Означает обсе. Компетенция и функции организации по безопасности и сотрудничеству в европе
создана в 1995 г. на основе преобразования Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали заключительный акт Совещания, определяющий принципы поведения государств на континенте.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ)
(прежнее название – СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ – СБСЕ) – (англ. Organization on Security and Cooperation in Europe (OSCE) – Conference on Security and Cooperation in Europe – CSCE).
Первоначально СБСЕ было задумано как международное совещание представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, созванное по инициативе СССР и союзных с ним государств для выработки мер уменьшения военного противостояния и укреплению безопасности в Европе. Проводилось в несколько этапов:
Этап первый – с 3 по 7 июля 1973 г. в Хельсинки на уровне министров иностранных дел государств.
Этап второй – с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. в Женеве (с перерывами), на котором внесено около 200 предложений по всем разделам повестки совещания и согласован текст Заключительного акта.
Этап третий – с 30 июля по 1 августа 1975 года в Хельсинки на уровне руководителей государств. В ходе него 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Дан старт общеевропейскому процессу – многоплановой деятельности стран Европы, США и Канады. (В настоящее время в ОБСЕ участвуют 55 государств).
Заключительный акт включает в себя следующие основные договоренности:
В международно-правовой области – закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, принятие десяти принципов взаимоотношений между государствами-участниками, среди которых в четкой форме зафиксирован принцип нерушимости границ;
В военно-политической области – согласование первого набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);
В экономической области – согласование основных сфер многостороннего сотрудничества в области экономики, науки и техники и защиты окружающей среды;
В гуманитарной области – согласование ряда обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе, по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования.
Договоренности в рамках общеевропейского процесса не носят юридически обязательного характера, однако имеют большое политическое значение. При их принятии действует правило консенсуса.
В развитие этих договоренностей состоялись Белградская (1977-1978 гг.), Мадридская (1980-1983 гг.), Стокгольмская (1984 г.), Венская (1986 г.) и ряд других встреч представителей европейских государств для обмена мнениями о ходе выполнения Заключительного акта и выработки дополнительных мер по обеспечению европейской безопасности.
Особое значение для эволюции СБСЕ имело Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ (19-21 ноября 1990 г.). На нем была подписана ознаменовавшая окончание эпохи «холодной войны» Парижская хартия для новой Европы, заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД). Был также одобрен Венский документ 1990 г. по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.
Другим важным результатом Парижского совещания стали решения об институционализации процесса СБСЕ. Создан трехступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц (КСДЛ).
С 10 сентября по 4 октября 1991 г. в Москве прошло третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое состоялось в 1989 г. в Париже, второе – в 1990 г. в Копенгагене). В принятом на московском совещании документе впервые отмечено, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения СБСЕ не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
Этапным событием для развития общеевропейского процесса стала Хельсинкская встреча на высшем уровне 1992 г.
Принятый в Хельсинки документ – «Вызов времени перемен» – дал импульс началу превращения СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию по поддержанию военно-политической стабильности и развитию сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и разнообразные возможности принимать меры практического характера в сфере предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
Стокгольмская встреча СМИД (14-15 декабря 1992 г.) продолжила этот процесс. Был учрежден пост Генерального секретаря СБСЕ, положено начало работе венской группы КСДЛ, в рамках которой шло обсуждение всех текущих вопросов деятельности СБСЕ.
Задачам повышения эффективности СБСЕ, перепрофилирования его потенциала на миротворчество и урегулирование кризисов была посвящена встреча СМИД СБСЕ в Риме (30 ноября – 1 декабря 1993 г.)
Римский СМИД принял Декларацию по агрессивному национализму, нацеливающую хельсинкский процесс на противодействие этому опасному источнику современных конфликтов.
Одобрен ряд решений по структурному укреплению СБСЕ, в том числе о создании Постоянного комитета СБСЕ – института постоянных представителей государств-участников.
В декабре 1994 г. в Будапеште состоялась очередная встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании с 1 января 1995 г. СБСЕ в ОБСЕ – Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.
В документах саммита – Политической декларации «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» и других решениях нашли отражение принципиальные положения о центральной роли ОБСЕ в строительстве безопасной, единой и свободной Европы, о необходимости обеспечения подлинного партнерства в европейских делах через должный учет интересов и приоритетов всех государств-участников. Политически значимым событием стало принятие Декларации в связи с 50-летием окончания Второй мировой войны.
