Открытый урок на тему "Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова и морфемный разбор
Морфемика. Морфемный состав слова. Словообразование и словообразовательные основы.
Основные понятия и термины:
Морфемика
Основа
Корень
Окончание (флексия)
Приставка (префикс)
Суффикс (аффикс)
Интерфикс
Словообразование
Способы словообразования
Краткий план ответа на вопрос
Понятие морфемики. Определение понятий корень , основа, приставка, суффикс, интерфикс.
Словообразование. Основные способы словообразования.
Способы образования самостоятельных частей речи.
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Слово состоит из основы и окончания.
В основу входят: приставка, корень, суффикс.
Глагол
1. приставочный - от глаголов: бежать про-бежать,
2. суффиксальный , при котором глаголы образуются от
Прилагательных: красный красн-е-ть, видный видн-е-ть-ся,
Существительных: партизан партизан-и-ть, толпа толп-и-ть-ся,
Числительных: двое дво-и-ть (‘разделять надвое’),
Междометий: ах ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный , которым глаголы образуются от
Существительных: тень
за-тен-и-ть, банкрот
о-банкрот-и-ть-ся,
Прилагательных: прямой вы-прям-и-ть,
Числительных: трое у-тро-и-ть,
Глаголов: любить недо-любл-ива-ть, прыгать рас-прыгать-ся, звонить пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить труд(о)устроить ,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить у-мир(о)творить;
Наречие
1. приставочный - от наречий: долго не-долго, как кое-как,
2. суффиксальный
Существительных: зима зим-ой,
Прилагательных: хороший хорош-о,
Числительных: три тр-ижды,
Глаголов: лежать леж-а,
Наречий: хорошо хорош-енько, как как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный , которым наречия образуются от
Прилагательных: новый по-нов-ому, давний из-давн-а,
Существительных: верх в-верх-у,
Числительных: двое в-дво-ем,
Глаголов: догонять в-догон-ку, скакать в-скачь-
Наречий: долго по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией : мимо + ходить мимоход-ом.
Состав слова особенно часто просят разобрать учеников средней школы. Ведь благодаря таким занятиям ребята намного лучше усваивают материал словообразования и правописание различных выражений. Но, несмотря на легкость данной задачи, школьники не всегда выполняют ее правильно. С чем это связано? Об этом мы расскажем далее.
Общие сведения о разборе состава слова
В филологической науке разбор слова по составу называют «морфемным анализом». Считается, что это самая сложная аналитическая работа, которую следует осуществлять с лексическими единицами нашего родного языка. Но если придерживаться определенного алгоритма, данную процедуру можно провести очень легко, быстро и верно.
Состав слова
Как известно, все состоят из окончания и основы. В последнюю часть входят: суффикс, корень и приставка. Обычно их называют морфемами.
Что такое морфема?
«Морфема» с греческого языка переводится как «форма». То есть это - значимая и минимальная часть слова, которая не может расчленяться на более мелкие единицы.
Морфема обладает грамматическим значением и грамматической формой. Она способна передавать совершенно разные типы значений, а именно:
Нулевые морфемы
Следует также отметить, что помимо материально выраженных, в русском языке встречаются и нулевые морфемы, которые также обладают грамматическим значением. Приведем пример: в слове «дом» не выражено материальное окончание, а в слове «нёс» - суффикс и окончание прошедшего времени.
Из каких частей состоит слово?
Как было сказано выше, в состав слова входят: приставка, корень, основа, суффикс и окончание. Чтобы понять, как верно найти данные части, следует дать определение каждому из них:
Основные этапы разбора слова по составу
Состав слова разбирается согласно определенному алгоритму. При этом необходимо использовать специальные графические обозначения. Рассмотрим основные этапы данного анализа более подробно:
Состав слова: примеры разбора
Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».
Морфемика – это учение о значимых частях слова, или морфемах. Значение морфемы определяется в составе слова. Например, суффикс ИК имеет уменьшительно-ласкательное значение: столик, самолетик, карандашик. Морфема как часть слова отличается от фонемы. Фонема лишена значения.
Словообразование тесно связано с фонологией, лексикой и грамматикой. Морфема, как и слово, состоит из фонем. Связь словообразования с лексикой проявляется в том, что вновь образуемые слова пополняют лексический состав языка. Многие морфемы являются носителями определенного грамматического значения, особенно окончания и формообразующие суффиксы. В этом проявляется связь словообразования и грамматики. Так, слова с суффиксом ИЗАЦИЙ- войдут в разряд существительных ж.р. – ракетизация, нуклеаризация .
Любое слово состоит из морфем. Выделяют следующие типы морфем: приставку, корень, суффикс, окончание (флексию), постфикс, интерфикс. Слово может состоять из одной морфемы, например, большинство служебных слов – и, ибо, если ; некоторые несклоняемые существительные – депо ; наречия – где, здесь, там . Хотя этимологически в слове здесь когда-то выделялась приставка С-. Чаще, однако, в слове выделяется несколько морфем. Например, богатырский – выделяется корень БОГАТЫР-, суффикс СК-, окончание ИЙ. В слове грибок выделяется корень ГРИБ-, суффикс ОК и нулевое окончание.
Главный принцип выделения морфем – это принцип сопоставления близких по звучанию и значению слов. Рассмотрим, как действует данный принцип. Так, сопоставляя слова простой/простенький/простоватый/простота , можно выделить общую часть ПРОСТ со значением ‘легко доступный пониманию, не сложный’. Сопоставляя одноструктурные слова простоватый/беловатый/желтоватый , можно выделить общий элемент ОВАТ- со значением ‘небольшая степень признака’. По сопоставлению слов простоватый/простоватая/простоватого выделяют изменяющийся элемент ЫЙ. Итак, в слове простоватый выделяют три значимых части, называемых морфемами. Дальнейшее членение на значимые части невозможно. Поэтому морфему называют минимальной значимой языковой единицей. Морфема, как и слово, воспроизводится и повторяется в речи. Однако есть несколько признаков, отличающих морфему от слова:
Вариант морфемы получил название морфа (алломорфа). Поэтому морфему еще рассматривают как совокупность морфов. Можно сказать, что морф – это конкретный представитель морфемы. Разные морфемы могут быть представлены разным количеством морфов. Так, приставка ВЫ- реализуется в одном морфе. А суффикс ОНОК- может реализовываться в двух морфах – ОНОК/ОНК. Например, медвежонок, медвежонка . На возникновение морфов влияют фонетические процессы, в частности чередование фонем. Так, корневая морфема БЛЕСК- представлена следующими морфами: блеск/блестеть/блистать/блеснуть/блещет . (<СК>|<СТ>|<С>|<Ш’> <Э>|<И>).
Морфема так же соотносится с морфом, как фонема со звуком. Фонема реализуется в звуках, а морфема – в морфах. Фонема и морфема – абстрактные языковые единицы, звук и морф – конкретные. Алломорфы одной морфемы обладают тождеством значения и фонетической близостью. Например, в словах летать/лечу/полет корень ЛЕТ- представлен в трех морфах, и в эту цепочку не входит корень ЛЕТ- из слова лето . Эти слова лишены тождества значения. В словах работа/разрабатывать корни обладают фонетической близостью.
Морфемы различаются по роли в слове и по месту в составе слова. В соответствии с этими принципами выделяют морфемы корневые и аффиксальные. Корневые морфемы – это обязательные морфемы, нет слов без корня. Как единичное исключение обычно приводят в пример слово вынуть , в котором выделяют суффиксы ТЬ- и НУ-, а также приставку ВЫ-. Исторически корень, конечно же, был, только в результате фонетических процессов и действия закона аналогии корень изменился и совпал с частью суффикса.
Аффиксальные морфемы – это не обязательные, факультативные морфемы. Могут вообще существовать слова без аффиксов – здесь, кашпо . К аффиксам относят приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.
Корень – это обязательная в каждом слове морфема, содержащий в себе основной элемент их лексического значения. Например: вода/водный/водолаз/водица/наводнение . Все эти однокоренные слова при разнице в лексическом значении имеют общий элемент значения, связанный с корнем ВОД-.
Корни бывают свободными и связанными. Свободный корень – это корень, который может употребляться в слове без приставок и суффиксов, окончание не в счет. Дом, вода, летний (лето), бежать (бегу), хитрец (хитрый) . Чтобы определить свободный или связанный корень, надо подобрать однокоренное слово, где бы такой корень употреблялся только с окончанием или в чистом виде (для неизменяемых слов).
Связанный корень употребляется только в соединении с суффиксами и приставками. Например: свергнуть/отвергнуть/низвергнуть; добавить/прибавить/убавить; причал/отчалить; обуть/разуть. Многие корни стали связанными в результате исходного слова, имевшего свободный корень. Так, в современном русском языке в слове скудость содержится связанный корень, так как ушло из языка слово СКУДЫЙ со свободным корнем.
Билет 7. Имя существительное как часть речи в современном русском литературном языке. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Реализация компетентностного подхода при изучении русского языка в школе
Имя существительное.
Лексико-грамматические разряды имен существительных :
а) личные и неличные существительные;
б) собственные и нарицательные существительные;
в) неодушевленные и одушевленные существительные;
г) конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.
Имя существительное – это знаменательная часть речи, которая имеет категориальное значение предметности, обладает морфологическими категориями рода, числа и падежа и выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения.
Предметность как категориальное значение понимается широко. Это и название конкретных предметов, вещей: дом, ракета, карандаш, окно, лампа, платье; название явлений природа: гроза, ветер, ураган, цунами: название событий: война, история, катастрофа; название лиц: человек, мужчина, сестра, Василий Теркин, космонавт; название живых существ: птица, корова, свинья; название совокупности живых существ, лиц, предметов: воронье, учительство, малинник, дубняк; название признаков: белизна, синь, красота, ширь, доброта; название действий: бег, взлет, наблюдение; географические названия: Москва, Россия, Арал.
Этот перечень тематических групп существительных может быть продолжен. Можно конкретизировать уже названные тематические группы и выделить внутри них определенные подгруппы. Например, в группе «названия живых существ» можно вычленить подгруппы: 1) названия птиц, 2) названия животных, 3) названия рыб, 4) названия пресмыкающихся.
Значение предметности позволяет различные лексические значение обобщать и мыслить как предметные, как название субстанции, носителей признаков.
Грамматические категории рода, числа и падежа выделяют и в других частях речи (прилагательные, местоимения), но как зависимые категории, согласующиеся с категориями имен существительных. Эти грамматические категории являются средством выражения предметности. Род – это постоянный признак, а число и падеж – переменные признаки. Имя существительное изменяется по числам и падежам, то есть склоняется. Склонение противопоставляет существительное глаголу – спрягаемой части речи.
Существительное в предложении может выполнять любую функцию, но чаще бывает подлежащим или дополнением. Например:
Полночь и свет знают свой час.
Полночь и свет радуют нас.
В сердце моем – призрачный свет .
В сердце моем – полночи нет.
В функции сказуемого, определения и обстоятельства имя существительное употребляется с ограничениями: не может быть простым сказуемым, не может быть согласованным определением, не все падежные формы выступают в функции обстоятельства.
По семантике и морфологическим свойствам имена существительные объединяются в лексико-грамматические разряды (ЛГР). Это группы слов на основе общности лексического значения и морфологических признаков. ЛГР свидетельствуют о взаимосвязи и взаимозависимости лексики и морфологии.
Выделяют следующие ЛГР:
1. Имена существительные собственные и нарицательные.
2. Имена существительные личные и неличные.
3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
4. Конкретные и абстрактные существительные.
5. Вещественные и собирательные.
Деление на собственные/нарицательные является первым классификационным свойством имен существительных.
Нарицательные существительные являются обобщенными названиями однородных предметов: трактор, трава, лещ, слон, голова, книга, злость, восстание, факт .
Собственные существительные – это названия отдельных, одиночных в своем классе предметов. Среди них можно выделить тематические группы:
1) имена, фамилии, отчества людей Вера, Надежда, Любовь, Иванов, Петров, Константин Дмитриевич Бальмонт ;
2) клички животных Тузик, Пушок, Каштанка ;
3) географические названия Байкал, Перу, Чад, Канада, Азия ;
4) названия исторических событий Великая Отечественная война, Ренессанс, Классицизм ;
5) названия художественных произведений «Преступление и наказание », «Коммерсант», «Новый мир» ;
6) названия магазинов, кафе, клубов, театров «Подиум», «Аленка», «Юность», «Спутник» ;
7) астрономические названия Венера, Марс, Водолей, Рак ;
8) сорта и марки различных предметов «Волга», «Мишка на севере» ;
Семантические различия между собственными и нарицательными существительными отражаются и в грамматических различиях. Большинство нарицательных существительных имеют формы единственного и множественного числа и могут изменяться по числам: сестра – сестры, дом – дома, береза – березы, берег – берега. Имена собственные могут употребляться либо в форме единственного числа, либо в форме множественного. Поэтому они не изменяются по числам. Например, Сокольники, Афины, Альпы (употребляются в форме мн.ч.); Петербург, Ниагара, Европа (в форме ед.ч.). Если собственные существительные, обладающие только формой ед.ч., употребляются во множественном числе, то это связано с изменением их семантики. Так, форма Петровы обозначает множество однофамильцев либо лиц, находящихся в родственных отношениях род Петровых . А фраза В классе несколько Вер указывает на несколько тезок. Лексемы Обломовы, Маниловы, Чичиковы называет несколько лиц, имеющих общие черты характера. Говорят, что в этом случае имена собственные называют тип людей.
