Оноре домье направление в искусстве. Оноре Домье
В 19 веке сын стекольщика не мог рассчитывать на шикарную карьеру. Впрочем, три революции позапрошлого века и не таких людей выбрасывали на самый верх политической и культурной жизни. - великий город, который любит удачливых и упорных и отталкивает бесталанных и заносчивых.
Домье было восемь лет, когда его семья переехала с юга в столицу. У провинциального мальчишки появилось огромное количество соблазнов и интереснейших вещей в жизни. Пропадая целыми днями во дворе, Оноре научился воровать булочки в пекарне, дразнить проституток на углу квартала, часами наблюдать за жизнью парижских подворотен... Очень скоро отец Домье понял, что сына необходимо срочно учить ремеслу, иначе ничего хорошего из него не выйдет.
На удивление, Оноре оказался плохим учеником. Его абсолютно не интересовало отцовское ремесло и стекольщиком он становиться не хотел категорически. Случайное знакомство папаши Домье (он вставлял новые окна одной адвокатской конторе) позволило пристроить Оноре посыльным к адвокату. Шустрый подросток отлично справлялся, у него даже оставалось время для посещения книжной лавки, там он жадно рассматривал альбомы с репродукциями .
Постепенно времени на выполнение своих курьерских обязанностей оставалось все меньше. Адвокат не стал терпеть "выкрутасы" юного Домье - выгнал. Но будущий карикатурист не долго переживал. На следующий день он устроился приказчиком в книжную лавку. Его любимые художники стали ближе...
С детства Домье любил рисовать шаржи на всех подряд. Иногда ему попадало от старших мальчишек, но уже тогда он понимал, что злятся его "модели" потому, что изображение было слишком "реалистичным"...
Общительный, живой и немного нахальный характер Оноре позволил ему быстро найти себе друзей среди самых известных мастеров Парижа. Он познакомился с Коро, Гранвиль. Когда рисунки молодого Домье увидел Бальзак, то восторгам не было конца: "В этом парне живет !"
Живописцем Домье так и не стал. Его стихия - рисунок, гравюра, литография. А любимый жанр - карикатура. В 1832 году за карикатуру на короля, яркую, точную, едкую, Домье получает 6 месяцев тюрьмы. Выходит оттуда счастливым и известным... Теперь его приглашают сотрудничать все сатирические журналы.
Около полувека Домье рисовал карикатуры. Парижане ждали его работы, хохотали, радовались, восхищались, но... Его никто не знал. Ну кто станет читать подписи художника под карикатурой. Домье знали художники, и очень уважали его. Великий художник, он каждую работу превращал в истинное произведение искусства. Обладая острым глазом, неповторимой манерой, умением разбираться в людях, четкой гражданской традицией и бесстрашием гасконца, Оноре Домье создавал карикатуры поднимавшие парижан на революции в 1830-м, 1848-м, 1871-м годах.
Карикатуры великого мастера не требовали никаких подписей. Всякий мог узнать в персонажах художника прототипов. Худощавые нищенки становились аллегорическим изображением голода, толстые мясники - сытыми роялистами.
Революционная пора - золотое время для карикатуристов. Но революции проходят, и сатирики остаются не у дел... Так случилось и с Домье. Не сумев накопить на безбедную жизнь, Домье к старости остался совершенно один. Ко всему добавилась слепота... Жизнь могла закончиться трагически. Помогли друзья. Камиль Коро снял для Домье домик и нанял сиделку... Удивительным было то, что даже практически полностью ослепнув, Домье продолжал рисовать. По-другому он уже не мог.
Одна из самых известных работ Домье - Дон-Кихот. Испанский рыцарь Печального образа, воюющий с ветряными мельницами и свято верящий в правду... Таким и останется Оноре Домье в истории мирового искусства.
Если говорить о критическом реализме в прямом значении этого слова, то пальма первенства принадлежала великому художнику Оноре Домье . Он, как Бальзак, создал "Человеческую комедию" эпохи в тысячах рисунков, литографий и картин. Гротескная острота образов Домье не исключает реализма, - напротив, гротеск и сатира были в XIX веке адекватной формой реалистического познания мира и эстетические оттенки юмора никогда прежде не были разработаны так богато. Домье начал как политический карикатурист. В 1830-х годах сатирические журналы "Карикатюр" и "Шаривари" , которыми руководил пламенный республиканец Филиппон , изо дня в день заставляли весь Париж смеяться над королем биржевиков, вероломным Луи-Филиппом.
Луи-Филипп I, бывший герцог Орлеанский , занял престол в дни революции 1830 года, после изгнания Бурбонов, и обещал народу "свято соблюдать конституционную Хартию" , "управлять лишь через посредство законов ", обещал, что его монархия будет "лучшей из республик" , а сам он - "королем-гражданином" .
В первые же годы обнаружилось, что "король-гражданин" не намерен ни проводить радикальных реформ, ни поступаться личной властью. Республиканская оппозиция, чувствуя поддержку народа, широко использовала печать. Республиканские печатные органы проявляли героическую стойкость: несмотря на репрессии (только за четыре года - с 1830 по 1834 год) во Франции было 520 судебных процессов по делам печати; в общей сложности журналисты получили 106 лет тюремного заключения. И это при том, что закон "о свободе печати" официально существовал.
Такова была школа жизни и художественная школа молодого Домье - он тоже не избежал тюрьмы за нападки на короля. Филиппон привлек к работе в сатирических изданиях группу талантливых художников: Гранвиля, Декана, Шарле, Травьеса. Домье был самым блистательным в этой плеяде. Сотрудники Филиппона нападали на правительство без пощады, без передышки. Это была виртуозная травля смехом крупного зверя. В случае необходимости карикатуристы пользовались эзоповым языком, но достаточно прозрачным - читатели журналов всегда понимали, о чем и о ком идет речь. Так, изображение груши означало самого короля.
Знаменитые карикатуры 1831 года на Луи-Филиппа, превращающегося в грушу, отражали падение его популярности. (Оноре Домье, по рисунку Шарля Филипона, за который тот был посажен в тюрьму)
Ставшее широко известным прозвище Король-Груша было изобретением художников: обрюзглая физиономия Луи-Филиппа с коком на голове действительно имела грушевидную форму, а соль изобразительной метафоры заключалась в том, что по-французски la poire имеет два значения - "груша" и "глупец". С неистощимой изобретательностью карикатуристы обыгрывали мотив груши. Даже когда суд обязал издателя "Шаривари" напечатать очередной судебный приговор, его напечатали так, что строчки типографского набора образовали очертания этого фрукта.
Оноре Домье (1808-1879) Гаргантюа, литография, 1831 Национальная библиотека Франции
Оноре Домье (1808-1879) Буржуа, 1832
Домье рисовал Луи-Филиппа и раздувшейся грушей в королевской мантии, и прожорливым Гаргантюа, объедающим страну , и пузатым буржуа в цилиндре, и паяцем.
Оноре Домье (1808-1879) Опустите занавес, фарс сыгран. Из "La Caricature" от 11 сентября 1834 бумага, литография карандашом, процарапывание 20х27,9 см. Государственный Эрмитаж
"Опустите занавес, фарс сыгран!", - командует жирный паяц, стоя на авансцене. И занавес ползет вниз. А на сцене доигрывается фарс - заседание палаты депутатов. Она нужна была королю, чтобы прийти к власти, больше он в ней не нуждается. Это одна из острейших карикатур Домье. Фигура с огромным брюхом, в шутовском клетчатом костюме, освещенная снизу светом рампы, выглядит и комической и зловещей, а в заседающих парламентариях подчеркнута марионеточная безжизненность.
В сатирах Домье смешное и ужасное переплетаются, часто его литографии напоминают гравюры Гойи, но без демонизма, без оттенка страха перед иррациональностью жизни. У Гойи "сон разума порождает чудовищ" , у Домье бодрствующий разум издевается над чудовищами.
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004
Оноре Домье, портрет работы Надара
Домье Оноре Викторьен (Daumier Honore) (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. Родился 26 февраля
1808 года в Марселе. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством
литографии. После Революции 1830 года Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал
общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества.
«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)
Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в популярных иллюстрированных изданиях
(журналы “Карикатюр”, 1830–1835; “Силуэт”, 1830–1831; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии
литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье
острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36
скульптур).
«Законодательное чрево». Литография. 1834.
В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834
Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди,
обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Галилей современности”), проникнутое глубоким трагизмом изображение
расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834”).
Игроки в шахматы. (1863)
После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество
парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным
образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного
с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде
литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую,
язвительную фантазию и точность наблюдения,
Бремя, 1850-1853 Эрмитаж, Санкт-петербург
Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе
обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость
штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, светотеневых градаций. В живописи Домье, новаторски
переосмысляющей традиции романтизма, героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая
характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщенностью форм, мощной выразительностью пластики
и световых контрастов.
Певцы, 1860 Рейксмузеум, Амстердам
В 1850–60-е годы все напряженнее и стремительнее становится динамичная композиция, объем лаконично лепится цветовым
пятном и энергичным сочным мазком. Наряду с темами, увлекавшими его и в графике (пафос революционной борьбы в
“Восстании”, 1848; воплощение внутренней значительности и духовной красоты простого человека в “Прачке”, около
1859–1860, Лувр, Париж), излюбленными мотивами живописи Домье становятся театр, цирк, бродячие комедианты
(“Мелодрама”, около 1856–1860, Новая пинакотека, Мюнхен; “Криспен и Скапен”, около 1860, Лувр, Париж). Серия картин
Домье посвящена Дон Кихоту, комическая внешность которого лишь подчеркивает духовную исключительность и трагичность
судьбы великого искателя правды (“Дон Кихот”, около 1868. Новая пинакотека. Мюнхен).
Собиратели гравюр, 1859 Лувр, Париж
Картина Оноре Домье “Собиратели гравюр”.
Два пожилых господина просматривают папку с гравюрами в галерее торговца предметами искусства. Очевидно, что оба
лишь претендуют на то, чтобы слыть знатоками. Картина могла бы служить горьким комментарием к судьбе самого художника,
которому не удавалось найти покупателей для своих работ среди разбогатевших представителей среднего класса. Домье
был превосходным сатириком, способным передать характер человека одним росчерком пера. Были хорошо известны и
воспринимались с опаской его портреты ведущих политических деятелей, полные язвительного сарказма, а также
комментарии к актуальным событиям дня.
Якобы инвалид, 1857 Эрмитаж, Санкт-петербург
Домье обладал редким даром лаконично передать в картине то, что потребовало бы многословного описания. Он был
также превосходным живописцем и скульптором. Его карикатуры в технике литографии, общее число которых насчитывает
около четырех тысяч, собирали известные художники, такие как Эдгар Дега; они поражают изумительной свободой
исполнения, сравнимой лишь с японской каллиграфией.
Скончался Домье 11 февраля 1879 года в Вальмондуа, близ Парижа.
«Восстание» (1848)
«Мельник, его сын и осел» (1849)
Виктор Гюго. (1849)
«Дон Кихот» (1868)
О. Домье. "Прачка". Около 1859 - 1860. Лувр. Париж.
Камиль Демулен в саду Пале-Рояля
Рисунок принадлежит к немногочисленным произведениям Домье на исторические сюжеты. Домье избирает один из эпизодов
Великой французской революции: 12 июля 1789 года в Пале-Рояле адвокат и литератор Камиль Демулен, впоследствии
активный участник первого этапа революции, призвал сограждан к оружию, предложив им приколоть к одежде зеленую
кокарду или зеленый листик в знак готовности победить или умереть.
«Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871.
«Вагон третьего класса». Ок. 1862-63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.
«Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон.
«Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание.
Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808 – 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика.
С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.
Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830–31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831–35, и «Шаривари», «Charivari», 1833–60 и 1863–72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832–33).
В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848–49. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье Оноре Викторьен нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848–49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859–60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862–63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель,частное собрание). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека,Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту , чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850–60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.
В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора,защитника интересов трудящихся.
28.01.2016 08:00
Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.
В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.
Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.
Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.
Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.
Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.
После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.
Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении