Первым признал яхве как верховное божество. Кто и когда придумал еврейского бога йеху либера
Вопрос:
Скажите пожалуйста, директор Иванов – «директор» это имя или должность? А господин Иванов - «господин» это титул или имя? Так как Вы говорите, что Бог и Господь это имя? У Бога есть имя, и Вы приводите тетраграмматон YHWH, который в Библии встречается более 7000 раз. Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве, так почему Вы в своем ответе это не договариваете и не приводите Исход 3:15? Давайте честно вставим этот тетраграмматон во все места в Библии, где он стоит в оригинальных текстах. Не надеюсь на Ваш ответ, но я рад что есть еще люди, которые читают Библию и размышляют. До свидания.
Борис
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Вопрос об именах Божиих решен в древней и поздней патристике, а также в библейской науке. Как представители святоотеческого богословия, так и ученые в области библейской науки, едины в мнении, что Священное Писание открывает нам несколько Божественных имен. Оспаривают это лишь представители некоторых сект, в частности «свидетели Иеговы». Они утверждают, что есть только одно сокровенное имя (Иегова), которое они почитают. Все остальное, мол, титулы. Утверждение это полностью противоречит священным текстам.
Священные писатели пользуются словом шем (имя). Оно применяется не только к Богу, но и к людям. Присутствует оно и в книге Исход (3:13-15). Пророк Моисей спрашивает: А они скажут мне: как Ему имя? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. В еврейском тексте стоит слово из четырех букв: йод, г(х)е, вав, г(х)е (YHWH). Слово это получило название тетраграмматон (tetra – четыре; gramma – буква). Евреи с некоторого времени имя это не произносили. Одно из иудейских преданий относит начало этого запрета к времени первосвященника Симона Праведного (3 в. до Р.Х.), после смерти которого священники перестали пользоваться тетраграммой даже в богослужении. Поэтому рядом с тетраграммой ставили другое имя, тоже состоявшее из четырех букв: алеф, далет, нун, йод. Его произносили вместо тетраграммы – Адонай. В отличие от царского титула адони (господин, повелитель) Адонай (мой Господь) в Библии относится только к Богу. В ряде мест это имя как обращение встречается уже в древних текстах: ; ; Вт.9:26; и др. Еврейский алфавит состоит только из 22 согласных. Около 6 века по Р.Х. появилась система огласовок (некудот), мазореты (евр. мазара – предание), т.е. хранители предания, сознательно перенесли гласные звуки с имени Адонай на тетраграмму. Средневековые европейские ученые не заметили этой условности и приняли написание эти огласовки за собственные гласные звуки тетраграммы. Поэтому в течение нескольких веков тетраграмму произносили неправильно – Иегова. Однако уже в 16 – 17 столетиях ряд видных ученых-гебраистов (Букстрофий, Друзий, Капелл, Альтингий) возражали против такого прочтения. Поскольку взамен не предлагалось точное произношение, то продолжало оставаться прежнее – Иегова. В первой половине 19 века немецкий ученый Эвальд предложил другое чтение – Jahvah (Йахва). Предложение это было принято не сразу, а только после поддержки со стороны таких видных исследователей как Генстенберга и Рейнке. Прочтение, предложенное Эвальдом, не является открытием подлинного имени. Оно получено филологическим методом. Поэтому возможны два варианта: Jahvah и Jahveh. Наш выдающийся исследователь архиепископ на основе исторических данных считал наиболее правдоподобным произношение Jahveh (Йахвэ).
