Описание беседы кто живет в воде. Интегрированное занятие «Кто живет в пресной воде?»
В рамках экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Методическая разработка проекта
«Кто живет в воде?»
Подготловили: воспитатели старшей группы МДОУ «Детский сад № 000»
Токсонбаева Т. Р., Карасева Е. А.
Познавательно-исследовательский
ПРОЕКТ
« Кто живет в воде?»
Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Творческий
Продолжительность : краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о водном пространстве, о различных видах водоемов и их животном и растительном мире. Знакомство детей с искуственными водоемами и их значением в жизни человека.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии водоемов. Рассказать детям об интересных обитателях подводного мира. Знакомить детей с пресноводными и морскими рыбами.
2. Знакомство с искусственными водоемами, их значением в жизни человека.
3. Знакомство с аквариумом и его обитателями.
4. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; упражнять в подборе разных оттенков одного цвета.
5.Воспитывать бережное отношение ко всем видам водоемов. 6.Закреплять правила безопасности на воде.
7.Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта:
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования , что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Поэтому важно формировать чувство бережного отношения к природе, в том числе к водоемам и его обитателям.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о водоемах и их обитателях.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о водоемах, животном и растительном мире, презентаций, фотографий, плакатов, папки – передвижки.
2 этап
1. Проведение недели «Кто живет в воде?» в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3.Выстовка папки – передвижки для родителей с информацией:
3 этап
1. Организация выставки работ о подводном мире.(совместная работа детей и родителей)
2. Творческая - коллективная работа - «Наш аквариум»
3. Загадывание загадок « о рыбах»
3аключение
Проведение для детей
Предварительная работа:
1. Подготовить папку – передвижку для родителей с информацией:
2.Подготовить презентации о. видах водоемов, о рыбах - хищниках, о рыбах северного ледовитого океана, дельфинах.
3.Подготовить дидактический материал о рыбах(пазлы, лото).
4. Подобрать фото - коллекцию на тему «Океонария».
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о животном мире водоемов, о растения подводного царства, о разнообразии водоемов..
6.Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что такое водоемы?».
Цель: дать детям представление о разных видах водоемов, о их животном и растительном мире, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Что такое аквариум?».
Цель: объяснить детям, что такое аквариум, о его назначении, что находиться внутри аквариума. об обитателях аквариума. Знакомить детей как ухаживать за аквариумными рыбками.
3. Беседа «Речные обитатели».
Цель: выяснить представления детей о речных рыбах, почему они могут жить только в пресной воде. Выяснить чем отличается пресная вода от морской.
4. Беседа «Морские обитатели». Презентация «О дельфинах» (Подвинцева Катя), презентация «Рыбы северного моря» (Света Ящук)
Цель: расширять представления детей о подводном мире моря.
5. Беседа «Обитатели океанов». Цель: уточнить знания детей об обитателях океана, о хищных рыбах океана.
Образовательные области : НОД
1.Познание Тема: Вода и водоемы. Аквариум.
Цель: познакомить детей с разнообразием водоемов, рассказать о их значение для человека. Закрепить желание бережного отношения к водным ресурсам. Рассказать о безопасном поведении на воде.
1.Просмотр презентации «Вода и водоемы».(воспитатель)
2. «Ознакомление с природой в детском саду» по ФГОС. О. А. Соломенников. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2016.
Тема №14, стр. 69-71.
3.Рассказ детей о своем аквариуме (Белова Варя, Монахов Артем)
2.Коммуникация Тема: Хищные рыбы. Водолазы. Серфинг.
Цель: познакомить детей с хищными рыбами. О правилах безопасности на воде. Рассказать о значении профессии – водолаз . Воспитывать чувства бережного отношения к природе и водоемам.
1.Просмотр презентации «Рыбы - хищники» (Беляшина Настя)
3.Рисование Тема: «Я рисую море» Рисование – экспериментирование.
Цель: расширять кругозор, знания детей о море; развивать цветовосприятия; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками.
Изготовление совместного продукта.
в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова. Занятие № 79, стр. 172-173.
2. Просмотр презентации «Дельфины»9 Подвинцева Катя)
4. Аппликация Тема: «Красивые рыбки в аквариуме».
Цель: Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета, учить красиво располагать рыбок по цвету, друг за другом. Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания.
1.Занятия по ИД. В старшей группе ДС. Т. С. Комарова. Занятие № 59, стр. 77-78
5. Лепка Тема: «Плавают по морю киты и кашалоты» .
Цель: учить создавать уплощенные фигуры морских жителей, соединять их путем промазывания одной части к другой, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм(туловище – конусом + несколько вариантов хвоста и плавников.
1.Изобразительная деятельность в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова. Занятие № 83. Стр. 180-182
6.Творческое конструирование. Изготовление совместного продукта .
Тема: «Наш аквариум».
Цель: изучить, что необходимо для аквариума; совместно с детьми сконструировать аквариум из предоставленного природного материала (песок, камни, ракушки, водоросли) и рыбки, сделанные детьми самостоятельно; соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
3аключение - игровое-развлекательное.
Проведение для детей Викторины «Кто живет в воде?»
Цель: Закрепление пройденного материала проекта в игровой форме – викторины – соревновании.
Подвижные игры: (см. приложени1)
- «Ручеек»
- «Щука и карась»
- «Море волнуется раз…»
- «Лягушки и цапля»
- «Удочка»
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Моряки-рыбаки»
Цель : 1. Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков.
2.Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий.
Цель: знакомить детей с литературой о животном мире водоемов; воспитывать познавательную активность.
Русские народные сказки:
«Царевна -лягушка»,
«Лиса и волк»,
«Рыба - кит»
А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»,
Дисней «Русалочка»
Индивидуальная и групповая работа:
- индивидуальная работа по развитию речи:
презентация сообщений по заданным темам;
назови аквариумных, речных, морских и рыб океана;
рисование своей аквариумной рыбки.
Развитие мелкой моторики (рисование водоемов и раскрашивание картинок о рыбках).
- собирание пазлов («морской тематики»)
- выкладывание рыбок из счетных палочек
Итоговый продукт – изготовление исследовательской – познавательной книги «Кто живет в воде?»
Групповая работа
Рисование совместной работы «Подводный мир моря»;
Собирание аквариума.
Итог:
1.Оформление коллективного панно «Подводный мир моря»
2. Выставка работ детей рисование + аппликация
«Мой аквариум»,
«Кто в речке живет?»
3.Выставка сообщений по данной теме.
4.Загадывание загадок про рыб и обитателей водоемов.
5. Проведение для детей Викторины «Кто живет в воде?»
6. Выставка познавательных книг, сделанных самими детьми.
7. Выставка в живом уголке АКВАРИУМА с рыбками.
Список источников и литературы :
1.«Ознакомление с природой в детском саду» по ФГОС. О. А. Соломенников. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2016.
2..Изобразительная деятельность в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова.
3. Занятия по ИД. В старшей группе ДС. Т. С. Комарова.
4. Презентация «Вода и водоемы».(воспитатели)
5. Презентация «Рыбы - хищники» (Беляшина Настя)
6. Презентация «Дельфины» (Подвинцева Катя)
Приложение
Подвижные игры
1. «Лягушки и цапля»
Цель: Развитие произвольности; ловкости, быстроты реакции
Описание игры
Правила : из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через верёвку ребёнок, считается пойманным.
Усложнение : ввести вторую цаплю; поднять верёвку на высоту 20см.
2. «Удочка»
Развитие ловкости, внимания, находчивости, произвольности действий
Водящий, находясь в середине, крутит верёвку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10см от пола. Все прыгают через верёвочку, а задевший её ребёнок получает штрафное очко, после чего игра продолжается.
Правила: Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов верёвки под ногами.
3. «Ручеек»
Цель: умение играть парами.
Содержание: Играющие встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко за головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку»ручейка и, проходя под сцеплепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка и, проходя под сцепленнымируками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так ручеек движется – чем больше участников, тем веселее проходит игра.
3. «Море волнуется раз….»
Цель: развитие фантазии, умение изображать различные предметы.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
В этот момент каждый ребенок должен замереть в позе, изображающей животного, которого он задумал. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, рассматривает получившиеся фигуры. Выбирает понравившиеся, дотрагивается до них – дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Зрители стараются отгадать их. Ведущим назначается тот, кто показал самую интересную фигуру.
Приложение
Дидактический материал
«Найди лишнее»
https://pandia.ru/text/80/287/images/image003_30.jpg" width="562" height="384 src=">
«Найди одинаковые рыбки: по цвету, форме, направлению»
https://pandia.ru/text/80/287/images/image005_17.jpg" width="523" height="316">
Беседа «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
ЦЕЛЬ: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни че-ловека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды. Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе.Развивать познавательные способности, воображение, креативность, приобщать к элементарной поисковой деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение простейших опытов и экспериментов с водой, воздухом; рассматривание картинок из серии
«Виды спорта»; заучивание стихов, пословиц и поговорок о воде.
МАТЕРИАЛ: презентация «Вода», картинки «Водные виды спорта», музыка с записью звуков моря, воды, узкие голубые полоски на каждого ребенка (ручейки), картинки – верба, наводнение, потоп в квартире, вода камень точит.
ХОД БЕСЕДЫ
В . Ребята, без чего не может жить человек, животные, растения? (Без
Воздуха, тепла и света,еды.) Сегодня мы поговорим с вами о воде, её роли в жизни человека.
(Начинаем просмотр презентации)
Без воды живые существа жить не могут. Мы пьём её ежедневно, по не-сколько раз в день в чистом виде или в виде чая, кофе, сока, киселя-ос-новную часть этих напитков составляет вода. А для чего ещё люди ис-пользуют воду? (Для приготовления пищи, стирки белья, мытья посуды,
обуви, уборки помещений и др.)
А воду рек, озёр, морей как использует человек? Кто больше назовёт способов применения воды водоёмов? В воде можно купаться, мыться, заниматься изучением морского дна в научных целях, ловить рыбу, плавать на корабле, добывать морскую соль и др.
Какие водные виды спорта вы знаете? (Синхронное плавание,гребля на байдарках, водное поло, прыжки в воду с трамплина и др.)
Человек издавна селился рядом с водоёмом, и сейчас все города и сёла
стоят на берегу рек, озёр и морей. Какие реки протекают в окрестностях нашего посёлка? (Москва-река, р. Пехорка (Быковка)
В . О воде народ сложил много песен, стихов.
Рефлексия – расслабление, дети ложатся с закрытыми глазами на ковер, слушают музыку воды. (В. под музыку – звук воды читает стихотворение).
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
(Дети садятся на стульчики)
В . А ещё о воде есть много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете, что они обозначают? (Вода камень точит. Где вода, там и верба. ..Где вода, там и беда.)
В . Умницы, правильно назвали и объяснили поговорки. –
Вода имеет большую силу, капая по капле на одно место, она пробивает отверстие. Верба любит воду, чаще всего растёт у водоёмов. Весной бывают паводки, вода затопляет поля, дома, к людям может прийти беда. Или в квартире, если вы забыли закрыть кран, вода зальёт комнату, испортит вещи, мебель, обои. Поэтому нужно быть осторожными с водой, аккуратно пользоваться водопроводом и канализацией.
Вы знаете, почему вода в природе не заканчивается? Оказывается она делает круг. Вода содержится, как мы говорили,в морях, реках, озёрах, ручейках. Как только пригревает солнышко вода испаряется превращается в пар и поднимается в небо в виде облаков. А когда становится прохладнее облака в виде капелек дождя или снега падают на землю и попадают в реки, озёра.
Давайте пройдем к столу. Я вам раздам маленькие ручейки. Каждый ручеёк бежит своей дорогой, но обязательно встречается с другими ручейками. И когда их встречается много-много, то появляется река, встречается много рек появляется море и океан. А как появляются ручейки нам расскажет игра «Капельки», в которую мы сейчас с вами поиграем.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки ). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку ). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу ). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют, потом приседают ). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх ). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
В. А теперь давайте пройдём на свои места
А вы знаете, что воду нужно беречь и когда моешь руки нужно сразу закрывать кран?
Вы можете спросить «А зачем? Вон сколько воды!»
В .: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь:
1. после умывания закрывай плотно кран;
2. когда чистишь зубки,воду набирай в кружку;
3. не бросай в раковину посторонние предметы.
Представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? Всё живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!».
Ирина Комкова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»
Природное окружение и экологическое воспитание .
Тема : Беседа «Кто живет в воде » .
Задачи :
Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде.
Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Индивидуально учить правильно и кратко описывать водных животных Сережу П., Даню К., Андрея П.
Подвижная игра : «Мы – водные животные» . Цель : закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения.
Материал : Картинки с изображениями речных животных : рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака.
Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.
Предварительная работа : Наблюдение за рыбками в аквариуме, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком.
Показываю детям глобус :
В. - Сколько здесь голубого цвета!
Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)
Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.
Известно, что живые существа впервые появились в воде . И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.
Кто всю жизнь проводит в воде ? (Ответы детей)
Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде .
Недаром говорят : «Рыбы – дети воды» . Они живут в соленой и пресной воде . Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки (прикрепляю панно подводного мира реки) .
Посмотреть на реку –
И кажется, в ней нет малявок, ни окуней
Только бежит голубая вода
Петляя по лугу, незнамо куда
Но если по глубже в нее заглянуть
С маской и трубкой тихонько нырнуть
Сразу увидишь, что это не так
Вот под корягою прячется рак
Налим под колоду забрался
А эта огромная щука
Плывет как ракета!
У кручи подмытой
На дне хрящеватой
Лещ отдыхает, стоит как лопата
В затоне лени копошатся в грязи
На солнце сверкают боками язи
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет !
По ходу чтения стихов дети прикрепляют картинки обитателей на панно. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает, кто на ней изображен и выражает свое отношение к животному через движение, мимику.
Рак : Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряш.
Ерш : Я чем-то напоминаю ежа : такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну а в тепле оттаю и поплыву!
Карась : Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде . Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука : Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно щенка или утенка. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространятся болезням.
Лягушка : Раньше мы были икрою, ква-ква,
А теперь мы все герои, ать-два,
Головястиками были, ква-ква
Дружно хвостиками били, ать-два
А теперь мы лягушата, ква-ква
Прыгай с берега, ребята, ать-два
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!
Игра «Мы – водные животные»
В. - Мы лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Представьте, что вы – красивые речные лягушки (Дети вместе с «лягушкой» играют, имитируют ее движения, плавают в воде , выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы нас он не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой.
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки – рыбешки все хороши :
Папы, и мамы и малыши!
Детки рыбешки на больших похожи
Плавают как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше ни где!
(Дети вместе с «рыбой» плавают имитируя ее движения. Плаваем молча ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука.
Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку . Рыбки быстро уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились, поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть) .
Мы – улитки. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по месту водного растения.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками.
В. – Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде , нужны ли друг другу растения и животные водоема?
Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема : «Водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, а ребята могут им помочь.
Задание детям : выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде . (Ответы детей)
В. «Ребята, мы знаем, что на нашей планете очень много воды. Но мы должны относиться к воде бережно не оставлять без надобности открытые краны, не загрязнять водоемы. Без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек. Будем беречь воду, наши водоемы!»
Итог. Мы сегодня узнали много интересного о животных водоема. Я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»
г. Лабытнанги
Занятие по экологии
Тема: «Кто живёт в воде»
Выполнила: воспитатель Кучугура Е.В.
Программное содержание: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Подвижная игра «Мы – водные животные».
Цель: закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.
Материал: картинки с изображением речных животных: рыб (щука, ерш, плотва, сом), лягушки, рака. Панно с изображением подводного мира реки, маски с изображением водных животных.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы). Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и пресной. Рыб в мире огромное количество.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на мольберт панно подводного мира реки).
Посмотреть на реку – и кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу незнамо куда.
Но если поглубже в нее заглянуть,
С маской и трубкой тихонько нырнуть,
Сразу увидишь, что это не так:
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это – огромная щука, плывет как ракета.
У кручи подмытой на дне хрящеватом
Лещ отдыхает, стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки.Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику).
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.
Лягушка: Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете – красота!
Игра «Мы – водные животные».
Мы – лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу, как нужно прыгать и квакать. Представьте, что вы – красивые речные лягушки. (Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения – плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем и не двигаемся, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли). Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки-рыбешки все хороши:
Папы, и мамы, и малыши!
Детки-рыбешки на больших похожи –
Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!
(Дети вместе с рыбой плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь). Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.
Воспитатель: - Давайте ребята превратимся в улиток. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползаем по листу водного растения. Дети имитируют движения улиток. А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками
Воспитатель: - Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде.
Предложить детям карточки с изображением различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им.
Задание: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема.
Подведение итогов.
Старовойтова Елена Анатольевна
Место работы, должность:
МБДОУ д/с № 50
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Дошкольное образование
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Методист
Целевая аудитория:
Родитель
Предмет(ы):
Окружающий мир
Цель урока:
Развитие связной речи у детей подготовительной групы ОНР 3 уровня.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
Используемое оборудование:
Таз с водой; бумажные рыбки в технике «Оригами»; сюжетная картинка «Рыбы в воде»; предметные картинки воды, водорослей и червяков, акулы, мальков, икринок; деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце; картинки с изображением морского конька, рыбы-зебры, рыбы-ежа, рыбы-жабы, рыбы-попугая.
Краткое описание:
В результате НОД активируется и расширяется словарный запас по теме "Кто живет в воде", дети учатся составлять рассказ с опорой на картинки.
Задачи:
1. Воспитательные:
Привитие навыков организованного поведения, работы в коллективе;
Формирование положительной мотивации к занятиям.
2. Образовательные:
Учить составлять рассказ с опорой на картинки;
Активизация и расширение словаря по теме «Рыбы»;
Закрепить знания детей о рыбах.
3. Развивающие:
Развитие диафрагмального дыхения;
Развитие координации речи с движением;
Развитие логического мышления;
Развитие зрительного внимания;
Развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных от существительных; согласование прилагательных и существительных с числительными).
Ход занятия.
1.Организационный момент .
Приветствие.
Игра «Отгадай загадку»
Плещется в водичке,
Хвостиком виляет.
Своими плавниками
Волны разгоняет.
Воспитатель: «О ком эта загадка?»
Ответы детей: «О рыбе».
Объявление темы занятия.
2. Развитие диафрагмального дыхания.
Игра «Рыбки». Дети стоят возле таза наполненного водой, в котором плавают сложенные в технике оригами рыбки из бумаги. Руку положить на живот, спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно постепенно выдыхать, произнося «ф». «Чья рыбка плавно и дальше всех проплывет». Оценка деятельности детей: воспитатель отмечает тех, у кого рыбка красиво, плавно проплыла, не перевернулась и тех детей, у которых дальше всех проплыла.
3. Беседа по теме.
Воспитатель крепит на доску картинку с изображением рыб.
Воспитатель: «Где живут рыбы?»
Ответы детей: «Рыбы живут в воде». (Выставляется картинка с изображением воды).
Воспитатель: «Чем они питаются?»
Ответы детей: «Рыбы питаются водорослями, червяками, насекомыми, а большие рыбы - маленькими рыбками». (Вывешивается на доску картинка с водорослями и червяками).
Воспитатель: «В каких водоемах они могут жить?»
Ответы детей: «Рыбы могут жить в реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме.
4. Речевая игра.
Воспитатель: « Если рыба живет в реке, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в озере, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в пруду, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в море, значит она какая?» (Ответы детей).
Воспитатель: « Если рыба живет в аквариуме, значит она какая?» (Ответы детей).
5. Продолжение беседы по теме.
Воспитатель: «Каких вы знаете рыб?» Ответы детей.
Воспитатель: «Какая рыба самая опасная и хищная?»
Ответы детей: «Самая опасная рыба акула» (Крепится на доску картинка с акулой).
Воспитатель: «Как называются детеныши рыб?»
Ответы детей: «Детеныши рыб называются мальками». (Выставляется в ряд со всеми предыдущими картинками, картинка с изображением мальков).
Воспитатель: «Из чего они выводятся?»
Ответы детей: «Рыбы выводятся из икринок». (Вывешивается картинка с икринками).
Воспитатель: «Чем покрыта кожа рыбы?»
Ответы детей: «Кожа рыбы покрыта чешуей».
Воспитатель: «Какие звери и птицы питаются рыбой?»
Ответы детей: «Рыбой питаются медведи, лисы, кошки, чайки, пеликаны, пингвины и т.д.».
Воспитатель: «Как называется человек который ловит рыбу?»
Ответы детей: «Человек который ловит рыбу называется рыбак или рыболов».
Воспитатель: «Чем ловят рыбу?»
Ответы детей: «Рыбу ловят удочкой, сетью, сачком».
Воспитатель хвалит детей и предлагает самостоятельно составить рассказ по картинкам на доске.
6. Составление рассказа с опорой на картинки.
Дети составляют рассказ по картинкам выставленным на доске.
7. Динамическая пауза. (Координация речи с движением в речевой игре «Аквариум»)
Улитки ползут,
Свои домики везут.
(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.)
Рогами шевелят,
На рыбок глядят.
(Останавливаются, делают “рожки”из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.)
Рыбки плывут,
Плавничками гребут.
(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед - назад.)
Влево, вправо, поворот,
А теперь наоборот.
(Плавные повороты туловища влево -
вправо и наоборот.)
8. Игра «Рыбалка»
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что есть необычные рыбы которые похожи на зверей, они так и называются рыба-жаба, рыба - кролик, рыба- дракончик, рыба-собака, рыба-попугай, рыба-зебра, морской конек, рыба-еж. И сейчас мы их будем ловить, а вы попробуете догадаться, кто какую рыбу поймал.
Дети встают в кружок, посередине стоит таз с перевернутыми картинками необычных рыб. Каждая картинка с металлической скрепкой. Берут «удочки» (деревянные палочки с веревкой и магнитом на конце). Удят рыбок и приговаривают: «Ловись, рыбка, маленькая, ловись, рыбка, большая», называют пойманных рыбок, объясняя, почему их так назвали.
9. Развитие зрительного внимания в игре «Кого не стало».
Воспитатель помещает на доску пять картинок с изображением рыб (морской конек, рыба- зебра, рыба-еж, рыба-жаба, рыба-попугай). Предлагает детям посмотреть внимательно, назвать и запомнить рыб. Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну картинку. Дети, открыв глаза, называют кого не стало.
10. Развитие грамматического строя речи в игре "Посчитай - ка".
Дети считают пойманных рыб. Один морской конек, два морских конька... девять морских коньков.
11. Организация окончания занятия .
Подведение итогов, оценка деятельности каждого ребенка.