Он любил тебя, жизнь. Марк бернес - биография, информация, личная жизнь Жан бернес
16 августа 1969 года случилась трагедия, умер М. Н. Бернес. Даже после смерти для него не прекращали делать исключения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, хотя оно только народных артистов, а Бернесу звание народного дали только через три дня после его смерти. Изначально, когда еще не подписали разрешение на захоронение на Новодевичьем, его планировали похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы.
Для второй жены Бернеса уход мужа из жизни обернулся настоящей трагедией. Сама же она говорила, что ее жизнь закончилась с уходом Марка Наумовича. Но у нее остались двое шестнадцатилетних детей, ради которых нужно было жить, их нужно было ставить на ноги, тем более что шестнадцать лет - это катастрофа, переходной возраст, а отсутствие отца прибавляет хлопот. У Лилии Михайловны целыми днями только и крутилась одна мысль в голове: "Как же сделать так, чтоб дети не чувствовали сиротства?". Ей пришлось починить старый автомобиль и сесть за руль. Именно на ней когда-то Бернес попал в аварию, с тех пор она так и стояла не объезженная. Лилии Михайловне, пришлось учиться ездить и объезжать заново стального коня. Наташа (дочь Бернеса от первого брака) к тому времени уже окончила МГУ. Она отучилась на факультете восточных языков, вышла замуж и уехала в Америку. Вот только жизнь ее, к сожалению не сложилась. Она два раза была замужем, от первого мужа ушла сама, второй ушел от нее. Одна радость в жизни - это сын Жан.
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес так и живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Жизнь так распорядилась, что с сыном и дочерью покойного супруга она не поддерживает отношений.
После смерти Бернеса она похудела на 18 кг, начались проблемы со здоровьем, открылось язвенное кровотечение, а после перенесла два инфаркта. Врачи рекомендовали сделать операцию на сердце, но она не согласилась, ведь за ней некому ухаживать. Но мир не без добрых людей, фонд Анастасии Вертинской последнее время оказывает вдове великого человека помощь. У нее осталась одна радость в жизни - внучка Люсенька, которая обожает слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна приложила немало усилий, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Трагично то, что Жан, внук Бернеса, долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
У Бодровой-Бернес личная жизнь так и не сложилась. Нет даже подобных тому человеку с которым она жила и любила...
Как считается рейтинг◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Бернеса (Неймана) Марка Наумовича
Начало
Окончил театральные курсы в Харькове (1929).
Блистательно дебютировал, будучи еще подростком, в харьковском музыкальном театре "Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля, 1928). В 1929 приехал в Москву, был статистом в Малом и Экспериментальном театрах, актером театра бывш. Корша в Москве, играл в Театре Революции. В 1934 артист стал обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". Премия, конечно, не солидная, но артист был замечен.
Кино
В кино - с 1935 года ("Заключенные"), в 1938 снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в фильме "Человек с ружьем", где исполнил ставшую легендарной песню "Тучи над городом встали...", за что был удостоен ордена "Знак почета". С 1935 работал только в кино, известен как выдающийся киноактер и исполнитель песен советских композиторов на радио, эстраде и телевидении.
Именно в кинематографе он нашел себя, прекрасно вписываясь в контекст довоенного кино, где был необходим изначально положительный герой, отмеченный спокойной твердостью и волей, решимостью и верностью отечеству. Все это Марк Бернес умело окрашивал присущей ему мягкостью, лирическим взглядом на любимую женщину, крепкой мужской надежностью. Такими были его летчик Сергей Кожухаров в картине "Истребители", позже - боец Аркадий Дзюбин, обретший всенародную и долгую славу в картине "Два бойца". В роли этого лихого, отважного одессита проявился комедийный талант актера.
Начиная с первых фильмов, герои Бернеса приходили на экран с песней, сразу же уходившей в народ, многие из них живы по сей день. Одними из самых любимых народом, стали песни из фильма "Два бойца" - "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали". Бернес не обладал серьезными вокальными данными, но задушевность, теплота, умение актерски "сыграть" песню привели его на эстраду.
После войны он продолжал сниматься в главных и эпизодических ролях. Были интересные работы - вор Огонек в фильме "Ночной патруль", Косарев в "Тарасе Шевченко", Чубук в "Школе мужества". Но постепенно исполнение песен, концерты заняли главное место в его артистической жизни.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личная жизнь
Марк Бернес был женат дважды.
Первая жена - Полина Семеновна умерла в 1956. Дочь - Наталья Марковна (Родилась в 1954. Выпускница восточного факультета МГУ). Живет в Америке.
Вторая жена - Бодрова Лилия Михайловна.
После смерти первой жены Марк Бернес переживал трудные времена. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. Поводом послужила реплика Хрущева на съезде комсомола. А дело было так… Бернеса пригласили выступить на закрытии съезда комсомола. Тогда все было регламентировано, программа концерта заранее определялась: разрешалось исполнить две песни, и не более того, как бы тебя ни вызывали на "бис". Он спел, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал артисту. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню". Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали. В "Правде" появилась статья "Пошлость на эстраде".
Чуть позже, он ехавший на своем автомобиле, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в "Комсомолке" - "Звезда на Волге..."
В это тяжелое для себя время Марк Бернес познакомился с Лилией Бодровой. Лилия в то время была замужем. Ее муж работал фотокорреспондентом. Он и познакомил их, когда они отводили своих детей в школу, в первый класс - Бернес - свою дочь Наташу, а Лилия с мужем - своего сына. Марк Бернес потом признавался Бодровой: "Я с первого дня решил, что уведу тебя". Когда они познакомились, Марку Бернесу уже исполнилось сорок семь - он был старше Бодровой на восемнадцать лет.
Друзья Бернеса приняли Лилию сразу. Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в их семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов - французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила, и много.
Любовь Марка Наумовича к Лилии была огромной. Он старался быть постоянно рядом с ней. Как рассказывала Бодрова: "С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом".
Марк Бернес умер в 1969 году.
Л.БОДРОВА "Его болезнь свалилась на меня как рухнувший дом. Он стал плохо себя чувствовать, жаловался, что нет сил. Конечно, он не один год был болен. Ему упорно ставили диагноз "радикулит", а в результате выяснилось, что это рак легких. Но поздно, уже ничего нельзя было сделать..."
Лилия Бодрова-Бернес осталась одна с двумя шестнадцатилетними детьми, которых надо было ставить на ноги. Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь Наташи все не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал.
Премии, звания
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме "Далеко от Москвы").
Народный артист РСФСР (1965).
Его считали мнительным, уверяли, что он выдумывает себе болезни, нарочито хватаясь за сердце. Когда у него случился инфаркт, многие были уверены, что это инсценировка. О его скверном характере ходили легенды. Он отпугивал композиторов и поэтов с той же легкостью, с какой и влюблял их в себя. Они мечтали, чтобы Бернес спел их песни. Писали для него тексты, а потом проклинали себя за то, что связались с "привередливым Марком", который будил их по ночам звонками, требуя изменить очередную строку, изводя убийственным аргументом: "Вы написали, а мне петь!" И они переделывали, корежили - как считали, - а потом включали в свои сборники эти стихи в бернесовской редакции - иначе было уже невозможно: именно в этой редакции песни пела "улица" - высшая награда для композиторов и поэтов-песенников.
Августовским утром 1969 года на панихиде в Доме кино не было ни речей, ни траурных маршей. Бернес отпевал себя сам. Звучали четыре его песни: "Три года ты мне снилась", "Романс Рощина", "Я люблю тебя, жизнь" и, конечно, "Журавли". Двух последних в том виде, в каком мы их знаем, не было бы вовсе - настолько велико было вмешательство Бернеса в текст.
Четыре песни повторялись без пауз по кругу...
Он делал свою биографию, не надеясь на актерский случай и везение. В 1937 году Николай Погодин прочитал сценарий "Человека с ружьем". Роли для молодого Бернеса, дружившего с драматургом, там не оказалось. И тогда он ее выдумал: полностью сочинил своего Костю Жигулева, блондина, опоясанного пулеметными лентами. Сочинил его по репликам - изобретательно и хитроумно наращивая объем роли, и в конце концов спел мгновенно прославивший его городской романс Павла Арманда "Тучи над городом встали". С чего он взял, что его персонаж должен вдруг запеть в серьезном фильме про вождя мирового пролетариата? Этого не знал никто. Просто Бернес так чувствовал. Просто он умел убеждать. И Дмитрий Шостакович согласился включить эту песенку в музыкальную ткань картины. А если бы композитором фильма был не Шостакович?..
Отчасти Бернес поступал так же, как и Раневская, сочинившая большую часть своих эпизодов, а эпизоды превратившая в роли. Это было время, когда одно появление на экране могло сделать актера всенародным любимцем. Так и случилось с Бернесом, получившим за эпизодическую роль вместе с орденом "Знак Почета" всенародное признание. Мгновенный и вертикальный взлет, после которого режиссеры стали воспринимать Бернеса как счастливый талисман, гарантирующий успех. Сценаристы вместе с композиторами начинают писать на Бернеса. Он снимается в "Большой жизни" и "Истребителях", в которых встречается с Никитой Богословским, сочинившим для него "Любимый город может спать спокойно...". А спустя два года в "Двух бойцах" он спел "Темную ночь" и "Шаланды, полные кефали...". В том, что Бернес родился и вырос в Одессе, были уверены почти все.
* * *
Много лет спустя на встречах со зрителями он терпеливо разъяснял, что родом из Нежина - города, в котором провел гимназические годы Гоголь, что в Одессе никогда не бывал.
- Ерунда, - отчетливо раздался однажды голос из зала.
- Мне кажется, кто-то знает мою биографию лучше, чем я! - удивился Бернес.
- Я знаю. - Молодой офицер поднялся со своего места. - Я знаю, Марк Наумович, но... объясню вам все после концерта.
После концерта он прорвался за кулисы, но был мгновенно нейтрализован двумя здоровяками-одесситами, поклявшимися, что, пока они живы, "у Марка волос с головы не упадет". Потом выяснилось, что офицер перед концертом похвалился своей жене, что знает Бернеса с детства, что они с одной улицы, учились в одной школе. И вот теперь пытался как-то спасти свою честь.
К слову, такие "диалоги со зрителями" Бернес отчасти провоцировал сам. Он первый "заговорил" с эстрады в паузах между песнями - как это потом делал Владимир Высоцкий. Он рассказывал не только о том, как создавались его песни и фильмы, но и о себе, о своей жизни.
Семья бухгалтера в Нежине, постоянное безденежье, долги... Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. Отец мечтал, чтобы у сына была более надежная профессия. Марк думал иначе. В 15 лет он попал на спектакль в театр, и тема "выбора" отпала сама собой. Он расклеивал афиши на улицах, а потом сам превратился в живую афишу: ходил по улицам с транспарантом, приглашавшим на очередную премьеру харьковского драмтеатра. Через какое-то время
16-летнего Бернеса представили старосте театральных статистов. В то время статисты были люди востребованные. В них нуждались и в оперетте, и в драме, они были необходимы гастрольным и местным труппам. Его дебют состоялся в "Мадам Помпадур", где он выступил в образе безмолвного кельнера. Ему казалось, что все смотрят только на него. Так оно и было: у взволнованного дебютанта прямо на сцене отклеились огромные войлочные бакенбарды.
Впрочем, Марк готов был работать в театре кем угодно - помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. До того как стать артистом, он прошел в театре весь путь, узнал театральную изнанку.
В 17 лет сбежал в Москву с бутербродами в кармане, уверенный, что его ждут в Малом театре. Где, собственно, находится Малый, он узнал на Курском вокзале от просвещенного носильщика. Самое удивительное, что в Малый его приняли с первого захода. Правда, поручаемые ему роли не отличались многословием: третий слуга, второй копейщик, "неизвестный в трактире"... Все в таком духе. Через полгода он перешел в другой театр. Переход не отнял много времени: достаточно пересечь Театральную площадь, чтобы оказаться в Большом, тоже испытывавшем нужду в статистах: секундант Онегина, испанский посол.
Теперь кажется неправдоподобным: в сущности, Бернес нигде не учился, не окончил никаких театральных студий. А вернее, учился он всему, что видел в тогдашней театральной Москве. Его кумирами на всю жизнь стали Михаил Чехов и Иван Москвин. Своим учителем он считал Николая Радина.
В начале 1930-го его приняли в театр Корша актером "вспомогательного" состава: те же роли на выходах. В трудовой книжке Бернеса появилась запись: "За лучшие качественные показатели работы премирован ордером на обувь. Протокол от 4 июля 1932 года".
У Корша он познакомился со своей первой женой - Паолой, Пашей. В то время они жили в Петровском переулке, рядом с филиалом МХАТа, в крохотной комнатушке. Здесь, у Бернесов, Исаак Бабель впервые прочитал свой новый рассказ "Отелло", в котором после посещения театра жена обращается к мужу: "Наум! Ты видел сейчас любовь? А у тебя что?.." Слово "любовь" Бабель произносил без мягкого знака. С тех пор рефреном Бернеса - когда он сталкивался с пошлостью в искусстве и жизни - стала фраза: "Сегодня животные штуки, завтра животные штуки, а где же любов, ребята?.."
В 1933 году театр Корша закрылся, и Бернес перешел в Театр Революции. Его удел - все те же роли третьего разбора, но тут неожиданно его приглашают в кино на эпизодическую роль в фильме "Заключенные" с Михаилом Астанговым. Настоящей удачей для Бернеса стало не само появление на экране, а дружба с Астанговым и знакомство с Николаем Погодиным, у которого он в течение года работал литературным секретарем. Как из секретаря он превратился в друга Погодина - история отдельная. Скажем только, что не будь этой дружбы, наверное, и не было бы Кости Жигулева и первой спетой Бернесом песни.
В кино он сыграл не так уж много. А точнее, преступно мало. Впрочем, "недовыявленными" были едва ли не все актеры его поколения: Петр Алейников, Борис Андреев, Павел Кадочников, Борис Чирков, Борис Бабочкин... Из всех своих ролей всерьез Бернес мог говорить только о нескольких: Аркадий Дзюбин в "Двух бойцах", Умар Магомет в "Далеко от Москвы", Косарев в "Тарасе Шевченко". Он понимал, что прочее - в основном использование его певческого образа.
* * *
Впервые он спел на концерте 30 декабря 1943 года, потому что его попросили. Это было сборное театрализованное представление. Волновался он страшно, но успех был настолько очевидным, что его стали приглашать выступить именно с песнями. Бернес-актер и Бернес-певец мирно уживались до той поры, которую в кино принято называть периодом "малокартинья": конец 40-х - начало 50-х годов. То, что ему предлагалось, трудно было назвать ролями: эпизоды или служебные, похожие на обкатанные резолюции образы людей в погонах, написанные в расчете, что Бернес оживит их своим обаянием. Он и оживлял, как мог, брал на себя работу сценариста: дописывал или полностью сочинял текст, придумывал целые сцены, но у всех есть свой запас прочности. Так постепенно и вынужденно Бернес уходил в песни.
Он не знал нот, называя их "чаинками", работал мучительно, теребя поэтов бесчисленными ночными звонками и требованиями переделок. Очень долгое время пел только на закрытых вечерах в Доме актера или Доме кино. Выступать на широкой публике в Москве начал только с конца 40-х годов. Говорил, что уверенность в новой профессии придали ему пародии на него Зиновия Гердта. Усредненное и безликое, как известно, "передразниванию" не поддается. Однажды ночью он был разбужен горланящей за окном молодежью. Прислушавшись, понял, что распевают его репертуар. "Бернес" на ночной улице - это было пиком его признания и популярности в конце 1950-х.
* * *
В апреле 1958 года Бернес выступал в концерте, посвященном очередному комсомольскому съезду, на котором присутствовал Хрущев. Выступления были строго регламентированы - Бернесу отводилось две песни. После второй зал начал бисировать. Продолжалось это невероятно долго. Бернес кланялся, уходил за кулисы и снова появлялся на сцене - зал не унимался. Ситуация требовала разрешения: было ясно, что Бернес должен петь еще. В очередной раз уйдя со сцены, Марк Наумович начал искать организаторов, чтобы спросить дозволения спеть на бис. За кулисами никого не оказалось, те, кто отвечал за концерт, в панике разбежались, боясь взять на себя ответственность за "регламент". Бернес вынужден был уйти под несмолкаемые овации. Знал бы он, как используют эту ситуацию некоторые "заинтересованные стороны". Сидевший рядом с Хрущевым Алексей Аджубей начал демонстративно возмущаться поведением "зазнавшегося" артиста, не пожелавшего "спеть для народа". Не вникавший в тонкости концертного регламента, Хрущев с энтузиазмом подхватил слова зятя: завести Никиту Сергеевича на тему "зазнайства" было проще простого.
Вскоре после этого у Бернеса произошла "встреча" с гаишниками. Возвращаясь домой, он успел проскочить на зеленый свет, но постовой посчитал иначе. За бернесовской "Волгой" пустились в погоню. Зная, как уверенно водил машину Марк Наумович, можно утверждать, что он легко ушел бы от этих фарсовых преследователей, но он благоразумно остановился. Был составлен протокол - и банальный дорожный инцидент возвели в ранг уголовного преступления.
Реакция последовала незамедлительно - газетные статьи, вышедшие с небольшим интервалом: "Пошлость на эстраде", "Звезда на "Волге". Последняя была особенно опасна. В ней Бернесу инкриминировалось ни много ни мало неподчинение властям. Договорились до того, что актер протащил несчастного постового несколько метров на капоте. Было заведено уголовное дело, рассыпавшееся довольно быстро: в частности, постовой утверждал, что машина, проскочившая мимо него, была светло-серого цвета, в то время как Бернес ездил на черной "Волге". Никаких опровержений, разумеется, не последовало.
Вскоре в квартире артиста надолго замолчал телефон. Прекратились звонки с киностудий, приглашения на концерты. Но больнее всего была реакция людей, которые еще вчера подобострастно заглядывали ему в глаза, а теперь отворачивались при встрече.
Это был страшный период в жизни Марка Наумовича. Незадолго до этого от рака умерла его жена Паола. Он остался один с трехлетней дочерью Наташей и домработницей. Сдвоенный удар обернулся инфарктом. Он почти не выходил на улицу. О том, что Бернес, в сущности, живет в нищете, знали немногие. За четыре года он не снялся ни в одном фильме, принял участие в считанном количестве концертов.
Лишь в начале 1961 года "темная ночь" вокруг Бернеса начала понемногу рассеиваться. Пошли приглашения на съемки и озвучание.
1 сентября 1961-го, когда Наташа пошла в первый класс, он познакомился с молодой женщиной, сын которой тоже стал первоклассником. Звали ее Лилия Бодрова.
* * *
Лилия Михайловна Бернес-Бодрова:
- Когда я пришла к Марку... Это было страшно: полная нищета. Хвост той истории все еще тянулся за ним. Должна вам сказать, что газетные статьи - это результат негласного конфликта Марка с Аджубеем из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали. Были люди, которые действительно отвернулись от Марка, - их измену он переживал очень болезненно, но были и те, кто писал в прокуратуру в его защиту. Например, Константин Ваншенкин. Прошло время, и однажды, случайно встретившись, Аджубей извинился перед Бернесом. Помню, он сказал: "Марк, прости за все, что я сделал..." Думаю, это было искренне. Во всяком случае, Марк его извинения принял. Знаете, самым-то страшным для него во всей этой истории было отлучение от работы, от песни.
- А разговоры шли постоянно, что Бернес купается в роскоши...
- Да какая там роскошь! Что у Марка было? Он очень любил музыкальную технику - у него был великолепный приемник, магнитофон и проигрыватель. И машина. Вот и все. Кстати, машину в то время можно было купить только с разрешения Министерства торговли. При этом сдав предыдущую - если она у вас была, разумеется. Машине он радовался, любил о ней заботиться. Это было. Единственное, что мы себе позволяли, - это ездить по странам. Начали с Польши. Были в Праге. Когда ввели танки в Чехословакию, он рыдал, зная, что ничего не может сделать, - в Праге у него было много знакомых.
А потом - Югославия, Франция, Англия. В Польше и Югославии Марка обожали, приглашали в Сопот как почетного гостя. Я помню, посол в Варшаве Аристов однажды сказал: "Марк Наумович, вы столько сделали в Польше, сколько не удалось мне". А в Югославию мы приехали туристами - тогда вдруг разрешили индивидуальный туризм. И Марка пригласили выступить. Он сказал, что мы в туристической поездке. Саша Субота, руководитель популярнейшего югославского ансамбля, предложил: "Езжайте, а мы пока подготовим несколько песен, отрепетируем и вам покажем". Так и сделали. И вот концерт. В первом отделении все югославские звезды. Во втором - Бернес. Заиграли "Три года ты мне снилась", вышел Марк, и зал встал.
- Насколько достоверны разговоры про скверный характер Бернеса?
- Ну, характер-то у Марка действительно был не сахар. Его выводили из себя мелочи. Мог взбеситься из-за того, что режиссер не так составил программу, - он мог ему просто нахамить. Был такой случай. Марк снимался в фильме "Путь к причалу" у Данелия. И параллельно в Риге. И кто-то из группы Данелия прислал ему телеграмму, чтобы он срочно выезжал. А сроки Марк всегда оговаривал точно. И тогда он дал телеграмму: "Пьете - закусывайте". Я ему: "Марк, что ты делаешь?!" В результате его сняли с роли.
- Вы можете развеять еще одну "легенду": про питейные скандалы Бернеса?
- Это полная чепуха. При мне он вообще не пил - ни рюмки, раздражался, когда к нему с этим приставали. Я говорила: "Ради Бога, не трогайте Марка, я сама выпью вместо него с вами..." Он ведь мог вспылить, наорать, не терпел фамильярности. И, конечно, не прощал оскорблений.
Был случай в Англии... Марку предложили выступить на ТВ. Он согласился спеть три песни. После выступления спросил: "А где гонорар?" Тетка-переводчица ответила: "Я его отдала компартии". Марк позеленел: "Я вас об этом не просил. Деньги вернуть!"
- Неужели вернули?!
- Вернули. Триста фунтов, тогда колоссальные деньги.
- Тетя, как я понимаю, деньги просто сама "заныкала"?
- Ну конечно. И мы побежали по магазинам. За нами "хвост". Деньги надо было истратить за несколько часов. Привозить их в Союз было нельзя. Помню, Марк накупил мне кучу духов. А вот еще, к слову, о характере Марка. Ему предлагали выступить и на французском телевидении. Он спросил: "В какое время?" Оказалось, в пять вечера. Тогда Марк спросил: "А когда работают Азнавур и Монтан?" "В девять". Он мне подмигнул: "Ну что, поехали домой?" И мы уехали.
- Марк Наумович любил Азнавура?
- Мы ходили на все концерты Беко, Азнавура, Монтана, когда они приезжали. Вообще Марк больше всего ценил личностное, авторское исполнение. Он обожал Синатру. У нас были все записи Вертинского, Галича, Высоцкого. Володя к нам однажды позвонил и пришел. Он хотел, чтобы Марк спел одну из его песен. Марку очень нравились его песни, они были у нас на кассетах. Но взять он не мог. Сказал: "Володенька, мне нужна мелодия, а не только ритм". И все-таки Марк спел "На братских могилах..." в одном из фильмов.
- Правда, что Марк Наумович переживал, что у него нет звания народного СССР?
- Правда. Я говорила: "Да наплюй ты на эти звания - у тебя есть любовь народа. Утесов начал гораздо раньше тебя - а у него вообще ничего нет!" По натуре Марка нельзя было назвать пробивным человеком. Для себя он ничего не просил. Надо было очень сильно наступить на его самолюбие, чтобы он завелся в этом направлении. А другим помогал всегда. Друзьям и знакомым говорил: "Если моя визитка сработает, я тебе помогу", - имел в виду, если его узнают.
- Было ли что-то неосуществленное, о чем Марк Наумович жалел в конце жизни?
- Была одна мечта... Он хотел создать театр авторской песни. А еще... Однажды Марку позвонил Григорий Михайлович Козинцев и пригласил на роль короля Лира. Марк очень хотел это сыграть. Не вышло... Больше звонков не было. Фильм сняли, но Марк его уже не увидел.
Его увезли прямо с концерта. Во время выступления Бернесу стало плохо. Он допел до конца, вышел за кулисы и упал. Когда у него начались боли в спине, первое, что пришло в голову: радикулит. С этим его и положили в клинику. А на другой день Лилии Михайловне позвонили с просьбой прийти часа на два раньше условленного.
Л. М. Бернес-Бодрова:
- Я приехала. Мне сказали, что Марк умирает. Рак корня легких - он был неоперабельный. Отец Марка тоже умер от рака. И Паола, первая жена. Возможно, сказались и газетная травля, и нужда, и безработица. Начиналось все очень медленно. Марка оставляли силы. Он говорил, что не может петь по пятнадцать - двадцать песен, сокращал выступления. Не было сил гулять, потом передвигаться. А по-настоящему - когда уже поставили диагноз - он болел всего 51 день. Он лежал один в огромной палате. Был консилиум: Перельман, Шехтер, Чазов, Павлов. Кто-то попросил меня выйти. Марк сказал: "Нет, она останется здесь". При мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельзя сделать, можно только облучать.
- Он знал диагноз?
- Думаю, догадывался. Однажды сказал: "Пришли Жана (это мой сын), я скажу, к кому пойти в дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре песни. Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было". Жан это сделал. Потом Марк сказал: "Лилька, у тебя будет забота похоронить меня на Новодевичьем". А с другой стороны, говорил врачам: "Вот поправлюсь, такой концерт вам закачу!"
Последние дни он не отпускал меня ни на минуту. Мне даже предлагали лечь рядом в палату. Умер он в субботу, 16 августа 1969-го. Через два дня должны были подписать указ о присвоении ему звания народного артиста СССР.
* * *
Среди песен Бернеса есть одна, которую, наверное, не имеет права петь никто. И не потому даже, что это последняя записанная им - смертельно больным человеком - песня. Просто ее слова практически созданы Бернесом на основе текста Гамзатова, который и помещал ее потом в этой редакции. Чтобы записать "Журавлей", уже не встававший с кровати Бернес поднялся, зная, что идет на свою последнюю в жизни запись. Вернувшись, сказал жене: "Кажется, хорошо..."
* * *
P/S. Первоначально Бернеса должны были похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы. Новодевичье, на котором Бернес хотел быть похоронен, "полагалось" только народным артистам СССР, а указ о присвоении Бернесу этого высшего звания вышел только через три дня после его смерти. Но для любимца публики было сделано исключение…
Дмитрий Щеглов, Совершенно Секретно
Его песни «Темная ночь», «Путь- дорожка фронтовая», «Журавли» пели всей страной. А лебединой его песней, самой главной в жизни, стала Лилия Бодрова. Марк Бернес, слывший ловеласом и скандалистом, случайно оказался с этой женщиной за одной партой уже будучи знаменитым певцом и оказался верен её до последнего дня. А она подарила ему любовь и вдохнула в него жизненные силы.
Школьное знакомство
Нет, они не учились в одном классе, но вот за одной партой им посидеть довелось. 1 сентября 1960 года Марк Бернес привел в первый класс специализированной московской французской школы свою дочь. В этот же день Лилия Бодрова с мужем Люсьеном привела своего сына Жана в этот же класс. Увидев певца, она отметила знакомое лицо, но перепутала его с Крючковым. Муж Лилии Люсьен, французский журналист, поправил супругу и представил ее актеру.
Их встреча состоялась в то время, когда у обоих были сложности и проблемы. Марк Бернес уже четвертый год сам воспитывал дочь после смерти первой жены, а в предыдцщие два года он подвергся довольно жесткому гонению в прессе. Каждый его шаг преподносился в нелицеприятном свете. Однако духом Марк Наумович не упал, хоть и с трудом переносил период забвения.
Не лучше складывалось все и у Лилии Бодровой. Она вышла замуж за человека, который искал ее в Москве после случайной встречи. Казалось, такая настойчивость может стать гарантией если не большой любви, то хотя бы верности. Обеспеченная жизнь в приличной семье сулила самые радужные перспективы. Но на деле оказалось, что Люсьен совсем не является однолюбом. Об этом Лиле сообщила свекровь, призывая молодую жену с пониманием отнестись к такой особенности мужа. Лилю такое положение вещей совсем не устраивало. Но каждый раз после измены Люсьен просил у нее прощения, клялся, что больше такое никогда не повториться и просил дать ему очередной шанс.
Даже сын-первоклассник, которому, как никогда, требовалось мужское внимание, не заставил Люсьена отказаться от привычного образа жизни. Лилия страдала от одиночества и непонимания. Каждый раз, приходя за сыном в школу, она встречала Наташу, дочь Марка Наумовича. Девочка неизменно передавала ей приветы от папы и от его же имени интересовалась ее самочувствием. Это было удивительно: ее состояние интересно абсолютно незнакомому человеку и совершенно безразлично супругу.
На родительском собрании Марк Наумович и Лилия Михайловна оказались за одной партой. А когда со школьными формальностями было покончено, певец пригласил ее в гости к знакомым послушать пластинку с записью Азнавура. И она согласилась.
Любовь не с первого взгляда
С того дня они иногда встречались. Бернес приглашал ее на закрытые показы новых фильмов, был при встречах очень внимателен. А во время своих отъездов он неизменно через Наташу интересовался, как дела у Лилии Михайловны. Через полтора месяца Лилия уже понимала, что будущего у ее настоящей семьи нет. А через несколько дней и сам Марк предложил ей уйти от мужа. Однако Лиле не хватало на это решительности.
Вскоре она попала в больницу, а по Москве поползли слухи о ее романе с Бернесом. Сам актер говорил о том, что Лилия его лебединая песня. Он был уверен, что с ней он сможет начать жизнь заново. Люсьен оказался осведомлен о видах Бернеса на Лилию. После выписки женщины из больницы он закатил ей самый настоящий скандал и долго мучил супругу требованиями признаться во всем. В результате поехал к Марку Наумовичу, привез его к их дому и отправил Лилию к нему.
Так Лилия Михайловна оказалась в доме Бернеса. И осталась там навсегда. Поначалу она не испытывала трепетных чувств. Ей было жаль Наташу, которая росла без матери. И был по-женски приятен этот не очень молодой, но очень обаятельный мужчина, так заботливо ухаживающий за ней. Постепенно на смену уважению, благодарности, симпатии пришла и настоящая любовь.
«С любимыми не расставайтесь»
Они практически никогда не расставались. Марк Наумович категорически отказывался выезжать куда-либо без нее. Он сам устроил ее на работу к себе. Теперь на всех концертах только Лиля имела право объявлять его выход, даже при наличии профессионального конферансье. И во все турне и гастроли Лилия его непременно сопровождала.
Их совместную жизнь никак нельзя было назвать беззаботной. Материальные трудности ощущались в полной мере, зарабатывал Бернес не так уж много. Но при этом он никогда не забывал о своей жене, уделял ей много внимания и даже ревновал ее к детям, считая, что она тратит на них очень много времени. Хотя сам очень любил и дочь и своего приемного сына.
В то же время он признавал, что красиво жить научила его именно Лиля. Она взяла на себя решение всех бытовых проблем, благодаря ее усилиям старенькая квартира Бернеса стала самой красивой в Москве, как они оба считали. А на столе всегда стояли любимые Лилией Михайловной розы и гвоздики.
Им судьба отмерила всего девать лет счастья. В 1969 году у Марка Наумовича обнаружили неоперабельную онкологию. Его не стало буквально за два месяца. Он ушел 16 августа 1969 года. Она смогла поставить на ноги двоих детей, Наташу и Жана. А вот обрести личное счастье она больше не смогла. Невозможно было выйти замуж после Марка Бернеса.
Марк Бернес и Лилия Бодрова были неразлучны, всегда поддерживая друг друга и помогая во всем. Секрет отношений не раскрыт до сих пор, хотя прожили вместе они более полувека.
Mark Bernes
Марк Нейман
Родился 8 октября (25 сентября) 1911 года в Нежине, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Черниговская область, Украина) в семье служащего артели по сбору утильсырья.
Советский актёр и исполнитель песен.
Заслуженный артист РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1965).
Когда Марку было 5 лет, семья переехала в Харьков. Там он закончил среднюю школу и родители его отправили учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако никакого желания заниматься счетоводством у Марка не было. Он мечтал о сцене. Впервые он попал в театр в 15 лет и с тех пор заболел им на всю жизнь. Чтобы быть к нему поближе, он нанимался в бригаду расклейщиков афиш, а через некоторое время - работал зазывалой - напялив на себя афишу, приглашал "добропорядочных" граждан посетить театр.
Между тем, страсть своего опрыска к театру родители Бернеса категорически не одобряли. И тогда, в возрасте 17-ти лет, он сбежал от них в Москву. В столице он несколько дней жил на Курсокм вокзале, а днём обивал пороги столичных театров, соглашаясь на любую работу. И его взяли в массовку Малого театра. Одновременно он успел записаться и в массовку Большого театра.
В феврале 1930 года Бернес подал заявление в Московский драматический театр (бывший Корш) и получил положительный ответ. Он стал актёром вспомогательного состава. И уже через 11 месяцев - в январе 1931 года - его зачислили актёром в основной состав. Однако роли в спектаклях ему доставались небольшие: за три года их было всего пять.
Своего угла в Москве Бернес долгое время не имел, поэтому первые несколько месяцев ему приходилось жить в крохотной гримёрной. А когда в доме напротив театра в Петровском переулке надстроили этаж (пятый), то одну из его комнат отдали молодому актёру. В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции.
В середине 1930-х годов он женился на молодой девушке, которую звали Полина (друзья Марка называли её Паолой или просто Пашей) Линецкая. Именно она стала прививать Бернесу интерес к литературе, заразила его чтением.
С 1935 года работал только в кино. А после небольшой роли красноармейца в Фильме Юткевича "Человек с ружьём" (1938) 26-летний Марк Бернес стал знаменит.
В 1938 году успех Бернеса в мире кино закрепляется фильмом "Истребители" (1939), а песня "В далёкий край", которую исполняет герой Бернеса, тут же становится шлягером.
Свою вторую, и как оказалось, последнюю главную роль в кино Бернес сыграл во время войны - роль Аркадия Дзюбина в фильме Леонида Лукова "Два бойца" (1943). Однако съёмки в этой картине были для актёра отнюдь не лёгкими. Этот фильм стал вершиной популярности Бернеса. За исполнение главной роли правительство наградило его орденом Красной Звезды, а жители Одессы присвоили Бернесу звание "Почётный житель города".
В 1954 году в семье актёра произошло радостное событие - у них с Полиной Семёновной родилась дочь, которую назвали Наташей. Однако радость длилась недолго, через два года Полина Семёновна умерла от рака.
Эта смерть настолько потрясла Бернеса, что в течение нескольких месяцев он не мог прийти в себя. Но рядом были друзья, а главное, работа...
В начале 1960-х годов серьёзные изменения произошли и в личной жизни артиста. 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В эту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала "Пари-матч" и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Судьбе было угодно, чтобы их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. И в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: "Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту...".
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако, при более тщательном обследовании, был поставлен страшный диагноз неоперабельный рак лёгких. Артист был обречён.
8 июля 1969 года будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. А в понедельник готовился к выходу Указ о присвоении ему звания "Народный артист СССР". Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
Марк Бернес - выдающийся исполнитель песен советских композиторов на эстраде, радио и телевидении ("Я люблю тебя жизнь","Прасковья", "Журавли" и многие другие известные песни). Обладал запоминающимся, особым, душевным тембром голоса.
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска. В 2016 году в г.Харькове одна из улиц названа именем Марка Бернеса.