Павел бурин моя семья. Отзывы о "моя семья"
Это я даже не для публики говорю, это я себе признаюсь. С удивлением. Делаю такое внутреннее открытие. Не люблю эту породу. Не знаю как её правильнее назвать – люди духа, творцы, просто богема? Вот просто по-человечески не люблю и всё. Неприятные это существа, истеричные, самовлюблённые, и не сказать чтобы слишком умные. При этом мне часто нравится то, что они производят.
Есть ли в этом парадокс? Нет. Если любишь качественные сливки, не обязательно переносить эту любовь на корову, из которой их выдоили. Понятно, что для улучшения продукта корову нужно хорошо кормить, шептать ей ласковые слова, массировать вымя и может быть даже классическую музыку включать во время дойки, но не из-за того что мы так благодарны животному, а просто для лучшего результата. А если результат будет достигаться другими методами, значит надо действовать иначе. Не гладить вымя, а, скажем, пинать и щипать. Даже колоть, если вдруг окажется, что из молока с примесью крови получаются какие-то редкие и особо гурманские сыры.
И ведь никому не кажется странным, что корова не распоряжается своими надоями. Что она не решает когда и кому отдавать секрет своих молочных желёз. Ну что она, в принципе, может понимать и решать? А «творческие люди» почему-то решают. И это к хорошему не приводит.
Думаете, я это всё о героях нынешнего срача? Да в последнюю очередь. Срач только капнул реактивом и проявил картинку, безумную и неприглядную. Снимок современного общества, где коровы бродят без пастуха. Заходят куда попало, оставляют лепёшки. А молока хорошего не дают. А за то что всё-таки дают, требуют бабло.
Но зачем корове бабло? Ей ведь на самом деле нужны травка, да вода, да чтобы доили регулярно. Потому что не доиться она не может, в силу своей коровьей природы. Иначе просто сиськи разбухнут и начнут болеть. И закапает из них вместо молока гной.
Я вот недавно такого гноя отведал. Ждал человека на улице и зашёл погреться в книжный. В детском разделе увидел обложки с крокодилом и чебурашкой. Хотел несколько минут полистать, понастальгировать. А вот хер! Не те звери оказались, не из детства. Новодел галимый, хотя и под именем того же Успенского. Чего он сволочь сделал: цинично приспособил славных зверушек на которых мы вскормлены к современности. Прямо по названиям можно новейшую российскую историю изучать. «Бизнес крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка и террористы»…
Я полистал. Как-то всё необаятельно, малосмешно, но главное осадок гадкий остался. Будто при мне ребёнка изнасиловали. Я чуть не со слезами наблюдал как Успенский ебёт своего несчастного крокодила. И под хвост ему, и на клык, и в гармошку… Гнида такая!
И не надо мне после этого говорить, что писатель должен свободно распоряжаться своим творчеством. Я видел, чем заканчивается эта свобода.
Иван Андрощук
О чем молчала бабушка
Ко мне на почту пришло письмо:
...«Здравствуй, Иван!
Нашел в интернете твою фантастику. Прочитал, проникся: вспомнил некоторые сюжеты – ты рассказывал о них еще во время наших походов по пивным. Есть еще один сюжет – я смог бы и сам это написать, но после его развязки все, что я писал когда-либо, исчезнет. Поэтому, если ты в Москве или можешь приехать, давай встретимся. Павел Бурин».
С Павлом мы не виделись почти тридцать лет. Мы выпали из компании почти одновременно – я женился, Павел – бросил институт. Больше о нем никто из наших так и не слышал. До этого самого дня.
Я как раз собирался в Челябинск – естественно, через Москву, – поэтому перспектива провести время в компании старого приятеля показалась заманчивей, чем бродить до вечера по полузабытому, а теперь уже почти чужому городу.
Павел встретил меня на Киевском вокзале, – мы узнали друг друга с первого взгляда, несмотря на то, как он был одет, и на то, что сам я за последние двадцать лет порядочно состарился. А прикид у него был еще тот – длинный, почти до земли, черный кожаный плащ, черная шляпа – словом, человек из Чикаго времен Аль Капоне. Или из Москвы того же времени – но здесь это была уже другая команда. Внешне Павел почти не изменился, ни сединки, ни морщинки.
Поехали в метро на Казанский, взяли мне билет на вечер. У людей, не видевшихся без малого треть века, есть о чем поговорить. В основном вспоминали общих знакомых. К счастью, большинство из нас сравнительно благополучно пережило третью мировую, а некоторые даже смогли пробиться «наверх». Я рассказал о Каштанском, Зосимкине, Монастырском, других, с кем встречался или связывался. Бурин, понятно, ни о ком ничего не слышал. Хотя жили они почти рядом – многие после института остались в Москве. Выбрались из-под земли на Сретенском бульваре и свернули с сторону Садовых. Этот район подвергся новым веяньям меньше других – во всяком случае, Сухарева башня все еще возвышалась над окружающими домами, точно какой-нибудь «Буран» над Байконуром.
– Сретенку пока не трогают?
– Это только внешне. В переулках уже полно этих новомодных каменных уродов. Правда, вверх пока не лезут – но кто их остановит?
– А может, и не надо останавливать? Ведь это нам они кажутся уродами, а нынешние видят все по-другому. Москва, как всякая порядочная старая шлюха, стремится выглядеть помоложе.
– Много ты понимаешь в старых шлюхах, – огрызнулся Павел.
Где-то посредине Сретенки мы свернули налево.
– Узнаешь? – спросил Павел.
Я огляделся: желтые доперестроечные дома, на ближнем – крылечко с вывеской «Пиво»…
– Что-то очень знакомое… Но не могу вспомнить. Столько лет прошло…
– Годы здесь ни при чем. В «Больной Головин» мы всегда добирались под занавес. Когда уже никто ничего не мог вспомнить. Между прочим, единственная пивная на всю Москву, которая осталась прежней. Ну, почти прежней.
Мы вошли в зал: здесь действительно все оставалось, как в добрые старые времена. Высокие круглые столики с крючками для сумок на ножках, прилавок под обожженное дерево с пивным краном, за прилавком – полный лысый грузин в белом халате…
– Георгий?! – я не поверил своим глазам.
– Нет, Вахтанг, его сын.
Мы взяли пиво и встали за столик неподалеку от входа. Несколько минут пили молча, затем Павел не выдержал:
– Нет, этот разговор не под пиво. Погоди минутку. – Он пошел к прилавку, о чем-то поговорил с Вахтангом, и вскоре на нашем столике появилась фигурная бутылка с грузинскими каракулями на этикетке, рюмки и какая-то закуска.
– Это чача, – объяснил Павел. – Грузинский самогон. Вздрогнем?
Я пожал плечами. Мы выпили.
– В общем так. Я построил машину времени.
– Да ну, – я пытался оставаться серьезным. – Покатаешь?
– Какие проблемы, – он полез в карман и выудил мобильник, затем, видимо по памяти, набрал какой-то номер. Нажал на вызов и свободной рукой взялся за бутылку. – Мне больше нельзя – я за рулем. А тебе не помешает.
– И что – твоя машина времени – как такси? Сделал вызов – и сейчас подадут?
– Нет, – невозмутимо ответил Павел. – Мы уже приехали. Сейчас – шестнадцать часов тридцать две минуты седьмого октября одна тысяча девятьсот восемьдесят третьего года. Посмотри вокруг.
У меня вообще-то редкая способность не замечать происходящего вокруг – но все же я почувствовал: что-то изменилось. Людей в зале стало как будто намного больше, висел нестройный гул полупьяных разговоров, и дым… Я готов поклясться, что, когда мы вошли, здесь не было накурено. В наше время в пивных не курят. Да и люди какие-то странные… Вернее, странно одеты. Странно для две тысячи двенадцатого. Но для тысяча девятьсот восемьдесят третьего…
– Ага, начинаем догонять, – теперь уже Павел не мог удержаться от иронии. – Ну что – поверишь мне на слово, или пойдешь спрашивать налево и направо, какой теперь год?
– Погоди, это какой-то фокус… Не может быть, чтобы время…
– Я мог бы тебе прочитать целую лекцию о времени. Да что там лекцию – целый курс. Я ведь и физмат закончил, и кандидатскую защитил по этой теме. Но, к сожалению, у нас цейтнот. Поэтому перейдем к вопросу, зачем мне это было надо. Посмотри на вон тот столик у дальней стенки, второй от Георгия. Узнаешь?
