Память о тренере будет жива. Память о тренере будет жива Награжденных было много
Степан Викентьевич Стульгинский (Стульгинскис) (1908, Санкт-Петербург -1995) - литовский архитектор и общественный деятель, рериховец «первой волны», в 1990-е годы - председатель воссозданного им Литовского Рериховского Общества.
Биография
Он родился в 1908 году в Санкт-Петербурге. После Первой мировой войны семья переехала в Литву. В гимназические годы большое влияние на духовное становление и мировоззрение Степана Викентьевича оказали личность и творчество литовского философа-теософа В.Видунаса, который не только читал лекции, но и был примером истинно духовного человека. По словам Стульгинского, встреча с Видунасом спасла его от атеизма. Степан Викентьевич обучался в Пражском политехническом институте, где получил специальность инженера-архитектора. По его проектам в дальнейшем были построены музей, гимназия и другие общественные здания. Стульгинский писал на темы урбанистики, архитектуры и строительства, много печатался, издал книгу «Направления в политике литовского строительства». В 1931 году он женился на Тамаре Ейнорите, которая стала ему верной спутницей и искренней спо движницей на всю жизнь. В 1940 году Стульгинский становится основателем архитектурного факультета Каунасского университета, а впоследствии деканом факультета и заведующим кафедрой архитектуры. Испытав большую нужду в годы учёбы, он учреждает стипендию декана, которую выделяет из своей зарплаты нуждающимся студентам. В это же время духовные поиски приводят его к Учению Живой Этики. В Каунасе уже с 1935 года активно работало Литовское Рериховское Общество, по инициативе которого лучшая часть литовской интеллигенции подписалась под обращением о ратификации Пакта Рериха в Литве. В 1942 году Стульгинский становится членом Общества и с присущей ему устремлённостью и энтузиазмом изучает Живую Этику, принимает активное участие в работе Общества. В те годы между Латвийским Рериховским Обществом, которым руководил Рихард Рудзитис, и Литовским поддерживались дружеские отношения. Стульгинский в составе литовской группы не раз ездил в Ригу, чтобы решать трудные проблемы, возникавшие в Обществе. В 1944 году в семье Степана Викентьевича и Тамары Иосифовны появилась приёмная дочь Ирена, которая не только приняла Учение Живой Этики, но и впоследствии продолжила дело, начатое Стульгинским. С 1993 года и до настоящего времени Ирена Залецкене - председатель Литовского Рериховского Общества. В 1949 году Стульгинский был арестован, осуждён за «идеализм» взглядов и приговорён к десяти годам лишения свободы в одном из лагерей НКВД в Казахстане. По этому же делу были осуждены ещё восемнадцать членов Общества. По воспоминаниям Ирены, они ожидали, что отца могут забрать. Члены Рижского Общества уже были арестованы, и в Литве несколько человек тоже. «Отца забрали 7 сентября 1949 года. Дом был окружён, ввалились люди, собрали книги в мешки. Книг было много на разных языках, так как отец кроме литовского и русского знал немецкий, чешский, английский, польский. Его посадили в машину и увезли. Он отнёсся ко всему спокойно, говорил: карма, значит, такая. Попал в лагерь политических заключённых, там же сидел и А. И. Солженицын, о чём он узнал позже». Чтобы не потерять человеческого достоинства и не сойти с ума в одиночной камере, Степан Викентьевич придумал задачу, посильную архитектору духа: мысленно писать трактат о том, что бы он сделал, если бы стал королём Литвы… Эти мысли, изложенные на папиросной бумаге, были не фантазией больного воображения, а научной теорией, основанной на логике и фактах. В лагере Стульгинский провёл шесть лет; в 1955 году попал под амнистию и вернулся в Литву, в Каунас. После ареста отца Ирене удалось спасти самые сокровенные книги: она увозила их на старой коляске далеко, в надёжное место, и прятала. Первый вопрос, который он задал близким по возвращении, был: «Где мои книги?» В Каунасе после больших трудностей Степану Викентьевичу удалось устроиться на работу в проектный институт. С 1963 года он работал в Вильнюсе начальником отдела проектного института городского строительства, был также экспертом по генеральным планам в Комитете строительных дел: участвовал в утверждении генпланов Вильнюса и Каунаса. Из лагерей и ссылки возвращались друзья, но общались мало, Учение Живой Этики изучали в основном индивидуально. Но так как вся семья Стульгин ского жила идеями Живой Этики, здесь всё время шла интенсивная духовная работа. В 1963-1968 годах Степан Викентьевич серьёзно и глубоко изучает «Тайную Доктрину» Е. П. Блават ской, сочинения А.Тойнби и О.Шпенглера, сопоставляя их с Учением Живой Этики, много пишет. Легенды, написанные белым стихом на русском языке, он прочитывал в семье, посылал друзьям, прислушиваясь к замечаниям. Такая работа шла несколько лет. В 1970-е годы «Космические легенды Востока», выпущенные «самиздатом» без указания автора, разошлись по всему Советскому Союзу. В Вильнюсе книгу буквально выхватывали друг у друга из рук. Она была написана Стульгинским по-русски, для того чтобы больше людей смогли её прочесть. Позже, в 1990-е годы, в разных издательствах вышло более десяти изданий «Космических легенд Востока», в том числе на латышском, болгарском, английском и литовском языках.
