Открытое занятие на тему "весна". Открытый урок «Весна Весна поурочный план
Конспект урока по предмету окружающий мир
Тема урока « Весна- пробуждение природы»
Цель:
1. Познакомить детей с основными изменениями в природе с наступлением весны.
Образовательные задачи:
1. Расширять, закреплять и уточнять представление детей об особенностях каждого периода времени года.
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес к окружающей природе.
2. Развивать у детей художественное восприятие - умение
чувствовать красоту природы.
Тип урока: комбинированный(изучение нового, закрепление, проверка знаний), интегрированный (связь предмета с уроком рисования, музыки)
Предшествующая работа:
Наблюдения на прогулке за изменением в природе; чтение стихов и рассказов о природе в разные периоды времени года.
Материал:
Презентация к уроку, рабочие тетради, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки,
Умные, пригожие,
Веселые, хорошие!
- Сегодня урок окружающего мира буду вести я. Зовут меня Татьяна Васильевна.
Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте мы на них посмотрим. Поприветствуем их.
Дети, сегодня, когда я утром шла на работу, я увидела воробья. Он так весело чирикал на веточке.
Больше нет мороза, чик-чирик!»- радовался воробей
Воробей рассказал мне о том, что в природе начали происходить какие – то изменения, он совершенно ее не узнает, и не понимает, что происходит с ней.
Что происходит со снегом на улицах? Почему светит ярче солнце? Откуда появились грачи? Почему стали ночи короче, а дни длиннее? Всего этого воробей не понимает.
Сегодня, дети воробушек прилетел к вам, чтобы попросить помощи разобраться, почему же так изменилась природа?
Поможем, дети воробушку? (Да).
Воробушек, ты устраивайся удобнее, мы сейчас тебе всё объясним.
2. Работа над темой урока.
К нам на урок дети, я пригласила еще одну гостью. Угадать гостью нашего урока вам поможет песня, которую мы с вами сейчас прослушаем. Слушайте внимательно. (Слушание 1 куплета песни «Весенняя капель».)
О каком времени года поется в песне?
О весне!
Как вы догадались, что это весна?
Правильно, молодцы.
Догадались ребята, кто придет к нам на урок?
Весна - красна.
А какой вы себе представляете весну, как бы вы ее нарисовали?
Молодой, красивой девушкой в венке из цветов.
Правильно, вот она наша красавица.
Значит сегодня на уроке мы будем говорить о весне, о том, как пробуждается природа.
Весна к нам пришла со своими заданиями и загадками. Если мы ребята отгадаем загадки весны, она пригласит нас в гости в весенний лес.
В весенний лес, который мы создадим вместе с вами.
Вы бывали в лесу. Каким вы его представляете.
Какой же лес без деревьев.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай дерево по веточке, листочку». Давайте посмотрим на экран и будем угадывать деревья, которые будут расти в нашем лесу.
Ель, сосна, береза, дуб, рябина.
Какой лес без животных. Давайте пригласим их в наш лес. Кто же будет у нас жить в лесу?
(Лиса, заяц, белка, медведь, еж.)
Зверька узнаем мы с тобой,
По двум таким приметам,
Ош в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса.
Кто ж это? (Лиса.)
На спине иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног. (Еж.)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
А какой лес без птичьих песен. Какие птицы будут дружить с лесом. (Угадывают по голосам).
Сова, дятел, синица, грач, скворец.
Чего еще не хватает в весеннем лесу?
Весенних цветов.
Названия каких весенних цветов вы знаете?
Подснежник, медуница, мать- и - мачеха.
Вот какой сказочный весенний лес у нас ребята получился. (На презентации). Хотелось бы вам побывать в таком лесу.
А сейчас правильно сядьте, закройте глазки и положите головы на парту.
Инструментальная музыка.(Дети с закрытыми глазами представляют лес)
А теперь встали все на ноги и вспомним, что вы видели в лесу.
Физкультминутка.
Вы видели в лесу деревья? Что делали деревья?(Качаются)
Чем были заняты звери? Лиса, заяц.(Ходят на цыпочках, подпрыгивают)
Что делали птицы? Летели.(Взмахи руками)
Что делали цветы? Распускались.
