Переправа через горные реки. Как ведет себя наполеон во время переправы через неман(война и мир) Переход переправа через реку нормативные требования
На реке Южный Буг перевернулась лодка с компанией молодых людей - две девушки погибли.
Об этом сообщают в Главном управлении Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины в Николаевской области.
В понедельник, 22 января, в 01:15 спасателям сообщили о гибели двух девушек. Выяснилось, что 24-летний мужчина и две 20-летние девушки днем выплыли на лодке из села Новокантакузовка Доманевского района в село Бугское Вознесенского района. После того, как они перестали выходить на связь, родственники отправили на из поиски.
Примерно через полтора часа они нашли мужчину, который находился в шоковом состоянии и с признаками переохлаждения. Его доставили домой и отогрели, сейчас его состояние расценивают, как удовлетворительное. По его словам, при переправе (ширина реки в этом месте примерно 60-70 метров), в 15-20 метрах от берега, лодка перевернулась. Все трое упали в ледяную воду. Он вытащил одну из девушек на берег, вторая также уже была почти на берегу.
В свою очередь родственники нашли на берегу одну из девушек без признаков жизни. Вторую обнаружили в полутора километрах от места происшествия по дороге в село Бугское. По предварительной информации первая девушка утонула, а вторая умерла от переохлаждения.
Для того чтобы перейти реку вброд нужно четко знать все правила безопасности, так как опрометчивое поведение может привести к серьезным последствиям. Пересекать реку впервые нужно в присутствии инструктора, так как почерпнуть всю важную информацию только из литературы, не прибегая к практике, не получится. Все тонкости и подробности организации переправ вы узнаете, прочитав эту статью.
Перед тем как организовать переправу через реку, нужно правильно оценить ситуацию для того чтобы подобрать подходящий способ, а также сделать выводы об эффективности такой затеи. Как известно, неразрешимых задач нет, но иногда правильным вариантом будет выбор обходного пути.
Что нужно знать перед переправой через реку
Часто вовремя - раздельно походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:
- ширина;
- глубина;
- поверхность дна;
- течение.
Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменятся (мягкий знак) в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).
Внимание! Переходить реку в брод с сильным течение (таким считается течение со скоростью более 3 м/с) не безопасно. В этом случае от переправы стоит отказаться.
Проведем измерения
Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V - скорость течения, S - путь, пройденный объектом, и T - время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:
- вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
- сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
- засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.
Формула для расчета скорость течения
Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.
Способ измерения ширины реки
Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:
- подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
- выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
- взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
- сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
- измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.
Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.
Как узнать ширину реки
Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.
Способы переправы через реку
Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:
- помогает удержать равновесие;
- позволяет прощупать дно на шаг вперед.
Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла - утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.
Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.
Переход реки вброд со страховочными тросами
Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.
Навесная переправа через реку
Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:
- вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
- горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях - пострадавших).
Пример навесной переправы для вертикального перемещения
При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.
Схема построения навесной переправы
Как выбраться из болота
Путешествие по болотистой местности - не лучший вариант развлечения. Но, если ситуация не оставляет вам выбор, нужно обязательно знать, что делать. Стоит понимать, что идти по болоту невозможно. С каждым шагом оно будет засасывать вас все глубже и глубже, и любые необдуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Существует один действенный вариант как выбраться из болота. Ступая в топь, вооружитесь палкой выше своего роста. В случае попадания в болота не пытайтесь идти по дну, его там нет. Положите палку в горизонтальное положение, сместите свой вес и обопритесь о нее. После этого нужно приложить максимум усилий на палку, не делая лишних движений ногами. Подтягиваться таким образом весьма затруднительно, но это единственный вариант, который позволит выбраться из болота. Подтягиваясь вы перемещаете свой корпус с каждым усилием все выше, до тех пор, пока не окажитесь ближе к поверхности болота. На этом этапе площадь соприкосновения с поверхностью станет максимальной, и вы сможете удерживаться на поверхности. Оказавшись на поверхности, нужно ползти по-пластунски, пока не доберетесь до берега.
В болотистой местности как нигде, желательно находится в группе, так как ваш спутник, находясь еще на твердой земле, сможет помочь вам выбраться, протянув палку или даже просто руку.
Будь это переход реки вброд или внезапно возникшее на вашем пути болото, всегда нужно быть подготовленным, так как всего несколько простых правил безопасности позволят сохранить жизнь. Также стоит помнить, что путешествия в одиночку или же группой неопытных участников не лучшая затея.
В заключение смотрите видео о переправе через реку полиспаст:
Реки - серьезные препятствия на пути любого человека, туриста, охотника, рыбака, геолога. Сложность тем более возрастает, когда надо пройти по маршруту, а брода нет и мост на карте не обозначен. Хорошо, когда туристская группа экипирована специальным снаряжением для наведения переправ и умеет грамотно и безопасно им пользоваться. Любые реки имеют глубину, которую никто не знает, течение, низкую температуру воды, что представляет собой совокупность серьезных препятствий на любом маршруте.
Место переправы определяется в соответствии с шириной, глубиной, скоростью течения, геометрией дна, рельефом береговой линии, расположением реки на открытом месте, либо в лесной зоне. Большую роль при определении места переправы играет крутизна береговой линии, расположение основного русла реки, радиус поворота основного потока. Нельзя пренебрегать метеорологическими условиями: естественно, во время дождя переправу устраивать ни в коем случае нельзя. Необходимо обратить внимание на наличие мест для организации страховки, для наблюдения за безопасностью переправы.
Вид переправы через реки: вброд, над водой, или по воде - выбирается в соответствии с характером реки и опытом группы. Место для организации переправы выбирается в соответствии с количеством опытных туристов в группе.
Если определен способ переправы, то необходимо обследовать место возможной переправы. Руководитель перед маршрутом должен четко представить себе, где проходит маршрут, по какой местности, и заранее определяет возможные переправы. Все это должно быть четко отмечено на карте маршрута. Придя на место или находясь в ближайшем населенном пункте, необходимо проконсультироваться, есть ли на вашем маршруте брод, переправа или мост. Местные жители знают характер реки (особенно это важно в весенний период или в сильное половодье и паводки), и могут указать точные места бродов, которыми они пользуются. Однако надо каждый раз надо уточнять место расположения брода, так как под влиянием паводков и разливов весной русло рек может сильно измениться.
Наиболее безопасным местом переправы является участок реки, где сила действия потока минимальна: русло самое широкое, а глубина потока наименьшая. Наличие отдельных островов позволяет организовать не эффективную разведку дальнейшего движения через реку. Не следует искать переправу в местах поворота русла реки, потому что быстрое течение размывает внешний от центра поворота берег, делает его крутым и трудно доступным, а главное - поток углубляет дно реки вблизи крутого берега, скорость его при этом резко увеличивается за счет концентрации здесь значительной массы воды.
Любая переправа вброд должна начинаться с разведки, которая складывается из следующих этапов:
Осмотр местности с целью определения типа возможной переправы;
Определение участка русла и берега реки, удовлетворяющих требованиям безопасности при организации выбранного типа переправы;
Определение конкретного способа движения первых участников вброд (с шестом, стенкой, кругом, парами, шеренгой, на усах и другие виды переправ);
Характер подготовительных работ: заброс веревки, укладка промежуточных камней, закрепление бревна, подготовка опор для натяжения перил при переправе над водой;
Выбор типа страховки, соответствующей избранному виду переправы.
После этого предварительного этапа начинается переправа. В простых случаях, когда снос человека течением воды угрожает лишь купанием, может быть осуществлена переправа вброд без страховки. Наиболее распространенными способами переправ являются:
Переход реки поодиночке с опорой на шест, которым упираются в дно против течения;
Шеренгой - лицом вперед по направлению переправы, обнявшись, за плечи или за талии, причем первым идет самый сильный участник, либо руководитель. Слабых участников и девушек ставят либо в конце шеренги, либо между крепкими ребятами для удержания строя и поддержки слабых членов группы;
По двое - лицом друг к другу, положив руки на плечи и передвигаясь приставным шагом, боком к течению;
Кругом, взявшись за плечи друг друга и вращаясь по кругу, входят в речку и, удерживая напарника, перемещаются к противоположному берегу. Вращение круга желательно делать по ходу течения реки, а не против течения.
Здесь нелишне сказать о воздействии силы потока на переправляющегося. Какую величину должна иметь сила потока, чтобы сбить человека с ног? Она должна превышать силу трения ног переправляющегося о дно реки, которая зависит от силы сцепления подошв его обуви с дном реки и от рельефа дна реки. К уменьшению силы трения, начиная с глубины воды порядка 0,8-1 метра, приводит уменьшение веса тела человека, определяемое действием закона Архимеда. Так, при погружении человека средней плотности до пояса его вес уменьшается примерно на 4 кг.
Когда брод без страховки представляет определенную опасность, переправа осуществляется с помощью двух веревочных перил или растяжек с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. При этом первым переходит реку наиболее опытный и физически сильный участник на страховке из основной веревки, закрепленной к карабину и к его грудной обвязке в районе спины в свободном скольжении. Под углом около 90 градусов к основной веревке ниже по течению идет к берегу вспомогательная веревка, которой можно при необходимости быстро подтянуть переправляющего к берегу. Страховку лучше всего организовать через выступ дерева, надежный камень или просто держать руками (2-3 человека). Основная веревка выдается идущему на переправу так, чтобы петля не задевала водную поверхность, не стягивала участника вниз и не затрудняла движения вперед.
Особое внимание необходимо уделить длине веревки, к которой будет, пристегнут участник: длина веревки должна быть больше, чем ширина реки.
На случай, если вода собьет переправляющегося с ног, основная веревка должна быть свободна. В противном случае она жестко удерживает сорвавшегося и не позволяет ему ни встать, ни плыть. Страховать нужно так, чтобы в любой момент веревку можно было ослабить и дать переправляющемуся возможность самому плыть вниз по течению, одновременно подтягивая его к берегу дополнительной или вспомогательной веревкой как маятник.
При переправе вброд с шестом необходима достаточно прочная палка длиной не ниже роста человека, прикрепленная коротким концом веревки к страховочным веревкам или к грудной обвязке. Двигаться нужно несколько против течения, сильно упираясь в дно шестом выше по течению, палку держать широко расставленными руками. При движении необходимо постоянно находиться на двух точках опоры, ноги и шест нельзя поднимать в воде высоко. Ступая ногами на дно, предварительно нужно ощупать дно в поисках прочной опоры. Надо стараться избегать попадания в подводные ямы или крутые спуски на дне реки.
После переправы на другой берег первый участник закрепляет основную веревку за дерево или за крепкий куст. Организуются перила для переправы остальных участников. Высота перил должна быть не ниже уровня груди человека, стоящего в реке. Движение по перилам также желательно осуществлять против течения. Сам переправляющий держится руками с двух сторон от карабина, которым он пристегнут к перильной веревке. Размер петли с карабином для самостраховки должен быть таким, чтобы во время движения можно было идти, откинувшись на прямых руках. Переправляться нужно ниже по течению относительно перил. К карабину на грудной обвязке также закрепляются страховочные концы. По возможности страховочную веревку делят пополам, но с условием, что ее хватит на переправу, и в середине вяжут узел проводника. Середину веревки при помощи карабина соединяют к беседке или к грудной обвязке. Таким образом, получаются два конца, две страховочные веревки, чтобы можно было помочь при падении участника в воду или обеспечить перетаскивание рюкзаков с одного берега на другой.
Когда группа при помощи веревочных перил переправится на противоположный берег, последний участник пристегивает к себе страховочный конец веревки и снимает все перила. На основной веревке, которая пристегнута к грудной обвязке, его страхуют другие участники, стоя на противоположном берегу реки. Последний участник переходит так же, как и первый участник с шестом, соблюдая все правила страховки.
Переходить по натянутым перилам следует только по одному человеку, чтобы не создавать аварийной ситуации на переправе.
Нельзя применять вместо карабина схватывающий узел, так как последний может сильно затянуться и в этом случае освободиться, стоя по пояс в холодной воде, будет проблематично. Кроме того, сильным потоком может сорвать участника и затянуть схватывающий узел и тогда освободить попавшего в воду будет очень сложно.
В летний период возможен переход вброд через небольшие речки с песчаным дном, но только после предварительной разведки дна.
Чем сложнее переправа, тем больше времени необходимо затратить на ее организацию. В ряде случаев в поисках участка с безопасной переправой группа вынуждена пройти 10-15 км вдоль реки.
В горных районах часто приходится обходить сложные скальные прижимы, уступы и выбрать место переправы очень сложно. Тогда применяют все возможные меры безопасности при преодолении водных преград. При планировании любого маршрута, нужно избегать ненужных переправ, если ниже по течению есть мост или брод. Но когда приходится идти по сложному маршруту и путь пролегает через горную реку, где невозможно найти хорошее и удобное место для переправы, то необходимо использовать все свои навыки, опыт, знания для организации переправы. Переправа над водой - это технически одно из самых сложных препятствий на маршрутах. В сложных категорийных походах встречается большое количество трудно проходимых вброд водных преград.
Преодоление боковых ручьев в скальных ущельях, в верховьях рек обычно не представляют большой сложности. Часто такие преграды можно преодолевать одним прыжком, или прыгая через поток по камням, выступающим высоко из воды. Однако перед тем как начать прыгать по камням, следует внимательно просмотреть путь движения, наметить каждый очередной прыжок, стараясь не пользоваться неустойчивыми, скользкими камнями.
Особенно внимательным нужно быть при переходе таким способом в том случае, если надо резко менять направление движения от одного камня к другому. Это требует хорошей физической подготовки каждого участника, так как прыгать приходится с тяжелым рюкзаком за плечами почти всем членам группы. При переправах по камням требуется хорошая сноровка и четкая ориентация в пространстве.
При переправе по выступающим из воды камням или бревнам часто требуется страховка, так как поток воды очень сильный и при попадании человека с рюкзаком в поток он может сильно травмироваться.
Самой надежной является страховка с помощью натянутой над водой перильной веревкой, к которой пристегиваются карабином или блоком со страховочными концами, которые в свою очередь привязаны к беседке или обвязке. Таким образом, переправа проходит уже по навесной переправе, натянутой от одного берега к другому сдвоенной основной веревкой. Надо внимательно смотреть, чтобы страховочный конец не был слишком малым или чересчур длинным, чтобы можно было свободно перемещаться вдоль натянутой веревки. Надо иметь в виду, что при этом переправа по камням не идет прямо по натянутой веревке, но приходится перемещаться в разные стороны.
В лесной зоне при наличии высоких берегов возможна переправа по поваленному дереву или приготовленному бревну. Не всегда готовые бревна лежат, так как нужно группе при переходе на другую сторону реки. Но воспользоваться этим «мостом» стоит, необходимо только, осмотрев поваленное дерево, убедиться в его хорошем состоянии, целостности ствола, в его полной надежности при прохождении по нему группы. Если мешают сучья, надо срубить их, чтобы ветки не цеплялись за одежду или рюкзаки.
Руководитель должен убедиться в надежности и безопасности при преодолении данной переправы. Если возникают сомнения, необходимо натянуть веревку вдоль поваленного дерева, соблюдая правила страховки.
Укладка любого бревна через поток требует точного расчета и опыта. Чем длиннее и толще бревно, тем сложней его устанавливать. Сам процесс установки или укладки бревна очень трудоемок, и прежде чем браться за это мероприятие, надо хорошо подумать и взвесить все за и против: сможет ли группа правильно уложить большое дерево, не травмируя участников операции подъема. Если это мероприятие представляется затруднительным, то лучше будет отказаться от этого и найти другую возможность для переправы.
Сначала выбирают не слишком длинное дерево (желательно чуть больше ширины реки), обрубают все сучья, чтобы они не мешали во время транспортировки к месту его укладки. Необходимо подготовить место для крепления комля, то есть выкопать ямку или вбить колья для упора, чтобы оно не отошло в сторону во время подъема. Верхнюю часть обвязывают тремя веревками, образуя три конца длиной в 2-2,5 раза больше длины дерева, тем самым получается три растяжки. Когда все готово, самый опытный участник или руководитель берет все командование на укладку переправы на себя, а все участники выполняют все его указания. Команды выполняются четко, без лишней суеты и проволочек.
Самый сложный этап - это подъем бревна в вертикальное положение, удержание его в течение некоторого времени в вертикальном положении, а затем плавная без рывков и срывов укладка его на противоположный берег. Работа всех должна быть четко согласованной как при подъеме, так и при укладке. Во время укладки необходимо следить за натяжением левой или правой веревки, так как основная нагрузка лежит на центральной растяжке, и ее должны удерживать несколько крепких ребят. Особую осторожность надо проявить, когда угол наклона бревна при опускании становится минимальным, так как возможно отклонение бревна в сторону от линии его будущего положения на противоположном берегу. Бросать его не рекомендуется, так как оно может подпрыгнуть и тяжело травмировать участников подъема.
При наличии крутых берегов, скальных глыб на берегу или близко растущих деревьев можно организовать подвесную канатную переправу на карабинах или блоках путем натяжения с помощью системы полиспаст. При выборе места, где будет натянута основная веревка, надо обратить внимание на рельеф береговой линии, ее высоту, так как при натяжении веревки на большом расстоянии возможен провис на 50-60 сантиметров. При переправе это чревато тем, что на середине переправы человек может оказаться в воде.
Переправа с веревкой на другую сторону осуществляется вброд или вплавь, с соблюдением всех мер безопасности. Для закрепления веревки на противоположном берегу можно перебросить ее, предварительно привязав к ней камень или другой крепкий предмет, в крепкие кусты или в ветки деревьев, так чтобы она зацепилась. Проверив надежность крепления и натянув переброшенную веревку, со страховкой переправляют самого маленького и легкого участника на другую сторону реки, для того чтобы он мог правильно перевязать переброшенный конец веревки к основному дереву или другому надежному предмету.
После того как веревка будет перевязана, перед прохождением всей группы ее нужно заново натянуть при помощи полиспаста. Чтобы облегчить вытаскивание веревки после переправы всех участников, ее закрепляют карабинным узлом. Когда все участники перейдут на другую сторону и веревочная система ослабнет, один конец освобождают от узлов, а другой начинают тянуть на себя, тем самым вся веревка протягивается через карабинный узел и освобождается от крепления на дереве, а весь «хвост» вытягивается на берег.
Во время переправы, используют блок-ролик, который не рвет веревку и облегчает передвижение по натянутым «перилам». Сам участник в страховочной системе «обвязка + беседка» закрепляется карабином за блок-ролик. Передвижение по веревке желательно осуществлять в страховочных рукавицах во избежание травмы веревкой или блоком, так как руки могут попасть под блок. К карабину дополнительно пристегивается на «усах» (короткие 70-80-см концы страховочной веревки или репшнура, закрепленные на карабине узлом проводника к обвязке или страховочной системе) страховочная 6-8-миллиметровая веревка, для того, чтобы помогать при прохождении натянутых перил, особенно в случаях большого провиса на середине реки. Участника подтягивают на «усах», тем самым помогают ему преодолеть трудный участок прогиба веревки, за счет большого веса и слабого натяжения. Если веревочные перила натянуты под уклоном, то при помощи веревочных растяжек придерживают участника, находящегося на переправе, во избежание набора большой скорости и удара его об дерево или камень, за который привязана веревка. Переправляться по веревочным перилам следует вперед головой, чтобы видеть конечный пункт.
Если группа большая, то следует установить две переправы для быстрого преодоления водной стихии. На сложной горной реке, где есть опасность жизни переправляющихся, следует выставить спасательный пост ниже по течению реки для визуального наблюдения или возможного перехвата из воды туриста, сбитого потоком в воду. Есть и другие, более сложные способы переправ, но они требуют специальной техники и снаряжения.
При преодолении рек можно также использовать простые или сложные плоты из пустых пластиковых бутылок, автомобильных камер, одиноких деревьев и многого другого. Надо помнить только, что часто несчастные случаи происходят там, где нет дисциплины и достаточного опыта по преодолению водных преград. Руководитель должен контролировать все действия по организации наведения водной переправы. Халатное отношение к организации переправ приводит к беде.
Во время передвижения по территории, контролируемой противником, на пути группы будут встречаться реки, притоки, ручьи, каналы систем орошения, другие водные преграды, которые, вполне вероятно, придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и тщательной подготовки, не имея специально предназначенных для этого средств, в любую погоду, днем и ночью.
Во время передвижения по территории, контролируемой противником, на пути группы будут встречаться реки, притоки, ручьи, каналы систем орошения, другие водные преграды, которые, вполне вероятно, придется преодолевать с ходу, без предварительной разведки этих препятствий и тщательной подготовки, не имея специально предназначенных для этого средств, в любую погоду, днем и ночью. Поэтому в наше непростое время полезно знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть встретившиеся на пути водные преграды, как оборудовать простейшие переправочные средства, используя подручные материалы, научиться оценивать встречающиеся на пути препятствия и выбирать наиболее подходящие способы их преодоления.
Переправы через реки относятся к числу наиболее опасных препятствий- Поэтому перед форсированием водных преград необходимо всесторонне оценить возможные сложности, которые могут возникнуть при переправах через незнакомые реки, учесть количество людей в группе, их физическую подготовленность, опыт старшего и других людей в совершении переправ.
Равнинные реки отличаются широким руслом, медленным спокойным течением, мягким или илистым дном, часто большой глубиной, горные реки - быстрым течением, меняющимся в течение суток уровнем воды, низкой температурой. Дно у горных рек твердое, каменистое, продольный профиль ступенчатый, с порогами и водопадами, в верховьях течение стремительное, неровное.
Осложнить переправу могут сезонный паводок, непогода. Во время ливневых продолжительных дождей или вскоре после них уровень рек может подняться. В горных реках уровень воды самый низкий перед рассветом и самый высокий к вечеру. Это связано с таянием снега и льда в горах. Но в среднем и нижнем течении больших по протяженности рек суточный паводок запаздывает.
Резко отличается сезонный уровень воды в горных и равнинных реках. В самое сухое и жаркое время года, когда равнинные реки мелеют,- в разгаре паводок на горных. Это нужно учитывать, разрабатывая план действий и график движения.
Выбор места для переправы. Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж и выбрать подходящее место для переправы. Облегчить эту задачу помогает топокарта. По ней можно определить направление и скорость течения реки, ее ширину и глубину, берега, броды. К сожалению, такая подробная информация содержится только на военных картах. На обычных, имеющихся в продаже, таких подробностей нет. Учитывая, что с военных топокарт масштаба 1:200000 (в 1 см 2 км) сняты грифы секретности и ДСП, постарайтесь иметь у себя такую.
Приблизительно определить скорость течения реки можно простым способом. Для этого бросают в реку щепку и отмечают расстояние, которое она проплывет за одну секунду.
Определив направление и скорость течения реки, ее ширину, можно найти величину возможного сноса при переправе вплавь или на подручных средствах. Для этого цифру 2,5 умножают на скорость течения (м/с), полученный результат умножают на ширину реки (м). Это и будет величина сноса. Прикинув, на сколько метров отнесет людей вниз по течению, нужно выбрать наиболее подходящий район высадки на противоположном берегу.
При выборе места переправы учитывают не только скорость течения и ширину русла, но и глубину реки, наличие мест для организации страховки, наблюдения и руководства переправой. Кроме этого учитываются характер дна и катящиеся по нему камни, которые обычно дают о себе знать глухими ударами о дно.
При переправе через бурную реку ниже по течению целесообразно организовать пост для перехвата людей в случае их падения в воду и сноса течением. Пост устанавливается в точке, на которую должно вынести упавшего в воду. Это место определяется брошенной в воду веткой с места возможного срыва. В воду можно бросить также бревно, щепки. Если их несет на коряги, водовороты или острые камни, место для переправы непригодно.
Необходимо также проверить место для страховочного поста. Люди на нем должны быть сами в безопасности и суметь оказать помощь. Пост для страховки должен располагаться в таком месте, чтобы веревка но пересекала опасные места или препятствия. Желательно, чтобы рядом находились дерево или скала, которые можно было бы использовать для заведения веревки.
На конце спасательной веревки привязывают какой-либо поплавок. Одной рукой берут половину или треть мотка, а другой, свободной, бросают спасаемому оставшуюся часть веревки (предварительно аккуратно уложенной во избежание запутывания во время броска). При этом оставляют нескрученным конец длиной 3,5-4 метра.
Веревку нужно бросать в то место, куда течение несет сорвавшегося на переправе,- вниз по течению перед попавшим в воду.
Спасатель, вытаскивающий пострадавшего, должен закрепить веревку за скалу или дерево, чтобы легче удерживать человека, когда он схватится за веревку.
Попавший в воду обязан знать место расположения страховочного поста и, в ожидании брошенной веревки, должен развернуться лицом вниз по течению. Схватившись за веревку, спасаемый должен быть готов к рывку и сильному противодействию течения. За спасательный конец нужно держаться крепко, но не обматывая веревку вокруг руки. Потерпевший должен приближаться к берегу, перебирая веревку руками, пока не достигнет мелководья. После этого веревка используется, чтобы удержаться на ногах но время выхода на берег.
Для переправы необходимо подыскивать наиболее безопасные участки. При этом иной раз предстоит решить, где лучше переправиться: там, где безопаснее, но велика вероятность захвата противником или там, где противника нет, но опаснее будет сама переправа. Во всех случаях необходимы здравый рассудок и практичность, Неплохо сделать анализ и решить, где возможных потерь будет меньше.
Подходы к реке и место выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она могла подготовиться к переправе и привести себя в надлежащую готовность после переправы. Надо подыскивать такое место, чтобы берег реки, с которого будет идти переправа, был выше противоположного, это позволит лучше контролировать окружающую местность.
Если позволяют время и обстановка, то для разведки другого берега, куда лежит путь группы, целесообразно переправиться одному человеку и только по его сигналу начинают переправу остальные.
Во всех случаях при переправе через водные преграды необходимо сохранять оружие и боеприпасы в боевой готовности, а одежду и обувь, по возможности, сухими.
Переправа вброд . Участок для переправы следует искать там, где есть мелководье, так как в этих местах грунт дна и берегов всегда плотнее. Броды, которыми местные жители систематически пользуются, легко определить по входу дороги или тропы в воду и продолжению ее на противоположном берегу. Места, пригодные для брода, можно определить по следующим признакам:
Видимые отмели при прозрачной воде;
Места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;
Мелкая рябь на поверхности воды со слабым течением;
Перепады воды.
Заболоченные реки, русла которых заросли тростником, осокой, водорослями, в большинстве случаев малопригодны для переправы вброд из-за большой топкости и вязкости дна.
Прежде чем переходить реку вброд, особенно в местах, которыми уже пользовались войска или местные жители, нужно обязательно проверить, не заминирован ли брод, выявить, не находится ли он под наблюдением противника.
Глубину реки и состояние грунта дна определяют шестом. В илистый грунт шест входит легко, в глинистый или песчаный - с трудом. При определении глубины брода вместе со слоем воды следует учитывать и слой ила до твердого грунта.
Проходимость реки вброд зависит от глубины и скорости течения. Так, при скорости течения 1 м/с вполне безопасно и без страховки можно переходить речку глубиной 1 метр, при скорости 2 м/с безопасна глубина 0,6-0,8 метра. Облегчает переправу мелкокаменистое дно.
Выбирая место для брода, нужно учесть, что переходить через реку лучше под углом 40-45" вниз но течению, особенно при большой скорости потока. Никогда не пытайтесь переходить реку в непосредственной близости к водопаду. Поток надо пересекать там, где на противоположном берегу есть удобное мелководье или песчаная коса.
Через горные реки переправляться лучше всего утром, так как в середине дня и особенно к вечеру усиливается таяние ледников и повышается уровень воды.
На малых реках, где глубина невелика - до колен, а скорость течения не затрудняет движения, возможна переправа без страховки и наведения перил, но перед этим необходимо разведать путь. Разведка осуществляется способом «стенка» или шеренгой.
Для переправы в команду разведчиков следует назначить наиболее высоких и сильных людей. Самый сильный из них становится выше по течению. Он будет испытывать наибольшее давление потока. Другие 2- 3 участника становятся рядом с ним в одну шеренгу вдоль направления потока, кладут руки на плечи друг другу, держась за плечо, лямки наспинных укладок, и продвигаются вперед небольшими шагами.
Не менее надежен и «таджикский» способ. Четыре-шесть человек, обнявшись за талию или за плечи, образовывают круг и, стараясь согласовывать движения, идут не торопясь, чтобы каждый мог нащупать наиболее надежные места для ног.
На более сложных местах страховка идущего первым обязательна. Его страхуют основной и вспомогательными веревками, концы которых связаны у него на спине.
В таком положении удобнее идти, а снесенному течением легче плыть. При подтягивании его к берегу человек плывет на спине, и вода не заливает лицо.
Снесенного течением удерживают на основной веревке, одновременно подтягивая к берегу вспомогательной. Поэтому страхующие со вспомогательной веревкой располагаются на берегу ниже по течению от основной веревки.
При срыве переправляющегося иногда приходится бегом перемещаться по берегу, так как туго натянутая основная веревка может мешать держаться над водой. При этом очень важна согласованность действий страхующих основной и вспомогательной веревками. Пока первые дают возможность плыть переправляющемуся но течению, вторые должны подтягивать его к берегу.
На горных реках переправляться следует в ботинках, чтобы не травмировать ноги. Для устойчивости пользуются крепким шестом, который упирают % дно со стороны течения, Ставя ногу, ощупывают дно и ищут надежную опору. После того как переправился первый, натягивают перила и переправляются остальные.
Наведение перил. Даже в тех случаях, когда через реку есть кладка, которой пользуются местные жители, или надежный ствол упавшего дерева сам образовал мост, необходимо наведение перил. Если река неширокая, с более или менее спокойным течением и ниже по течению нет явно опасных мест (водопады, пороги, острые камни и т. п.), перила можно сделать из жерди, которую два человека держат каждый на своем берегу. Идущий по кладке страхуется веревкой с берега.
Веревочные перила наводятся для переправы вброд по камням, по бревну на другой берег.
Перила должны быть туго натянуты, так как слабо натянутая веревка может оказаться опаснее, чем если бы ее вообще не было. Поэтому оба конца веревки привязывают к опорам. Лучший вариант - деревья на обоих берегах.
Если дерево тонковато, тот же конец веревки привязывают еще к одному дереву, кусту или опоре, вбитой в землю и заваленной камнями. Для опоры может быть использован и крупный кустарник; веревку следует вязать у самого его корня и подстраховаться так же, как при тонких деревьях. Достаточно надежны скальные выступы, большие валуны, вбитые в землю колья или заваленные камнями жерди. Надежность перил проверяет идущий первым со страховкой с берега.
Конец веревки, закрепляемый на берегу, от которого начинается переправа, нужно завязать на опоре узлом, который можно легко развязать после завершения переправы. Если сильно потянуть за веревку, которая привязана к свободному концу узла - узел легко распустится. Остается вытащить веревку из воды.
Переправы по выступающим камням проводятся на перекатах неглубоких горных потоков и рек. Если в отдельных местах реки камни расположены далеко, можно сделать искусственные островки. Для самостраховки в руках должен быть шест, которым прощупывается дно, плотность расположения камней, их подвижность, создается дополнительная опора.
На переправах по камням через опасные реки всегда необходима страховка.
Навесная переправа , Этот вид переправы самый сложный, поэтому применяется лишь тогда, когда нет другого выхода. При отсутствии достаточного количества веревок навесные переправы невозможны. Выбор места переправы определяется следующими требованиями:
Ширина реки должна быть меньше длины основных (несвязанных) веревок на 8 - 10 метров;
- оба берега должны быть приподняты над
водой с учетом неизбежного провисания веревки;
Берег, откуда проводится переправа, должен быть выше противоположного, кроме того на нем должны быть деревья, скала или выступающие камни, за которые можно привязать веревку.
Когда место выбрано, нужно закрепить веревку на противоположном берегу. Делается это по-разному: можно бросить сдвоенную веревку с привязанными к ее середине небольшими камнями или палками в надежде, что они захлестнутся за деревья. Если найден брод, сильнейший из группы на тщательной страховке или вплавь на подручных средствах тоже со страховкой отправляется на противоположный берег, где закрепляет две основные веревки за дерево, выступающую скалу или забитые крючья. Оставшиеся туго натягивают веревки и закрепляют их.
С помощью вспомогательной веревки, закрепленной серединой, на другой берег переправляются укладки, затем люди. Располагаются переправляющиеся головой в сторону переправы, чтобы можно было подтягивать себя руками к берегу при провисании веревки.
К грудной обвязке на спине крепят середину вспомогательной веревки, чтобы помочь подтянуться к противоположному берегу и вернуть назад грудную обвязку и беседку для использования следующим человеком, Замыкающий закрепляет веревки так, чтобы можно было после его переправы снять их с противоположного берега.
Переправа по кладке наиболее удобна и безопасна, особенно в холодное время года, при большой глубине и силе потока, перекатывающихся по дну камнях. Обычно кладки встречаются в лесах и используются местными жителями. Это поваленный ствол дерева или несколько скрепленных жердей, закрепленных на берегах, Такие кладки непостоянны, часто уносятся водой после паводков, поэтому нередко их приходится делать заново. Иногда удается найти подмытый участок берега с сильно наклонившимся в сторону другого берега деревом. Такое дерево можно свалить и использовать в качестве моста. Только предварительно нужно обрубить ветви и сучья, которые будут мешать при переправе. Чтобы дерево не упало преждевременно, а легло в нужном месте, его подстраховывают веревками. Кроме того, эти веревки послужат перилами для переправляющегося первым. Во многих местах в горах и тайге по берегам рек встречаются упавшие деревья. Убедившись, что ствол дерева пригоден для переправы и поднять его по силам группе, приступают к работе. Прежде всего его очищают от веток и сучьев. Чтобы ствол не был скользким, особенно во время дождя, его поверхность покрывают насечками.
Для подготовки кладки сначала делается упор из камней или отрывается яма. Затем к более тонкому концу ствола привязывается веревка в средней своей части, а ствол кладется параллельно берегу. Толстую часть ствола кладут около упора, а за концы веревок держатся две небольшие группы. После этого по команде обе группы начинают тянуть за растяжки и приподнимают ствол. В целях безопасности старшему группы нужно следить, чтобы в радиусе ствола не было людей, Ствол поднимают под углом 40-45 градусов к земле, Увеличивать угол нежелательно, так как бревно может упасть, а при меньшем угле его будет трудно удерживать и направлять в нужную сторону.
Затем, не опуская ствол, медленно заводят его в сторону другого берега и по команде старшего медленно опускают. Если его просто бросить, оно может сломаться. После того, как бревно легло концом на другой берег, проверяют его устойчивость, при необходимости подкладывают камни или забивают колья. Затем оба конца веревки натягивают до предела, превращая ее в перила для первого участника, который идет со страховкой и после переправы готовит уже качественные перила.
Верхушку ствола можно сплавить на противоположный берег, используя силу течения, Этот способ под силу и небольшой группе.
Для этого ствол кладут параллельно берегу, надежно укрепив комель в гнезде. Затем веревку привязывают серединой к тонкому концу ствола. После этого ствол постепенно сталкивают в реку, удерживая комель, пока его не подхватит течение, Когда конец ствола начнет приближаться к противоположному берегу, его стараются приподнять немного повыше и вытолкнуть на берег, натягивая обе растяжки.
Ствол не должен захлестываться водой. Если во время переправы первого человека бревно проседало и касалось воды или уходило в воду, он, переправившись и привязав к опоре веревку для перил, должен постараться передвинуть конец ствола повыше.
Чтобы не сорваться в воду, идти по кладке нужно спокойно, на одном бревне не должно быть одновременно двух и более переправляющихся.
Переправа вплавь. Для преодоления реки вплавь следует выбирать наиболее узкие участки русла или переправляться в местах, где есть островки или отмели, на которых можно отдохнуть.
При переправе вплавь в одежде нужно помнить, что вес пловца увеличивается за счет
воды, набирающейся в одежду и обувь. Чтобы не допустить чрезмерного увеличения веса, необходимо расстегнуть рукава и воротник, вывернуть карманы и снять обувь.
Такой плотик отлично подходит для транспортировки вещей, но для людей он слишком мал. Держась одной рукой за плотик, его толкают перед собой и так переправляются на другой берег. Если течение быстрое, то плотик целесообразно привязать веревкой к руке, чтобы его не унесло. Для скрытного преодоления водной преграды можно использовать ствол дерева. Его обхватывают одной рукой и плывут, отталкиваясь ногами и загребая другой рукой.
Для маскировки можно использовать плавающие ящики или самостоятельно сделанный искусственный островок. Эти способы хороши для небольшой группы из 2-3 человек, так как большее количество этих предметов на воде может вызвать подозрение и стрельбу по ним.
Ответственность за безопасность во время переправы машин через реки и озера несет должностное лицо, в ведении которого находятся плавсредства. Переправы машин вброд, на лодках, плотах и другими способами, особенно в незнакомых местах, должны производиться только после тщательной подготовки, включающей выбор и изучение места переправы, разработку плана переправы; проверку переправочных, охранных и спасательных средств. Ответственным за подготовку переправы является руководитель, в ведении которого находятся машины. Все участники переправы должны быть подробно ознакомлены с местом переправы и мерами безопасности при ее проведении. Переправы с использованием неисправных или ненадежных переправочных средств и в условиях, не гарантирующих безопасность, запрещаются. Переправы через водные преграды любой ширины в паводки, во время сильного дождя, снега, тумана, ледохода, при сильном ветре запрещаются. При переправах вброд его необходимо обозначать вехами по обеим сторонам от оси намеченной полосы перехода. Проверенная ширина полосы брода должна быть не менее 3 м. Место брода при систематическом пользовании им должно быть отмечено указателем «Брод». Дно реки в месте переправы должно быть твердым и ровным. На трассе брода не должно быть коряг, больших камней, ям и других препятствий. При переезде тракторов через реки и ручьи глубина водоема не должна превышать высоты верхнего полотна гусеницы или осей колесных тракторов. Двигаться следует при открытых дверях на пониженной передаче, при постоянной скорости, не переключая передач и без остановок. При переправах на паромах погрузка и выгрузка тракторов, автомобилей и других машин разрешаются только после швартовки парома у причала. Спуск на паромную пристань должен иметь уклон не более 15°. Въезд на паром и съезд с него автомобилей, тракторов и повозок с находящимися на них людьми запрещаются. После въезда на паром двигатель машины следует заглушить, поставить машину на тормоз, под колеса машины и прицепа подложить деревянные клинья, под гусеницы трактора - подкладки. При размещении машин и повозок на пароме необходимо обеспечивать его равномерную загрузку. Въезд на паром в ночное время должен быть освещен. Движение людей, транспорта (тракторов, самоходных машин и др.) по ледовым дорогам разрешается только по заранее проложенным трассам, обставленным вехами и указателями, после проверки толщины льда и при условии непрерывного наблюдения за его состоянием. Запрещается передвижение машин по льду необследованной трассы. Перед переправой по льду следует внимательно осмотреть данный участок водоема и определить общую пригодность его для переправы. Обследование ледового покрова при выборе места переправы производится двумя работниками с шестами, передвигаю щимися в веревочной связке на расстоянии Юм друг от друга. Первый из них по мере передвижения проверяет прочность льда пешней с петлей, диаметр которой должен быть не менее 25 см, чтобы в случае необходимости можно было легко высвободить из нее руку. Пробное удаление от берега и пробные переходы одного человека с целью определения прочности льда запрещаются. За работой лиц, определяющих прочность льда, должно быть установлено наблюдение с берега (судна) для оказания в случае необходимости немедленной помощи. Наблюдающие должны быть обеспечены баграми, досками, канатами (длиной не менее 50 м) и другими средствами спасения. Первоначальную толщину льда по трассе будущей дороги следует определять через интервалы, равные 1/20 ширины реки. Проводя эти замеры, организаторы переправы должны знать, что при измерении толщины ледового покрова слои снежного и пористого, пропитанного водой льда в расчет не принимаются; при появлении на льду воды нагрузка на ледяную дорогу должна быть снижена до 50-60 %; при расчете нагрузки на лед следует учитывать, что прочность льда весной уменьшается вдвое; при наличии сухих несквозных трещин шириной меньше 3-4 см и глубиной не более половины толщины льда нагрузка на ледяную дорогу должна быть снижена на 30 %. При толщине льда менее 10 см на обоих берегах вывешивают соответствующие дорожные сигнальные знаки и плакаты, запрещающие движение людей, гужевого, тракторного и автомобильного транспорта. В темное время суток эти знаки и плакаты должны быть освещены. Место переправы по льду должно удовлетворять следующим основным требованиям: иметь удобные пологие спуски на лед; хорошее сопряжение льда с берегом; иметь ровный и надежный по прочности ледовый покров без полыней и трещин. В случае, когда лед у берегов ненадежен, зависает, имеет трещины и разломы, между берегом и льдом должен быть оборудован бревенчатый настил. Трасса переправы должна быть обозначена вехами или другими знаками. Расстояние между вехами по ширине полосы должно быть равно 6 м, а по длине - 30 м. Трасса переправы по льду должна пролетать выше открытых участков воды (полыньи, разводья). На ледовых переправах толщина пресноводного льда в зависимости от нагрузок должна быть не менее указанной в табл. 14.4. Указанные в таблице величины определены для прозрачного слоистого пресноводного льда, не замерзающего в нижних слоях. Для определения требующейся толщины льда иной структуры необходимо толщину льда умножить на коэффициент структуры льда (ATI), приведенный в табл. 14.5. Необходимая толщина льда при средней температуре воздуха за 3 сут. "С -10 и ниже Дистанция между машинами и осями полос дпижения. м 14.5. Поправочные коэффициенты учета структуры льда (ATI) Структура льда Зернисто-шуговый лед, состоящий из отдельных льдин 2,19 Очень слабый, кристально прозрачный лед 1,41 Слабый, кристально прозрачный лед 1,18 Очень прочный лед, кристально прозрачный, без включений 0,77 На переправах по льду допускается одновременное движение только в одну сторону. Дистанция между следующими друг за другом машинами приведена в табл. 14.4. При движении по льду запрещается резко тормозить и обгонять идущие впереди машины. Скорость движения автомобилей и тракторов по ледовым переправам не должна превышать 10 км/ч. При переправах по льду люди, сопровождающие машины, должны идти пешком на расстоянии не менее 25 м от них. Водитель должен ехать с открытыми дверьми. 14.5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВНЫХ ВИДАХ РАБОТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ Механизированные работы: почвообработку, посев, посадку, уход за многолетними насаждениями, полив, уборку, тракторные транспортные работы и т.д. проводят в соответствии с требова- киями технологических карт (операционных), технических описаний и инструкций по эксплуатации, выданных заводами - изготовителями машин. Соединение агрегатируемых машин с трактором (плуги, культиваторы, сеялки, сажалки, бороны и др.) и между отдельными машинами должно быть надежным и исключать самопроизвольное их рассоединение. Машины необходимо укомплектовать средствами для очистки рабочих органов. Очистка или технологическая регулировка рабочих органов на движущемся агрегате или при работающем двигателе запрещается. Маркеры должны быть надежно соединены с рамой машины, а фиксирующие устройства исключать возможность их самопроизвольного опускания. В зоне возможного движения маркеров или навесных машин при развороте машинно-тракторных агрегатов не должны находиться люди. Не допускается во время движения одновременное обслуживание одним работником двух или более сеялок. На прицепных сеялках, сажалках, культиваторах и других машинах и орудиях, относительно которых по условиям работы обслуживающему персоналу приходится передвигаться, необходимо наличие поручней и площадки шириной не менее 350 мм с предохранительным бортиком на передней кромке высотой 100 мм, причем в средней части площадки предусматриваются опорно-пре- дохранительная спинка высотой 1000 мм или перила на высоте 900 мм общей длиной не менее 1/3 длины площадки. Агрегаты, в состав которых входят прицепные машины, оборудованные рабочим местом, должны иметь исправные приспособления дистанционной связи, подножные доски и ограждения. Загрузку сеялок и посадочных машин семенным материалом и удобрениями следует производить механическими средствами. Ручная загрузка разрешается только при остановленном сеялоч- ном или посадочном агрегате, выключенном двигателе трактора, с использованием средств индивидуальной защиты и соблюдением предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Смену, очистку и регулировку рабочих органов навесных орудий и машин, находящихся в поднятом состоянии, допускается проводить только после принятия мер, предупреждающих самопроизвольное их опускание. Машины и механизмы, работающие в непосредственной близости от крон деревьев, надо оборудовать защитными ограждениями, предотвращающими нанесение травм работающим. Садовые платформы или агрегаты, предназначенные для подъема и перемещения работников, следует содержать в исправном состоянии. Перед началом работ необходимо проверить ис правность перил, а также наличие страховочных цепочек на перилах трапов. Использование садовых платформ, а также машин для контурной обрезки плодовых деревьев на участках с уклоном более 8” и на террасах запрещено. Работающие машинно-тракторные агрегаты, самоходные или стационарные машины следует немедленно остановить при возникновении любой неисправности. Работать на неисправных машинах и машинно-тракторных агрегатах запрещается. При обнаружении взрывоопасных предметов (снарядов, мин, гранат и т. д.) все работы на участках должны быть немедленно прекращены, границы участка обозначены предупреждающими знаками «ОСТОРОЖНО! ОПАСНОСТЬ ВЗРЫВА!», возле них должна быть организована охрана, а затем немедленно передано сообщение в органы МВД. 14.4.