1974-й - год столетия Николая Константиновича Рериха - стал чертой, которая обозначила более свободное общение с друзьями в Литве, Латвии, России и Польше. Стульгинский поддерживал друже ские отношения с Борисом Алексеевичем Смирновым-Русецким, Наталией Дмитриевной Спириной, Ренитой Андреевной Григорьевой, Павлом Фёдоровичем Беликовым, Рихардом Яковлевичем Рудзитисом, Гаральдом Феликсовичем Лукиным и другими. Гаральд Феликсович не раз приезжал к Степану Викентьевичу в Вильнюс во время работы там выставки подлинников Рериха. Стульгинский тоже часто бывал в Риге. Вместе с Беликовым он приезжал в Москву на празднование 100-летнего юбилея Н. К. Рериха. Встречался он и с Юрием и Святославом Рерихами. Самой большой мечтой и целью Стульгинского было восстановление Рериховского Общества в Литве. Начавшиеся в Советском Союзе в 1980-е годы перемены давали надежду на свободу не только в политике, но и в мировоззрении. В 1989 году по инициативе С. В. Стульгинского, профессора Вильнюсского университета Ч.Кудабы и деятеля компартии Литвы Л.Шепетиса на торжественном заседании в Доме художников Литвы было официально восстановлено Рериховское Общество Литвы. Председателем его был избран Стульгинский. Так через 40 лет после арестов и репрессий он во площает свою мечту - возвращено к жизни Рериховское Общество, вновь объединены последователи Живой Этики в Литве. В 1990 году Степан Викентьевич выступил по Литовскому телевидению, и это имело большой резонанс в республике - впоследствии он приглашался для чтения лекций во многие города Литвы. После этих встреч с аудиторией стали образовываться отделения Рериховского Общества в Каунасе, Клайпеде, Шяуляе… Дом Стульгинского стал центром Общества - здесь собирались для встреч с интересными людьми, знакомства с новыми книгами, приходили за помощью и советом. Когда Литовскому Рериховскому Обществу было предоставлено помещение, Стульгинский стал проводить еженедельные семинары на темы Учения Живой Этики. Он особенно подчёркивал значение духовной дисциплины и самоусовершенствования. Был строгим, требовательным, но в то же время и чутким руководителем. Степан Викентьевич по опыту общения с молодым поколением понимал, как не хватает молодёжи простых советов в том, как изучать Живую Этику и как лучше строить работу в совместных семинарах. На эту тему он говорил и писал статьи в журнал «Новое сознание», издаваемый Обществом. В начале 1995 года Степан Викентьевич закончил свою последнюю книгу «Введение в Агни Йогу». В феврале макет был готов, Ирена показала его отцу и отвезла в Ригу, в издательство «Виеда», где книга и вышла уже после ухода Степана Викентьевича из жизни.
Степан Викентьевич Стульгинский (Стульгинскис, 1908 - 1995) - выдающийся литовский архитектор и общественный деятель, рериховец «первой волны», в 1990-е годы - председатель воссозданного им Литовского Рериховского Общества. Он родился в 1908 году в Санкт-Петербурге. После Первой мировой войны семья переехала в Литву.
В гимназические годы большое влияние на духовное становление и мировоззрение Степана Викентьевича оказали личность и творчество литовского философа-теософа В.Видунаса, который не только читал лекции, но и был примером истинно духовного человека. По словам Стульгинского, встреча с Видунасом спасла его от атеизма.
Степан Викентьевич обучался в Пражском политехническом институте, где получил специальность инженера-архитектора. В 1931 году он женился на Тамаре Ейнорите, которая стала ему верной спутницей и искренней сподвижницей на всю жизнь. В 1940 году Стульгинский становится основателем архитектурного факультета Каунасского университета, а впоследствии деканом факультета и заведующим кафедрой архитектуры. Испытав большую нужду в годы учёбы, он учреждает стипендию декана, которую выделяет из своей зарплаты нуждающимся студентам.
В это же время духовные поиски приводят его к Учению Живой Этики.
В Каунасе уже с 1935 года активно работало Литовское Рериховское Общество, по инициативе которого лучшая часть литовской интеллигенции подписалась под обращением о ратификации Пакта Рериха в Литве. В 1942 году Стульгинский становится членом Общества и с присущей ему устремлённостью и энтузиазмом изучает Живую Этику, принимает активное участие в работе Общества.
В 1944 году в семье Степана Викентьевича и Тамары Иосифовны появилась приёмная дочь Ирена, которая не только приняла Учение Живой Этики, но и впоследствии продолжила дело, начатое Стульгинским.
В 1949 году Стульгинский был арестован, осуждён за «идеализм» взглядов и приговорён к десяти годам лишения свободы в одном из лагерей НКВД в Казахстане. В лагере Стульгинский провёл шесть лет; в 1955 году попал под амнистию и вернулся в Литву, в Каунас.
В 1963 - 1968 годах Степан Викентьевич серьёзно и глубоко изучает «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской, сочинения А.Тойнби и О.Шпенглера, сопоставляя их с Учением Живой Этики, много пишет. Легенды, написанные белым стихом на русском языке, он прочитывал в семье, посылал друзьям, прислушиваясь к замечаниям. Такая работа шла несколько лет.
В 1970-е годы «Космические легенды Востока», выпущенные «самиздатом» без указания автора, разошлись по всему Советскому Союзу. В Вильнюсе книгу буквально выхватывали друг у друга из рук. Она была написана Стульгинским по-русски, для того чтобы больше людей смогли её прочесть. Позже, в 1990-е годы, в разных издательствах вышло более десяти изданий «Космических легенд Востока», в том числе на латышском, болгарском, английском и литовском языках.
Самой большой мечтой и целью Стульгинского было восстановление Рериховского Общества в Литве. Начавшиеся в Советском Союзе в 1980-е годы перемены давали надежду на свободу не только в политике, но и в мировоззрении.
В 1989 году по инициативе С.В.Стульгинского, профессора Вильнюсского университета Ч.Кудабы и деятеля компартии Литвы Л.Шепетиса на торжественном заседании в Доме художников Литвы было официально восстановлено Рериховское Общество Литвы. Председателем его был избран Стульгинский. Так через 40 лет после арестов и репрессий он воплощает свою мечту - возвращено к жизни Рериховское Общество, вновь объединены последователи Живой Этики в Литве.
В начале 1995 года Степан Викентьевич закончил свою последнюю книгу «Введение в Агни Йогу». В феврале макет был готов, Ирена показала его отцу и отвезла в Ригу, в издательство «Виеда», где книга и вышла уже после ухода Степана Викентьевича из жизни.
Книги (4)
Введение в Агни Йогу
«Наступило время небывалое в истории планеты. Время выбора и отбора. Быть или не быть человечеству... Пользуясь огромной духовной восприимчивостью Елены Ивановны Рерих, из Башен Гималайской Твердыни было дано Провозвестие «ко всему обнищавшему человечеству» в виде книг Живой Этики, или Агни Йоги, Йоги огня духа.
Эта Йога приносит нам прозрение в законы Бытия. Она формирует наше мировоззрение. Не на ощупь, не наугад идем мы, озаренные Светом Знания, и все, что с нами происходит, приобретает иной смысл, и масштаб, и значение».
Вопросы иммунитета
Книга «Вопросы иммунитета» посвящена актуальным вопросам — это наше здоровье.
Как много зависит от качества вдыхаемого воздуха? Что необходимо организму человека? Полезны ли на самом деле продукты, которые мы употребляем? Насколько влияет физический труд на здоровье человека? Как правильно отдыхать? И как очистить организм?
В трёх последних номерах журнала «Восход» был опубликован очерк Степана Викентьевича Стульгинского «Небо осело в цветах», рукопись которого хранилась в архиве Наталии Дмитриевны Спириной. О самом же авторе было известно очень мало. Благодаря нескольким письмам Стульгинского к Наталии Дмитриевне и воспоминаниям его дочери Ирены Залецкене, мы можем получить представление о масштабе деятельности этого человека и о той сердечной дружбе, которая связывала семью Стульгинского с Наталией Дмитриевной.
После приезда Н.Д.Спириной в Новосибирск начал формироваться круг её единомышленников - деятелей Рериховского движения из многих городов нашей страны. Об этом свидетельствует её обширная переписка. Известно, что Наталия Дмитриевна много ездила по стране: она бывала не только в Москве и Ленинграде, но и в Средней Азии, на Украине, на Урале, в Прибалтике. Крепкие сердечные нити соединяли её с теми людьми, кому, как и ей, были близки творчество и философия Рериха.