Какое было настроение у растений, птиц и животных в весеннем лесу.
Веселое, радостное, весеннее, солнечное.
Весной природа словно оживает, всем вокруг от тёплых лучей солнца хочется петь. Вот почему воробушек сегодня так весело чирикал. Он тоже почувствовал приход весны.
Весна нравится всем, это очень красивое время года. Время года, когда пробуждается вся природа. Вот с этим и связаны изменения в природе, которые были непонятны воробушку.
Воробушку пора улетать и он с вами прощается. Но если у него появятся вопросы, он снова к вам прилетит.
Будем помогать воробушку?
Ну а гостья весна с нами не прощается, она останется с нами на долгие три месяца, и будет радовать нас своим теплом, светом и яркими красками.
А сейчас она хочет предложить вам следующее задание.
Задание «Раскрась картинку».
Попробовать раскрасить картинку так, чтобы зима на ней превратилась в весну. (Оценка работ учащихся)
Итог занятия. Рефлексия.
Ну, а в конце урока, мне ребята хочется узнать, понравилось вам наше путешествие в весенний лес. Сделаем мы это следующим образом. У вас на партах лежат бумажные человечки. Вам нужно будет дорисовать им ротики. Я хочу узнать с каким настроением вы встретили весну и уйдёте с урока.
Если вам было все понятно на занятии, вы многое запомнили и узнали, то нарисуйте улыбающийся ротик.
Если у вас ухудшилось настроение, вы ничего не поняли, мало чего запомнили, изобразите рот с опущенными уголками губ.
Такой же человечек есть и у меня на слайде. Я тоже сейчас хочу дорисовать ему ротик. Мой человечек улыбается. Это говорит о том, что вы мне очень понравились, я очень довольна вами, вашей работой. Вы все большие молодцы. Спасибо вам большое за урок.
Урок окончен, можно выйти.
Конспект занятия: «Весна идет».
Цель: расширить представления и понятия по теме «Весна».
Задачи: -совершенствование умения образовывать относительные прилагательные;
Развитие логического мышления;
Развитие умения подбирать существительные к глаголам;
Развитие навыка образования антонимов;
Развитие тонкой моторики;
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитатель:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают,
Под ее ногами.
Черные проталины,
На полях видны,
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
(Г. Ладонщиков)
О чем это стихотворение?
Дети: О весне.
Воспитатель: А давайте мы вспомним признаки весны? Что происходит с природой, когда наступает весна?
Для того чтобы ответить я вас познакомлю со сказкой Весна красна. Чтение учителем. Сказка Весна-Красна.
В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.
Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.
Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды, птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» - спросила она.
Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.
А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!
Какая погода весной? Как светит солнышко? Что происходит со снегом и сосульками? Какие изменения происходят весной в природе (набухают почки, зеленеет травка и т. д.)
Дети: Становится тепло, тает снег; появляются листочки, трава. Прилетают птицы.
Воспитатель: Да, ребята. Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег. Бегут ручьи. Появляются лужи, проталинки. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы подснежники, мать-мачеха. Набухают почки на деревьях, появляется первая трава. Прилетают птицы из теплых стран. Вся наша природа оживает, выходит из глубокого зимнего сна.
А сейчас давайте разгадаем загадки про весну.
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли... (почки)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький... (подснежник)
Веселится весь народ -
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем... (ледоход)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап-кап-кап - звенит... (капель)
Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается в... (ручей)
Белоснежною горой
Во дворе стоял зимой.
Где он был, теперь потоп
Стал водицею... (сугроб)
Посмотрите-ка, ребята,
В небесах повисла вата -
К нам плывут издалека
В синем небе... (облака)
Что за тонкие иголки
Зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва,
К солнцу тянется... (трава)
Высоко за облаками
«Поле» синее над нами.
Не растят на поле хлеба.
Как оно зовется? (Небо)
Понавесили корзины
На березы и осины.
Каждая корзинка - дом,
А зовется он... (гнездом)
Гнездышко из веток -
Для любимых деток.
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть... (птенцы)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строем мы ему... (скворечник)
Давайте продолжим мои предложения все вместе хором.
Если весной тепло, то это весна теплая.
Если весной холодно, то какая это весна (холодная)
Если весна рано пришла, то – ранняя весна.
Если поздно пришла, то какая …
Вот как много мы рассказали о весне.
3. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .
А сейчас мы поиграем! (объяснение игры)
Осенний – весенний
Холодный – теплый
Поздняя – ранняя
Заморозки – оттепель
Короткий – длинный
Пасмурный – солнечный
День – ночь
Осень – весна
4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»Я буду говорить предложение а вы должны захлопать в ладоши, если так бывает, а если этого не бывает то затопать ножками.
(на развитие логического мышления)
Бывает ли такое, весной дети катаются на санках.
Весной дети купаются и загорают (каждого спросить) .
Весной бегут, журчат ручьи.
Весной колхозники убирают урожай.
Весной дети пускают кораблики.
Весной люди одевают пуховики и теплые шапки.
Весной дети встречают Новый год.
5. Подбор слов на вопросы: кто? что? по теме «Весна».
Весной образует лужи что?
Тает что? Зеленеет первая … .
Журчат… Прилетают из теплых краев…
Распускаются на деревьях…. Покрываются листьями …
Появляются зеленые…. Зацветают первые … .
6. Физминутка.
Наши алые цветки распускают лепестки, (плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (помахать руками перед собой)
Наши алые цветы закрывают лепестки (плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (плавно опустить их на стол)
7. Игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательных сущ-ых.
Вода – водичка снег - …. корабль - …
Ручей – ручеек лодка - … солнце - …
Почка - … лист - … луч - …
8. «Кораблик». Загадка:
Матросская шапка
Веревка в руке,
Тяну я его
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
Прокати, капитан (кораблик)
Весной снег начинает таить и образуются ручейки. Наверно, все дети любят пускать кораблики по ручейкам. А вы любите? (Да). Догадались что мы сегодня будем делать из бумаги. Для этого нам понадобиться белая бумага и цветные карандаши.
9. Сделать из бумаги кораблик
Образец на доске и у учителя в руках.
10. Итог.
О каком времени года мы сегодня говорили?
Отметить детей, которые были наиболее активные на занятии.
Серия уроков по развитию речи.
Тема «Весна»
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
4.Развитие интереса к театрализованным играм.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Занятие №1.
Тема: «Март».
Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая - солнцем радует, то грустная - дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья. Весна - пробуждение ото сна
.
Много сложено пословиц и поговорок о весенних месяцах. Март - солнцу рад, апрель - откроет дверь, май - сколько хочешь гуляй!
Март - первый весенний месяц. В поговорках и пословицах март именуется капельником, протальником. Это месяц пробуждения природы, время первых оттепелей. Мартовский снежок - нележок
. У марта одна нога в валенке, другая - в сапоге, в левой руке метель, в правой - дождь, за плечами - мороз, под полой - туман. В поговорках и пословицах с мартом связывают прилёт грачей, пение жаворонка, говорится о весеннем солнцестоянии и первых, ещё молодых, ручейках. Март хлопотун - с гор потоки
.
По народному обычаю весну на Руси встречали не один раз, а трижды. Даль пишет: «Первая весна на Евдокию
(14 марта по новому стилю).
Вторая весна – на сорок мучеников Севастийских или на сóроки святые (22 марта), когда пекут жаворонки; тут уже прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья.
И, наконец, на Благовещенье (7 апреля) третья встреча, весна зиму поборола… Прилёт ласточек; птиц на волю отпущенье».
Но красна весна, да голодна. Закрома пустеют, приходится семье вешнять, перемогаться, доедая последние запасы. Говорят: вешний пир щами взял, то есть ничего нет, кроме пустых капустных щей.
А крестьянину весна и в радость, и в заботу. Не хотят дочки работать, лень им прясть, манит их вешнее солнышко. Смеются: весною дни долгие, да нитка короткая. Высыпают на лбу, на носу, на щеках у них смешные, весёлые веснушки. Водят девушки хороводы, распевают весенние песни – веснянки.
М.Садовский.
Март
.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!
-Раскрась рисунок
-Игра «Весна».
Идут по кругу. | |
Она везде, она повсюду Красна, красна, красна! | Поднимают руки над головой и рит-мично хлопают в ладоши. |
По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет! | Ритмично шагают на месте. |
На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет! | Взмахивают обеими руками к себе. |
И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит! | Ритмично щелкают пальцами. |
По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит! | Потирают ладони. |
Разносит запахи по всюду Цветов, цветов, цветов! | Делают из пальцев «бутон». |
И все живое сразу слышит Весенний звон! | Прикладывают руку к уху. Хлопают в ладоши. |
-Прочтите и подготовьтесь пересказывать рассказ.
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
-Игра «Весенние слова»
Все играющие становятся в круг и перебрасывают ДРУГ другу мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее (солнечное) и тут же бросить мяч другу. Кто запнется или ошибется, должен остаться в том же положении, которое он принял при ловле мяча, и может сменить позу лишь когда вновь поймает брошенный мяч.
ИТОГ.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Занятие №2
Тема: «Апрель».
Апрель - весны середина. В поговорках и пословицах апрель рисуется обманщиком, шутником. А всё потому, что в апреле погода переменчива: то тепло и солнечно, то пасмурно и дождило, а то и вовсе снег и заморозки. В апреле обильно тают снега. Апрель - это месяц половодья, ледохода. Апрель - месяц большой воды . Это пора массового прилёта птиц, пробуждения насекомых, набухших почек, дыхания земли. В апреле земля преет .
С.Михалков
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
— Послушайте сказку. Выполните задание в читательском дневнике.
Сказка про весну.
Жили-были в лесу гномики. Всю зиму они трудились, помогая зверушкам искать еду, очищали веточки от снега, помогали лучикам солнца пробиться сквозь сосульки на деревьях. Гномики любили зиму, но в конце февраля соскучились они по теплу, по ягодам и грибам. Решили гномики Весну позвать, чтобы быстрее пришла.
Собрались они все вместе, стали думать, как лучше Весну позвать. Один говорить – надо всем вместе выйти и закричать: «Весна! Весна!», и тогда она услышит и сразу придет. Другой гномик по-другому говорит: «Надо тихо песенку запеть, как весной хорошо, какая она красивая. Услышит Весна, что ее хвалят, захочет посмотреть, кто-то поет, и она поторопится к нам».
И так, и этак решали, как же Весну побыстрее позвать. Ничего решить не смогли, вышли из своих домиков помощи просить у леса. Попросили у речки, которая далеко бежит, позвать Весну. Речка им говорит:
— Чтобы мне Весну позвать, надо лед сломать, который меня сковал. Вот сломается лед, я сразу Весну позову!
Попросили у деревьев, которые выше всех в лесу, чтобы они Весну позвали. Говорят деревья:
— Чтобы Весну позвать, надо нам в новые одежки нарядиться из зеленых листочков. Увидит Весна, какие мы красивые, сразу придет!
Попросили гномики у птичек, которые поют, чтобы они Весну позвали. Говорят птички:
— Мало нас зимой в лесу. Вот вернуться те, которые на юг улетели, вы вместе как запоем, сразу услышит нас Весна и придет!
И вот настал день, когда речка сломала свой лед, прилетели птички, а на деревьях стали набухать почки, чтобы превратиться в новые зеленые листочки. Обрадовались гномики, что теперь весь лес будет весну звать, и она обязательно услышит. Вышли они на солнышко, греются, ждут, когда же настанет час Весну приглашать. Спрашивают у речки:
— Речка, ты теперь без льда, когда будешь Весну звать?
Отвечает речка:
— Не сама я лед сломала, пришла прекрасная девушка, разбила его!
Спрашивают у деревьев:
— Деревья, скоро будут у вас новые наряды, когда будете Весну звать?
Отвечают деревья:
— Приходила в лес девушка, провела по нашим стволам, и стали наши листочки готовиться выйти из почек!
Спрашивают у птичек:
— Птички, все уже прилетели, когда же будете Весну звать?
Отвечают птички:
— Мы домой дорогу найти не могли, привела нас в лес прекрасная девушка, за ней мы летели!
И вышел вперед самый мудрый гномик и сказал:
— Зачем же звать Весну, если она уже пришла? Пока мы ее звать собирались, она уже и лед растопила, и птичек привела, и деревья в зелень одела. Мудрая Весна сама знает, что мы ее ждем и приходит в тот час, когда нужно.
И только молвил он эти слова, как вышла на поляну прекрасная девушка в платье из цветов и улыбнулась гномикам. Это и была юная Весна.
Название……………………
О чём эта сказка? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки
Чему научила тебя эта сказка? ……………………………………………………………………
-Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине).
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Подбери предметы к признакам.
ВЕСЕННИЙ – …(ГРОМ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ДОЖДЬ)
ВЕСЕННЯЯ — …(ПОГОДА, ГРОЗА, КАПЕЛЬ)
ВЕСЕННЕЕ — …(НАСТРОЕНИЕ, СОЛНЦЕ, НЕБО)
ВЕСЕННИЕ – …(ДНИ, ЦВЕТЫ, КАНИКУЛЫ)
-Апрельские приметы.
— Как называют апрель в народе? (снегогон)
— как понимаете значение этого слова?
На доске: Апрель- снегогон всех напоит.
Апрель с водой, май с травой.
Объясните эти пословицы.
С давних времен люди наблюдали за природой и что заметили:
Еще одна пословица:
Апрельский цветок ломает ледок.
Эта пословица подвела нас к следующему пункту плана.
Первоцветы.
— какие первые цветы вы знаете?
Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел……(подснежник).
Звучит пьеса П. И. Чайковского « Подснежник»
-Как встречают весну лесные жители.
С прИходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детеныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детенышей. Таким образом, у всех зверей в эту пору есть детеныши, которые не умеют еще самостоятельно добывать корм.Поэтому в это время года запрещена охота на зверей.
Сценка .(медведь, лиса, белка и еж).
Здравствуйте, давно не виделись. Как провели зиму?
Еж. Я спал, похудел.
Белка. У меня запасов полно было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала. Одними мышами питалась.
Белка . Брось, лиса. Ты каждый день в деревню бегала за курами.Один раз еле живая ушла.
Еж. Точно-точно. Про тебя даже загадка есть: « Пришла рыжая птичница кур пересчитать». И еще пословица: « Лиса семерых волков проведет».
Лиса. Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братом раком наперегонки бегать. Он уцепился за мой хвост. А когда я пибежала, он спрыгнул, и сказал: « А я уже тут».
Еж. Миша, расскажи как ты весну чуть не проспал.
Медведь .
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
(И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет—)
Вот беда. В темноте пошарил лапой
И вскочил- кругом вода.
(Заспешил медведь наружу.)
Заливает- не до сна!
(Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла Весна!)
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
Занятие №3
Тема: «Май
Май - красавец! Май блещет красками, звуками и запахами. Май дарит нам раннюю грозу и первый гром, аромат свежих цветов и полёт гудящих жуков. Май - месяц сирени, ландышей. Часто это подмечается в поговорках. Месяц май - пой да гуляй .
М.Митлина
Май
.Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело.
А солнце с каждым днем сильнее
Нам дарит летнее тепло.
-Весенние загадки.
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — …
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(Гнездо)
— Представление театра кукол
Сказка “Как колобок весну встречал”.
— Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
— А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою — отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
-Пальчиковая гимнастика. «Волк и лиса».
ИТОГ.
«Каким было общение на уроке?.
Вот варианты ответов.
— занимательным
— познавательным
— интересным
— игровым
— необычным
— скучным
-радостным
-дружелюбным
Используемая литература:
Л.А.Введенская «Наш родной язык»
М.Л.Грызлова «Внеклассная работа по русскому языку»
Э.Вартаньян «Из жизни слов»
Я.Козловский «У буквы – невелички волшебные привычки»
Б.Казанский «В мире слов»
М.А.Корчиц «Грамматические игры»
А.И.Зарецкий «Материалы по занимательной грамматике русского языка»
Н.В.Клевцова «Как организовывать рефлексию на уроке».
Л.Осипова «Рефлексия в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Лилия Ильмурзина
Открытый урок «Весна»
Тема урока : Весна
Цели :
1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении
2. Научить определять последовательность событий в природе и их связи
3. Учить сравнивать состояние природы весной и зимой
4. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование : картинки : цветы, птицы, весна , зима, фильм «Тайна мира» , разрезные картинки, раскраски.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель нашего урока познакомиться с характерными признаками весны .
Актуализация знаний.
Какой сейчас месяц? (Март.)
Какое сегодня число? (14)
Какой день недели? (Среда)
Ребята, сегодня на уроке мир вокруг мы продолжим говорить об изменениях в окружающей нас природе. А как будет звучать тема нашего урока , вы узнаете позже, а возможно и догадаетесь сами.
Какое время года закончилось? (Зима.)
Вспомним, какие основные признаки зимы нам знакомы? (Дети отвечают на вопрос)
Раздаются разрезные картинки : Дети должны собрать картинки и приклеить на бумагу, объяснить что на них изображено.
Посмотрите на доску. Какое время года изображено? Как догадались?
Какой месяц закончился? (февраль)
Ребята, значит, зима уже закончилась?
Существует праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица.)
Чем вам запомнилась масленица? (Ответы детей)
Что собой символизирует масленица? (Проводы зимы)
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня :
(Весна )
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) .
Постановка проблемы.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока ? (Весна . Сегодня на уроке мы будем говорить о весне , об изменениях, которые происходят в природе)
Совместное открытие новых знаний .
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Посмотрите на первый верхний рисунок. Вся ли земля покрыта снегом. Что появилось на ней? (проталины)
Где раньше появились проталины? (Там, где мало снега, там, где солнце сильнее пригревает.)
Что происходит с деревьями в конце марта. (Набухают почки)
Какие праздники мы отмечаем в марте?
Март - первый месяц весны , начало весны - весна света . Объяснить детям по каким признакам мы узнаем о весне : солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая : то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
А кто из вас знает, как называется явление, изображенное на второй картинке? (ледоход)
Кто объяснит, что это за явление?
На реках происходит быстрый подъем воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы.
Посмотрите что изображено на третьей картинке. (Начинается обильное таяние снега и появляются ручьи)
Какие изменения в природе происходят в апреле? (Появляются первые цветы)
Какие первоцветы вы знаете? (Подснежник, мать-и-мачеха, медуница)
Какие праздники мы отмечаем в апреле?
Апрель - второй месяц весны , середина весны - весна воды . Дети должны знать признаки апреля : бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны : набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники.
Физминутка (на внимание)
У нас в классе разлетелись птицы по разным местам, вам нужно всех их найти и сосчитать.
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Что за месяц это?. (Май)
Что происходит у нас в мае? (Распускаются листочки, расцветаю цветы : сирень, черемуха, тюльпаны…. люди высаживают рассаду)
Какие праздники мы отмечаем в мае?
Май - третий месяц весны , конец весны - весна травы . Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья : яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде : копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.
Просмотр фильма «Тайна мира»
А сейчас давайте обобщим полученные знания на уроке и закрепим их с помощью создания картины зимы и весны . (На столе лежат картинки, дети подходят, выбирают и делят картинки на весну и зиму . Приклеивают к плакату)
Итог урока .
Что нового узнали на уроке ?
По каким признакам люди узнают весну ? (Таяние снега, льда, ледоход, первые листочки, проталины, появление цветов-первоцветов, прилет птиц.)
И в заключении я вам хочу дать тюльпанчики, за хорошую работу на уроке .
Публикации по теме:
День открытых дверей в ДОУ «К нам весна красна пришла», открытый показ образовательной деятельности. Художественное творчество – аппликация. Тема: «Домик для скворца» Программное содержание. Продолжать учить детей изображать в аппликации.
Открытый урок музыкального руководителя «Экскурсия по Хакасии» Тема: Экскурсия по Хакасии Цель: Создание условий для обогащения музыкального опыта детей, развитие музыкальных способностей через знакомство.
Цель – Освоение учащимися понятия «художественная целостность» через понятия целое и художник. Задачи: - закрепить знания о понятии художественная.
Открытый урок по чтению в 5 классе для слабослышащих детей «Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» Тема: Басня Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Цели урока: предметные -изучить басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень», -сформировать.
Открытый урок по Дефиле театра моды и танца Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Тема: «Постановка техники дефиле в показе осенней коллекции» Профиль: дефиле Возраст: 9-14 лет Год обучения: 1-й Цель: постановка техники.
План-конспект урока по теме: «Весна пришла»
Задачи урока:
Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Научиться находить весенние изменения в природе, выучить народные приметы и праздники; грамотно и лаконично описывать красоту весенней природы и произведений искусства, провести наблюдение за погодой.
Оборудование: картина И. Левитана (1-е изображение), плакаты с перечнем праздников, кроссворд.
Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III . Знакомство с новой темой.
IV. Изучение нового материала.
V . Физминутка.
VI . Закрепление.
VII . Подведение итога.
VIII . Домашнее задание.
* В изображении картина И. Левитана "Последний снег"
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Повторение ранее изученного материала, соответственно проверяется домашнее задание.
III . Знакомство детей с новой темой и предстоящими задачами.
Весна пришла
Урок начинается с чтения учителем стихотворения К. Кубилинскас «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяца и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.
IV. Изучение нового материала
Детям предлагается рассмотреть картину Исаака Левитана "Последний снег". Учитель задаёт наводящие вопросы: Какое время года изобразил художник? Какой именно месяц весны? Что помогло определить? Какое чувство вызывает картина? Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно, ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Дети по очереди стараются описать увиденное, употребляя эпитеты, сравнительные обороты. Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков (дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, берёза даёт вкусный сок, просыпаются многие насекомые, происходят изменения в жизни животных и так далее). Затем учитель спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)
Если вода застоялась в поле — скотина будет сыта.
Весной не потрудишься — год голодный.
Птица возвращается стаей — дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной стороне — холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе — быть ещё снегу.
Наступление ранней весны — признак затяжного лета.
Если рано снег тает — долгая оттепель.
Снег тает быстро — быть дождливому лету.
Появился на вербе пушистый гребешок — и весна на шесток.
В апреле трава — в мае трава.
С тёплым апрелем и мокрым маем — быть всем с хорошим урожаем.
Если пчела рано взлетела — быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш родной край (скворцы, журавли, утки), какие первые цветы произрастают?(крокус, подснежник, ландыш, тюльпан, нарцисс, мать и мачеха, пролески)
Весенние месяцы
Март
Учитель читает детям стихотворение-загадку:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, какие праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)
Апрель
Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).
Май
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май). Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.
V. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за учителем упражнения.
Дует ветер нам в лицо.(кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо.(поднять руки вверх и покачать)
Ветерок всё тише, тише. (присесть)
Деревцо всё выше, выше (встать и высоко потянуться)
При желании можно повторить,только в роли ведущего может быть ученик.
VI. Закрепление материала.
Учитель просит ученика повторить весенние месяца. Проведя урок, в качестве закрепления разгадать кроссворд, слова использовать из урочной тематики.
1)Самое сильное насекомое (муравей);
2)Второй весенний месяц (апрель);
3)Перелётная птица (Скворец);
4) Первый весенний цветок (подснежник);
5)Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
6) Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
7) Весенний разлив рек (половодье);
8) Лесной душистый цветок (ландыш);
9) В каком месяце прзднуют международный женский день? (март);
VII . Подводятся итоги, учитель выясняет понравился ли урок учащимся. Далее происходит оценивание детей. Выставление оценок в журнал и в дневники.
VIII . Задаётся домашнее задание. Детям необходимо нарисовать весну, а именно весенний месяц, который понравился им больше всего, с его отличительными особенностями. Подготовить красивый рассказ к иллюстрации.