Парогенератор фау 2 технические характеристика. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия
Исследования космического пространства – это та сфера научного познания, которой современный человек, не без основания, может гордиться. Запуск первого спутника, знаменитое гагаринское «поехали», первые шаги человека на Луне – все это несомненные достижения, что золотыми буквами вписаны в историю нашей цивилизации. Однако мало кто знает, что космические полеты стали результатом развития ракетных технологий, создававшихся, в первую очередь, для военных целей. Более того, первыми успехами в покорении космического пространства мы обязаны настоящему прорыву в развитии ракетной техники, который был сделан в нацистской Германии.
Именно в Третьем Рейхе были сделаны первые серийные крылатые и баллистические ракеты – «Фау-1» и «Фау-2», руководство гитлеровской Германии рассчитывало, что это оружие сможет переломить ход Второй мировой войны и спасти страну от поражения. Однако этого не могло сделать никакое «сверхоружие».
Создатель немецкой баллистической ракеты «Фау-2» Вернер фон Браун, человек, грезивший о космических полетах, сказал после того, как первые его изделия упали на Лондон: «Ракета показала себя безупречно. Но упала не на ту планету…».
Немного истории
В XX столетии немецкие конструкторы внесли значительный вклад в развитие военной техники. В нацистской Германии были созданы самые продвинутые и прогрессивные образцы военной техники. Немцы первыми придумали кассетные боеприпасы, занимались разработкой боеприпасов объемного взрыва, разработали промежуточный патрон и серийное оружие под него. Однако особенно впечатляют достижения германской конструкторской мысли в области ракетных технологий и реактивного движения. Первый ПТУР, первые зенитные ракеты и ракеты класса «воздух-воздух» - всему этому мы обязаны «сумрачному тевтонскому гению».
Но самыми известными образцами ракетного оружия, придуманного в Третьем Рейхе, конечно же, стали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». В отличие от многих других разработок, это «оружие возмездия» было запущено в серию и успешно применялось.
Почему именно в Германии произошел значительный прорыв в области ракетных технологий и создания боевых ракет?
В 1941 году проект самолета-снаряда Fi-10 был представлен на рассмотрение Министерства авиации. Основной «изюминкой» аппарата был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, созданный в 30-е годы талантливым немецким конструктором Паулем Шмидтом. Двигатель был воплощен в металле в 1938 году.
Он был очень дешев в производстве, а в качестве топлива использовался обычный авиационный керосин, по своим характеристикам отлично подходил для крылатой ракеты. Что может быть лучше для одноразового летательного аппарата?
Серийное производство ракет началось в 1942 году на острове Узедом. Там был расположен концентрационный лагерь, нацисты активно использовали труд заключенных.
Применение
Боевое развертывание «Фау-1» стартовало в 1943 году. Около сотни позиций для запуска этих ракет были созданы в северной Франции. В июне 1944 года состоялось первое применение «Фау-1», немцы нанесли удар по английской столице.
После этого обстрелы Лондона проводились практически ежедневно. За две недели «Фау-1» убили почти 2400 человек. Всего за годы войны немцы изготовили почти 30 тысяч самолетов-снарядов, около 10 тысяч из них было запущено по Англии, 3200 долетели до ее территории, 2500 упали на Лондон. В результате обстрелов более шести тысяч человек были убиты, более семнадцати – ранены, разрушению подверглись около 20 тысяч строений.
Примерно пятая часть ракет отказывали во время запуска, 25% «Фау-1» было уничтожено английской авиацией, 17% — зенитной артиллерией, 20% ракет не долетело до английской территории и упало в море.
После высадки союзников на континенте, немцы нанесли несколько ракетных ударов по территории Бельгии и даже выпустили несколько «Фау-1» по Парижу.
Англичане называли ракеты «Фау-1» «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за звука, который издавал двигатель ракеты.
Достоинства и недостатки
«Фау-1», несомненно, являлось эффективным видом оружия. Эти ракеты были дешевы и просты в производстве.
Для того чтобы противостоять новой угрозе, англичанам пришлось задействовать большое количество истребителей, зенитных орудий, РЛС и квалифицированного персонала. Затраты Великобритании на противоракетную оборону значительно превосходили средства, которые были вложены Третьим Рейхом на разработку и производство «Фау-1», даже не принимая во внимание ущерб, причиненный самими ракетами. Не следует забывать и психологический эффект, который оказывали ракетные удары на мирное население.
Сбивать эти ракеты было очень сложно. В первую очередь их было непросто обнаружить, а после обнаружения на перехват оставалось очень мало времени.
Однако были у этого «сверхоружия» и слабые стороны. Учитывая тот факт, что «Фау-1» была первой в мире серийной крылатой ракетой, в этом нет ничего удивительного. Главным из них являлось полное отсутствие маневренности.
После запуска ракета летела строго по прямой, после определенного количества километров двигатель выключался, и ракета пикировала на цель. «Фау-1» не могла уйти от истребителя, не провести маневр при обстреле с земли – любое изменение траектории приводило к падению аппарата.
Этим научились пользоваться английские летчики: они легонько подталкивали концом крыла ракету или воздействовали на нее воздушным потоком от винта. Расстреливать в воздухе аппарат с тонной взрывчатки было довольно рискованным делом.
Позже англичане придумали еще более эффективный способ борьбы с «Фау-1». Узнать об эффективности обстрелов немцы могли только от своих агентов, к 1944 году англичане контролировали всю немецкую агентурную сеть. Английская разведка стала передавать немцам дезинформацию о результатах обстрелов, добиваясь того, чтобы гитлеровцы выставляли на «Фау-1» неверное полетное задание. В результате этого ракеты чаще всего не долетали до районов с высокой плотностью населения.
Описание конструкции
Фюзеляж «Фау-1» имел веретенообразную форму, он был изготовлен из стальных листов при помощи сварки. В средней части корпуса находились крылья длиной 1 метр. Над задней частью фюзеляжа располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД).
Двигатель состоял из цилиндрической камеры сгорания и длинного сопла меньшего диаметра. Основными преимуществами ПуВРД были его простота и дешевизна, которые и позволили запустить крылатую ракету в массовое производство.
Для того чтобы двигатель ракеты заработал, ракету следовало разогнать до скорости 240 км/ч. Для этого использовались специальные разгонные пусковые установки.
Стабилизация «Фау-1» достигалась за счет использования главного гироскопа, данные которого суммировались с показаниями двух дополнительных гироскопов, а также с информацией, поступающего от датчика высоты.
Управление рулями производилось с помощью сжатого воздуха. Дальность полета определялась показанием механического счетчика, который был снабжен лопастями и расположен в носу ракеты. Лопасти вращались набегающим потоком воздуха, после достижения требуемого количества оборотов ракета пикировала на цель.
«Фау-2»
Еще одним образцом немецкого «оружия возмездия» была баллистическая ракета «Фау-2». Пропаганда Третьего Рейха называла ее «сверхоружием», которому по силам изменить ход войны.
Немцы использовали эту ракету для нанесения ударов по Великобритании, больше всего от нее досталось английской столице.
Первый запуск был произведен в 1942 году, а первый боевой пуск – в 1944. Баллистическая ракета «Фау-2» совершила первый в мире суборбитальный полет, поднявшись на высоту 188 км.
История создания и применения
Работы над созданием ракетных двигателей на жидком топливе начались в Германии еще в 20-х годах прошлого столетия. В 1931 году немецкими конструкторами Риделем и Небелем был создан первый жидкотопливный ракетный двигатель с характеристиками, подходящими для практического использования.
В этот период в сфере создания ракет начинает трудиться будущий «отец» «Фау-2» Вернер фон Браун.
В 1941 году Браун завершил разработку ракеты А-4, которая работала на смеси жидкого кислорода и этанола. Именно А-4 и стала прототипом боевой ракеты «Фау-2».
Запуски «Фау-2» активно проводились до конца 1942 года, после чего были свернуты по экономическим соображениям. Дело в том, что только треть запущенных ракет успешно поражали свои цели. А денег на свои изыскания Браун тратил столько, сколько уходило на производство всей бронетехники для немецкой армии в 1940 году.
Поэтому бюджет «ракетного барона» (так неофициально называли фон Брауна) был значительно урезан. В это время была готова «Фау-1», которая была гораздо дешевле.
В 1943 году англичане разбомбили ракетный центр в Пенемюнде, чем почти на полгода приостановили работы гитлеровцев в этом направлении.
