Основной целью гатт стала. Краткая характеристика и история гатт
Содержание двусторонних источников международного торгового права было раскрыто и изучено в гл. 3 учебника; содержание многосторонних (региональных) договоров – в гл. 3 и 6 учебника. Рассмотрим теперь подробнее некоторые нормы международного торгового права универсального характера применительно к международной торговле товарами (в узком смысле слова). Эти нормы были заложены в тексте ГАТТ-47 и сохранились в тексте ГАТТ, который вошел в пакет соглашений ВТО в 1994 г. (ГАТТ-94).
ГАТТ-47 отличается от ГАТТ-94 незначительно: к ГАТТ-94 по результатам Уругвайского раунда приложены соответствующие протоколы о тарифных уступках, протоколы о присоединении; составной частью ГАТТ-94 стали соглашения и договоренности о толковании и применении ряда статей ГАТТ.
ГАТТ-47 не подписывался и не ратифицировался государствами-участниками; он применялся на основании Протокола о временном применении ГАТТ. В Протоколе говорилось, что положения части II (ст. III–XXIII) ГАТТ подлежат применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством. ГАТТ-94 является частью пакета соглашений ВТО, а согласно Уставу ВТО государства обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с нормами этих соглашений. Приоритет норм национального права заменен на приоритет норм права ВТО.
ГАТТ сыграл и играет в международной торговой системе роль центрального механизма (средства) регулирования международной торговли товарами. Можно отметить ряд направлений, где эта роль наиболее заметна: а) обеспечение либерализации правового режима международной торговли; б) поддержание честной конкуренции в международной торговой системе; в) унификация, гармонизация внутренних правовых систем государств-участников в части торговых отношений.
В годы после Второй мировой войны ГАТТ служил инструментом внешнеторговой политики США, которые с его помощью обеспечили скоординированное понижение среднего уровня ставок таможенных пошлин при импорте в страны Европы; американские товары проникли на европейские рынки. Позднее, в эпоху биполярного мироустройства, ГАТТ превратился в главный инструмент регулирования торговли всего "капиталистического мира" и представлял собой общее достояние государств западного цивилизационного типа. Сегодня ГАТТ регулирует торговлю товарами практически между всеми государствами – участниками международной торговли. Это, конечно же, не означает, что текст ГАТТ безупречен, справедлив и не имеет пробелов.
В текст ГАТТ заложена долгосрочная стратегия, суть которой заключается в следующем: выявить барьеры (препятствия) на пути трансграничного движения товаров, остановить нарастание торговых барьеров, взять под контроль все барьеры и начать их ликвидацию – сначала в отдельных секторах международной торговли, а затем и во всех остальных.
ГАТТ нацелен на то, чтобы:
- – снижать в рамках линии на либерализацию международной торговли средний уровень ставок таможенных пошлин вплоть до нулевого; нулевой уровень и будет означать глобальную зону свободной торговли (в 1947 г. средний уровень ставок таможенных пошлин составлял примерно 60%; в середине 1950-х гг. – 40%; в 1970-х гг. – порядка 10%; в 1990-х – 7%; сегодня – 3%); там, где пока не удается снижение ставок, замораживать – по терминологии ВТО, "связывать" – их на существующем уровне;
- – устранить все нетарифные барьеры, которые возможно; если устранить какие-то нетарифные меры нельзя по объективным причинам, то согласовать единые правила применения таких нетарифных мер.
История ГАТТ – это история решения этих двух кардинальных задач. Для их достижения в ГАТТ предусмотрено (ст. XXVIII bis) регулярное проведение многосторонних торговых переговоров, которые впоследствии получили название "раундов ГАТТ". При этом соблюдается "пакетный подход": раунд не завершен, пока не найдены решения по всем вопросам повестки международного торгового права. До появления ВТО под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов международного торгового права:
- – в 1947 г. – в Женеве;
- – в 1949 г. – в Аннеси (Франция);
- – в 1950 г. – в Торки (Великобритания);
- – в 1956 г. – в Женеве;
- – в 1960–1961 гг. – в Женеве (получил название "раунда Диллона");
- – в 1964–1967 гг. – в Женеве (получил название "раунда Кеннеди");
- – в 1973–1979 гг. – в Токио и Женеве (получил название "Токио-раунда");
- – в 1986–1994 гг. – в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и Женеве (получил название "Уругвайского раунда").
На повестке дня первых раундов находилось только снижение уровня таможенного обложения товаров. Участники переговоров согласовывали друг с другом уступки по таможенному обложению, которые они готовы были предложить, и фиксировали договоренности в перечнях уступок. Уступки в ставках таможенных пошлин, которые делали друг другу участники международных торговых переговоров, посредством принципа наибольшего благоприятствования автоматически распространялись на всех членов ГАТТ. Перечни уступок становились частью ГАТТ. В последующем круг вопросов, выносившихся на переговоры, расширялся и усложнялся.
Во время "раунда Диллона" предметом переговоров стали также проблемы, связанные с созданием ЕЭС. Во время "Кеннеди-раунда" было согласовано "линейное" снижение уровня таможенного обложения промышленных товаров, подготовлены и приняты соглашения по некоторым видам нетарифных барьеров (в том числе первый "антидемпинговый кодекс"); было утверждено исключение из принципа взаимности в пользу развивающихся стран.
Во время "Токио-раунда" государства-участники договорились об очередном линейном снижении тарифов, подписали ряд соглашений по нетарифным мерам. Были приняты: Соглашение по техническим барьерам в торговле ("кодекс по стандартам"), Соглашение по толкованию и применению ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ ("кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам"), Соглашение по применению ст. VII ГАТТ ("кодекс по таможенной оценке"), Соглашение по применению ст. VI ГАТТ ("антидемпинговый кодекс") и др.
Постепенно в системе ГАТТ накопились фундаментальные недостатки, которые не позволяли развивать ее дальше. Вот некоторые из них:
- юридически ГАТТ не имел надлежащей формы, оставался ершенным актом и его существование основывалось на Протоколе о временном применении ГАТТ;
- ГАТТ не обладал необходимой институциональной инфраструктурой, не имел необходимых органов, в том числе органа по разрешению споров, не был международной организацией (хотя на определенном этапе был создан Секретариат ГАТТ, департаменты, комитеты);
- долгое время ГАТТ по составу участников был недостаточно репрезентативным, не был универсальным;
- ГАТТ, по сути, закрепил приоритет норм национального права над нормами ГАТТ;
- ГАТТ содержал много пробелов, которые пришлось восполнять отдельными соглашениями, однако участниками таких соглашений становились не все участники ГАТТ; в результате правовая ткань ГАТТ стала фрагментарной;
- ГАТТ распространял свое действие не на все товары: из-под его действия стараниями США и европейских стран были выведены огромные сектора международной торговли – торговля сельскохозяйственными и текстильными товарами. Кроме того, ГАТТ не распространялся на "невидимую торговлю" – сферу услуг.
Уругвайский раунд международных торговых переговоров привел к коренному изменению всей системы ГАТТ и трансформации ГАТТ в ВТО. Многие из указанных недостатков были устранены.
В ходе Уругвайского раунда участники переговоров согласовали новое понижение среднего уровня ставок таможенных пошлин, оставшиеся тарифные пошлины были заморожены ("связаны", "консолидированы", по терминологии ГАТТ); уровень связывания ставок по товарной номенклатуре развивающихся стран достиг 70% всей номенклатуры.
К Уставу ВТО приложены десятки соглашений, составляющих единый пакет (за некоторым исключением); участие в ВТО автоматически означает участие в этих соглашениях. Обеспечен приоритет норм права ВТО над национальным законодательством.
Сфера действия права ВТО распространена на сектор торговли услугами. Под правила ГАТТ юридически заведены (или заводятся) сектора международной торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами. Появился орган по разрешению споров.
В 2001 г. на четвертой Конференции министров в г. Доха (Катар) был открыт 9-й раунд международных торговых переговоров, получивший несколько названий: "Раунд тысячелетия", "Миллениум-раунд", "Раунд Доха", "Дохийский раунд", "Раунд развития" и т.п. В настоящее время переговоры находятся в тупике: развитые и развивающиеся страны не могут согласовать свои политические и правовые позиции по целому ряду вопросов. Проблема в том, что в результате Уругвайского раунда международных торговых переговоров баланс прав и обязательств, вытекающих из права ВТО, оказался явно смещен в пользу развитых стран.
Важную роль и регулирование международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода– Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г.
ГАТТ – генеральное соглашение о тарифах и торговле (многосторонний договор), с 1948 г. содержащее принципы, нормы и правила, на которых основаны торговые отношения его участников, в настоящее время входит в состав ВТО. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм.
Первым и главным является принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
В соответствии с режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, т.е. ставок таможенных пошлин. Под любым преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными средствами защиты.
На практике РНБ характеризуется следующим: путем двусторонних консультаций и переговоров страны договариваются о предоставлении таможенных уступок в торговле товарами. Как только соответствующее соглашение по данному вопросу заключено, оно немедленно распространяется на все другие страны; теперь действия стран строятся по принципу недискриминации , в соответствии с которым любая страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия.
Сущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке. На практике же такому одностороннему сокращению противодействуют лоббирующие в правительстве группировки, заинтересованные в сохранении протекционистских пошлин. Как показывают исследования, это воздействие тем более значительно, чем более монополизирована защищаемая отрасль промышленности. Поэтому разработанный на основе неоклассических доктрин и декларированный в ГАТТ принцип взаимности торговых уступок претворяется в жизнь со значительными изъятиями.
Так, в ГАТТ закреплены официально допускаемые исключения из режима наибольшего благоприятствования. Важнейшие из них:
– разрешается продолжать использование преференций, существовавших на момент образования ГАТТ;
– из сферы действия РНБ исключаются уступки в области таможенной политики, предоставленные ПРИ образовании таможенного союза или в рамках соглашений о приграничной торговле;
– развивающиеся страны получают особые уступки в области внешней торговли в рамках общей системы преференций; особое место занимают таможенно-тарифные уступки наименее развитым странам.
Крупные страны в одностороннем порядке вводили определенные ограничения в сферу действия режима наибольшего благоприятствования. Особенно этим отличались США. “Развязывающая” оговорка (escape clause) давала американскому президенту право на ликвидацию льгот в тех случаях, когда возникали значительные сложности для национальной промышленности. Когда же удавалось связать увеличивающуюся долю иностранного товара в импорте с увеличением убытков национальной промышленности, прави-тельство получало право на повышение пошлин и изъятие товара из режима наибольшего благоприятствования. В период “холодной войны” США не предоставляли торговых льгот социалистическим странам. США односторонне настаивали на применении принципа взаимности при снижении таможенных пошлин.
Если тарифы, хотя и с оговорками, допускаются в качестве средства регулирования внешней торговли, то количественные ограничения и квоты отвергаются. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если какая-либо страна и прибегает к количественным ограничениям, то они должны использоваться в недискриминальной форме, т.е. в отношении всех стран-участниц, но не выборочно в отношении отдельных стран. Аналогичное запрещение ограничивает использование импортных квот.
Наконец, важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторонних действий . Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций.
Следует заметить, что на практике страны-участницы неоднократно нарушали эти нормы, ставя национальные интересы выше международной договоренности. Это касалось практики применения США обусловленных уступок (условного режима наибольшего благоприятствования), использования западноевропейскими странами прямых государственных субсидий в области сельского хозяйства, введения количественных ограничений на экспорт в страны социалистического лагеря.
По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм (секретариат), предназначенный для реализации основных принципов ГАТТ в практике международной торговли. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве (Швейцария). Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили переговоры, получившие название раундов. Такие раунды состоялись в 1949, 1951, 1956, 1960-1991 гг. (табл.9). Особо следует выделить длившийся с 1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1986 по 1994 г. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов и включением вопросов о нетарифных барьерах.
Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле . Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.
ГАТТ - соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Всемирный банк или Мировая торговая организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации , основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.
Историю ГАТТ принято упрощённо делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность , услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).
ГАТТ 1947
ГАТТ 1947 в США
ГАТТ «Кеннеди» 1964-1967
Шестой раунд переговоров в рамках ГАТТ, названный в честь президента США Дж. Кеннеди , проходил с мая 1964 по 30 июня 1967 года.
В результате переговоров были сделаны тарифные уступки объемом примерно 40 млрд долларов США, в том числе уступки США по импорту в размере 8,5 млрд долларов и ответные уступки других стран по экспорту в США на ту же сумму.
Среднее снижение тарифов на готовые изделия для четырёх крупнейших участников - США, членов Европейского экономического сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. США снижали тарифы в течение пяти лет с 1968 года.
ГАТТ 1973-1979
Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д.
Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали ещё более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики.
Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углублённое исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объёма (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов , которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.
Уругвайский раунд 1986-1994
Уругвайский раунд переговоров начался 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и длился восемь лет. В результате Уругвайского раунда были приняты "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)" и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.
«Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» определило таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учётом установленных, дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч.2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках ». В этой же статье (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей ».
ГАТТ и Всемирная торговая организация
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
(1960-1961): 45 стран. Дальнейшее снижение тарифов. .
Ссылки
- Jackson, John H. The World Trading System Second Edition, page 74
- Irwin, Douglas A. "The GATT in Historical Perspective," American Economic Review Vol. 85, No. 2, (May, 1995), pp. 323–328 in JSTOR
И в настоящее время Генеральное соглашение по тарифам и торговле по-прежнему остается основным регулирующим правовым механизмом торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО. В пакете соглашений ВТО, обязательном для всех стран -- членов организации присутствует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. ГАТТ-94 «включает в себя положения ГАТТ-47, исключая Протокол о временном применении, с уточнениями, поправками, изменениями, внесенными до даты вступления в силу Соглашения по ВТО» (ст. 1 ГАТТ-94)1. В ГАТТ-94 входят также списки тарифных уступок стран-участниц, достигнутых ранее. При внешней схожести ГАТТ-94 и ГАТТ-47 данные документы следует считать автономными, юридически обособленными друг от друга (п. 4 ст. II Соглашения об учреждении ВТО).
Необходимо представлять, что ГАТТ с 1947 по 1994 г. претерпевало изменения, которые были вызваны определенной конъюнктурой, возникавшей в международных торговых отношениях в этот период. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Сначала они представлялись как исключительно тарифные переговоры, начавшиеся с Женевского раунда 1947 г.; далее следовал раунд в Аннеси (1949), затем -- в Торки (1950) и снова в Женеве (1955--1956).
Как отмечают Д. Карро и П. Жюйар, переговоры затронули примерно 50 тыс. наименований товаров, которые составили половину мирового торгового оборота. При этом уровень таможенных пошлин снизился на 25 %. В дальнейшем уровень пошлин также продолжал снижаться. Это стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950--1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.
Раунд Диллона (1960--1961) привел к новым снижениям таможенных пошлин (в среднем на 6,5 %), однако главным предметом переговоров стали проблемы, связанные с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и совместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с положениями Генерального соглашения. Речь в итоге шла об исключениях из режима наибольшего благоприятствования, который является необходимым условием участия в Генеральном соглашении.
Становилось понятным, что по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге -- полном устранении) данный метод регулирования международных торговых отношений также станет достоянием истории. Все большее внимание в рамках ГАТТ обращалось на нетарифный метод регулирования международной торговли, к которому стали прибегать страны -- участницы Генерального соглашения. Количество различных нетарифных барьеров в торговле велико и число их только растет. Секретариатом ГАТТ в конце 1980-х гг. насчитывалось более 800 их видов, разделенных на пять категорий. Базу данных по нетарифным мерам ведет также Секретариат ЮНКТАД, который классифицирует их по семи категориям. Первые шаги противодействия нетарифным барьерам в международной торговле были сделаны во время раунда Кеннеди (1964--1967), на котором помимо решения о «линейном» (т. е. общем) снижении таможенного обложения промышленных товаров было принято антидемпинговое соглашение (Антидемпинговый кодекс), касающееся хорошо известного приема нечестной деловой практики. Кодекс 1967 г. ни в чем не изменил правил о демпинге, содержащихся в статье VI ГАТТ; он только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговой пошлины.
В период с 1973 по 1979 г. состоялся Токийский раунд. Итогом его стало принятие 12 соглашений и договоренностей, охватывающих три группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлина), VII (Оценка товара для таможенных целей), XVI (Субсидии), XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ. По мнению Д. Карро, итогом было «установление нового юридического порядка, регулирующего международную торговлю».
Поддержанная участниками переговоров, тенденция снижения ставок тарифных пошлин продолжалась: к 1985 г. пошлины (только на промышленные товары) вышли на средний адвалорный уровень 6,5 % (процент от стоимости товара). Чтобы преодолеть влияние некоторых, наиболее негативных в международной торговле, нетарифных барьеров, участники Токийского раунда стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально -- кодексы). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ и стали многосторонними позже, когда в некоторые из них были внесены поправки на последующем Уругвайском раунде. Особенностью же этих кодексов было то, что они существовали вне Генерального соглашения и в то же время уточняли и углубляли правила ГАТТ. Вопрос о том, участвовать или не участвовать в соглашении договаривающейся стороне, решался индивидуально. В то же время основой правового режима многосторонней международной торговли оставалось Генеральное соглашение. Но этот правовой режим уже нельзя было свести только к ГАТТ в редакции 1947 г. В конце Токийского раунда ГАТТ превратилось в конгломерат из 200 соглашений (включая протоколы о присоединении), которые применялись между договаривающимися сторонами дифференцированно. Международные соглашения по торговле молочными продуктами и говядиной в конце 1997 г. уже в рамках ВТО были аннулированы. Страны -- участники этих соглашений посчитали, что данный сектор лучше регулируется соглашениями по сельскому хозяйству и санитарным и фитосанитарным мерам.
Таким образом, принятые в ходе переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима» в международной торговле: для стран -- участниц ГАТТ, их подписавших; для стран -- участниц ГАТТ, их не подписавших; для остальных государств. Всего же в многосторонних торговых переговорах Токийского раунда участвовало 102 государства.
Последний в истории ГАТТ -- Уругвайский раунд переговоров -- привел к созданию ВТО и, соответственно, -- иных правовых конструкций в системе международной торговли.
Ключевые слова: международная торговля, торговля между странами, ВТО, ГАТТ
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон-Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации.
Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) , которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
Основная цель ГАТТ — снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.
С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами .
Так называемый Уругвайский раунд переговоров , длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года .
Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная 1 января 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
На ноябрь 2011 года в ВТО состояло 153 страны , на долю которых в сумме приходилось более 95 % мирового торгового оборота.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли.
Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы , среди которых:
· равные права : все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации;
· взаимность : все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными;
· прозрачность : члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.
В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ . В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывалось ещё и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.
5 октября 2010 года пресс-секретарь президента Грузии заявила, что позиция Грузии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию остается «неизменной» и она не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией».
9 ноября 2011 года Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО . Со слов российской стороны в соответствии с этим соглашением аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам. 10 ноября было заседание рабочей группы в ходе работы которой был подготовлен окончательный доклад о принятии России в ВТО. Подготовив весь комплект документов, комиссия объявила об окончании своей работы и о самороспуске.
16 декабря 2011 г. на Министерской Конференции Всемирной Торговой Организации было одобрено вступление России в ВТО .
10 июля 2012 года Госдума ратифицировала протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.
18 июля 2012 года Совет Федерации одобрил ратифицикацию протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
21 июля 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО).
Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года. Протоколом предусматривается, что Россия в качестве члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению.
При этом Россия должна была ратифицировать документ в течение 220 дней - то есть до 23 июля 2012 года, иначе 17-летние переговоры пришлось бы начинать сначала.
22 августа 2012 года в 00:00 часов по женевскому времени (2:00 по московскому) Россия официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации (ВТО).
Стоит отметить, что с 22 августа Россия вступает в ВТО все же с некоторыми ограничениями. Так, при торговле с США будут использоваться старые правила, так как Соединенные Штаты до сих пор не отменили в отношении России поправку Джэксона - Вэника (она ограничивает торговлю со странами, нарушающими права человека).
Россия вела переговоры о вступлении в ВТО с 1996 года и оставалась последним крупным государством мира, не состоявшим в этой организации.
Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет.
К чувствительным отраслям , в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность .
В рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1 процента с нынешних 10,3 процента, в том числе на сельхозпродукцию - до 11,3 процента с нынешних 15,6 процента, на промышленные товары - до 6,4 процента с 9,4 процента. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.
Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в России будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.
Членство в ВТО даст России ряд преимуществ . Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в $900 млрд в рамках мировой торговли, а в рамках России показатель составит $18 млрд (оценки ОЭСР). По оценке Всемирного банка, вступление в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через 10 лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — до 11% ВВП (около $162 млрд). Доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год.
Россия с момента присоединения к ВТО снизит только так называемые антикризисные пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% (и далее — постепенное снижение в течение семи лет до 15%).
Россия примет обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). В подавляющим большинстве случаев эти обязательства не предусматривают существенных изменений в действующей системе регулирования.
Основным исключением из правила станет сектор страхования , в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а 49%-ное ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ное ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет, отмечает «Интерфакс».