Орудия труда в новое время. Орудия труда, используемые в быту
Предметы труда - объекты материального мира. Эти вещи по ходу потребления переносят собственную материальную субстанцию на другую вещь или меняются на материальную субстанцию другой вещи. В связи с этими обстоятельствами предмет труда подвергается полному расходованию в процессе хозяйственного использования.
Орудия, напротив, не обмениваются и не переносят на другую вещь свою материальную субстанцию. В этом их главное отличие от предметов труда.
Например, станок, на котором осуществляется изготовление, не переводит свою материальную субстанцию на деталь. Таким образом, станок - орудие. При этом материальная субстанция материала, используемого для изготовления, переходит в процессе потребления (использования) на изделие. Таким образом, материал - предмет труда. В результате станок утилизируется после полного износа. А материал, передавая свою материальную субстанцию изделию, передает изделию и стоимость.
Специалисты, между тем, обращают внимание, что разделение вещей на орудия или предметы труда зависит от характера их применения. Так, одна и та же деталь (вещь) может применяться по-разному. Таким образом, один и тот же материальный объект может классифицироваться как предмет труда или как его орудие.
Тот же станок считается типичным орудием. Однако при определенных обстоятельствах (например, в момент продажи сторонним лицам) он станет предметом.
Следует отметить, что распределение объектов не всегда может быть прямолинейным. Примером может являться шариковая ручка. Выясняя, что из себя эта вещь представляет, следует принять во внимание некоторые факты. Так, корпус ручки, несомненно, выступает в качестве орудия. Чернила же в процессе письма расходуются, передавая свою материальную субстанцию листу бумаги. Таким образом, чернила - предмет труда. В результате объект, применяемый едино в имущественном комплексе, может относиться к орудию. Однако вместе с этим рассматриваемый объект имеет и расходную часть, относящуюся к категории предметов труда.
Объекты, находящиеся на хранении, не подвергаются классификации. Хотя в течение этого периода можно строить определенные предположения. Выводы об особенностях предстоящего применения вещи можно сделать с учетом намерений владельцев или основываясь на сложившейся практике. Однако при этом имеющиеся знания могут быть опровергнуты, а намерения могут претерпеть изменения.
Определить характер будущего использования объекта можно на основании представлений об объекте в материальном мире. Так, отдельные категории вещей в качестве предметов или орудий труда практически непригодны. Однако только практика их применения позволяет установить истину.
Предметами труда называют составную часть производственных объектов. К этой категории относится все, что подвергается какой-либо обработке. На эти объекты направлен человеческий труд.
Некоторые такие объекты имеются в природе и являются естественными. К ним относят лес, уголь, нефть и прочее. Другие являются результатами труда - "сырым материалом". К ним относят хлопок, металл, древесину.
В процессе производства выделяют конечную, промежуточную и исходную форму состояния предметов труда.
При определении продолжительности цикла производства могут быть использованы разные предметов труда.
При последовательном порядке начало каждой новой операции осуществляется только по завершении обработки всех изделий из предыдущей операции. При параллельном движении после выполнения первой операции каждое изделие передается на другую операцию, не дожидаясь первоначальной обработки всей партии. Таким образом сокращается период прохождения предмета труда по всем операциям.
Параллельно-последовательный порядок предполагает начало последующей операции до завершения обработки партии изделий предыдущей. Это сокращает время и обеспечивает бесперебойную загрузку всех рабочих мест.
ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА
Австралопитеки, пользуясь камнями, замечали, что лучше всего подбирать у ручья не гладкую гальку, а острые каменные осколки. Ведь заостренными краями можно было резать ветки, дробить прочные черепашьи панцири, выкапывать корни. Если нападал хищник, каменным остроконечником его ранили.
Поэтому австралопитеки искали у ручья
раздробленную гальку. Но ручьи выбрасывали мало таки
х
удобных каменных лезвий. И австралопитеки сами учились добывать острые
осколки - ударяли камнем о камень. Так появлялись первые орудия
труда.
Изготовление орудий из гальки. Рисунки современного ученого
Запомните: орудиями труда называются вещи, которые люди делают
специально, чтобы потом ими трудиться.
Удобнее ли клювы птиц, клыки и зубы зверей, чем орудия труда людей? Нет! Ни одно животное, ни одна птица не могут менять свои когти или клювы, с которыми они родились на другие, получше. А наши предки постоянно пытались сменить орудие труда на другое, более удобное. Они
замечали:
чем длиннее и острее каменное лезвие, тем оно лучше. Наши предки заостряли края гальки, откалывая небольшие кусочки. Только одну сторону гальки оставляли необбитой, чтобы не повреждать ладонь.
Орудия труда из гальки. Находки археологов
Первые каменные орудия труда достигали 20 см. в длину и весили до 100 г. Их постоянно носили с собой. Но галечные орудия были не единственными. Из ветвей изготовляли тяжелые дубины и заостренные палки. Из расколотых костей получались крепкие остроконечники.
Люди умелые.
Кадры из научного фильма "Прогулки с пещерным человеком"(Великобритания).
Вожак.
Рисунок современного художника
За многие десятки тысяч лет самые развитые
потомки австралопитеков привыкли делать орудия труда и постоянно
пользоваться ими. Камень был прочнее и острее любых клыков, когтей, а
дубина
- тяжелее лапы самого сильного зверя.
Человек умелый. Рисунки современного художника
Хотя первые орудия труда были грубыми и несо-вершенными, они сделали великое дело. Два с половиной миллиона лет назад труд окон- чательно превратил потомков австралопитеков в п ервых людей . Ученые решили присвоить этим нашим далеким предкам научное название "людей умелых" .
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО
Конечно, первые люди никак не могли жить в одиночку. Их истребили бы хищники. Но жить большими группами тоже было невозможно - не хватало пищи. Обычно собирались 25-30 человек и бродили с места на место по берегам озер и рек. В удобных и безопасных местах люди умелые устраивали стоянки, изготавливали орудия труда, отдыхали, питались.
Черепа людей умелых. Находки археологов
Люди умелые жили в Африке и, быть может, в Южной Азии, где было тепло. Там можно было обойтись без одежды, обуви, прочного жилья. От жаркого солнца и ливней люди прятались в пещерах, шалашах из веток. Группу людей возглавляли вожаки. Вожаками были самые опытные, внимательные и смелые.
Люди умелые еще не могли говорить, но уже издавали отдельные глухие звуки, которыми передавали свои чувства: боль, страх, удовольствие. Звуками они предупреждали об опасности, созывали всех вместе.
Среди людей иногда вспыхивали ссоры, но до драк не доходили. Ведь теперь все были вооружены, поединок мог окончиться гибелью человека. А смерть одного ослабляла всю группу. Поэтому люди решали споры между собой не силой, как звери, а уступая друг другу.
ТРУД ЛЮДЕЙ УМЕЛЫХ
Древнейшие
люди редко доживали до 30 лет, большинство погибало от голода, болезней,
нападений хищников. В суровой борьбе с природой многие группы людей
умелых вымирали. Другие группы выживали, увеличивались, разделялись на
части и расходились, как это делают стаи животных. Запомните: бродячие
коллективы древнейших людей, во многом похожие на стаи животных, ученые
назвали человеческими стадами
.
Самое главное, чем отличалось человеческое стадо от звериной стаи - это,
конечно, труд при помощи орудий.
Придумайте название к рисунку современного художника
Что такое труд? Трудятся ли животные? Когда волки догоняют оленя, их лапы работают, действуют их зрение, слух и нюх. Когда бобры строят на реках свои плотины и домик, они тратят много сил. Но это не труд!
Работа животных отличается от труда людей тем, что звери не ставят перед собой никакой цели. Они вовсе не собираются переделывать природу с пользой для себя. Стая волков зависит от того, есть ли в лесу дичь. А если добычи не хватает, волки просто переселяются в соседний лес. Бобры зависят от того, есть ли рядом подходящие для них деревья. Если деревьев нет, бобры не строят плотин и домиков из бревен, а поселяются в вырытых норах.
Придумайте название к рисунку современного художника
У людей же все происходит иначе. Запомните: когда появились первые каменные орудия труда, люди перестали приспосабливаться, к природе, как это делают животные. Наоборот, при помощи орудий труда люди начали изменять природу и приспосабливать ее для себя.
Главным занятием людей было собирательство . Они искали съедобные травы, ягоды, корни, орехи. Это была основная пища. Иногда люди доставали яйца птиц и черепах. Собирательством занимались с утра до вечера.
Распределение добычи людьми умелыми. Рисунки современных ученых
Охота стала вторым занятием. Вначале люди убивали небольших зверьков, которые не могли убегать или защищаться. Подбивали птиц, ящериц. Потом научились окружать больных или раненых антилоп и обезьян и забрасывать камнями. Мясной пищи было гораздо меньше, чем растительной, но она была намного полезнее, давала больше сил. При питании мясом в мозг поступает больше полезных веществ и он работает лучше. Кроме того, охота объединяла человеческое стадо и заставляла людей быть дружнее. Люди умелые медленно развивались сами и развивали свои орудия труда.
1.
2.
1 .Распределение добычи людьми умелыми. Рисунок современного ученого 2. Распределение пищи. Современный художник нарочно допустил грубейшую ошибку. Найдите ее!
