Отличие политической партии от общественной организации. Сущность политической партии, её основные признаки и отличия от других общественных организаций
Современная жизнь с ее быстро меняющимися реалиями требует от человека самостоятельной защиты собственных интересов. Правительства. Законодательство. Государственные структуры не всегда имеют возможность полностью учесть потребности всех слоев и групп населения (даже в самых демократических государствах). Одновременно распространение знаний и улучшение способов коммуникации позволяет все большему числу людей считаться для отдельного человека «своими» по причине осознания общности интересов.
На основании такой общности происходит самоорганизация людей. В общественной жизни она обычно принимает формы политических партий. Общественных организаций и движений.
Коротко о сущности
Между формами самоорганизации людей много общего. Все они создаются на добровольной основе, без непосредственного побуждения со стороны органов власти (хотя деятельность их властью контролируется). Объединяют партии и движения людей, осознавших наличие у них общих интересов. Вовсе не обязательно общими должны быть все интересы данной группы, но такая особенность должна присутствовать.
Цель создания партии или движения – защищать совместно различными способами эти общие интересы
. Способы в принципе могут быть любыми, в том числе и незаконными (террористическая организация – тоже общественная организация). Важно, чтобы все участники партии или движения воспринимали такие методы. Партии и движения могут возникать благодаря воле ограниченного круга лидеров, а могут быть результатом и стихийного творчества масс.
Обычно считается, что наличие политических партий и общественных движений – признак демократичности общества, но это не совсем так. Некоторые возможности для подобной самоорганизации предоставляют и авторитарные режимы.
Участие в партии или движении – дело сугубо добровольное. Даже в нацистской Германии и в СССР никого не принуждали вступать в партию силой, и отказ от этого не карался.
Итак, политические партии и общественные движения представляют собой формы добровольной самоорганизации общества для защиты общих интересов больших групп людей.
Общие характеристики
Уже понятно, что эти две формы имеют весьма много общего. Среди таких характеристик можно выделить основные.
- Наличие программного документа . Цели партии или движения должны быть понятно изложены, чтобы к ним могли присоединиться все, кто разделяет соответствующие ценности. Не обязательно документ должен называться «программой», но его наличие непременно.
- Наличие структуры управления . Партия или движение должны иметь признанных лидеров, которые будут искать методы реализации целей и обеспечивать дисциплину совместных действий рядовых участников.
- Формализм . Люди с общими интересами должны иметь возможность отличать «своих» от «чужих». Для этого применяются детали одежды, членские билеты и многое другое. Лидеры обладают информацией о количестве и местонахождении своих людей. А вот формальное признание и регистрация органами власти не обязательно (партия большевиков до 1917 года действовала нелегально, но весьма успешно).
- Наличие ограничений . Участником движения или членом партии может стать не каждый, кто выразил желание. Ограничения могут быть любыми: по возрасту, полу, общественному положению. Это не дискриминация в чистом виде, а результат стремления обеспечить наиболее результативную реализацию поставленных целей.
- Источники финансирования . Это могут быть сугубо добровольные пожертвования участников либо фиксированные членские взносы.
Однако между общественным движением и партией есть и немало различий, позволяющих четко отделить одно от другого.
Главные отличия
Партии и движения отличаются взаимопроникновением. Часто одно перерождается в другое. Но все же есть несколько принципиальных деталей отличающих их.
- Главный метод . Основным способом, каким партия защищает интересы своих сторонников, является получение политической власти. Любая партия создается именно для этого – провода во власть своих людей, которые продвинут нужные решения методами государственного управления. Движения иногда тоже так поступают (если закон позволяет), но это вовсе не обязательно.
- Территориальность . Партия жестко привязана к территории государства. В других державах могут существовать партии с аналогичными целями. Но они имеют собственную структуру, и никакого подчинения между ними не может быть. Даже те же большевики после революции создали республиканские партии. А движение «Гринпис» охватывает весь мир…
- Главное ограничение . В партии не принимают несовершеннолетних и лиц, не имеющих по каким-либо причинам права голоса. Причина понятна – они никак не могут стать составляющими политической системы, поскольку не имеют соответствующих прав. Исключение – радикальные нелегальные партии, принимающие в свои ряды тех, кому они твердо намерены предоставить политические права после своего успеха. Участие же несовершеннолетних в различных общественных движениях – дело обычное.
Под конец следует обратить внимание еще на одну деталь. Государство обычно старается несколько ограничивать право граждан на создание партий и движений. Это делается для того, чтобы желания маргинальных меньшинств не приносили вреда интересам большинства.
Политическая партия - одно из важных достижений цивилизации необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль - агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Партии выступают существенным элементом политической системы общества, предоставляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей, интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, обусловлены либо однопартийным характером политической системы либо, наоборот, большим количеством партий обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе. Взаимоотношения между государством и политическими партиями строятся на основах невмешательства в деятельность друг друга. Однако государство оставляет за собой право на правовую регламентацию деятельности политических партий, право на запрет определенных политических партий, которые своей деятельностью пытаются дестабилизировать обстановку в обществе и оказывают другие негативные влияния на граждан.
Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.
Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть, либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии, действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19 Века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политический институт, возникший в сфере европейской культуры и распространившийся затем по иным культурным регионам современного мира.
В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей. придерживающихся одних взглядов по тем или иным вопросам политики и участвующих в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Понятно, что участие в избирательном процессе - одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Первые партии в современном их понимании, появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем парламентаризма. Однако характеристика современных партий как "машины, для выборов" справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Необходимо выделять такие признаки политической партии, как длительность и непрерывность ее функционирования, сложившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, нацеленность партийных функционеров, как на общенациональном, так и на местном уровнях на "вхождение" во власть, на ее удержание, на реализацию через нее партийной программы, забота о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой "народной поддержки".
Партия - это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
В структуре партий могут быть выделены следующие элементы:
- 1. высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
- 2. стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы;
- 3. активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию;
- 4. пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.
В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:
- 1. долговременность организации, т.е. партия, рассчитывает на длительный срок политической жизни;
- 2. существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
- 3. нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;
- 4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.
Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.
Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.
Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.
Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.
В соответствии с этими критериями партии могут быть:
- · классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;
- · национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
- · проблемными, вызванными и подчиняющими свою програмистику и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);
- · государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируют в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
- · формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;
Политические партии - это такие политические объединения, которые в концентрированной форме выражают политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоят из их наиболее активных представителей и руководят ими в процессе взаимодействия по поводу отправления (осуществления, использования, завоевания) государственной власти в обществе. Они представляют в роли институтов -посредников, связывающих классы и другие социальные группы друг с другом и с государственной властью.
Политические партии как самостоятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями. Среди них: наличие определенной организации и аппарата власти и управления; существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников; фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены экзотерически (открыто) или существовать эзотерически (скрыто, только для посвященных); наличие массовой базы в лице членов и сторонников.
Основным же признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, за право формирования государственной политики и участие в осуществлении государственной власти.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
Социальная база политической партии - лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды каких сил она, в конечном счете, выражает, защищает и проводит в повседневной практике. Не столь важно, какие "вывески" использует та или иная партия, сколько то, интересы каких классов, социально-политических сил она объективно представляет, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают актуальным потребностям общественного развития.
Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.
Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.
Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:
Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.
В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.
Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.
Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.
Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов: добровольность; сочетание личных и общественных интересов, самоуправление; равноправие участников; законность; гласность.
Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.
Общественное движение: может структурно не оформляться; может объединять организации различной политической ориентации; как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).
В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:
I стадия: зарождения идей; появление активистов; выработка общих взглядов;
II стадия: пропаганда взглядов; агитация; привлечение сторонников;
III стадия: более четкое формирование идей и требований; развитие общественно-политической активности;
затем: оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;
если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.
Общественно-политические движения можно подразделять на: национальные (в рамках одной страны); региональные; континентальные; мировые.
Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.
Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.
Основные функции профсоюзов:
- · защита экономических и социальных интересов трудящихся;
- · культурное просвещение и воспитание;
- · социализация трудящихся;
- · представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.
Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:
1. Женское движение - объединение женщин различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.
Женское движение неоднородно.
- · Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".
- · Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный "мужской шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.
- 2. Антивоенное движение - объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.
- 3. Экологическое движение - это движение в защиту окружающей среды.
"Зеленые" выступают:
- · за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;
- · за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
- · за закрытие вредных производств;
- · против различных форм загрязнения окружающей среды.
Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.
- 4. Правозащитное движение - объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.
- 5. Молодежное движение - выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.
- 6. Национальное движение - набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.
Кроме того, существуют: движение неприсоединения; движение против расовой и национальной дискриминации; движение за установление нового экономического порядка; движение крестьян за землю и социальные права; пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.
Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года -- сорока пяти, с 2012 года -- сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь ещё), её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных - не менее 50 членов.
В структурном отношении партии представляют собой систему, в которую входят: партийный аппарат; ядро партии; партийная масса; сторонники; способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды; создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.
Правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях. В некоторых конституциях или законах специально не оговариваются нормы, касающиеся партий, а партии приравниваются к другим общественным формированиям, союзам, объединениям и ассоциациям. Поэтому на политические партии могут распространяться нормы, общие для всех этих общественных организаций. Если речь идет о специальных законах, о политических партиях, то такие законы в ФРГ, Португалии и др. существуют. Есть специфический вид законов, которые регулируют финансирование политических партий. Иначе говоря, есть такие подходы, при которых регулируются не вообще правовой статус партии, закрепляется не универсальное регулирование, а берется одна сфера их жизнедеятельности.
Законы о политических партиях своей регламентацией охватывают несколько направлений. К примеру, закрепление понятия партии, разграничение партий от других общественных организаций, закрепление статусной роли, функций, порядка образования и основных принципов функционирования. В некоторых случаях могут закрепляться формальные требования к образованию партий (определение минимума числа членов), может закрепляться обязательная регистрация, обязательность определенного числа филиалов в регионах. Кроме того, в законах может закрепляться участие партии в деятельности государственных v органов. Закрепляются основные направления работы, принципы деятельности партий во время выборов либо участие в комплектовании органов государства, участие в деятельности парламента.
В некоторых законах фиксируются пределы полномочий партий, перечень определенных запретов. Закон может содержать такие нормы, что партии не могут выступать против конституционного строя государства, не могут призывать к нарушению неделимости территории государства, призывать к войне и т.д. Законы, регулирующие деятельность партии, могут включать в себя формы и порядок их запрета, в случае нарушения партиями определенных условий.
Наиболее подробно законы регулируют отношения между партиями и парламентами. Отношения с другими органами государства, как правило, менее урегулированы. Отношения партии - парламент наиболее естественны и поэтому наиболее урегулированы.
Законы могут регулировать правила использования партиями средств массовой информации. Нормы, посвященные этому вопросу, содержатся либо в законах, либо в постановлениях правительства. Например, в таких актах может закрепляться определенное общее количество телевизионного времени для политических партий во время избирательных компаний. Могут закрепляться принципы распределения этого времени между партиями.
Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии - одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло и в законодательстве многих стран содержатся положения; обязывающие политические партии предоставлять государственным органам отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.
Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах. Государство, утверждая устав как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу могут содержаться в иных разделах и статьях.
В любом случае, правовое или конституционно-правовое регулирование статуса партии - это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.
1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы
2. Общественные организации в политической системе общества
Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.
Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.
С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.
Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.
Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.
Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.
Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:
Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;
Партии предполагают идейную общность своих членов;
Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.
Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.
Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:
1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.
2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.
3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.
4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.
5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.
6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.
7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.
8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.
9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.
10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.
11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.
12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.
Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.
Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.
Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:
Функцию социального представительства;
Функцию социальной интеграции и социализации;
Функцию борьбы за политическую власть;
Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;
Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;
Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;
Функцию разработки и осуществления политического курса.
Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.
Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.
Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.
Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.
Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.
Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.
Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.
Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.
Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют
1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;
2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;
3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;
4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;
5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;
6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;
7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);
8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;
9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;
10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.
На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.
Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.
Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?
2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?
3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?
4. Назовите основные функции политических партий.
5. Назовите основные критерии классификации политических партий.
6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.
7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.
8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?
9. К какому типу систем относится партийная система Украины?
10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?
11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".
12. Назовите функции общественных организаций и движений.
13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?
14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?
Темы для рефератов
1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.
2. Современные избирательные системы.
3. Политические движения, их генезис и типология.
Литература
1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10
2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1
3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -
4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //
Диалог, - 1990, - № 3-18
5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997
6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996
7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и
право, - 1992, - № 9
8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,
Отличие партии от других политических институтов
Нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».
Содержание закона о политических партиях в РФ и его основно проблематики
- 1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
- 2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
- 3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»;
- 4. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
- 5. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»;
- 6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
- 7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
- 8. Политическая партия «Республиканская партия России»;
- 9. Политическая партия «Демократическая партия России»;
- 10. Общероссийская политическая партия «Народная партия «За женщин России»;
- 11. Политическая партия «Альянс Зеленых - Народная партия»;
- 12. Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России»;
- 13. Политическая партия «Города России»;
- 14. Политическая партия «Молодая Россия»;
- 15. Всероссийская политическая партия «Новая Россия»;
- 16. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»;
- 17. Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ»;
- 18. Всероссийская политическая партия «Народная партия России»;
- 19. Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России»;
- 20. Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!;
- 21. Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан»;
- 22. Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей»;
- 23. Политическая партия «Союз Горожан»;
- 24. Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости»;
- 25. Российская политическая партия «Социал-демократическая партия России»; политическая партия
- 26. Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ;
- 27. Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ».
В конце 90-х г.г. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 50 политических партий. На 1.01.1999 в соответствии с федеральный законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Министерством Юстиции были зарегистрированы 141 политическая партия и общероссийские политические объединения. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, истории было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.
Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации - однодневки.
В России сформировалась группа влиятельных партий, вот некоторые из них:
- - "Единство и отечество" - Единая Россия. Программные цели: сотрудничество всех ветвей власти; не человек для власти, а власть для человека; гражданину вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод; социальное партнерство; эффективная система социальных гарантий; улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка; Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; сохранение общественной стабильности.
- - Коммунистическая партий Российской Федерации. Основные цели уставной деятельности: пропаганда социализма-общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия, означающего власть трудящегося большинства, объединенного посредством Советов; обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти; формирование планово-рыночного, социально-ориентированного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильное помещение жизненого уровня граждан; укрепление федерального многонационального государства при равноправии всех субъектов Федерации; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.
- - "Яблоко". Программные цели: народовластие, разделение властей. возвращение парламенту контрольных полномочий, в экономике реформа структур управления, финансовой системы, прав собственности. ключевых элементов социальной инфраструктуры, создание "экономических основ конкурентной рыночной экономики", формирование эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника. создание социально-экономических и политических предпосылок для достижения социального согласия в обществе, отказ от остаточного принципа финансирования науки, культуры и образования, отказ от применения военной силы при разрешении внутренних конфликтов.
- - Либерально-демократическая партия России. Основные - цели уставной деятельности: построение парламентскими методами правового государства с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии; признание частной собственности священной и неприкосновенной; политический плюрализм; гарантия гражданских прав и свобод обеспечение равных возможностей и широкая социальная защита всех членов общества; отстаивания равноправия всех наций и народностей, населяющих Россию, решение национального вопроса только в конституционных рамках; отказ от насильственных действий.
Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Обществ. Организации- не ставят перед собой политических целей.общественное объединение представляют собой добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах.(ОБЩЕСТ.ФОНДЫ,ДВИЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ).
В политической системе современного российского общества политические партий играют всевозрастающую роль, становясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятельностью многие сферы общественной жизни: стимулируют активное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политическую культуру граждан и содействуют их политическому образованию; выявляют и обосновывают интересы больших социальных групп; обеспечивают постоянную связь между гражданским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участвуют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государственных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами социальных процессов, деятельности властных политических структур.
Цели создания политических партий:
а. Формирование общественного мнения.
б. Политическое образование и воспитание граждан. Для этого создаются различные кружки, проводятся мероприятия и др.
в. Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в различных выборах, в случае победы – работа в представительных органах.
г. Овладение государственной властью. Она всегда была очень лакомым куском.
Функции политических партий:
Выявление, формулирование и удовлетворение интересов соц. групп (больших соц. групп)
Активизация и интеграция определенной части людей
Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки
Формирование высших и местных органов власти (выдвижение своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)
Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды, формирование общественного мнения
Политическое воспитание общества или его части
Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.
Типы политических партий:
Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)
Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)
Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)
Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)
Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки
Революционные
Реформистские
Правящие,
Оппозиционные;
Центристские;
Авангардного типа,
Парламентского типа;
Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.
Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.
Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.
Место и роль партии зависит от:
1. тип политической системы.
2. тип партии.
3. форма правления.
31. Государство и религиозные объединения: правовые формы их взаимодействия.(достаточно много,сокращаем)
Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.
В тоталитарно-распредилительных системах происходит фактическое вмешательство государства в дела церкви. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напротив, религиозные организации оказывали воздействие на функционирование государственных институтов. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы:
от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических конфликтов государства. В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.
ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение :
· создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
· не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
· не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
· не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Церковь – это;
1) союз людей, исповедующих одну веру;
2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.
Взаимодействие государства и церкви
детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви
, во взаимоотношениях
ее с государством
можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви
перед государством; 2) господствующая церковь
; 3) признанные церкви
; 4) церкви
терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство
может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство
– это государство
, в котором глава государства
выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви
. В теократическом государстве
основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами
являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства
: 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).
Признаки светского государства:
1. отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви
в государственные функции;
3) выполнение церковью
исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;
Основной признак светского государства
- отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви
, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство
– государство
, где власть сливается с церковью
, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство
- это государство
, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах
запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь
лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.
Государство и церковь
Виды государств:
1) Светские
2) Теократические
3) Клериальные
4) Атеистический
Светское государство
В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не вправе выполнять не политические, не юридические функции и не могут вмешиваться в государственные дела. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерна следующая особенность:
1) Государственные органы не вправе контролировать отношения своих граждан к религии
2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность
3) Государство не оказывает не одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-иной помощи.
4) Религиозные организации не выполняют поручения государства
5) Конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозной потребности населения.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений; гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом
Многие страны именно таковы: Германия, Франция, Россия, страны СНГ
Клерикальное государство
Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной. Данная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественной жизни.
Для статуса государственной религии характерно:
1) В сфере экономических отношений – это признание права собственности на широкий круг объектов
2) Церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, налоговые льготы
3) Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах
4) Церковь наделяется рядом юридических полномочий
Церковь может осуществлять такие полномочия, как регистрация актов гражданского состояния (венчание приравнивается к гос.регистрации).
5) Церковь осуществляет контроль в области образования и воспитания, ведет религиозную цензуру – печатной продукции, кино, телевидения.
Но в клерикальном государстве несмотря на сильные позиции церкви, слияния государства и церкви не происходит. Объявления той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.
К ним относятся такие государства, как: Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания.