От телетанка к танку-роботу. От телетанка к танку-роботу Блок рычагов для управления танком
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫХ ТАНКОВ
А. И. ЛУКЬЯНОВ, Я. Д. ЛЮБИШКИН
Интерес к дистанционно управляемым танкам воз-растает с развитием радиоэлектроники и все бо-лее широким внедрением робототехнических устройств. Действительно, такие машины удобно использовать при отработке новых систем в опас-ных для экипажа условиях, например, испытания на живучесть; проверка комплекса вооружения на реально движущихся целях; оценка противоминной стойкости танка; новые способы форсирования водной преграды; проверка защиты от атомного оружия и т. п.
Система дистанционного управления, которой был оборудован танк Т-54 для специальных испытаний в 1982 г., обеспечивала пуск двигателя, трогание танка с места, управление движением, повороты, остановки, а также дистанционный контроль испы-туемой системы. Двигаясь по полигону, радиоуп -
равляемый танк обстреливался снарядами в усло-виях, приближенных к боевым .
На учениях 1981 и 1983 гг. из дистанционно управ-ляемых танков были скомплектованы подразделе-ния по 15—20 машин (всего 120), которые имити-ровали контратакующие силы противника. Для этого использовались самоходные установки СУ-100, изготовленные в период Великой Отечест-венной войны на базе танков Т-34.
По единой команде с двух пунктов управления СУ-100 начинали движение на «поле боя», ведя «огонь» имитационными зарядами, установленны-ми в стволах пушек. Атакующие подразделения вели «огонь» из танков, ПТУР, гранатометов и противотанковой артиллерии.
Учения позволили оценить как степень выучки личного состава подразделений, так и эффектив-ность действия оружия. Использование дистан-ционно управляемых ВГМ подтвердило целесооб-разность создания таких машин и для мирного, и для военного времени. В связи с этим возникала необходимость иметь в войсках комплекты систем дистанционного управления, которые могли бы устанавливаться достаточно быстро на серийные машины.
Ведение стрельбы по движущимся реальным це-лям позволяет войскам лучше отрабатывать взаимодействие танков и подразделений, вести огонь более эффективно и целенаправленно. От-сутствие таких навыков приводит к тому, что одна и та же мишень поражается многими танками сра-зу, а другие остаются невредимыми. Например, на учениях 1984 г. против 25 дистанционно управляе-мых контратакующих танков действовал батальон танков Т-64А с приданной батареей ПТУР на БМП. Стрельба велась с места; танки-мишени двигались со скоростью 6...8 км/ч. Ввиду недоста-точного опыта целеуказания и корректировки огня в контратаке было поражено всего 48 % целей.
Из анализа всевозможных ситуаций следует, что дистанционно управляемые танки обычно не тре-буют дистанционного управления пушкой. Необхо-димые скорости движения этих танков не превы-шают 20. ..25 км/ч, а дальность «стрельбы» огра-ничивается расстоянием зрительной связи. Наблю-дение за ними возможно как невооруженным гла-зом, так и с помощью оптических приборов, в от-дельных ситуациях необходима телевизионная связь.
Следовательно, при оснащении такими системами серийных танков нет необходимости в дорогих и сложных устройствах. Танки-мишени с дистан-ционным управлением могут использоваться и в качестве ложных целей. Универсальные блоки управления устанавливаются в любой серийный танк, в том числе и устаревшей конструкции. Индивидуальное управление каждой мишенью ис-ключено, в связи с большой загрузкой каналов связи участвующих в бою (учениях) войск. Ма-шины пускаются группами, а затем управляются от гироскопического блока. Передача (первая или вторая) включается заранее. Остановка осуществ-ляется с помощью реле времени, а в аварийных ситуациях кнопкой «Стоп».
Наиболее целесообразным способом оборудования танка-мишени является установка съемных блоков (рис. 1). Основной съемный блок — блок управле-ния движением — устанавливается на место си-денья водителя и подключается тягами к педалям и рычагам машины. По такой схеме была выпол-нена система для танка Т-72. Она показала высо-кую эффективность, удобство работы и достаточ-но надежное управление на расстоянии 1—2 км на открытой местности. Управление осуществля-лось по радиоканалу.
Рис. 1. Съемные блоки дистанционно управляемого танка-
мишени:
1— блок управления; 2 — педаль подачи топлива; 3 — педаль тормоза; 4 — рычаг управления поворотом; 5 — рычаг переключения передач
Во многих случаях боевого применения радиоуп-равляемых машин от них не требуется ведения огня. При разведке боем прицельный огонь за-труднен тщательной маскировкой огневых точек противника. Однако ведение стрельбы, в особен-ности снарядами с головкой самонаведения, помо-жет вскрыть огневые точки противника. Живу-честь танка с дистанционным управлением долж-на быть выше обычной машины с экипажем. Более сложные системы дистанционного управле-ния потребуются для ведения прицельного огня. Кроме телеуправляемых танков появится необхо-димость в специальных машинах управления.
Рис. 2. Схема дистанционного управления с основной маши-ны (1) группой танкеток (2, 3), поражающих цель (4)
Исключить полностью экипаж в таких машинах не-возможно в связи с необходимостью технического обслуживания, транспортировки., управления в бою и на марше. Помимо сложности исполнения недо-статком такой схемы является большая загрузка каналов связи. Более интересна схема дистанцион-ного управления группой танкеток, вооруженных управляемыми снарядами (рис. 2). Танкетки экипажа можно использовать для поражения тан-ков с основной машины управления, а также в ка-честве универсального многоцелевого оружия пе-хоты, наблюдательного пункта артиллерии, агитмашины , машины радиационной и химической раз-ведки, минного заградителя и др.
В принципе возможно применение танков с робо-тами. Такая машина должна быть компактнее обычного танка за счет систем жизнеобеспечения и рабочих мест экипажа (кроме водителя). В этом случае также необходима специальная машина управления. Танки с роботами более живучи, по-скольку миниатюрные электронные блоки могут быть размещены в наиболее безопасных местах. При этом на каждом танке используется только один канал связи, обеспечивающий включение и выключение робота, корректировку команд, пере-дачу исходных данных.
Рассмотрим один из опытных вариантов системы дистанционного управления танками Т-55 и Т-72 (рис. 3). Схема этого варианта позволяет осущест-влять четыре режима управления.
Рис. 3. Схема дистанционного управления танка:
1 — блок управления вооружением (БУВ); 2, 21 — шлемофоны серийной радиосвязи; 3 — радиостанция; 4, 20 — аппараты танкового переговор-ного устройства; 5, 19 — кодирующие (декодирующие) устройства; 6 пульт управления командира танка; 7, 18 — программное устройст-во; 8 — вращающееся контактное устройство; 9 — насос, закачивающий масло в двигатель перед пуском; 10 — пусковое устройство (стартер, пневмоклапан ); 11 — механизм управления подачей топлива в двига-тель; 12 — механизм переключения передач; 13, 14 — механизмы пере-ключения рычагов поворота; 15 — механизм привода тормоза; 16 — блок управления движением; 17 — выносной пульт управления; 22 — привод механизма заряжания пушки; 23 — управление пулеметом; 24 — меха-низм подъема пушки; 25 — привод поворота башни; 26 — резервный ка-нал; 27 — включатель стабилизатора; 28 — включатель канала; цепи уп-равления: сплошные линии — прием сигналов и передача команд; пун-ктирные — передача команд другому танку; штрихпунктирные — дуб-лирование управления своей машиной; штриховые — обратная связь
Управление движением собственного танка — дублированное управление от командира и навод-чика. Нажимая на кнопки пульта управления 6,
командир танка передает команды через кодирую-щее устройство 5, аппарат 4 танкового переговор-ного устройства (ТПУ), через вращающееся кон-тактное устройство 8, и далее — на аппарат 20 ТПУ, декодирующее устройство 19 и блок управ-ления 16 движением. От последнего команды пере-даются на исполнительные механизмы.
Управление другим танком. В этом случае ис-пользуется только часть схемы — пульт управле-ния 6, кодирующее устройство 5, аппарат 4 перего-ворного устройства и радиостанция 3. В управляе-мой машине сигналы принимаются такой же ра-диостанцией 3 и передаются в систему: аппарат 4 ТПУ, декодирующее устройство 5 вооружения, аппарат 20 ТПУ водителя, декодирующее устрой-ство 19 движения и далее в схему по цепям управ-ления. Шлемофоны 2 и 21 на управляющей и уп-равляемой машинах используются при настройке линии связи перед началом перехода их на дис-танционное управление и для контроля передавае-мых сигналов.
Управление от программного устройства или робота. Программное устройство 7 для ведения огня и программное устройство 18 для управле-ния движением подключаются раздельно каждое в свою часть схемы — одно в башне, другое в кор-пусе. . Они заранее настраиваются на определен-ный цикл действий и при последующем включе-нии отрабатывают этот цикл. Настройка (ввод в память) команд производится по карте. Вместо программного устройства в схему может быть под-ключен робот, имеющий адаптивные элементы, счетно-решающие блоки с аналитической систе-мой для самостоятельной оценки условий движе-ния, для выбора маршрута и целей, открытия огня и др. Робототехническое устройство, обла-дая определенной самостоятельностью действий, имеет высокую степень защиты от помех. Для приведения в действие робота и получения возможности активного вмешательства в про-грамму система должна сохранять хорошо за-кодированную радиосвязь с машиной управления.
Управление по проводам. Этот режим может использоваться в отдельных, наиболее опасных для жизни людей, условиях: при испытании орудия или движении танка под водой. В этом случае управ-ление танком производится от выносного пуль-та 17: команды передаются непосредственно на блок управления исполнительными органами. Пи-тание цепей осуществляется от автономных источ-ников или от танковых аккумуляторных батарей. Аналогичный выносной пульт может быть подклю-чен и к схеме управления вооружением.
Вывод. Разработанная схема дистанционного уп-равления танком может быть использована как при визуальном наблюдении за полем боя, так и наблюдении с помощью телевизионных систем.
На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.
В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.
Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги. Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.
Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.
«Боевой» специфики машины никто не отменял: на педали сцепления и особенно тормоза здесь нужно давить изо всех сил, разгибая ногу в колене и упираясь пятой точкой в кресло. Зато 39-литровому дизелю абсолютно все равно, насколько плавно вы отпускаете сцепление, а средняя педаль чаще используется в качестве так называемого «горного тормоза»: если продавить ее почти до пола, срабатывает фиксатор. На равнинной местности «горный тормоз» служит отличным «ручником».
Качаем трицепс
Не верьте журналистам, которые жалуются, что в Lamborghini трудно садиться. Тот, кто научился аккуратно опускать себя в люк танка, запросто запрыгнет хоть в болид «Формулы-1».
Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!
На ходу танк… легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.
Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.
Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.
Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.
Какой ты, на фиг, танкист?
Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял.
Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды.
На улице снег и грохот исполинского дизеля, а в шлемофоне — тепло, тишина и спокойный голос командира взвода, старшего лейтенанта Александра Зайцева.
В прошлых постах мы уже потыкали в Т-34, Pz.III и Panther. Сегодня мы рассмотрим куда более серьёзный аппарат - Tiger II. Надо сказать, что почти всё сказанное относится и к Tiger I за исключением некоторых деталей, которые, конечно, отмечены.
Устройство механизма поворота
Первое, что бросается в глаза любому заглянувшему внутрь Тигра - штурвал для поворота, похожий на руль автомобиля. Вал от штурвала уходит в здоровенный металлический короб - механизм поворота. Штурвал регулируется по высоте, для этого нужно отвернуть кран, установить нужный угол и закрутить кран. Такая регулировка даёт возможность водить танк высунув голову из люка вне боевой обстановки.