Граница между собственными и нарицательными существительными подвижна. Нарицательные существительные могут пополняться за счет собственных и наоборот. Так, в разряд нарицательных перешли бывшие собственные кольт, наган, галифе, шанель, вальс-бостон. Есть имена собственные, восходящие к нарицательным Орел, Рыбы, газета «Искра». В этом случае говорят о лексико-семантическом способе словообразования, в результате которого образуются омонимы. При переходе собственных имен в нарицательные расширяется семантический объем слов, так как они обозначают не единичный предмет, а целый класс однородных предметов. Сравните: Октавиан Август/месяц август. При переходе нарицательных имен в собственные меняются грамматические свойства, эти существительные могут утрачивать способность изменяться по числам. Можно сказать два орла, но * пять городов Орлов . Имя собственное Волк, например Надежда Волк, утрачивает способность изменяться по падежам.
Анализом имен собственных занимается ономастика.
В лингвистике выделяется также особая группа личных имен существительных. Личные имена существительные называют лицо по характерным признакам:
1) по физическим признакам великан, карлик, здоровый, больной ;
2) по национальности латыш, литовец, армянин ;
3) по профессии учитель, слесарь, банщик ;
4) по политическим убеждениям либерал, коммунист, атеист ;
5) по месту жительства квартирант, курянин, москвичка ;
6) по родству брат, сестра, мать, отец, бабушка ;
7) по половому признаку мужчина, женщина, юноша, девушка .
Названия лиц – это продуктивная группа имен существительных.
Неличные существительные называют не лиц – растения, животных, мебель, камни. Граница между личными и неличными существительными подвижна. Слово голова в прямом значении называет орган человеческого тела, в переносном значении переходит в разряд личных существительных: «Ну, ты голова !».
В категории одушевленности/неодушевленности отражается противопоставление живой и неживой материи, поэтому уже в начальной школе учащиеся легко определяют одушевленные и неодушевленные существительные, используя семантический критерий. К одушевленным они относят названия лиц и животных: человек, лиса, птица, дочь, лось, дежурный, сазан. Это в основном существительные мужского ил женского рода. Существительные ср.р. немногочисленны: дитя, существо, подмастерье; лицо (=человек), субстантивированные прилагательные и причастия животное, млекопитающее, насекомое; слова на –ище: страшилище, чудище.
В качестве определяющего признака одушевленных существительных отмечается способность предметов, которые они обозначают, самостоятельно передвигаться, перемещаться. В школьной практике одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? , неодушевленные – что?
Семантическая классификация не совпадает с научными представлениями: в науках о природе к живой материи относят также растения. В лингвистике нельзя опираться только на семантический критерий. Следует принимать в расчет и грамматический фактор, особенно в тех случаях, когда семантический и грамматический критерии противореча друг другу, как в слове покойник . По семантике это неодушевленное существительное, по грамматике – одушевленное.
В соответствии с грамматическим критерием у одушевленных существительных форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч. У неодушевленных – форма В.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. мн.ч. Сравните:
В спорных случаях, когда морфологический критерий противоречит семантическому, опираться необходимо на морфологический критерий. Так, по логике вещей слова мертвец, покойник, кукла, туз, ферзь, валет должны быть неодушевленными, но по грамматическим свойствам они ведут себя как одушевленные. Сравните:
Итак, форма В.п. совпадает с формой Р.п., следовательно, эти существительные одушевленные.
В случае омонимии или многозначности слова необходимо учитывать лексическое значение слова: живой или неживой предмет оно обозначает. Сравните: вижу Орел (город) – неодушевленное; вижу орла (птицу) – одушевленное. Позвать дворника (одушевленное)/включить дворник (неодушевленное). Вижу огромный пень/Этого пня ничему не научишь. Прогневать Марса/полеты на Марс.
Употребляются как неодушевленные существительные тип, образ, характер, называющие действующих лиц в художественных произведениях характеризовать образ Евгения Онегина//характеризовать героя романа.
Наблюдаются колебания в отнесении к одушевленным/неодушевленным существительных, называющих микроорганизмы: микроб, бацилла, бактерия, вирус. Допустимы выражения: рассматривать вирусы/вирусов в микроскоп, уничтожать бактерий/бактерии, исследовать микробы/микробов. Говорят, что данные существительные имеют 2 формы В.п. В профессиональной среде данные существительные употребляются как одушевленные, в непрофессиональной – как неодушевленные. Существительные народ, толпа, войско неодушевленные.
Нарицательные имена существительные бывают 4 типов: отвлеченные – конкретные, вещественные, собирательные.
Конкретные и абстрактные существительные различаются по семантике. Конкретные называют предметы и явления действительности, существующие в виде отдельных экземпляров и особей. Отвлеченные существительные обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака: бег, ходьба, сварка, изучение, строительство (дома), синева, желтизна, духота. Семантика абстрактных существительных не допускает представлений о счете. Семантические различия проявляются и в грамматических свойствах.
Конкретные существительные могут сочетаться с количественными числительными: две тетради, четыре реки, семь гусей. Конкретные существительные могут изменяться по числам: берег – берега, книга – книги, дерево – деревья, брат – братья.
Отвлеченные существительные не могут сочетаться с количественными числительными, не изменяются по числам и употребляются только в ед.ч. Некоторые абстрактные существительные используются во мн.ч., если приобретают конкретное значение. Но тогда наблюдается сдвиг в семантике таких слов: радости жизни, мирные инициативы (= конкретные предложения), красоты природы (=красивые картины), Фетовские чтения. В этом случае они приобретают способность сочетаться с количественными числительными: Знаю я сладких четыре отрады; немного терпения, немало глупостей сказал, много внимания.
Отвлеченные существительные имеют морфемный показатель, так как образуются при помощи суффиксов с абстрактным значением: -ость/-есть, --от,- изн,- ев, -ниj, -тиj, -ств, -изм, -ациj: реализация, беззащитность, красота, желтизна, развитие, синева, низина, разоружение, канцеляризм.
Разновидностью конкретных существительных являются существительные единичные (сингулятивы), образованные с помощью суффиксов –ин-/инк со значением ‘единичности’. Эти существительные обозначают единичный экземпляр, выделенный из однородных предметов: горох – горошина, хворост – хворостина, роса – росинка, жемчуг – жемчужина, снег – снежинка, пух – пушинка.
Вещественные существительные обозначают вещества:
1) химические элементы и соединения вода, водород, гелий, бензол ;
2) сельскохозяйственные культуры овес, ячмень, горох ;
3) пищевые продукты масло , молоко, сметана ;
4) стройматериалы гипс, гипсокартон, глина ;
5) лекарства аспирин, микстура .
1.неизменяемость по числам, употребление только в форме ед.ч. или мн.ч. тесто, глина, лед, железо//сливки, духи.