Несмотря на точные данные библейской науки, представители секты «свидетели Иеговы» на основе ошибочного прочтения тетраграммы построили свою «догматику». Автор письма не говорит о своей конфессиональной принадлежности, однако его пафос не случаен. «Во всем мире его прочтение передается как Иегова или Яхве…». Прежде всего, должно спросить: какое все же имя? Иегова или Яхве? Ведь они совершенно разные. Во-вторых, во всем ли мире «прочтение передается как Иегова» или среди представителей секты? Приведу мнение не православного богослова, а современного ученого гебраиста профессора Гарвардского университета Томаса О. Ламбдина о имени, заключенном в тетраграмме: «Первоначально оно произносилось скорее всего как Yahwe. Затем, из благочестивых побуждений, его перестали произносить, заменяя при чтении вслух на Adonay (Господь). Этот обычай, возникший уже за несколько веков до н.э. и отразили в своей пунктуации масореты, перенеся огласовку слова Adonay на стоящие в библейском тексте буквы [у автора в тексте тетраграмма дана еврейским шрифтом – йод, г(х)е, вав, г(х)е]. Так родилось «гибридное» написание, неотражавшее никакого реального произношения. Позже условное масоретское написание было прочитано европейскими учеными буквально – отсюда неправильная, не отвечающая ни древнему, ни позднейшему традиционному чтению форма “Иегова”» (Томас О.Ламбдин. Учебник древнееврейского языка, пер. с англ., М., 1998, с. 117). Относительно произношения Яхве ученый гебраист пишет только предположительно: «произносилось скорее всего как Yahwe». В современной западной богословской литературе Яхве встречается весьма часто, но можно ли молитвенно призывать имя, если оно нам не открыто, а получено путем лингвистического изыскания. Можно ли его включать в молитвы, если и сами ученые не до конца уверены в его точности?
Как же произносят православные христиане библейское начертание тетраграммы? В полном согласии ветхозаветной храмовой традицией. Поскольку в Храме читалось Адонай (Господь), то 72 иудейских толковников при переводе на греческий язык в 3 веке до Р.Х. на месте тетраграммы поставили Кюриос (Господь). Святые апостолы обращались к греческой Библии. Это доказано анализом текста Евангелия. Вслед за ними и мы произносим – Господь.
Рассмотрим другой принципиальный вопрос: одно ли имя Божие или их несколько? Обратимся к Священному Писанию.
1. Тоже слово шем (имя), как и в Исходе (3:13-15), стоит и в тех местах, где нет тетраграммы: «ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (). В еврейской Библии стоит: шемо Ел- Канна (имя Бог ревнитель).
2. В книги Исаии читаем: «Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев» (). В евр. тексте: шемо Кедош Исраель. Должны ли мы доверяться своим предвзятым построениям или пророку Исаии? В его книге имя Божие Святый Израилев встречается 25 раз (1:4; 5:19, 24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11-12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 60:9, 14). Из контекста совершенно ясно, что Святый Израилев употребляется как имя Божие. Достаточно взять те места, где оно вполне синонимично тетраграмме. Например, «возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно» (10:20). В первой части этого стиха стоит тетраграмма.
3. «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (). Вновь в еврейском тексте стоит тоже слово, что и в Исход 3:13-15) – шемо (имя). Гоель (Искупитель) как имя Божие встречается и в других местах Священного Писания.
4. Господь Саваоф – имя Ему» (). Здесь указано еще одно имя – Саваоф (евр. Цеваот; от существ. Цава – войско). Свидетельство об этом встречаем и других пророков: «Господь Бог Саваоф – имя Ему» (); «имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф» ().
5. Употреблялись и другие имена: Ел (Сильный, Крепкий), Елогим (в греч. Библии – Теос; в слав. и рус. – Бог), Ель-Шаддай (в греч. Библии – Пантократор; в слав. и рус. Библии – Вседержитель) и др. Молитвенное упоминание любого из них означало призывание имени Господа.
Мнение, что в Ветхом Завете несколько Божественных имен не является лишь мнением православного богословия, как утверждает автор письма. Вновь приведу мнение неправославного ученого гебраиста. Томас О.Ламбдин в Учебнике древнееврейского языка выделил специальный параграф «Экскурс: имена Бога в Ветхом Завете»: «Чаще всего Бог в Ветхом Завете называется именами Elohim и YHWH… Присоединение предлогов be, lе и kе к именам Elohim и Adonay имеет одну особенность: начальный алеф в произношении утрачивается вместе со следующим за ним гласным» (с. 117-18).
Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ().
Первое государство в Палестине создали:
А) филистимляне
Б) евреи
В) ассирийцы
Г) персы.
2. Какой город стал столицей Израильского царства:
А) Иерусалим
Б) Фивы
В) Вавилон
Г)Ниневия
3. Первым занятием еврейских племен было:
А) земледелие
Б) скотоводство
В) мореходство
Г) ремесло
4. Укажите имя первого правителя Израиля (Палестины):
А) Моисей
Б) Израиль
В) Саул
Г) Давид
5. После Саула править израильским царством стал:
А) Моисей
Б) Израиль
В) Саул
Г) Давид
6. Укажите имя царя, который прославился в Израильском царстве своей мудростью и богатством:
А) Моисей
Б) Саул
В) Соломон
Г)Давид.
7. После смерти Соломона его государство:
А) погибло под натиском врагов
Б) распалось на Иудейское и Израильское царства
В)перешло в подчинение египетским фараонам
Г) продолжало расширить свои границы
8. Укажите имя царя, никогда не правившего Израильским царством:
А) Ашшурбанапал
Б) Соломон
В) Саул
Г) Давид
9. Укажите имя народа, который первым в мире пришел к единобожию, или вере в единого Бога:
А) филистимляне
Б) персы
В) римляне
Г) евреи
10. Слово «Библия» в переводе с древнегреческого означает:
А) книга
Б) законы
В) заповеди
Г)правила.
11. Первая часть Библии – Ветхий Завет- содержит мифы и сказания:
А) филистимлян
Б) персов
В) римлян
Г) евреев
12.Правила, данные Моисею Богом Яхве, называются:
А) заповеди
Б)законы
В) договор
Г) завет
13. Что означает слово «завет»?
А)заповеди
Б)законы
В) договор
Г) правила
14. Укажите имя человека, который спасся во время Всемирного потопа, построив ковчег:
А)Авраам
Б) Израиль
В) Ной
Г) Самуил
15. Укажите второе имя Иакова, сына Авраама, от которого произошло название целого народа:
А) Моисей
Б)Израиль
В) Саул
Г)Давид
2. Двухвариантные тесты (ответьте «Да» или «Нет»)
1. Евреи были первым народом, пришедшим к единобожию.
2. Палестина отделена от Египта Красным морем.
3. Вера в единого бога – Яхве- способствовала объединению еврейских племен и созданию государства.
4. Река Иордан впадает в Красное море.
5. Израиль достиг своего расцвета в период правления царей Давида и Соломона (сына Давида).
6. Израиль достиг своего расцвета в X веке до н. э.
7. Палестина получила свое название от имени еврейского племени.
8. После смерти царя Соломона страна разделилась на два соперничающих царства – Иудею и Израиль.
9. Самым красивым и известным храмом Израиля был храм Соломона, посвященный Богу Яхве.
10. Иерусалим был разрушен в 597 году до н.э вавилонскими воинами царя Навуходоносора.
3. Решите филворд
Двигаясь по горизонтали или вертикали, соберите из букв слова, связанные с древнейшим периодом в истории Палестины. Закрасьте каждое слово своим цветом. Помните: каждая буква может использоваться только один раз, двигаться можно только по горизонтали или вертикали.
Решаем задачу, страница 90 Объединения северного и южного Египта – 3000 год до н.э. Решение: 3000 лет – 1000 лет = 2000 лет Единое государство израильтян – X век год до н.э. Наиболее древняя часть Библии – Ветхий завет - содержит... Древние евреи… Еврейские предания и мифы Еврейские мифы, предания, рассказы о старине Еврейские предания, мифы, рассказы о старине, древние законы, предписания.. Подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам В отличие от египтян и вавилонян поклонялись одному богу Подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим богам, но постепенно пришли к единобожию
Назовите принцип, объединяющий слова Моисей, заповеди, скрижали, завет А) Моисей дал людям заповеди, записал их на скрижалях и назвал заветом Б) Бог вручил Моисею скрижали, где были записаны заповеди, а люди заключили с Яхве завет, обещая выполнять данные им заповеди В) люди заключили с Моисеем завет о выполнении записанных на скрижалях заповедей
Что будем выяснять на уроке:. Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? Творческая задача: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тысячи лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук. - Предположите, почему железных изделий было так мало.
Освоение железа В X веке до н.э. ремесленники стали широко использовать железо. Что изменилось с появлением железа? Подтвердите свои предположения текстом учебника на стр.81, вступление к главе 5. Египетские инструменты Ассирийские инструменты
Рассмотрите рисунок и опишите вооружение ассирийских воинов. В какой стране вы уже встречались с ним? Ассирийское войско
Ассирийцы усовершенствовали флот и научились долгое время проводить под водой при помощи кожаных бурдюков. Ассирийское войско
Завоевания ассирийских царей. Территории каких известных вам государств завоевала Ассирийская военная держава?
1. С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны? 2. Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? 3. Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? 4. Цари какой известнейшей страны также активно вели военные походы? Работа с первоисточником «Из анналов Салманасара III (гг. до н.э.)
При царе Ашшурбанапале была собрана большая библиотека в царском дворце. В ней хранились вавилонские и ассирийские мифы и предания и астрономические трактаты записанные на глиняных табличках. Ассирийцы могли различать светила и созвездия. Искусство и наука Ассирии Статуя бога-шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
Согласно Библии, вначале ничего не было и только Дух Божий носился над водой. При всей философской глубине этого образа (и даже не ставя это под сомнение, хотя и не принимая буквально) и при всем уважении к Библии, обратимся к шумерскому варианту, на сходство с которым обратил внимание Зенон Косидовский . Там бог сидел на яйцах и высидел таким образом весь мир. Не очень убедительный механизм эволюции Вселенной. Финно-угорские же мифы свидетельствуют конкретно: бог-демиург (у коми Ен , мар. Кугу Юмо , удмурт. Инмар , об.-уг. Нуми-Торум ) велел птице, плавающей в первичном океане или своему младшему брату в образе птицы (у коми Омоль , мар. и удмурт. Керемет , манс. Куль-Отар ) достать со дна землю. Эта птица (будем называть ее уткой) нырнула, достала со дна землю и отдала ее богу, который сотворил из нее весь мир. Есть вариант, в котором эта утка утаивает в клюве часть ила и из зависти к богу сама творит из этого ила ту часть мира, которая вредна человеку (в противоположность богу) . Вот, кстати, мотив противостояния Бога и Сатаны в иудаизме , христианстве и мусульманстве или Ормузда (Ахура-Мазды) и Аримана (Ахри-Манью) в зороастризме (правда, считается, что именно зороастризм иранцев повлиял на эти финноугорские мифы). Есть вариант, по которому утка ныряла три раза - вот мотив создания мира за несколько этапов (за шесть дней в Библии). Возможно, первоначально миф был примерно следующим: бог попросил утку достать землю со дна океана, по которому она плавала. Та проделала это несколько раз, а бог последовательно строил Вселенную. Затем утка на сотворенной земле снесла яйца и высидела из них другие объекты только что сотворенного мира. Например, снесла Золотое Яйцо, из которого впоследствии вылупилось Солнце (см. русскую сказку о «курочке рябой» и обычае красить яйца на Пасху), правда, перед этим яйцо было похищено хтоническим животным (в русской сказке его символизирует мышь). Вот мотив похищения Солнца Змеем и последующей борьбы бога со Змеем (в Библии - битва Яхве с Левиафаном). Мотив похищения (проглатывания) Солнца хтоническим животным присутствует, по-видимому, и в сказке о Петушке-Золотом Гребешке, украденного лисой, а также в сказке о Колобке (см. обычай печь на Масленницу круглые блины, символизирующие Солнце). Кстати, более вероятно происхождение этого мотива именно в арктической зоне, поскольку только в Заполярье Солнце действительно временно «умирает» или «похищается». Впрочем, близким к оригиналу может быть и шумерский миф, если уточнить, что мир высиживала Утка. В космогонических мифах индоариев мир тоже вышел из яйца (чем не современная «точка сингулярности», из которой образовалась Вселенная - причем версия с яйцом, пожалуй, более реальная). В эскимосских мифах птица играет тоже важное значение, но это не Утка, а мудрый Ворон - посланник бога. Мотивы «божьих посланников» имеются также в иудейской (ангел - посланник бога), древнегреческой (aggelos - «вестник») и арийской (ангирас) мифологиях. А настоящим «перекидным мостом» между эскимосским Вороном-посланником и иудейским ангелом является сходно звучащее армянское слово аграв - «ворона». Это еще один аргумент в пользу индоевропейского «посредничества» во влиянии на мифологию Древней Передней Азии мифологии народов Арктики. Следует отметить, что армянская мифология (как и русские сказки) очень интересна тем, что в ней присутствуют именно реальные животные, что является характерным для палеоазиатских, африканских и других народов с архаичной мифологией. а) Нил 1) Поляне, кривичи, чудь, словене ильменские, дреговичи. Евфрат и Тигр_______________. |