятся листочки, прилетают птицы из теплых стран).
Старичок: Да ребята лес просыпается от «зимней спячки». А вы знаете, что с приходом весны изменения происходят и в жизни животных. А каких животных нашего леса вы знаете? (перечисляют кто живёт в лесу)
Старичок: Про лесных зверей я приготовил загадки.
Кто дрожит под кустом,
Маленьким трясёт хвостом?
Ты трусливого узнай-ка –
Ну, конечно, это…
(зайка)
Хвост пушистый бережёт
Да зверюшек стережёт:
Все знают, рыжую в лесу –
Уж очень хитрую …
(лису)
Он в чаще лесной живет,
И сладкоежкою слывет.
Любит он малину, мёд,
А зимой свою лапу сосёт.
Он может громко зареветь,
Мы зовём его…
(медведь)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете всех этих животных как можно назвать одним словом? (дикие)
Воспитатель: А почему они дикие? (потому что живут в лесу).
Старичок: Правильно ребята они все живут в лесу. Вот заяц свою белую шубку меняет на серую, чтобы быть менее заметным, а белка серую шубку на ярко-рыжую. Давайте с вами поиграем в игру «Слышим-делаем!» (Воспитатель читает отрывки из стихотворений, а дети выполняют то, что они услышали)
Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
Песенку поет (имитируют медведя)
По лесной лужайке
Разбежались зайки
Прыг-скок, прыг-скок
Вот такие зайки! (имитируют зайцев)
Вот бежит лисичка
Рыжая сестричка
Где же, где же зайки
Зайки-побегайки?
Мы здесь! (лиса ловит зайцев)
Воспитатель: Ой, какие вы все молодцы! Давайте немного отдохнем. Как легко дышится на лесной полянке. Давайте сделаем дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения: глубоко вздохнуть, почувствовать запах весны, выдохнуть (3-4 раза).
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько диких зверей живёт в лесу! А вспомните, кого мы видели, когда гуляли на участке кто приходил к нам в гости? (белочка).
Воспитатель: Правильно молодцы! Ребята, сейчас весна, а весну называют голодным временем и сейчас все зайки, белочки голодают. А не угостить нам бы их с вами. Вот я здесь приготовила хлеб, яблоки, морковку. Давайте мы с вами сделаем лакомство для белочки — будем нанизывать по одному кусочку на веточки и оставим здесь. Мы сейчас с вами уйдём, а животные знаете, как обрадуются вашим угощениям.
Старичок: Да ребята я им передам, что это вы приходили и их угостили. Я думаю что они будут благодарны вам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас с вами остались пакеты. А куда мы их денем? Здесь выкинем? (нет)
Воспитатель: Правильно ребята мы с вами все пакеты соберем, в корзинку заберём собой в детский сад. А там выкинем в мусору. Потому что лес это дом для диких животных у вас дома чисто и в лесу тоже должно быть чисто.
Старичок: Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете о диких животных, но мне пора с вами прощаться и идти в лес заниматься своими делами. У меня для вас есть маленький сюрприз, чтобы вы запомнили надолго нашу встречу. Я хочу вам подарить талисманы леса вот такие шишки (весит всем детям на шею шишки) До свидание приходите ещё в гости спасибо за угощения.
Воспитатель: Ребята и я думаю что нам с вами нужно возвращаться в детский сад, а не то нас потеряют. Встали все друг за другом, посмотрите внимательно — никто у нас в лесу не потерялся? не заблудился? Все на месте? тогда мы можем отправляться обратно в детский сад. Ребята, по какой дорожке мы с вами идем по узкой и очень длинной. Идем аккуратно друг за другом не толкаемся. Вот мы с вами и вышли на дорогу, а вот наш автобус. Садимся на свои места, пристегнулись и поехали. Запеваем песню про машину. Вот и наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось? А что больше всего вам запомнилось?
Тина Матрёнина
План-конспект экскурсии в осенний лес «Глазами природы» с детьми 6–8 лет
Актуальность
В настоящее время интересы детей чаще всего связаны с техникой. Дети мало контактируют с природой, редко гуляют в лесу в связи с занятостью родителей. Ребята, живущие в городе, не слыша трелей соловья, пения птиц и шуршания листьев из-за гула машин. В связи с этим, мы хотим обратить внимание детей к природе вокруг нас, к простым явлениям окружающего мира осенью, стимулируем любознательность и интерес детей к осеннему лесу, его обитателям и предметам. Фототерапия помогает детям сконцентрировать внимание на особенно важном для них, сфокусировать свой взгляд на чем-то необычном рядом с нами.
Возраст детей: 6-8 лет
Цель прогулки: формировать культуру общения с природой.
Задачи прогулки:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
3. Сформировать знания об осеннем лесе, его обитателях и особенностях.