Крупным итогом саммита стала договоренность о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века. Военно-политические договоренности («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.) заложили основу единого пространства доверия.
7-8 декабря 1995 г. в Будапеште состоялась встреча СМИД, которая была сфокусирована на двух ключевых темах – новой модели безопасности и вкладе ОБСЕ в ее урегулирование. По модели был принят промежуточный документ, который подвел итоги годичной дискуссии и наметил ориентиры дальнейшей работы.
2-3 декабря 1996 г. в Лиссабоне состоялась очередная встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ.В принятых документах – Декларации лиссабонского саммита и Декларации «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века» – подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и стабильности во всех измерениях.
Другой важный результат Лиссабона – принятие документа об обновлении ДОВСЕ. Одновременно с решением об адаптации этого договора российской стороне удалось добиться обязательства государств-участников проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развертывания.
Принятые в Лиссабоне «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности» закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. Они позволяют использовать общеевропейский формат для постановки и рассмотрения вопросов о дальнейших мерах укрепления доверия и военной безопасности. Вместе с тем все заметнее в работе ОБСЕ проявился акцент «гуманитарно-конфликтной» проблематики на пространстве бывших СССР и СФРЮ.
18-19 декабря 1997 г. в Копенгагене состоялась шестая встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Ее главным результатом стало развернутое решение о начале предметной работы над Хартией европейской безопасности. Зафиксированы «основные направления» Хартии, в целом идущие в русле предложений российской стороны.
Очередная, седьмая встреча СМИД ОБСЕ прошла 2-3 декабря 1998 г. в Осло. Значимым политическим итогом СМИД стало принятие Декларации, в которой отражены подходы России к роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности, основным актуальным проблемам, а также рискам и вызовам современной Европы. В Декларацию вошли также положения о полицейских операциях ОБСЕ.
Значительное место в дискуссиях на СМИД заняли косовская проблематика, конфликтные ситуации на территории СНГ. Принят ряд решений, в частности, по Грузии, Молдове, об укреплении возможностей ОБСЕ, по Центральной Азии. Было подтверждено положение о территориальной целостности СРЮ.
Министры признали целесообразность принятия ряда мер по дальнейшему укреплению ОБСЕ, в первую очередь в сферах раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
Шестой по счету саммит ОБСЕ состоялся 18-19 ноября 1999 г. в Стамбуле. Российскую делегацию возглавил Б.Н.Ельцин. На саммите были подписаны Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, приняты итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы.
27-28 ноября 2000 года в Вене прошло восьмое заседание СМИД ОБСЕ. На нем были приняты декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен принятый в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи – министерскую декларацию.
3-4 декабря 2001 г. в Бухаресте состоялось девятое заседание СМИД ОБСЕ. Основным политическим документом встречи стала министерская декларация. Также приняты:
План действий по борьбе с терроризмом, который содержит долгосрочную программу работы Организации в этой области;
Документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога;
Набор заявлений по региональным проблемам (Грузии и Молдове, Нагорному Карабаху, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии);
Ряд оперативных решений по гуманитарному измерению деятельности ОБСЕ.
Главный итог встречи заключается в создании предпосылок для преодоления системного кризиса ОБСЕ, в котором она оказалась в начале ХХI века из-за приоритетного внимания гуманитарно-правозащитной дискуссии в ущерб вопросам экономического и военно-политического сотрудничества.
12 июня 2002 года на Лиссабонской международной конференции был принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним», в котором была дана оценка роли международных и региональных организаций при реализации стратегий и планов противодействий терроризму и сформулированы принципа сотрудничества между ними.
Отличное определениеНеполное определение ↓
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) - международное региональное политическое объединение 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Образована в 1975 году в форме Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
ОБСЕ действует на основе концепции общей и всеобъемлющей безопасности, объединяющей три измерения - военно_политическое, экономическое, экологическое и гуманитарное; руководствуется принципами равного партнерства, солидарности и транспарентности. Все государства-участники имеют равный статус.
Высшим органом ОБСЕ являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств, как правило, один раз в два-три года, в зависимости от требований международной политической конъюнктуры. В годы, когда саммиты не проводятся, собираются заседания Совета министров иностранных дел (СМИД).
Целями ОБСЕ объявлены:
- -обеспечение мира и безопасности в Европе;
- -поддержание разрядки международной напряженности;
- -обеспечение соблюдения прав человека;
- -соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.
Основные задачи - это предотвращение и урегулирование конфликтов в государствах-членах ОБСЕ, а также предоставление информации о кризисных ситуациях.
СТРУКТУРА:
Постоянный Совет ОБСЕ - главный исполнительный орган организации, состоящий из представителей стран-участниц. Совет собирается еженедельно в конгресс-центре "Хофбург" в Вене для обсуждения текущих вопросов и принятия необходимых решений.
Парламентскую Ассамблею ОБСЕ составляют 300 депутатов-представителей законодательной власти стран, входящих в ОБСЕ. Основная роль Ассамблеи - парламентский контроль и вовлечение европейских депутатов в деятельность ОБСЕ.
Бюро по демократическим институтам и правам человека занимается мониторингом соблюдений прав человека, базовых демократических свобод в странах-участницах. Кроме того, Бюро занимается развитием демографических институтов на территории, подответственной ОБСЕ.
Отслеживанием ситуации со СМИ в странах ОБСЕ занимается Представитель по вопросам свободы средств массовой информации. Он же выносит первое предупреждение правительствам тех государств, где замечены нарушения свободы слова.
Бюро Верховного комиссара по делам нацменьшинств ответственно за ранее предупреждение конфликтов на этнической почве, которые ставят под угрозу стабильность и мирные отношения между странами-участницами ОБСЕ.
Особое место в структуре ОБСЕ отведено Мерам по укреплению доверия и безопасности. При создании этой программы преследовалась цель ослабления напряженности в отношениях и укрепление взаимного доверия в Европе.
Для разрешения конфликтов и споров между членами ОБСЕ, подписавшими Конвенцию по примирению и арбитражу, создан Суд, находящийся в Женеве
История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».
По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.
На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.
По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.
Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.
В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.
Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».
Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.
Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.
Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.
Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы
- 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
- 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.
С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.
В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).
Основные органы характеризуются следующим образом.
Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.
Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.
Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.
Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.
Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.
Функциональные органы ОБСЕ:
- 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
- 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
- 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
- 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
- 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
- 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.
Основные направления деятельности ОБСЕ:
- 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
- 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
- 3) действия в сфере человеческого измерения.
Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом
способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.
Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).
Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.
Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.
Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.
Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE)
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — крупнейшая в мире международная региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности
Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии с население более миллиарда человек. Государства-участников ОБСЕ: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монголия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Папский престол, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сан – Мариино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония
Предыдущее название организации - «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE)
«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе
Совещание проводилось в три этапа с 1973 года и закончилось 1 августа 1975 года, когда в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения). Процесс, точкой отсчета которого широкая общественность считает Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, превратился в значительный фактор гуманитарного сотрудничества, укрепления безопасности
Заключительный акт, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975, отразил стремление тридцати трех европейских государств, Соединенных Штатов и Канады к сотрудничеству независимо от политических, экономических и социальных систем на основе уважения прав и свобод человека. Государства-участники решили содействовать укреплению мира и взаимопониманию между народами путем развития контактов между людьми, обмене информацией, сотрудничества и обменов в области культуры, образования
Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве по широкому кругу вопросов, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность. Все государства, участвующие в деятельности ОБСЕ, имеют равные права и принимают решения на основе консенсуса
ОБСЕ имеет особый статус. С одной стороны, принимаемые в ее рамках решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Однако, с другой стороны, ОБСЕ обладает признаками международной организации: постоянными органами, постоянной штаб-квартирой и учреждениями, постоянным штатом, постоянными финансовыми ресурсами и полевыми отделениями
Большинство документов ОБСЕ, в которых содержатся политические обязательства государств, требуют для их осуществления формы международных договоров. Так, ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются в юридическом смысле международными договорами и не носят обязательного характера для государств
Тот факт, что обязательства ОБСЕ не имеют обязательной юридической силы, не умаляет их эффективности. Будучи подписанными на самом высоком политическом уровне, они имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права. Более того, ОБСЕ — это единственная организация по безопасности в Европе, являющаяся региональным соглашением в смысле главы VIII Устава ООН, поэтому она служит главным инструментом для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе
Все это делает ОБСЕ уникальной организацией, и она занимает особое положение по сравнению с другими организациями и учреждениями в Европе. Вопросы защиты прав человека, рассматриваемые ОБСЕ, формируют часть так называемого человеческого измерения ОБСЕ. Этот термин был официально введен в 1989 году в Заключительном Документе Венской Встречи и применяется как общий термин для всех вопросов, касающихся прав человека и фундаментальных свобод, человеческих контактов и других вопросов гуманитарного характера, считающихся подпадающими под юрисдикцию данной организации
ОБСЕ не имеет механизмов рассмотрения индивидуальных жалоб на нарушения каких-либо прав и основных свобод человека и их защиты международно-правовыми средствами. Одновременно это не лишает НПО возможности обратиться в структуры ОБСЕ и привлечь внимание к фактам нарушений прав человека в той или иной стране
Основная цель ОБСЕ: предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов
Основные средства обеспечения безопасности:
1. политико-военное измерение: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности;
2. экономическое и экологическое измерение: экономическая и экологическая безопасность.
3. человеческое измерение: защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение
Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях
Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются: английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский
Основными органами организации являются: Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ
Встречи глав государств и правительств проводятся регулярно раз в два года. На них обсуждаются основные региональные и глобальные проблемы, определяются принципиальные направления деятельности ОБСЕ, принимаются основные документы Организации
Встречам в верхах должны предшествовать Конференции по обзору. В ходе таких конференций проводится обзор деятельности ОБСЕ за текущий период и подготавливаются итоговые документы последующей встречи глав государств и правительств стран-участниц Организации
Совет министров иностранных дел - ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ. Совет министров (бывший Совет СБСЕ) является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Заседания Совета проводятся на уровне министров иностранных дел под председательством представителя принимающей страны, обычно перед завершением срока полномочий Действующего председателя, т.е. не реже одного раза в год. При необходимости организуются дополнительные заседания
Совет рассматривает вопросы деятельности ОБСЕ, организует подготовку встреч глав государств и правительств и выполнение принятых на этих встречах решений. Повестка дня встреч Совета разрабатывается Руководящим советом
Действующий председатель Chairperson-in-Office, CiO. Им становится министр иностранных дел страны-председателя). Он руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций
Действующий председатель ОБСЕ несет общую ответственность за исполнительную деятельность. Пост Председателя переходит от страны к стране ежегодно на основе ротации. В своей работе Председатель опирается на помощь предыдущего и последующего председателей, которые вместе с ним составляют Тройку
Он также может создавать специальные целевые группы и назначать личных представителей, поручая им заниматься теми или иными кризисными или конфликтными ситуациями
Генеральный секретарь и Секретариат
Должность Генерального секретаря была учреждена на встрече Совета министров иностранных дел в Стокгольме (1415 декабря 1992 г.) Генеральный секретарь назначается Советом министров на три года по рекомендации Руководящего совета и Действующего председателя. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом ОБСЕ. Генеральный секретарь возглавляет Секретариат
В задачи Генерального секретаря входит также руководство структурами и операциями ОБСЕ. Аппарат Генерального секретаря находится в Вене и состоит из 4 помощников (двух дипломатических и двух административно-финансовых) и технического персонала
В ведении Генерального секретаря находится Секретариат ОБСЕ, который также размещается в Вене. В его функции входит оперативное обеспечение деятельности Организации. Отделение Секретариата в Праге выполняет, главным образом, документационно-информационные задачи
Постоянный совет под руководством действующего председателя (Chairperson-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года. Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (еженедельно собирается в Вене)
Органом ОБСЕ, где на регулярной основе проводятся политические консультации и принимаются решения, является Постоянный совет. Его члены, представители государств-участников ОБСЕ, еженедельно собираются на заседания в конгресс-центре «Хофбург» в Вене для обсуждения и принятия решений по всем вопросам, относящимся к компетенции Организации
Помимо регулярных заседаний, которые созываются еженедельно на уровне послов, Совет также может созываться при возникновении чрезвычайных ситуаций. В период между заседаниями Руководящего совета ПС принимает решения по всем вопросам деятельности ОБСЕ, а также проводит предварительное обсуждение вопросов, предложенных для включения в повестку дня Руководящего совета. В Вене также часто проходят различные неофициальные встречи между делегациями
Кроме того, в «Хофбурге» проводятся заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности. Форум по сотрудничеству в области безопасности - регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ (еженедельно собирается в Вене)
Руководящий совет
Наряду с заседаниями других органов для проведения политических консультаций периодически могут созываться встречи Руководящего совета. Решение о создании Руководящего совета было принято на встрече глав государств и правительств стран-участниц ОБСЕ в Будапеште (5-6 декабря 1994 г.)
