Отец марины цветаевой основал музей. Библиотечные истории
Иван Владимирович Цветаев
Анастасия Ивановна Цветаева:
Родился он в семье, выделявшейся трудолюбием, высокими этическими правилами и необычайным дружелюбием к людям. Его отец, наш дед, был сельским священником в селе Талицы, Владимирской губернии; строгий и добрый, рачительный хозяин, он заслужил глубокое почитание округи. Старший сын его, Петр, пошел по его стопам; второй, Федор, был инспектором гимназии, третий был наш отец; четвертый, Дмитрий, - профессор русской истории. Росли папа и братья его без матери, в бедности. Мальчики ходили босиком и пару сапог берегли, обувая их лишь в городе. В двадцать девять лет отец уже был профессором. Он начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе осках, для чего исходил Италию и на коленях излазил землю вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена. Это дало ему европейскую известность. Российская академия присудила ему премию «За ученый труд на пользу и славу Отечества». Болонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца докторской степени. Погружение в классическую филологию с памятниками древности и музеями Европы пробудило в отце интерес к истории искусств, и в 1888 году он возглавил кафедру изящных искусств Московского университета. Так он перешел от чистой филологии к практической деятельности основателя Музея слепков работ лучших мастеров Европы для нужд студентов, не имевших средств ездить за границу изучать в подлинниках древнюю скульптуру и архитектуру. Здесь, как и в филологическом изучении, его трудолюбию не было конца. Его беспримерная энергия в этом бескорыстном труде изумляла всех знавших его. <…> Уступчивый и нетребовательный в жизни, отец проявлял невиданную настойчивость в преодолении препятствий на пути к созданию задуманного - такого и в Европе не было - Музея слепков, а препятствий было много. Занятость и усталость нисколько и никогда не делали его раздражительным .
Василий Васильевич Розанов (1856–1919), философ, писатель:
Мало речистый, с тягучим медленным словом, к тому же не всегда внятным, сильно сутуловатый, неповоротливый, Иван Владимирович Цветаев или - как звали его студенты - Johannes Zwetajeff, казалось, олицетворял собою русскую пассивность, русскую медлительность, русскую неподвижность. Он вечно «тащился» и никогда не «шел». «Этот мешок можно унести или перевезти, но он сам никуда не пойдет и никуда не уедет». Так думалось, глядя на его одутловатое с небольшой русой бородкой лицо, на всю фигуру его «мешочком», - и всю эту беспримерную тусклость, серость и неясность.
«Но, - говорит Платон в конце «Пира» об особых греческих тайниках-шкафах в виде Фавна, - подойди к этому некрасивому и даже безобразному фавну и раскрой его: ты увидишь, что он наполнен драгоценными камнями, золотыми изящными предметами и всяким блеском и красотою». Таков был и безвидный неповоротливый профессор Московского университета, который совершенно обратно своей наружности являл внутри себя неутомимую деятельность, несокрушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утонченного характера. Цветаев - великое имя в древнеиталийской эпитафике (надписи на камне) и создатель Московского Музея Изящных Искусств. Он был великим украшением университета и города.
Александра Жернакова-Николаева, магистр философии:
Иван Владимирович был человеком, всецело преданным своему делу. Человек он был мягкой, нежной души, иногда совершенно наивный. Я помню, как однажды он рассказывал о совете, который он дал императору Николаю Второму. Было это на одной из аудиенций, которые охотно давал ему государь, прекрасно относившийся к профессору Цветаеву. Речь зашла у них о студенческих беспорядках. Иван Владимирович поведал государю, какие милые и приветливые бывают студенты, когда осматривают музеи и картинные галереи. Иван Владимирович кончил свою речь словами: «Ваше Величество! Надо основывать больше музеев и галерей, тогда не будет студенческих беспорядков…»
Софья Ивановна Липеровская:
Строительство Музея изобразительных искусств заканчивалось в 1912 году. Иван Владимирович был часто в отъезде - собирал материалы для экспозиции. Из Египта были вывезены подлинные мумии, саркофаги. Профессор Цветаев задумал построить музей как дворец культуры, своего рода лабораторию в помощь научным работникам, историкам и искусствоведам. В музее большая библиотека, прекрасны кабинет гравюры, читальный зал. На постройку здания и на организацию музея затрачены громадные суммы, которые Иван Владимирович умел добывать от крупных фабрикантов и знати. Хотя в музее был целый штат сотрудников, самые трудные дела он брал на себя. Приближался день открытия музея. Иван Владимирович предложил показать экспозицию сотрудникам, научным работникам и своим друзьям. Марина и Ася позвали на эту экскурсию и меня. Ивана Владимировича я видела до этого в домашней обстановке в Трехпрудном переулке, когда ему приходилось отвечать на насмешливые заявления дочерей и на их упреки в консерватизме. Здесь, в музее, он показался мне человеком большой воли, кипучей энергии. С увлечением рассказывал о преодолении трудностей в поисках материала и при пересылке в Москву драгоценного груза.