Развивающие:
1. Развивать восприятие цвета, формы и величины, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
3. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
2. Стимулировать любознательность детей.
3. Воспитывать правильное поведение в лесу.
Оборудование и материалы: разноцветные корзины (коробки, пакеты, контейнеры, папки) красного, желтого и зеленого цветов; крупа, семечки и хлеб; фотоаппарат, картинки с изображением листьев разных деревьев и предметов в лесу.
1. Вступительная беседа.
2. Основное содержание.
3. Подведение итогов.
Место проведения экскурсии: лес (п Кугеси).
Подготовка учителя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии.
2. Приготовить оборудование и материалы для проведения экскурсии.
3. Провести беседу о временах года и их признаках, об охране природы.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Чтение стихов.
3. Загадывание загадок.
4. Чтение рассказов о диких животных.
5. Слушание музыки «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
6. Побеседовать с учащимися о различных видах растений: деревьев, кустарников, мхов.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и техникой безопасности во время экскурсии.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами идем на прогулку в осенний лес. Перед тем, как выйти, давайте повторим правила поведения в лесу. (Дети отвечают)
В лесу нельзя: громко говорить (кричать, включать громко музыку, рвать с корнем цветы, грибы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, оставлять за собой мусор, разбивать стеклянную посуду, курить.
В лесу можно: разговаривать тихо, кормить животных и птиц, вешать кормушки для птиц, собирать листья, шишки, цветы (без корня, ходить по дорожкам, трогать деревья, сидеть на пеньке, наблюдать за животными.
Основная часть.
Учитель: Вот мы и пришли в лес. Назовите мне правила, которые мы с вами говорили? (Дети повторяют). Здесь нельзя кричать, потому что животные которые здесь живут могут испугаться, убежать и тогда Вы не сможете их увидеть. Поэтому сегодня мы с Вами будем разговаривать шепотом. Мы пришли в гости в лес, в гости к белочкам, ежикам и другим животным. А кто еще живет в лесу? (Дети отвечают).
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Учитель: В лесу есть множество интересных предметов, которые мы с Вами сейчас увидим. Сейчас осень, а осенью в лесу становится холодно, дует ветер, иногда идет дождь, листья на деревьях тоже замерзают, становятся красными, желтыми, зелеными и падают на землю. Посмотрите, как много листьев, как разноцветный ковер у нас под ногами. Сейчас мы с Вами будем их собирать.
Игра «Собери по цвету»
Учитель: Вот у нас три корзины. В каждую нужно сложить листья его цвета. В зеленую корзину - зеленые листья, в желтую – желтые, в красную – красные. Собираем только самые красивые листья, чистые, аккуратные. Большие и маленькие. Гладкие и шероховатые. Разные. (Дети собирают)
Игра «Найди такой же»
Учитель: Молодцы! А теперь давайте разглядим, какие вы собрали листья. Посмотрите на мои картинки и ответьте на вопрос: есть ли у нас вот такой лист? А вот такой? Давайте попробуем их найти. (Дети ищут)
Упражнение «Лесная находилка»
Учитель: В лесу есть не только листья, у некоторых деревьев есть шишки. Например, у елки или сосны. Давайте найдем их? А может быть нам попадутся по дороге желуди? Или какие-нибудь красивые веточки? Или пень? Мох? Может быть мы увидим нору или дупло? Или муравейник? А может быть животных? (Дети внимательно разглядывают лес вокруг себя).
Упражнение «Помоги животным»
Учитель: В лесу живет много животных. Давайте вспомним их. Кто живет в лесу? А что делают животные в лесу осенью? Правильно, готовятся к зиме. Делают запасы, собирают еду и складывают ее к себе в домик. Вот, например, белка любит кушать семечки. Давайте покормим ее. Она обязательно прибежит и заберет их к себе в дупло. А что едят птички, когда становится холодно? Посмотрите, в нашем лесу на деревьях добрые люди повесили кормушки. Зачем они? (Ответы детей) Давайте покормим птичек. Они очень любят крупу и хлеб. (Дети кладут корм для птиц в кормушки и наблюдают, как они подлетают и кушают).
Упражнение «Минута тишины»
Учитель: Сейчас мы с Вами будем слушать лес. Если закрыть глаза, сколько разных звуков можно услышать? (Дети закрывают глаза и внимательно слушают окружающие их звуки). Что Вы услышали? (Ответы детей) А слышали как стучит кто-то? Это дятел. Давайте попробуем разглядеть его среди ветвей деревьев.
Игра «Звуки животных»
Учитель: А теперь я предлагаю вам изобразить те звуки, которые вы сейчас услышали (звук дятла, фырканье ежика, трель соловья, чириканье воробья, шуршание листьев).