Гитлер вспомнил о баллистических ракетах только в конце 1943 года и восстановил финансирование работ.
8 сентября 1944 года был произведен первый ракетный удар «Фау-2» по Лондону. Ракета попала в жилой квартал и образовала воронку глубиной в десять метров.
К тому времени лондонцы уже «привыкли» к жужжащему звуку «Фау-1», но здесь никакого жужжания не было. Англичане не сразу поняли, что против них было применено новое оружие.
Однако эффективность «Фау-2» была довольно низкой. Эта ракеты имела невысокую точность (только половина попадала в круг с диаметров 10 км), около 2 тыс. аппаратов взорвались во время пуска или сразу после него.
Да и стоила эта ракета очень дорого. Министр вооружения Германии Альберт Шпеер в своих мемуарах назвал создание «Фау-2» ошибкой. По его мнению, не следовало тратить ограниченные ресурсы, которыми располагала воюющая страна, на столь дорогой и малоэффективный проект, а использовать их на создание зенитной ракеты для защиты немецких городов от бомбардировок союзников.
Кроме Англии, немцы использовали данную баллистическую ракету для ударов по Антверпену после захвата его войсками союзников.
Описание конструкции
«Фау-2» — это баллистическая ракета с вертикальным взлетом, предназначенная для поражения крупных неподвижных целей. Форма корпуса ракеты – веретенообразная, у основания располагались четыре стабилизатора.
Длина «Фау-2» составляла более 14 метров, а стартовая масса – почти 13 тонн, из которых почти тонна приходилась на боевую часть.
Ракета состояла из четырех отсеков: приборного, боевого, топливного и хвостового.
«Фау-2» оснащалась жидкотопливным двигателем, горючим выступал этиловый спирт, а окислителем – жидкий кислород. Боевая часть содержала аммотол, в верхней части боевого отсека находился чувствительный контактный взрыватель.
Ниже боевого отсека располагался отсек управления, в котором находилось радиооборудование. Центральную часть ракеты занимал топливный отсек, ниже него находился двигатель и два турбонасоса.
Радиус действия «Фау-2» составлял 320 км, она могла достигать 100 км высоты.
Технические характеристики
Ниже приведены технические характеристики баллистической ракеты «Фау-2» и крылатой ракеты «Фау-1».
«Фау-1»
«Фау-2»
Видео о ракетах «Фау-1» и «Фау-2»
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Работы над баллистической ракетой в Германии начались задолго до Второй мировой войны. В Версальском договоре не было точно указано, что ракеты относятся к боевому оружию. Именно этим и воспользовались в побежденной, но с неимоверной скоростью укрепляющей свой военный потенциал, Германии.
Одним из основных создателей ракеты V-2 был Вернер фон Браун. 16 апреля 1934 г. он закончил диссертацию на тему «Конструктивный, теоретический и экспериментальный вклад в проблему жидкостной ракеты». Работа молодого ученого была секретной, ее результаты напрямую относились к созданию нового оружия. Во время Второй мировой войны работы по ракете были закончены. В 1942 г. начались испытания. Конструкторам приходилось решать многие задачи технического плана, поэтому среди авторов V-2 были специалисты в области аэродинамики, термодинамики и теории горения, баллистики, прочности, металлургии и др. Первые пробные пуски не были удачными: ракеты отклонялись от заданного курса, взрывались на старте и на участке разгона. Но работы, несмотря на условия военного времени, велись самым активным образом основным научным, испытательным, производственным центром на острове Узедом в Пенемюнде. Немецкое правительство не жалело больших средств на осуществление своих замыслов - поставить мир на колени с помощью новейшего оружия.
Ночью 18 августа 1943 г. Пенемюнде был подвергнут сильнейшему бомбовому удару. 600 самолетов В-17 несколькими волнами проходили над особо секретными лабораториями и цехами и сбрасывали свой смертоносный груз - бомбы калибром 500 кг. Среди погибших был начальник центра генерал Ша- мье Глычински. Другой генерал - начальник штаба люфтваффе Г. Йешоннек - после телефонного разговора об этом налете с А. Гитлером застрелился.
