Освящение квартиры: зачем мы освящаем свой дом? Освящение квартиры или дома — зачем мы это делаем? Можно ли освящать самостоятельно.
Освящение жилья - это благодатный обряд, который нужно обязательно совершать верующему человеку. Это самая надежная защита от плохой и неблагоприятной энергетики. Господь направляет Свою благодать, призывая человека сделать шаг к нему навстречу.
Освящаем жилье
Дом или квартиру принято освящать после его постройки, после переезда, после окончания ремонта, или же, если произошли какие-то неблагоприятные события, например - ограбление, насилие, убийство или еще какое-то зло.
В случае, когда случилось осквернение жилища - пригласите священника, и он проведет процедуру освящения, призовет благодать Святого Духа, и Господь вновь посетит вас и вашу семью.
Как освятить жилье с помощью Батюшки
Считается, что только служитель Господу Богу может провести церемонию правильно. Все священники проходили таинство Священства и наделены божественными правами, позволяющими проводить церковные обряды. Но прежде, чем пригласить Батюшку, верующему человеку необходимо подготовиться:
Перед началом священник наносит изображение креста на каждую из четырех стен. Во время таинства читает Евангелие, помазует кресты елеем и все помещение окропляет святой водой. По окончании читается проповедь для всех присутствующих.
Провести ритуал освящения можно в любой день, когда будет удобно вам и Батюшке, продолжительность чина 30-60 минут.
Если в благодарность вы хотите сделать пожертвование, то в ближайшем храме можете узнать общепринятый размер жертвы или внести вклад по вашим возможностям.
Присутствие в вашем доме священнослужителя - великое благо!
При вхождении его в дом попросите благословение, а по окончании обряда пообщайтесь в спокойной обстановке на духовные темы, задайте имеющиеся вопросы, попросите помощи в решении внутренних проблем.
После освящения желательно отказаться от азартных игр, курения, распития спиртных напитков, скандалов и тому подобного. А лучше регулярно молиться, зажигать свечи, слушать церковную музыку и читать духовную литературу.
Еще церковь советует регулярно окроплять комнаты святой водой с призыванием имени Господа, чтобы сохранить чистоту жилища.
Чистка квартиры церковной свечой и святой водой: как освятить самостоятельно
Если пригласить в дом священника нет возможности, можно попробовать самостоятельно проделать ритуал освящения святой водой. Чтобы все удалось, необходимо накануне зайти в церковь и получить благословение. Можно самостоятельно провести обряд. Для обряда потребуется:
- молитвослов;
- иконы;
- чаша со святой водой.
Если у вас чего-то из этого списка нет, нужно купить в церковной лавке.
Начинать надо с красного угла - это угол в главной комнате, расположенный по диагонали от входа, по правилам там должен располагаться иконостас. Если иконостаса нет, поместите туда хотя бы одну икону.
Чашу со святой водой нужно взять в левую руку, а правой рукой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» разбрызгайте воду на угол крестообразно и двигайтесь дальше, обходя все комнаты по часовой стрелке и окропляя стены, потолки и все углы.
После чего таким же образом обойдите кухню, прихожую. В ванной комнате окропите только стены, в туалете ничего делать нельзя.
При этом читаются следующие молитвы:
Перед началом - Молитва на благословение дела, во время - «Отче наш», «Да воскреснет Бог» или 90 псалом, еще можно читать «Да воскреснет Бог…»,
Обойдя все комнаты, прочитайте молитву Животворящему Кресту и Благодарственные молитвы.
Обратите внимание на следующее:
Если все это присутствует в жизни людей, то им проще будет сохранить в чистоте не только свое жилище, но и сердце и душу.
Молитвы, которые читают во время освящения
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя в бегство, да обратится всякое лукавое бесовское действо, аминь».
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3 раза с поклонами)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое, Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь
Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо елика хощеши, яко Сильный Бог, творити можеши. Аминь.
Молитва Животворящему Кресту
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Благодарственные молитвы
Тропарь, глас 4
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Кондак, глас 3
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.Аминь.
Богородичен
Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Если человек освятил свое место жительства - это не значит, что все проблемы решены, он освободился от грехов, и это надолго. Нет, все мы люди грешные и порой, даже не задумываясь, делаем не самые правильные вещи. Но в том доме, где стены окроплены святой водицей, и очищены огнем церковной свечи, даже дышится легче, а живущие в нем болеют меньше, и живут дружнее. Ведь проведя такой ритуал, вы становитесь ближе к Богу и вверяете ему свой кров для сохранения в нем мира и покоя.
Согласно распространенному убеждению, освятить что-либо, будь то дом или корабль, может только церковник - человек, находящийся в духовном сане и служащий Господу. То есть, для того чтобы освятить дом, нужен священник.
Но так ли это? Действительно ли всегда нужно приглашать священнослужителя? Можно ли самому побрызгать по углам святой водой и прочитать оберегающую молитву? Такие вопросы возникают в голове у многих людей, которые приобрели или построили собственное жилье.
В каких случаях нужно освящать?
Задумавшись о том, как освятить дом, люди невольно задаются вопросом о том, нужно ли это делать. В нашей стране долгие десятилетия церковь не участвовала в людской жизни. Соответственно, и дома не освящали, и детей не крестили, при этом жили люди весьма неплохо. Примерно так рассуждают многие новоиспеченные владельцы недвижимости, не совсем представляющие себе, к кому обращаться за освящением и полагающие, что это процесс сложный и хлопотный.
Действительно, освящать дом нужно не всегда, а лишь в определенных ситуациях. К освящению следует прибегнуть, если в купленном доме:
- произошло преступление;
- люди плохо жили, разорились, распалась семья или погибли дети;
- было много тяжелобольных среди прошлых владельцев;
- творились грешные, безбожные либо сатанинские дела;
- случались пожары, затопления подвала, регулярные просадки кровли.
Конечно же, никто не скажет обо всем этом покупателям. Поэтому нужно проявить внимание и прислушаться к своей интуиции. Главным поводом для освящения жилища является глубокая убежденность в необходимости этого, иррациональное необъяснимое желание освятить помещения. Такие ощущения нельзя оставлять без внимания, и если они возникли - нужно освящать.
Когда нельзя освящать?
Раздумывая о том, как освятить дом, многие задаются и вопросами о том, при каких обстоятельствах этого делать нельзя. Суеверий в народе бытует много. Например, кто-то убежден, что нельзя проводить обряды в пост. Другие уверены, что препятствием для освящения может быть наличие критических дней у женщины, являющейся членом семьи. Третьи полагают, что если кто-то из членов семьи не крещен, то освящать дом нельзя. Существуют и иные убеждения.
Однако все это не соответствует истине. Провести обряд по освящению дома не мешают ни критические дни, ни отсутствие крестика на шее у кого-то из родственников, ни посты. Как скажет любой священник, даже Великий пост не является препятствием для освящения жилища.
Единственное, что может помешать освятить приобретенный дом, - уже проведенный обряд. Освящается жилище лишь единожды, впоследствии оно только очищается. Ритуалы со святой водой, церковными свечами и молитвами, проводимые как церковнослужителями, так и самостоятельно, направлены на очищение жилища.
Можно ли освящать самостоятельно?
Вопреки широко распространенному убеждению в необходимости приглашения для этого обряда священника, церковью не возбраняется провести его самостоятельно. Ответ церковнослужителей на вопрос о том, можно ли самим освятить дом, будет утвердительным.
Разумеется, самостоятельно проводить обряд освящения можно далеко не всегда. Более того, далеко не всем. Люди нередко путают обряды освящения жилища с ритуалами по его очищению. Для самостоятельного очищения домашних помещений никаких препятствий и условий не существует. А вот возможность освящения жилья своими силами все же ограничения имеет.
Что нужно для самостоятельного обряда?
Как правильно освятить дом самостоятельно? Важнейшим моментом является крепость веры и праведность жизни человека. Разумеется, тот, кто станет проводить обряд, должен быть крещен.
Первое, что следует сделать, - заручиться одобрением священнослужителя, иными словами - получить у батюшки благословение. С церковнослужителем нужно и обсудить детали обряда, определиться со способом его проведения.
Без благословения священнослужителя задумываться о том, как освятить дом самостоятельно нельзя. Проведение обряда человеком, не получившим благословения, не будет иметь силы.
Какие есть варианты обряда?
Как самому освятить дом? Существует два варианта. В первом варианте обряд проводится при помощи церковных свечей. Во втором используется святая вода.
Каким из способов освящения жилища воспользоваться, нужно определить совместно с церковнослужителем, во время обсуждения будущего ритуала. Пренебрегать советами батюшки не стоит, но в том случае, если есть внутренняя убежденность в том, что освящать следует именно водой или же только свечами, об этом нужно рассказать.
Какой из обрядов лучше?
Освящение жилища мирянами при помощи свечей гораздо менее популярно, чем с использованием воды. Это весьма распространенное убеждение, заключающееся в том, что водой освящают, а свечами очищают. На самом деле для самостоятельного проведения ритуала по освящению жилых помещений можно использовать как то, так и другое.
Преимуществ у способов друг перед другом нет. Но есть некоторые нюансы, которые и определяют выбор в том случае, когда нет твердого внутреннего предпочтения или же священник по каким-либо соображениям не рекомендует конкретный способ.
В обряде с использованием свечей читается молитва Николаю Чудотворцу. Человек, собирающийся освятить дом свечой, молится перед обрядом этому святому. Сам ритуал рекомендуется проводить по четвергам.
При обряде с водой мирянин обращается к самому Господу. Обряд рекомендуется проводить в воскресенье, предварительно помолившись Иисусу.
Какую молитву читать во время освящения?
Молитва, освятить дом помогающая, - это сочетание псалмов 90-го и 100-го, между которыми присутствует негласное обращение к Господу. Именно таким образом освящают жилища церковнослужители. Батюшки сначала читают псалом 90. Потом про себя обращаются к Господу с просьбой защитить и благословить жилое помещение, а в завершение читают псалом 100.
Однако, в том, как освятить дом мирянину, допустимы отклонения от принятого порядка ритуала. Молитвы, которые будут читаться при освящении, следует обсудить с церковнослужителем. Псалмы сложны для чтения, поэтому при самостоятельном проведении освящения обычно читают «Отче наш» и другие молитвы.
При покупке старого дома лучше освящать или очищать?
Перед тем, как освятить купленный дом, самостоятельно или же пригласив церковнослужителя, необходимо выяснить, не совершался ли уже данный обряд. Конечно же, если дом новый, то и сомнений в том, что проводить освящение не возбраняется, никаких быть не может. Но при приобретении старого дома, этот вопрос становится важным. Именно об этом спросит любой священник прихожанина, пришедшего к нему за одобрением, поддержкой и благословением.
Церковными канонами строжайше запрещается повторное освящение. Принято считать, что такое действие является богохульством. Ведь раз жилище уже было освящено, значит, оно находится в ведении Господа и под его защитой. Повторное же освящение есть не что иное, как проявление недоверия к Господу, выражение сомнения в нем самом.
В том случае, если у приобретаемого жилья был единственный владелец, узнать о том, освящался ли дом, будет не особо трудно. Но если покупается жилище старое, сменившее многие поколения хозяев, например, деревенский дом, выстроенный в начале прошлого столетия, то выяснить, освящался ли он практически невозможно. Даже если хозяевами дома были поколения убежденных атеистов, политических работников или активистов-общественников местного колхоза, нельзя упускать вероятность того, что кто-то из владельцев мог провести тайный обряд освящения. Поэтому такие дома лучше очищать от скверны и зла, а не освящать.
Как проводится обряд со свечами?
В том, как освятить дом при помощи свечей, нет ничего сложного. В церковной торговой лавке, имеющейся в каждом храме, нужно приобрести свечи. Три для того чтобы поставить перед ликом Николая Чудотворца, и еще три - для проведения обряда.
Рекомендуется освящать жилище таким способом в четверг. Перед тем, как приступить к ритуалу, следует поставить свечу перед образом Чудотворца и помолиться ему, прося благословления и помощи в осуществлении задуманного.
Молиться Чудотворцу можно так:
Пресвятой Николай Чудотворец, батюшка. Благослови меня, раба Божьего (имя собственное) на деяние великое. Дай силы мне и избавь от сомнения. Сохрани и умножь твердость веры моей. Дай покой душе моей и светлость помыслам. Помоги в освящении жилья моего и предании стен и крова в руки Господа, под защиту Всевышнего и на милость его великую, аминь
Порядок действий в доме же таков:
- зажженную свечу держат в правой руке;
- обходят все помещения по часовой стрелке;
- крестят каждый угол, порог, проход и стены;
- читают молитвы.
Перед тем, как приступить к обряду, следует обсудить со священником то, сколько раз придется его проводить. Традиционным убеждением является проведение ритуала три четверга подряд. Однако если дом новый и лишен скверны, а люди в него въехали благочестивые, может быть достаточно и одного обхода со свечой и молитвами.
Как проводится обряд с водой?
В том, как освятить дом святой водой, тоже нет ничего сложного. Заручившись благословением священника, в воскресенье следует прийти на службу в храм, помолиться Господу, прося его помощи в проведении обряда. Также в церкви нужно взять святую воду, необходимую для проведения ритуала.
Действия в жилище сводятся к следующему:
- налить воду в большую и удобную посуду, например, пиалу;
- обходить помещения по часовой стрелке;
- обрызгивать водой каждый угол, проход, косяки, стены;
- пальцы нужно сложить так, как делают это для крестного знамения;
- на протяжении всего обряда читать молитвы.
При наличии в доме Красного угла или же планировании его обустроить, начинать обход следует от него.
К чему обязывает освящение?
Любое действие человека в этом мире имеет свои последствия. Не является исключением и такое важное деяние, как освящение собственного жилища. Этот поступок обязывает совершивших его людей жить в благочестии и в чистоте, как нравственной, так и бытовой. Ведь совершая освящение жилья, они с упоением вручают дом свой Господу. Соответствующим образом должны и заботиться о нем, то есть так, как о доме, принадлежащем Богу, в который он может в любой миг заглянуть.
В таком жилище нельзя грешить. Нельзя забывать о поддержании чистоты и порядка. Нельзя предаваться праздности и богохульствовать. Иными словами, освящение жилья не только важно с энергетической точки зрения, оно еще и служит мощным стимулом для людей. Является стержнем, не позволяющим им предаться праздной лени и погрязнуть в грязи не только духовной или же нравственной, но и самой обыкновенной. Ведь в доме, врученном Господу не махнуть рукой на слой пыли или же невымытые оконные стекла, на кучу нестиранного белья, грязную плиту и оставленный мусор.
Таким образом, освящение жилища дисциплинирует человека. Не дает ему «растечься» по дивану, а значит, является благом не только для души, но и для простой повседневной мирской жизни.
Освящение дома - особый обряд, с помощью которого можно изменить жизнь к лучшему и защититься от негатива. Однако существуют причины, по которым этого делать не следует.
Часто мы слышим, что не освященный батюшкой дом — жилище дьявола, но так ли это? Ведь есть причины, по которым, в силу обстоятельств, этот ритуал проводить нельзя. Мнения на этот счет разделяются. Однако все священнослужители единогласны во мнении, что там, где нет должной веры, не поможет ни освящение, ни иконы, ни церковные свечи. Поэтому прежде чем задумать освящение своего дома, обсудите свое решение с домочадцами и обязательно учитывайте их мнение на этот счет.
7 причин, по которым нельзя освящать жилище
Причина первая — собака в доме. Многие священники считают помещение, в котором обитает собака , нечистым, и отказываются освящать дом. Это связано с поверьем, что собака нарушает баланс энергии и оскверняет святыни и иконы, расположенные в доме . Многие считают, что освящать такие помещения бесполезно, ведь собака никуда не денется, а своим присутствием она сводит на нет все приложенные усилия.
Причина вторая — вещи с тяжелой энергетикой. Любой предмет несет в себе информацию. Она накапливается годами и может быть как положительной, так и отрицательной. Но есть некоторые вещи , которые невозможно выбросить — это может быть какой-то памятный предмет, дорогой человеку. Вряд ли он захочет с ним расстаться, а на все уговоры чаще всего просто махнет рукой. Освящение — это избавление от негативной информации и как бы переписывание всей энергетики. Но если у вас есть вещи очень старые, то удалить с них информацию практически невозможно. Именно поэтому дом не стоит освящать до тех пор, пока в нем находятся такие вещи.
Причина третья — некрещеные домочадцы. Дом, освященный батюшкой, не приблизит вас к религии и не даст вам никакой защиты, если вы не верите в происходящее. Тем более, если в доме находится человек, который не является сторонником православия. В таких случаях ритуал освящения проводить не стоит из уважения к православной религии и ее канонам.
Причина четвертая — несогласие кого-то из домочадцев. Освящение помещения вещь сугубо добровольная и совершается лишь при добровольном согласии всех проживающих в доме. Если кто-то отказывается от такого обряда, ссылаясь на различные причины, стоит повременить с освящением. Ведь неверие и неприятие этого действа не принесет ни счастья, ни комфорта остальным членам семьи.
Причина пятая — покойник в доме. Считается, что обряд освящения нельзя проводить, если в доме умер человек и не прошло сорока дней после его смерти. Обряд стоит совершать только после того, как душа отправится на Небеса и там предстанет перед Высшим Судом.
Причина шестая — присутствие в доме представителей другой религии или иного культа. Если в доме, помимо православных, проживают люди, поклоняющиеся другим Богам, то ритуал точно проводить не стоит. Конфликт вероисповеданий может стать камнем преткновения и спровоцировать разлад в семье . Поэтому вам стоит заранее обговорить со своими домочадцами пользу проведения обряда освящения.
Причина седьмая — люди, практикующие магию. Если в вашем доме есть те, кто использует не христианские обряды, а также предсказывает будущее, гадает на картах и всячески пытается изменить свою судьбу, то вряд ли освящение приведет к счастью. Все священники выступают против подобных занятий из-за того, что только Богу угодно вести нас дорогой жизни, и жизнь дана для того, чтобы прожить ее праведно, не используя уловок и ритуалов.
Таким образом, перед тем, как пойти на ответственный шаг и попросить Высшие Силы о защите своего дома , стоит учесть многие факторы. Помните, что этот ритуал не обязателен и несет сугубо индивидуальный характер. Если вы готовы к освящению, то обговорите с батюшкой все нюансы, чтобы потом у вас не возникало разногласий ни с ним, ни с вашей семьей. Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и
30.03.2017 08:17
Чистый четверг - четвертый день Страстной недели, связанный со множеством традиций и обычаев. Чтобы должным...
Чтобы объяснить смысл того, зачем мы производим освящение квартиры, нужно понять, что такое освящение. Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.
В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносилипользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.
Освящение дома, освящение квартиры, освящение автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.
Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.
Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды.
Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные.
Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире.
Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт . 3:16-17).
Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».
Почему так важно освящать дома в наше время
По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений. Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.
Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей. Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.
Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности. Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия, влекущие к погибели все новые и новые души.
Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.
Спасет ли нас освящение дома само по себе
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века. Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания. В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.
Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.
Чин освящения нового дома
По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин . 15:5).
И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс . 126:1).
Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица. Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.
Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.
Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике . В Требнике изложен и чин освящения нового дома . К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «О храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «Над пещию ». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.
Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.
На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.
После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс . 90:10).
Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.
Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.
В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова , дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств , гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».
В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию». В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана , которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их ().
Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».
После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо». Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».
Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх . 12:23) и… древо жизни вечной.
В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.
Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея , который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.
Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс . 100:2).
После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома. Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.
Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.
Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем на их христианскую жизнь и совершение добрых дел. Поэтому такое освящение — это не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.
Для освящения дома необходимо привести дом в надлежащий вид: надо убрать или снять, а лучше выбросить все языческие вещи (например, привезенные из Турции обереги «турецкие глаза», различные изображения и фигуры знаков Зодиака и так далее). Если эти вещи будут находиться в доме, то Вам, скорее всего, откажут в освящении. Также следует приготовить святую воду и специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам освящаемого дома (такие крестики можно купить в церковной лавке). Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы. В доме необходимо иметь иконы, обязательна икона Спасителя.
Надо объяснить Вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходу батюшки следует взять у него благословение, как и после чина освящения, приложиться ко кресту.
Священник перед иконами предложит Вам вместе с ним помолиться. Молитесь вместе с ним, если знаете иконы и песнопения, то подпевайте, осеняйте себя крестным знамением.
После возгласа «Благословен Бог наш…» и начальных молитв читается девяностый псалом. Он был написан пророком Давидом по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее как на автора, так и на характер этого псалма: «Хвалебная песнь Давида». Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Девяностый псалом испытан многими поколениями христиан как сильное оружие против демонов.
Затем поется или читается тропарь. Священник молит Господа Спасителя: «Как с Твоим входом пришло спасение дому Закхея, так и теперь, со входом Твоих священнослужителей и с ними Твоих святых ангелов, пошли Твой мир и этому дому и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, желающих в нем жить». Преподав «мир всем», священник призывает всех присутствующих преклонить головы, чтобы внимать словам молитвы. Обратившись к Господу, благословившему дом Лавана с поселением в нем Иакова и дом Потифара с поселением в нем Иосифа, благословившему дом Аведдара внесением в него Ковчега Завета и даровавшему спасение дому Закхея в дни пришествия во плоти Господа Иисуса Христа, священник просит: «Сам благослови и дом сей, и в нем жити хотящих страхом Твоим огради, и невредимых от сопротивных сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего низпосли им, и благослови и умножи вся благая в доме сем».
Далее священник читает молитву на освящение масла, которым будут помазаны изображения крестов на стенах (часто освященное масло священник уже приносит с собой). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Православная Церковь восприняла библейское значение елея как символа света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия, врачевания (см.: Лк. 10: 34) и благословения.
Освятив масло, священник окропляет весь дом святой водой, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Это имеет духовно очистительное значение. Окропляются и балкон, и санитарные помещения.
Затем священник помазывает маслом с четырех сторон стены дома, где были начертаны или наклеены перед началом молебна кресты. Помазуя, он произносит: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это самая главная часть чина благословения дома. Кресты, изображенные на стенах соответственно четырем сторонам света, являются как бы духовными стражами жилища. Кресты эти надо сохранить даже тогда, когда в квартире будет производиться ремонт.
После помазания читается Евангелие от Луки. При этом он может возложить Евангелие на ваши склоненные головы, как на водосвятном молебне. Повествование о посещении Спасителем дома мытаря Закхея очень назидательно. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы и его дом посетил Господь. Чтобы сподобиться этой радости, надо исправить свою жизнь и стремиться жить по евангельским заповедям. Затем священник окропит жителей святой водой и даст поцеловать свой наперсный крест. Сначала мужчинам, потом женщинам.
После чтения Евангелия совершается каждение всего дома (но не всегда). Оно имеет не только символическое значение. Каждение является реальным очищающим действием. Освящение дома не повторяется. Бог благословил дом. Желание получить повторное благословение будет проявлением нашего маловерия.
На Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Сейчас этот обычай возрождается. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, обычно произносят двеяностыйй и сотый псалмы, а также читают молитвы «Отче наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся», «Взбранной Воеводе победительная», «Да воскреснет Бог». Живущие в доме могут регулярно окроплять жилище святой водой.
В конце молебна священник молит Бога послать каждому из живущих в доме «ангела Своего милостива, соблюдающа и сохраняюща их от всякаго зла и наставляюща к деланию всех добродетелей и ко исполнению святых Христовых заповедей». После священник благословит живущих: сначала мужчин, потом женщин. Благословения надо попросить.
Немалая духовная польза будет для Вас и для Ваших родных, если батюшку пригласить остаться на чашку чая. Помните, что посещение батюшкой вашего дома — это прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».
Освятить квартиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно Вам и батюшке. Пойдите в храм, объясните служительнице у свечного ящика свое желание. Вам подскажут, когда удобно поговорить с батюшкой. Можно оставить в храме «за ящиком» свой телефон для передачи священнику. Можно просто подойти лично к священнику, например, к тому, кто Вас исповедует. Продолжительность чина освящения составляет около тридцати минут, иногда бывает и меньше. Что касается платы, то требы вообще-то совершаются бесплатно, деньги — это Ваше пожертвование Богу, а также благодарность священнику за то, что он потратил на Вас свое время. Сумма пожертвования еще зависит от Вашего благосостояния. Стыдно богатой семье совать батюшке сотку рубликов, а вот для бедной семьи даже сотня — слишком богатый дар.
Освещение изгоняет из дома бесов, которых зовут «барабашки», «домовые». Тем, у кого дома происходят всякие потусторонние явления, обязательно надо освящать дом.
Даже среди воцерковленных людей существует такое мнение,что освящение не нужно. Многие верующие пытаются заменить его, обходя дом с пасхальной свечкой, брызгая святой водой на Крещение, сжигая ладан, возжигая лампады и свечи, помещая во все комнаты иконы. Это, конечно, обычаи благочестивые и нужные, но чин освящения они не заменят.
Да благословит Бог Ваши дома!
При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.
9 Comment threads
0 Thread replies
0 Followers
Most reacted comment
Hottest comment thread
новые старые популярные
0 Вы должны войти, чтобы проголосовать