Заключение
Упражнение «Фототерапия»
Учитель: Видите, ребята, как много всего интересного в лесу мы увидели. Давайте запечатлим эти моменты на память. Я предлагаю Вам сделать фотографии. Каждый из Вас сможет сам сфотографировать в лесу то, что Вам больше всего понравилось. Давайте попробуем. (Дети фотографируют)
Учитель: На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в школу.
В школе - создание коллективного коллажа с использованием собранных природных материалов и фотографий.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
2. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
3. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
4. Сурова, Дрызлова: Находилки. Гуляем и играем - познаем мир.
М: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.
Публикации по теме:
Цель: Расширить и закрепить представление детей об осени. Обратить внимания на изменении природы, как лес выглядел летом, и что случилось.
Конспект НОД по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4–5 лет) «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4-5 лет) «Путешествие в осенний лес» Образовательная.
Конспект НОД с детьми младшего возраста «Путешествие в осенний лес». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие Тип занятия: интеллектуально – развивающее.
Конспект открытого занятия с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес» Путешествие в осенний лес. Программное содержание: закрепить у детей знания по теме «осень», учить отвечать и обосновывать свои ответы,.
Тема занятия по рисованию: «Осенний лес» Возраст детей: 5-6 лет. Интеграция всех образовательных областей. Цель: активизировать и поощрять.
Непосредственно – образовательная деятельность
«Экскурсия в лес» в подготовительной группе
Области: Познание, здоровье, художественная литература, музыка.
Программное содержание:
1. Формировать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения;
2. Учить правильно взаимодействовать с природой.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия
Дети входят в зал под фонограмму «Звуки леса» и встают в круг.
Воспитатель:Ребята, как я люблю наш родной лес! Чего там только нет: зеленые деревья, сладкие ягоды, душистые цветы и травы, поющие птицы! А сколько разных насекомых и зверей! Настоящая волшебная сказка! Давайте заглянем в нее. Только будьте внимательны и осторожны. Если уметь слушать голоса леса, то много интересного можно узнать!
Орешник:Средь осинок и рябинок
Я – орешник молодой
Не гляди, что тонок, гибок,
Обеспечу всех едой!
Мои вкусные орешки -
Для зверей, для птиц, для вас!
Собирайте их без спешки,
Будет на зиму запас!
Дубок:Я – дубок совсем зеленый,
Листья – кромочка – волной
Может быть любуясь кроной,
Ты присядешь подо мной?
Помечтаем мы с тобою
О планете голубой,
Чтоб счастливою судьбою
Человек здесь жил любой.
Рябина:Осень в гости к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный спелый шарик -
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться.
Сосна:Мы несем здоровье людям,
Мы целебней всех лекарств!
Вам друзьями вечно будем,
Только можно без проказ?
Берегите, нас, цените,
Не ломайте и не жгите!
Все деревья вместе:
Словно любящим друзьям
Мы помашем веткой вам!
Воспитатель: посмотрите какая красивая поляна,
а что это за цветок?
1) Белые жемчужины прилепились в ряд
К стебелечку тонкому – дарят аромат.
В мае распускаются и цветут в лесу.
Даже книга красная бережет красу.
И лисичка рыжая рядышком пройдет,
Белый и душистый цветик не сомнет.
(ландыш)
2) Он расцвет в глуши лесной,
Граммофончик голубой.
А звенит он или нет -
Только лес нам даст ответ.
(колокольчик)
3) Во ржи простой я сорнячок,
А возле дома под любым окном
Культурным стать и я могу цветком.
ОткроюВам я свой секрет сейчас –
Могу лекарством быть для Вас!
4) Во лугах сестрички –
золотой глазок, белые реснички.
Танец цветов.
Дети садятся на стульчики.
Выходят Паучок и Муравей.
Паучок:Трудиться с детства я привык,
Н е разгибая спинки.
З аплатку ловко ставлю вмиг
Н а рваной паутинке.
Свою добычу сторожу
Н а паутинке смело,
А завтра новую свяжу,
Ч тоб не сидеть без дела!
Муравей:Я в муравейник нес сучок,
Н абил мозоли, шишки.
Смотри поймают вас в сачок
Проказники-мальчишки.
Стрекоза:Нет-Нет в сачок мы не хотим
Там страшно, очень тесно.
В лесу так интересно!
Бабочка:Я пью нектар живых цветов
И капельки росинки,
Летаю в запахе медов
Волшебную картинкой!
Насекомые уходят.
Воспитатель: Что я вижу на нашей поляне! Да это грибы! Сколько их!
Но все ли нам они нужны? Ну-ка, помогите мне, ребята!
1) Под сосной растут сестрички –
Ярко-рыжие лисички.
Я сложу грибы в лукошко,
Буду жарить их с картошкой.
2) Повезло так повезло –
Я набрал опят ведро
Облепили целый пень,
Собирай, кому не лень!
3) Вот растет поганка бледная,
Ее обходит даже еж,
Для здоровья очень вредная –
Лучше ты ее не трожь!
4) Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.
Срежь ты бережно его,
Не порань грибницу,
В этом месте через год
Новый гриб родится.
Игра «Собери грибы»
Песня «Кукушка и лягушка»
Сорока:Ишь, как расшумелись. Что здесь твориться, что за безобразие?
Я -сорока-белобока,
Я – всевидящее око.
Кто появиться в лесу
Всем об этом донесу.
Затрещу, заверещу,
Злых людей не пропущу!
Воспитатель:Сорока, да это мы с ребятами немного поиграли, не ругайся!
Сорока: В лес ходить, конечно, можно,
Только очень осторожно!
Дятел:Целый день трудяга-дятел
Лечит старую сосну.
Нет важней ему занятий,
Все деревья ждут весну!
Все хотят пожить подольше,
Ветки к солнышку тянуть,
Добрый дятел всем поможет,
После сможет отдохнуть.
Хоровод «Сидит ворон на дубу»
Воспитатель: Ребята, давайте отойдем с поляны, сюда кто-то идет.
(садятся на стулья)
Медведь:Медведь – хозяин леса,
Мохнатый и большой.
Он ищет с интересом
Обед нехитрый свой.
Ест ягоды, коренья,
Грибы, личинки, мед,
Но нет в лесу варенья,
Вот мишка и ревет.
Зайчонок:Зайчонок длинноухий
Под кустиком дрожит.
По лесу ходят слухи,
Что где-то волк бежит.
Как быстро бьется сердце!
Сковал зайчонка страх.
Уж лучше отсидеться
Тихонечко в кустах.
Белка:Белочка – красавица
Живет не на земле
Повыше жить старается,
На дереве, в дупле.
Грибы, орехи сладкие
Насушит белка впрок.
Взмахнет хвостом и лапками -
Прыжок еще прыжок!
Она не просто крутится,
Смешит лесных зверят,
Она для деток трудится:
Бельчата есть хотят.
Лиса:Лиса зверей всех краше
Нарядней и стройней,
Лишь хвостиком помашет –
Вздыхают все по ней.
Но мне пора трудиться,
Охота там и тут,
Чтоб с кормом возвратиться,
В норе лисята ждут.
Волк:За что не любят волка?
Лесной обычный зверь.
Сердит зимой я только.
Так трудно мне, поверь!
Сержусь я не от злобы,
От голода – беды,
Укроют все сугробы,
Почти что нет еды.
Еще мороз кусает
За уши и за хвост,
Так трудно мне бывает,
Так зимний день не прост!
Воспитатель:Ох, жарко стало, как пить хочется!
Инсценировка стихотворения «Ты скажи мне, реченька лесная» В. Орлов
Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты
Звонкая такая?
Утром надо мной
Поет синичка -
Оттого и звонкая
Водичка!
Ты скажи мне,
Речнька лесная,
Отчего ты
Чистая такая?
Поет синичка -
Оттого и чистая
Водичка!
Ты скажи мне,
Речнька лесная,
Отчего ты
Синяя такая?
В родничке
Купается синичка -
Оттого и синяя
Водичка!
Ветерок:Ветерокя – непоседа,
Как мальчишка озорной!
Прилетаю прямо с неба,
Поиграете со мной?
Вас я нежно приласкаю,
Кудри, косы потреплю!
Ветерок родного края,
Ребятишек всех люблю!
Воспитатель:Пора нам и домой возвращаться,скажем лесу
«спасибо» и «до свидания!»
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живет в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Дети берутся за руки, ветерок встает во главе цепочки и проходят по залу
под музыку «Веселый ветер»
Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.
Задачи:
- Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
- Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
- Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»
Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.
Место проведения экскурсии : экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.
Возраст учащихся: 11-16 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
- Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
- Провести беседу об охране природы.
- Провести беседу о правиле поведения в природе.
- Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
- Ввести три новых понятия о весне.
- Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
- Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока
I . Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными - чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!
II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой
О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).
III . Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее)
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)
Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)
Какое небо сегодня?
Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)
Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)
Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)
Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)
Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)
Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)
А теперь поговорим о сроках наступления весны:
- «календарная весна» - 1 марта;
- «астрономическая» - 21 марта - День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
- «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)
Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)
Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)
Физкультминутка «Похлопали – потопали»
Учитель рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– На нашем лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.
Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.
Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.
Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.
Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:
- наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
- гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
- краска без запаха
Размеры скворечника
- доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
- оптимальный внутренний размер:
- квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
- диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
- расстояние от летка до дна 15-20 см,
- высота скворечника 30-35 см,
- верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.
Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.
IV . Рефлексия
Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»
Что нового узнали?
Что дал вам этот урок для жизни?
Что вам захотелось после этого урока…?
Стали ли мы друзьями леса?
V. Заключение
Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…