Основным направлением деятельности юнктад является. Конференция ООН по торговле и развитию: основные направления деятельности
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - автономный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1964 г. на базе со стоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной конференции (от которой этот орган сохранил свое название). В ЮНКТАД участвуют практически все государства - члены ООН.
ЮНКТАД - международная организация, которая защищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых. Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов. Этот орган Генеральной Ассамблеи ООН не является международной торговой организацией. Местопребывание ЮНКТАД - Женева (Швейцария).
Основные задачи ЮНКТАД:
- 0 содействовать развитию международной торговли, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
- 0 вырабатывать разносторонние рекомендации по функционированию международных экономических отношений;
- 0 служить центром согласования политики правительств и региональных экономических групп в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития;
- 0 способствовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.
С созданием ВТ О практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще ЮНКТАД. Однако сейчас достигнуто понимание того, что эта организация необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а ВТО решает в основном чисто торговые вопросы.
В ЮНКТАД реализуется групповой принцип работы - государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций.
ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН по организационно-правовым вопросам равно правного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со Статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности. Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.
Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции.
Основными функциями ЮНКТАД являются:
- 0 поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами разного уровня развития и разных социальных и экономических систем;
- 0 установление принципов и политики, касающейся международной торговли и соответствующих проблем развития;
- 0 содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
- 0 содействие проведению переговоров и утверждению многосторонних правовых актов в области торговли;
- 0 согласование политики правительств и региональных экономических групп в области торговли и развития.
Высший орган ЮНКТАД - сессия Конференции, созываемая один раз в четыре года с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. В период между сессиями деятельностью ЮНКТАД руководит Совет ЮНКТАД, в рамках которого работают шесть комитетов: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами. Как видно из перечня комитетов, многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и «невидимыми статьями» торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.
В рамках Совета ЮНКТАД работает Специальный комитет по преференциям.
Преференции (от лат. ргаеГегепйа - предпочтение) - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины как для отдельных товаров, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Это - особая форма протекционизма, один из рычагов государственного регулирования экономики.
В основе преференции лежат интересы страны-импортера: 0 экономические - реализуются посредством установления наиболее низких цен (вследствие отсутствия или снижения таможенных пошлин) для внутреннего рынка на сырье, топливо, полуфабрикаты, определенные виды готовой продукции и т.д., в результате чего создаются благоприятные условия для внутреннего производства и в дальнейшем обеспечивается конкурентоспособность его продукции на внешнем рынке;
0 политические - реализуются посредством создания через преференции режима наибольшего благоприятствования для реализации товаров страны, в укреплении режима или связей с которой она заинтересована.
Исторически преференции широко использовались в отношениях между метрополиями и их колониями, что создавало особо благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности в метрополиях. После провозглашения индустриально развитыми странами либерализации таможенной политики практика преференций получила широкое распространение. Например, США в отношениях со странами Латинской Америки, Филиппинами не просто использовали преференциальные пошлины, но во многих случаях вообще освобождали товары от пошлин. Аналогичную практику проводили Франция, Бельгия, Нидерланды в отношениях со странами Африки, Азии и др. Страны Общего рынка осуществляют политику преференций в отношении африканских стран, ассоциированных с Общим рынком. В настоящее время в связи с экономической интеграцией политика преференций получила особенно широкое распространение как экономический регулятор интеграционных процессов.
Отдельным видом преференции, особо развившимся во второй половине XX в., являются картельные пошлины, устанавливаемые соглашениями и договорами между странами, имеющими предприятия, входящие в международный картель. Концентрация производства в сбыте ряда товаров, выходящая за рамки национальных государств, вызывает все большую необходимость в распространении данного вида преференции, чтобы обеспечить высокую эффективность производства, основанную на международном разделении труда, высокую конкурентоспособность товаров на национальных рынках. Ставки картельных пошлин, как правило, устанавливаются ниже, чем общие, или в виде процентной скидки с общей ставки, или путем закрепления действующей нормы на срок договора.
В международной практике преференции - льготы, предоставляемые одной страной в торговле с другой страной или группой стран. Женевская конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла решение о предоставлении развивающимся странам особого преференциального режима и установила, что предоставление преференций этим странам не будет считаться нарушением принципа наибольшего благоприятствования.
Исполнительный орган ЮНКТАД - Совет по торговле и развитию - обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществлении контроля за всей деятельностью ЮНКТАД он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью), представляет доклады Генеральной Ассамблее ООН через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).
Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Служба координации политики и внешних отношений и ряд отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике.
К числу важнейших достижений ЮНКТАД следует отнести, в частности:
- 0 разработку общей системы преференций, предоставляемых экономически развитыми странами для экспорта развивающихся стран (1968);
- 0 создание общей системы преференций в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами (на которые приходится 3 / 4 мирового товарооборота), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т.е. без требования встречных торгово-политических уступок. Многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций). Система играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности стран, отставших в экономическом развитии;
- 0 создание глобальной системы торговых преференций между развивающимися странами (1989), свода принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой (1980);
- 0 содействие в функционировании международных соглашений по сырьевым товарам (какао, сахар, зерновые и т.д.) и межправительственных исследовательских групп по сырьевым товарам (железная руда, вольфрам, медь, никель и т.п.), включая организацию общего сырьевого фонда для финансирования операций международных «буферных» запасов и других проектов в области сырьевых товаров.
Кроме того, ЮНКТАД разработала проекты ряда конвенций, в том числе в области морского транспорта, Автоматизированную систему таможенных данных на основе компьюте ризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.
Конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств-членов. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Основными задачами ее являются:
1) содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
3) участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.
В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991.
С созданием ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.
В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.
Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.
United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)
Конференция ООН по торговле и развитию – это постоянный действующий орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964 году и насчитывает 168 стран-членов. Основными задачами ЮНКТАД являются:
1. содействие развитию междунар. торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества м/у государствами;
2. выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционир-я современных международных экономических отношений;
3. участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли .
В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991.
Сотрудничество с ЮНКТАД позволяет гармонизировать российское антимонопольное законодательство с международными нормами, дает возможность принимать участие в обмене мнениями и в обсуждении наиболее важных аспектов этой сферы. Вместе с тем, необходимо отметить, что техническое содействие со стороны ЮНКТАД в адрес МАП России (Аббревиатура "МАП" расшифровывается как "Министерство по антимонопольной политике ". Компании, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны обращаться в антимонопольные органы МАП для уведомления или для получения разрешения на совершение тех или иных сделок) весьма ограничено, что объясняется приоритетной ориентацией этой организации на помощь развивающимся странам.
В связи с этим, деятельность МАП России в этой области сотрудничества направлена на привлечение средств для оказания технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей государствам-членам СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике.
В бразильском городе Сан-Паулу 13 июня открылась 11-я сессия Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), которая продлится до 18 июня .
Главная цель конференции – достичь договоренностей о перенаправлении ресурсов и средств, выручаемых от торговли, на развитие и борьбу с бедностью, что должно привести к ускорению развития и экономического роста слаборазвитых стран.
Участники встречи намерены обсудить пути взаимодействия между развитыми и развивающимися странами и найти возможность преодоления разногласий на национальном и международном уровнях по проблемам международной торговли и развития.
Предполагается, что во дворце Анемби, где пройдет сессия ЮНКАТД, состоятся жаркие дебаты по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, которые волнуют развивающиеся страны из-за их невозможности конкурировать с датируемыми продуктами из Америки и Европы. В работе сессии ЮНКТАД примет участие генсек ООН Кофи Аннан, сообщает РИА "Новости".
Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 11 сессий.
I сессия – в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II – в 1968 г. – в Дели (Индия); III – в 1972 г. – в Сантьяго (Чили); IV – в 1976 г. – в Найроби (Кения); V – в 1979 г. – в Маниле (Филиппины); VI – в 1983 г. – в Белграде (Югославия); VII – в 1987 г. – в Женеве (Швейцария); VIII – в 1992 г. – в Картахене (Колумбия); IX – в 1996 г. – в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. – Таиланд.
С созданием ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.
В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.
Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.
Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам – членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.
Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ . Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.
Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара - ми и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 еже - годных встреч экспертов/специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.
Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.
Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.
В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.
ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development - UNCTAD) создана в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1964 году как специальный постоянный орган ООН. Включая 185 государств и три специализированных агентства.
Главные цели ЮНКТАД:
1) содействие международной торговле для ускорения экономического развития, особенно в развивающихся странах;
2) установление принципов и политики в отношении торговли и связанных с ней проблем развития, в частности в сферах финансов, инвестиций, передачи технологий;
3) содействие деятельности других специализированных учреждений ООН в сфере торговли и развития;
4) организация переговоров и утверждение многосторонних правовых актов по торговле и развитию.
Деятельность ЮНКТАД осуществляется в направлениях, направленных на достижение указанных целей, в рамках которых осуществляются следующие задачи:
1. Регулирование торгово-экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Сущность этих принципов заключается в обеспечении равноправия, невмешательства во внутренние дела; недискриминации и недопущения экономического давления; применение режима наибольшего благоприятствования, облегчения доступа развивающихся стран, на мировые рынки, стабильности рынков сырьевых товаров и др. В 1976 году принципы получили развитие в Хартии экономических прав и обязанностей государств. Последняя IX сессия ЮНКТАД (1996, г.. Мидранд) определила дальнейшие направления в условиях "глобализации и либерализации мировой экономики", направленные на полную интеграцию развивающихся стран, и с переходной экономикой в мировые хозяйственные связи ("Партнерство для роста и развития »).
2. Следствием разработки мероприятий по регулированию мировой торговли было заключение международных торговых сделок, формирование исследовательских групп из сырьевых товаров. На IV сессии ЮНКТАД (1976) принято решение о разработке интегрированной программы для сырьевых товаров (ИПСТ), задачей которой было улучшение условий для торговли товарами 18-ти групп - важнейших для экспорта развивающихся стран. В 1980 году подписано соглашение о создании совместного фонда сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных отдельными соглашениями ИПСТ, для стабилизации цен, расширение участия развивающихся стран, в их переработке и сбыте.
3. Разработка мероприятий и средств торговой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД создана система преференций для импорта из развивающихся стран (вступила в действие с 1976 г..), Разработаны меры для устранения торговых барьеров, оказание помощи в реструктуризации экономик развивающихся стран.
На VI (1983) и VII (1987) сессиях сформулированы основные проблемы мировой торговли и развития и выработаны основные направления политики и мероприятий по ресурсов для целей развития, валютным вопросам, сырьевых товаров, международной торговли, проблем слаборазвитых стран. VIII сессия ЮНКТАД разработала руководящие принципы устойчивого развития, в частности: взаимовлияние торговли и экологической политики, рационального использования природных ресурсов, экологобезопасных технологий.
4. Содействие экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, через создание глобальной системы преференций, разработку программы преодоления экономической отсталости.
5. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития торговли.
6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется через разработку и внедрение Кодекса согласованных принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой, Кодекса поведения в области передачи технологий, регулирования деятельности ТНК
7. Проведение аналитической работы по проблемам глобализации и развития, инвестиций, предпринимательства и технологий, международной торговли товарами и услугами; развития инфраструктуры сферы услуг. Это направление предусматривает публикацию периодических изданий, создание компьютерных баз данных.
8. Проведение переговоров между различными группировками стран по вопросам торговли и развития.
9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по международной торговле, подготовка документов для Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и других организаций.
10. Сотрудничество с международными организациями, прежде всего ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД / ВТО, в целях устранения дублирования в деятельности.
Кроме этих направлений, в сферу деятельности входят другие задачи развития мирохозяйственных связей - финансов, перевозок, страхования, трансфера технологий. В 1992 году принято Картахенского соглашение (ЮНКТАД ^ Ш) о новом партнерстве в целях развития, которая определила меры по взаимосвязанных сфер финансов, торговли, сырьевых товаров, технологий, услуг, управления. В 1965 году разработан Кодекс о транзитных перевозках внутриконтинентальных государств; в 1974 году - Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) в 1980 году - Конвенцию ООН о международных смешанных перевозках. К организационного построения ЮНКТАД относятся: - Конференция (высший орган) в форме сессий на уровне министров для определения основных направлений работы (раз в четыре года), большинство решений которого носит рекомендательный характер;
Исполнительный орган - Совет по торговле и развитию (Trade and Developement Board), которая предоставляет ежегодно ЮНКТАД и ЭКОСОС докладе по вопросам деятельности. В ее состав входит более 190 стран-членов, которые проводят ежегодные сессии и специальные сессии, заседания комиссии по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; торговли товарами и услугами, развития частного предпринимательства;
Секретариат, который возглавляет Генеральный секретарь, включая две службы (координации, политики) и девять отделов (сырьевых товаров, международной торговли, услуг, экономического сотрудничества между развивающимися странами; глобальной взаимозависимости ТНК и инвестиций; слаборазвитых стран; науке и технике, управление программами).
ЮНКТАД существенно влияет на другие международные организации: ГАТТ, МВФ и МБРР, оказалось в согласовании их деятельности с интересами развивающихся стран.
Международный торговый центр ЮНКТАД / ВТО
Международный торговый центр - МТЦ (International Trade Center UNCTAD / WTO-ITC) - созданный в 1964 году по решению членов ГАТТ с целью предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в торговле и осуществлении конкретных проектов. В 1968 году ЮНКТАД стал участником Международного торгового центра, определило его статус (с 1974 г..) Как рабочего органа ГАТТ и ООН. МТЦ не имеет собственного членства. С 1973 года резолюцией ЭКОСОС предоставлено функцию центрального органа системы ООН по технической помощи развивающимся странам, в стимулировании экспорта. В 1984 году присвоен статус Исполнительного агентства Программы развития ООИ (ПРООН).
МТЦ осуществляет свою деятельность в пределах основной программы "Содействие торговле и развитию экспорта" и специальных программ "Техническое сотрудничество со слаборазвитыми странами", "Техническое сотрудничество с национальными торговыми палатами".
Резолюцией ЭКОСОС в 1973 году определены шесть основных направлений деятельности:
1) содействие улучшению качества продукции и развития маркетинга (преимущественно для развивающихся стран, и частных фирм)
2) предоставление услуг по технике осуществления торговых операций;
3) предоставление информации о международной торговле;
4) содействие подготовке кадров;
5) помощь в осуществлении экспортных и сопутствующих операций;
6) определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.
Принципы деятельности МТЦ определяет Генеральный совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль осуществляет Объединенная консультационная группа по делам МТЦ (ОКГ), в которую входят представители ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ относится проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и разработки рекомендаций для ЮНКТАД и ВТО. Между сессиями деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом, расположенным в Женеве, и штатом консультантов более 600 человек.
Приоритетными направлениями деятельности Международного торгового центра на современном этапе (с 1991г.) Являются: 1) содействие торговли для уменьшения уровня бедности; 2) помощь слаборазвитым странам; 3) сотрудничество между развивающимися странами, "Юг-Юг"; 4) участие женщин в развитии торговли; 5) предпринимательство в сфере экспорта; 6) экология в развитии экспорта; 7) развитие человеческих ресурсов.
1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики».
2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.
3. 3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве.
4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.
5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.
6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так- же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.
7. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа- ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.
Организационная структура
Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.
I сессия - в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II - в 1968 г. - в Дели (Индия); III - в 1972 г. - в Сантьяго (Чили); IV - в 1976 г. - в Найроби (Кения); V - в 1979 г. - в Маниле (Филиппины); VI - в 1983 г. - в Белграде (Югославия); VII - в 1987 г. - в Женеве (Швейцария); VIII - в 1992 г. - в Картахене (Колумбия); IX - в 1996 г. - в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. - Таиланд.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.