Когда мы шли по лестнице, украшенной колоннами из розового мрамора, он обратил наше внимание на две колонны: они едва заметно отличались по цвету от других. Оказывается, в пути разбились две колонны. Как заменить, когда найти точно такие невозможно! Только после долгих поисков, переговоров удалось купить еще две колонны, подобные тем, какие были уже поставлены. Иван Владимирович сообщал нам об этом как о большой победе.
Сколько забот и внимания, не говоря уже о больших капиталах, вложил он в дело своей жизни. А воспользоваться плодами этих усилий не пришлось - он умер вскоре после того, как ему поручили быть директором музея. Последними словами его были: «Я сделал все, что мог» .
Марина Ивановна Цветаева:
В день открытия музея - майский, синий и жаркий - рано утром - звонок. Звонок - и венок - лавровый! Это наша старая семейная приятельница, обрусевшая неаполитанка, приехала поздравить отца с великим днем. Никогда не забуду. Отец в старом халате, перед ним седая огнеокая красавица, между ними венок, который та упорно старается, а тот никак не дает надеть. Мягко и твердо отбиваясь: - «Помилуйте, голубушка! Старый профессор в халате - и вдруг венок! Это вам нужно надеть, увенчать красоту! Нет уж, голубушка, увольте! Сердечно вам благодарен, только разрешите мне этот венок… Экая вы, однако, прыткая!» Итальянка, сверкая глазами и слезами, а венок для верности над головой отца придерживая: - «От лица моей родины… Здесь не умеют чтить великих людей… Иван Владимирович, вы сделали великое дело!» - «Полноте, полноте, голубка, что вы меня конфузите! Просто осуществил свою давнишнюю мечту. Бог дал - и люди помогли» .
Анастасия Ивановна Цветаева:
Простой, добродушный и жизнерадостный, он в домашнем быту был с нами шутлив и ласков. Помню я его седеющим, слегка сутулым, в узеньких золотых очках. Простое русское лицо с крупными чертами; небольшая редкая бородка, кустившаяся вокруг подбородка. Глаза - большие, добрые, карие, близорукие, казавшиеся меньше через стекла очков. Его трогательная в быту рассеянность создавала о нем легенды. Нас это не удивляло, папа всегда думает о своем Музее. Как-то сами, без объяснений взрослых, мы это понимали.
Папе шел сорок шестой год, когда родилась Марина, сорок восьмой - когда родилась я .
Валерия Ивановна Цветаева:
Отец поощрял в детях, поддерживал, не жалея средств, все, что могло повысить их культурный уровень: общее образование, знание языков, помощь репетиторов и гувернанток, занятия музыкой, путешествия, но личное повседневное руководство разве мог он взять на себя? Да педагогика и не была его призванием .
Марина Ивановна Цветаева. В записи Л. Либединской:
Помню, я была совсем маленькой, шли мы как-то с отцом по улице. Вдруг откуда-то из-за угла прямо на нас вылетел рысак. Я очень испугалась и хотела бежать. Но отец крепко стиснул мне руку и остановился посредине мостовой. Кучер грубо выругался, натянул вожжи, и пролетка, которая летела прямо на нас, свернула вбок и промчалась мимо. Когда смолкло цоканье копыт, улеглась пыль и я немного пришла в себя, отец сказал: «Если на тебя надвигается что-то, с чем ты не можешь справиться, остановись. Самое страшное в таких случаях - начать метаться…»
Валерия Ивановна Цветаева:
Непоправимым злом в нашем доме было отсутствие обязательной и привычной заботы об отце, не слыхавшем заслуженного им благодарного «спасибо» от детей и жены, не видавшем от них ни ласки, ни внимания .
Марина Ивановна Цветаева. Из письма В. В. Розанову. Феодосия, 8 апреля 1914 г.:
Его кончина для меня совершенно поразительна: тихий героизм, - такой скромный!
Господи, мне плакать хочется!
Мы все: Валерия, Андрей, Ася и я были с ним в последние дни каким-то чудом: В<алерия> случайно приехала из-за границы, я случайно из Коктебеля (сдавать дом), Ася случайно из Воронежской губернии, Андрей случайно с охоты.
У папы в гробу было прекрасное светлое лицо.
За несколько дней до его болезни разбились: 1) стеклянный шкаф 2) его фонарь, всегда - уже 30 лет! - висевший у него в кабинете 3) две лампы 4) стакан. Это был какой-то непрерывный звон и грохот стекла .
Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин КондратийЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547) После смерти
Из книги Записки артиста автора Весник Евгений ЯковлевичИгорь Владимирович Ильинский Есть, есть чудеса! Ей-ей!Часто врачи и коллеги, руководствуясь самыми добрыми помыслами, отговаривали постепенно терявшего зрение знаменитого артиста от участия в спектаклях и концертах. Дело в том, что ослепленный огнями рампы и
Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий СергеевичЛеонид Владимирович Георг Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем старым «учителям словесности» в наших гимназиях и реальных училищах XIX и начала XX века, которые были подлинными «властителями дум» своих учеников и учениц, окружавших их то серьезной любовью, то
Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович27 октября. Родился Иван Владимирович Мичурин (1855) Черноплодная страна 27 октября 1855 года родился тот идеальный русский человек, которого многие годы отыскивает вся наша литература и общественная мысль. Это был селекционер Иван Владимирович Мичурин, один из легендарных и,
Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья ВладимировичОтец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара
Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия НиколаевнаОтец Димитрий и отец Василий Священники, служившие у нас в Гребневе, как будто своим долгом считали посещать наш дом. А менялись они часто. Отец Владимир вел список как настоятелей и «вторых» священников, так и дьяконов. За сорок лет было только два раза, когда священники
Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторовСвященники отец Иван Зайцев, отец Аркадий Когда арестовали отца Димитрия Дудко, священников в Гребневе все равно продолжали менять довольно часто. Настоятелем шесть лет был отец Иван Зайцев, который усердно занимался реставрацией погоревшего зимнего храма. Его
Из книги Люди и взрывы автора Цукерман Вениамин Аронович Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина МарковнаЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬТШУЛЕР Со Львом Владимировичем меня связывает прочная, нерушимая дружба, продолжающаяся вот уже более шести десятилетий. Она началась в далеком 1928 году на школьной скамье, и, с небольшими перерывами, когда судьба разлучала нас, мы шли по жизни рядом,
Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай АлександровичНур и Роман Владимирович Я написала про остаток лета почти в одиночестве и поняла, что слово «почти» скрывает несколько важных эпизодов. Все-таки на речку я ходила, купалась, играла в мяч со студентами… Болтали обо всем.…Мелкие детали. Студент-африканец приходил на пляж с
Из книги Цветаева без глянца автора Фокин Павел ЕвгеньевичАНДРОПОВ Юрий Владимирович (15.06.1914 - 09.02.1984). Генеральный секретарь ЦК КПСС с 12.11.1982 г. по 09.02.1984 г. Член Политбюро ЦК КПСС с 27.04.1973 г. по 09.02.1984 г. Кандидат в члены Политбюро с 21.06.1967 г. по 27.04.1973 г. Секретарь ЦК КПСС с 23.11.1962 г. по 21.06.1967 г. и с 24.05.1982 г. по 12.11.1982 г. Член ЦК КПСС в 1961 - 1984
Из книги Дети войны. Народная книга памяти автора Коллектив авторовСводный брат Андрей Иванович Цветаев Анастасия Ивановна Цветаева:Андрюша был старше нас на два и четыре года, уже начинал учиться и вообще - был другой. Никакой лирики, ни страсти к уюту, ни страстной любви к собакам и кошкам, ни жажды все вспоминать… жадно заглядывать в
Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел ЕвгеньевичУтром отец ушел на завод, и больше я его не видел до конца войны Смурыгин Иван Григорьевич, 1933 г. р Родился 25 июня 1933 года в селе Голумбей Бахчисарайского района (теперь это село Некрасовка). К началу войны мне почти исполнилось восемь лет.Перед самой войной родители
Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел ЕвгеньевичМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович 7(19).7.1893 – 14.4.1930Поэт, художник-график. Член объединения «Гилея», «Бубновый валет». Участник сборников и альманахов «Садок судей. II», «Требник троих», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц»,
Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич Из книги автораЛев Владимирович Урусов Здесь, в период между июльскими днями и корниловскими с Московским государственным совещанием 10 августа в промежутке, наш комитет Общества с его общими собраниями снова получил своё значение. Должен сказать, что до июльских дней, при всей
«Это тебе, это - Асе, это - Андрею, а это - для музея», - с такими словами, по воспоминаниям Марины Цветаевой, ее отец возвращался из поездок. Музей изящных искусств стал делом жизни Ивана Цветаева и «гигантским младшим братом» четырех его детей.
