Павел санаев, биография, новости, фото. Хроники нераздолбаев: история любви Павла и Алены Санаевых
Жена Павла Санаева модель Алена Фомина намного его младше, но он этого совсем не замечает, потому что считает свою вторую половинку очень мудрой женщиной, общаться с которой для него сплошное удовольствие. Павел женился относительно поздно, когда уже почти отчаялся найти девушку, которая бы устроила его во всех отношениях, как совершенно случайно, придя в кафе с другом отметить премьеру выхода своего фильма «На игре» не увидел там симпатичную девушку.
На фото – Павел Санаев и Алена Фомина
Когда они разговорились, эффектная брюнетка Алена оказалась, к тому же, еще и очень интересным собеседником. Спустя шесть месяцев после знакомства Павел и Алена поехали отдыхать на Кипр, где и было сделано предложение руки и сердца, на которое Алена ответила согласием совсем не задумываясь. Павел решил, что это судьба. Через два года после свадьбы жена Павла Санаева родила дочку, чем осчастливила не только своего супруга, но и его маму - актрису Елену Санаеву. Когда дочке исполнилось пять месяцев, жена Павла Санаева поехала вместе с ней следом за их папой в Анапу, где он был в служебной командировке.
На фото – Павел с женой
Она вообще старается расставаться с супругом, как можно меньше, да и он плохо представляет, как прожить продолжительное время без Алены и дочки Вероники. Павел говорит, что он может общаться с женой беспрерывно, и это очень важный показатель, характеризующий их взаимоотношения, потому что с другими людьми он не может общаться подолгу. Жена Павла Санаева до сих не оставила работу моделью, и это его вполне устраивает, Санаев говорит, что совсем не ревнует Алену, потому что полностью доверяет своей жене. Но работа моделью для Алены лишь временное явление - недавно она, окончив институт, стала преподавателем русского языка и литературы.
Павел начал замечать, что жена во многом похожа на его маму, она стала ему таким же другом и соратником. Алена не всегда скрупулезно следит за порядком в доме, и может иногда не убрать на место свои вещи, но Павла это не пугает. Наоборот, он старается привыкнуть к этому, потому что знает, когда в их доме появятся дети, беспорядка будет еще больше, поэтому готов смириться с этим неудобством. Они с женой планируют завести не менее трех детишек, поэтому у Вероники в будущем должны появиться братья и сестренки. Когда есть время, Павел сам помогает жене по хозяйству, ведь он долго жил холостяцкой жизнью и за это время научился многим хозяйственным делам.
Также читайте.
Про свекровей анекдотов меньше, чем про тещ. Получается, женщины могут найти общий язык быстрее? Своими историями, как правильно выстраивать отношения, делятся Анастасия Макеева, Мария Кожевникова, Виктория Макарская, а также другие замужние актрисы и певицы.
Фото: Артур Тагиров/«Антенна – Телесемь»
Сначала стали подругами, а потом родней
Любовь Руденко и Елена Дудина служили в Театре им. Маяковского. В общих спектаклях не играли, но иногда пересекались друг с другом. Потом встретились на съемках сериала «Вчера закончилась война». Им пришлось играть мать и дочь. Подружились. Ирония судьбы: вскоре Елена вышла замуж за актера Анатолия Руденко. И подруга Люба стала свекровью.
Елена Дудина, актриса:
«На мой взгляд, важно в отношениях со свекровью быть благодарной. Ведь если бы не мама, то вы не полюбили мужчину таким, какой он есть, это, безусловно, и ее заслуга. Ни в коем случае нельзя претендовать на лидерство в этом треугольнике: невестка – сын – мать! Советы свекрови, безусловно, надо ценить и брать на заметку, но в конце концов самой решать, что подходит, а что нет».
Любовь Руденко, актриса:
«Я довольна выбором сына. Ленусик оказалась чудесной хозяйкой. Она готовит невероятные вкусняшки. Помню, как еще до свадьбы приехала к ним и увидела, как она кормит Толю, говорю: «Вот это да, сынок!» Ее тунец в имбирном соусе, лазанья, пицца, крабовый салат – просто пальчики оближешь. Это мне чаще дети дают советы, чем я им. (Смеется. ) Был у меня момент, когда я очень поправилась. Так Толя с Леночкой поставили ультиматум: вот тебе, мама, книга, давай худей! Садись на диету, приводи себя в форму, и сразу, как ты это сделаешь, будет тебе подарок. И действительно, как я похудела, сын подарил машину, я встретила любимого человека. Для меня вообще важно дружить с детьми. У меня с мамой были дружеские отношения, и Толю я так воспитывала».
Елена Бероева, актриса (мама Егора Бероева, свекровь Ксении Алферовой):
«Это только дураки говорят, что мужчины выбирают женщин, похожих на мам. Прекрасный человек может быть и вашей противоположностью. Мне повезло, мы с Ксюшей дружим. Видеться получается не так часто, как хотелось бы. Но вот уже два года проводим лето вместе. В этом году отдыхали семьей в деревне в Костромской области. Собираемся на праздники, на Новый год наряжаем елку. И обычно прячем под ней друг для друга сюрпризы. Подарки упаковываем в красивые коробки с бантами и следим, чтобы сюрприз достался каждому. С советами в их семью я никогда не лезла. В воспитание внучки не вмешиваюсь, это дело родителей. Но я очень люблю Евдокию, в этом году провожала ее в первый класс. Сказала, чтобы хорошо училась. Учеба – это важно. В чем мы можем советоваться – в рецептах. И я, и Ксения очень много готовим. Я больше люблю выпечку, пеку разные пироги. Мой фирменный – пирог из геркулеса. А Ксения больше по итальянской кухне. У нее получается прекрасный тирамису. Егор, кстати, и сам хорошо готовит».
Не повышайте голос
Анастасия Вертинская, актриса (мама Степана Михалкова, свекровь Лизы Михалковой):
«У меня хорошие отношения и с моей невесткой, и с первой женой сына (модель Алла Сивакова. – Прим. «Антенны») мы тоже ладили. У нас в семье вообще никто не кричит, не затевает никаких выяснений отношений. Думаю, строгих правил в отношениях свекровь – невестка не существует. Просто я человек доброжелательный. Ценю своих близких».
Чаще привозите внуков
Фото Starface
Мария Кожевникова (жена бизнесмена Евгения Васильева), актриса:
«Будьте внимательны к свекрови: позвоните лишний раз, поинтересуйтесь самочувствием, не забывайте поздравлять с праздниками, приглашайте в гости, дарите подарки, делайте сюрпризы. И когда появляются дети, доверяйте свекрови общаться и ухаживать за внуками. Подчас молодые мамы начинают ревностно относиться к вмешательству свекрови в воспитание, а зря! Ведь перед вами ваш муж, которого она когда-то воспитала так, что вы его полюбили!»
Виктория Макарская (жена актера Антона Макарского), певица:
«Хуже нет для мужчины, чем разрываться между женой и матерью. Мы с мамой (у нас в семье нет слова «свекровь», есть слово «мама») по-женски солидарны во всем. И это одна из основных причин нашего счастливого брака. Более того, когда Антон начинает бузить, мама говорит ему: «Учти, если Вика от тебя уйдет, я уйду с ней!» Поэтому совет я хочу дать не женщинам, а мужчинам: если хотите, чтобы семья была счастливой, ищите жену, максимально схожую во всех смыслах с вашей мамой».
Умейте сдерживаться
Наталья Аринбасарова, актриса (мама Егора Кончаловского, свекровь Любови Толкалиной):
«Чтобы сохранить хорошие отношения между свекровью и невесткой, наверное, нужно просто любить друг друга. И прощать. И главное – надо сдерживаться, всегда, во всех ситуациях. Ведь что такое хорошее воспитание? Это не умение держать вилку в левой руке, а нож в правой. Хорошее воспитание – это умение сдерживаться. Когда ты сдерживаешься, глупостей не наделаешь. А через пять минут уже будешь думать по-другому. Мне это удается».
Лариса Лужина, актриса (мама звукорежиссера Павла Шувалова):
«С невесткой Машей у нас прекрасные отношения. Во-первых, потому что мы не живем вместе. Мне кажется, это самое главное – жить отдельно. Тогда не приходится толкаться на одной кухне и давать какие-то советы. Во-вторых, потому что я не вмешиваюсь в их дела, стараюсь не учить, как жить и не делать невестке замечаний. А если и делаю, то крайне деликатно, чтобы не обидеть человека. Действую через «свою кровь»: если мне что-то не нравится, говорю об этом сыну, а не Маше. А он, вероятно, передает ей. Мне не нравились многие вещи. Например, недостаток внимания к себе. Я думала: «Неужели так трудно лишний раз позвонить и поблагодарить? Я столько езжу, что-то привожу, а они не позвонят, не скажут, подошло ли, понравилось ли». Я сказала: «Паша, ну научи как-нибудь своих родных, что людей нужно благодарить. Я говорю не только про себя, но и про других, надо уметь говорить «спасибо». Сейчас они меняются, это чувствуется. И внуки стали чаще звонить. Так что Паша воспитал и жену, и детей».
Давайте жить дружно
Алена Санаева (псевдоним Фонина), фотомодель, жена Павла Санаева:
«Паша представил меня маме примерно через три месяца после нашего знакомства. Была весна, и Павел выбрал тихое кафе. Конечно, я волновалась. Многое о Елене Всеволодовне я узнала еще из рассказов Павла. А до этого смотрела фильмы «Буратино» и «Чучело», где она снималась. Первое впечатление? Умная женщина, заботливая мать. Говорят же: «Хочешь узнать, как через 20 лет к тебе будет относиться муж, посмотри, как он общается со своей матерью». Мне было важно, что они созваниваются каждый день и у них очень доверительные отношения.
Свекровь прекрасно готовит. Научила меня делать оладьи с яблоками из Пашиного детства. Люблю ее фирменные котлетки и греческий салат. А она делала мне комплимент по поводу мяса, тушенного в вине.
Думаю, невестке и свекрови приходится идти на компромиссы, если они вместе живут. Мы с Павлом живем отдельно, поэтому конфликтов не возникает».
Детство Павла Санаева
Павел родился в Москве. Его мать и отец вместе не жили, мальчик долгое время находился у своей бабушки – Санаевой Лидии, в то время, пока мама устраивала личную жизнь. Отчимом Павла стал Ролан Быков . Бабушка была властной женщиной, настраивала внука против отчима и не разрешала Паше жить с матерью, можно сказать, силой его держала у себя. По характеру она была тираном, Павел её очень боялся. Как Санаев вспоминает, иногда он чувствовал бабушкину любовь, но это была большая редкость.Мама и Ролан Быков начали вместе жить после совместной работы в фильме «Докер». Как-то маме удалось тайком забрать сына от своей матери, пока та была в магазине. Месяц, прожитый с мамой и Роланом Антоновичем, стал для маленького Паши светлым пятном в жизни. Однако вскоре бабушке удалось так же тайно вернуть внука себе. После этого он прожил с ней ещё долгих четыре года.
Санаев благодарен своему родному отцу, как человеку, без которого он не появился бы на свет, но воспитанием и становлением характера Павла занимался именно отчим.
Увлечением мальчика были модели самолётов, которые он клеил часами в ущерб урокам. Быков никогда не ругал его за это, даже наоборот, всегда очень серьёзно восхищался каждой уже готовой моделью. Это выработало у ребёнка привычку доводить всё до конца.
В детстве Павел снялся в нескольких фильмах. Сначала были съёмки в киноленте «Чучело», режиссёром которой был Быков, затем последовали съёмки ещё в трёх фильмах. Несмотря на то, что он снимался с детства, выбирая профессию, молодой человек решил стать сценаристом, а не актёром.
В девяностых годах, когда все занимались поголовно фарцовкой, называя это бизнесом, Павел, который в то время уже был студентом ВГИКа, начал зарабатывать на мелком видеопиратстве. Отчим это пресёк, убедил прекратить подобные занятия. Он предложил вместо этого написать книгу.
Павел Санаев. Похороните меня за плинтусом
Так как получить одобрение Быкова было очень важно для Санаева, он начал писать и потратил на это более года. Как он вспоминает, было трудно продолжать писать, когда однокурсники уже ездили на машинах, купленных на заработанные фарцовкой деньги.