Орудия и средства труда человек развивал на протяжении длительного времени. Постоянная работа с камнем, костью, де-ревом требовала изготовления все более совершенных вещей. Первые орудия труда, по мнению ученых-археологов, появились ориентировочно 5,5-3 млн лет тому назад. В это время, которое называют каменным веком, человек изготовил первую одежду, посуду, построил жилье (рис. 155).
После того как человек научился добывать огонь и выплав-лять металл, на смену каменным орудиям и средствам труда пришли металлические (рис. 156).
Изготовление орудий труда и постоянное стремление человека к их усовершенствованию, в частности, способствовало развитию и самого человека. Именно этот процесс, который называется эволюцией , дал человекообразному существу возможность отда-литься от животного мира и трансформироваться в человека разумного (рис. 157). Совершенствуя орудия труда, наши предки изобрели первый механизм для сверления отверстий в каменных изделиях, то есть сконструировали первобытный сверлильный станок, изобрели колесо, приспособление для добывания огня, охотничьи орудия и т.п. (рис. 158).
Однако даже такие сложные как для того времени устройства требовали значительных усилий при выполнении работ, к тому же они были ненадежными, слишком примитивными и несовершен-ными, что приводило к травмированию и затрате значительного времени на выполнение определенных работ. Это побуждало че-ловека к их усовершенствованию, созданию новых, более эффек-тивных. Так появляются более совершенные устройства, которые приводятся в движение мускульной силой человека (рис. 159).
Позднее появились еще более совершенные орудия, которые частично заменяли физический труд человека машинным. Они приводились в действие за счет энергии ветра, воды, пара и т.п. (рис. 160).
С изобретением способов выработки электрической энергии на-чинается конструирование машин, которые выполняют различные технологические операции, а человек лишь руководит. Называются они промышленными автоматами. Об особенностях их работы ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения.
Совокупность последовательных действий человека, направ-ленных на достижение поставленной цели, изготовление опреде-ленной продукции или выполнение другой полезной работы, на-зывается трудовым процессом .
Основным элементом трудового процесса является технологическая операция. Это законченная часть трудо-вого процесса. Например: размечание заготовки и ее изготовле-ние - это две отдельные технологические операции. Первая выпол-няется карандашом и линейкой, вторая - пилой. Для выполнения определенных технологических операций надо иметь необходимую оснастку: линейку, карандаш, пилу, молоток и т.п. Вещи, которые человек использует для изготовления изделий с целью удовлетво-рения своих потребностей, называются орудиями труда .
В школьных мастерских ты будешь пользоваться разнообраз-ными орудиями труда. Некоторые из них ты уже использовал при изготовлении изделий.
Таблица. Орудия труда Материал с сайта
Орудия труда | Предмет труда | Технологическая операция |
Кусачки боковые | Металлический провод | Резание (откусывание) |
Пассатижи | Металлический провод, полоски тонколистового металла | Резание, сгибание, скручивание проводов, выпрямление, сгибание жести, обжатие мест соединения проводов |
Отвертка | Шурупы, саморезы | Отвинчивание (выкру-чивание), завинчивание (закручивание) шурупов |
Плоскогубцы (круглогубцы) | Провод, полосы жести | Сгибание провода, полос жести |
Ножницы | Провод, жесть | Резание провода и жести |
Лобзик | Древесина и мате-риалы из нее | Резание древесины и древесных материалов |
Молоток | Гвозди, провод, жесть | Забивание гвоздей, вы-прямление, перерубыва-ние проводов, жести |
Ключ гаечный | Гайки, винты, болты | Закручивание и откру-чивание гаек, болтов, винтов |
Из таблицы понятно, что каждое орудие имеет свое назначе-ние. Поэтому их классифицируют по виду выполняемых ими технологических операций.
Каждое орудие труда предназначено для работы с определен-ным конструкционным материалом, или предметом труда . Например, ножницы, которые предназначены для резания бума-ги, нельзя использовать для резания металла, а молоток для работы с древесными материалами - для обработки металличе-ских заготовок и т.п. То есть каждое орудие труда необходимо использовать лишь по его прямому назначению. Нарушение это-го требования приводит к выходу инструмента из строя и невоз-можности его дальнейшего использования.
Применение на производстве орудий труда, представленных в таблице 5, является малопроизводительным. Вместо ручных отверток, ножниц, дрелей, лобзиков и т.п. по большей части ис-пользуют уже известные тебе соответствующие электрифициро-ванные инструменты. Это значительно повышает производительность труда, качество работы и уменьшает расходы физиче-ских усилий на выполнение работы.
Более детально с работой, строением и назначением таких ин-струментов ты ознакомишься в дальнейшем на уроках трудового обучения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- деньги это источник или орудие труда или предмет быта
- тема. знаряддя праці, які використовують у побуті
- что используют при орудий труда инструментов
- школьное сочинение на тему сельские орудия труда
- орудия труда человека по векам