Открытый урок на тему весна. Поурочный план по предмету Познание мира тема: Весна
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 156
Разработка открытого урока
На тему «Весна пришла, весне дорога».
Выполнила:
Учитель начальных классов
Кудрявцева Юлия Александровна
Нижний Новгород – 2013
Тема урока: «Весна пришла, весне дорога».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: интегрированный.
Цели :
1. Научить воспринимать окружающий мир.
2. Развить у школьников творческую активность, умение правильно и последовательно излагать свои мысли.
3. Воспитать любовь к родной природе, бережному отношению к ней.
Задачи занятия:
1. Научить детей видеть красоту изменяющейся весенней природы.
2. Развить коммуникативные навыки, навыки работы по картине.
3. Воспитать в детях способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту родной природы .
Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.
Формы проведения урока: коллективная, фронтальная, парная
Оборудование : электронная презентация «Весна пришла, весне дорога!», муз.композ. Вивальди «Времена года. Весна», П.И.Чайковский «Времена года. Май»
Ход урока:
Учитель: Сегодня наш урок будет посвящен одному из времен года.
Учитель: Какое время года наступает после Зимы?
Дети: Весна
Учитель: Весной на небе обычно светит ласковое, яркое солнце. Оно поднимает наше настроение. И в нашем классе есть солнышко, но его закрыли дождевые тучи. Давайте поможем, ему от них освободиться. Но для этого мы должны вспомнить о весне!
Дети:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять на долго миновала
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла весна заботы!
Все лица весело глядят
«Весна!» - читаешь в каждом взоре,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят – что больше всех
Природы любят обновленье!
Учитель: Назовите приметы Весны?
Дети: тает снег, бегут ручьи, засвищут скоро соловьи, теплее, ярче солнце стало.
Учитель: Весна – это прекрасное время когда, когда все просыпается в природе, оживает все вокруг. Неслучайно весну называют – Утром года.
Учитель: Давайте послушаем стихотворение о делах весны.
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, что жили дружно
Все живые существа.
На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребёнкой,
Птиц вернуть из далека.
Точно к сроку, но не наспех,
Выбрать музыку для птиц
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора!
Подсластить цветы для пчёлки,
Вовремя полить сады,
Наточить ежу иголки,
Вставить косточки в плоды,
Чтоб слива стала сливой,
Будь и ты трудолюбивый.
Учитель: Сколько дел вы услышали у весны в стихотворении?
Дети: Разморозить землю, птиц вернуть из далека, подсластить цветы для пчелки, полить сады.
Дети: Быть трудолюбивыми как весна.
Учитель: Назовите 3 календарных месяца весны?
Дети: Март, апрель, май.
Учитель: А теперь давайте о них вспомним, что же происходит в каждом месяце.
Дети:
Март
Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки вряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
Апрель.
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит теплые снега
Со звонким звоном
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Май.
Зеленый, красный
Яркий май
С ребят пальтишки
Поснимай
Деревья в листья одевай,
Звени ручьями
Целый день!
Куда я в мае
Ни пойду
Везде я солнышко найду!
Учитель: А какие изменения происходят в каждом месяце?
Дети: в марте: с крыш закапали капели, сосульки вряд висят, становиться теплее. В апреле: распускается верба. В мае: звенят ручьи, солнце ярче.
Учитель: А теперь расскажите о своих наблюдениях, об изменениях в неживой природе Весной, по сравнению с Зимой?
Дети: Солнце светит ярче и посылает на Землю много тепла. Небо в солнечные дни ярко – голубое. И по небу плывут белые облака. Снег выпадает редко. Температура воздуха колеблется от -10 до +5 градусов. Световой день увеличивается. Ветер становиться теплее, чем зимой.
Учитель: А, знаете ли вы какие – либо изменения весной у растений?
Дети: Почки набухают, появляется зеленая трава.
Учитель: Мы с вами вспомнили о весне, о календарных месяцах, о изменениях в неживой природе. А теперь мы с вами вспомним некоторые раннецветущие растения весной.
Дети: Мать-и-мачеха.
Всем нам довелось, хотя бы раз слышать об этом небольшом цветке, по своему внешнему виду напоминает одуванчик. Это многолетнее травянистое растение высотой 10-25 сантиметров. Вырастает ранней весной на глинистых и глиняно-меловых почвах, склонов холмов, оврагов, а так же на окраинах полей, на окраинах лугов. Появляются желтые цветки, которые цветут до середины мая. После цветения начинают развиваться листья. Это и есть мать-и-мачеха.
Подснежник.
«Сказка о подснежнике».
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепесточки и попросил защиты у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу весне. Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лучики. А на поляне под деревцем цветок вырос синий – синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот и назвали его подснежником.
Медуница.
Цветок растет в апреле – мае. У этого растения цветки – колокольчики, расположены на концах ветвей. Медуница растет в тенистых лесах, среди кустарников и оврагов. Это растение лечебное. Медуница очень душистая и сладкая. У нее сочные нектары.
Учитель: А теперь давайте с вами закрепим информацию о раннецветущих растениях, и вспомним еще и о деревьях.
1) Под ногой в лесу трепещет
И хрустит валежник,
Ищем мы венок весны
Что зовут (Подснежник).
А в лесу – весны привет –
Вырастает…(Первоцвет).
3) Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста и сладка.
От простуды излечится
Вам поможет… (Медуница)
4)Ветерок лишь пробежит, Вся листвою задрожит,
Затрепещет, как тростинка,
Очень зябкая (Осинка)
5) Очень часто над водою,
Словно согнута бедою,
Вся печальна, молчалива,
Узколиста плачет… (Ива)
6) Почки – липучие,
Листья – пахучие,
Плоды – летучие… (Тополь)
Учитель: Молодцы
Учитель: Теперь творческая работа, вам нужно нарисовать небольшой рисунок на тему «Весенний город».
Дети выполняют задание, после выполнения задания оформляется выставка рисунков, и подводится итог урока.
Учитель: Что вы узнали нового?
Учитель: Что вы узнали об изменениях природы?
Учитель: Какие цветы вы узнали?
Учитель: Спасибо! За внимание!
Конспект занятия: «Весна идет».
Цель: расширить представления и понятия по теме «Весна».
Задачи: -совершенствование умения образовывать относительные прилагательные;
Развитие логического мышления;
Развитие умения подбирать существительные к глаголам;
Развитие навыка образования антонимов;
Развитие тонкой моторики;
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитатель:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают,
Под ее ногами.
Черные проталины,
На полях видны,
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
(Г. Ладонщиков)
О чем это стихотворение?
Дети: О весне.
Воспитатель: А давайте мы вспомним признаки весны? Что происходит с природой, когда наступает весна?
Для того чтобы ответить я вас познакомлю со сказкой Весна красна. Чтение учителем. Сказка Весна-Красна.
В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.
Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.
Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды, птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» - спросила она.
Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.
А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!
Какая погода весной? Как светит солнышко? Что происходит со снегом и сосульками? Какие изменения происходят весной в природе (набухают почки, зеленеет травка и т. д.)
Дети: Становится тепло, тает снег; появляются листочки, трава. Прилетают птицы.
Воспитатель: Да, ребята. Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег. Бегут ручьи. Появляются лужи, проталинки. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы подснежники, мать-мачеха. Набухают почки на деревьях, появляется первая трава. Прилетают птицы из теплых стран. Вся наша природа оживает, выходит из глубокого зимнего сна.
А сейчас давайте разгадаем загадки про весну.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли... (почки)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький... (подснежник)
Веселится весь народ -
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем... (ледоход)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит... (капель)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в... (ручей)
Белоснежною горой
Во дворе стоял зимой.
Где он был, теперь потоп
Стал водицею... (сугроб)
Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата -
К нам плывут издалека
В синем небе... (облака)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется... (трава)
Высоко за облаками
«Поле» синее над нами.
Не растят на поле хлеба.
Как оно зовется? (Небо)
Понавесили корзины
На березы и осины.
Каждая корзинка - дом,
А зовется он... (гнездом)
Гнездышко из веток -
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть... (птенцы)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему... (скворечник)
Давайте продолжим мои предложения все вместе хором.
Если весной тепло, то это весна теплая.
Если весной холодно, то какая это весна (холодная)
Если весна рано пришла, то – ранняя весна.
Если поздно пришла, то какая …
Вот как много мы рассказали о весне.
3. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .
А сейчас мы поиграем! (объяснение игры)
Осенний – весенний
Холодный – теплый
Поздняя – ранняя
Заморозки – оттепель
Короткий – длинный
Пасмурный – солнечный
День – ночь
Осень – весна
4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»Я буду говорить предложение а вы должны захлопать в ладоши, если так бывает, а если этого не бывает то затопать ножками.
(на развитие логического мышления)
Бывает ли такое, весной дети катаются на санках.
Весной дети купаются и загорают (каждого спросить) .
Весной бегут, журчат ручьи.
Весной колхозники убирают урожай.
Весной дети пускают кораблики.
Весной люди одевают пуховики и теплые шапки.
Весной дети встречают Новый год.
5. Подбор слов на вопросы: кто? что? по теме «Весна».
Весной образует лужи что?
Тает что? Зеленеет первая … .
Журчат… Прилетают из теплых краев…
Распускаются на деревьях…. Покрываются листьями …
Появляются зеленые…. Зацветают первые … .
6. Физминутка.
Наши алые цветки распускают лепестки, (плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (помахать руками перед собой)
Наши алые цветы закрывают лепестки (плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (плавно опустить их на стол)
7. Игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательных сущ-ых.
Вода – водичка снег - …. корабль - …
Ручей – ручеек лодка - … солнце - …
Почка - … лист - … луч - …
8. «Кораблик». Загадка:
Матросская шапка
Веревка в руке,
Тяну я его
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
Прокати, капитан (кораблик)
Весной снег начинает таить и образуются ручейки. Наверно, все дети любят пускать кораблики по ручейкам. А вы любите? (Да). Догадались что мы сегодня будем делать из бумаги. Для этого нам понадобиться белая бумага и цветные карандаши.
9. Сделать из бумаги кораблик
Образец на доске и у учителя в руках.
10. Итог.
О каком времени года мы сегодня говорили?
Отметить детей, которые были наиболее активные на занятии.
Лилия Ильмурзина
Открытый урок «Весна»
Тема урока : Весна
Цели :
1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении
2. Научить определять последовательность событий в природе и их связи
3. Учить сравнивать состояние природы весной и зимой
4. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование : картинки : цветы, птицы, весна , зима, фильм «Тайна мира» , разрезные картинки, раскраски.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель нашего урока познакомиться с характерными признаками весны .
Актуализация знаний.
Какой сейчас месяц? (Март.)
Какое сегодня число? (14)
Какой день недели? (Среда)
Ребята, сегодня на уроке мир вокруг мы продолжим говорить об изменениях в окружающей нас природе. А как будет звучать тема нашего урока , вы узнаете позже, а возможно и догадаетесь сами.
Какое время года закончилось? (Зима.)
Вспомним, какие основные признаки зимы нам знакомы? (Дети отвечают на вопрос)
Раздаются разрезные картинки : Дети должны собрать картинки и приклеить на бумагу, объяснить что на них изображено.
Посмотрите на доску. Какое время года изображено? Как догадались?
Какой месяц закончился? (февраль)
Ребята, значит, зима уже закончилась?
Существует праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица.)
Чем вам запомнилась масленица? (Ответы детей)
Что собой символизирует масленица? (Проводы зимы)
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня :
(Весна )
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .
Постановка проблемы.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока ? (Весна . Сегодня на уроке мы будем говорить о весне , об изменениях, которые происходят в природе)
Совместное открытие новых знаний .
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Посмотрите на первый верхний рисунок. Вся ли земля покрыта снегом. Что появилось на ней? (проталины)
Где раньше появились проталины? (Там, где мало снега, там, где солнце сильнее пригревает.)
Что происходит с деревьями в конце марта. (Набухают почки)
Какие праздники мы отмечаем в марте?
Март - первый месяц весны , начало весны - весна света . Объяснить детям по каким признакам мы узнаем о весне : солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая : то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
А кто из вас знает, как называется явление, изображенное на второй картинке? (ледоход)
Кто объяснит, что это за явление?
На реках происходит быстрый подъем воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы.
Посмотрите что изображено на третьей картинке. (Начинается обильное таяние снега и появляются ручьи)
Какие изменения в природе происходят в апреле? (Появляются первые цветы)
Какие первоцветы вы знаете? (Подснежник, мать-и-мачеха, медуница)
Какие праздники мы отмечаем в апреле?
Апрель - второй месяц весны , середина весны - весна воды . Дети должны знать признаки апреля : бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны : набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники.
Физминутка (на внимание)
У нас в классе разлетелись птицы по разным местам, вам нужно всех их найти и сосчитать.
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Что за месяц это?. (Май)
Что происходит у нас в мае? (Распускаются листочки, расцветаю цветы : сирень, черемуха, тюльпаны…. люди высаживают рассаду)
Какие праздники мы отмечаем в мае?
Май - третий месяц весны , конец весны - весна травы . Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья : яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде : копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.
Просмотр фильма «Тайна мира»
А сейчас давайте обобщим полученные знания на уроке и закрепим их с помощью создания картины зимы и весны . (На столе лежат картинки, дети подходят, выбирают и делят картинки на весну и зиму . Приклеивают к плакату)
Итог урока .
Что нового узнали на уроке ?
По каким признакам люди узнают весну ? (Таяние снега, льда, ледоход, первые листочки, проталины, появление цветов-первоцветов, прилет птиц.)
И в заключении я вам хочу дать тюльпанчики, за хорошую работу на уроке .
Публикации по теме:
День открытых дверей в ДОУ «К нам весна красна пришла», открытый показ образовательной деятельности. Художественное творчество – аппликация. Тема: «Домик для скворца» Программное содержание. Продолжать учить детей изображать в аппликации.
Открытый урок музыкального руководителя «Экскурсия по Хакасии» Тема: Экскурсия по Хакасии Цель: Создание условий для обогащения музыкального опыта детей, развитие музыкальных способностей через знакомство.
Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник. Задачи: - закрепить знания о понятии художественная.
Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.
Открытый урок по Дефиле театра моды и танца Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Профиль: дефиле Возраст: 9-14 лет Год обучения: 1-й Цель: постановка техники.
Конспектоткрытого урока по теме:
«Признаки и приметы весны»
Провела Лозовская М.В.,
учитель 7 «А» класса
Цели: Закрепить ранее пройденный материал о весне, ее признаках и приметах.
Задачи
Образовательные : актуализировать и систематизировать знания детей о весне, ее признаках.
Коррекционные : развивать внимание, речь, память, зрительное и слуховое восприятие, познавательные интересы, моторику, расширять словарь учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, активность и любознательность, наблюдательность.
Оборудование: Экран, проектор, компьютер, картины «Март», «Наводнение», карточки на тему «Весна».
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Сообщение темы урока (1 мин.)
Актуализация знаний по теме. Беседа. Презентация (10 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Работа с картинками у доски (8 мин.)
Загадки (6 мин.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний (8 мин.)
Заключение и подведение итогов урока (5)
Оценка работы учащихся (1 мин)
Задание на дом (1 мин)
Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Сообщение темы урока.
Рыхлый снег на солнце тает.
Ветерок в ветвях играет.
Какое сейчас время года?
А по каким же признакам мы узнаем весну?
Тема нашего урока – «Признаки и приметы весны».
2. Актуализация опорных знаний. Беседа о весне.
Весна приходит не сразу, а постепенно. Длится весна три месяца. Кто может назвать весенние месяцы?
Март – 1-й месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце уже светит ярче и теплее. С каждым днем оно все дольше задерживается в небе. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небо голубое. Появились сосульки. Они тают днем на солнце и капают. Как называется это явление?
Посмотрите картину «Март». Еще лежит снег, но небо уже яркое, синее. А снег рыхлый.
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит.
Снег темнеет, мокнет, тает. Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
В конце марта возвращаются к нам первые перелетные птицы. Какие, кто знает?
Что они будут делать весной?
В апреле солнце стало припекать, снег ручьями стал стекать. Говорят, что апрель водою славен. Ведь от теплого солнышка снег тает и стекает ручейками. Появляются лужи. На реках тает лед, реки наполняются водой и разливаются. Это называется наводнение. На доске, посмотрите, слово.
Посмотрите на картину. Деревья стоят в воде. Почему? Разлилась река и затопила водой все вокруг.
Кто ответит, почему тают снег и лед?
Солнышко весною не только светит, но и греет. Это солнце разбудило деревья от зимнего сна. На деревьях набухли почки и появились молодые зеленые листочки.
Когда тает снег, мы видим мокрую, черную землю. Как называются эти места? На проталинах появляется молодая зеленая травка и первые весенние цветы. Как они называются?
Солнышко пригрело и растаял снег, и расцвел подснежник на виду у всех.
А еще солнышко разбудило лесных зверей. Кто проснулся в лесу и вылез из берлоги?
3. Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге, отряхнулся он от сна. К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил. Наклонялся взад-вперед. Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки. Несъедобные личинки для медведя - витаминки.
Наконец медведь наелся и на бревнышко уселся.
4. Повторение пройденного материала. Работа с картинками на доске.
Покажи, где тает снег, бегут ручьи?
Где капают сосульки?
Покажите, где первые весенние цветы?
Где проснулись лесные звери?
Где первые перелетные птицы?
Где тает лед на реке,
5. Загадки.
Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня.
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце весною ее припечет, заплачет она и умрет.
Черный, проворный, кричит: « крак», червякам враг.
На проталинке в лесу первым встретил я весну. Я мороза не боюсь, первым из земли пробьюсь.
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …..
7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
На доске 4 картинки. Из них три по теме нашего урока, а одна лишняя. Надо найти лишнюю картинку и убрать ее.
Покажи, где тает снег? Так бывает весной?
Покажи, где подснежники? Так бывает весной?
Покажи, где проснулся медведь? Так бывает весной?
А здесь что? Снеговики бывают весной?
Так какая картинка лишняя? Покажите?
8.Заключение и подведение итогов урока.
Весна приносит много радости людям и животным, потому что уходят холода, просыпается от сна природа, одеваются зеленью парки и сады. Солнце светит ярче и греет землю. Появляется нежная зеленая травка. Цветут первые весенние цветы.
Итак, давайте еще раз повторим, по каким же признакам и приметам мы узнаем весну.
Что происходит со снегом весной?
Отчего тает снег?
Что появляется весной на деревьях?
Какие первые весенние цветы вы знаете?
Какие изменения происходят весной в жизни лесных зверей?
Какие птицы возвращаются к нам первыми?
9. Оценка работы учащихся.
10. Задание на дом. Раскрасить картинки.
Весна
Весна
Март, апрель, май.
Капель
Грачи и скворцы.
Вить гнезда и выведут птенцов.
Солнышко пригрело и растаял снег.
Проталины.
Подснежники и мать-и-мачеха.
Медведь
Ручей
Сосулька
Грач
Подснежник
Скворец
Снеговик. Нет
Тает.
Солнышко греет.
Листья
Подснежники и мать-и-мачеха
Просыпаются медведь, ежик. Появляются детеныши. Меняют шубку.
Грачи и скворцы
Открытое занятие в подготовительной группе «Капельки». Тема: Весна
Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания охарактерных признаках весны.
Задачи :
Образовательные: продолжать знакомить детей с приметами весны; учить грамотно, строить ответ на заданный вопрос, учить рассказывать стихотворение с помощью последовательно расположенных иллюстраций; продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме; Совершенствовать грамматический строй речи. - Развивающие : развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание, усидчивость.
Воспитательные : воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Организационный момент:
«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.
2. Интеллектуальная разминка
1. Ты да я, да мы с тобой, сколько нас? (2)
2. Курица да кукушка, сколько домашних птиц?
3. Может ли скворец назвать себя птицей?
4. Под каким кустом заяц сидит во время дождя?
5. Сели птицы на страницы знают быль и небылицы? (буквы)
Ход занятия;
Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим!
«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: »
Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».
Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько часов в сутки, назовите время суток)
А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого цвета? (желтого),На что же похож желтый круг? (на солнце)
А почему все таки, наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.
А чего не хватает у нашего солнца? (лучей)
Поможем весне согреть землю? (да) Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания
1 лучик: -Назовите весенние приметы. Какие вы знаете приметы? (Дети перечисляют)
Днём стало пригревать солнце;
Стало теплее, день стал длиннее;
Снег потемнел и стал таять;
Появляются первые проталины;
Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;
Начинают бежать ручьи;
Возвращаются перелётные птицы.
2 лучик: А теперь из предложенных картинок нужно выбрать весенние приметы.
Карточки: Сосульки, ручьи, ледоход, первые цветы, набухают почки, распускаются листья, насекомые, посадка деревьев, просыпаются животные после спячки. Дети выполняют задание, раскладывая карточки на столе.
3 лучик: Игра «Подскажи слово» . (с мячом)
- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит...)
- Что делает трава весной?
(Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...)
- Что делают птицы весной?
(Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов...)
- Что делают почки весной?
(Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, душистые, пахучие...)
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.
Сосульки (что делают) тают на солнце.
Ручей … бежит, журчит, течёт.
Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.
На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
Физминутка.
Как весна с зимою повстречались, (повороты в стороны, руки на поясе)
Как зима с веною распрощались, (машут друг другу руками)
Как весна ручьями разливалась, (лодочка, руки вправо, влево),
Как весна цветами распускалась, (присесть на корточки)
Как вставало утром солнце красное, (руки вверх, к центру круга)
Как светило людям оно ласково, Как весну мы славим за ее дела,
Слава ей, что она пришла.
4 лучик: А сейчас игра на внимание«Весенние слова» . Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
5 лучик: А теперь я вам прочитаю стихотворение о весне, а вы внимательно слушаете, а потом отбираете со стенда картинки, которые относятся к этому стихотворению
О весне авт. Н. Найденова
О весне сказали нам песни из скворечника
И серёжки жёлтые на ветвях орешника
О весне сказали нам воробьи драчливые
Вербочки мохнатые, ручейки шумливые
Бабочка-крапивница на лесной проталинке
Синие подснежники и сырые валенки!
6 лучик:
(Изображение весеннего медведя после спячки)
Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображен? Ответы детей.
– Почему медведь такой?(Весной мало еды, витаминов нет, голодно ему, шубу меняет, зимний мех густой выпадает, а растет летний.)
– Зачем медведь меняет шубу?
– Только медведь меняет шубу? Кто ещё весной меняет шубку?
– Почему весной оживает лес?
Какие птицы прилетают самые первые весной? Ответы детей (Скворцы)
В народе говорится так: «Скворцы прилетели, значит весна пришла»
7 лучик: «Посади скворца в скворечник» Детям раздаются карточки с изображением скворца, на обороте записан пример. На отдельном листе бумаги наклеены скворечники с номерами. Детям нужно решить пример и посадить скворца в нужный скворечник. В каком скворечнике больше скворцов.
8 лучик: Разделить слова на слоги, определить количество гласных звуков, назвать их, определить их местоположение в слове. Спросить в каком слове больше слогов, в каком меньше. Слова: весна, проталина, луч, ледоход. Перед этим спросить, что мы получаем, выполняя задания, лучи, а один – луч.
Подвижная игра.
Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.
Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками
Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.
Пусть весна придет скорей!
9 лучик: Схема предложения + картинки. Составить предложения по схеме.
10 лучик: Коллективный пересказ
Беседа по прочитанному.
Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.
Наступила весна. Пригрело весеннее солнце и в лесу начал таять снег. С пригорка побежали веселые ручейки, они наполнили большую лужу и побежали дальше в лес.В лесу все стало оживать и вот от зимней спячки проснулся медведь и начал выбираться из своей берлоги. Медведь был очень худой и голодный. Он побрел по лесу в поисках пищи. Из под коры деревьев стали выбираться жучки и букашки. Они расправили свои крылышки и полетели по весеннему лесу.
Вот и ящерица проснулась. Она выбралась из норки, забралась на пенек и греется на солнышке. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Он вылез сонный, на иголках трава, листья. Сидя на пригорочке, ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.Ежик побежал по поляне искать себе еду. В весеннем лесу он может поймать жучков, червячков да лягушек. Под теплым весенним солнышком ожил огромный лесной дом-муравейник.
С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.К старому пню прилетели две маленькие серенькие птички.Стали они вместе строить гнездо, чтобы вывести новых птенцов.
Воспитатель:
Какое время года наступило?
Дети:
Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель
: Что стало происходить в лесу?
Дети:
Начал таять снег.
Воспитатель.
Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети:
С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.
Воспитатель: Кто проснулся от зимней спячки?
Дети:
Медведь пробудился от зимней спячки. Он выбрался из берлоги худой и голодный и побрел по лесу в поисках пищи.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети:
Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель:
Кто сидит на пеньке?
Дети:
Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель:
Кто очнулся от зимнего сна?
Дети:
Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель:
Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети:
Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Воспитатель:
Что делал ежик на пригорочке?
Дети:
Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель:
Куда побежал ежик?
Дети:
Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель:
Чем питается голодный ежик?
Дети:
Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Воспитатель:
Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети:
Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель:
Чем заняты муравьи?
Дети:
С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель:
Кто прилетел к старому пню?
Дети:
Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель
: Что они стали строить?
Дети:
Стали они вместе строить гнездо.
Рефлексия
Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.
Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.