Вполне обычные молодые люди – я имею в виду, для той эпохи. Разве что пьяные вдрызг. Все четверо. Даже на фоне нетрезвой публики. Но ведут себя вполне корректно. Беседуют о чем-то, – правда, довольно экспрессивно, но для своего состояния вполне по-божески. Постой, но ведь это…
– Вот так советские студенты образца 1983-го года проводили свое свободное время, – прокомментировал Павел. – Прошу любить, но не жаловать: Сергей Каштанский, Александр Зосимкин, Иван Киргородоцкий и Павел Бурин.
Моя рука потянулась к рюмке, потом передумала и взялась за бутылку. Я влил в себя добрый стакан, прежде чем почувствовал, что смогу с этим справиться. Теперь смотрел на них – в том числе и на себя – уже спокойней. Действительно – как будто это были вполне обычные советские студенты… В какой-то момент у меня возникло непреодолимое желание подойти и набить себе морду.
– Не стоит, – сказал Павел. – Все равно он ничего не будет помнить. Обрати внимание на Бурина. Сейчас он это увидит.
– Что увидит?
– Перед тем, как зайти сюда, кто-то из нас зашел на Сухаревку за воблой. Рыбу ему завернули в газету.
Эта газета с горкой костей от бывшей воблы лежала сейчас посреди стола. Павел Бурин-младший, пошатываясь, выпил полкружки пива и потянулся за рыбой. Не нащупав желаемого, он недоуменно взглянул на газету: внезапно его мутный взгляд стал осмысленнее, как будто он кого-то узнал. Павел выпрямился, сгреб на стол кости и, начал читать – сперва по-пьяному шевеля губами, затем все более сосредоточенно: он трезвел на глазах… Бурин-старший щелкнул мобильником, и мы опять оказались в своем времени.
– Вот эта статья, – он вынул из плаща пожелтевшую от времени газету. «Московский листок» за октябрь 83-го года. Это был апофеоз гласности, необдуманно провозглашенной сразу же после смерти Брежнева его преемником Горбачевым. Народ еще не был готов к такому ходу событий – впрочем, как и сейчас. Два года спустя к власти пришла военная диктатура, Горби выслали из страны, а всех, кто успел выползти на свет гласности, отправили осваивать Восточную Сибирь. С этого все и началось. И крестовый поход Объединенных Наций против Советского Союза, и бомбежка Кремля, и война… И если бы тогда не вмешались китайцы – не было бы сейчас на Земле страны с названием СССР…
Статья называлась «Помнить все». Речь в ней шла о сталинском терроре конца тридцатых. Было и несколько фотографий. Среди них одна с подчеркнутой подписью – «капитан НКВД Виктор Бурин». И в самом тексте был отчеркнут один абзац:
«С первого по седьмое ноября 1937 года, в честь двадцатой годовщины Великого Октября на Бутовском полигоне капитан московского УНКВД Виктор Бурин из своего табельного оружия лично исполнил 1214 приговоров. «Я мог бы расстреливать и больше, но оружие перегревалось», – писал он в рапорте начальству».
– Может, однофамилец? – спросил я.
– Нет, старик. Это мой дед. Точно такая же фотография висела у нас дома. Понимаешь, бабушка нам ничего не говорила. Вернее, говорила, что деда расстреляли при Сталине.
Оказывается, это было уже в тридцать девятом, когда новый нарком Берия чистил органы от ежовских кадров.
– Ну… Не можем же мы отвечать за то, что делали когда-то наши родители. Тем более – деды. Да и потом – а вдруг это обыкновенная утка? Ведь ты сам говоришь – деда расстреляли при Берии. Нужно же было его в чем-то обвинить?
– Я наводил справки, а когда соорудил этот мобильник, и сам многое увидел. В том числе и Бутовский расстрел. Но Бутово – это только вершина айсберга. За моим дедом – такие горы трупов, такие реки крови, что и подумать страшно.
25.10.2005, Фото: "ИТАР-ТАСС"
Безудержная кулинарная страсть Александра Починка
О сомнительной пользе еды в "Макдоналдс" написано много - о генетически-модифицированном мясе, о приправах, вызывающих привыкание… В то, что такая "зависимость" действительно возникает, вполне можно поверить, глядя на заместителя полпреда РФ в ЮФО Александра Починка. Казалось бы, он принадлежит к высшим официальным лицам России, которых часто можно видеть в ресторанах, у многих из которых есть профессиональные повара. Но Александр Починок предпочел всему этому американский общепит. А ведь чиновник должен беречь свое здоровье, чтобы принимать правильные решения о судьбе страны.
Биг Мак с Починком
Павел Бурин
В закусочных «Макдоналдс», заполонивших крупные города Юга России, всегда стоят стенды с рекламными буклетами. Раньше не обращал на них внимания, а на днях проявил любопытство и взял одну из брошюрок с заманчивым названием «Сделай шаг к успеху». На одной стороне обложки там размещена анкета для желающих трудоустроиться, на другой изображены счастливые молодые люди, видимо, уже получившие работу, а внутри разные знаменитости объясняют, чем так хорош «Макдоналдс». Хоккеист Третьяк сравнивает его с хорошей хоккейной командой, певец Максим Покровский рассказывает, как полезно здесь поработать начинающему музыканту, а над ними размещено фото человека в строгом костюме, воздающего хвалу здешней атмосфере искренности и добродушия. Подпись под фотографией более чем знакомая: заместитель полпреда президента РФ в ЮФО Александр Починок.
Ситуация, когда государственный служащий рекламирует частную корпорацию, показалась «ЮР» не совсем обычной, захотелось получить комментарий от самого Александра Петровича.
Это вы, должно быть, фотографию в московском «Макдоналдсе» видели, - удивились на другом конце провода, в приемной заместителя полпреда. - Уже и в Ростове? Когда же он успел? Ну, вообще-то, он у нас такой шустрый, спросите его сами…
Выслушавший вопрос, Починок, ни сколько не смутившись, пояснил:
Нет, контракт я ни с кем не заключал. Это не реклама, а чисто благотворительная акция! Надо говорить не о моих отношениях с «Макдоналдсом», а об истории отношений «Макдоналдса» со всем миром. Эта империя уже много лет проводит по всему миру специальные акции в День ребенка. Заработанные деньги перечисляются в конкретные детские дома или больницы, помогают детишкам с онкологией. Поэтому ежегодно, такие люди, как я, одевают фартуки, шапочки и продают разные штучки, выручка от которых идет на благотворительность. В прошлом году мы это делали с Владиславом Третьяком и кучей разных музыкантов.
Но почему именно «Макдоналдс»? Мало ли какие фирмы проводят благотворительные акции, «Донской табак», например, или вот ЮКОС в последнее время не жалеет денег на филантропию.
Такие масштабные акции больше никто не проводит, во всяком случае, мне никого не удалось уговорить на что-то подобное. А что плохого в «Макдоналдсе»? Времена, когда кока-кола была символом враждебного мира, ушли безвозвратно. Подавляющая часть продукции «Макдоналдса» делается в России, здесь работают граждане России, это уже нормальная российская компания. Мне бы очень хотелось, чтобы другие наши сетевые компании проводили подобные акции. Если этим будут заниматься, например, «Елки-палки» (сеть ресторанов русской кухни - «ЮР»), я с удовольствием пойду к ним! - пообещал Александр Петрович.
Починок призывает россиян к благотворительности
Глава Минтруда РФ Александр Починок считает для себя принципиально важным личным примером привлекать россиян к участию в благотворительности. Так он объяснил журналистам свое появление в рекламе благотворительной акции, которую проводит сеть ресторанов "Макдональдс".
В рекламном ролике, показанном по телевидению, Починок призвал россиян посетить один из ресторанов этой сети быстрого питания 20 ноября во Всемирный день ребенка и помочь таким образом учреждениям для умственно-отсталых детей. Речь идет об акции сети "Макдональдс", которая объявила, что перечислит свою дневную прибыль в пользу детских домов 10 регионов России. По словам главы Минтруда, он снимался в рекламе исключительно ради помощи детям и "не получил за это ни копейки денег".
В ответ на появившуюся в СМИ критику подобной рекламной деятельности министр выразил сожаление тем, что его поступок был воспринят как пи-ар акция, тогда как во всем мире поощряется "участие в сборе денег на благотворительные цели". В этой связи Починок заявил, что и впредь намерен "поддерживать любую компанию, проводящую подобные благотворительные акции". 20 ноября министр пообещал навестить один из московских "Макдональдсов", сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
Оригинал
этого материала
© "Солидарность" ,
26.11.2003, №44
Починок поработал в Макдональдсе
Валентина Хиц
Ресторан делила на части железная решетка. По одну ее сторону гуляли люди с фотоаппаратами, по другую - охранники, сортирующие людей на приглашенных и прочих. В дальнем углу за столиками сидели дети и что-то дружно рисовали. Визит министра их совсем не тревожил.
Александр Починок приехал, как Дед Мороз, - румяный, веселый и с подарками. Вернее, подарком был он сам. В рамках благотворительной акции, приуроченной к Всемирному дню ребенка, министр труда и социальных отношений подарил себя ресторану “Макдоналдс”. На целых полчаса.
За это время Починок успел сказать речь о тех, кто “по-настоящему дал детям кусочек детства”, и заявил, что готов рекламировать не только американский общепит, но и другие фирмы, ступившие на благотворительную стезю. Беседовать с журналистами министр труда не стал: “Надо идти работать”, - торжественно объяснил он, завязывая тесемки фартука. И ушел работать.
Однако покупать картошку-фри у Починка скоро стало некому. Заранее заготовленные гости быстро кончились, а простых посетителей отпугивала толпа фотографов, готовых “взять на мушку” любого, кто подошел бы к министру на расстояние вытянутой руки. Отсутствие покупателей Починка, впрочем, не смутило. Постояв с сияющей улыбкой возле пирожковой полки, он вытянул руки и воззвал: “Люди! Эй, люди! Идите сюда, не бойтесь! Это всего лишь журналисты!”
“Всего лишь журналисты” покинули ресторан через четверть часа вместе с министром. Представителям прессы все же удалось услышать, зачем Починку “Макдоналдс”. В ответ на вопрос: “Сколько вам за это заплатили?” - министр назвал цифру. Но, как всегда, схитрил - сумма измерялась в американских бутербродах.
В газете «Моя семья» № 3 Павлом Буриным была опубликована, на мой взгляд, оскорбительная для нашего народа статья. Суть статьи «Откуда взялись азербайджанцы» (чувствуете сарказм?) такова: нынешние азербайджанцы – это смешение персов и турков-сельджуков, которые вторглись в XI веке в Закавказье. Турки дали нам свой язык. Персы – религию, ислам шиитского толка, и лишь шиизм сделал из турков азербайджанцев.
Нам, по мнению этого Бурина, лишь чудом удалось не смешаться со своими великими соседями в лице Персии и Османской империи. Наше тюркское происхождение и язык не давали будущим азербайджанцам смешаться с персами, а религия - с турками-суннитами.
Окончательно, мол, мы себя осознали как народ лишь в XIX веке, а собственную государственность нам «преподнесла» в XX веке Российская империя. Где-то я уже читал про это неоднократно… У Бурина не все в порядке с умом: зачем империи способствовать формированию новых государств вблизи своих границ?
Далее только в негативном фоне описываются шах Тахмасп, шах Аббас. Про последнего, правда, говорится, что тот был сильным государем, но убил своих сыновей. Таким же образом описывается Надир шах, который спас Персию от афганского вторжения, но был жестоким и кровожадным (а Иван Грозный не убивал своего сына? а Петр Великий кровожадным не был?).
Закончив с оскорбительными и унизительными репликами в адрес выдающихся сыновей азербайджанского народа в лице шах Аббаса, шах Надира, Джевад хана, Бурин решил замахнуться на нашу литературу, а точнее отсутствие как таковой. Цитирую: «В 1936 году с целью закрепления термина «азербайджанцы» вместо «азербайджанские тюрки» Азербайджану были «подарены» многие деятели персидской культуры, Например, «перс Низами был объявлен великим азербайджанским поэтом». Бурину, вместо того чтобы списывать с Интернета труды армянской лжепропаганды по иранизации Низами, следовало бы почитать труды самого Низами Гянджеви,где он упоминает о своем тюркском происхождении.
Бурин заканчивает свою статью едкими и несправедливыми замечаниями в адрес современной Азербайджанской Республики и ее общенационального лидера.
Уважаемая редакция, считаю необходимым со стороны ВАК как-то отреагировать на подобный заказной материал. Ведь газету «Моя семья» читают обычные люди, эта газета не принадлежит каким-то националистам, у которых небольшая аудитория. Я со своей стороны отправил комментарий в саму газету по поводу статьи. Но мой голос - это даже не капля в море, это капля в океане.
Мы должны реагировать на подобный компромат, чтобы наши дети росли в России и гордились своей этнической принадлежностью.
Джейхун ИСАЕВ,
заместитель председателя правления
Азербайджанской национально-культурной автономии
Республики Татарстан «Азербайджан»