Отто вагнер работы. Австрия, вена, венский модерн,отто вагнер, ам-штайнхоф, коломан мозер, сецессион,иозеф мария ольбрих
Выдающийся австрийский архитектор, представитель стиля модерн. «За единственную основу нашего художественного творчества надо принять современную жизнь».
Родился близ Вены. Окончил Политехникум (1857), Академию художеств (1861–63) в Вене и Строительную академию в Берлине (1860).
По окончании Академии Вагнер сразу же включился в строительную деятельность, участвовал в многочисленных архитектурных конкурсах, таких как ратуша в Гамбурге (1876); Рейхстаг в Берлине (1882); парламент в Будапеште (1882); биржа в Амстердаме (1884). В течение 15 лет занимался частной практикой. Много строил, главным образом дома и виллы, в неоренессансном стиле. В прихотливых по композиции ранних постройках использовал обильный изощренный декор. Впоследствии обратился к поискам рациональных и простых художественных решений.
Политехническое образование, полученное архитектором, позволяло ему ориентироваться в строительном производстве. Благодаря этому он получил государственный заказ на строительство городских коммуникаций: Вагнер спроектировал и осуществил строительство четырех железных дорог в городе и ряда гидротехнических сооружений на Дунайском канале. В чисто технические сооружения Вагнер привнес свои архитектурные познания, подняв их на качественно иной уровень. Для этих работ характерно внимание к архитектурной детали.
Наиболее насыщенный период в творческой жизни Вагнера приходится на 90-е годы XX столетия. В это время он становится профессором венской Академии художеств (1894–1912) и создает книгу «Современная архитектура», ставшую евангелием нового рационалистического движения в архитектуре.
Когда его ученики - И. Ольбрих и И. Гофман вместе с художником Густавом Климтом и архитектором Карлом Мозером объединились в борьбе против Академии и образовали Сецессион (1897), Вагнер эпатировал коллег, став членом Сецессиона (1899–1905).
В 1890-е он получил заказ на создание генерального плана Вены, итоги работы над которым зодчий сформулировал позднее в своем трактате «Большой город» (1911). Одним из важнейших направлений развития города явились транспортные развязки. В 1900 архитектор завершил работу для Управления дорог, исполнив проекты тридцати шести станции наземной железной дороги в Вене.
Последовавшие вслед за тем несколько сооружений, в том числе здание сберегательной кассы (1904), оказали не меньшее влияние на развитие архитектуры, чем его теоретические взгляды. Вальтер Гропиус писал: «В Австрии на грани веков Отто Вагнер построил здание сберегательной кассы. Он отважился подчеркнуть чистую плоскость крыши без опоясывающей профилировки. Мы сегодня вряд ли сможем себе представить, какая революция произошла от этого шага».
Большой вклад внес Вагнер в воспитание архитекторов как руководитель архитектурного класса венской Академии художеств (1894–99) и созданной им школы «Вагнершуле» (1901–05). Он выступал против правила посылать выпускников Академии в Италию, так как считал, что это мешает архитектору искать новые средства выразительности. Наиболее знаменитыми его учениками были Йозеф Мария, Йозеф Хоффман, Адольф Лоз (Лоос).
Основной проблемой его творчества была проблема стиля. Изучая исторические стили, он ратовал за создание стиля, достойного современной эпохи. От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором, перешел к геометрически четким, рациональным сооружениям.
Творческое наследие Отто Вагнера оказало огромное влияние на развитие современной архитектуры.
(1841-07-13 ) […]О́тто Колома́н Ва́гнер (нем. Otto Koloman Wagner ; 13 июля , Пенцинг - 11 апреля ) - австрийский архитектор, мастер стиля модерн , лидер его австрийской ветви - сецессиона .
Биография [ | ]
Образование и начало карьеры [ | ]
Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме , затем в Академии изобразительных искусств . В 1862 году Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора (сына Людвига Фёрстера , строителя Рингштрассе). В 1864 году Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона (de:Kursalon Hübner) в. В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики . На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.
Эпоха модерна [ | ]
В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион , тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.
С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене . В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац - скромная постройка в духе 1960-х годов.
Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.
Поздний период [ | ]
Лидер его австрийской ветви - сецессиона.
Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме, затем в Академии изобразительных искусств. В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера, строителя Рингштрассе). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона в Штадтпарке (de:Kursalon Hubner). В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики. На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.
В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион, тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.
С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вены на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене. В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплатц - скромная постройка в духе 1960-х годов.
Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.
Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904-1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904-1907 - церковь Am Steinhof. В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги, Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет - госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906-1910-е).
ru.wikipedia.org
Известный европейский деятель искусства Отто Вагнер , выходец венской школы XIX века, появился на свет 13 июля 1841 года в Пенциге. Он рано остался без отца. Однако, несмотря на тяжелое финансовое положение, он получил хорошее образование сначала в политехникуме, потом перевелся в Королевскую строительную Академию. Потом он возвращается в Австрию и поступает в академию изящных искусств.
В 1862 Отто начинает работать в фирме Г.Фёрстера подмастерьем, а уже в 1864 – ему доверяют руководить строительством паркового павильона в Вене. Далее Вагнером было создано и реализовано большое количество проектов, к 1890 году был выпущен сборник его проектов. В самом начале своего пути архитектор работал с различными более опытными специалистами, ему приходилось подчинять свое творчество модным веяниям, что не всегда Вагнеру нравилось. Именно поэтому, свои ранние работы он не любил и не рассматривал их как часть своего творчества.
Почти полувековой путь немецкого архитектора можно разделить на следующие этапы:
— ранний период: с шестидесятых годов до конца восьмидесятых XIX века,
— зрелый период: конец восьмидесятых XIX века, начало XX века,
— поздний период: до 1918 г.
В первые четверть века своего пути Отто без устали трудился и искал оригинальные решения в разных направлениях. Наиболее излюбленным в работах Вагнера был стиль городского доходного дома, что способствовало развитию широты мышления. Мыслить шире помогала и разработка конкурсных проектов, что, кроме всего прочего, сделало работы Вагнера узнаваемыми, а его самого – известным в среде профессионалов.
Как уже было отмечено, ранний период творчества был посвящен поиску себя. Поэтому один из первых проектов Вагнера напоминал смесь форм, присущих стилям ренессанс и барокко. Обращение к историзму, однако, можно разглядеть и в других плодах творчества архитектора – доходный дом в Беллария Штрассе, жилой дом Грабенхоф, дом на Шоттенринге в Вене.
К концу раннего периода творчества архитектор проектирует доходные дома, делая более современными формы ренессанса таким образом, чтобы они соответствовали свойствам сооружений и учитывали их местонахождение. К концу 1870 годов архитектор работает самостоятельно, занимаясь любимым делом, продавая плоды своих трудов. Таким образом, он получил возможность свободы творчества, стабильный источник дохода. Как предприниматель с опытом, архитектор взял ориентир на состоятельных людей, поэтому создавал доходные дома репрезентативного типа. Вагнер по-прежнему был убежден в том, что жанр доходного дома является самым значительным для городов.
К концу 90х годов XIX века творчество архитектора приобретает характерные черты стиля модерн. Отто Вагнер встретил зарождение нового стиля, уже имея успех и известность. В 1899 году он присоединился к объединению сторонников стиля модерн, которое было создано его учениками и носило название Венский сецессион.
В 1894 г. Вагнера приглашают участвовать в проектировании Венского Штадтбана и станции «Карлсплатц». С этого времени он концентрируется на градостроительном и инфраструктурном проектировании. Вагнер спроектировал реконструкцию южных районов Вены. В рамках проекта, созданного Вагнером, было возведено два дома по набережной Wienzeile и разработан план рынка Нашмаркт. Среди реализованных проектов Вагнера – архитектурная часть Штадтбана (сохранившаяся до наших дней), речные сооружения. Как уже было отмечено, многие из произведений Вагнера периода зрелости в творчестве воплощали его взгляды на архитектуру своего времени и были связаны с реконструкцией австрийской столицы. Этой работой архитектор уже занимался в новом звании. Его назначили профессором архитектуры венской Академии искусств, а так же высшим строительным советником.
В то время Вагнер сконцентрирован на упрощении форм, причудливо сочетающимся с излюбленным декором и кованым железом. Для оформления архитектор выбирал нейтральную основу, декорируя ее серым, зеленым и золотистым цветами. Главная особенность его произведений – тонкие параллельные вертикальные по поверхности плоского пилястра канелюры – стала излюбленным приемом многих архитекторов эпохи модерна. После того, как Вагнер завершил работу над Штадтбаном, он стал уделять внимание проектированию из бетона и алюминия.
Самым значительным проектом можно считать кожно-туберкулезную лечебницу, возведенную в период с 1908 по 1913 гг. в Оттакринге. В проекте архитектор реализовал свою задумку по применению сборного железобетона в виде стенных панелей с расчленением фасада по швам. Эта же техника была предложена при проектировании санатория в Пальмшлоссе. Вагнер предложил подобную технику в сочетании с простотой всех фасадных составляющих и ясностью в планировке. Наиболее ярко идея архитектора по сборному строительству отражена в эскизах венской библиотеки. В основе проекта – каркасное здание, стандартные конструкции. Железобетон предлагается использовать для столбов, стен и перекрытий. При этом стены предлагается выполнить как навесные панели. Проект не был реализован. Не позволяли строительные технологии. Однако, подобные смелые решения в разработке проекта здания таким неординарным способом говорят о том, что в теории архитектор имел представление о развитии архитектуры с использованием железобетонных конструкций.
Отто Вагнер считал необходимым отстаивать свои убеждения, что вдохновило его на публикацию множества изысканий. Основные из них: «Зодчество нашего времени» и «К совершенствованию искусства», вышедшие в 1909 году, «Современная архитектура» — труд, издававшийся с 1865 по 1902 годы, «Большой город», опубликованный в 1911 году и «Качество зодчества» — публикация 1912 года. Основной целью издания трудов было обоснование потребности, диктуемой временем в изменении традиционных форм. Их трансформации в связи с возникновением новых стройматериалов и возможностей, появлением потребностей у человечества, характерных для изменений, продиктованных сменой эпохи.
Поздний период творчества архитектора характеризуется созданием проектов культовых сооружений. Одно из известнейших строений Вагнера – Храм Святого Леопольда. Творение, возведенное в Вене, воплотило в жизнь результаты изысканий на тему облика культового сооружения. Среди результатов поиска – проекты и эскизы культовых сооружений в Эссиге, в Берлине, в Веринге и другие. В данных разработках Отто старался воссоздать современное лицо культового сооружения. Но только Храм Святого Леопольда воплощает новую идею, возникшую сразу в нескольких государствах. Идея концепции – изменение планировки помещения и снабжение всем необходимым для комфортного пребывания. Архитектор сблизил жанр культовой архитектуры со зрелищным жанром. Здесь нет окон у алтаря, есть только окна сбоку, зал представляет собой единое пространство, высотой 20 метров. Углы здания закруглены, что позволяет улучшить слышимость.
Последним проектом архитектора стал храм Мира. Он был создан во время Первой мировой войны. Храм стал выражением идеи воли людей к миру. Этот проект по содержанию очень близок к работам раннего Вагнера, из новейших элементов – различные варианты применения железобетона.
В позднем периоде творчества архитектора были сформированы два направления: определение конструкцией и материалом формы (утверждение функционального подхода к проектированию) и пластическое обогащение с модернизацией элементов классики. Из чего можно сделать вывод о том, что, в творчестве Вагнера ярко просматривается конфликт декоративности и рациональности, что еще раз дает право отнести архитектора к эпохе модерна, полной противоречий и контрастов.
Обсуждение: есть 1 комментарий
Отто Вагнер творец, чьи произведения «знают в лицо». Узнаваемый и любимый мною архитектор. Мне посчастливилось видеть Храм Святого Леопольда..в непогожий, пасмурный день, но все же очень впечатлило.
Ответить
Почтовая сберегательная касса, церковь Am Steinhof, квартал Wienzeile 38-40 (все - Вена)
Биография
Образование и начало карьеры
Отто Вагнер родился в семье преуспевающего придворного нотариуса в Пенцинге (сегодня - район Вены, примыкающий к императорской резиденции Шёнбрунн). Отец умер, когда Отто было пять лет. Несмотря на нужду, мать сумела дать ему достойное образование. В 1857-1862 Вагнер обучался вначале в Венском политехникуме , затем в Академии изобразительных искусств . В 1862 Вагнер устроился подмастерьем на фирму архитектора Генриха Фёрстера (сына Людвига Фёрстера , строителя Рингштрассе). В 1864 Фёрстер доверил Вагнеру первую самостоятельную работу - руководство постройкой главного павильона (de:Kursalon Hübner) в венском городском парке . В последующие два десятилетия Вагнер успешно строил чужие и собственные проекты в стиле поздней эклектики . На рубеже 1870-х - 1880-х годов Вагнер создал массу проектов; некоторые из них он реализовал как независимый застройщик, но в целом этот этап его творчества остаётся мало изученным. Первый печатный сборник его проектов вышел в 1890.
Эпоха модерна
В середине 1890-х годов Вагнер отходит от эклектичного историзма - к модерну. В отличие от ведущих архитекторов модерна, которые в это время только начинали профессиональную деятельность (Виктор Орта , Чарлз Ренни Макинтош , Л. Н. Кекушев - поколение родившихся в 1860-х), Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным, коммерчески успешным архитектором и застройщиком. Его ученики основали успешное объединение сторонников нового стиля, Венский сецессион , тогда как сам Вагнер в этот период строил относительно немного. Сам он присоединился к движению сецессиона только в 1899 году.
С 1894 года, когда Вагнер был привлечён к планировке Венского Штадтбана, он сосредоточился на крупных градостроительных и инфраструктурных проектах. Его проект реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе) 1892-1893 годов не был реализован (были построены только два дома по набережной Wienzeile и спланирован рынок Нашмаркт). Вагнеру удалось завершить не менее масштабный проект - архитектурную часть городской железной дороги (Штадтбана), большая часть которой сохраняется по сей день, а также защитный гидроузел на реке Вене . В 1900-1908 Вагнер последовательно создал четыре конкурсных проекта музея города Вены; конкурсы ознаменовались скандалами и непримиримым столкновением разных творческих школ. В итоге здание так и не было построено при жизни архитектора; современный музей Вены на Карлсплац - скромная постройка в духе 1960-х годов.
Особенности архитектуры Вагнера этого периода - стремление к упрощению форм зданий (гладкие стены, расчленённые вертикалями плоских ризалитов и пилястров), в сочетании с характерным вагнеровским «золотым» декором и широким применением кованого железа. Цветовая гамма - белая или светло-серая основа, украшенная нейтрально-серым, тёмно-зелёным и (или) золотым декором. Традиционная вагнеровская деталь - тонкие параллельные вертикальные канелюры по поверхности плоского пилястра - была моментально растиражирована архитекторами модерна.
Поздний период
Наиболее заметные постройки Вагнера датированы 1900-ми годами, когда архитектор завершил проектирование Штадтбана. В 1904-1906 он строит из бетона и алюминия, в 1904-1907 - церковь Am Steinhof . В те же годы Вагнер проектировал аналогичные общественные здания для Гааги , Сан-Франциско и других городов, а также Храм Мира в Вене (1918). Крупнейший реализованный проект тех лет - госпиталь в пригороде Вены (современный Otto-Wagner-Spital (1906-1910-е).
Личная жизнь
См. также
Вагнеровский стиль в российской архитектуре:
Напишите отзыв о статье "Вагнер, Отто"
Примечания
Ссылки
- (нем.) , Wien, 1905.
- (нем.) , Wien, 1905.
- (нем.) , Wien, 1905.
Отрывок, характеризующий Вагнер, Отто
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.
Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.