Определение резпрезентативных сиситем художник или мыслитель? биатест. Художник или мыслитель тест (7 класс) на тему Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»
Инструкция: Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но, если, например, первый же вопрос поставит Вас в тупик. Поскольку Вы не относите себя к мрачным личностям. Но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. постарайтесь поставить себе справедливую оценку.
У меня преобладает хорошее настроение.
Я помню то, чему учился несколько лет тому назад.
прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
Когда я слушаю рассказ, я представляю его в образах.
Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
Мне трудно дается алгебра.
Я легко запоминаю незнакомые лица.
В группе приятелей я первым начинаю разговор.
Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополшарный»)
П = 3, 4, 6, 7, 10 («правополушарный»)
Если Ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у Вас преобладает логический тип мышления.
Если у Вас (П) больше (Л), то Вы человек художественного типа.
Методика «Незаконченные предложения».
Цель: определение степени выраженности направленности на себя.
Инструкция: допишите несколько любых слов к предложенным, чтобы получилось связное высказывание.
В ситуации…
По сравнению…
В действительности…
Несколько лет назад…
Это неверно, что…
Будет время, когда…
Основная проблема в том, что…
Самая большая…
При анализе результатов подсчитывается количество личных местоимений «Я» или их падежных форм («мне», «мною», «для меня»), которое и является мерой эгоцентризма, направленности на себя. Увеличение количества личных местоимений от 2-3 и выше свидетельствует об увеличении эгоцентризма.
Методика «Осмысленность восприятия в запоминании»
Исследование состоит из двух серий.
Первая серия. Испытуемым зачитываются пары слов. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.
Материал: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Вторая серия. Испытуемым зачитываются пары слов, не связанных по смыслу. Они должны постараться запомнить их попарно и записать.
Материал. Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, палка – завод, рыба – пожар, топор – кисель.
Результаты первой и второй серии сравниваются и делается вывод о преобладании механического и смыслового запоминания. Если у испытуемого больше результат в первой серии, то у него преобладает смысловое запоминание. Если же больше результат во второй серии, то преобладает механическое запоминание.
Свою принадлежность к художественному или мыслительному типу можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс-анализ.
1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
3. Станьте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
4. Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основные черты - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особого бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Если результаты тестирования разных людей совпадают, это говорит о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.
Как вы заметили, сочетание ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.
Для художественного типа , т.е. людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций.
У представителей мыслительного типа – левополушарного – преобладают абстракции, теоретизирование, логические рассуждения.
Свою принадлежность к художникам или мыслителям можно выявить и по некоторым биологическим признакам. Проведем несложный экспресс – анализ.
- Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л ) или правой (П )? Запомните результат.
- Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
- Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
- Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрим, что у вас получилось.
ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛЛ – отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП – наиболее из распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особого бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур.
Ещё отец медицины Гиппократ выделил четыре основных типа людей, назвав их сангвиниками, холериками, меланхоликами и флегматиками.
Холерик
Сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего он вспыльчив и прямолинеен. Главные среди его деловых качеств – боевой задор, готовность преодолевать трудности на пути к намеченной цели. Самоуверен, нетерпелив, если увлечется, то его трудно остановить. Ожидание способно его вывести из себя. Быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу. Стараясь как можно скорее получить результат, начинает опережать события, суетиться. Не может дочитать интересный детектив, не заглянув в конец, чтобы узнать, чем все кончится.
В стрессовых ситуациях нередко быстро «срывается».
Сангвиник
Сильный тип, хорошо владеет собой, уравновешен, подвижен. Производит впечатление человека решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах. Часто предлагает какие-то идеи и добивается их осуществления. Без труда приспосабливается к новой обстановке. Хорошо умеет сдерживать свои эмоции, любит шутку, остроумие. Среди деловых качеств – продуктивная деятельность на интересной для них работе, способность сравнительно легко преодолевать плохое, гнетущее настроение.
Флегматик
Спокоен и невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. Говорит в основном по делу. Никакая неудача не способна его вывести из себя. Готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость т упорство в труде. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. Речь его спокойна, без эмоций. К новой обстановке приспосабливается медленно. Нередко долго колеблется, принимая решение.
Меланхолик
Слабый тип, нерешителен, неуверен, склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в общение с незнакомыми людьми. Пассивен, обидчив, в трудные моменты ему нужны сочувствие и поддержка окружающих. Способен успешно работать только в благоприятных условиях и не на пределе возможностей. Переносит стрессовые ситуации тяжелее других.
Если Вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4 , затем подсчитайте сумму.
- я легко сближаюсь с людьми
- у меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь
- я разговорчивый человек
- я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми
- мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения
- когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах
- мне удается оживить скучную компанию
- я говорю быстро
- когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь
1-12 баллов. Интроверт . Обращенный в себя, с трудом вступает в общение, в компании способен нагнать на всех тоску. Общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок.
13-24 балла. Амбаверт . Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители.
25-36 баллов. Экстраверт . Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение для него не проблема. Все у него получается легко и непринужденно. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.
МЫСЛИТЕЛЬ ИЛИ ХУДОЖНИК?
Инструкция.Рядом с утверждением поставьте цифру, соответствующую степени проявления у вас качеств или состояний, отраженных в высказываниях. Оценки ставятся по следующей системе:
«Не согласен» - 0;
«Редко случается» - 1;
«Случается со средней частотой» - 2;
«Качество проявляется часто» - 3;
Качество проявляется постоянно» - 4.
Оценивать нужно каждое высказывание. Отвечайте быстро, но вместе с тем так, чтобы правильно понять смысл высказывания и верно определить частоту или степень проявления у вас качеств или состояния, зафиксированных в них.
Отвечайте правдиво, ведь это не оценка, а самооценка (анализировать ответы вы будете сами)
- 1. Я склонен к анализу (расчленению объектов или явлений при их изучении).
- 2. Мои суждения конкретны (не люблю абстрактных рассуждений).
- 3. Знание о чем-либо я предпочитаю получать в результате умозаключений, почерпнутых из книг, а не из непосредственных впечатлений (наблюдений).
- 4. У меня яркое (образное) мышление (воображение).
- 5. Я умею делать выводы на будущее из своего опыта.
- 6. Я сообразительный и находчивый человек.
- 7. Мне удается достаточно точно оценивать длительность событий.
- 8. Я плохо запоминаю слова (песен, стихов, иностранных языков).
- 9. У меня обостренное восприятие речи (слышу, даже если говорят шепотом).
- 10. Я практичен (хорошо ориентируюсь в конкретных ситуациях и добиваюсь успеха)
- 11. У меня плохой музыкальный слух (пою фальшиво, не могу правильно воспроизвести мелодии, путаю их).
- 12. Я воспринимаю явления мира в целом, со всеми подробностями.
- 13. У меня хорошая память на учебный материал (помню почти все школьные премудрости).
- 14. Я предпочитаю судить обо всем по личным впечатлениям.
- 15. Мне удается нащупать (вскрыть, обнаружить, понять) связи между объектами, явлениями или процессами.
- 16. Мне удается вычленять нужные сведения на фоне шумов и помех.
- 17. У меня хриплый, глуховатый голос.
- 18. Я воспринимаю искусство очень эмоционально (обостренно).
- 19. В компании с равными начинаю разговор первым.
- 20. Мне легко давались гуманитарные предметы.
- 19. Мои мысли опережают речь на столько, что я захлебываюсь словами.
- 21. Мои мысли опережают речь настолько, что я захлебываюсь словами.
- 22. Я умею подражать (имитировать, передразнивать, пародировать голоса, манеры, привычки людей).
- 23. Я хорошо улавливаю музыкальные (и другие) ритмы.
- 24. Для меня характерно пессимистическое настроение.
- 25. Когда кто-либо выдвигает новую идею, у меня сразу же возникает желание спорить, я требую доказательств в пользу высказанной идеи.
- 26. Я бываю настороженным (бдительным, подозрительным).
- 27. У меня преобладает пессимистическое настроение.
- 28. Бывает, я быстро (мгновенно) нахожу решения.
- 29. Меня раздражают (мне мешают) жесты (мимика), которыми человек сопровождает свою речь.
- 30. Бывает, что мои чувства (интуиция) подсказывают мне выход из затруднительного положения.
- 31. Я склонен к систематизации того материала, с которым мне приходится работать.
- 32. Одинаковые (или почти одинаковые фразы) я воспринимаю то как угрозу, то как совет, то как выражение дружеского расположения.
- 33. Я хорошо считаю.
- 34. Мне легко давались произношение и интонации при изучении иностранного языка.
- 35. Я люблю классифицировать то, с чем мне приходится иметь дело.
- 36. Я воспринимаю спектакли по радио и рассказы очевидцев как образные картины.
- 37. Я плохо запоминаю лица.
- 38. Я хорошо слышу такие звуки, как звон разбитого стекла, бульканье воды, тиканье часов, хлопанье дверей, чихание, храпение.
- 39. Моим действиям предшествуют размышления об этих действиях.
- 40. Глядя на что-либо, я, прежде всего, воспринимаю форму объекта.
- 41. Я склонен обобщать накопленный опыт.
- 42. Я запоминаю новые мелодии быстро и могу повторить их правильно.
- 43. Что угодно может стать для меня предметом обсуждения (я люблю поговорить).
- 44. Знания, полученные во время во время учебы, недолго удерживаются у меня в памяти.
- 45. Я не замечаю такие звуки (шумы), как ход часов, плеск воды, лай собак, смех и др.
- 46. Я помню запахи, звуки, цвета моего детства или юности.
- 47. Я считаю, что интонации и чувства в разговоре – лишь помеха. Главное - смысл.
- 48. Я не склонен инициировать разговор даже в компании с равными.
- 49. Мне легко давалась алгебра.
- 50. Я умею мысленно в живых картинах сопоставлять (соотносить) образы объектов (или их элементов).
«Жизнь отчетливо указывает на 2 категории людей - художников и мыслителей, - писал И.П.Павлов. – между ними резкая разница. Одни – художники во всех родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».
Ученые проделали эксперимент, поочередно усыпляя то правое, то левое полушарие. Оказалось, что человек с отключенным правым полушарием, сохраняя рассудок, впадает в эйфорию: становится возбужденным словоохотливым, сыплет глупыми шутками… Если такое произойдет с писателем, композитором или ученым, то они лишаться творческих способностей, будто растратив их на словесный поток. С отключенным левым полушарием они будут работать по-прежнему, он зато хорошее настроение их покинет, уступив место депрессии, мир предстанет в мрачных тонах. И только слаженная работа обоих полушарий дает возможность воспринимать мир полно и объективно. Но не всегда у человека эти 2 типа мышления – логический и художественный находятся в гармоническом единстве.
Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Если он останется всю жизнь неграмотным и будет заниматься примитивной работой, то эта асимметрия у него почти не разовьется. И напротив, активная деятельность способствует специализации полушарий.
Для художественного типа, то есть людей, у которых доминирует правое полушарие мозга, характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия, эмоций. У представителей мыслительного типа – левополушарного - преобладают абстракции, теоретизирование, логическое рассуждения. Говорить, кто из них умнее нет смысла, так как речь идет лишь о двух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задатками вряд ли добьется успеха в науке. До тех пор пока требуется дотошное собирание, регистрация и анализ фактов, он будет справляться с делом. Но когда потребуется подняться над фактами, представить общую картину явлений, без художественного мышления не обойтись. Верно и другое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвящать себя точным наукам, стоит серьезно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будто человеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот тип мышления.
Чтобы узнать, кто ты – художник или мыслитель, ответь на вопросы, пользуясь одиннадцатибалльной системой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию -10. но если вопрос ставит вас в тупик, постарайтесь поставить себе справедливую оценку - от 1 до 9.
1. У меня преобладает хорошее настроение.
2. Я помню то, чему учился несколько лет назад.
3. Прослушав раз-другой мелодию, я могу правильно ее воспроизвести.
4. Когда я слушаю рассказ, то представляю его себе в образах.
5. Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают
6. Мне трудно дается алгебра.
7. Я легко запоминаю незнакомые лица.
8. В группе приятелей я первым начинаю разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое настроение.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П), то значит вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы, в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть проблем решите самостоятельно. Вам легче даются виды деятельности, требующие логического мышления. Вы можете стать хорошим математиком, преподавателем точных наук, конструктором, программистом и т.д.
Если П больше Л. Вы человек художественного склада. Представитель этого типа склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается. Не очень общителен, но зато может работать даже в неблагоприятных условиях (шум и проч.). его ожидает успех в таких областях деятельности, где требуются способности к образному мышлению, - художник, актер, архитектор, врач, воспитатель.
Перед человеком, в равной степени сочетающем в себе признаки логического и художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже в экстремальных ситуациях. Управленец и испытатель, лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействия противоположного типа мышления.