2.форма мн.ч. обозначает не множество предметов, а сорта или сплошную массу красные и белые глины, минеральные воды, нержавеющие стали ;
3.несочетаемость с количественными числительными *две грязи, *три стали ;
4.сочетаясь со словами меры, употребляются в форме ед.ч. килограмм мяса, много теста//много конфет.
Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов и лиц как одно неделимое целое. Выделяются тематические группы:
Большинство собирательных существительных имеет производные основы. Они образованы либо безаффиксным способом: зелень, ветошь, нечисть, либо при помощи суффиксов –ур, -ство, -ник, -няк, -j, -ат : аппаратура, старостат, секретариат. Есть несколько непроизводных слов: сор, мусор, хлам, хвоя, бакалея, ботва, дрянь, знать. В этих существительных значение собирательности является компонентом их семантики.
Собирательные существительные не изменяются по числам, имеют только форму ед.ч. и не сочетаются с количественными числительными. Нельзя сказать *две профессуры.
Четкой границы между ЛГР нет. Бывает так, что в разных значениях слово относят к разным разрядам. Например:
· У дороги рос дуб . (прямое значение, конкретное существительное)
· Отделка дома под дуб . (вещественное значение)
Иногда конкретные существительные в ед.ч. могут приобретать значение собирательности: «Рысь живет, как правило, в тайге» . В данном случае имеется в виду не одна особь, а тип.
Трудно провести границу между вещественными и собирательными существительными. Недаром ученые говорят о промежуточном разряде – вещественно-собирательных существительных: хвоя, помои.
Способ разграничения: если можно образовать единичное существительное с суффиксом ин/инк, то это слово следует отнести к вещественным существительным. Например: хвоя →хвоинка, снег → снежинка, помои → *помоинка (собирательное.
Методологические подходы к обучению русскому языку стали складываться в 19 веке. Первой книгой по МПРЯ стала монография Ф.И. Буслаева «Преподавание отечественного языка». Буслаев считает, что не следует излишне теоретизировать на первых ступенях обучения. Однако все современные УМК как раз чрезмерно насыщены теоретическим материалом, за исключением учебников Рамзаевой и Канакиной.
Буслаев утверждает, что нельзя развивать только умственные способности, преподавание родного языка должно быть эмоциональным. Рецепт прост: читайте, комментируйте прочитанное. Одна басня Крылова предложит материала больше, чем специальные пособия.
Буслаев сформулировал главную проблему методики обучения грамматике: как объяснить маленькому ребенку, что есть имя и что есть глагол, если он не имеет представления о действии и имени.
Принципы обучения, разработанные Буслаевым:
1) Практическая направленность обучения. Обучение должно начинаться наблюдения над языковыми фактами. Например:
2) Анализировать только те языковые явления, которыми ученик умеет пользоваться, поэтому не стоит изучать сослагательное наклонение в начальной школе.
3) Анализируя грамматические факты, не стоит забывать о смысловой стороне. Особенно это отчетливо проявляется при изучении предлогов: ткнул в место скопления островов/сделал вместо соседа, в течении реки/ в течение месяца.
Свой вклад развития методики обучения грамматике внес К.Д.Ушинский. Он утверждал, что можно научить правильно писать и по образцам без всякой теории, как писаря. Но такое обучение растянется на многие десятки лет, и каждое новое слово будет ставить грамотея в тупик. Поэтому одной из целей обучения русскому языку он считал усвоение грамматики. Грамотное письмо базируется на знании грамматики.
Современная МПРЯ оперирует следующими понятиями:
1. Методы обучения – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижения целей обучения.
Приемы обучения – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы.
Выбор метода обусловлен многими факторами:
спецификой учебного материала, возрастом учащихся, степенью их подготовленности, конкретными задачами работы и т.д.
Группировка методов.
1) С точки зрения организации учебного процесса:
а) сообщение учителем новых знаний;
б)беседа учителя и учащихся;
в)метод самостоятельной работы учащихся (под руководством учителя).
2) По источнику получаемых знаний:
а)словесные методы (объяснение учителя, работа с учебником);
б)наглядные методы (демонстрация учебных пособий, наблюдение);
в)практические работы (устные и письменные упражнения).
3) По конкретным задачам, стоящим перед учителем:
а) сообщение новых знаний;
б)закрепление знаний, автоматизация;
в)учет, проверка знаний, умений и навыков.
В настоящее время в современных школах в работе по обучению русскому языку младших школьников отдается предпочтение эвристическим методам (в сравнении с догматическими – методами получения готовых знаний): проблемному, поисковому и частично-поисковому, исследовательскому. Особенно популярен в современной начальной школе проблемный метод, который позволяет воспитывать у младших школьников аналитическое мышление, основы творческой деятельности.
Например, по улице, но по площади;
В тетрадке, но в тетради;
В кроватке, но в кровати.
Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.
В русском языке существуют следующие морфемы:
- корень - самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов - общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень -«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня - «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два - «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три - не стоит пугаться - «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
- суффикс - значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» - это корень, «ник» - это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два - например, в слове «подберезовик»;
- приставка - еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса - с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» - это корень, «под» - это приставка;
- Окончание - изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
- Основа - часть слова без окончания.
Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.
Правила и исключения при разборе по составу
Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем - он поможет не делать ошибок.
Обязательно в слове должен присутствовать только корень - один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.
Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове - это суффикс), а потому все слово будет основой.
В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.
Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.
Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов
Морфемный разбор состоит из следующих этапов:
- Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
- Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз - «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть - «а». Это окончание.
- Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова - «поезд», «переезд». Сравним эти слова - не меняется часть «езд». Это и есть корень.
- Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова - «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
- Заключительный этап - это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
- Обозначаем все части слова соответствующими символами.
Морфема
Типы морфем
Корень – обязательная, главная часть слова. Все слова, имеющие одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными. Значит, корень – общая часть родственных слов. Родственные слова образуют словообразовательные гнезда. Например: вода, водный, водяной, подводный,наводнение; свет, светить, светлый, осветить, освещение, свеча, подсвечник.В некоторых гнездах может насчитываться несколько десятков слов-«родственников». Обычно корень не изменяет свою форму. Гласные и согласные, независимо от произношения, пишутся одинаково во всех однокоренных словах: море – морской, ходить – походка. Однако иногда в корнях происходит изменение звуков и букв, которое называется чередованием. Так, корень -свет- имеет свои варианты -свеч-, -свещ- (свеча, освещать), которые различаются согласными звуками и буквами. В родственных словах снег, снежок, снежинка, снежный, снеговой корень выступает в двух вариантах -снег- и -снеж-, в которых чередуются согласные [г-ж]. В корнях однокоренных слов дружба, дружить, друзья, подруга наблюдается чередование согласных [г-ж-з]. В корнях могут чередоваться не только согласные, но и гласные звуки: мыть,вымоем; ношу, нёс; везли – возит, рос – растение. Однокоренными считаются только те слова, в которых корнисовпадают как по своей форме, так и по значению. Иногда в словах корни совпадают только по форме, но не по значению: рисовать – рис; вода – водить, ручка – ручей; копить – копать. В таких случаях слова не являютсяоднокоренными, или родственными. Для того чтобы выделить в слове корень, нужно: 1) подобрать однокоренныеслова, 2) сравнить однокоренные слова и найти в них общую часть, 3)выделитьеё знаком.Безударные гласные в одних и тех же корнях пишутся одинаково – как под ударением, так и в безударном положении: дом, домашний; лес, лесной, в лесу; час, часы. Для проверки написания безударного гласного в корне надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение: стена – стенка, стеночка;
Окончание – изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. В русском языке слова подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Например, слова там, далеко, много, метро, такси не изменяются. Однако большинство слов изменяют свою форму: поехал к маме, люблю маму, был у мамы. При изменении формы слова изменяется окончание. С помощью окончания слова связываются друг с другом в предложении: На землю падали белые пушистые снежинки. Окончание обладает грамматическим значением. В существительных, прилагательных оно выражает значение числа, рода, падежа, в глаголах –значение числа, лица, рода (в прошедшем времени). В некоторых изменяемых словах может быть нулевое окончание, которое не состоит из звуков и букв. Нулевое окончание выявляется при сравнении форм 6 слова: лес, в лесу, нет леса. При изменении слова лес в других формах появляются окончания, значит, в форме лес также есть окончание, но оно н у – л е в о е – не выражено звуками и буквами. Таким образом, нулевое окончание – это окончание, не выраженное звуками (буквами). Чтобы выделить в слове окончание, надо: 1) изменить слово, 2) сравнить
разные формы слова, найти ту часть слова, которая изменяется, 3) выделить
изменяемую часть слова знаком.
Основа слова – это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. В основе заключено основное значение слова. Основа слова может состоять только из корня (звезд-а, неб-о, лес) или из корня и других морфем --суффиксов, приставок (кроме формообразующих). Основы бывают производными и непроизводными. Н е п р о и з в о д н а я основа состоит только из одного корня: дом, дел-о, хорош-ая, смотр-ят. П р о и з в о д н а я основа, кроме корня, включает одну или несколько других морфем – приставку, суффикс: подводн-ый, музыкант-ы, поед-ем. Чтобы выделить в слове основу, надо: 1) изменив слово, найти в нём окончание, 2) отбросить окончание,
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: снег – снеж-н-ый, снеж-инк-а; дом – дом-ик, дом-ашн-ий; тёмный – темн-е-ть, темн-от-а. Суффиксы придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение действующего лица: перевод-чик, строи-тель, уч-еник, футбол-ист, бокс-ёр, банк-ир, испан-ец; 2) значение признака: лет-н-ий, дет-ск-ий, апельсин-ов-ый, кож-ан-ый, дожд-лив-ый; 3) уменьшительно-ласкательное значение: стол-ик, птич-к-а, ден-ёк, мам-очк-а, Наташ-еньк-а и др.
Постфикс В некоторых словах встречается морфема, стоящая после окончания: одеваюсь, учится, какой-нибудь, что-то. Такая морфема называется постфиксом. Постфикс -ся употребляется после согласных, а его вариант -сь -- после гласных: радуюсь, радуемся.
Приставка (префикс) – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Например: ехать – при- ехать, хороший – не-хороший, полезный – бес-полезный. С помощью приставок чаще всего образуются глаголы. Приставки придают словам разнообразные значения. Например: 1) значение движения наружу:выходить, уходить, 2) движение внутрь: приносить, вносить; 3) отсутствия признака: некрасивый, бесшумный.Чтобы выделить в слове приставку, нужно: 1) подобрать однокоренные слова с приставками и без приставки; 2) выделить в слове корень; 3)найти ту часть слова, которая стоит перед корнем; 4) обозначить эту морфему знаком
Соединительная гласная (интерфикс) В состав некоторых слов могут входить два корня: пылесос, водопад, сухофрукты. Корни в таких словах соединяются особой морфемой, которая называется соединительной гласной, или интерфиксом. В русском языке чаще всего используются соединительные гласные о (после твердых согласных) или е (после мягких согласных): самовар, змеелов. Реже встречаются другие интерфиксы: пятилетний, двухэтажный, трёхместный.
Морфемный анализ (разбор) – это выделение в слове всех морфем.
Морфемы выделяются в словах в таком порядке: Окончание Основа Корень Приставка Суффикс
ТЕМА 2. СПОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
Словарный запас языка постоянно пополняется новыми словами. Пополнение словаря идёт двумя путями: заимствованием из других языков и образованием новых слов на базе существующих. Основным средством обогащения словаря является словообразование. Слова в русском языке делятся на и непроизводные, или простые, исходные (дом, победа, шахматы, ехать) и производные (домик, победить, шахматист, приехать). Производные слова образовались от других слов. Из двух соотносящихся друг с другом слов, имеющих общий корень, одно является более простым по своему составу, первичным, другое – более сложным, вторичным, производным от первого слова. Например: дом – домик ‘маленький дом’, победить – победитель ‘тот, кто победил’, учитель –учительница ‘женщина-учитель’. Таким образом, мы видим, что значение одного слова можно объяснить через значение другого слова. Такая связь между однокоренными словами называется словообразовательной мотивацией. Образование новых слов происходит различными способами. В современном русском языке используются такие основные способы словообразования : суффиксальный, приставочный, приставочно- суффиксальный, сложение, слияние слов, аббревиация. Все способы словообразования можно разделить на морфемные (когда новое слово образуется с помощью морфем) и неморфемные (когда в образовании новогослова морфемы не участвуют).
2.1. Морфемные способы образования слов
С у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование слова путём прибавления к основе суффикса: учи-ть – учи-тель, вчера – вчера-шн-ий, обед – обед-а-ть, честн-ый – честн-ость. Суффиксация наиболее распространена при образовании существительных и прилагательных. Суффиксация может сопровождаться чередованием звуков в корне,. например: тихий – тишина, друг – дружить, книга – книжный, граница - граничить; Нередко при суффиксации наблюдается усечение основы (сокращение основы на один или несколько звуков (букв): низкий – низость, робкий – робеть, утка– утиный. В образовании нового слова участвует только один суффикс: учить –учитель – учительница. При образовании слова учительница суффиксы -тель- и -ниц- прибавлялись к основе по очереди на каждой ступени словообразования. Если новое слово образуется с помощью суффикса от глагола, то его образование всегда идёт от инфинитива, в котором суффиксы -ть, -ти отбрасываются, как и окончания, и не входят в основу: писа-ть – писатель, строи-ть – строитель. Чтобы уточнить, с помощью какого суффикса образовалось слово, надо сравнить основы двух слов (основу производную и основу того слова, от которого образовано новое слово) и установить, какой морфемой они различаются. Например, нерешительность – нерешительн-ый -- первое слово образовалось от второго с помощью суффикса -ость. При этом используется, как в математике, приём вычитания (вычитание основ). Как разновидность суффиксального способа рассматривается нулевая суффиксация.
Нулевая суффиксация – это образование нового слова с помощью нулевого суффикса. Например, от глагола бегать образовалось существительное бег(аналогично от полететь образовалось полёт, от входить – вход, от зелёный – зелень). При этом производящая основа (основа слова, от которого образуется данное слова) может содержать больше морфем, чем основа образованного слова: выходить – выход (суффикс -и- усекается, не входит в основу образованного слова).
П о с т ф и к с а л ь н ы й – образование нового слова с помощью постфикса –ся/-сь, -нибудь, -либо: мыть – мыться, какой-нибудь,кто-либо.
П р и с т а в о ч н ы й (п р е ф и к с а л ь н ы й) – это образование нового слова путём прибавления к целому слову приставки (префикса): группа – подгруппа, автор – соавтор, опасный – безопасный, прыгнуть – подпрыгнуть, гнать – выгнать, всегда – навсегда. Наиболее распространён приставочный способ при образовании глаголов: писать – подписать, выписать, переписать, списать,
П р и с т а в о ч н о - с у ф ф и к с а л ь н ы й – это образование нового слова путём одновременного присоединения к основе или слову и приставки и суффикса: окн-о – подоконник, граница – заграничный, новый – по-новому, чистый - дочиста. Иногда трудно определить, каким способом (приставочным или приставочно-суффиксальным) образовано слово, которое имеет в своём составе и приставку, и суффикс. В этом случае надо отнять от слова приставку и проверить, употребляется ли это слово без приставки или нет. Если не употребляется, то слово образовано приставочно-суффиксальным способом, а если употребляются – то приставочным способом. Например: антивоенный – военный (слово образовано с помощью приставки анти-), одеяло –пододеяльник (приставочно-суф способ, т.к. нет слова одеяльник).
*Если вместе с приставкой в образовании нового слова принимает участие постфикс, то говорят о префиксально-постфиксальном способесловообразования: звонить – дозвониться, бежать – разбежаться.
С л о ж е н и е – это такой способ словообразования, при котором новое слово возникает в результате объединения двух или более основ или слов: земля, трясти - землетрясение, кислый, сладкий – кисло-сладкий, выставка- продажа, лётчик-космонавт. В последних двух примерах (при сложении целых слов) образуются составные слова, которые характеризуются одним основным ударением, закреплённым порядком слов. Компоненты, образующие сложные слова, могут объединяться с помощью соединительного гласного (интерфикса) о/е: хлебозавод, земледелец, пылесос. Иногда в образовании сложного слова участвует также и суффикс: железная дорога - железнодорожный, тушить огонь – огнетушитель. В таком случае можно говорить о сложно-суффиксальном способе образования, который следует рассматривать как разновидность сложения.
*От сложения необходимо отличать суффиксальный способ, когда новое слово образуется от сложного слова путём прибавления суффикса: самолёт – самолётный, водопровод – водопроводчик. В таких случаях нужно, отняв суф, проверить, употребляется ли сложное слово без него. Если употребляется – слово образовано с помощью суффикса, если нет – значит, слово образовано сложно-суф способом.
2.2. Неморфемные способы образования слов
С л и я н и е – способ словообразования, при котором главное и зависимое слова словосочетания сливаются в одно новое слово: быстро растворимый – быстрорастворимый, глубоко уважаемый – глубокоуважаемый, вечно зелёный – вечнозелёный. Зависимым словом обычно бывает наречие, которое стоит перед главным словом – причастием или прилагательным. В таких сложных словах имеется одно основное ударение, закреплённый порядок частей (их нельзя поменять местамибыстродействующий – действующий как? быстро, нижеподписавшиеся – подписавшиеся где? ниже.
А б б р е в и а ц и я (сложносокращенный способ) – это такой способ образования новых слов, при котором новые слова возникают путём сложения сокращённых частей слов. Слова, образованные таким способом, называются аб б р е в и а т у р а м и. Аббревиация свойственна только именам существительным. Различают два типа аббревиации, которые зависят от того, из каких частей слов образуется аббревиатура: из звуков, букв или частей слов (но не морфем).
Слоговая аббревиация – образование сложносокращённых слов путём сочетания начальных частей слов или слогов (либо целого слова и части
другого слова): универсальный магазин – универмаг, заработная плата – зарплата, медицинский пункт – медпункт, заведующий кафедрой – завкафедрой, заместитель директора –замдиректора, физическая культура – физкультура, Европейский союз -Евросоюз;
Инициальная аббревиация – образование сложносокращённых слов из начальных звуков или букв: высшее учебное заведение – вуз, запись актов гражданского состояния – загс, без определённого места жительства – бомж, Государственная автомобильная инспекция – ГАИ, научно- 26 исследовательский институт – НИИ, Министерство иностранных дел – МИД, Белорусский государственный университет - БГУ.
Как неморфемный способ словообразования рассматривается также п е р е х о д с л о в о д н о й ч а с т и р е ч и в д р у г у ю часть речи. Чаще всего наблюдается переход имён прилагательных в имена существительные – субстантивация. Например: учёный человек -- крупный учёный, мороженое мясо -- вкусное мороженое, дежурный врач -- подошёл дежурный, рабочий человек -- рабочий трудится, проездной билет -- потерял проездной. При переходе в разряд существительных имена прилагательные приобретают все грамматические характеристики существительных и начинают отвечать на вопросы кто? что?
2.3.Основные словообразовательные понятия
Словообразовательный анализ – это установление 1) от какого слова образовалось данное слово,2) с помощью какой морфемы оно образовалось 3) каким способом оно образовалось.
Производное слово – это слово, образованное от другого слова. Слово сахарница производное, т.к. образовано от слова сахар, а слово сахар –непроизводное, исходное.
Производная основа – это основа производного слова. Кроме корня, в нее входят другие морфемы. Основа слова сахарница – (сахарниц) производная, так как состоит из корня сахар- и суффикса -ниц-.
Производящая основа – это основа того слова, от которого образовалось данное слово. Производящую основу для слова сахарница надо искать в слове сахар (это основа сахар-, которая в этом слове совпадает с корнем).
Образующая морфема – это морфема, с помощью которой образовалось слово. Например: водить – водитель, апельсин – апельсиновый, петь – запеть. Чтобы найти образующую морфему, нужно из производной основы «вычесть, отнять» (как в математике) производящую основу. Та морфема, которой эти основы различаются, и будет образующей морфемой. В слове сахарница образующая морфема – это суффикс -ниц-, так как с помощью этого суффикса слово образовалось от слова сахар (сравним основы сахарниц- и сахар- и получим суффикс -ниц-).
Словообразовательное значение – это значение образующей морфемы. Например, в слове запеть приставка за- -- образующая морфема, которая имеет значение ‘начало действия’. В слове водитель образующая морфема – суффикс -тель со значением ‘действующее лицо’, в слове сахарница образующая морфема – суффикс -ниц- со значением ‘предмет’ (‘посуда’).
Словообразовательная модель – это схема, образец, по которому образовалось данное слово. Для того чтобы слова относились к одной словообразовательной модели, они должны: 1) образоваться от одной части речи (существительного, глагола и т.д.), 2) иметь одну и ту же образующую морфему с тем же словообразовательным значением. Так, слова сахарница, мыльница, хлебница образовались от существительных сахар, мыло, хлеб с помощью суффикса -ниц-, который имеет значение предмета (‘посуда, в которой что-либо хранят’). А слово школьница не относится к этой же модели, так как суффикс -ниц- здесь имеет другое значение -- ‘действующее лицо’. Глаголы запеть, закричать, засмеяться также образованы от глаголов по одной модели, поскольку приставка за- имеет значение ‘начало действия’ (начать петь, начать кричать, начать смеяться). Глагол закопать не относится к этой модели, поскольку в нём приставка обладает другим значением.
Словообразовательная цепочка – это однокоренные слова, расположенные в том порядке, в котором они образованы друг от друга. Например:
учительница – учитель – учить; доверчивость – доверчивый – доверить – верить – вера; доброта – добрый. Словообразовательные цепочки могут состоять из двух, трёх и более слов. Словообразовательные цепочки однокоренных слов входят в словообразовательное гнездо. Во главе гнезда расположено исходное слово, от которого образуются другие слова с этим же корнем. Например, в гнездо с исходным словом аптека входят такие цепочки: аптека – аптечка; аптека –аптекарь – аптекарша; аптека – аптечный. Таким образом, в этом гнезде «живут» пять однокоренных, родственных слов, которые образуют трисловообразовательные цепочки. Аптека – аптечка аптечный аптекарь – аптекарша
Словообразовательный анализ (разбор) – это определение 1) от какого слова, 2) каким способом, 3) при помощи какой морфемы образовано данное слово. Словообразовательный анализ может быть полным и неполным.При н е п о л н о м словообразовательном анализе находим слово, от которого образовано данное слово. Затем, сравнивая производную и производящую основы, находим образующую морфему и определяем способ образования слова При п о л н о м словообразовательном разборе анализируем всю словообразовательную цепочку, пока не доходим до исходного, непроизводного слова. На каждой ступени словообразовательной цепочки могут выявляться разные способы образования слов.
ТЕМА 3. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Глаголы с приставкой в-/во-
Основные значения приставки:
1.движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.
2.движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);
3.углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься,всмотреться.
Нормы управления:
Глагол + в + В.п.: войти в дом, вмешаться в беседу, внести мебель в комнату,
вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию; 74
Глагол + на + В.п.: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятыйэтаж.
Переносное употребление:
Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела
Вводить/ввести в заблуждение
Вносить/внести вклад
Вкладывать/вложить смысл, знания, силы, средства
Глаголы с приставкой вы-
Основные значения приставки:
1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицуиз клетки), высыпать 2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.
Нормы управления:
Глагол + из + Р.п.: выехать из Минска, выселиться из квартиры;
Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, вылететь в Москву;
Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из
карманов; 75
Глагол + на + П.п., глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании,выступить с докладом, с речью, с предложением.
Переносное употребление
Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)
Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)
Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки
Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым
Выйти/выходить замуж
Выйти/выходить из себя
Глаголы с приставкой до-
Основные значения приставки:
1.доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома),дописать (письмо);
2.достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться,договориться, дождаться, додуматься;
Нормы управления
Глагол + до + Р.п.: дожить до старости, доплыть до берега;
Глагол + В.п. + до + Р.п.: дослушать песню до середины, дочитать книгу доконца;
Глагол + В.п.: дозваться детей, добудиться сына (с трудом);
Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): дозвониться подруге, к подруге, доподруги;
Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) договориться с подругой о встрече, догадаться опричине (чего?)
Переносное употребление
Довести/доводить до сведения, до конца.
Глаголы с приставкой за-
Основные значения приставки:
1.движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку,засунуть руки в карманы;
2.попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
3.распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, засадить участок цветами;
4.чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
5.начало действия: заплакать, закричать, зацвести
6.совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
7.доведение действия до конца: заработать деньги, зажарить мясо;
Нормы управления:
Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;
Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами
Переносное употребление
Заводить/завести 1)часы, машину, мотор, 2)собаку, рыбок
Заходить/зайти (о солнце)
Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу
Глаголы с приставкой на-
Основные значения приставки
1.направление действия на поверхность: наступить на гвоздь, наехать напешехода, намазать хлеб
2.полнота, исчерпанность действия: наговориться, наесться досыта,натанцеваться, накопить денег, напечь блинов
Нормы управления:
Глагол + на + В.п.: наскочить на камень, набросить на плечи шаль
Глагол + Р.п.: нарвать цветов, накупить конфет
Переносное употребление
Наносить/нанести вред, ущерб, обиду, оскорбление
Наталкиваться/натолкнуться на препятствия, на интересную статью
Глаголы с приставкой пере-
Основные значения приставки:
1.направление действия через предмет, перемещение на другое место:перелезть через забор, переехать
3.превышение нормы в действии: переоценить свои силы, пересолить еду,ереутомиться 4. разделение предмета на две части: перерезать верёвку, перепилить дерево;
5. исчерпанность действия: перемыть всю посуду, перечитать все книги,много пережить;
6. взаимное действие (с постфиксом –ся): переговариваться по телефону,переписываться с друзьями;
7. преимущество в действии: переспорить брата, перебороть свой страх,перекрикивать друг друга
Нормы управления:
Глагол + через + В.п.: перейти через дорогу, перевести через дорогу
Глагол + с + Т.п.: перешёптываться и переглядываться с подругой
Переносное употребление;
Переносить/перенести болезнь, операцию, страдания, горе, испытания, нужду
Передавать/передать чувства, настроение, характер, обстановку
Переходить/прейти к (следующей) теме, вопросу
Перебить/перебивать собеседника, взрослых (при разговоре)
Глаголы с приставкой при-
Основные значения приставки:
1.приближение, присоединение: приклеить марку, придвинуть стол к столу,прикоснуться к руке, 2.неполнота действия: приоткрыть дверь, прилечь отдохнуть, присесть наминуту; 86
3.углубление в действие: присмотреться к студентам, прислушаться к совету;
4.приобретение каких-либо качеств: приручить зверя, приучить к порядку,привыкнуть к жаре, привить
Нормы управления
Глагол + в, на + В.п.: прилететь в Минск, прийти на концерт, в театр
Глагол + из, с + Р.п.: приехать из деревни, из Москвы, с моря, c юга
Глагол + к + Д.п.: прислушаться к звукам, приблизиться к городу, привыкнутьк шуму
Глагол +В.п. + к + Д.п.: пришить пуговицу к рубашке, привязать лошадь кдереву, приучить детей к труду, привить любовь к книге
Глагол + В.п.: привезти подарки, привести друга, приобрести умения, знания,профессию, имущество
Переносное употребление
Приносить/принести пользу, вред, радость, горе, удачу
Приступать/приступить к учёбе, к работе, к занятиям, к выполнениюобязанностей
Прививать/привить любовь, интерес к спорту, к искусству, к математике
Глаголы с приставкой про-
Основные значения приставки:
1.движение сквозь предмет или пространство: проехать через город,прорыть тоннель, проколоть шину;
2.ограничение действия во времени или в расстоянии: проработать шестьчасов, проспать всю ночь,
3.действие мимо предмета: проехать мимо памятника, пройти мимобиблиотеки;
4.ошибочное действие: нечаянно проехать свою остановку, проспать лекцию,пролить кофе на скатерть,
5.распространение действия на все объекты: прослушать курс лекций,просмотреть все конспекты,
6.действие в один приём: проговорить, прошептать, проветрить комнату
Нормы управления
Глагол + через, сквозь + В.п.: проехать через мост, пробраться сквозь заросли,
протечь сквозь крышу
Глагол + по + Д.п.: пройти по проспекту, проехать по мосту
Глагол + мимо + Р.п.: пройти мимо кассы, мимо магазина
Переносное употребление
Проходить/пройти темы, материал, программу, конкурс
Проводить/провести урок, занятие, мероприятие
Провалиться на экзаменах
Глаголы с приставкой с-/со-
Основные значения приставки:
1.удаление: срубить дерево, соврать цветок, стереть пыль со стола;
2.движение сверху вниз: сбежать с лестницы, съехать с горы;
3.соединение: соединить провода, сложить вещи в чемодан;
4.движение с разных сторон в одно место: съехаться на конгресс, скопиться;
5.сделать копию: срисовать, сфотографировать, скопировать;
6.взаимное действие (с постфиксом –ся): созвониться с подругой, сговоритьсяо встрече, сдружиться;
7.совместность: сочувствовать, сопереживать, чужому горю, соболезноватьо поводу смерти, сопровождать кого-либо, содействовать кому-либо;
8.движение туда и обратно: съездить на экскурсию, сходить в магазин
Нормы управления:
Глагол + В.п. + с + Р.п.: стряхнуть песок с одежды, снять картину со стены;
Глагол + с + Р.п.: спуститься с пятого этажа, слезть с дерева, спрыгнуть свшки;
Глагол + с + Т.п.: сдружиться с соседями, созвониться с братом;
Глагол + Д.п.: сочувствовать другу, содействовать развитию бизнеса;
Переносное употребление:
Сходиться/сойтись во мнениях, взглядах, вкусах
Сносить /снести дом, здание, строение
Не сводить глаз с чего-либо, с кого-либо
Сойти/сходить с ума
Глаголы с приставкой у-
Основные значения приставки:
1.удаление: уйти домой, улететь на юг, угнать машину, удалить зуб;
2.полнота действия: уложить вещи в сумку, уставить стол тарелками;
3.совершение действия, несмотря на трудности: уцелеть на войне, устоятьна месте, уговорить ребёнка пойти к врачу;
4.удобство действия (с постфиксом –ся): усесться в кресло, улечься на диване,
устроиться поудобнее
Нормы управления
Глагол + В.п. + от + Р.п.: уберечь ребёнка от простуды,
Глагол +В.п. + Т.п.: усыпать дорогу цветами, уставить полки книгами
Переносное употребление:
Уходить/уйти на пенсию, в отставку, от дел, от ответственности
Устраиваться/устроиться на работу
Укладываться/уложиться в срок, в регламент
Устанавливать/установить отношения
Уживаться с людьми
Тема 6. Словосложение
Сложные слова включают в себя два корня: долгожитель, однофамилец,широкоплечий, самолёт. Компоненты сложного слова могут быть свободными:они употребляются как самостоятельные слова. Например: сухофрукты – сухой+ фрукты, семичасовой – семь + час, чернокожий – чёрный + кожа, новогодний– новый + год. Первый или второй компонент сложного слова может бытьсвязанным, он не употребляется как самостоятельное слово: авиарейс,цветовод, жизнелюб.Компоненты сложного слова чаще всего соединяются с помощьюинтерфикса (соединительной гласной) о, е, и, а, ух, ёх: добродушный,нефтепровод, пятилетний, сорокалетие, двухместный, трёхэтажный. Некоторые
сложные слова, образованные без интерфикса, пишутся через дефис (черезчёрточку): ганерал-майор, лётчик-космонавт, кафе-бар, тёмно-зелёный,
ТЕМА 1. МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА
Слова русского языка состоят не только из букв и звуков. В них выделяются самые маленькие (минимальные) части, имеющие значение, – морфемы. Например, слово сотрудники имеет значение ‘люди, которые совместно трудятся, работают’. В этом слове 4 морфемы: со-труд-ник-и. Главная часть слова -труд- обозначает процесс – занятие, работу. Морфема со- указывает на совместность. Морфема -ник- обладает значением ‘лицо (человек), которое выполняет действие’. Последняя часть слова -и является показателем грамматического значения имени существительного, в данном случае именительного падежа множественного числа. Таким обр, каждая морфема несет часть значения слова.
Морфема – минимальная (наименьшая) значимая часть слова. Она имеет следующие признаки.
1. Является частью слова. Самостоятельно, вне слова не употребляется, только в составе слова.
2. Имеет свое материальное выражение, обычно состоит из звуков (букв): школь-ник-и. Однако бывают и нулевые морфемы, не выраженные звуками (буквами): школь-ник (в данном случае нулевое окончание).
3. Обладает значением. Значение морфемы имеет обобщенный характер.
4. Не создается в речи, а воспроизводится. Морфемы являются готовым строительным материалом, из которого строятся, создаются слова. Морфемы бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивн ые морфемы – такие, которые активно участвуют в образовании новых слов.Например, суффиксы -ник, -тель продуктивные: работник, сотрудник,проводник, помощник; учитель, строитель, издатель, покупатель Суффиксы -ун, -ач непродуктивные: бегун, шалун, циркач, ткач.
Типы морфем
По роли в составе слова морфемы делятся на корневые и служебные. К корневым относятся корни, а к служебным – приставки, суффиксы,окончания, соединительные гласные (интерфиксы).
Все морфемы подразделяются на словообразующие и формообразующие. Словообразующие морфемы участвуют в образовании новых слов, а формообразующие – в образовании разных форм одного и того же слова.Например, формообразующие приставки совершенного вида: делать –сделать, строить – построить. Формообразующими являются суффиксы –показатели инфинитива, прошедшего времени, причастий, деепричастий(строить, строил, строящий, строивший, строя), степеней сравнения прилагательных (красивее, красивейший) и др.