Начало карьеры писателя Павла Санаева
В 1995-ом Санаев трудился над официальными переводами многих известных фильмов, среди которых «Властелин колец» по мотивам книг Джон , «Очень страшное кино», «Остин Пауэрс» и многие, многие другие. Такая работа как никакая другая подходила для будущего режиссёра и сценариста. Уже в 2002-ом он написал сценарий к фильму«Последний Уик-Энд», ставший режиссёрским дебютом Санаева. Через десять лет книга, написанная когда-то с подачи Ролана Антоновича, стала настоящим бестселлером, сделавшим Санаева одним из самых известных писателей современной России. Автор назвал её «Похороните меня за плинтусом». ВГИК он окончил в 1992-ом, а книга вышла в 2003-ем.
Рекламы не было, но «сарафанное радио» сделало своё дело, и тираж 20 тысяч экземпляров разошёлся очень быстро. Общий же тираж уже перевалил за пятьсот тысяч экземпляров. Произведение и сегодня пользуется немалой популярностью, оно переведено на французский и немецкий.
По книге снят фильм, многие театры поставили спектакли. Менее всего Автор доволен фильмом, так как, по его мнению, он очень далёк от настроения, переданного в книге.
Павел Санаев: Люди живут ложными воспоминаниями
Недавно вышло новое подарочное издание, в котором появилось сорок иллюстраций и три не публиковавшихся ранее главы. Эти главы были изначально написаны Санаевым, но в книгу не вошли. После того, как появилась идея подарочного издания с иллюстрациями, он переработал эти главы и ввёл их отдельно в конце произведения.
Павел считает, что Ролан Антонович похвалил бы его за вышедшую книгу. Если бы в своё время он не заставил Павла прекратить заниматься видеокассетами, скорее всего, эта книга никогда бы не появилась.
Часто у Санаева спрашивают, всё ли в книге правда, так ли было в его детстве, как описано. Автор не раз повторял и повторяет вновь, что это всего лишь литературное произведение и забывать об этом не стоит. В книге, безусловно, присутствуют некоторые элементы автобиографии, но по большей части это вымысел автора.
Павел попробовал себя и в короткометражном кино. Дебют состоялся в Литве, получасовой фильм с названием «Каунасский Блюз» был снят для литовского телевидения.
Через год на экраны вышла кинолента «Последний Уик-Энд», ещё через два года – «Нулевой километр», а в 2009-ом появился нашумевший фильм «На игре». Эта работа вызвала много толков о том, считать её жестокой или нет. Уже в 2010-ом последовала вторая часть истории с названием «На игре 2».
Санаев сожалел, что о роли в его жизни Быкова, о его мудром воспитании, в его произведении «Похороните меня за плинтусом» ничего не написано. Чтобы отдать Ролану Антоновичу своего рода долг, он написал «Хроники Раздолбая». Кто-то из читателей считает, что это продолжение первого романа, а кто-то – что это отдельное произведение. Автор убедительно попросил читателей это произведение не считать его автобиографией.
Личная жизнь Павла Санаева
О личной жизни Павел рассказывает не много. Известно, что он женат на Алёне Санаевой. До замужества она носила фамилию Фонина и была известной фотомоделью. Пара узаконила отношения в 2009 году. У них есть дочь, которая появилась на свет в 2012 году. Родители назвали её Вероникой.В планах Павла и Алены – трое детей. Несмотря на то, что Алёна значительно моложе, Павел считает её очень мудрой, во многом с ней советуется.
тёмно-русые
Россия Россия
Алёна Фонина (Санаева) (род. 4 февраля 1988 года , Москва) - известная российская фотомодель, дизайнер интерьера .
Биография
Алёна Фонина родилась 4 февраля 1988 года в городе Куровское Московской области. Окончила Российский университет дружбы народов по специальности «филолог», Московский институт телевидения и радиовещания Останкино по специальности «телерадиоведущий». Модельная карьера Алены началась в 18 лет, когда девушка прошла кастинг в Школу моделей В. Зайцева .
В дальнейшем Алёна успешно работала на показах и съемках в России, Европе и Америке.
В 2009 году вышла замуж за режиссёра Павла Санаева . Весной 2012 года у Алёны и Павла родилась дочь Вероника.
С 2014 года Алена занимается дизайном и проектированием интерьеров.
Карьера
Модельная карьера
Алёна начала работать моделью в 18 лет.
"Однажды я шла по подземному переходу, - рассказывает Алёна в своем интервью, - и услышала объявление «Школа моделей Вячеслава Зайцева объявляет набор…» Подумала: почему бы не рискнуть? Взяла мамины лодочки на каблуках и пришла на кастинг вместе с сотней девушек. И меня взяли! До сих пор помню обнадёживающую фразу Вячеслава Михайловича: «Будешь работать!»
Внешность Алёны была идеальной для модели: она была универсальной. Алёна одинаково успешно примеряла на себя образы романтических барышень, офисных леди, классических красавиц и злодеек, не будучи при этом узнаваемой. Нередко на кастингах, глядя в портфолио Алёны, заказчики спрашивали: «А где все эти девушки? Они тоже будут на кастинге?», - не веря, что модель может так сильно перевоплощаться на фото.
Карьера Алёны в модельном бизнесе была стремительной. После завершения модельной школы Алёна стала лицом крупной ювелирной компании «Princess». Почти сразу она заключила контракт с европейским агентством, и улетела в Барселону.
Одновременно с работой моделью, девушка получала образование в университете (Российский Университет Дружбы Народов - специальность- филология), и не могла надолго оставлять учёбу, но всё же Алёне довелось поработать на показах и съёмках в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Милане и Дубае. Алёна участвовала в показах Kenzo , Max Mara, Dior , Armani , Barbara Schwarzer, Bugatti , Vito Ponti, MEXX , Versace и других.
Алёна была моделью в российской версии Проекта Подиум и проекта «Неделя стиля с Владом Лисовцом ».
Её образ был использован для рекламы многих российских и зарубежных брендов, таких, как Avon, Дикая Орхидея, TJ Collection, Faberlic, Carnevale, Медиамаркт, Дятьково, Lakme, Estel Adoni, Lebel, Personage, Nokia, METRO Cash & Carry , Megafon . Участвовала в съёмках видеоролика службы доставки цветов AMF, . В 2010 году её образ был использован для обложки романа Владимира Ераносяна «Леди Gun».
Часто снималась в кино в эпизодических ролях.
Алёна принимала участие в съёмках музыкальных клипов Димы Билана «Я просто люблю тебя», Тимати «Forever», DJ Smash «Самолёт», «Нефть», Кристины Орбакайте и Томаса Н’эвергрина «Без тайн», Томаса Андерса «Why Do You Cry?», Кая Метова «Ты изменила» и в клипе группы Отпетые мошенники - «Столица».
Дизайн интерьера
В 2014 году Алёна нашла для себя новое призвание - дизайн интерьера. Она создала дизайн-студию «Sanaeva Home» (SanaevaHome.ru), которая занимается проектированием частных и общественных интерьеров. В 2015 году Алёна принимала участие в качестве дизайнера в передаче «Идеальный ремонт» - делала интерьеры для актрисы Людмилы Хитяевой и юмориста Романа Карцева .
Фильмография
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
ф | Стиляги | студентка в аудитории | |
ф | Игра | болельщица на футболе | |
с | Час Волкова | девушка | |
ф | Бабло | девушка в караоке-баре | |
ф | Летит | тусовщица | |
ф | УСБ. Операция «Чистые руки» | Лера Загороднева | |
с | Наша Russia (5 сезон) | московская «тёлка» | |
с | Одна за всех | Мисс Украина 2008 | |
ф | Стервы | участница конкурса красоты | |
с | Катина любовь | ведущая ток-шоу | |
ф | О чем говорят женщины | шопоголик |
Напишите отзыв о статье "Фонина, Алёна Александровна"
Примечания
Ссылки
- на сайте Instagram
Отрывок, характеризующий Фонина, Алёна Александровна
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.
Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Писатель и режиссер Павел Санаев и его жена Алена, дизайнер интерьеров и модель, вместе 7 лет, за это время они мало распространялись о своей личной жизни. Зато благодаря интервью пары «Счастливой Свадьбе», вы узнаете, зачем нужен штамп в паспорте и почему монологи порой важнее диалога.
Павел и Алена, мой первый вопрос вас точно не поразит оригинальностью – как вы познакомились?
Павел: Я хочу начать разговор вот с чего. Прежде чем произойдет то самое знакомство, человек должен быть внутренне к нему готов. А также понимать, для чего оно ему. Большая разница между желанием весело провести время и целью создать семью. У психологов есть мнение - если вы не знаете, куда идете, вас точно занесет неизвестно куда. То есть, если у вас нет нужной программы, вы будете «болтаться» в отношениях. Что касается меня, у меня перед знакомством была нужная установка. Я долго присматривался, искал девушку, соответствующую моим критериям, пока в 2008 году в модном на тот момент кафе Blackberry не увидел Алену. Мы были там с другом, и, кстати, несмотря на постоянное присутствие в этом месте эффектных красивых девушек, я впервые захотел с кем-то познакомиться.
Краткая зарисовка:
Я другу: «О!»
Он мне: «Ну, давай!»
Алена: Моя версия знакомства. Я приехала на встречу в кафе с очень ярким макияжем после показа. У меня разрядился телефон, и люди, с которыми я собиралась встретиться, уже уехали. Я просидела в кафе полчаса, ожидая, пока мои знакомые вернутся. Тут из-за дальнего столика ко мне подошел симпатичный молодой человек и поставил передо мной бокал шампанского. На вопрос «Кем вы работаете?» я ответила: «Я продаю свою красоту. А Вы?» «А я кино снимаю».
Павел пригласил меня в театр, записал мой номер телефона и ушел. Я и сама не раз снималась в кино и знаю, что фраза «снимаю кино» может означать любую профессию - от монтажера до «носителя шнура» (так я называю помощников осветителя), поэтому никакой ясности в ней не было.
На первом свидании Павел вручил мне книгу «Похороните меня за плинтусом», не сказав, что он ее автор. Я подумала: «Как оригинально! Вместо букета цветов, который все равно завянет, что-то ценное». Так как я училась на филологическом факультете, книга была для меня действительно лучшим подарком.
О том, что Павел - знаменитый писатель, я узнала из Google. Наутро перед поездкой в университет я достала из-под кровати новую книгу, чтобы почитать ее в метро, но тут заподозрила подвох. Автора книги также звали Павел, как и моего нового знакомого, а свою фамилию Павел называл в разговоре с кем-то, и она была созвучна с фамилией на обложке. Конечно, я его «загуглила».
Книга меня очень впечатлила. Я так смеялась, когда читала ее в метро, что на меня оглядывались люди. И плакала, конечно, тоже. Книга очень талантливо написана. И мне очень лестно, что свою вторую книгу «Хроники раздолбая» Павел посвятил мне.
Я подозреваю, что такой блистательный писатель так же блистательно и проявил себя в ухаживаниях…
Алена: Перед нашим третьим свиданием, незадолго до Нового года, Павел предупредил, что в 11 утра меня будет ждать сюрприз. В условленное время раздается звонок в дверь, но никого за ней не видно. И - о чудо - на лестничной клетке стоит наряженная елочка. Под ней сидит серый плюшевый медвежонок в костюме Санта-Клауса и держит в лапках подарок. Как это было трогательно! Я нашла замерзшего Пашу в подъезде, и мы попили чаю.
Павел: Вскоре Алена уехала в Барселону по модельному контракту. А у меня как раз была открытая виза, и на день рождения Алены я к ней туда прилетел. Мы провели вместе 5 дней, после чего я вернулся в Москву и ждал ее возвращения. Когда Алена вернулась, я встретил ее в аэропорту, и мы поехали на выходные в дом отдыха. Нам было так хорошо вместе, что не представлялось возможным сказать «пока» и «я позвоню через 3 дня». Я предложил Алене переехать ко мне.
Алена: Мне, если честно, было очень страшно, мы ведь были знакомы всего месяц!
Павел: Мне тоже.
Алена: Уже через 4 месяца после знакомства Павел неожиданно для меня сделал мне предложение…
Пожалуйста, подробности!
Павел: Незадолго перед предложением Алене я вычитал у кого-то из святых отцов, что в моменте принятия решения о браке должен быть элемент безрассудства. И счел эту мысль знаком, что пора действовать. Тем не менее предложение было довольно спланированным. Я пригласил Алену на Кипр, не на основную его пляжную туристическую часть, а на немноголюдную сторону острова. За пару лет до встречи с Аленой я присмотрел там необычную гостиницу Anassa и еще тогда подумал, что надо будет ее в жизни как-то использовать… Меня, конечно, посещало легкое опасение, что Алена может не согласиться, но с другой стороны – это было и тестом. Нет так нет, значит, я ошибся… Алена согласилась!
Павел: У многих возникают вопросы, зачем же нужен пресловутый штамп в паспорте. Ведь он ничего не меняет. Меняет! У меня на этот счет есть убеждение - женщина до того, как она не в браке, не раскрывается перед мужчиной на все 100 процентов. Может быть, это происходит в 50-60 процентов случаев, но все равно остается некая доля неуверенности. А вдруг он окажется козлом? Это как закрытый ящик, и чтобы он открылся - как раз и нужен некий элемент безрассудства.
«Беру без прикупа, а там разберемся!» - решил я.
Долго ли вы готовились к свадьбе или действовали так же стремительно?
Павел: У меня в тот момент был напряженный период, я только закончил съемки фильма «На игре», вовсю шел монтаж, пост-продакшн, было не до свадьбы. Предложение-то я сделал, но процесс организации представлял себе с ужасом. К счастью, нам посоветовали очень хороших ребят-организаторов. Мы с ними все обсудили и решили, что раз уж у нас снимается кино, то и пусть свадьба будет в кинематографическом стиле. Выбрали местом «Артурс Спа» на Дмитровском шоссе, все остальное нам организовали. В день свадьбы мы веселились, шампанское лилось рекой.
В общем, «все как у людей».
Алена: Наш хороший друг напечатал для нас шикарные пригласительные в форме письма, с сургучной печатью. Приятно, когда от начала до конца все продумано. Декорациями на свадьбе были приборы и хлопушки из кино. На самом деле и гости-то были наполовину киношники!
Организаторы подобрали для нас конкурсы, связанные с киноиндустрией. К примеру, в «Конкурсе сценаристов» гости должны были нарисовать сценарий нашей будущей совместной жизни. Победителям в каждой из номинаций мы вручали «Оскары»!
Алена, без этого вопроса я не оставляю ни одну невесту – как Вы выбирали свое свадебное платье?
Алена: Когда я листала как раз ваш журнал, среди десятков платьев мое внимание привлекли платья дизайнера Оксаны Мухи. Я зашла на ее сайт и выбрала платье. Пышное, с бантиком, подходящее моей высокой и достаточно прямой фигуре. Жених был впечатлен.
А, кстати, ваши вкусы в одежде совпадают? Павел как-то влияет на Ваш стиль?
Алена: Когда мы были недавно в Швейцарии, муж участвовал в выборе нарядов для меня. Павел - Лев по гороскопу, а они любят шикарный стиль. Павел видит меня в ультраженственных образах, что-то из этого мне даже кажется старомодным. Я - Водолей и в одежде предпочитаю более расслабленный стиль. Так что у меня в гардеробе есть вещи и для себя, и для Павла.
Кто в вашей семье лидер? Тот же, что и Лев по знаку Зодиака?
Алена: Я не из тех женщин, кто берет бразды правления в свои руки. В нашей паре лидер - Павел, и мне это нравится.
Павел, Вы пишете дома или вам нужна какая-то специфическая обстановка ?
Павел: Сейчас, пока я пишу, я работаю дома. Но роман писать, возможно, буду у мамы. Даже если Вероника не заходит в мой кабинет, она создает столько шума, что невозможно сосредоточиться над серьезным текстом.
Правда, без своей огромной домашней стереосистемы я себя не представляю. Романы под музыку я, конечно, не пишу, а вот сценарии идут на ура.
Знаю, что Вы неравнодушны к тяжелому року. Как к этому относится Ваша жена?
Павел: За что я благодарен жене, так это за то, что она терпит мою рок-музыку!
Алена: Музыка у нас включается сразу после пробуждения и идет в комплекте с чашечкой кофе. Однажды мы с Вероникой пришли с прогулки, и дома было тихо. На что у нее сразу возник вопрос: «А что, папы нет дома?». То есть Павел и музыка неразрывны. Хотя я в детстве и училась в музыкальной школе, сейчас у меня нет увлечения музыкой. Я предпочитаю слушать аудиокниги, мне важно: если что-то и заполняет тишину, то пусть оно приносит пользу.
Мне очень понравилась фраза из интервью Павла Санаева. Вас спросили, зачем модели нужно образование, и Вы ответили, что «от него меняется выражение глаз». Вы много общаетесь с женой, интересно ли вам друг с другом?
Павел: Насчет образования: я считаю, что оно должно быть, неважно какое. Образование подразумевает систематическое напряжение мозга, а без него выражение глаз неизбежно будет телячьим.
А по поводу общения я скажу так. Важнее даже не то, о чем люди говорят, когда им интересно друг с другом. Интересные темы - это преходящее.
Гораздо важнее, когда люди терпят неинтересное общение. Я, например, прекрасно понимаю, что Алене совершенно безразлична рок-музыка. Когда я начинаю рассказывать о том, что играли в 70-е годы в Англии, я быстро осознаю, что пора бы уже сворачивать эту тему. А несколько лет назад у меня был период, когда я говорил только о политике.
Алена: Но меня эти разговоры развивали. Поэтому когда на встречах, где я бывала, кто-то заговаривал о политике, я все понимала. И даже могла поспорить. (Смеется.)
Павел: Зато Алена мне за это потом отплатила, когда она начала заниматься дизайном интерьеров, то в течение полугода я не слышал других слов, кроме как плитка, кабель, проводка, розетка и прораб.
Насколько часто ваша работа позволяет вам видеться?
Алена: Мы оба работаем дома, я проектирую на компьютере, в остальное время езжу на объекты и в дизайнерские магазины. Муж пишет сценарии дома. Знаете, у многих моих подруг мужья уезжают из дома в 8 утра и возвращаются в 9 вечера. А я счастлива от того, что мы много времени проводим вместе - любим выйти по утрам в кафе, обедаем и ужинаем тоже вместе. Павел - адепт здорового питания, и я, поскольку слежу за фигурой, тоже.
Павел: У меня, конечно, бывает потребность в одиночестве, и Алена это отлично понимает. Порой она даже спрашивает: «Не нужно ли тебе побыть одному?»
Изменились ли ваши отношения после рождения дочери?
Алена: Мне кажется, улучшились. Вероника очень нежная. Если мы обнимаемся, она тоже приходит, нас обнимает. Я даже в садик часто ношу ее на руках, хотя мне все говорят: «Алена, у тебя спина будет болеть, Вероника уже большая». Дочка любит говорить: «Мамочка, возьми меня на ручки, мне так нежнее».
Павел: Вероника у нас живет в мире маленьких животных: котят, медвежат, зайчат, сама себя ассоциирует с ними. Мы ее называем Пушок. При этом Вероника уже слушает рок.
Алена: И очень любит фантазировать! Недавно я читала ей «Золушку». И вот финал: «…и жили они долго и счастливо», и тут Вероника говорит: «Ну, нет, что это за финал такой, этого мало! Давайте так - потом у них родилась хорошенькая дочурочка, потом еще одна. И вот она маленькая, и вот она заплакала…». И плавно переходит к своей любимой игре в дочки-матери, для Вероники уход за маленьким ребенком - воплощение родительского счастья.
Иногда она спрашивает: «Мама, если бы выбирала из всех девочек на свете, ты бы выбрала меня?», я говорю: «Да, конечно». И она отвечает: «И я бы тебя выбрала».
Мне кажется, что вы все сделали правильный выбор.
Алена: Я бы хотела добавить, что успех наших отношений заключается во многом и в том, что Павел - глубоко верующий человек и выбирал жену, руководствуясь своим внутренним голосом и верой в Бога. Тот факт, что мы повенчались, крестили ребенка, очень много нам дал. Вера скрепляет, и если в паре оба веруют, у них все будет хорошо в браке.
Павел: Свадьба - это еще не хеппи энд, суть любви в том, что это процесс.
Для мужчины семья - это не единственная цель в жизни, но она дает ему дом, тыл, все вместе. И тогда он с еще большой уверенностью готов к тому, чтобы менять мир к лучшему.