Основной боевой танк Leclerc. Основной французкий танк Леклерк
Наш блог уже несколько раз обращался к проблематике использования танков Leclerc вооруженными силами ОАЭ в ходе конфликта в Йемене. В статье Sebastien Roblin «What to Make of France’s Leclerc Super-Tank », опубликованной на портале War is Boring , приводятся некоторые дополнительные сведения, связанные с первым опытом боевого применения этого танка французской разработки и производства.
В краткой истории французского послевоенного танкостроения, которой предваряется основная проблематика, приводятся небезынтересные факты применения танка AMX-30 вооруженными силами Франции и Катара в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Так, катарским танкистами удалось на этих машинах уничтожить три иракских Т-55, при этом было потеряно два AMX-30. На счету французских танкистов - 10 иракских танков неустановленного типа.
Колонна танков Leclerc вооруженных сил ОАЭ в Йемене, август 2015 года (с) reddit.com
Говоря о Leclerc, автор говорит, что в 1990-х годах он был самым дорогим танком в мире - в ценах 2011 года его стоимость составляла 9,3 млн долл., в то время как американский M1A2 стоил 7,56 млн долл., а российский Т-90 - 4 млн долл. Отмечается, что Leclerc отличается неплохой экономичностью - на одной заправке он может проехать 340 миль, по сравнению с 260 миль у танка Abrams.
Французским Leclerc не удалось принять участие в боевых действиях, за исключением участия в миротворческих операциях в Косово и Ливане, причем в Ливане взвод из четырех французских танков в течение 20 минут «противостоял» от двух до пяти израильским танкам Merkava, которые хотели зайти в деревню Марвахин. Впрочем, в итоге стороны мирно разошлись.
Кроме Франции танки приобрели ОАЭ в количестве 390 единиц в «тропическом» исполнении, а также 46 БРЭМ на их базе, причем их оснащение более совершенно, чем у танков французское армии. Эмиратские танки также принимали участие в миротворческой операции в Косово. Для оснащения своих танков ОАЭ в дальнейшем закупило 13 комплектов навесной защиты AZUR.
В Йемен было направлено от 70 до 80 эмиратских танков Leclerc. Интересно, что в ходе конфликта танковая бригада ОАЭ осуществила десантную высадку (sic!) в районе нефтяного терминала неподалеку от Адена, предположительно, с танкодесантных кораблей. Далее бригада продвигаясь по шоссе N-1 захватила авиабазу Аль-Анад под Аденом, за которую до того безуспешно бились саудовские части. Захват базы открыл союзникам дорогу на Аден.
Эмиратские Leclerc были разделены на два батальона, один из которых постоянно находился в районе Адена, а другие патрулировали горные районы Йемена. Бронетанковая бригада также включала в себя механизированный батальон на БМП-3 и батарею 155-мм самоходных гаубиц G6.
Автор отмечает, что видео уничтоженных Leclerc отсутствуют, чего нельзя сказать о других типах бронетанковой техники сил коалиции. Опираясь за видео, распространенные йеменскими хуситами, автор полагает девять уничтоженных саудовских танков M1A2S, пять М60 и два AMX-30.
Ссылаясь на источники в ОАЭ, сообщается, что Leclerc поражались четыре раза различными противотанковыми системами. В двух случаях это были фугасы, в третьем - граната РПГ, которая была уничтожена динамической защитой комплекта AZUR, а в четвертый попала ПТУР. Во всех случаях танки остались целы, хотя в одном случае ПТУР убила командира танка, когда попала в командирский люк.
Эмиратский танк Leclerc, подорвавшийся на фугасе (с) warisboring.com
Один Leclerc мог быть поврежден, не находясь непосредственно на поле боя. 4 сентября 2015 года хуситы выпустили ракету 9М79 комплекса «Точка» по авиабазе Мариб. От взрыва погибло 45 человек и, как сообщалось, был поврежден один из стоящих там Leclerc.
Причины таких результатов в сравнении с саудовцами могут быть следующие. Саудовцы применили больше танков различных типов, и они могли применяться в районах, где противотанковая оборона была сильнее. Кроме того, судя по видеозаписям, саудовцы использовали не самую лучшую тактику, а также у них отсутствовало взаимодействие между различными родами войск. Возможно, что эмиратские танки применялись более осторожно и с лучшим прикрытием со стороны сопровождающих частей.
Наконец, есть и другие признаки того, что танки себя неплохо показали. Эмиратские танкисты выражали своим французским коллегам свое восхищение танками, а другие армии коалиции были сильно впечатлены характеристиками танка. А в январе 2016 года саудовское руководство обратилась к производителю танков Leclerc компании Nexter Systems (в настоящее время входит в концерн KNDS) с заинтересованностью относительно возможности приобрести несколько сотен машин (о чем наш блог
В последнее время так много говорят о несовершенстве отечественных основных боевых танков, в частности Т-90, превознося при этом западную технику, что рассказ о наших основных конкурентах на танковом рынке напрашивается сам собой. В настоящее время основными танковыми державами в Европе являются Германия и Франция, еще один представитель Запада, обладающий сильным ОБТ – это, конечно же, США.
Все танки этих стран по-своему интересны, уникальны и действительно обладают выдающимися возможностями, с поправкой на свою цену. Т-90, безусловно, выигрывает у своих конкурентов в этом вопросе. Начнём свой рассказ с наименее известного в России, но при этом самого современного и перспективного танка текущего времени – французского танка AMX-56 «Леклерка» , который уже сейчас некоторые специалисты относят к поколению 3+, а кто-то даже к совершенно новому, 4 поколению танков.
Разработка ОБТ Франции осуществлялась в несколько этапов. В 1978-1982 проводились исследования в области концепций и общих характеристик, с 1982 по 1986 год шли работы над моделью, с 1986 по 1991 год осуществлялось создание экспериментальных образцов и проведение их испытаний.
В январе 1992 года первый серийный «Леклерк», изготовленный на предприятиях национальной фирмы GIAT, поступил на вооружение французской армии. По результатам проведенных испытаний в 1993 году танк был окончательно принят на вооружение. В 1993 году планировалось изготовить 13 машин, а до конца 1995 года – 60 (для укомплектования одной бригады).
Всего до конца 2000 года министерство обороны Франции планировало получить 850 таких танков. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки (окончание Холодной войны), а также из-за непомерно высокой стоимости танка заказ был сокращен сначала до 800, а затем и вовсе до 406 танков. В 1993 году GIAT заключила с ОАЭ договор на поставку 390 танков «Леклерк» и 46 БРЭМ на его основе, контракт был выполнен в 1999 году.
Танк «Леклерк» изготовлен по традиционной, ставшей классической схеме, с расположенным впереди отделением управления и задним моторно-трансмиссионным отсеком . Боевая масса «Леклерка» по сравнению с другими ОБТ западных стран сравнительно невелика – всего 55 тонн. При этом многие решения, касающиеся компоновки внутренних систем и размещения экипажа, применены на нем впервые. Так, члены экипажа танка практически изолированы друг от друга, отсутствует заряжающий, вместо него на танке установлен автомат заряжания , нетипичен и способ размещения в танке орудия.
В соответствии с классической компоновкой большая часть экипажа размещается в бронированной башне кругового вращения. Экипаж машины состоит из трех человек, в баше слева от орудия размещается командир танка, справа – наводчик. В задней части башни в нише установлен автомат заряжания (АЗ), между ним и боевым отделением установлена броневая перегородка.
Механик-водитель располагается в носовой части корпуса с небольшим смещением рабочего места к левому борту танка. Благодаря особенностям компоновки, все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с АЗ, что повышает эффективность защиты экипажа от оружия массового поражения и снижает загазованность в обитаемом пространстве танка при стрельбе.
Благодаря использованию в конструкции танка автомата заряжания и компактной силовой установки (обладая мощностью в 1500 л.с., рабочий объем цилиндров двигателя не превышает объема двигателя танка АМХ-30, который развивал лишь 750 л.с.) внутренний объем корпуса танка удалось значительно уменьшить в сравнении с другими образцами западной техники , а длина ходовой части была сокращена почти на метр.
В результате этого боевая масса танка не превышает 55 тонн (у Абрамса М1А2 – 62,5 т.), а удельная мощность двигателя составляет 27,5 л.с. на тонну, что позволяет танку при трогании с места разгонятся до 32 км/ч за 5,5 секунд, при этом скорость движения по шоссе может достигать 72 км/ч.
Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольное орудие CN-120-26 с общей длиной в 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра . Танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях. Ствол и казенная часть орудия объединены в защищенный броней блок, который встраивается посередине башни и разделяет боевое отделение на две половины. Из-за размещения пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж проводится вместе с коробом без снятия танковой башни.
Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой. 22 снаряда сразу находятся в автомате заряжания. Скорострельность орудия составляет 15 выстрелов в минуту , в реальных условиях боя показатель снижается до 10-12 выстрелов.
Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М
. Впрочем, наряду с высокими характеристиками данное орудие обладает и рядом существенных недостатков:
— большая стоимость,
— сложность изготовления,
— относительно небольшой ресурс ствола – 400 выстрелов.
Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.
Создатели французского танка предпочли получившим широкое распространение дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13», которая состоит из двух блоков по 9 штук 80-мм гранат, расположенных по обеим сторонам башни (4 дымовые, 2 инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу, 3 осколочно-фугасные для поражения пехоты противника). Дымовая граната выстреливается на 30-50 метров, образуя дымовую завесу в секторе до 120 градусов.
Противопехотная граната при подрыве образует около 1000 осколков массой до 0,2 грамм, летящих со скоростью 1600 м/с . Противопехотные гранаты выстреливаются на расстояние в 15 метров и поражают пехоту противника, находящуюся сбоку или сзади танка на удалении до 30 метров. Гранаты тепловые ловушки ставят помехи противотанковым ракетам, оснащенным тепловыми головками самонаведения.
Система управления огнем (СУО) «Леклерка» имеет следующий вид
:
— прицелы наводчика и командира, оснащенные лазерными дальномерами;
— тепловизионная камера;
— 8 перископических приборов наблюдения для командира;
— бортовой автоматический метеорологический пост, способный определять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру воздуха;
— система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола орудия;
— стабилизатор вооружения в двух плоскостях.
Все элементы, входящие в СОУ, замыкаются на ЭВМ, которая осуществляет расчет данных для стрельбы, способна вводить необходимые поправки, а также осуществлять контроль работы систем и агрегатов танка. Время, которое требуется для приведения СУО в боевое положение, составляет 1 минуту с момента включения ЭВМ.
Командирский двухканальный прицел имеет стабилизированное поле зрения . Канал для стрельбы имеет 2-е кратности увеличения, что позволяет командиру танка обнаруживать цели на удалении в 4600 метров. Дальность обнаружения цели для канала ночного видения пассивного типа составляет 500 метров. Прицел позволяет командиру танка самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета или давать целеуказания наводчику орудия.
Головная часть прицела наводчика жестко крепится в бронемсаке орудия, а окулярная часть установлена в башне. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения. ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел.
Стабилизатор вооружения танка «Леклерк» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч , а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.
Помимо электронной системы СУО на танке установлена вторая бортовая ЭВМ, которая управляет другими системами боевой машины , а при необходимости может выполнять функции ЭВМ СУО. Бортовая ЭВМ включает блоки управления автоматом заряжания, коробкой передач, двигателем, противопожарной системой, системами защиты от воздействия оружия массового поражения и т.д. На танке присутствует навигационная система, УКВ радиостанция, которая способна передавать речевые донесения и информацию в графической и цифровой формах.
Все перечисленные компоненты входят в состав танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещена с единой полковой системой управления боем . Она способна в автоматическом режиме передавать на КП полка или командиру подразделения все формализованные данные о направлении движения танка, расходе топлива и боеприпасов, его местоположении. Данная система принимает распоряжения и приказы и доводит их до командира боевой машины. Аналогичная система в настоящее время монтируется на американские танки «Абрамс».
Главной особенностью танка «Леклерк», которая позволяет некоторым специалистам относить его к ОБТ 4-го поколения – является принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации . Все электронные системы танка образуют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Информация с нее выводится на многофункциональные мониторы. Электроника контролирует работу трансмиссии, двигателя, вооружения и других узлов, фиксируя все неполадки и выдавая информацию о них экипажу. Две радиостанции, система спутникового позиционирования и ЭВМ оптимально включают танк в боевую обстановку, предоставляя командованию широчайшие возможности для координации и связи.
Продажи данного танка за рубеж оказались достаточно скромными, но в первую очередь влияние здесь оказала цена. Единственным экспортером танка стали ОАЭ. Неудивительно, ведь цена одной машины колеблется на уровне 8 млн. долларов , что является рекордом в танкостроении. По некоторым сведениям 60% данной стоимости формируется за счет ТИУС.
Для сравнения : аналогичные ОБТ, к примеру, «Тип-90» обходятся японскому правительству в 6,6 млн. долларов, израильский «Меркава-4» и американский М1А2 SEP оцениваются в 6 млн., немецкий « » в 4-5 млн. долларов, ну а цена российского Т-90С составляет всего 1,3-1,8 млн. долларов.
/По материалам www.army-technology.com , topwar.ru и ru.wikipedia.org /
Леклерк AMX-56. Фузилёр пятой республики
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3279.jpg)
Танки Мира 10, LECLERC. Модель, снятая с подставки.
Модель качественная, сделана добротно.
Вес модели - 75,60 г. Состав - цинк на более чем 75%. Металлическая танк, пластиковая башня, как обычно. Хорошие гусеницы.
AMX-56 Леклерк
(фр. AMX-56 Leclerc
) - французский современный основной боевой танк. Создан концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство начато в 1992 году. По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство Леклерка не ведётся. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских эмиратов.
![](https://i1.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3280.jpg)
Танки мира, Арсенал-коллекция. Вышло 10 номеров, в первом номере было 2 танка, в 11 тоже ждём два танка.
До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ. Стоимость танка составляет около $8 млн. за единицу.
Танк Лекле́рк (фр. Leclerc ) получил своё имя в память о генерале танковых войск времён Второй мировой войны Филиппе Мари де Отклоке, посмертно удостоенного звания маршала Франции и прозванного Леклерком в честь французского военачальника конца XVIII века.
Основным оружием Леклерка является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26, имеющая длину ствола 52 калибров (6240 мм), снабжённая автоматом заряжания и стабилизированная в двух плоскостях. В конструкцию башни также заложен запас для возможности установки перспективных танковых орудий калибра 140 мм.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3281.jpg)
Танки Мира 10, LECLERC - модель танка, на подставке.
Леклерк имеет классическую компоновку, с расположением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части.
В отличие от подавляющего большинства западных основных боевых танков, на Леклерке применён автомат заряжания , что позволило сократить его экипаж до трёх человек - механика-водителя, наводчика и командира.
АНОНС Танки Мира №11 2 модели
The AMX Leclerc
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3282.jpg)
The gunner"s position, looking down from the turret roof. Позиция наводчика, вид вниз с крыши башни.
The AMX Leclerc , is a main battle tank (MBT) built by GIAT, now Nexter of France. It was named in honour of General Philippe Leclerc de Hauteclocque who led the French element of the drive towards Paris while in command of the Free French 2nd Armoured Division (2ème DB ) in World War II.
The Leclerc is equipped with a GIAT (Nexter) CN120-26 120mm smoothbore cannon. This cannon is capable of firing the same NATO standard 120mm rounds as the German Leopard 2 and US M1 Abrams, but in practice only French-produced ammunition is issued.
Леклерк AMX-56. AMX-56 Leclerc
Танки Мира 10, LECLERC. Журнал и модель в упаковке.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3284.jpg)
АНОНС Танки Мира №11 SHERMAN M4 против PANTHER (SD.KFZ.171) 2 модели - 30.04.2013. Как и обещали, каждый 10-ый номер - сдвоенный, две модели танков, по той же цене, что и обычные номера.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3285.jpg)
Танки Мира 10, LECLERC - модель в упаковке. Указан состав, вес модели.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3286.jpg)
Леклерк, модель на подставке.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3287.jpg)
Леклерк AMX-56. Карточка танка.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3288.jpg)
Леклерк AMX-56. Характеристики танка на обратной стороне карточки.
![](https://i1.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3289.jpg)
Леклерк AMX-56. Модель. Башня крутится. Танк металлический (цинк), башня - пластик).
![](https://i1.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3290.jpg)
Леклерк - танк большой, такой в коллекции третий, до него большими были только Абрамс и Меркава. Теперь в тройку вошёл и Леклерк.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3291.jpg)
На переднем плане - Леклерк (Танки мира) напротив модели из серии Русские танки, 65 номер .
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3292.jpg)
AMX-56 Леклерк (AMX-56 Leclerc ) - французский современный основной боевой танк.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3293.jpg)
Гусеницы модели танка.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3294.jpg)
Вид спереди. Основным оружием Леклерка является 120-мм гладкоствольная пушка модели CN-120-26.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3295.jpg)
Вид сзади. Полоски на баках более-менее ровные.
![](https://i1.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3296.jpg)
Леклерк AMX-56. Танк рядом с оловянным солдатиком серии Солдаты ВОВ (8 номер - НКВД).
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3297.jpg)
Леклерк AMX-56. Фузилёр пятой республики. Журнал, далее все развороты номера.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3298.jpg)
Разработка танка Леклерк.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3299.jpg)
Конструкция Леклерка.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3300.jpg)
Модификации и варианты Леклерка.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3301.jpg)
Леклерк AMX-56. AMX-56 Leclerc. Основной боевой танк. Центральный разворот журнала.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3302.jpg)
Леклерк AMX-56. AMX-56 Leclerc.
![](https://i2.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3303.jpg)
AMX-56 Leclerc. Основной боевой танк.
![](https://i0.wp.com/toybytoy.com/file/0009/600/3304.jpg)
Эксплуатация Леклерка.
Французский современный основной боевой танк. Спроектирован концерном GIAT (ныне Nexter) в 1980-е годы для замены устаревшего танка AMX-30. Серийное производство стартовало в 1992 году. По состоянию на 2010 год, дальнейшее производство «Леклерка» прекращено. На момент 2011 года 354 танков этого типа состоят на вооружении Франции, ещё 388 находятся на вооружении армии Объединённых Арабских эмиратов. До появления южнокорейского K2 Чёрная Пантера и японского Тип 10 считался самым дорогостоящим ОБТ.
Основной французкий танк Леклерк
Французское танкостроение послевоенных лет нельзя отнести к числу мировых лидеров. Хотя бронетехника производилась французскими фирмами во внушительных масштабах и находилась на вооружении многих стран мира, в том числе европейских (особенно популярны были их колесные бронемашины), но танкиФранции оставались в тени более приметных Леопардов и Чифтенов. Положение изменилось к концу восьмидесятых годов, когда французы оказались в центре всеобщего внимания. Объектом, заставившим не только говорить о себе, но и изменившим взгляды на облик современного основного боевого танка, стал Леклерк.
Начиная с 1978 г., конструкторы Франции и ФРГ совместно прорабатывали программы Наполеон-1 и Kpz-3 (Kampfpanzer - боевой танк). Помимо чисто технического сотрудничества, в это время страны предприняли ряд шагов и в расширении военных контактов, следствием чего стало создание франко-германской бронетанковой бригады. Технические проблемы преодолеть оказалось гораздо труднее из-за множества разногласий - в их числе было и определение предельной массы танка - не более 54 т с французской стороны, против чего возражали немцы, имевшие свой взгляд на защищенность машины и пути её обеспечения. В итоге Франция, и без того задержавшаяся с принятием танка третьего поколения (производство прежней основной машины АМХ-30 затянулось до 1977 г.), с 1982 г. самостоятельно продолжила разработку нового танка ЕРС (Engin Principal de Combat), который должен был существенно превзойти современные ему Леопард-2, Абрамс и Челленджер.Форсируя работы, инженеры государственного оружейного концерна GIAT сделали ставку на наиболее передовые решения, многие из которых воплощались в конструкции впервые, включая и широкое внедрение достижений электроники. Окончательное решение было принято в начале 1986 г., а сам перспективный танк получил название Леклерк в честь командира 2-й танковой дивизии Франции, в июле 1944 г. освобождавшей Париж.
Сложные узлы и агрегаты были испытаны на стендах и экспериментальных машинах. В их числе были варианты подвески (торсионная и два типа гидропневматической), блок силовой установки, гусеницы с траками из стали и легких сплавов, система управления огнем, в составе которой проверялись и тепловизоры фирм TRT и SAT. К концу 1986 г. было собрано шесть первых опытных образцов, один из которых управление вооружений Сухопутных войск Франции предъявило 10 января 1987 г. высшему руководству. Машина, представленная как функциональный образец, была еще далека от заданного уровня и несла часть оборудования в виде экспериментальных моделей.Первые прототипы сохраняли известное сходство с немецким собратом, - танком Леопард-2 (особенно башней), - однако под броней скрывались принципиально новые решения, в большинстве лишь предполагавшиеся к внедрению на западных бронемашинах. Следуя французской военной доктрине, армия хотела иметь быстроходный танк - компактную машину с высокой удельной мощностью, что оказало решающее влияние на конструкцию в целом. Рассматривалось несколько вариантов компоновки, в том числе - безбашенный танк с экипажем в корпусе и выносной установкой вооружения сверху на лафете.
Победил все же здоровый консерватизм, и приоритет получила традиционная классическая компоновка, сочетавшая лучшую технологичность, удобство в эксплуатации и возможность обеспечить лучшую защищенность.Обжатие силуэта танка вокруг боевого отделения и компактного мотоотсека позволило снизить забронированный объем до 17,5 м.куб против 21 у Абрамса и 19,4 у Леопарда-2А4, а уязвимую площадь лобовой проекции до 1,6 м.кв против 2,7 и 2,1 м.кв у американской и немецкой машин. По корпусу Леклерк оказался на 1 м короче Леопарда и на 2 м- английского Челленджера, а высота по крыше башни французского танка составила лишь 2,3 м.В ходе испытаний и подготовки к серийному производству изменения претерпела как конструкция танка, так и комплекс его оборудования. Защиту башни усилили навеской разнесенного бронирования, придавшей ей характерные плавные обводы, дымовые мортиры заменили многоцелевой гранатометной установкой, от торсионной подвески на первой паре прототипов отказались в пользу индивидуальной гидропневматической, обеспечивающей плавность хода, необходимую для нежной электроники. Переход на новую подвеску высвободил внутренние объемы, позволив разместить в передней боеукладке 18 выстрелов вместо прежних 12.Из соображений экономии два лазерных дальномера, сопряженных с прицелами командира и наводчика, заменили единым с выводом на оба канала.
Электронно-оптический командирский прицел HL15 сменил HL70, был также усовершенствован тепловизор Атос, который стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду, в то время как ночные прицелы предыдущего поколения обеспечивали наведение лишь на дистанциях 1500-2000 м. При доводке Леклерка прототипы прошли 39 000 км и выполнили 1800 стрельб.Внутри Леклерка Сложившийся облик танка характеризовался плотной компоновкой, высокой удельной мощностью и насыщенностью электроникой, управляющей основными системами машины. Передовые технологии вводились не ради них самих или как дань моде, а в продуманном комплексе, имевшем целью повышение эффективности танка в бою.
Плотности компоновки способствовала установка автомата заряжания пушки, впервые использованного на западных основных танках. Автомат заряжания с транспортером ленточного типа был приспособлен для установки не в корпусе, а в башне; 22 унитарных выстрела размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося в корме башни поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта пушка автоматически становится на угол заряжания -1,8°, а конвейер подает к окну ячейку с соответствующим снарядом и сгораемой гильзой. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту, что дает эффективную скорострельность 10-12 выстр./мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки - вращающегося барабана на 18 выстрелов, стоящего в корпусе справа от механика-водителя.
Отсек пушки и автомата заряжания Леклерка отделен от рабочих мест командира и наводчика герметическими стенками, что повышает безопасность и живучесть (по мнению создателей, изолированное размещение боекомплекта гарантирует спасение экипажа даже при внутреннем взрыве боеприпасов). Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка гуляет по башне. Управление башенными приводами ведется при помощи электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных, по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются и пожарной безопасностью, 19-тонная башня Леклерка весьма подвижна: 30-киловаттный электропривод обеспечивает ее полный разворот за 5 с, причем для обеспечения разгона с места подключаются специальные аккумуляторы-разрядники.Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты танка, но и использовать полученный выигрыш для повышения его защищенности: француз, оказавшийся почти на 10т легче М1А2 (54,6 т, по сравнению с 63 т), несет на 5-6 т больше брони, чем его современники. Основным новшеством в защите стала модульная конструкция брони, навешиваемой на несущий коробчатый каркас.
Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой.Лобовая броня танка образована наружным листом из снарядостойкой стали, затем листом стали высокой твердости, наполнителем из слоев керамики и стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Борта танка, помимо противокумулятивных экранов, несут в передней части стальные короба шириной 200 мм, набранные из пустотелых секций на шарнирах. Этой разнесенной бронировкой укрыты передние пары катков, ленивцы и рабочее место механика-водителя. Подобную же защиту имеет башня, причем из-за непривычной формы многогранные экраны на ней одно время принимались за ту самую модульную бронировку.В целом создатели танка оценивают его защищенность от огня спереди как вдвое лучшую, чем у других западных машин. Воздерживаясь от конкретных данных, французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829У2 - 650...700-мм; от ПТУРТоу-2А- 1100... 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств - 500..600-мм.Характерным выглядит отказ французов от установки динамической защиты, сочтенной ими небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.
Стремление опередить конкурентов в полной мере можно отнести и к вооружению Леклерка. Мощная 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 имеет длину ствола 6,20 м (52 калибра), что на 1 м превышает длину американской М256 и германской Rh 44 со стволами в 44 калибра. Боеприпасы Леклерка, Абрамса и Леопарда-2 взаимозаменяемы, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно превосходя соперников. Для стрельбы в движении пушка стабилизирована в двух плоскостях. Эжектора она не имеет, а продувка ствола для охлаждения и удаления пороховых газов после выстрела производится сжатым воздухом от собственного компрессора. Полную замену орудия, ресурс которого равен 400 выстрелам, можно произвести менее, чем за час, без снятия башни. В целом пушка Леклерка, обладающая превосходной баллистикой при меньшем весе, оценивается как самая мощная из сегодняшних танковых артсистем Запада, однако устройство башни позволяет в перспективе перейти на более мощный калибр 140 мм.
С пушкой спарен 12,7-мм пулемет с боекомплектом 800 патронов, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет, калибра 7,62 мм, монтируется на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может использоваться для самообороны как ручной.В корме башни смонтирована гранатометная установка Галикс 13, включающая два блока по бортам на девять 80-мм мортир. Комплект гранат составляет четыре дымовых заряда, создающих в 30-50 м завесу в видимом и ИК-диапазоне, двух тепловых ловушек, выстреливаемых вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и трех противопехотных гранат весом по 5 кг, каждая из которых при разрыве дает по сотне осколков в радиусе 15-30 м вокруг танка.Высокая проходимость, подвижность и маневренность танка определяются его энерговооруженностью. Удовлетворительными для современного танка считаются показатели не менее 25-27 л.с./т, что для 54-тонной машины требовало выхода на 1500-сильный уровень.
Фирмой Юни Дизель был специально разработан высокофорсированный многотопливный турбодизель жидкостного охлаждения V-8X 1500 с системой наддува Гипербар - своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Благодаря наддуву воздуха от турбокомпрессора с высокой степенью сжатия, равной 7,85, восьмицилиндровый мотор при собственной массе 1650 кг и рабочем объеме всего 16,48 л обладает мощностью 91 л.с./л, в то время как с литра рабочего объема лучших советских танковых моторов 6ТД-2 снималось 72 л.с., а германских двенадцатицилиндровых дизелей -40-50 л.с. Развивая вдвое большую мощность, чем французские двигатели предыдущего поколения на АМХ-30, двигатель V-8X 1500 сохранил те же габариты, причем много меньшие, чем соответствующие размеры мотора Леопарда.Турбокомпрессор ТМ-307В может использоваться независимо от основного двигателя как автономный 12-сильный источник энергии или стартер для запуска дизеля. Комбинированная силовая установка позволила Леклерку опередить большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5 л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за 6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч). Правда, средний удельный расход топлива (особенно большой на холостом ходу) оказался достаточно высоким - 231 г/кВт.ч, что обусловило потребность в повышенном запасе горючего, доведенного до 1300 л, и еще 400 л в двух дополнительных бочках.
Агрегаты моторно-трансмиссионного отделения, включающие автоматическую гидромеханическую трансмиссию ESM500 с пятью передачами вперед и двумя назад, механизмы поворота, тормоза и систему охлаждения, смонтированы в едином силовом блоке с двигателем. Его удачная компоновка и рациональное крепление позволяют заменить блок всего за 30 мин техниками средней квалификации.Подвеска каждого опорного катка индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески с ходом 300 мм вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с резино-металлическим шарниром имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые башмаки на траки для движения по дорогам. Сочетая подвижность, огневую мощь и защищенность - триединую задачу современного танкостроения - Леклерк обладает отличительной чертой, которая может быть охарактеризована как информационное качество. Большинство систем танка управляется при помощи гибко программируемых электронных процессоров и аппаратуры, контролирующих движение, прицеливание, заряжание, ведение огня и связь.
В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса Навстар; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет ее пеленгацию.ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов.Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины.
Ее основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнем (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневного телевизионного канала с 10-кратным увеличением и ночного канала тепловизора Атос (его отвод выдает изображение и на командирский прицел); дульного визира.
Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки - не более трех). Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.
С СУО сопряжены восемь перископических приборов командира, обеспечивающих круговой обзор, и три - наводчика, не только служащих для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.Для учета изгиба ствола при нагреве служит контролирующая система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом над дульным срезом и принимается датчиком на башне, оценивающим уход ствола, который компенсирует СУО.Начинка Леклерка может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности - считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд. Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров (как внутри телевизора) был растиражированный в технических журналах курьез - фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами!Эргономику обитаемых отделений можно определить как технический гуманизм. Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно большие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). В экипаж Леклерка допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.
В начале 1989 г. была заказана первая партия из 16 танков Леклерк, предназначенных для войсковых испытаний. 14 января 1992 г. концерн GIAT передал армии первую серийную машину, немного (на месяц) запоздав со сроком. Изготовление новых танков затягивалось, до конца года к первенцу прибавились только две боевые машины, и только в следующем году на обкатку в составе танкового батальона вывели всю пробную партию.В ходе испытаний выявились дефекты многих систем - неизбежное продолжение достоинств сложной машины. Отказами сопровождалась электронная регулировка, из-за чего не раз при малых оборотах двигатель сам по себе останавливался, а повторно запустить его экипажу не удавалось без корректировки ЭВМ, доступной только специалисту. Остановы на холостом ходу продолжали преследовать Леклерк и в строевой эксплуатации, заставляя держать обороты повышенными хотя это и сопровождалось изрядным перерасходом топлива.Бортовая электроника оставалась постоянным источником проблем. Высокая эффективность, достигнутая ее усложнением, на начальном этапе имела оборотной стороной множество отказов. К тому же точному и чувствительному комплексу в полевых условиях приходится работать в обстановке, далекой от лабораторной. Если сами танки привычны к грязи и пыли, то этого нельзя сказать о прецизионной технике, достоинства которой оказываются напрямую зависящими от условий эксплуатации.В то же время электронная начинка Леклерка оказалась чрезвычайно дорогой, составляя около 60% стоимости танка поднявшейся до рекордного уровня. Контрактная цена танка составляет от 9 до 10 млн долларов, в то время как другие машины третьего поколения стоят гораздо меньше: Леопард-2 - 2,0-3,0 млн долларов, Абрамс М1А2 - 3,2-6,9 млн, Т-80У - 0,5-3,0 млн (колебания в стоимости определяются условиями поставки - комплектацией, изготовлением машин специально для заказчика или расконсервацией из резерва, экономических отношений между странами).Путь Леклерка в армию оказался не менее своеобразным, чем его конструкция. Поначалу для бронекавалерийских сил Франции предполагалось заказать 1400 танков, уже в 1995 г. укомплектовав шестьюдесятью новыми машинами один полк, а в 1996 г. - бронетанковую дивизию. Однако намерения пришлось изменить: сказались возросшая цена танка и финансовые ограничения, заставившие сначала урезать заказ до 612, а затем и до 406 машин.
Первыми танки получили 501-й и 503-й танковые полки 10-й дивизии в Мурмеллоне, где к дорогой машине было проявлено должное уважение: большие средства вложили в тыловое обеспечение и учебные средства, только на строительные работы выделили 120 млн долларов, в том числе - на возведение специальных ангаров с кондиционерами, создающими благоприятный климат для работы бортовой электроники.Стараясь сохранить полномасштабные производственные возможности выпускать 110-120 танков в год, французы занялись поиском экспортных заказов. Предыдущие поставки странам Персидского залива почти 400 танков АМХ-30 и намерение Объединенных Арабских Эмиратов обновить свой танковый парк вселяли надежды на экспорт новых машин в этот регион.Эффектно выглядевший Леклерк, занимавший видное место на оружейных выставках, быстро привлек внимание нефтяных шейхов, достаточно свободных в расходах и не привыкших себе отказывать. Препятствием не стали ни известные проблемы с доводкой танка, ни изрядная цена, скорее, даже привлекательная и свидетельствовавшая о престижности товара. Очевидно, не обошлось и без обязательной для оружейного бизнеса закулисной борьбы, но все же французам надо отдать должное - с чисто галльской находчивостью они не только одержали весомый коммерческий и политический успех, прибавив к 48-миллиардному заказу для метрополии еще 28 млрд арабских франков и получили возможность наладить параллельную лидерную эксплуатацию в достаточно сложных условиях еще до массового поступления танков в свои войска. 14 февраля 1993 г. в первый же день выставки вооружения IDEX-93 в Абу-Даби, столице ОАЭ, компания GIAT объявила о подписании контракта на продажу Эмиратам 390 боевых танков и 46 ремонтно-эвакуационных машин на их базе.5 ноября 1994 г. два первых танка были доставлены самолетом в ОАЭ.
Машины в исполнении Леклерк Тропик отличались от французских не только установкой обязательного кондиционера и снятием ненужного в песках оборудования подводного хода. Серьезные изменения претерпела конструкция, а наиболее существенной стала замена силовой установки. Не очень надеясь на горячий для пустынного климата двигатель с Гипербаром, заказчики сочли более подходящим немецкий 1500-сильный дизель MTU 883 с трансмиссией Ренк HSWL 295.Танки осмотрели наследник престола ОАЭ шейх Халифа Бин Зайед и главнокомандующий войсками, а затем машины подверглись придирчивым испытаниям. Контрактные обязательства привели к тому, что на сборочных линиях GIAT экспортные Леклерки составляли большую долю выпуска, опережая даже поставки для французской армии. Укомплектовав танковый батальон, армия ОАЭ в апреле 1996 г. предприняла масштабные учения с участием Леклерков, входе которых танки вели дневные и ночные стрельбы, выпустив более 1800 снарядов, большей частью - в движении и по подвижным целям. 2 декабря 1996 г. 80 арабских Леклерков продефилировали по улицам Абу-Даби во время парада. На празднествах присутствовали гости из 43 стран, в числе которых были члены королевских семей и правительств соседних государств, которые не могли остаться равнодушными при виде новеньких танков. Леклерками заинтересовались в Кувейте и в Саудовской Аравии, армия которой уже весной 1995 г. затребовала на пробу два образца.В самой Франции публичный показ Леклерков состоялся лишь 14 июля 1997 г., в день национального праздника - Дня взятия Бастилии. Их появление на Елисейских полях стало гвоздем парада, хотя он и оттенил известные детские болезни этих машин. Дело в том, что на парад предыдущего года Леклерки вывести так и не решились из-за частых сбоев в излишне сложной компьютерной бортовой системе. Однако после показа в Абу-Даби на карту оказалась поставлена гордость Франции.
Как писала газета Либерасьон, невозможно, чтобы в Париже было представлено меньше танков, оговариваясь при этом, что организаторы парада испытывают опасения, что во время своего первого появления на публике на самом красивом проспекте мира новый танк заглохнет. Подобное событие может стать полной катастрофой для фирмы GIAT-Industries и отрицательно повлиять на общественное мнение, которое необходимо убедить в поддержке программы по массовому производству нового танка общей стоимостью 48 миллиардов франков, то есть свыше 100 млн франков за каждый Леклерк.И хотя опасения не оправдались - ни один Леклерк во время парада не заглох, - лишь 27 машин сводного батальона, сформированного из танков 501-го и 503-го полков, прошли по центральным улицам тремя стройными колоннами, удовлетворив любопытство парижан. За кулисами праздника осталось то, что, во избежание неприятных сюрпризов, на танках было отключено большинство элементов электронной системы, полностью обесточена башня и работал лишь необходимый для движения минимум оборудования. Еще 12 танков парижане увидели только на платформах трейлеров, ехавших следом.Первые шаги Леклерка оказались нелегкими - таков удел всякого новшества. Тем не менее по своему потенциалу французский основной боевой танк является одной из наиболее перспективных машин мира как по боевым возможностям, так и по набору обеспечивающих их технических решений.
Результатом французского подхода стало то, что достигнутые Леклерком защищенность, подвижность и огневая мощь позволяют специалистам причислить его к уровню 3+ - предвестнику нового поколения боевых машин.Итак, явление Леклерка состоялось. По понятным причинам на сегодняшний день вся информация о новинке носит рекламный характер - машина еще не показала своих достоинств и не прошла проверки в эксплуатации. Предоставим слово специалистам отечественной танковой школы - конструкторам и военным.А.Ветров, ведущий конструктор ХКБМ Часть решений, реализованных в Леклерке, выглядит спорной. Автомат заряжания для упрощения подачи втиснули в башню, что потребовало раздувать ее объемы, а громоздкие контуры, в свою очередь, повлекли за собой дополнительную бронировку и возросшую массу. Леклерк на 10т легче Абрамса, но и на 10т тяжелее наших танков, не говоря уж о габаритах. Деление башни на герметичные обитаемые отсеки и пушечное отделение, для повышения живучести и безопасности, затрудняет доступ к пушке для устранения возможных отказов и задержек при стрельбе и, к тому же, лишает экипаж необходимого в бою чувства локтя, которое не способны заменить никакие дисплеи и инфосистемы - обычная поддержка и сработанность в бою все же надежнее. Полковник Кузнецов Французские конструкторы первыми уже на стадии проектирования сделали ставку на использование электроники.
Безусловно, пронизывающая все узлы танка ТИУС делает функционирование узлов системным и сокращает километры сплетений электропроводки, ускоряет работу в бою, делая ее на порядок более эффективной. Такие системы уже зарекомендовали себя в авиации, но... что позволено Юпитеру, не позволено быку. По сравнению с условиями работы авиаоборудования, эксплуатацию наземной техники нельзя назвать иначе как варварской, ведь в воздухе на агрегаты не воздействуют постоянные удары и критические нагрузки, вибрация, вездесущая пыль, жара и холод. Отсюда и отличные от авиационных критерии принятия танковых узлов, основным из которых служит эффективность-надежность. С последним у Леклерка дела, похоже, обстоят не лучшим образом: во избежание отказов многие составляющие ТИУС в эксплуатации просто отключены, так что трудно оценить хорошо не работающие комплексы. По последним сообщениям, французы приостановили оснащение Леклерков еще более современными системами, доводя до ума уже имеющееся оборудование. Что касается компоновки, то размещение боезапаса в кормовой нише башни ведет к ее неуравновешенности при расходовании снарядов, компенсировать которую приходится за счет очень мощного электромотора и стабилизатора пушки, питаемых от сети напряжением 270 В, небезопасного для жизни. В поворотном механизме использован емкостной накопитель, сдвигающий массивную башню и пушку с места при наводке, а заряжаться он может лишь при их неподвижном положении. Как можно соблюсти такие паузы в бою, когда потребуется длительная и непрерывная работа орудия? Несомненно, Леклерк представляет большой интерес как тот самый функциональный образец, отрабатывающий перспективные решения, но о боеспособности так еще и не принятой на вооружение машины можно говорить лишь с большой натяжкой.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Боевая масса, т | полная 54,6 корпуса 36,1 башни 18,5 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см | 0,98 |
Габаритные размеры, м | Длина корпуса, м 6,88 Длина с пушкой вперед, м 9,87 Ширина по экранам, м 3,71 Высота общая, м 2,92 по крыше башни 2,46 Клиренс 0,50 |
Максимальная скорость, км/ч | по шоссе 71 по грунтовой дороге 50 задним ходом 38 |
Запас хода по шоссе, км: | с доп. Баками 700 без доп. Баков 550 |
Максимальный угол, град. | Подъема 31 Крена 16 |
Препятствия, м | Ширина преодолеваемого рва, м 3 Высота стенки, м 1,25 Глубина брода, м без подготовки 1 с ОПВТ 4 |
Модель французского основного боевого танка ЛеКлерк 2-й серии от Тамии.
По модели. Это одна из недавних разработок японского производителя моделей, 2005-й год. Набор очень хорош - безупречное литье, качественнейшая проработка мелочей, прекрасная стыкуемость. Набор примечателен комплектом литых металлических опорных катков, сразу покрытых грунтовкой еще на заводе. Есть фигурка танкиста, для нее даже даны прозрачные очки. Отменная декаль
, подробная инструкция + буклет большого формата с краткой историей французского танкостроения и особенностями ЛеКлерка. Оттуда же следует, что сотрудники Тамии непосредственно были допущены ВС Франции к прототипу для получения данных.
Ложкой дегтя в этой бочке меда является прозрачка. Если для фар, системы управления командира и наводчика даны отличные литые пластиковые детали, то вот для всех перископов предстоит мучение с вырезанием по трафарету в инструкции нужных кусочком из прозрачной пластинки. При стоимости модели в 50 долларов (брал за рубежом) можно было бы и отлить эти детали по-человечески.
Должен отметить, что вопрос о приобретении наборных траков для этой модели не стоял - родные виниловые ОЧЕНЬ хорошего качества, даже неожидал. Идеально ложатся на катки-звездочки и склеиваются намертво обычным тамиевским сверхтекучим клеем.
Раз уж затронули вопрос афтермаркета
. Очень полезен набор травления от той же Тамии. Не знаю почему, но в статье от ЛеКлерке в ScaleWiki написано, что набор бесполезен. Чушь-все детали из него точно и гармонично подходят на модель . а вот расхваленный там же набор от Voyager своих денег не стоит-в нем пригодятся все те же решетки, что есть и у Тамии, а вот смысл во всякой мелочи, типа ручек на панелях, которые на самой модели отлиты лучше, чем выглядят травленые детали, мне не ясен.. Тем боле, срезать родные ручки, не повредив анти-слип не выйдет.. вот и неясен смысл подобного усовершенствования.. Единственная полезная вещь в наборе вояджера-ремни на забашенную корзину. Т.к. их расположение и наличие на корзине, при наличии в ней шнорхеля установить не удалось, ремне оставил лишь парочку.. Конечно, из-за них я не покупал набор вояджера, а изготовил ремни из набор травления с привязными ремнями для пилотов.
Нужно упомянуть ствол от вояджера, продающийся как отдельно, так и входящий в состав вышеупомянутого набор: очередной брак... Провис брезента настолько велик, что *вминается* в должную быть под ним часть орудия. Металлическая часть ствола в смоляную ровно не входит, то она там *гуляет*, то ее перекашивает.
Вывод-к модели ничего, кроме родного набор травления покупать не стоит.
Сборка прошла без сюрпризов, все легко и просто стыковалось и становилось на места.
Окраска-Акрил от Тамии согласно инструкции-там дана подробнейшая схема окраски, что тоже плюс. Под конец поставил самодельные антенны из проволоки (из нее же сделал кабели-шланги на корме) и наклеил зеркала от Echelon, чертовски удобная штука!
Гусеницы красил, где надо обрабатывал пигментами ... Цвет делал по фото прототипа, при довольно чистом виде машины, гусеницы имели ржавоватый вид.. Интересно, почему это так?.. Но факт остается фактом.
Машину не пачкал, в таком виде они раскатывают по улицам французских городов каждый год на 14-е июля...
Во время съемки к модели пристала пара пылинок, тут уж сорри...
Приятного просмотра!