Основные данные ракеты А-4:
Длина 14,3 м
Диаметр 1,6 м
По оперению 3,6 м
Масса снаряженной
ракеты 12 900 кг
Тяга двигателя 245-307 кг
Топливо смесь этанола с жидким кислородом; интенсивность подачи топлива - 125 кг/с
Обстрел баллистическими ракетами территории Великобритании производился до 27 марта 1945 г. Помимо Великобритании, бомбардировкам подвергался порт и город Антверпен.
В конце войны интенсивно велись работы по созданию баллистической ракеты большой дальности А-10, А-9. Ракета А-10 должна была поражать цель на расстоянии 4000 км. Ракета А-9 к концу работы второй ступени должна была иметь скорость 3300 м/с.
После победы над Германией союзникам по антигитлеровскому блоку достались исправные ракеты, комплектующие, документация и специалисты. Тщательное изучение трофейной техники позволило создать в кратчайшие сроки отечественную баллистическую ракету Р-1 - прообраз немецкой V-2. Работы немецких ученых по созданию баллистической ракеты, ее усовершенствованию, боевому применению являлись несомненным вкладом в развитие мирового ракетостроения.
В 1942 году ход Второй Мировой Войны начал изменяться, и не в пользу нацистской Германии. Тяжёлые поражения рассеивали впечатление, созданное блестящими победами рейха в начальных кампаниях. Естественно, германская пропаганда продолжала уверять обывателей в том, что победа будет достигнута. Но, что показательно, особую роль в достижении будущей победы отводили не гению фюрера или мужеству солдат. Триумф должно было обеспечить «чудо-оружие».
К «вундерваффе» относится и «оружие возмездия» – крылатые и баллистические ракеты, которые должны были наносить удары по Британии, заменив авиацию.
Крылатая ракета «Фау-1»
Первым «оружием возмездия» стал самолёт-снаряд Fi 103, разрабатывавшийся с лета 1942 года. Этот беспилотный моноплан с прямым крылом приводился в движение простым и недорогим пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным над фюзеляжем. Автопилот «Фау-1» удерживал ракету на заданном курсе и высоте при помощи гироскопов и магнитного компаса.
Дальность «Фау-1» задавал механический счётчик, который скручивала до нуля аэродинамическая вертушка на носу снаряда. Когда счётчик вставал на ноль, «беспилотник» уходил в пике.
Боевая часть «Фау-1» содержала до тонны аммотола.
Запускалась ракета с паровой катапульты длиной около 50 метров. Подобная пусковая установка была не очень мобильной и легко обнаруживалась воздушными разведчиками.
Баллистическая ракета «Фау-2»
Семейство , создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.
В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.
Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.
Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.
Применение
Первое крупное соединение ракетных войск – 65-й армейский корпус – сформировали в конце 1943 года. В его состав входил полк, который должен был производить запуски «Фау-1», но для конспирации именовавшийся «зенитно-артиллерийским». Спустя неделю после высадки войск в Нормандии начались «удары возмездия» по Британии.
По мере отступления вермахта из Франции позиции, с которых можно было наносить удары по Лондону, терялись, и «беспилотники» начали использовать для обстрела стратегически важных портов в Бельгии. Снаряды оказались крайне ненадёжными – до четверти запущенных «Фау-1» падало сразу после старта. Столь же велик был и процент ракет, чьи двигатели выходили их строя в полёте.
Долетевшие до Британии «Фау-1» сталкивались с аэростатами, сбивались истребителями и уничтожались зенитным огнём.
Для продолжения бомбардировок Лондона и снижения риска встречи с перехватчиками «Фау-1» пытались запускать с борта самолёта He.111H-22. Исследования показали, что при таких атаках терялись до 40% «Фау-1», а из самолётов-носителей была уничтожена почти треть.
«Фау-2» вступили в дело только осенью 1944 года. Хотя боевая часть нового оружия была не мощнее, а точность попаданий оставляла желать лучшего, психологическое воздействие от применения «Фау-2» было несравнимым. Баллистическая ракета не засекалась радарами, невозможен был и её перехват истребителями.
Некоторое время считалось, что «Фау-2» наводятся по радару – это повлекло за собой работы по созданию помехопостановщиков.
Они прекратились в декабре 1944 года. Предполагалось создавать артиллерийский заслон на предполагаемой траектории полёта. Зато неплохим средством противодействия «Фау-2» оказались ложные отчёты, отправляемые британской разведкой. В них докладывалось о том, что немецкие ракеты стабильно промахиваются по Лондону, уходя в перелёт.
Ракетчики скорректировали наведение, и «Фау-2» стали поражать малонаселённые предместья. Разведка, естественно, начала сообщать о точных попаданиях и больших разрушениях. Запуски «Фау-2» по Лондону (обозначенному как приоритетная цель лично Гитлером) и по Антверпену продолжались до весны 1945 года.
В ходе сражения за Ремаген произошла попытка использовать «Фау-2», как тактическое оружие. Фюрер приказал с их помощью уничтожить захваченный американцами железнодорожный мост через Рейн. Ни одна из выпущенных ракет в мост не попала, а одна отклонилась от цели на 60 километров.
Технические характеристики
Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».
Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.
Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.
Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.
А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.
Невысокая точность ракет делала их пригодными только использования в качестве оружия террора, для обстрела крупных городов.
Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.
В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.
Видео
Перед вами книга, рассказывающая об одном из главных достижений XX века - космонавтике, которую весь мир считает символом прошлого столетия. Однако космонавтика стала не только областью современнейших исследований науки и достижений техники, но и полем битвы за космос двух мировых сверхдержав - СССР и США. Гонка вооружений, «холодная война» подталкивали ученых противоборствующих систем создавать все новые фантастические проекты, опережающие реальность.
Данный том посвящен ракетным системам докосмической эры.
Книга содержит большой иллюстративный материал и будет интересна как специалистам, так и любителям истории.
Схема ракеты «Фау-2» («А-4»)
В то время построить такой насос казалось почти невозможным, тем более что он должен был выполнять ряд функций: подавать компоненты топлива, одним из которых являлся сжиженный газ, под давлением порядка 21 атмосфер и перекачивать более 190 литров топлива в секунду. Кроме того, ему следовало быть достаточно простым по конструкции и очень легким, а в довершение всего насос должен был запускаться на полную мощность в течение очень короткого (6 секунд) промежутка времени. Когда фон Браун излагал эти требования персоналу завода, выпускающего насосы, он невольно ожидал возражений. Однако оказалось, что требуемый насос напоминает один из видов центробежного пожарного насоса.
Но, разумеется, любой насос нуждается в источнике энергии, то есть должен чем-то приводиться в движение. Для этого были использованы концентрированная перекись водорода и раствор перманганата, соединяя которые можно было быстро получить определенное количество парогаза постоянной температуры. Агрегат турбонасоса, парогазогенератор для турбины и два небольших бака для перекиси водорода и перманганата калия помещались в одном отсеке с двигательной установкой. Отработанный парогаз, пройдя через турбину, все еще оставался горячим и мог совершить дополнительную работу. Поэтому его направляли в теплообменник, где он нагревал некоторое количество жидкого кислорода. Поступая обратно в бак, этот кислород создавал там небольшой наддув, что несколько облегчало работу турбонасосного агрегата и одновременно предупреждало сплющивание стенок бака, когда он становился пустым. Эту же работу в линии подачи топлива выполнял сжатый азот.
Из турбонасосного агрегата оба жидких компонента топлива под давлением подавались в двигатель. Кислород поступал непосредственно к 18 форсункам, расположенным в головке двигателя. Спирт, прежде чем попасть к форсункам, проходил через рубашку охлаждения двигателя.
Для пуска ракета «А-4» устанавливалась на стартовом столе, представлявшем собой массивное стальное кольцо, укрепленное на четырех стойках. Кольцо должно было иметь строго горизонтальное положение, чтобы ракета стояла на столе в вертикальном положении. Ниже стального кольца по оси ракеты находился дефлектор (отражатель) реактивной струи, который представлял собой пирамиду из листовой стали, разбивавшей газовую струю ракетного двигателя в момент старта Для повышения живучести дефлектора его наполняли водой, поглощавшей часть тепла.
Заправка ракеты производилась после ее установки на стартовом столе. Все это время электрооборудование ракеты работало от внешнего источника питания, ток от которого подавался по кабелю к разрывному штекеру, удерживаемому в специальном гнезде на корпусе ракеты с помощью электромагнита. Штекер с кабелем отсоединялся от ракеты в момент старта. Воспламенение в ракетном двигателе осуществлялось с помощью простого пиротехнического устройства, вращающегося в горизонтальной плоскости внутри камеры сгорания. Из-за крестообразной формы оно было названо «воспламенительным крестом». Когда двигатель начинал работать, этот «крест» сжигался струей истекающих газов.
Запуск ракеты «А-4» осуществлялся в три этапа. Сначала воспламенялось пиротехническое устройство. Когда оно сгорало, открывались клапаны, и спирт и кислород первое время попадали в камеру сгорания только под действием силы тяжести, поскольку баки помещались над двигателем. Немцы называли этот этап «малой» или «предварительной» ступенью пуска.
На «предварительной» ступени двигатель работал с типичным оглушающим шумом, похожим на шум водопада; пламя, разбиваемое пирамидальным дефлектором, разбрасывалось во все стороны на много метров. Тяга составляла около 7 тонн, и этого, конечно, было недостаточно, чтобы поднять ракету, весящую почти в два раза больше. Но целью «предварительной» ступени являлся не действительный пуск ракеты, а показ того, что двигатель работает нормально. Если двигатель функционировал без перебоев, тут же включался парогазогенератор и начинал работать турбонасосный агрегат, создававший необходимое давление для подачи компонентов топлива в камеру сгорания. Чтобы поднять это давление до уровня, обеспечивающего переход к «главной ступени пуска», требовалось около 3 секунд. За это время резко увеличивалось пламя, вырывающееся из сопла двигателя, нарастал шум, а тяга поднималась с 7 до 27 тонн, заставляя ракету оторваться от земли.
Самым критическим периодом считались первые секунды полета, когда скорость была еще небольшой и ракета оказывалась весьма неустойчивой. В это время задачу балансировки ракеты выполняли газовые рули. Затем, когда скорость ракеты возрастала, аэродинамические стабилизаторы помогали газовым рулям, но дальше ракета поднималась на такие высоты, где окружающий воздух был слишком разреженным, и поэтому задача стабилизации ракеты опять ложилась на газовые рули. При вертикальном запуске газовые рули должны были только выравнивать ракету и держать ее в вертикальном положении, но при запуске по цели ракету приходилось еще на активном участке траектории наклонять в направлении цели. В последнем случае ракета оставалась в строго вертикальном положении только в течение первых четырех секунд, затем она наклонялась. Звуковой барьер ракета преодолевала через 25 секунд после старта, еще в период выведения ракеты на заданную траекторию. Этот период заканчивался на 54-й секунде. В течение следующих 8-10 секунд ракета продолжала движение по восходящей ветви наклонной и прямолинейной траектории.
К лету 1942 года первая небольшая серия ракет «А-4» была готова к летным испытаниям. К этому времени станция Пенемюнде уже представляла собой очень крупное предприятие, настолько крупное, что пришлось разделить «Пенемюнде - Восток» на две секции. Одна секция, в районе озера Кельпин, получила наименование «Пенемюнде - Север». Она занималась непосредственной разработкой ракет. Другая - на полпути между секцией «Пенемюнде - Север» и деревней Карлсхаген - была известна как производственно-экспериментальные цехи станции «Пенемюнде - Восток». Участок испытательной станции германских ВВС сохранял свое наименование «Пенемюнде - Запад».
Полигон Дазенхау
/
Полигон Маас
Первый пуск состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек , обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон) .
Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель , запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта - до 1,7 км/с (6120 км/ч), дальность полёта достигала 320 км , высота траектории - 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола . Средняя стоимость - 119 600 рейхсмарок .
«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим , достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году .
После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США , СССР и других странах.
Энциклопедичный YouTube
1 / 5
✪ Испытания стрельбой дальнобойных ракет ФАУ-2 (1947)
✪ Мать всех ракет - ФАУ 2
✪ Фау-2. 1 часть.Путь к небу.
✪ Фау-2. 2 часть. "Без шансов на спасение".
✪ Испытания ракеты Р-1 (ФАУ-2) редкие архивные материалы
Субтитры
История
Конструкция
Общая длина корпуса ракеты составляла 14300 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.
Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 12,8 тонны и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).
Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.
На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США . Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.
Проекты на базе Фау-2
A4b
В 1941 году в попытке увеличить дальность полета баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полета в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности .
Предполагалось, что за счет сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй - 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей =4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука ), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.
A4 подводного запуска
В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер , внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счет заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.
Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развертыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.
После войны
В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . После войны из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946-1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, американское ракетостроение уже имело две собственные программы разработки баллистических ракет, технологически более прогрессивных, чем немецкие образцы - WAC Corporal и Convair RTV-A-2 Hiroc - и поэтому не заинтересовались дальнейшим развитием семейства Фау-2.
Значение в освоении космоса
Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров .
Тактико-технические характеристики
11 ракет собранных в СССР, км
Сравнительная характеристика
Основные сведения и технические характеристики иностранных ракет с жидкостными ракетными двигателями | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование ракеты и страна производства |
Двигатель | Массо-габаритные характеристики |
Лётно-технические характеристики |
Другое | |||||||||||||
Оригинал | Русское | Страна | Ступени | Топливо | Система подачи | Тяга на земле, кгc | Время работы, | Длина, м | Диаметр, м | Полная масса, кг | Масса топлива, кг | Масса полезной нагрузки, кг | Скорость макс., м/с | Высота макс. или по траектории, км | Дальность, км | Серийное производство | Примечание |
Дальние ракеты типа «земля - земля» | |||||||||||||||||
V-2 (A-4) | «Фау-2» | Жидкий кислород + 75% этиловый спирт | Насосная | 25000 | 65 | 14 | 1,65 | 3000 | 9000 | 1000 | 1500 | 80 | до 300 | Да | Устарелая конструкция. Послужила прототипом многих ракет | ||
WAC Corporal | «Корпорэл» | Азотная кислота + анилин | Вытеснительная | 9070 | - | 12,2 | 0,762 | 5440 | - | 600 ÷ 800 | 1000 ÷ 14501 | 80 | 120 ÷ 240 | Да | Разбег дальностей и скоростей достигается за счёт установки боевой части различного веса | ||
PGM-11 Redstone | «Редстоун» | Жидкий кислород + спирт | Насосная | 31880 | - | 18,3 | 1,52 | 20000 | - | - | 1800 | - | 320(800) | Да | Стала прототипом для разработки ракет с дальностью до 2400 км | ||
SM-65 Atlas | «Атлас» | Первая ступень | Жидкий кислород + диметил-гидразин | Насосная | 2×45360 (2×54000) | - | - | - | 100000 ÷ 110000 | - | - | 6700 | 1280 | 8000 | Да | При старте работают все три двигателя | |
Вторая ступень | Жидкий кислород | - | 61000 | - | 24 ÷ 30 | 2,4 ÷ 3 | 225000 | - | |||||||||
Ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы | |||||||||||||||||
General Electric RTV-G-4 Bumper | «Бампер» | Первая ступень типа А-4 | (см. данные ракеты А-4) | 26 кг (вес приборов) | 3000 | 420 | - | Изготовлено несколько экземпляров ↓ |
Использовалась для исследовательских целей | ||||||||
Вторая ступень WAC Corporal | Азотная кислота + анилин | Вытеснительная | 680 | 45 | 5,8 | 0,3 | 300 | - | |||||||||
RTV-N-12 Viking | «Викинг» | № 11 | Жидкий кислород + спирт | Насосная | 9070 | - | 12,7 | 1,2 | 7500 | - | 320 | 1920 | 254 | - | Выпущено 12 шт. в различных вариантах | Специальная исследовательская ракета. Имеет отделяющуюся головку | |
№ 12 | Насосная | 9225 | 105 | 12,7 | 1,14 | 6800 | 2950 ÷ 2500 | 450 | 1800 | 232 | - | ||||||
Aerobee | «Аэроби» | Первая ступень | Порох | - | - | 2,5 | 1,9 | - | 265 | 117 | 68,4 | 1380 | 100 ÷ 145 | - | Выпущено около 100 шт. различных вариантов | ||
Вторая ступень | Азотная кислота + анилин | Баллонная | 1140 | 45 | 6,1 | 0,38 | 485 | 283 | |||||||||
Aerobee 150 | «Аэроби» | Первая ступень | Порох | - | - | - | - | - | 265 | - | 55 - 91 | 2150 | 325 ÷ 270 | - | Да | ||
Вторая ступень | Азотная кислота + (анилин + спирт) | ЖАД | 800 | 53 | 6,37 | 0,38 | - | 500 | |||||||||
Veronica AGI | «Вероника» |