Руководящий совет осуществляет общей контроль, руководство и координацию деятельности ОБСЕ. Руководящий совет, как правило, не принимает решений по текущим вопросам деятельности Организации и не формирует ее руководящие политические и бюджетные принципы. Эта задача возложена на Постоянный совет ОБСЕ
Заседания РС проводятся в Праге не реже двух раз в год на уровне заместителей министров иностранных дел или политических директоров МИД. Перед встречей Совета министров собирается дополнительное заседание Руководящего совета. Предусмотрено также проведение при необходимости внеочередных заседаний. Кроме того, один раз в год Руководящий совет проводит встречу в Праге в качестве Экономического форума
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Парламентская ассамблея ОБСЕ Представитель по вопросам свободы СМИ - наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в государствах-участниках ОБСЕ
OSCE Secretariat
Адрес: Wallnerstrasse 6 1010 Vienna Austria
Teлефон: +43 1 514 360; Факс: +43 1 514 36 6996
Official correspondence: [email protected]
Recruitment: [email protected]
Press information and visitor groups: [email protected]
Website enquiries and feedback: [email protected]
Publications and documents: [email protected]
Сайт: http://www.osce.org/
2016-07-25T16:06:21+00:00 konsulmir Европа Международные Организации Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - крупнейшая в мире международная региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии с население более миллиарда человек. Государства-участников ОБСЕ:... konsulmir [email protected] Administrator Аббревиатура "ОБСЕ " расшифровывается,как "Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе " англ. "OSCE " - "Organization for Security and Co-operation in Europe ". Была создана в Финляндии в городе Хельсинки 1 августа 1975 года.В эту организацию входят 35 стран Европы.В Хельсинкских соглашениях государства договорились:
- О соблюдении всеми странами прав и свобод своих граждан.
- О мирном разрешении спорных вопросов,а так же об уведомлении о крупных передвижениях войск и учениях.
- О сотрудничестве в области охраны окружающей среды,в науке,в экономике.
- О нерушимости границ,по итогам второй мировой войны.
ОБСЕ создана,что бы следить за исполнением этих обязательств.
То есть:
- Следить за экономической и экологической безопасностью на континенте.
- Защищать права человека.
- Отслеживать нарушения на выборах.
- Стараться предотвратить конфликты между странами.
- Следить за распространением вооружений и вооруженных сил.
Основными институтами ОБСЕ являются:
- Постоянный совет каждую неделю собирается в Вене под руководством председателя,которого выбирают на год.
- Бюро по правам человека и демократическим институтам расположена в Варшаве.
- Верховный комиссар по делам нац меньшинств находится в Гааге.
- Форум по сотрудничеству в области безопасности каждую неделю собирается в столице Австрии.
- Парламентская ассамблея ОБСЕ проводит встречу раз в год в первые десять дней июля.
- Проводится саммит глав правительств и государств стран ОБСЕ.
Официальными языками ОБСЕ считаются: французский, немецкий, русский, испанский, итальянский, английский
В последнее время авторитет этой организации весьма заметно упал.Поскольку уже очевидно,что ОБСЕ не смогла предотвратить не одной войны начиная с конфликтов произошедших после распада СССР и заканчивая самым последним на Украине.
Россия заняла очень жесткую позицию в отношении ОБСЕ и обвиняет ее в двойных стандартах,потворствовании обслуживанию интересов отдельных группировок и государств и не жлании учитывать особенности и реалии отдельных стран.
Стоит вспомнить о весьма спорной резолюции "дело Сергея Магнитского",а уже в 2014 году объявило,что Россия нарушила основополагающих Хельсинкские принципы в отношениях с Украиной.ОБСЕ наотрез отказалось прислать своих представителей на референдум в Крыму .Считается,что представители этой организации являются нейтральными наблюдателями гражданской войны на Украине.
Сотрудник ОБСЕ об украинских военных юмор видео
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать