Петар митяев биография. Биография олега григорьевича митяева
Олег Григорьевич МИТЯЕВ . Заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация», лауреат песенных фестивалей.
Родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Отец – Митяев Григорий Степанович (1927–1982), рабочий Челябинского трубопрокатного завода, родом из крестьян Курской губернии. Мать – Митяева Лидия Яковлевна (1925 г. рожд.). Супруга – Есипенко Марина Николаевна (1965 г. рожд.). Сыновья: Сергей (1981 г. рожд.), Филипп (1984 г. рожд.), Савва (1998 г. рожд.). Дочь – Дарья (2000 г. рожд.).
Детство Олега Митяева прошло в Ленинском районе Челябинска, рядом с трубопрокатным заводом. Все его воспоминания того периода удивительно светлые, имеют оттенок желтого, яркого, солнечного дня – это и желтые здания, и парусиновые туфли, и льняная одежда. В 1963 году Олегу исполнилось 7 лет – это лето стало для него самым беззаботным, длинным и желтым, после которого он пошел в школу. Митяевы жили на берегу озера, и в их дворе спасти тонущего человека не считалось подвигом: в возрасте от 7 до 13 лет Олег спас 7 человек. Летом он спал на балконе, видел красоту природы, и мальчику казалось, что все так живут. Это были удивительные времена с играми, рыбалками, порками за то, что без разрешения купался, или вырезал ромбики на новых занавесках.
В том году Олег Митяев поступил в начальную школу № 59, в 1967 году перешел в среднюю школу № 55, а в 1969 году – в среднюю школу № 68. Если бы в детстве Олега спросили, кем он хочет стать, он, не задумываясь, ответил бы: «Собаководом», – потому что тогда еще не знал, что эта профессия называется кинолог. Но это не помешало мальчику приручить всех собак в округе. С ними он сразу находил общий язык – кормил, строил будки, а зимой собаки на лыжах возили его по озеру. Когда приезжали «отловщики дворняг», Олег делал большое тимуровское дело – собирал всех собак и прятал.
В семье Митяевых практиковалось уважительное отношение друг к другу. Олег благодарен своей маме за правильное воспитание – иногда он мог выйти, громко хлопнув дверью, но тут же получал нагоняй. И для Митяева это оказалось полезно, потому что в дальнейшем он научился держать себя в руках. Лидия Яковлевна приучила сына помогать по дому – он всегда понимал, что раз в неделю должен вымыть полы, вытрясти половики и обязательно мыть за собой посуду. В их дворе жили лихие ребята – в дальнейшем кое-кто проявил свою лихость, став восьмикратным чемпионом мира по хоккею, как Сергей Макаров или Сергей Стариков; некоторые, не менее талантливые, попали в тюрьму. Родители тщательно следили за Олегом, даже юношеские попытки закурить тут же пресекались. В детстве Митяев насмотрелся ковбойских фильмов, а потом, заточив все столовые ножи, тренировался в технике метания, бросая их в дверь кладовки. Занимался фотографией, печатал черно-белые карточки, считавшиеся одним из самых ценных подарков, которые тогда можно было сделать друзьям.
В юности Митяев увлекся песней, и ему уже тогда стала важна ее действенность.
В первый раз в 7-м классе взяв в руки гитару, он просто спел песню, которая ему нравилась, – «От меня до тебя шагать целый год – это в лучшем случае». Гитара начиналась, как у всех: выучили бой «восьмерочкой», еще не зная никаких аккордов, затем научились играть «Цыганочку», а потом пошли «маленькая звездочка», «большая звездочка», «барре», «Гимн восходящему солнцу» и весь набор тех лет: «Синий-синий иней», авторские песни, музыка «Битлз».
Из-за любви к песне «Марш монтажников» Олег Митяев поступил в монтажный техникум Челябинска. Тогда он думал: «Вот это работа! Вот это жизнь!» Но потом, когда столкнулся с сопроматом и другими точными науками, загрустил и ходил на занятия, очень четко понимая, что все это не его. К тому же ездить на занятия приходилось к 8 часам утра через весь морозный Челябинск. Тогда Митяев сформулировал: «Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом...» – вставал в 5 часов утра, шел в бассейн, потом ехал на строительно-монтажный участок, где его ждали заскорузлая роба и звенящее от мороза железо. Во время обеда ложился спать на фуфайках в вагончике, затем поднимался и вновь работал, после чего бежал на тренировку. В 1975 году Олег Митяев окончил техникум по специальности техник-электрик («монтаж электрооборудования промышленных предприятий»), еще полгода работал электромонтажником в «Южуралэнерго», по-прежнему увлекался плаванием, – даже получил 1-й разряд. А потом ушел в армию.
С 1975 по 1977 год служил в Москве в охране адмирала флота Советского Союза.
После окончания службы Митяев поступил в Челябинский институт физкультуры. За отличную учебу получал Ленинскую стипендию. Учебу совмещал с работой электрика и художника – постоянно делал стенгазету, благодаря чему научился неплохо писать пером. Одновременно подрабатывал дворником. Олег уверен в том, что благодаря профессии, в которой заложено сочетание физического труда с общением с природой, можно воспитать гармонически развитую личность. Дворник – это человек, приводящий планету в порядок, у которого днем еще остается время почитать, сходить в библиотеку или кино. В пору студенчества часто проходили комсомольские собрания, и Митяев использовал свой темперамент, чтобы поднять народ, провести субботник, а «на картошке» придумывал игры, старался завести всех, и ребята откликались, боролись за победу.
В пионерском лагере, где работал Олег, ему показали песни Юрия Визбора и Владимира Ланцберга. Открылся огромный пласт, которым он долгое время заслушивался. В то время песни этих авторов были чрезвычайно популярны, и Митяев сам увлекся самодеятельной песней.
С 1978 года он начал писать и исполнять свои песни, пел в дуэте с Петром Старцевым. После окончания 1-го курса они поехали отдыхать на Ильменское озеро под Миассом, и поразились необычному зрелищу – стоял теплый июньский вечер, все побережье было усыпано кострами и палатками, люди пели под гитару. Царила необыкновенная атмосфера – всю ночь Олег с Петром бродили от костра к костру, слушали песни, купались. На следующий год Митяев решил обязательно приехать и попробовать что-то спеть, но знал, что будет сильно волноваться. Еще учась в монтажном техникуме, на конкурсе художественной самодеятельности Олег с товарищами исполнил песню «Там вдали за рекой». Баянист стоял за кулисами, потому что играл в своей тональности, а ребята пели каждый в своей. У Митяева дрожала левая коленка, и всю песню он думал: «Ведь видно, как дрожит!» – а положить на нее руку было нельзя, так как исполнители стояли держа руки за спиной.
Но очень хотелось спеть на фестивале авторской песни. Сначала Олег с Петром долго репетировали, а потом решили выступить – пришли в общежитие института физкультуры, на первом этаже постучались в первую попавшуюся комнату, объяснили, что подготовили две песни на фестиваль и хотели бы попробовать их спеть. Преодолевая волнение, исполнили подготовленную программу, но поначалу эффект оказался вялый. Ребята постучали в соседнюю комнату и повторили всю процедуру, потом еще в одну, и на пятом этаже уже спокойно, без стука заходили в комнату и говорили: «Садитесь, мы споем вам две песни». Волновались уже меньше, атмосфера института физкультуры не позволяла сдаваться. На фестивале этот приобретенный автоматизм позволил им спеть перед пятитысячной аудиторией под открытым небом, и им дали грамоты за душевное исполнение.
Для того чтобы снова приехать на фестиваль, как-то весной, на лекции по плаванию, Митяев написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
По воспоминаниям Городницкого: «На одном из фестивалей бардовской песни на сцену вышел высокий, немного стеснительный парень с длинными волосами и запел “Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно” – так сразу, с первой песни, очень скоро ставшей знаменитой, вошел в бардовскую среду Олег Митяев. Уже через четыре месяца после первого исполнения этой песни с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Митяев поначалу не поверил в такой успех, и, конечно, не было пределов гордости, когда в 1980 году он слушал ее в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом Олег случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на вокзале. Митяев стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель – ее автор. Вторая песня Митяева – “Волшебный дом”, появилась только через год после первой, когда у Олега родился сын. Эта песня – первоначальный набросок к той картине жизни, которую пытается в своих песнях создать автор, – реальности, где прекрасное соседствует с неприглядным, а к истине приходится продираться сквозь тернии ошибок».
В 1981 году Олег Митяев с отличием окончил институт по специальности тренер по плаванию, работал преподавателем кафедры плавания, освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ, а с 1983 года – солистом музыкальной группы в Челябинском торговом центре, заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка». В 1984 году Митяева пригласили на работу артистом Челябинской областной филармонии.
В том же году журнал «Смена» напечатал песню Митяева «Кино», и Олегу до сих пор памятна его первая публикация в конкурсе «Одного стихотворения». Тогда ему казалось, что вся его жизнь должна измениться, заискриться, должен открыться какой-то другой мир. В 1986 году судьба привела Олега Митяева в ГИТИС, на режиссерский факультет. И хотя сильная страсть к лицедейству зародилась давно, без гитары Митяев вряд ли бы на это отважился. Но у него есть железное правило – если чего-то очень хотел и не попробовал добиться, позже будешь клясть себя за нерешительность. Поэтому когда Олег ехал в Москву, он все время настраивал себя: «Не в ПТУ поступаешь, ну, завалишь, ничего». На первый экзамен пришло около 300 человек, после него осталось девять – и в такой массе отсеиваться было не так обидно. Но Митяев оказался в числе девяти. Учиться оказалось трудно и интересно. Во время сессии студенты работали с утра до ночи: полдня занимались общими предметами, а потом до поздней ночи с самых азов постигали актерское мастерство, режиссуру. В ГИТИСе Митяев встретился с Михаилом Евдокимовым – они вместе оттачивали свое мастерство в курсовых спектаклях, а потом Олег снялся в нескольких кинокартинах в образе человека с гитарой.
В 1986 году целая сборная лидеров авторской песни страны впервые выступала на сцене Дворца спорта в Лужниках. Тогда переполненный зал впервые увидел Олега Митяева – застенчивого дебютанта – с двумя песнями. «Как здорово» сразу тянула на новый бардовской гимн, а вторая – «В осеннем парке городском» – была тоже тепло принята слушателями. Сейчас все туристы, причем не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев – это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Эта песня – один из гимнов бардовского движения, а некоторые считают ее единственным гимном. Когда с проектом «Песни нашего века» музыканты прилетели в Тель-Авив, в аэропорту к Олегу подошли люди и сказали, что песню «Как здорово…» они поют каждый день, когда собираются возле синагоги, и она переведена на иврит.
В 1987 году Митяев познакомился с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым и выступал вместе с ним до 1998 года. С Тарасовым, как аранжировщиком и вторым гитаристом, они записали три пластинки и три компакт-диска. В 1988 году Митяев, являясь членом клуба самодеятельной песни «Моримоша», получил письмо от Окуджавы . Оказалось, что Булат Шалвович, посмотрев телепередачу с песнями Митяева, позвонил на телевидение, взял его адрес и написал. Послушав первые песни молодого автора, Булат Окуджава сказал: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается – значит, зреет открытие». Олег ответил на это замечательное письмо, а через некоторое время они встретились в Переделкино. Митяев с Тарасовым после каждого визита уходили от Окуджавы возвышенными, спокойными, умиротворенными. Для Митяева прелесть общения с таким человеком заключалась не в приобретении каких-то конкретных уроков, а в том, что можно было просто побыть рядом с ним, почувствовать его атмосферу, подышать одним воздухом. В 1986 году состоялся знаменитый «Марш мира», собравший уникальную команду: Окуджава, Городницкий, Клячкин, Кукин, Суханов, Егоров, Долина… Митяев был потрясен такими встречами. Музыканты часто сидели у камина в разных городах, и эти времена стали для Олега незабываемыми.
В 1992 году с группой актеров Театра имени Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле «Большой Владимир» (Митяев – в роли В. Маяковского, а Тарасов – как актер и автор музыки), премьера состоялась в Италии. С 1998 года Олег Митяев работал с аккомпаниатором, мультиинструменталистом и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с ним он записал альбом «Крепитесь, люди! Скоро лето!», в записи принимали участие С. Манукян и группа «Ариэль». Вместе с Л. Марголиным Митяев также записал альбом «ЖЗЛ» и альбом на стихи И. Бродского и музыку Марголина, которые вышли в 2002 году.
Хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлениям Олега не совсем подходит. Его концерт – это чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания – от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Митяеву нравится творить и выстраивать мостик к слушателям, чтобы люди верили рождаемому образу, чувствовали, что человек у микрофона старается говорить просто и понятно. Олегу важно, чтобы слова пелись, звучали. Главное – это не стихи, не музыка и даже не драматические способности выступающего, а гармония между всеми составными элементами. Часто он пишет на гастролях – просыпается в незнакомом городе и начинает записывать то, что давно зафиксировалось в сознании. Исполнитель Олег Митяев живет исключительно эмоциями, звуками, запахами, на этом построено его мироощущение – запоминать аромат состояния, а потом воскрешать его в словах и мелодиях. Митяев часто не пишет, а дописывает свои песни – ведь родиться они могут где угодно, это всегда получается спонтанно, и сам автор не может объяснить, как это происходит. Но всегда это последствие какого-то сильного впечатления, которое потом перерождается в песню, и главным критерием для Олега является естественность, он лирик по характеру. Олег Митяев учился в техникуме, двух институтах, перепробовал несколько профессий, пока не нашел себя. Он часто размышлял над этим и даже написал песню «Куда пойти учиться».
Когда Олег был мальчишкой, он любил на холодильнике «Мир» читать надпись справа налево и думал: «Ну, уж Рим-то мне никогда не увидать». Сложилось так, что Рим стал первым заграничным городом, куда попал исполнитель. После поездки на Универсиаду в составе концертной бригады с Лионом Измайловым и Евгенией Симоновой Митяева пригласили на концерты, организованные обществом по развитию советско-германских отношений. Выступали в Германии, Голландии, затем Митяев снова попал в Германию, но уже с Булатом Окуджавой – пара из ФРГ Карл и Гудрун Вольф, услышав запись «Марша мира 1986 года», пригласила их в Кёльн, на конференцию преподавателей. Немецкие друзья Митяева сделали прекрасный перевод его песен, а компакт-диск, записанный в Кёльне, напоминает Олегу медаль Ильменского фестиваля, воскрешая чувства, которые переполняли исполнителя от осознания того, что он держит в руках тяжелую желанную медаль, которая стала его первым серьезным результатом. Потом было турне по 40 городам Германии, где исполнители ни разу не выступали перед русской аудиторией. В университете в городе Мюнстере преподаватели и студенты, изучающие русский язык, сделали переводы стихов Олега Митяева – так появился материал для сборника. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: США, Францию, Израиль, Италию и даже ЮАР, – где записал диск в зале Национального театра в Претории.
«У меня такое ощущение, что мне всегда было хорошо, – говорит Олег. – В каждом времени есть свои прелести. Мне кажется, что я одинаков, не меняюсь. Хотя понимаю, что это не так. В Челябинск каждый год приезжаю с концертами, иногда два раза в год. Если бы я там не появлялся, я бы долго не выдержал... Во сне я летаю над своим старым двором, вдыхаю забытые запахи, слушаю стрекоз и падаю в озеро. Все это отпечаталось в памяти. Думаю, когда буду умирать, буду вспоминать все это... Самого главного я достиг в момент рождения. Просто жить на белом свете – уже само по себе большое счастье. А остальное счастье заключается в умении устранять те мелочи, которые мешают тебе жить...» Олег все время думал, что он в отца, потому что внешне похож на него. А оказалось, что характер у него мамин – это какая-то особая душевная природа. Но понимать и чувствовать это Митяев начал только с годами. Раньше у Олега была мечта объехать весь мир, а когда сложился бешеный ритм поездок, он начал скучать по Челябинску, где остались брат, который работает механиком на трубопрокатном заводе, и мама.
Время – лучший арбитр, и оно за эти годы подтвердило, что творчество талантливого автора завоевало признание ценителей этого жанра не случайно. Уже первая песня, написанная и исполненная Митяевым, приобрела такую широкую известность, что молодому барду могли позавидовать маститые исполнители. Именно в органическом соединении слова и мелодии заключена особая притягательность песен Олега. В момент наивысшего подъема авторской песни, когда искушенных слушателей, казалось бы, уже ничем нельзя удивить, появился молодой автор из самой гущи ревностных ценителей этого жанра, который сумел своим искренним пением, удивительной гармонией музыки и слова дать слушателям то, чего они ждали. Так обычно и бывает – время рождает поэта. Митяев в своих песнях ведет повествование от лица рассказчика, и даже когда поет о событиях и явлениях горьких, черных, мрачных, его интонация все равно окрашена в светлые тона. Образ, который он создает на эстраде, – это наш современник – талантливый, ироничный, лиричный и думающий. Песни, написанные Митяевым, для многих слушателей становятся своими, а отличительной чертой исполнителя является обязательное присутствие оригинальной, запоминающейся мелодии.
Элем Климов сказал: «Мне посчастливилось близко знать Юру Визбора и Володю Высоцкого . Теперь судьба свела меня с Олегом Митяевым, который замечательно продолжает традиции в новом времени, в кардинально изменившемся обществе! Продолжает, но не подражает. У него своя интонация, своя музыка, свои стихи. Столько в них обаяния, грусти, лиризма, юмора, сколько добра! Не случайно у Олега такая большая аудитория и на родине, и за рубежом. Я к нему, к его творчеству отношусь с самым большим пристрастием».
Песни О. Митяева публикуются в сборниках авторской песни, в журналах «Кругозор», «Смена», «Юность», «Турист», «Кино», «Клуб и художественная самодеятельность» и многих других журналах, в разных городах страны. В журнале «Библиография» (1995, № 5) напечатана библиография О. Митяева из 134 наименований, не учитывающая зарубежную прессу. После 1996 года появились песни «Август», «Лето – это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Воскресенье», «Остров», «С.-Петербург», которые часто транслируются по Центральному телевидению. Олег Митяев снялся в фильмах: «Два часа с бардами» («Мосфильм»), «Игра с неизвестным» (Киностудия имени А. Довженко), «Сафари номер шесть» и «Убийца» (Свердловская киностудия).
С 1987 года выпущено 13 дисков и 4 видеофильма Олега Митяева. Его дискография включает следующие альбомы: «Песни Олега Митяева» (1987), «Все начиналось с буквы “Л”» (1988), «Давай с тобой поговорим» (1990), «Песни и стихи» (1993, Кёльн), «Светлое прошлое» (1994), «Теперь толкуют о деньгах» (1995), «Письмо из Африки» (1995, Претория), «Лето – это маленькая жизнь» (1996), «Крепитесь, люди! Скоро лето!» (1998), «Лучшие песни Олега Митяева» (1999), «Нелучшие песни Олега Митяева» (2000), «Ни страны, ни погоста...» (на стихи И. Бродского, 2002), «Небесный калькулятор» (2002), «Концерт в Кремле» (2003), «Запах снега» (2005).
Песни Митяева берут в свой репертуар многие профессиональные исполнители, в том числе ансамбль «Ариэль», Т. Гвердцители, А. Маршал, Л. Лещенко . Олег Митяев находится в центре движения авторской песни, участвует в работе жюри многочисленных фестивалей, в таких крупных проектах и акциях авторской песни, как «Марш мира», «Песни нашего века», вечера памяти Ю. Визбора, Б. Окуджавы. Митяев – почетный гость Ильменского фестиваля. Стали традиционными встречи барда с земляками в академическом Театре драмы, куда он ежегодно приглашается в числе именитых гостей на День рождения города.
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга «Песни» (М., 2000) – на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий. Кроме того, выпущены книги: «Непраздничные вещи» (2000, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Травник» (2001, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Светлое прошлое» (2001, М., Локид-пресс), «Вечная история» (2002, М., Издательский дом «Аргументы и факты»), «Давай с тобой поговорим» (2004, М., Эксмо), «Песни – книга 2» (2005, М., Биратор).
О. Митяев – заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация» (2001), лауреат профессиональной премии «Золотой Остап» за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора, лауреат песенных фестивалей в Самаре, Владивостоке, Норильске и многих других городах страны в номинации «Автор-исполнитель», лауреат премий Фонда русской поэзии «Петрополь» (2000, 2002), член Союза писателей РФ. Награжден орденом «Меценат» за общественную и благотворительную деятельность на благо мира.
В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но спроведливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены.
Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д.
В 1971г. из-за любви к песне "Марш монтажников" поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, но быстро понял что это не его. С 1975 по 1977 г. служил в армии. Служить выпало в городе Москве, где он охранял адмирала флота Советского Союза, был матросом, носил морскую форму.
В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончМитяев Олег Григорьевич ил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию. С 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и зав. клубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. С Петей Старцевым познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом.
Послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: "У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие".
В 1985г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось.
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца" (Свердловская киностудия).
Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.
Лучшие дня
В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска.
Константин Тарасов до шестнадцати лет вместе с родителями жил в небольшом колымском поселке, и всегда на чем-нибудь играл. В 1972 году, в составе ансамбля Тарасов стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества.
"После того как мы переехали в Москву, я играл в небольших оркестрах и занимался гитарой, немного сочинял, - рассказывает К. Тарасов. - До сих пор отношусь к композиторам, как к небожителям... Я закончил исторический факультет пединститута, решив не заниматься музыкой. Но все вернулось на круги своя. Мы встретились с Олегом Митяевым, и я перешел на работу в Челябинскую филармонию..."
В 1992 году с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (Митяев в роли В. Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера спектакля состоялась в Италии.
В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом "Крепитесь, люди! Скоро лето!". В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа "Ариэль" - это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом "ЖЗЛ" и альбом на стихи И.Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.
На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия".
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания - от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.
С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга "Песни" - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга "Светлое прошлое", составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.
За поэтический сборник "Непраздничные вещи" Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию "Петрополь".
Олег Митяев приехал из Челябинска и моментально оброс друзьями, среди которых артисты, космонавты, врачи – люди разных народов и разных профессий. К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Олег выстроил большой дом и поставил на участке большой стол. И все приходят и садятся – тот самый случай, когда «поднимем бокалы, сдвинем их разом» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» В этих Митяевских словах – какая-то магия. Казалось бы, что за фраза?.. Элементарно, как «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»… Просто до примитивизма. И вот живет эта ёлочка – из года в год, из десятилетия в десятилетие. И Митяевская строчка – такой же судьбы.
"Говорят, что об Олеге Митяеве писать трудно.
Это чистая неправда.
На самом деле писать о нем просто
невозможно"
Борис Гордон
Митяев Олег Григорьевич родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске . Жил в Ленинском районе этого города на ул. Новороссийской. Отец, Григорий Степанович, - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать, Лидия Яковлевна, - домохозяйка. У Олега четверо детей - дочь и трое сыновей.
В 1963 г. поступил в начальную школу N59. Затем в 1967 г. в среднюю школу N55. В 1969 году перешел в среднюю школу N68. В 1971 г. поступил и в 1975г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик. С 1975 по 1977 г. служил на флоте. В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию. С 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и зав. клубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. В 1985 г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. учился в ГИТИСе им. Луначарского. Является действительным членом Союза писателей России.
На вопрос, как он написал свою первую песню, он рассказал, что он шел по берегу Ильменского озера, был теплый летний вечер, и совершенно неожиданно набрел на костры, людей, поющих под гитару. Шел один из первых Ильменских фестивалей авторской песни. Была очень непосредственная и дружеская обстановка, и его настолько это впечатлило, что он решил на следующий год обязательно сюда вернуться и тоже что-нибудь спеть. Так родилась песня, которая практически сразу стала походным гимном - "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Олег написал ее на лекции по плаванию в институте физкультуры, это было в 1979 году, когда будущей звезде авторской песни было 23 года... С тех пор записано больше десяти альбомов, несколько сборников, а на концертах - всегда аншлаги.
С 1979 по 1987 год Олег работал с Петром Старцевым, своим однокурсником по институту физкультуры, с которым они вместе выступали на различных слетах и фестивалях, исполняя как свои песни, так и песни "любимые народом". За этот период были написаны песни "А Вы, товарищ, что Вы лично сделали, чтоб меньше стало смерти на Земле?", "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", "Художник" и др. Свои выступления этот дуэт обычно начинал приветствием: "Не ждите от нас ничего умного, мы из института физкультуры!".
В 86-м, после нескольких лет официального запрета на фестивали авторской песни, под Самарой восстанавливается Грушинский фестиваль , на котором дуэт Старцева и Митяева становится лауреатом. Сейчас Петр Николаевич Старцев занимается сольной карьерой.
В 1987 г. Олег знакомится с историком Константином Тарасовым, который становится его аккомпаниатором. Вместе они выступали до 1997-го года, когда Тарасов тоже занялся сольной карьерой и уже записал альбом "У Спаса на кружке".
С 1998 г. Митяев выступает вместе с Леонидом Марголиным . Леонид - профессиональный музыкант и аранжировщик. Он владеет несколькими музыкальными инструментами, обладает абсолютным музыкальным слухом (реприза с фальшивым исполнением полонеза Огинского - конечно же, шутка). За плечами у Леонида несколько лет работы с Михаилом Таничем в группе "Лесоповал". В 1998 был записан альбом , который является плодом их совместного творчества с Олегом. В записи альбома также принимали участие Сергей Манукян и группа "Ариэль".
В 2002 году вышел альбом , в котором записаны песни Леонида на стихи Иосифа Бродского, исполненные Митяевым.
Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и "Француженка" (Песни памяти Михаила Шуфутинского, как шутит сам Олег). Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня.
Олег Митяев cнялся в нескольких фильмах: "Два часа с бардами"(Мосфильм), "Игра с неизвестным"(к/ст им. Довженко), "Сафари N6", "Убийца" (Свердловская к/ст). Работал монтажником, тренером по плаванию, художником, зав.клубом, дворником, артистом.
Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка.
В 1963г. поступил в начальную школу №59. Затем в 1967г. в среднюю школу №55. В 1969 году перешел в среднюю школу №68.
В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но спроведливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены.
Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д.
В 1971г. из-за любви к песне "Марш монтажников" поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, но быстро понял что это не его. С 1975 по 1977 г. служил в армии. Служить выпало в городе Москве, где он охранял адмирала флота Советского Союза, был ма
тросом, носил морскую форму.
В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончМитяев Олег Григорьевич ил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию. С 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и зав. клубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. С Петей Старцевым познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом.
Послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: "У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие".
В 1985г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось.
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца
(Свердловская киностудия).
Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.
В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска.
Константин Тарасов до шестнадцати лет вместе с родителями жил в небольшом колымском поселке, и всегда на чем-нибудь играл. В 1972 году, в составе ансамбля Тарасов стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества.
"После того как мы переехали в Москву, я играл в небольших оркестрах и занимался гитарой, немного сочинял, - рассказывает К. Тарасов. - До сих пор отношусь к композиторам, как к небожителям... Я закончил исторический факультет пединститута, решив не заниматься музыкой. Но все вернулось на круги своя. Мы встретились с Олегом Митяевым, и я перешел на работу в Челябинскую филармонию..."
В 1992 году с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (
итяев в роли В. Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера спектакля состоялась в Италии.
В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом "Крепитесь, люди! Скоро лето!". В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа "Ариэль" - это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом "ЖЗЛ" и альбом на стихи И.Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.
На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия".
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания
от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.
С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга "Песни" - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга "Светлое прошлое", составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.
За поэтический сборник "Непраздничные вещи" Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию "Петрополь".
Олег Митяев приехал из Челябинска и моме
тально оброс друзьями, среди которых артисты, космонавты, врачи – люди разных народов и разных профессий. К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Олег выстроил большой дом и поставил на участке большой стол. И все приходят и садятся – тот самый случай, когда «поднимем бокалы, сдвинем их разом» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» В этих Митяевских словах – какая-то магия. Казалось бы, что за фраза?.. Элементарно, как «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»… Просто до примитивизма. И вот живет эта ёлочка – из года в год, из десятилетия в десятилетие. И Митяевская строчка – такой же судьбы.
Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня
Олег Митяев
Бард Олег Митяев родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Мало что предвещало удачную музыкальную карьеру: будучи сыном рабочего Челябинского трубопрокатного завода, Олег закончил техникум по специальности «монтаж электрооборудования промышленных предприятий», отслужил во флоте, в 1981 году закончил институт физкультуры и стал дипломированным тренером по плаванию. До 1985 года работал по специальности.
В студенческие годы Митяев начал писать песни и уже в 22-летнем возрасте сочинил «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»: композиция, в которой с наивной искренностью перечисляется большинство штампов бардовской музыки («изгиб гитары желтой», «костер меж сосен пляшет» и т.д.), стала неофициальным гимном бард-движения и обязательным шлягером для исполнения у костра в любой туристической компании. В 1978-м Митяев (в дуэте с Петром Старцевым) за эту песню получил приз Ильменского фестиваля.
Преподавание в институте физкультуры и работу завклубом пансионата «Сосновая горка» в Челябинской области Митяев до 1985 года совмещал с поездками на бард-фестивали и сочинением новых песен. В 1985 году Олег Григорьевич стал профессиональным артистом - его пригласили работать в Челябинскую филармонию. Затем он получил еще одно образование, отучившись в ГИТИСе.
С 1987-го по 1998 год Олег Митяев работал вместе с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым. С его помощью Митяев отошел от традиционного бардовского звучания - аранжировки его песен заметно разнообразнее, чем предполагают каноны жанра. С 1998 года Олег сотрудничает с еще одним аранжировщиком - Леонидом Марголиным. С этих пор к стилю «авторская песня» его причисляют скорее по привычке: песни Митяева, как правило, исполняются в насыщенных эстрадных аранжировках, а его концерты проходят на больших площадках с размахом, присущим поп-звездам: декорации, хиты, большие сопровождающие составы и т.д.
В 90-х годах Олег Митяев начал активно записывать альбомы, практически каждый из которых содержал новые хиты: «Лето - это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди, скоро лето!», «Соседка», «Москвичка», «Небесный калькулятор», «Жизнь замечательных людей» и др. Вышли пластинки «Давай с тобой поговорим» (1990), «Светлое прошлое» (1995), «Лето - это маленькая жизнь» (1996), «Крепитесь, люди, скоро лето!» (1998), «Лучшие песни» (1999), «Нелучшие песни» (2000) и др. В середине 90-х Митяев подписал контракт с компанией Александра Шульгина - впоследствии его пришлось расторгать через суд, так как Шульгин получил авторские права на большинство песен.
В 2001 году Олег Митяев получил премию «Овация». В 2002 году он выпустил альбом «Ни страны, ни погоста…» песен Леонида Марголина на стихи Иосифа Бродского. Затем последовали диски «Запах снега» (2005), «Романтики больше не будет» (2008), «Позабытое чувство» (2011) и несколько сборников.
В 2009 году Олегу Митяеву было присвоено звание народного артиста Российской Федерации. Фонд Олега Митяева занимается восстановлением храмов, а также вручает народную премию «Светлое прошлое». Обладателями премии становятся знаменитые челябинцы - таким образом Митяев не теряет связи с родным городом.
Олег женат третьим браком на актрисе Вахтанговского театра Марине Есипенко. У него четверо детей и двое внуков.