Один из таких единомышленников - Степан Викентьевич Стульгинский, рериховец первого поколения, автор книг «Космические легенды Востока» и «Введение в Агни Йогу».
С.В.СТУЛЬГИНСКИЙ. 1908 – 1995
Несколько раз Наталия Дмитриевна была в Литве, встречалась со Степаном Викентьевичем и его семьёй, объединённой общим духовным устремлением к изучению Живой Этики.
Ирена Залецкене вспоминала, что, когда к ним в Литву стали приходить первые выпуски газеты «Перед Восходом», они «были рады и удивлены, что в далёкой Сибири пишут на такие темы, которые ещё никто и нигде в печати не затрагивал. Во всём Советском Союзе ничего подобного не было, в Новосибирске начали первые».
«Нашу семью, - рассказывает Ирена, - с Наталией Дмитриевной всегда связывали самые сердечные, самые братские отношения. Мы чувствовали её самым близким другом, между нами была сердечная связь. Степан Викентьевич и его жена Тамара Иосифовна были рады, что у них есть такой друг, который может там, в Сибири, говорить о Культуре».
В 1986 году Степан Викентьевич пишет Наталии Дмитриевне: «Самому далёкому - сибирскому - и самому близкому - сердечному - Другу нашему Наталии Дмитриевне шлют от всей души горячий привет Тамара, Степан и Ирена - из далёкой, но близкой Литвы! (...) В прошлом году Вы были у нас так коротко, что мы не успели даже побеседовать о будущем, о Новой Эпохе, которая совсем уже у порога. А как насчёт того, чтобы приехать к нам и в этом году и побыть подольше? Приглашаем Вас погостить у нас! С радостью будем ждать! Давайте ещё раз встретимся во имя мечты - далёкой, но уже близкой!»
Обратимся к фактам биографии Степана Викентьевича Стульгинского, которые стали нам известны из воспоминаний Ирены. С.В.Стульгинский (Стульгинскис) - выдающийся литовский архитектор и общественный деятель, рериховец «первой волны», в 1990-е годы - председатель воссозданного им Литовского Рериховского Общества.
Он родился в 1908 году в Санкт-Петербурге. После Первой мировой войны семья переехала в Литву.
В гимназические годы большое влияние на духовное становление и мировоззрение Степана Викентьевича оказали личность и творчество литовского философа-теософа В.Видунаса, который не только читал лекции, но и был примером истинно духовного человека. По словам Стульгинского, встреча с Видунасом спасла его от атеизма.
Степан Викентьевич обучался в Пражском политехническом институте, где получил специальность инженера-архитектора. По его проектам в дальнейшем были построены музей, гимназия и другие общественные здания. Стульгинский писал на темы урбанистики, архитектуры и строительства, много печатался, издал книгу «Направления в политике литовского строительства».
В 1931 году он женился на Тамаре Ейнорите, которая стала ему верной спутницей и искренней сподвижницей на всю жизнь.
В 1940 году Стульгинский становится основателем архитектурного факультета Каунасского университета, а впоследствии деканом факультета и заведующим кафедрой архитектуры. Испытав большую нужду в годы учёбы, он учреждает стипендию декана, которую выделяет из своей зарплаты нуждающимся студентам.
В это же время духовные поиски приводят его к Учению Живой Этики.
В Каунасе уже с 1935 года активно работало Литовское Рериховское Общество, по инициативе которого лучшая часть литовской интеллигенции подписалась под обращением о ратификации Пакта Рериха в Литве. В 1942 году Стульгинский становится членом Общества и с присущей ему устремлённостью и энтузиазмом изучает Живую Этику, принимает активное участие в работе Общества.
В те годы между Латвийским Рериховским Обществом, которым руководил Рихард Рудзитис, и Литовским поддерживались дружеские отношения. Стульгинский в составе литовской группы не раз ездил в Ригу, чтобы решать трудные проблемы, возникавшие в Обществе.
В 1944 году в семье Степана Викентьевича и Тамары Иосифовны появилась приёмная дочь Ирена, которая не только приняла Учение Живой Этики, но и впоследствии продолжила дело, начатое Стульгинским. С 1993 года и до настоящего времени Ирена Залецкене - председатель Литовского Рериховского Общества.
Слева направо: Н.Д.Спирина, (?), Ирена Залецкене, супруги Стульгинские
В 1949 году Стульгинский был арестован, осуждён за «идеализм» взглядов и приговорён к десяти годам лишения свободы в одном из лагерей НКВД в Казахстане. По этому же делу были осуждены ещё восемнадцать членов Общества.
По воспоминаниям Ирены, они ожидали, что отца могут забрать. Члены Рижского Общества уже были арестованы, и в Литве несколько человек тоже. «Отца забрали 7 сентября 1949 года. Дом был окружён, ввалились люди, собрали книги в мешки. Книг было много на разных языках, так как отец кроме литовского и русского знал немецкий, чешский, английский, польский. Его посадили в машину и увезли. Он отнёсся ко всему спокойно, говорил: карма, значит, такая. Попал в лагерь политических заключённых, там же сидел и А.И.Солженицын, о чём он узнал позже».
Чтобы не потерять человеческого достоинства и не сойти с ума в одиночной камере, Степан Викентьевич придумал задачу, посильную архитектору духа: мысленно писать трактат о том, что бы он сделал, если бы стал королём Литвы... Эти мысли, изложенные на папиросной бумаге, были не фантазией больного воображения, а научной теорией, основанной на логике и фактах.
В лагере Стульгинский провёл шесть лет; в 1955 году попал под амнистию и вернулся в Литву, в Каунас.
После ареста отца Ирене удалось спасти самые сокровенные книги: она увозила их на старой коляске далеко, в надёжное место, и прятала. Первый вопрос, который он задал близким по возвращении, был: «Где мои книги?»
В Каунасе после больших трудностей Степану Викентьевичу удалось устроиться на работу в проектный институт. С 1963 года он работал в Вильнюсе начальником отдела проектного института городского строительства, был также экспертом по генеральным планам в Комитете строительных дел: участвовал в утверждении генпланов Вильнюса и Каунаса.
Из лагерей и ссылки возвращались друзья, но общались мало, Учение Живой Этики изучали в основном индивидуально. Но так как вся семья Стульгинского жила идеями Живой Этики, здесь всё время шла интенсивная духовная работа.
В 1963 – 1968 годах Степан Викентьевич серьёзно и глубоко изучает «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской, сочинения А.Тойнби и О.Шпенглера, сопоставляя их с Учением Живой Этики, много пишет. Легенды, написанные белым стихом на русском языке, он прочитывал в семье, посылал друзьям, прислушиваясь к замечаниям. Такая работа шла несколько лет.
В 1970-е годы «Космические легенды Востока», выпущенные «самиздатом» без указания автора, разошлись по всему Советскому Союзу. В Вильнюсе книгу буквально выхватывали друг у друга из рук. Она была написана Стульгинским по-русски, для того чтобы больше людей смогли её прочесть. Позже, в 1990-е годы, в разных издательствах вышло более десяти изданий «Космических легенд Востока», в том числе на латышском, болгарском, английском и литовском языках.
По словам Валентина Сидорова, «о легендах, написанных Стульгинским, ходили легенды...» Многие видели в них сходство с сочинениями Рериха - так они были близки его работам по стилю и содержанию. Рукопись книги он давал на прочтение друзьям и знакомым, в том числе и Н.Д.Спириной. В своём письме к Степану Викентьевичу Наталия Дмитриевна привела такой эпизод: один лётчик, который развозил повсюду книги рериховской тематики, сообщил ей, что нашлась ещё одна книга Рериха - «Космические легенды Востока», на что Наталия Дмитриевна ему сказала: «Я знаю автора этой книги - это Степан Викентьевич Стульгинский».
С.В.Стульгинский, Н.Д.Спирина
Однажды Степан Викентьевич приехал к Б.А. Смирнову-Русецкому, с которым был очень дружен, и они вместе отправились отдыхать в Подмосковье. А перед этим рукопись «Космических легенд Востока» Степан Викентьевич оставил академику Туляеву. Вернувшись с отдыха, Стульгинский зашёл к нему. Туляев обнял и расцеловал его, таким образом выразив своё отношение к его труду. Домой Степан Викентьевич вернулся радостный. Ему было очень важно, что не только друзья приняли его книгу, но и учёный, с которым они тогда были мало знакомы, оценил её.
1974-й - год столетия Николая Константиновича Рериха - стал чертой, которая обозначила более свободное общение с друзьями в Литве, Латвии, России и Польше. Стульгинский поддерживал дружеские отношения с Борисом Алексеевичем Смирновым-Русецким, Наталией Дмитриевной Спириной, Ренитой Андреевной Григорьевой, Павлом Фёдоровичем Беликовым, Рихардом Яковлевичем Рудзитисом, Гаральдом Феликсовичем Лукиным и другими. Гаральд Фелисович не раз приезжал к Степану Викентьевичу в Вильнюс во время работы там выставки подлинников Рериха. Стульгинский тоже часто бывал в Риге. Вместе с Беликовым он приезжал в Москву на празднование 100-летнего юбилея Н.К.Рериха. Встречался он и с Юрием и Святославом Рерихами.
Самой большой мечтой и целью Стульгинского было восстановление Рериховского Общества в Литве. Начавшиеся в Советском Союзе в 1980-е годы перемены давали надежду на свободу не только в политике, но и в мировоззрении.
В 1989 году по инициативе С.В.Стульгинского, профессора Вильнюсского университета Ч.Кудабы и деятеля компартии Литвы Л.Шепетиса на торжественном заседании в Доме художников Литвы было официально восстановлено Рериховское Общество Литвы. Председателем его был избран Стульгинский. Так через 40 лет после арестов и репрессий он воплощает свою мечту - возвращено к жизни Рериховское Общество, вновь объединены последователи Живой Этики в Литве.
В 1990 году Степан Викентьевич выступил по Литовскому телевидению, и это имело большой резонанс в республике - впоследствии он приглашался для чтения лекций во многие города Литвы. После этих встреч с аудиторией стали образовываться отделения Рериховского Общества в Каунасе, Клайпеде, Шяуляе...
Дом Стульгинского стал центром Общества - здесь собирались для встреч с интересными людьми, знакомства с новыми книгами, приходили за помощью и советом. Когда Литовскому Рериховскому Обществу было предоставлено помещение, Стульгинский стал проводить еженедельные семинары на темы Учения Живой Этики. Он особенно подчёркивал значение духовной дисциплины и самоусовершенствования. Был строгим, требовательным, но в то же время и чутким руководителем. Степан Викентьевич по опыту общения с молодым поколением понимал, как не хватает молодёжи простых советов в том, как изучать Живую Этику и как лучше строить работу в совместных семинарах. На эту тему он говорил и писал статьи в журнал «Новое сознание», издаваемый Обществом.
В начале 1995 года Степан Викентьевич закончил свою последнюю книгу «Введение в Агни Йогу». В феврале макет был готов, Ирена показала его отцу и отвезла в Ригу, в издательство «Виеда», где книга и вышла уже после ухода Степана Викентьевича из жизни.
Возвратимся в канун 1992 года, когда Наталии Дмитриевне пришло очередное письмо от Степана Викентьевича.
«Здравствуйте, дорогая Наталия Дмитриевна!
Раздумываю о Вашем Новосибирске. Вижу его будущей столицей Новой России. Царь Пётр, пробив окно в Европу, чтобы смотреть на Запад и восхищаться им, на подоконнике расположил новую столицу. Полезно ли это было для России? Спор между западниками и славянофилами был долог.
После того как Шпенглер констатировал закат Европы, а точнее, гибель Запада, - не пора ли пересмотреть направление? Не то чтобы от Запада обратиться к Востоку, а углубиться в себя, в середину. А в середине земли русской - Новосибирск! И Шпенглер указал, что после гибели западной цивилизации новая культура будет русско-сибирской. (...)
Да будет наступающий Новый Год преддверием Новой Эпохи!..
Всего светлого - преданный Вам Степан Викентьевич».
Статья подготовлена Т.М.Бугаевой и Н.М.Кочергиной на основе воспоминаний Ирены Залецкене (в переводе Неринги Даргите) и писем из архива Н.Д.Спириной.
Родился в 1908 году в деревне Дударево Меховского района Витебской области. В Красной Армии служил с 1930 по 1954 год.
Участник боевых действиях в 1939 году в районе реки Халхин - Гол.
Участник Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1942 года служил в 515-м ИАП; с Октября 1942 года - 517-м ИАП. Сражался на Западном, Северо - Западном, Юго - Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Имеет одно ранение.
К Маю 1945 года Полковник С. В. Баранов сбил 5 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.
Награждён орденами: Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями "За боевые заслуги", "За оборону Сталинграда", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", монгольской медалью "XXX лет Халхин-Гола", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина" и 4-мя другими.
Последние годы Полковник в отставке С. В. Баранов жил в городе Владимире.
* * *Берлин! Сколько раз это слово повторяли солдаты и командиры в боях и на привалах, на рубежах атак и в обороне. Оно не сходило с уст и тех, кто в трудные дни отступления оставлял врагу наши сёла и города. "Мы ещё вернёмся, мы будем в Берлине", "Наш путь к окончательной победе лежит только через Берлин", - говорили защитники Одессы и Севастополя, герои Сталинграда и Ленинграда.
И вот он, Берлин, - звериное логово германского фашизма, место, где созрели коварные планы разбойничьего захвата многих государств мира, откуда началось их осуществление. Его видно издалека. Громадные, подпирающие небо столбы огня и дыма - это и есть Берлин. Мы шли к нему 4 трудных года. И пришли! На его подступах по обочинам дорог - битая техника, трупы фашистов, таблички с надписями: "До Берлина- 50 км", "До фашистского логова - 30 км"... Спешат пехотинцы, артиллеристы, танкисты. Но первыми там побывали лётчики.
И наш 517-й истребительный авиационный полк, которым я командовал, с которым воевал в районе Харькова, громил врага под Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии, Польше, тоже не раз совершал налёты на Берлин.
Готовиться к предстоящему штурму Берлина мы начали ещё на его подступах. Знали, что эта операция будет нелёгкой, что враг так просто не отдаст свою столицу. В районе Кюстрина мы обнаружили бывший вражеский аэродром, на котором осталось несколько десятков совершенно исправных FW-190. Использовать их для полётов мы не собирались - ведь наши "Яки" были не хуже. А вот для тренировок в прицеливании их приспособили. Они были хорошими мишенями для наших лётчиков, особенно молодых.
В эти напряжённые дни технический состав и в дождь, и в холод, под открытым небом, с напряжением всех сил ремонтировал подбитые самолёты.
В звеньях, эскадрильях, вспомогательных подразделениях проводились партийные и комсомольские собрания, на которых лётчики, воины наземных служб клялись отдать все силы, - а если надо, то и жизнь, - для разгрома врага в его собственном логове. Меня, как командира полка, радовало то, что люди просто рвались в бои, что они были готовы на любые подвиги. Самое тщательное внимание в этот период уделялось сохранению военной тайны, дезориентации врага. Ведь вокруг нас было очень много оставшихся гражданских немцев, да и важность самой предстоящей операции заставила нас быть особо бдительными. Помнится такой случай. Накануне больших событий наш инженер полка Сухинин отправился к линии фронта за трофейной автомашиной. День проходит, его нет, второй - нет. Прошёл и третий, и четвёртый, а он всё не появляется. И лишь на 10-й день вернулся в полк.
Где же столько пропадал, да ещё в столь ответственные дни? - набросился я на него.
Товарищ Полковник, всё искал ту часть, где должен был получить машину. Кого ни спрошу - молчат. Как в рот воды набрали. Вот и колесил по дорогам. Еле разыскал, - объяснил он мне.
Да, так оно и было в те предстартовые дни. Всё держалось в строжайшей тайне.
Чтобы сбить с толку врага, политработниками высших штабов было заготовлено множество специальных листовок, в которых говорилось, что советские войска готовятся не к наступлению, а к обороне. Эти листовки разбрасывались над самой линией фронта и лётчиками нашего полка.
Забрасывали листовки и к нам. Гитлеровцы утверждали: "От Берлина вы недалеко, но в Берлине не будете. В Берлине тысячи домов, и каждый станет неприступной крепостью. Против вас будет сражаться каждый немец... Мы тоже были у Москвы и в Сталинграде, но не взяли их. Не возьмёте и вы Берлин. Здесь получите такой удар, что и костей не соберёте".
И вот наконец началось то, к чему мы так тщательно готовились, чего с таким нетерпением ждали. Аэродром юго - восточнее Кюстрина. На нём базируется наш полк. Это всего в 60 километрах от Берлина. В первый день Берлинской операции мы совершили массированный налёт на вражеский аэродром, расположенный на подступах к Берлину. Хорошо тогда поработали и бомбардировщики, которых мы прикрывали, и наши истребители. Несколько десятков уничтоженных вражеских самолётов и ни одного потерянного своего - такой итог памятного вылета.
Проведали тот аэродром мы и на следующий день. Почти весь полк поднялся в воздух. Подлетая к цели, на высоте 1500 метров встретили 2 девятки "Фокке - Вульфов". Завязался жестокий воздушный бой. Трёх самолётов не досчитались тогда немцы.
А затем налёты на Берлин. Их было много. Хорошо запомнились все. Но особенно - этот. 27 бомбардировщиков Пе-2, до отказа нагружённых бомбами, кружатся над своим аэродромом, поджидая нас. При подходе истребителей они приняли правильный строй и взяли курс на"Берлин. Наш полк в составе 30 машин - за ними. В прозрачном воздухе плыла целая армада. Внимательно следим за верхней и нижней полусферами. Как и следовало ожидать - противник не заставил долго себя ждать. Несколько Ме-109 устремились прямо на нашу колонну. Бомбардировщикам грозила опасность. Защищая их, один из комэсков разворачивает ведомые самолёты и идёт в лоб вражеским. Со своей группой врезаюсь в гущу "Мессеров". Враг оказался так близко, что я сгоряча рванул ручку управления на себя и молнией проскочил между двумя наседавшими вражескими самолётами. Ведя огонь из пушки, всё же отогнал их. Увлекшись боем, не заметил третьего самолёта, который наседал сзади. И трудно сказать, что было бы, если бы мой ведомый Жаворонков не сразил его. Взаимная выручка в воздушном бою - закон лётчиков.
Когда на подлёте к Берлину попали в зону зенитного огня, вражеские лётчики ослабили натиск. Но и немецкие зенитки не смогли преградить нам путь. Продвигаясь буквально через шквал огня, мы не сошли с курса, достигли цели.
Наконец Берлин. Заход, второй... Где-то внизу вспыхивают огненные шары. Хорошо видно, как рушатся здания, как в небо поднимаются огромные языки пламени.
Когда приземлились на своём аэродроме, среди нас не оказалось лишь замечательного лётчика Авилова. Но вскоре узнали, что он выбросился на парашюте и приземлился на нашей территории.
Потом мы летали на Берлин ещё не раз. Летали эскадрильями, летали и всем полком. Пробиваясь сквозь мощные заслоны зенитного огня, мы стремились уберечь бомбардировщики от вражеских истребителей, довести их невредимыми до цели. А цель одна - Берлин. Сколько раз доводилось вступать в воздушные бои, сколько раз приходилось сбивать вражеские самолёты! Нередко на борт своих самолётов мы брали листовки, которые разбрасывали над Берлином. В них были призывы к немецким солдатам сдаваться в плен.
Последний вылет в Берлинской операции полк произвёл в конце Апреля. Тогда лётчики совершили налёт на один из вражеских аэродромов. Почти не встречая сопротивления, мы действовали как над полигоном. Из пушёк и пулемётов расстреливали немецкие самолёты до тех пор, пока не израсходовали почти все боеприпасы. Итог был потрясающий: уничтожили на земле и в воздухе около 20 вражеских самолётов.
Никогда не забыть ночь на 2-е Мая. После напряжённого боевого дня лётчики крепко спали. И вдруг ночную тишину нарушила беспорядочная стрельба из автоматов, карабинов, пистолетов. Мы выскочили на улицу, услышали отовсюду доносящиеся ликующие возгласы. Вскоре узнали, что Берлин пал. Лётчики обнимали, целовали друг друга. Мы в Берлине! Хотелось петь и плясать. Отрадно было сознавать, что в этой замечательной победе был и наш ратный труд.
До самого утра ликовали лётчики. Но вместе с радостью в сердца закрадывалась скорбь по тем боевым товарищам, кто не дожил до этого светлого праздника. Лётчик Кузнецов запел полковую песню, его поддержали другие:
А через неделю ещё более радостное торжество. 9 Мая мы праздновали окончательную Победу над врагом. Не верилось, что кончилась война, что не придётся больше под обстрелом летать в стан врага, вступать в воздушные схватки с "Мессерами", терять своих боевых товарищей. Сколько их, смелых соколов, полегло на трудном пути полка от Харькова до Сталинграда и от Сталинграда до Берлина! Они и теперь в моей памяти - как живые.
За время войны лётчики нашего полка сбили 127 вражеских самолётов. На своём боевом пути полк 32 раза менял аэродромы. Рядом со мной воевали Герои Советского Союза Т. Тюлькин, А. Химич, И. Романенко. За боевые успехи в Белоруссии полк был удостоен почётного наименования "Калинковичский". Лётчики полка 16 раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего, а наше боевое знамя украсил орден Суворова 1-й степени.
Ещё раз мне довелось побывать в районе Берлина. Только теперь не на самолёте, а на автомашине. На 3-й день после капитуляции Германии с группой лётчиков и техников полка мы приехали посмотреть поверженный Берлин. Картина была впечатляющей: тысячи разрушенных и снесённых с лица земли зданий, многие улицы так были загружены вражеской техникой, что невозможно проехать.
Пробираясь по лабиринтам берлинских улиц, мы вдруг увидели на огромной высоте развевающееся по ветру Красное знамя. Застучало сильнее сердце. В эти минуты мы гордились содеянным, тем, что и мы, лётчики, помогли донести до Рейхстага этот стяг Родины.
Навсегда мне запомнились надписи на Рейхстаге. Их было очень много. На русском, украинском, грузинском, таджикском и каких только ещё языках можно было прочесть имена воинов, дошедших до Берлина. Тогда на стене поверженного Рейхстага начертал свою фамилию и я.
(Из материалов сборника - "В пламени сражений". Ярославль, 1978 год.) * * *Список всех известных побед
Полковника С. В. Баранова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы
сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)