Вывод: вращая вал поворота в ту или иную сторону мы можем увеличивать скорость вращения одной гусеницы и одновременно с этим уменьшать скорость вращения второй гусеницы. Таким образом мы получаем механизм поворота дифференциального типа. При езде по прямой солнечные шестерни стремятся вращать вал поворота в противоположных направлениях, поэтому они и вал оказываются заклиненными. В этом и заключено достоинство данного принципа: в Пантере нам нужны были два тормоза, которые принудительно блокировали солнечные шестерни, а тут не нужен никакой тормоз и конструкция упрощается.
Итак, для поворота нам нужно вращать вал определённом направлении. Для этого мы добавим ещё один вал и два фрикцона поворота - левый и правый. Как следует из названия, для поворота влево мы включаем левый фрикцион. а для поворота вправо - правый. Так как вал связан с фрикционами, условно назовём его валом фрикционов.
Французский танк Somua S35 оснащён похожим по устройству механизмом поворота со схожим принципом. Интересно, что как и на Тигре мехвод Somua S35 пользуется рулём:
Данный механизм обеспечивает один устойчивый радиус поворота на каждой передаче. Механизм поворота Tiger I и Tiger II устроен сложнее, он обеспечивает два устойчивых радиуса поворота на каждой передаче. Давайте посмотрим, как это было достигнуто.
Главный поток мощности идёт через коробку передач к валу эпициклов. Второй поток мощности идёт минуя коробку передач к блоку из двух шестерён, вращающихся на оси вала поворота независимо от него. С этими шестернями связаны два фрикциона. Из-за разных передаточных чисел ведомые диски этих фрикционов вращаются с разными скоростями, поэтому фрикционы назвываются Фб (быстрый) и Фм (медленный).
Итак, вал фрикционов может вращаться с двумя разными скоростями в зависимости от того, какой из фрикционов (Фб или Фм) включается). Вал поворота может вращаться в двух направлениях (при включении Фл или Фп) с двумя разными скоростями. Это значит, что механизм поворота обеспечивает два устойчивых радиуса поворота на каждой передаче.
Прямолинейное движение
Во время прямолинейного движения штурвал находится по центру, все фрикционы механизма поворота выключены. Красным показан поток мощности к ведущим колёсам, а голубым - заклиненные шестерни и валы:
Поворот
Теперь давайте повернём вправо. Отклоним штурвал вправо на небольшой угол. Гидравлический механизм включит медленный фрикцион Фм и Фп. Здесь и далее красным обозначен главный поток мощности, а голубым - вспомогательный:
Танк начнёт медленно и плавно поворачивать вправо не теряя скорости. Если мы повернём штурвал на бОльший угол до конца, то выключится фрикцион Фм и включится фрикцион Фб, а танк начнёт поворачивать с меньшим радиусом.
Теперь давайте повернём штурвал влево на небольшой угол, выключится фрикцион Фб и Фп, включается фрикционы Фм и Фл:
Разворот на месте
Помимо множества радиусов поворота при езде вперёд механизм поворота обеспечивает разворот на месте. Для этого нужно включить нейтральную передачу, а затем повернуть штурвал влево или вправо. Возможность разворота на месте с двумя разными скоростями позволяет точно позиционировать корпус танка, что очень важно при погрузке на платформы или в тесных улицах.
Для быстрого разворота на месте против часовой стрелки включим фрикционы Фл и Фб повернув штурвал влево до упора. Вал поворота будет вращать солнечные шестерни в противоположных направлениях. Солченые шестерни, в свою очередь, станут вращать водила и связанные с ними ведущие колёса в противоположных направлениях. Водила через шестерни-сателлиты будут стремиться вращать эпициклы в противоположных направлениях. Так как эпициклы связаны валом, вал и сами эпициклы заклиниваются. Именно поэтому разворот на месте осуществляется на нейтральной передаче, ведь вал между эпициклами не должен вращаться от коробки передач. Голубым обозначены заклиненные шестерни и валы:
Резервная система управления
Все четыре фрикциона механизма поворота управляются гидравлической системой. Благодаря этому механизм поворота вообще не нуждается в регулировке в процессе эксплуатации. Так как штурвал связан с гидравлической системой, его легко поворачивать (конечно, по танковым меркам). В СССР испытывались танки разных стран с точки зрения усилий на рычагах и штурвалах при вождении. Так вот, Jagdtiger с механизмом поворота от Tiger II оказался самым простым и удобным в управлении, а усилия на штурвал были наименьшими. Вот ссылка на результаты замеров, убедитесь сами .
Механизм поворота со снятой крышкой:
Но что делать, если гидравлическая система выйдет из строя? В этом случае штурвал станет бесполезным, а фрикционы перестанут включаться. На этот случай предусмотрена резервная система. Посмотрите ещё раз на схемы выше. Видно, что к выходящим из механизма поворота валам приделаны тормоза. Слева и справа от штурвала находятся два рычага, которые и управляют этими тормозами. В штатной ситуации при исправном штурвале рычаги используются для торможения. Если же гидравлика выйдет из строя, то эти же рычаги используются для поворота танка.
Если мы повернём левый рычаг, то левый вал начнёт тормозиться и левая гусеница станет вращаться медленнее. Так как правый тормоз выключен, левый вал вращать труднее, чем правый, поэтому вал поворота и солнечные шестерни расклиниваются и начнут вращаться, увеличивая скорость вращения правой гусеницы. Конечно, этот способ обеспечивает только один устойчивый радиус поворота и потери мощности будут выше, но в случае неисправности Тигр может своим ходом без проблем доехать до ремонтной базы.
Устойчивость движения
На танках VK 36.01 (H) и Tiger I ставился механизм поворота Henschel L 600 C. Собственно, схему и принцип работы этого Lenkapparat"а я выше и описал. При всех своих достоинствах он имеет один недостаток: не обеспечивается устойчивое движение при езде по прямой. То есть когда Tiger I едет по асфальту и сопротивление движению на левой и правой гусенице одинаковое, танк едет строго вперёд и никаких проблем нет. Но если Tiger I едет по бездорожью и сопротивление движению на левой и правой гусеницах отличается, их скорость меняется из-за расклинивания вала поворота и танк немного уводит в сторону. Вообще, неустойчивое прямолинейное движение - это проблема практически всех механизмов поворота дифференциального типа тех лет. Она есть, в частности, на M3 Lee, M4 Sherman, Churchill, Cromwell, Comet, Centurion и так далее.
На Panther II, Tiger II и E-100 ставился механизм поворота Henschel L 801. Он имеет точно такую же схему, как L 600 C и сходное устройство, но важное отличие. При езде по прямой фрикционы Фл и Фп были постоянно включены. Благодаря этому вал поворота принудительно заклинивался и обеспечивал устойчивое прямолинейное движение. Для поворота влево отключался фрикцион Фп, а вправо - Фл соответственно. Таким образом механизм поворота L 801 объединял достоинства независимых и дифференциальных механизмов поворота. Его схема была настолько удачна, что именно L 801 был выбран для Tiger II и Panther II в ходе унификации, а когда после войны немцы начали работу над Leopard I, в его механизме поворота использовалась эта же схема в другом исполнении под кормовое расположение трансмисии.
Оценка
Мы рассмотрели устройство механизма поворота и принцип управления штурвалом. Теперь мы можем сравнить его с другими двухпоточными механизмами поворота тех лет: с независимым механизмами поворота Panther и с дифференциальным механизмом поворота Centurion.
Достоинства:
- Удобство и лёгкость управления
- Наличие резервной системы управления. На Panther необходимо блокировать солнечные шестерни тормозами, если тормоза выйдут из строя, танк потеряет управляемость. На Тигре можно убить все четыре фрикциона и доехать до ремонтной базы своим ходом
- На Centurion поворот осуществляется ленточными тормозами, а на Тигре фрикционами с гидравлическим приводом, который не требует регулировки
- Наличие двух радиусов устойчивого поворота вместо одного на Panther и Centurion
- Высокое качество исполнения и надёжность в работе. Это относится даже к Tiger II позднего выпуска. Трансмиссия Пантеры имеет меньше резервы из-за слабых узлов (бортовые передачи, фрикционы поворота)
- В отличие от Centurion, обеспечивается устойчивость прямолинейного движения
- Значительные габариты механизма поворота, особенно по сравнению с компактностью аналогов на Panther и Centurion
- Сложность устройства (четыре фрикциона, три вала дополнительного привода, гидравлическая система управления и т.д.) Centurion выгодно выделяется наиболее простым устройством
- Для компоновки такого механизма поворота в танке с кормовым расположением трансмиссии приходится переделывать реализацию в сторону усложнения (на Leopard I для достижения компактности пришлось применить множество вложенных друг в друга валов)
Оставьте ваше имя и телефон в форме ниже, нажмите кнопку "отправить" и мы перезвоним вам в ближайшее время.
Радиоуправляемые танки – нет предела совершенству!
Танки в виде радиоуправляемых моделей давно завоевали своих почитателей. Как любой вид техники, радиоуправляемые танки имеют прочный корпус. Но даже самый прочный материал не способен выдержать большое количество ударов и уйти с поля боя без царапин, трещин и сколов. Купите запчасти для радиоуправляемых танков продолжайте увлекательный бой в обновленном виде! Подарите Вашему танку двойную жизнь, купив дополнительный аккумулятор.
Полезные аксессуары для игры
Порадуйте себя и своего ребенка дополнительными аксессуарами для игры. В зависимости от модели танка купите шарики для стрельбы или тир с мишенями для танка с пневмопушкой.
Вы только представьте, как изменится сюжет игры с такими аксессуарами! Не беспокойтесь, что шарики будут разбросаны по всей квартире! Механический тир имеет сетку, которая ловит все шарики и не позволяет им разлетаться. Это при условии, что первоначально стрельба ведется по мишеням.
Шарики изготовлены из легкого пластика и при попадании в товарища или животного не принесет им травм и болевых ощущений.
Где купить
Купить запчасти для радиоуправляемых танков и аксессуары в интернет-магазине Юный Папа по самым выгодным ценам в городе. Здесь Вы можете приобрести самые эксклюзивные детали. Просто нажмите кнопку «Добавить в корзину» или позвоните по указанным номерам и оформите заказ, и уже через два дня Ваша игра приобретет новый оттенок реальности! Не можете столько ждать? Приезжайте в наш фирменный магазин и покупайте нужные детали.
На предвкушении сказываются и рассказы о могучих героях-танкистах Великой Отечественной войны, ворочающих Т-34 рычагами без гидравлики, и эпизодическая поездка «пассажиром» на громыхающей БМП.
В принципе, рассуждения верные: снаружи танк и вправду не может и не должен быть чистым, а хорошая спортивная форма оказывается кстати, когда хочешь аккуратно опустить свое тело в небольшой люк, не испачкав ногами сиденье. Однако более близкое знакомство с Т-72Б3 не оставило и следа от снисходительного скепсиса. Танк произвел на меня впечатление чрезвычайно сложной и в то же время хорошо продуманной машины. Уверен, что это самая надежная техника, которой мне приходилось управлять: кажется, сломать или испортить что-либо здесь человеку не под силу. Вместе с тем это и самая дорогая машина в моем послужном списке: танк можно было бы «сменять» на целый гараж роллс-ройсов.
Не верьте журналистам, которые жалуются, что в Lamborghini трудно садиться. Тот, кто научился аккуратно опускать себя в люк танка, запросто запрыгнет хоть в болид «Формулы-1».
Управление танком не сильно отличается от автомобильного: газ, тормоз и сцепление на своих законных местах, разве что вместо руля — рычаги. Хитрость в том, что еще до начала движения необходимо запомнить расположение всех органов управления и научиться находить их на ощупь. В походном положении механик-водитель высовывает голову из люка, диаметр которого едва превышает ширину плеч, поэтому ни рычагов, ни педалей, ни каких-либо рукояток или кнопок ему не видно. В боевом положении с закрытым люком в кабине тем более не осмотришься — темно.
Самый важный рычаг, который нужно уметь находить «с закрытыми глазами», управляет подъемом и опусканием кресла. Мне потребовалось немалое самообладание, когда на полном ходу в походном положении я вдруг провалился вниз и перестал видеть дорогу.
«Боевой» специфики машины никто не отменял: на педали сцепления и особенно тормоза здесь нужно давить изо всех сил, разгибая ногу в колене и упираясь пятой точкой в кресло. Зато 39-литровому дизелю абсолютно все равно, насколько плавно вы отпускаете сцепление, а средняя педаль чаще используется в качестве так называемого «горного тормоза»: если продавить ее почти до пола, срабатывает фиксатор. На равнинной местности «горный тормоз» служит отличным «ручником».
Заводится танк двумя кнопками: одна запускает масляный насос, а вторая — стартер. А дальше все привычно: выжимаю сцепление, включаю первую передачу, даю газу… Поехали!
На ходу танк… легок. Наушники неожиданно комфортного шлемофона оберегают уши и от шума, и от холода. По словам командира, с такой защитой даже стрельба из пушки не кажется громкой. Наверняка вы не раз слышали, что 2,5-тонные лимузины за счет большой инерции практически не замечают колдобин на асфальте. Представьте себе, насколько плавно плывет по грунтовке махина в 46 т. Конечно же, и на большой танк найдется большая канава, но наш тест прохождения серьезных препятствий не предусматривал.
Простота управления танком — кажущаяся. Одно дело прокатиться по полигону, совсем другое — провести широченную машину по узкому следу минного трала или понтонному мосту, преодолеть брод, не похоронить аппарат в не замеченной вовремя канаве. Внедорожные способности танка не столь велики, как может показаться: траки траками, а 46 т никто не отменял. Современный танк — сложная боевая машина, у которой более 200 различных органов управления. Правила требуют, чтобы ремонт танка мог производиться силами экипажа, и это требование относится не только к конструкции машины (вес гусеничных звеньев, например), но и к квалификации бойцов. Так что до настоящих танкистов нам — как до звезды.
Рычаги управления на Т-72Б3 гидравлические, поэтому работать ими легко. У танка две одинаковые коробки передач (семь скоростей вперед и одна назад), каждая из которых приводит в движение свой гусеничный трак. Потянув на себя левый или правый рычаг, вы переключаете соответствующую коробку на одну ступень ниже. К примеру, если вы движетесь на первой скорости и тянете левый рычаг, левый трак останавливается, и танк поворачивает на месте с радиусом поворота, равным ширине машины. Если же вы едете на третьей передаче, то при повороте налево на левом траке включится вторая. Потянув оба рычага сразу, вы временно перейдете на вторую скорость.
Самое интересное в управлении танком — это то, что радиус поворота машины находится в жесткой зависимости от включенной передачи. Поэтому, для того чтобы ездить на танке быстро, требуется некоторая сноровка и глазомер. Заметьте, рычаги не притормаживают траки, а переключают передачи, поэтому поворот включается и выключается резко. Для автомобилиста это весьма непривычно.
Езда в боевом положении и вовсе напоминает старомодную компьютерную игру: в перископ видно область от левого до правого «крыла», «прицеливаться» помогает прочерченная центральная линия. К габаритам привыкаешь довольно быстро, а вот к посадке — нет: сидеть приходится, сильно наклонившись вперед. Распрямить спину с закрытым люком для механика-водителя непозволительная роскошь.