«...Наш цветаевский род. Священнический»
Иван Цветаев родился в семье сельского священника. Он, как и трое его братьев, получил духовное образование. Цветаев учился 12 лет - сначала в училище Шуйского уезда, затем во Владимирской семинарии. «Оттуда - из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический…» - писала Марина Цветаева.
Потом Иван Цветаев стал студентом Медико-хирургической академии, но вскоре сделал выбор в пользу классической филологии и перевелся в Петербургский университет. В 1870 году он окончил его с золотой медалью и стал заниматься наукой: защитил в Варшаве магистерскую диссертацию по творчеству Тацита, затем преподавал в Киеве. Позже Иван Цветаев стал профессором Московского университета. В ученых кругах Европы он был известен своими исследованиями в области эпиграфики - расшифровки древних записей.
Варвара Иловайская и Мария Мейн
В 1880 году Иван Цветаев женился на оперной певице Варваре Иловайской, она родила ему двоих детей - Валерию и Андрея. В 1890 году, сразу после рождения сына, Иловайская умерла. В книге воспоминаний Марина Цветаева называла ее первой и вечной любовью, вечной тоской своего отца.
Во второй раз Иван Цветаев женился через год. Его избранницей стала Мария Мейн. Она была творчески одаренной женщиной, великолепно играла на рояле и гитаре, писала стихи на двух языках, увлекалась живописью. У супругов родились дочери - Марина и Анастасия.
«Двадцати двух лет мама вышла за папу, с прямой целью заместить мать его осиротевшим детям. <...> Папу она бесконечно любила, но два первых года ужасно мучилась его неугасшей любовью к В.Д. Иловайской».
Марина Цветаева
Мария Цветаева (Мейн) (1868–1906)
Мария Цветаева занималась воспитанием всех четырех детей, их творческим образованием, продолжала музицировать. Но самым ценным было для ее мужа то, что она разделила его мечту о создании в Москве публичного музея, где любой житель города мог бы познакомиться с лучшими образцами античного и европейского искусства.
«Царство белых статуй и старых книг»
Работая в Московском университете, Иван Цветаев был хранителем кабинета изящных искусств и древности. Он замечал, что его студентам не хватает наглядного материала. Для занятий по теории и истории искусств профессор составил «Атлас ваяния», где были иллюстрации множества памятников скульптуры и архитектуры.
«...Идея этого музея - дать университету и нашему юношеству новое, идеально изящное учреждение. В этом вся награда, всё честолюбие, наивысшее удовольствие» , - писал Иван Цветаев.
Цветаев часто советовался с отцом жены: Александр Мейн состоял в комитете по устройству двух петербургских музеев - Политехнического и Музея изящных искусств. Открытию московской экспозиции мешали отсутствие финансов и здания, недостаток экспонатов.
Проблему денежных средств Иван Цветаев решал в основном за счет меценатов. Деньги жертвовали вдовы, купцы, члены императорской семьи. Многие москвичи и петербуржцы завещали в пользу музея не только средства, но и свои домашние коллекции.
«Это прирожденный министр финансов, потому что так искусно добывать деньги из совершенно неожиданных источников, как это Иван Владимирович умел <...> это никакому графу Витте никогда не удастся».
Матвей Любавский, историк, профессор Московского университета
Здание музея заложили в 1898 году при участии императора. Супруги Цветаевы часто ездили в командировки, где выбирали и экспонаты для коллекции, и строительные материалы. Марина Цветаева в своих воспоминаниях называла музей «наш гигантский младший брат».
Зимой 1904–1905 годов в еще не открывшемся музее случился пожар, серьезно пострадали и коллекция - было уничтожено 175 ящиков с экспонатами из Европы, - и залы. Это подорвало здоровье Марии Цветаевой, которая в тот момент лечилась от туберкулеза. В 1906 году она скончалась в деревне под Тарусой. Сегодня там открыт Музей семьи Цветаевых .
Открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (сегодня Музей изобразительных искусств имени Александра Пушкина)На церемонии присутствовал император Николай II в сопровождении императрицы Александры Федоровны, великих княжон и цесаревича. На ступеньках чуть ниже – создатель и первый директор музея И.В. Цветаев
Сегодня, 4 мая, исполняется 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева, создателя и первого директора Музея Изящных Искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в Москве на Волхонке), отца поэта Марины Цветаевой, писательницы Анастасии. Имя И. В.Цветаева широко известно не только в России, но и за её пределами. Российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) сейчас известен скорее как отец Марины Цветаевой, чем как создатель главного московского музея зарубежного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оно и понятно. Пушкинский музей - одна из главных московских достопримечательностей - воспринимается как то, что существовало всегда. Поэтому легче предположить, что этот музей основал, к примеру, Юрий Долгорукий, а не сын нищего священника из провинции.
Иван Владимирович Цветаев родился 4 (16) мая 1847 года в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева. Обучался в Шуйском духовном училище (окончил в 1962 г) и Владимирской духовной семинарии. После учебы в семинарии (1866 г) Иван Цветаев решил стать врачом и поступил в Медико-хирургическую академию. Но через некоторое время он перевелся в Петербургский университет «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета». В 1870г И.В. Цветаев окончил университет с золотой медалью. В 1873 защищает магистерскую диссертацию, в 1877 г. докторскую диссертацию. Затем после работы за границей, преподавания в Варшавском и Киевском университетах, в 1879 г Цветаев стал профессором Московского университета. В МГУ же он был хранителем Кабинета изящных искусств и древностей (с 1879 г. – экстраординарный, с 1885 г. – ординарный профессор, с 1889/90 учебного года – ординарный профессор по кафедре теории и истории искусства). Семья Цветаевых внесла огромный вклад в в духовную и культурную жизнь своей страны, прославив далеко за её пределами. Цветаевы просвещали, напутствовали словом, помогали делом, вкладывая силу сердца и духа.
Варвара Дмитриевна Иловайская (1858 – 1890) была дочерью известного историка Дмитрия Ивановича Иловайского. Профессиональная певица, обучавшаяся в России и Италии, где проводила немало времени, она вышла замуж за Цветаева в 1880 году, в возрасте 21 года. Ивану Владимировичу на тот момент было 33 года. Супруги поселились неподалеку от Патриарших, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме, отданном в приданое дочери Иловайским. Десять лет прошли счастливо. Варвара Дмитриевна подарила своему мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея, после рождения которого в 1890 году она умерла.
Иван Владимирович женился вторично в 1891 году. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн (1869-1906). Ее отцом был человек во многих отношениях примечательный – Александр Данилович Мейн. Он проделал путь от воспитанника кадетского корпуса – управляющего канцелярией московского генерал-губернатора – до директора частного банка. Параллельно Мейн сотрудничал с различными изданиями, перевел на французский «Историю Петра I» и состоял в комитете по устройству Политехнического музея, а затем и комитета Музея изящных искусств. Любопытно, что вместе с молодой супругой Цветаев ежедневно посещал тестя, с которыми делился мыслями о необходимости музея, обдумывал его устройство.
Мария Мейн, как и первая супруга Цветаева, музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько языков. И с первого же года их брака Мария Александровна разделила с Цветаевым мечту о музее и всячески помогала мужу. Мария Мейн тоже умерла довольно рано, оставив дочерей – четырнадцатилетнюю Марину и двенадцатилетнюю Анастасию.
Перейдя на кафедру истории и теории искусства, Цветаев столкнулся с недостатком иллюстративного материала. Имелся Кабинет изящных искусств и древностей, но пополнялся он случайно и располагался в помещении непригодном. Так и родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию. Помимо борьбы за материальное выживание проекта, поиска средств, Цветаеву пришлось пережить и пожар музея, случившийся в 1904 году. К этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Пожар уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Но музею суждено было быть. После открытия в 1912 году посетители «валили тысячами», путеводители улетучивались. Так, за два месяца было продано 12 000 экземпляров! В этом же году у Цветаева появились внуки – Андрей и Ариадна. Через год, 30 августа 1913 г., Иван Владимирович скончался. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.
искусствовед (с 1880-х годов),
Основатель нынешнего ГМИИ им. Пушкина, его директор и куратор(с 1890-х годов)
Иван Владимирович Цветаев (1847−1913) — искусствовед, ученый-историк, археолог, филолог, профессор и,наконец, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (теперь — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Один из четырех сыновей сельского священника (мать умерла рано), Иван Владимирович тоже готовился к духовной службе. Однако же в юности он основательно увлекся изучением латыни и древнегреческого, и это несколько увело его от богословия — к великолепной, сияющей античности. Следовательно, на классическое отделение Санкт-Петербургского университета.
Это цитата сообщения
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Основателем знаменитого музея, который отмечает в эти дни свой сотый День Рождения и по праву считается одним из крупнейших в нашей стране и в мире, является историк искусства, педагог Иван Владимирович Цветаев (1847-1913). Сын простого сельского священника, который добился всего в своей жизни благодаря собственным природным дарованиям, труду и упорству, он всегда мечтал создать в Москве музей изящных искусств, который стал бы подлинной сокровищницей античного, средневекового и современного искусства.
Когда профессор приступал к осуществлению своей мечты, он не располагал ни коллекциями, ни деньгами. Строился музей, главным образом, на частные средства.
Марина Цветаева так писала об этом периоде жизни своего отца: « Сидит он у какой-нибудь московской купчихи, потягивает чаек и улещает: « Таким образом, матушка, всем радость будет, и польза…».
И. В. Цветаев - основатель и первый директор музея
Однако необходимо отметить, что свою лепту внесло и государство. Государь Император Николай Второй повелел выделить из казны на строительство музея 200 тысяч рублей. Было принято решение о том, что музей будет именоваться Музеем Изящных искусств имени Императора Александра Третьего.
Деньги Иван Владимирович стал собирать еще задолго до закладки музея. Жертвовали на строительство музея не только представители купечества, но и издатель К. Т. Солдатенков, П. М. Третьяков, известный богач-меценат П. И. Харитенко, князья Юсуповы и многие другие. Главным, выражаясь современным языком, спонсором создания музея выступил Ю. С. Нечаев- Мальцов. Имена жертвователей присваивались тем залам, которые они финансировали.
17 августа 1898 г.состоялась торжественная закладка музея. Здание решено было построить в классическом, античном стиле по проекту архитектора Р. И. Клейна. На облицовку фасада шёл белый мрамор, цоколь облицовывался сердобольским гранитом, из южной Венгрии привозили мрамор для облицовки колон, главной лестницы, балюстрад.
Парадная лестница
Знаменитый "Итальянский дворик" музея
К концу 1902 г. здание было возведено, но отделочные работы продолжались еще 10 лет. К сожалению, здание несколько раз горело, экспонаты, которые с таким трудом собирал Иван Владимирович, гибли, и их приходилось восстанавливать, что причиняло профессору глубокую душевную скорбь.
Музей в 1912 году - в день открытия
Наконец наступил торжественный и долгожданный день открытия музея. Это произошло 31 мая (по старому стилю) 1912 г. Церемонию почтили высочайшим присутствием члены императорской семьи: государь император Николай Александрович, вдовствующая императрица Мария Федоровна, Великие Княжны - Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Примечательно, что открытие музея было также приурочено к вековому юбилею победы в Отечественной войне над армией Наполеона.
Императорская Семья на церемонии открытия
В 1932 году музей был переименован и получил то название, которое носит, по сей день.
Уже более полувека его бессменным директором является Ирина Александровна Антонова.
Сейчас в этом замечательном музее представлена уникальная коллекция слепков с прославленных произведений архитектуры от античности до эпохи Возрождения. Здесь представлена также замечательная коллекция подлинных египетских древностей, античных ваз, прекрасных произведений итальянской живописи 13 - 14 веков и множество других шедевров мирового искусства и культуры.
Жемчужины живописной коллекции
Как тут ни вспомнить замечательное высказывание И. Е. Репина, который писал: « Вот честь и слава Цветаеву! Как собрано, как собрано! И все это так размещено, так преподнесено…».
А Марина Цветаева (ещё в далеком 1936 году!) с гордостью писала о Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, что это музей, « стоять имеющий, пока Москва стоит…».
Посещение этого прекрасного музея оставило в моей душе очень глубокое и приятное впечатление!
Вторник, 04 Января 2011 г. 18:15 ()Родившись в семье бедного священника начальное образование Иван Владимирович Цветаев получил в Шуйском духовном училище, состоящем из трех отделений со сроком учебы в каждом 2 года, которое продолжил во Владимирской семинарии, в которой также проучил...
Метки: |
При Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец поэтессы Марины Цветаевой .
Иван Владимирович Цветаев | |
---|---|
Дата рождения | 17 мая (1847-05-17 ) или 16 (28) мая |
Место рождения | Дроздово , Шуйский уезд , Владимирская губерния |
Дата смерти | 30 августа (1913-08-30 ) (66 лет) или 12 (25) сентября (66 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | история , археология , филология , искусствоведение |
Место работы |
Варшавский университет , Университет св. Владимира , Московский университет |
Альма-матер | Санкт-Петербургский университет |
Учёное звание |
заслуженный профессор (1898) , член-корреспондент СПбАН |
Научный руководитель |
Н. М. Благовещенский , К. Я. Люгебиль |
Известные ученики |
Н. И. Радциг А. В. Назаревский |
Известен как | создатель и первый директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818-1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824-1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть - во Владимирской духовной семинарии . После этого поступил в Медико-хирургическую академию , но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Императорский Санкт-Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Окончил университет в 1870 году со степенью кандидата . С 1871 года преподавал греческий язык в 3-й Санкт-Петербургской гимназии , а в 1872 году стал доцентом Варшавского университета , там же, в Варшаве , защитил магистерскую диссертацию - «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Императорского университета св. Владимира в Киеве, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
В 1888 году был избран почётным членом Болонского университета . В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета . Заслуженный профессор Московского университета (1898) . Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение ».
В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых , Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна . В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцовым , который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» - называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой , ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге . Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ .
Семья
Первый брак (1880-1890) - с Варварой Дмитриевной Иловайской (1858-1890), дочерью историка Д. И. Иловайского . Дети от этого брака:
- Валерия Цветаева (1883-1966) - организатор, руководитель и один из педагогов Государственных курсов искусства движения (20-е - 30-е годы , на базе ВХУТЕМАС , г. Москва).
- Андрей Цветаев (1890-1933); В. Д. Иловайская умерла через несколько дней после рождения Андрея.
Второй брак (1891-1906) - с Марией Александровной Мейн (1868-1906). Дети:
- Марина Цветаева (1892-1941) - русский поэт, прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века .
- Анастасия Цветаева (1894-1993) - русская писательница.
Память
- На фасаде Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.
- В Тарусе (Калужская область), в доме, где некогда жила семья Цветаевых, создан музей. В городском парке Тарусы установлен памятник дочери ученого-искусствоведа - Марине Цветаевой. В 2010 году в городе также открыт памятный бюст самому Ивану Владимировичу.
- В честь И. В. Цветаева назван астероид (8332) Ivantsvetaev, открытый Л. Г. Карачкиной и Л. В. Журавлёвой в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
Сочинения
Основные труды Ивана Цветаева посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.
- Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием, К., 1877;
- Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. - Москва, 1883. - , II, 196, II с.
- Inscriptiones Italiae mediae dialecticae…, v. , Lipsiae, 1884–85;
- Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae, Mosquae, 1886;
- Учебный атлас античного ваяния, в. 1–3, М., 1890–1894;
- «Комитет по устройству музея античного искусства в Москве» (М., 1893), «Художественный музей Московского университета» («Московские ведомости » и «Русские Ведомости », 1894);
- «Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств» (Москва, 1896);
- «Записка о музее изящных искусств» (М., 1898);
- Московский публичный и Румянцовский музей: К открытию их 24 октября 1900 г. - Москва: Унив. тип., 1900. - 27 с.
- «Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал» (М., 1900).
- Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902.
- Дело бывших министра народного просвещения тайного советника А. Н. Шварца и директора Румянцовского музея тайного советника И. В. Цветаева, заслуженных профессоров Московского университета . В дополнение к книге проф. И. Цветаева: «Московский публичный и Румянцевский музеи. Спорные вопросы. Опыт самозащиты». - Лейпциг, 1911. - 28 с.
Примечания
- идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
- Ныне - Шуйский район , Ивановская область
- Цветаев Иван Владимирович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред.