Осенняя литературная викторина для начальной школы. Сценарий викторины «Осенний калейдоскоп
1. Осенью все птицы улетают на юг?
2. Действительно ли после дождя в воздухе меньше микробов?
3. Как уменьшение светового дня влияет на живую природу?
4. Какие лесные ягодные кустарники не сбрасывают листочки на зиму?
5. Продолжи: «Холодный сентябрь, но …».
6. Осенью чаще бывают моросящие дожди или грозовые?
7. Что имеют в виду, когда говорят: «Идет золотой дождь»?
8. В каком месяце день равноденствия?
9. Что остается на ветке от листа после того как он опал?
10. У какой птицы скорость перелета самая большая: у вороны, у аиста или у стрижа?
11. Какой корм нужно заготовить для снегирей?
12. Самый длинный осенний месяц.
13. Опасны ли для водителей и пешеходов лежащие на дороге опавшие листья?
14. Кто такие «листопаднички»?
15. Кто из поэтов больше любил осень?
Ответы: 1. Не все. 2. Да. 3. Листопад, перелет птиц, спячка. 4. Клюква и брусника. 5. Сытый. 6. Моросящие. 7. Листопад. 8. В сентябре. 9. Почка. 10. У стрижа. 11. Ягоды рябины.12. Октябрь. 13. Да. 14. Зайчата. 15. Пушкин А. С.
Развивающие задания по теме «Осень»
1. Что происходит осенью?
а) Выращивают рассаду.
б) Наряжают елку.
в) Желтеют листья.
г) День уменьшается.
д) Прилетают грачи.
е) Идут частые холодные дожди.
ж) Белят стволы деревьев.
з) Уборка картофеля.
и) Набухают почки.
к) Сеют озимые.
л) Созревает клубника.
2. Как мы узнаем о приходе осени? (выбрать правильные высказывания)
а) На календаре месяц сентябрь.
б) Дети идут в школу.
в) Много паутины.
г) День намного длиннее ночи.
д) Можно кататься на коньках.
е) Много пасмурных дней.
ж) Пустеют поля и огороды.
з) Люди прячут теплую одежду.
и) Появились снегири.
к) На рябине ярко-красные плоды.
Викторина с ответами на тему «Осенняя пора» для младших школьников
Малышева Юлия Владимировна, воспитатель группы продленного дня МБОУ Гимназия № 3, город Шарья, Костромская область.Описание: Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Материал можно использовать на уроках окружающего мира.
Цель: обобщить знания учащихся о времени года – осень.
Задачи:
закрепить знания учащихся о характерных приметах осени;
расширить кругозор учащихся, развивать логику, воображение;
прививать любовь к природе.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди,
И нет просвета,
Затерялось где-то лето..
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый кленовый.
В. Авдиенко
Вопросы викторины:
Часть 11.Самое красочное время года.
весна
осень
лето
2. Названия славянских осенних месяцев.
«травень», «студень», «серпень»
«хмурень», «грязник» , «грудень»
«сечень», «лютень», «цветень»
3. Как называются зайчата, которые рождаются осенью?
настовички
Травнички
листопаднички
4. Какие птицы прилетают к нам на зиму?
чайки, ласточки, стрижи
клёст, свиристели, чечётки
голуби, синицы, воробей
5. Каким месяцем заканчивается лето и начинается осень?
октябрь
июль
сентябрь
6. Какое животное может на зиму превратиться в ледышку?
хамелеон
лягушка
сойка
7. Как называется осеннее явление, когда опадают листья?
снегопад
листопад
дождь
8. Густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли.
иней
роса
туман
9. Какой самый продолжительный осенний месяц?
ноябрь
октябрь
ноябрь
10. Листья какого дерева опадают осенью зелеными?
ольха
береза
дуб
11. Куда осенью исчезают бабочки?
прячутся в щели, под кору деревьев
улетают в теплые края
зарываются в землю
12. Как называются большие группы, образуемые птицами перед отлетом в теплые края?
компания
стая
группа
13. Какое основное изменение происходит в неживой природе осенью?
птицы улетают на юг
наступает похолодание
начинается листопад
14. День осеннего равноденствия.
23 сентября
21 октября
23 ноября
Часть 2
1. Осенняя пора, когда погода стоит как летом? (бабье лето)
2. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь - … (капустой).
3. Листья каких деревьев осенью становятся красными? (Листья рябины, осины, клена).
4. Какой праздник отмечают в первый осенний день? (день Знаний).
5. Что убирают на полях осенью? (урожай).
6. Какого цвета одежда на деревьях осенью? (желтого).
7. Этот месяц является родным внуком сентября, сыном октября и батюшкой зимы. (ноябрь)
8. Образование на поверхности водоёма или водотока неподвижного льда. (ледостав)
Осень - это время...Когда мир становится ярким, как никогда!
Внеклассное мероприятие по литературе, 5-6 класс
Литературная викторина «Осень – милая пора!» для учащихся 5-6 классов.
Автор: Шарун Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №11, г. Краснодар.
Описание материала:
литературная викторина, предназначенная для учащихся 5-6 классов, состоит из 7 заданий. За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 осенний лист, побеждает команда, набравшая наибольшее количество листьев.
Предварительная подготовка: учитель предлагает учащимся подобрать материал на осеннюю тематику (стихи, пословицы, поговорки, загадки, произведения художников, композиторов и т. д.).
Цель:
систематизировать и расширить представления учащихся об осени.
Задачи:
проверка общего уровня эрудиции;
развитие познавательного интереса, обобщение и расширение знаний об осени учащихся об осени;
развитие творческих способностей, кругозора и эстетического вкуса;
воспитание любви к Родине;
создание благоприятного психологического климата, сплочённости в коллективе, умения работать в команде.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Озябший лист касается земли …
И не слышны теперь июля грозы,
Скучают пожелтевшие берёзы,
О тёплых днях, которые ушли.
Танцуют листья свой прощальный блюз,
Красавцы клёны заиграли цветом.
И веточки с рябиновым браслетом,
С прохладой возрождают свой союз.
Природа в буйстве цвета разошлась,
Играя в рыжих красках, разгулялась.
Последними лучами наслаждаясь,
В осеннем вальсе медленно кружась …
Сегодняшняя викторина посвящена осени. Каждое время года неповторимо, природа прекрасна в любое из них, но особенно она хороша осенью. Осень – моё любимое время года. Это яркая и потрясающая красотой пора. Осень разная и многоликая. То она задумчивая и печальная, то торжественная и величавая, а то унылая и дождливая. А сколько о ней написано стихов, создано пословиц, загадок, примет, поговорок, скольких композиторов, художников вдохновила осень на творчество.
Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.
На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек обозначены цифры 1и 2. Каждый участник подходит, вытягивает карточку, где указан номер команды.
Вопросы викторины «Осенний калейдоскоп»
1. Цветок, который является талисманом сентября? (Астра).
2. Назовите осенние месяцы. Почему они так называются? (Сентябрь, октябрь, ноябрь. Название месяцам дал римский календарь. Сентябрь – седьмой, октябрь – восьмой, ноябрь – девятый. Это порядковые номера месяца. В римском календаре год начинался с марта).
3. Назовите праздники, отмечающиеся осенью. (День знаний, День учителя, День пожилого человека, День народного единства).
4. Каких живописцев осень вдохновила на творчество? (Левитан, Шишкин, Саврасов, Нестеров).
5. Что находится между зимой и осенью? (Союз «и»).
6. Назовите самый продолжительный осенний месяц. (Октябрь).
7. Как называется осенняя пора, когда погода стоит как летом и летает много паутины? (Бабье лето).
8. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября).
9. Назовите знак зодиака человека, родившегося в период с 24.09 по 23.10. (Весы).
10. В каком осеннем месяце зарождается зима? (В ноябре. В народе говорят: в ноябре осень уступает зиме дорогу).
11. Отгадайте загадку. Ежегодно приходят к нам в гости: один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года).
12. Осенью отмечают свой день именинника многие люди. А знаете ли вы их имена? (Андрей, Тимофей, Иван, Анастасия, Фёдор, Вера, Надежда, Любовь и др.)
13. Совпадает ли количество букв и звуков в слове «сентябрьский»? (Нет).
14. Назови рифму к слову «урожай». (Собирай, май, увядай, подавай, сажай и т.д.).
15. Продолжи пословицу «Холоден батюшка сентябрь, да…(кормить горазд).
16. Есть ли птицы, которые собирают запасы на зиму? (Да. Совы, сойки).
17. Почему балы и свадьбы проводили традиционно осенью? (Окончание сельскохозяйственных работ).
18. Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Что такое «сень»? (Сень (уст.) – то, что покрывает, укрывает кого-либо или что-нибудь).
19. Как по-другому называли позднюю осень? (Предзимье).
20. Какое изобразительное средство (троп) использует автор строк «И небо хмурится, и мчится ветер к нам»? (Олицетворение).
Ведущий:
К осени относятся по-разному: кто-то к ней равнодушен, кому-то она не нравится, другие восхищаются ею и воспевают. У каждого поэта своя палитра красок, только краски его, в отличие от обычных, нерукотворны. Мы переходим к следующему конкурсу «Очей очарованье!» Прослушайте отрывки из стихотворений, посвящённых осени, определите автора строк.
1. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Белые кусты. (А. Н. Плещеев).
2. Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит... (Н. А. Некрасов)
3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора … (Ф. И. Тютчев).
4. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость. (С. А. Есенин).
5. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный … (И. А. Бунин).
6. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. (А. С. Пушкин).
Ведущий:
Следующее задание творческое. Командам предлагается написать синквейн на тему «Осень». На карточках вы найдёте правила его написания.
(Осень.
Загадочная, многоликая.
Наступает, радует, грустит.
Провожает лето за порог.
Предзимье.)
Ведущий:
Следующий конкурс называется «Буквы перепутались». На каждой карточке необычным способом написаны пословицы и поговорки об осени, слова на своих местах, а буквы в них перепутались. Верните буквы на место и правильно прочитайте пословицы и поговорки.
1. Ньосе вастлихва, снаве вапрасведли. (Осень хвастлива, весна справедлива).
2. Сеньо вадождли, да насыт. (Осень дождлива, да сытна).
3. Есонь ен ётжд, есонь пиротот. (Осень не ждёт, осень торопит).
4. Сеньо годьпоне теснее. (Осень непогодь несёт).
5. Ньосе ётди и дьжод аз бойсо дётев. (Осень идёт и дождь за собой ведёт).
6. Есонь кавели, да мази ладог. (Осень велика, да зима долга).
Ведущий:
Осень – загадочное время года, и загадку этой поры никто не может отгадать. Конкурс «Загадки осени». В этом конкурсе прозвучат загадки об осени, природе, календаре, растениях, деревьях, явлениях природы.
1. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина).
2. Летел пан, на воду пал, сам не тонет и воды не мутит. (Лист).
3. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь).
4. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая – зеленеет. (Чёрная и красная смородина).
5. Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень).
6. Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь).
Ведущий:
С этим заданием вы справились, переходим к следующему конкурсу, который называется «Рисуем пословицу (поговорку). Приглашается по одному участнику от обеих команд. Каждому из вас даётся лист ватмана, фломастер и карточка с пословицей (поговоркой). За 5 минут вы должны с помощью рисунка передать её суть, не используя слова и буквы. Потом каждая команда представляет свой шедевр, команда соперников должна угадать пословицу (поговорку).
1. Красна весна цветами – а осень пирогами.
2. Цыплят по осени считают.
Ведущий:
У каждого времени года свои приметы, есть они и у осени. Знаете ли вы их? Конкурс «Закончи примету». Командам по очереди предлагаются приметы, связанные с осенью, которые нужно закончить.
1. Гром в сентябре предвещает, (тёплую и долгую осень).
2. Мыши вьют гнёзда на верху копен – (осень будет мокрой и продолжительной).
3. Если осень ненастная, то (и весна дождливая).
4. Осенью скотина жиреет, а (человек добреет).
5. Дружный листопад осенью (к морозной зиме).
6. Осенью птицы летят низко – (быть холодной зиме).
Ведущий:
Заключительный конкурс «Подбери эпитет». Команды по очереди называют эпитеты, которые можно отнести к слову «осень». Если команда затрудняется в подборе эпитета, она проигрывает.
(Осень – тоскливая, золотая, цветная, пламенная, пышная, хрустальная, червонная, янтарная, горькая, мёртвая, звонкая, плакучая, рыжая, угрюмая, тоскливая, задумчивая, гнилая, крепкая, романтичная, шуршащая, багряная, урожайная, сказочная, ветреная, пурпурная, славная и т. д.)
Ведущий:
Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
На зыбкую речную гладь.
Помедли, осень, покажи
Мне жёлтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа.
И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин.
Настало время узнать результаты викторины и объявить победителей.
Наталия Канушина
Интеллектуальная викторина «Дарит осень чудеса» для детей средней группы (4–5 лет)
Цель : формирование представлений об осени , на основе ознакомления с существенными признаками сезона; систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их; закрепить знания о явлениях живой и неживой природы осеннего времени года .
Задачи :
1. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
2. Учить понимать содержание поэтических текстов, упражнять в образовании разных форм глаголов, совершенствование грамматического строя речь (образование множественного числа существительных, активизация обогащения словарного запаса по теме осень .
3. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем викторину , это конкурсы, где вы проявите свои знания об осени , смекалку и сообразительность.
Представление команд : «Кленовые листочки» и «Дружные ребята» .
А начнем мы с разминки ума :
«Доскажи словечко»
Загадки загадываем по очереди каждой команде (ответы хором) .
1. У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим :
Кто ты? – И услышим? (осень )
2. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья (осень )
3. Шёл долговяз,
В землю увяз (дождь) .
4. С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись (дождь) .
5. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно. (Листопад)
6. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто. (Листопад)
7. Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет (ветер)
8. Летит, а не птица,
Воет, а не зверь (ветер)
9. Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я (капуста)
10. На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)
Ведущий : Молодцы! Хорошо справились с заданием, а вы знаете приметы осени ? (да) .
Игра «Осенние приметы » .
Когда я назову приметы осени , говорите дружно «да» . Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно «нет» . Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ :
Осенью цветут цветы ? (нет) .
Осенью растут грибы ? (да) .
Тучки солнце закрывают? (да) .
Часто - часто льют дожди? (да) .
Туманы осенью плывут ? (да) .
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет) .
Звери норки закрывают? (да) .
Урожай все собирают? (да) .
Птичьи стаи улетают? (да) .
Солнце светит очень жарко? (нет) .
Все купаются в реке? (нет) .
Можно детям загорать? (нет) .
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да) .
Сапоги всем обувать? (да) .
Молодцы! Вы знаете приметы осени .
Игра : «Осенние листья »
В зале на полу лежат осенние листья (дуб и клёна) . Каждая команда собирает определенны листья в букеты. Одна команда собирает дубовые вторая кленовые листья.
Пословицы и поговорки об осени :
3. Осенняя муха больнее кусает .
4. Дождливое лето, хуже осени .
5. Весна богата цветами, а осень снопами .
6. Гром в сентябре предвещает тёплую осень .
7. Пчелка мала, да и та работает.
8. Будет дождь, будут грибы.
Ведущий. Здорово! Отлично справились с заданием.
Ребята, посмотрите (на овощи с грузовиками, что это?. Правильно - «овощи» , как вы думаете, чем мы сейчас займемся? …. Конечно же - поиграем!
Игра : «Кто быстрее перевезет с поля урожай» .
От каждой команды по 5--7 человек. В одной стороне стоит грузовик, в другой лежат овощи. По сигналу ведущего играющие везут грузовики в противоположную сторону, заполняют их овощами и везут назад. Выигрывает тот, кто быстрее перевезет овощи.
Хорошо, а теперь проверим вашу смекалку и внимательность, по очереди задаем вопросы командам.
Ведущий проводит блиц-опрос : задает вопросы по очереди каждой команде.
1. Какие животные питаются грибами?
3. Кого называют санитаром леса? (волка)
4. Кого называют лесным доктором? (дятла)
5. Что такое тихая охота? (сбор грибов)
6. Назвать второй осенний месяц .
7. Перечислить перелетных птиц.
8. Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки, змеи и т. д.)
9. Почему осень золотая ?
10. Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
А сейчас поиграем все вместе.
Подвижная игра : «Листья» для всех детей .
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на месте, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо - влево)
Будто опять закружиться хотят (кружатся на месте, на носочках) .
Подул осенний ветерок и листья полетели к стульям и превратились в ребятишек…
Игра «Перепрыгни через лужи» .
Дети (каждая группа делится на две команды) по сигналу прыгают через «лужи» (голубая бумага) . Побеждает та команда, которая была быстрее (наступать на лужи нельзя) с одного конца зала доберётся до другого конца зала.
Ведущий. У нас осталось последнее задание.
Задания в конвертах (Кто быстрее соберет разрезной лист)
Ведущий. А сейчас мы танцуем «Буги - вуги» .
Ведущий благодарит детей за отличную работу .
(Сентябрь, октябрь, ноябрь. Названия месяцам дал римский календарь. Septem, octo, novem – значит, седьмой, восьмой и девятый. Это порядковый номер каждого месяца, потому что в римском календаре год начинался с марта.)
- Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень»?
(Это славянские названия осенних месяцев.)
- Почему происходит смена времён года?
(Время года зависит от положения Земли относительно Солнца. Орбита Земли не круглая, а вытянутая, а сама Земля вращается как бы под углом, «подставляя» ближе к Солнцу то южное полушарие, то северное)
- Почему осенью листья на деревьях становятся разноцветными?
(Из-за укорачивающегося дня и замирания жизнедеятельности дерева хлорофилл – пигмент, обеспечивающий листьям зелёную окраску – не успевает восстановиться, поэтому «проявляются» другие пигменты)
- Есть ли деревья, чьи листья не меняют осенью свой цвет?
(Есть. Например, ольха, сирень. У них нет других пигментов, поэтому листья у них буреют или опадают прямо зелёными)
- Замечено, что деревья, растущие возле уличных фонарей, позже желтеют и позже сбрасывают листву. Почему?
(Это происходит из-за дополнительного источника света – у этих деревьев световой день немного увеличен)
- Зачем деревья сбрасывают осенью листья?
(Во-первых, большая площадь листа испаряет много влаги, если летом корни добывают влагу из земли, то зимой это невозможно – дерево бы просто засохло, если бы не сбросило листву. Во-вторых, из-за той же площади листа снега на деревьях было бы больше – им было бы тяжелее, ветки могли бы сломаться. В-третьих, в листве за лето накапливается много минеральных солей, растение избавляется от их излишка. В-четвёртых, листва – это удобрение, дерево готовит питание самому себе)
- Какие осенние цветы радуют нас практически до самых морозов?
(Астра, хризантемы, лапчатка, бархатцы и т.д.)
- Не секрет, что у зайцев появляются зайчата несколько раз в год. Весной рождаются зайчата-настовички, летом – травнички, а кто рождается осенью?
(Листопаднички)
- Почему осенью птицы улетают на юг?
(Прежде всего, потому что становится мало еды, холод – это вторая причина)
- А кто их птиц остаётся зимовать с нами?
(Голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д.)
- Существуют ли птицы, улетающие не на юг?
(Да, есть птицы, которые осенью улетают на восток: например, чечевичник, куличок-плавунчик)
- Может быть, для кого-то из птиц и наши края – курорт? Кто на зиму прилетает к нам?
(Клёст, свиристели, чечётки)
- Некоторые звери делают на зиму запасы. А птицы запасы делают?
(Некоторые делают – например, сойки, совы)
- Одни из самых последних на юг улетают утки. Иногда, если есть корм и незамерзающий водоём, они даже остаются зимовать. Почему они не замерзают?
(У них есть подкожный жировой слой. Перо у уток очень плотное и водонепроницаемое, а под пером – мягкий тёплый пух, такая «подушка» хорошо греет. У уток своеобразное кровообращение, поэтому лапки у них тоже не мёрзнут)
- Что за Снежные Королевы есть среди животных, которые на зиму могут превратиться в ледышку, и им это нипочём?
(Это лягушки, змеи, ящерицы)
- Какие праздники празднуют осенью?
(День знаний, День учителя, Осенины, Праздник урожая, День пожилого человека, День музыки, День народного единства)
- Дары осени – что это?
(Урожай фруктов и овощей, грибы, ягоды)
- Осенние дары: корнеплод для драников и фрукт для шарлотки. Что это?
(Картофель и яблоко)
- По мнению Алисы из страны чудес от этого овоща (точнее – корнеплода) часто лукавят.
(Лук)
- Этот овощ бывает и сладким, и горьким.
(Перец)
- Что же делают огородники в огороде осенью, когда весь урожай собран?
(Сажают зерновые культуры и некоторые овощи под зиму)
- Какие горькие ягоды первый мороз делает сладкими?
(Калину и рябину)
- Назовите известные вам литературные произведения на тему осени.
(«Осенняя» поэзия А.С. Пушкина, Н.Н. Сладков «Курорт «Сосулька», «Осень в лесу», «Осень на пороге», М.М. Пришвин «поэтические миниатюры об осени, Т. Александрова «Кузька в лесу» (из цикла про домовёнка), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», В.В. Бианки «Осень», «Анюткина утка» и т.д.)
- Какие пословицы и поговорки об осени вы знаете?
(«Осенью и воробей богат», «осень – припасиха, а зима – прибериха», «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт, снизу метёт» и другие)
- Какие музыкальные произведения, посвящённые осени вы знаете?
(П.И. Чайковский, цикл «Времена года», А. Вивальди «Времена года», детские песни и т. д.)
- Каких живописцев осень вдохновляла на творчество?
(И.Левитан, И.Шишкин, А. Саврасов, Н. Нестеров и др.)
- Осенью частые гости – это холод и дождь. Пора надевать свитера и куртки! Что теплее: свитер двойной толщины или два свитера, надетые разом?
(Два свитера: между ними есть прослойка воздуха, она хорошо сохраняет тепло)
- Холодный ветер – тоже частый спутник осени. С помощью чего можно узнать направление ветра?
(С помощью флюгера)
Викторина «Осенний марафон»
1. Самый продолжительный осенний месяц.
2. Как называют осеннюю пору, когда погода стоит как летом и летает много паутины?
3. Почему листья деревьев, расположенные у макушек, осыпаются самыми последними?
4. Продолжи пословицу: «Зерно в колоске -…».
5. На какой месяц приходится золотая осень?
6. Основные осенние изменения.
7. Отгадай загадку: «Этот тканевый грибок защитит, чтоб не промок».
8. Дрова из этих деревьев дают больше жара при сгорании?
9. Как называют осеннее потомство зайцев?
10. Почему для леса важны ядовитые грибы не меньше, чем съедобные?
11. Что происходит с шерстью диких зверей после осенней линьки?
12. У каких деревьев образуются шишки?
13. Листья этого дерева опадают зелеными.
14. У каких ягодных растений листья осенью не опадают?
15. Что осенью должна заготовить белка, чтобы быть зимой сытой?
16. Какой овощ не является корнеплодом: редис, морковь, картофель, репа, свекла?
17. Что такое слякоть?
18. Почему опасность на дорогах осенью возрастает?
19. Какой праздник отмечают в первый осенний день?
20. Когда говорят: «Пошел на тихую охоту», что имеют ввиду?
Ответы: 1. Октябрь. 2. Бабье лето. 3. Они моложе других и живут дольше. 4. Не спи в холодке. 5. Октябрь. 6. Похолодание. Уменьшение длины светового дня. 7. Зонт. 8. Березы и дуба. 9. Листопадничками. 10. Лекарство для животных. 11. Меняется цвет и густота шерсти. 12. Ель, сосна, ольха, кедр, лиственница, пихта, секвойя. 13. Ольхи.14. Брусника, клюква. 15. Ягоды, орехи, шишки, грибы.16. Картофель. Это клубень.17. Жидкая грязь. 18. Дождь, туманы, заморозки – скользко, плохая видимость. 19. День Знаний. 20. Сбор грибов.