Олимпиада по истории авиации и воздухоплавания. Производства в разных странах
V-1 в полете
V-1 – «оружие возмездия» Третьего рейха
Как известно, в годы Второй мировой войны немцы применили против Великобритании оружие нового поколения – баллистические ракеты V-2 и крылатые ракеты (самолеты-снаряды) V-1.
В июле 1941 г. на стол главы министерства авиации Германии лег технический проект такого «чудо оружия» в виде самолета-снаряда (СС) «Фау-1», относящийся к типу крылатых ракет. Новое оружие при весе боевого заряда до 1 т развивало скорость 450 – 600 км/час. При этом цель могла поражаться на дальности 250 – 320 км с вероятностью отклонения от нее на 900 м. После многочисленных доработок и практических испытаний V-1 официально была принята на вооружение вермахта. Новое оружие в целях маскировки получило кодовое наименование «FZG-76» (самолет-мишень для зенитной артиллерии).
В начале декабря 1942 г. состоялся экспериментальный пуск планера FZG- 76 (без двигателя) с самолета Фокке- Вульф FW 200, а 24 декабря V-1 была впервые успешно запущена с катапульты на полигоне Пенемюнде-Вест на дальность около 2,7 км.
Несмотря на сравнительную дешевизну топлива и простоту в управлении, самолет-снаряд обладал существенными недостатками, превращавшими его в удобную мишень для ПВО противника. По скорости и высоте полета V-1 мало чем отличалась от истребителей того времени, и средства ПВО противника могли успешно с ней бороться. При приближении к выбранной цели самолет-снаряд издавал характерный шум двигателя, позволявший предупредить местное население о надвигающейся угрозе.
Вместе с тем большие потери в авиации на Восточном фронте (только под Сталинградом зимой 1942/1943 г. в период наступления Красной Армии ВВС Германии лишились около 3 тысяч своих самолетов) вынудило германское военное руководство ускорить доработку СС. Уже в конце 1942 г. на заводе фирмы «Физелер» (г. Кассель) под руководством инженера Р.Лусара началось производство V-1.
29 мая 1943 г. министр вооружения А.Шпеер, выступая в одном из городов Рура, публично заявил о создании в Германии «оружия возмездия», которое вскоре обрушится на Англию. Но окончательно V-1 поступили на вооружение вермахта лишь летом 1 944 г. после длительного периода всевозможных доработок и исправлений в конструкции самолета-снаряда.
В июне 1944 г. немцы приступили к плановому обстрелу южных районов Англии.
Для обеспечения запуска V-1 немцам удалось развернуть на побережье Северного моря (район городов Кале и Булонь, Франция и район городов Гаага и Роттердам, Голландия) пусковые ракетные установки, способные вести обстрел Южной Англии без использования радиоуправления. Для этого не требовалось особой точности попадания в цель. Так, в период 1944 – 1945 гг. 80% долетевших до английского побережья ракет падали в радиусе 13 км от намеченной цели.
Основными целями V-1 стали промышленные районы Южной Англии, к которым позднее присоединились крупные города Бельгии. В результате методичного обстрела столицы Великобритании летом 1944 г. в городе было полностью разрушено более 25,5 тысяч домов. Жертвами ракетных ударов стали 21400 лондонцев.
В то же время успехи английских ПВО в борьбе с V-1 вынудили немецкую сторону использовать для их запусков самолеты-носители (бомбардировщики типа Не-111), способные действовать в обход главной группировки системы противовоздушной обороны Англии, нацеленной преимущественно в юго-восточном направлении, откуда ранее действовали V-1 (с территории Северной Франции). Для решения этой задачи было сформировано специальное авиационное соединение KG-3 (впоследствии KG-53) в составе трех авиагрупп (до 100 самолетов Не-1 1 1), дислоцирующееся в Голландии. При этом каждый самолет-носитель мог транспортировать одну ракету V-1.
Замыслы применения на Востоке и проект пилотируемых самолетов-снарядов
Первые ракетные атаки городов Англии породили заманчивую идею использовать V-1 и на Востоке, где первоочередными объектами должны были стать города Ленинград и Москва, а также важные промышленные районы СССР в районе Среднего и Южного Урала. По мнению руководителя Главного имперского управления безопасности (РСХА) Генриха Гиммлера, для реализации этой задачи запуск V-1 мог одновременно производиться с земли (пусковых установок) и с самолетов-носителей.
Стрельба британской зенитной артиллерии no V-1
Сборка V- 1 на заводе
Пусковая установка для самолетов-снорядов V-1
V-1, подвешенный под крылом ракетоносца Не 11IH
Пилотируемый V- I ("Рейхенберг IV") под крылом Не 111
«Бомбардировке должны были подвергнуться, – писал впоследствии в своих мемуарах бывший начальник 6- го управления РСХА, группенфюрер СС Вальтер Шеленберг, – индустриальные комплексы Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районы, расположенные за Уралом».
Для установки самолета-снаряда V-1 на двухмоторный бомбардировщик Не-11 1 применялось специальное устройство, включающее узлы крепления самолета-снаряда, оборудование с системой проводки и управления для запуска двигателя, включения в работу автопилота и производства старта.
Взлет спаренной системы производился только за счет двигателей бомбардировщика. Запуск двигателя самолета-снаряда производился непосредственно перед стартом. После отделения самолета-снаряда бомбардировщик возвращался на аэродром посадки. Самолет-снаряд, управляемый автопилотом, осуществлял самостоятельный полет к цели. При этом скорость его полета возрастала до 500- 640 км/час.
Для повышения точности поражения выбранных объектов рассматривался вариант управляемой крылатой ракеты, пилотируемой летчиком-смертником. Эта идея, благодаря настойчивости известной в Германии летчицы-испытателя Ханны Рейтч (одного из авторов пилотируемого проекта), получила свое одобрение в министерстве авиации. В качестве руководителя по подготовке летчиков-смертников выступил специалист в области диверсионной работы Отто Скорцени. К марту 1944 г. численность добровольцев- смертников достигала 80 человек. В этот период было разработано несколько вариантов пилотируемых V-1, среди которых наибольшее предпочтение отдавалось проекту под названием «Reichenberg IV». Всего за годы войны в пилотируемый вариант было переоборудовано 175 экземпляров V-1. Одновременно создавались две боевые версии: для поражения наземных и морских целей. При этом морской вариант предусматривал поражение крупных кораблей ВМФ противника, для чего в фюзеляж V-1 встраивалась специальная торпеда.
На пилотируемой ракете, непосредственно перед срезом воздухозаборника двигателя, устанавливалась кабина летчика,снабженная приборным и навигационным оборудованием, а крыло снабжалось элеронами. Первоначально предусматривалось использовать пилотируемый вариант против одиночных целей (английских морских судов). Для проведения их атаки планировалось «Fi 103» доставлять на подвеске самолета-носителя типа Fw- 200 или Не-111. После отделения от самолета летчик должен был разогнать ракету, направить ее в цель до максимального сближения, после чего сбросить колпак кабины и выпрыгнуть с парашютом.
Технологию V-1 морского типа Германия в конце 1944 г. передала Японии. Вскоре на ее основе там был создан собственный самолет-снаряд типа «Бака» («Цветок сливы»), В отличие от немцев, где у пилота еще оставался какой-либо шанс выжить, японцы изначально готовили свой самолет-снаряд для летчиков-самоубийц.
Отсутствие у немецких летчиков-добровольцев самурайского духа и готовности погибнуть за высокие идеалы привело руководителей проекта пилотируемых самолетов-снарядов к выводу, что до намеченной цели долетят лишь единичные экземпляры. Наличие высокой степени смертности при пилотировании «Fi 103» заставили многих добровольцев пересмотреть ранее принятое решение и отказаться от участия в этом проекте. Реально оценивая состояние готовящихся летчиков, заместитель министра ВВС Германии генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх категорически настоял на оснащении «Reichenberg IV» катапультируемым креслом для спасения пилота после наведения ракеты на цель. Это давало надежду на реализацию намеченных планов.
В свою очередь руководство СС предполагало провести проверку первых созданных отрядов пилотируемых самолетов-снарядов в качестве таранных средств соединений союзных бомбардировщиков, наносящих значительный ущерб военно-экономическому потенциалу Германии.
Но проект пилотируемого самолета-снаряда до конца войны так и не был проведен в жизнь. Это в определенной степени снизило вероятность применения V-1 на Восточном фронте, хотя такая угроза оставалась вплоть до капитуляции Германии в мае 1945 г.
Истребители ПВО над Ленинградом
Меры по борьбе с V-1 в Советском Союзе
Учитывая возможность нанесения ударов V-1 по территории СССР, Ставка Верховного Главнокомандования потребовала от командования артиллерии Красной Армии принять необходимые меры по защите Ленинграда, Москвы и других городов страны от предполагаемых ракетных ударов противника.
15 июля 1944 г. начальник Центрального штаба Войск ПВО генерал- лейтенант Н.Н.Нагорный направил командующему Ленинградской армии ПВО директиву с информацией о подготовке немецкого командования «к обстрелу города Ленинграда снарядами-планерами (самолетами-снарядами) со стороны Финляндии и Прибалтики… Не исключена также возможность применения буксируемых бомб-планеров, управляемых с самолета по радио».
В директиве приведено описание и характеристика «ракетных снарядов- планеров, применяемых немцами для обстрела Лондона», а также предложено «разработать и доложить Военному совету (Ленинградского) фронта специальные мероприятия по отражению налетов ракетных снарядов-ппа- неров и буксирных бомб-планеров… на Ленинград».
19 июля того же года Военный совет при командующем артиллерии Красной Армии утвердил и направил в войска противовоздушной обороны «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами», разработанные ранее Центральным штабом Войск ПВО.
В этом документе были сформулированы основные принципы организации системы обороны пунктов при отражении ударов V-1, а также давались конкретные рекомендации войскам по использованию имевшихся средств ПВО для уничтожения нового вида оружия врага.
В прифронтовой полосе уничтожение самолетов-снарядов предусматривалось проводить в коридорах их пролета.
Выделенным для решения этой задачи войскам ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) определялись полосы наблюдения, пересекающие указанный коридор. При этом ширина этих полос должна была превышать величину коридора в два раза. Первая полоса наблюдения располагалась всего в 3 – 4 км от линии фронта, вторая и последующие на расстоянии в 25 – 30 км одна от другой отодвигались в глубь территории страны.
Аэродромы и временные площадки истребительной авиации (ИА), привлекаемой для борьбы с V-1, размещались в зоне или вблизи предполагаемого воздушного коридора полета самолетов-снарядов.
Зенитная артиллерия (ЗА) и зенитные пулеметы должны были располагаться в 10 – 12 км от линии фронта между зонами патрулирования самолетов-истребителей.
Специальной инструкцией предписывалось уничтожение самолетов-снарядов производить в создаваемой группировке войск противовоздушной обороны с усилением сектора возможных ударов V-1.
Указанный сектор подразделяется на зоны боя истребительной авиации и зенитных огневых средств и аэростатов заграждения. При этом имеющиеся силы и средства ПВО должны были вводиться в бой последовательно с учетом максимального наращивания их огневого воздействия.
При разработке плана защиты Ленинграда от ракетного нападения командование Ленинградской армии ПВО, в первую очередь, исходило из возможности обстрела города с территории оккупированной германскими войсками Эстонии и союзной фашистской Германии Финляндии. Так, по сведениям советской разведки, наиболее вероятными районами расположения стартовых площадок V-1 могли выступать окрестности населенных пунктов Раквере, Муставэ (Эстония) и районы Ловиса, Инкеройнен и Лоппенронта (Финляндия).
В этой связи штабом армии был разработан специальный план, для реализации которого выделялось необходимое количество зенитной артиллерии, истребительной авиации и других средств противовоздушной обороны. 11 августа 1944 г. план был утвержден командующим Ленинградской армии ПВО генерал-майором артиллерии П.Ф.Рожковым.
Для защиты города на Неве от воздушных ударов самолетов-снарядов в зоне ответственности армии ПВО специально создавались два сектора (юго- западный и северо-западный), которые в свою очередь подразделялись на соответствующие зоны.
Так, основу зоны действия наземного зенитного огня составляли соединения и части среднекалиберной (СЗА, 424 орудия) и малокалиберной (МЗА, 288 орудий) зенитной артиллерии. В случае начала налетов самолетов-снарядов общая группировка зенитной артиллерии долж.на была усиливаться за счет частей и подразделений 77-й дивизии ПВО и противовоздушной обороны Краснознаменного Балтийского флота.
Аэростаты заграждения на улицах Ленинграда
37-мм зенитная установка
Значительную роль в борьбе с V-1 должны были сыграть аэростаты заграждения (A3), боевые порядки которых размещались вдоль южного берега Финского залива (36 постов), а также в пригородной зоне Ленинграда (200 постов) и на баржах в Финском заливе.
Бороться с V-1 в воздухе должна была истребительная авиация. С этой целью внешние границы зоны ее действия выносились на дальность 110 км от города. Предполагалось одновременно задействовать до 100 самолетов-истребителей, осуществлявших поиск самолетов-снарядов методом патрулирования в зоне своей ответственности.
Проведенные командованием Ленинградской армии ПВО учения по отражению массированных налетов V-1 (имитировались полетами советских истребителей Як-9) наглядно показали, что до города ни один предполагаемый самолет-снаряд не долетел. Таким образом, Ленинград оказался готовым достойно встретить ожидаемый ракетный удар.
В отличие от организации обороны г. Ленинграда, где запуск самолетов-снарядов предполагался с наземных пусковых установок на заранее выбранных позициях, план обороны г. Москвы предусматривал применение противником V-1 исключительно с самолетов-носителей.
По оценке штабов Северного фронта ПВО и особой Московской армии ПВО (ОМА ПВО), на которые была возложено задача по защите столицы от ракетного удара, рубеж пуска V-I должен был проходить по линии городов Ржев – Вязьма. Это обстоятельство давало возможность разработать общий план борьбы с V-1 и ее транспортными средствами.
Так, основной заслон в отражении ударов самолетов-снарядов по Москве составляли войска специально создаваемой внешней полосы прикрытия (рубеж городов Невель – Витебск – Орша – Могилев). Одиночные самолеты-снаряды, сумевшие преодолеть этот заслон, должны были уничтожаться системой ПВО столицы, т.н. второй полосой прикрытия. Она создавалась за счет средств, выделяемых командующим Северным фронтом ПВО.
Как и при обороне Ленинграда, организация внешней полосы прикрытия предусматривала создание зон зенитной артиллерии и зону боя истребительной авиации. При этом зона ЗА в угрожаемый период помимо штатных подразделений и частей ПВО (задействованных на обороне крупных административных центров) усиливалась дополнительными силами и средствами. Для удобства управления ими внешняя полоса прикрытия делилась на четыре сектора (Невельский, Витебский, Оршанский и Могилевский). В свою очередь каждый сектор подразделялся на боевые участки. Участок включал боевые порядки одного зенитного артполка или отдельного зенитного артдивизиона. В оперативном подчинении начальника участка находились все зенитные прожекторные и пулеметные подразделения, занимающие боевые порядки в границах участка.
Зона боя истребительной авиации структурно состояла из шести полковых участков (по 1 – 2 участка на сектор ЗА). Каждый участок включал 3-5 зон ожидания. Всего в зоне боя ИА насчитывалось 24 зоны ожидания. Из шести авиаполков внешней полосы прикрытия четыре должны были действовать с основных аэродромов, два подлежали передислокации на временные площадки. Таким образом, внешняя полоса прикрытия представляла собой мощный всевысотный огневой барьер для германских самолетов-носителей на московском направлении. Общее руководство войсками внешней полосы осуществляло командование 90-й дивизии ПВО (г. Смоленск). В боевом составе дивизии имелось: шесть зенитных артиллерийских полков, три отдельных зенитных артиллерийских дивизиона, три зенитных пулеметных батальона, шесть зенитных пулеметных рот, один зенитный прожекторный батальон и пять отдельных батальонов ВНОС.
Обнаружение воздушных целей, оповещение войск внешней полосы прикрытия и наведение истребителей наряду с сеткой постов ВНОС должны были осуществлять 24 радиолокационных станций (РЛС) типа «Редут» и «Пегматит», позиции которых располагались в 4 линии (внешняя линия – города Рига – Шяуляй – Вильнюс – Барановичи, тыловая – на уровне боевых порядков зенитной артиллерии полосы).
Для обеспечения круглосуточного радиолокационного обнаружения посты четвертой линии имели по две РЛС.
Для непосредственной обороны столицы от ракетного нападения в составе ОМА ПВО были созданы две группы зенитной артиллерии (северная и южная), включавшие в себя соединения и части СЗА и МЗА.
Подразделения аэростатов заграждения на рубеже Ново-Никольское – Барвиха – Бараново формировали зону прикрытия [протяженность полосы 27 км с глубиной в 1 км], т.н. комбинированные «фартучные» заграждения с минно-взрывными зарядами. При этом высота подъема аэростатов составляла 2-3 тысячи м, а интервалы – 500 м.
Проведенные летом и осенью 1944 г. опытные учения с реально обозначенным противником по отражению массированных ударов V-1 в зоне ответственности Северного фронта ПВО и ОМА ПВО показали, что возможность прорыва самолетов-снарядов к Москве была минимальна.
В марте 1945 г. основные задачи по борьбе с самолетами-снарядами на внешней полосе обороны были переданы командованию 14-го корпуса ПВО (командир – генерал-майор артиллерии В.А.Мартынюк-Максимчук), а управление 90-й дивизии ПВО передислоцировалось на запад для прикрытия объектов в полосе 2-го Белорусского фронта.
Схема организации ПВО переправ через р. Одер
Составной самолет "Мистель" – трофей советских войск
Для отражения возможных налетов V-1 была привлечена 328-я истребительная авиационная дивизия (иад) (командир – полковник Г.Ф.Погребняк), имевшая в своем составе три истребительных авиаполка. В ноябре 1944 г. в дивизии был разработан и введен в действие План отражения самолетов- снарядов и их носителей (в документах из называли буксировщиками), где были определены действия 722-го, 959- го и 960-го истребительных авиаполков при выполнении этой задачи и организация взаимодействия с наземными средствами ПВО.
В случаях получения сведений о возможном применении самолетов-снарядов с буксировщиков на обороняемом участке по распоряжению командования авиации Северного (с января 1945 г.
– Западного) фронта ПВО в полосе прикрытия дополнительно привлекались истребительные авиационные полки 320 иад (командир – полковник А.Г.Панов) и 124 иад (командир – полковник С.О.Соколов (до декабря 1944 г., далее полковник М.Ф.Куреш).
В апреле 1945 г., когда задача противодействия воздушному противнику была передвинута еще дальше на запад, в 328 иад был разработан новый план боевого использования частей, в котором определялось: «Задача частей: надежно прикрыть с воздуха столицу Белорусской ССР г. Минск, с входящими в него объектами (железнодорожный узел, Дом правительства, промышленные предприятияj, а также железнодорожные участки…, не допускать проникновения самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, самолетов- снарядов и их буксировщиков в границах: с запада Сморгонь – Столбцы, Сморгонь – Долгиново, Долгиново – Борисов, Борисов – Осиповичи – Столбцы».
Опыт подготовки к борьбе с самолетами-снарядами свидетельствовал о том, что для защиты крупных административно-промышленных центров необходимо было создавать мощные группировки ПВО, способные отразить массированные удары V-1 при сохранении в основном ранее созданной системы противосамолетной обороны. Боевые действия должны были развертываться при тесном взаимодействии различных родов войск. Массирование сил и средств обеспечивалось централизованным управлением с командных пунктов объединений ПВО, а в условиях Ленинграда и привлечением к уничтожению самолетов-снарядов сил и средств ПВО КБФ – быстрой передислокацией МЗА к выявленным коридорам пролета V-1.
Таким образом, в Советском Союзе удалось создать надежный заслон от крылатых ракет.
Самолеты-снаряды V-1, захваченные советскими войсками
Боевое применение V-1, «бомб-планеров» и «самолетов-бомб» по советским войскам в конце войны
Стремительное наступление Красной Армии на Запад разрушило планы руководства фашистской Германии осуществить ракетный обстрел территории СССР. Но все же в конце войны немецкая сторона сумело использовать на советско-германском фронте новый вид оружия – так называемую «бомбу-планер» (БП), сходную по способу боевого применения и разрушительной силе с V-1.
Так, 22 февраля 1945 г. во время воздушного налета немецкой авиации на переправы через р. Одер у населенного пункта Ауритц с самолетов Не-111 были запущены две бомбы-планеры, подвешенные под фюзеляжем бомбардировщиков. В момент отделения у них включились маршевые двигатели, после чего они перешли в пикирование на цель под углом 60-70°. Одна из бомб угодила в каменный дом, разрушив его до основания.
В этот же день аналогичной бомбардировке подверглась другая переправа в районе фольварка Одер-Форверк. В результате воздушного удара (5 бомб-планеров) мост получил значительные разрушения. О мощности БП говорит тот факт, что воронка после взрыва имела размеры 17 м в диаметре и 5 м в глубину.
В дальнейшем были отмечены еще 3 воздушных налета на переправы через Одер (25 февраля, 6 и 13 марта 1945 г.), в ходе которых было запущено 13 БП, причинивших инженерным сооружениям большие разрушения.
Использование на советско-германском фронте нового вида оружия было отмечено в директиве командующего артиллерией Красной Армии главного маршала артиллерии Н.Н.Воронова, в которой в частности указывалось: «Немцы начали применять против объектов наших войск и тыла бомбы- планеры Хеншель-293… Учитывая возможность применения бомб-планеров в глубоком тылу… предусмотреть организацию обороны важнейших объектов, обратив особое внимание на обеспечение обороны важнейших железнодорожных мостов на коммуникациях линейных фронтов… Истребительная авиация должна быть использована как основное средство борьбы с самолетами-буксировщиками на подступах к обороняемому объекту. Кроме борьбы с самолетами-буксировщиками на истребительную авиацию возложить задачу уничтожения бомб- планеров, сброшенных с буксировщиков, до перехода бомб в крутое пикирование. Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы должны уничтожать самолеты-буксировщики и бомбы-планеры в зонах своего огня…». К директиве прилагалось справка с кратким описанием немецких радиоуправляемых бомб-планеров. В ней же приведены примеры применения бомб-планеров в августе-сентябре 1944 г. против наземных целей войск союзников в Северной Франции, а также по переправам через р. Одер в полосе 1- го Белорусского фронта 22 и 25 февраля 1945 г.
Учитывая в случае начала военных действий на Дальнем Востоке возможность использования Японией аналогичных самолетов-снарядов, производство которых было налажено еще в 1944 г., указанная директива (в копии) также была направлена и командующим Забайкальской и Дальневосточной зонами ПВО.
Подтверждение применения немецкой стороной самолетов-снарядов можно обнаружить в Боевом приказе №2 штаба 4 корпуса ПВО от 30 марта 1945 г.: «Противник ведет оборонительные бои на участке 1-го Белорусского фронта… При налетах на переправы через р. Одер противник применяет самолеты-снаряды «Фау-1», буксируемые самолетами типа Хе-111».
Еще с одним видом «оружия возмездия» встретились воины ПВО в конце войны. Так, 19 апреля 1945 г. с 20.10 до 20.50 авиация противника произвела налет на переправы и железнодорожный мост через р. Одер у населенного пункта Шгейнау. В налете участвовало 4 Ju-88 и 3 Fw-190, причем лишь один Ju-88 действовал самостоятельно как бомбардировщик, а три шли «спаренными» с Fw-190. Встреченные сильным зенитным огнем «спарки» расчленялись, истребители FB-190 «снимались» с Ju-88 и с разворотом уходили от зоны огня. Ju-88 входили в пикирование, падали и взрывались. Как оказалось, они применялись без экипажей как бомбы, их фюзеляжи были наполнены взрывчатым веществом. На месте падения на берегу обнаружена воронка диаметром 1 0 м, глубиной 4 м, разбитые части моторов, фюзеляжа и шасси. Зенитчиками сбиты три Ju-88 и один Fw-190. Объекты не пострадали, жертв не было.
Всего в апреле 1945 г. было отмечено 14 случаев сбрасывания «самолетов-бомб» Ju-88 на наши переправы.
Интересны показания пленного немецкого инженера-конструктора. Он рассказывал, что применение подобных самолетов, начиненных взрывчаткой, разработано было в их институте для борьбы с массированными налетами английской и американской авиации, когда последняя шла плотными строями. Истребитель Fw-190 подводил такой «самолет-бомбу» к колонне самолетов противника, затем отделялся от него и уходил в сторону. Начиненный взрывчаткой, Ju-88 автоматически направлялся в самую гущу летящих вражеских бомбардировщиков (благодаря особому прибору, который реагировал на сильный шум моторов), врезался в плотный строй неприятельских самолетов и при столкновении взрывался.
Применение подобных «спаренных» самолетов по советским переправам и войскам пленный инженер объяснил стремлением произвести моральный эффект, а не поражение, ибо для точного направления в наземную цель «самолет-бомба» приспособлений не имел.
Несмотря на все попытки германского командования обратиться к своему «чудо-оружию», на которое делалась особая ставка, дни фашистской диктатуры были уже сочтены, и никакое чудо не могло повернуть историю вспять.
, что приводило к путанице). Нередко термин «крылатая ракета» ошибочно считают эквивалентом более узкого англоязычного термина cruise missile , однако последний относится только к управляемым ракетам, у которых большая часть полёта к цели проходит с постоянной скоростью .
Сравнение с другими видами ракет
Достоинства
- Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию , что создаёт трудности для ПРО противника.
- Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа , что затрудняет обнаружение ракеты радиолокационными средствами.
- Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью .
Недостатки
- Относительно небольшие скорости (порядка скорости звука ~1150 км/ч).
- Высокая стоимость по сравнению с другими боеприпасами.
- Относительно малая мощность всех разрывных зарядов, за исключением ядерных .
Сравнение с самолётами
Параллельно в Британии по заказу военных Арчибальд Лоу вёл работы над радиоуправляемой «летающей бомбой» для поражения дирижаблей и наземных целей. Первая попытка полёта была осуществлёна 21 марта 1917 года и закончилась аварией. Подобный же проект разрабатывался Генри Фолландом . Летательный аппарат длиной около 6-7 метров, массой около 230 кг и двигателем мощностью 35 л. с. изготавливался «Aircraft Establishment Royal Aircraft Factory ». В результате трёх неудачных попыток полёта в июле 1917 года проект был закрыт .
В 1920 году в Англии стандартный самолёт-истребитель «Бристоль» F.2B был оснащён радиоуправлением и успешно летал. Для страховки в кабине самолёта находился лётчик. Однако уже через год был испытан управляемый по радио самолёт без пилота.
В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелёты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах .
В 1927 году создана авиационная торпеда (по терминологии того времени) «Laryng» - небольшой летательный аппарат с поршневым звездообразным мотором и системой гироскопического управления, оснащённый боеголовкой массой 113 кг. После длительных испытаний конструкции с кораблей и в пустынях Ирака производство признано нецелесообразным.
В 1931 году англичане создали радиоуправляемую воздушную мишень «Queen». Всего было построено три опытных образца, на основании успешных испытаний которых в 1935 году была запушена серия радиоуправляемых мишеней под обозначением DH.82B «Queen Bee» (пчела-королева, пчелиная матка) в количестве 420 экземпляров (как считают, именно с того времени к беспилотникам прилипло жаргонное название Drone (трутень)). Беспилотники «Queen Bee» применялись на начальном этапе второй мировой войны в качестве разведчиков. Характеристики: максимальная скорость - 175 км/час, практический потолок - 4267 м, продолжительность полёта - до трёх часов.
В СССР работы над телемеханическими самолётами проводились начиная с 20-х годов и до 1942 года. В качестве самолёта-снаряда был выбран бомбардировщик ТБ-1, для которого была разработана телемеханическая система «Дедал». В дальнейшем эти работы подстегнули разработку различных отечественных автопилотов. По программе рассматривались различные варианты самолётов-снарядов: СБ, И-16, УТ-2. В 1940 году велась разработка радиоуправляемого самолёта ТБ-3РН в двух вариантах: в первом бомбардировщик начинялся взрывчаткой и управлялся оператором с самолёта сопровождения, во втором варианте велись разработки дистанционно управляемого бомбардировщика, который после выполнения задания по бомбометанию должен был вернуться на базу и произвести посадку. Единственное боевое применение самолёта-снаряда ТБ-3 было в 1942 году, когда начинённый четырьмя тоннами тротила самолёт должен был поразить железнодорожный узел в Вязьме. Однако при подлёте к цели из-за возникших неполадок передатчика на самолёте сопровождения ДБ-3Ф самолёт-снаряд упал, промахнувшись мимо цели.
Также в СССР в конце 30-х годов разрабатывался составной самолёт-снаряд. В качестве носителя заряда использовался радиоуправляемый ТБ-3 с 3,5 тоннами взрывчатки, на спине которого крепился самолёт управления КР-6. Радиус действия сцепки доходил до 1200 км.
В 1941 году в США на фирме «Дженерал Моторс» разрабатывался самолёт-снаряд под шифром А-1, представляющий собой радиоуправляемый моноплан, стартующий с тележки. Боевой нагрузкой ЛА были бомбы весом до 225 кг. Было построено большое количество опытных экземпляров, но программу отменили в 1943 году. В 1942 году начались исследования по проекту «Option», результатом которого стала постройка серии аппаратов TDN-1, которые использовались для обучения и оценочных испытаний. Затем была построена партия самолётов-снарядов TDR-1 в количестве 189 штук. Боевое применение американским флотом против японцев атакующих дронов TDR-1 состоялось в районе Соломоновых островов в 1944 году. Из суммарно запущенных 46 29 достигли цели, что расценилось командующим флотом адмиралом Честером Нимитцем отрицательно.
В Германии программа разработки самолётов-снарядов различного назначения началась в 1941 году и достигла пика развития к концу войны. В 1942 году начато практическое изучение аэродинамики связки планера DFS-230 и самолётов управления типа Kl-35, Fw-56 и Bf-109. В результате было решено использовать связку из самолёта-снаряда J-88A и Bf-109F (программа «Бетховен»). В 1943 году было выдано задание на постройку опытной партии из 15 экземпляров системы, условно названной «Мистель-1» (упряжка с навозом ). Весной 1944 года в составе 4-й группы бомбардировочной эскадры KG101 сформирована учебная группа. Ночью 24 июня 1944 года эскадрилья впервые атаковала группу кораблей союзников в устье реки Сена. По результатам удара началась разработка систем «Мистель-2» и «Мистель-3». В октябре этого года группа, на вооружении которой состояло 60 «Мистелей», была передана в состав экспериментальной KG200. Весной 1945 года на «Мистели» частично перевооружили KG30, о результативности их работы достоверных данных нет. Также строились серийно «Мистель-4», представляющие собой связку из J-88G-7 и истребителя Ta-152H. До конца войны было изготовлено 250 экземпляров, до 50 было захвачено союзниками. Проект «Мистель-5» представлял собой связку из нижнего самолёта-снаряда Ta-154А и верхнего самолёта управления Fw190A-8. В ходе работ дошли до переоборудования первой партии в четыре связки, затем переоборудование было отменено. Также немцы разрабатывали другие проекты составных самолётов, в том числе и с реактивными двигателями. В частности, 5 эскадрилья эскадры KG200 занималась вопросами применения буксируемого самолёта-снаряда на базе реактивного Ме-328В
В ночь с 4 на 5 июня 1944 года беспилотный радиоуправляемый самолёт-снаряд S.M.79 ВВС Итальянской Социальной Республики произвёл первый и единственный боевой вылет в направлении Гибралтара, с целью атаковать стоявшие там английские корабли. После того, как пилот выбросился с парашютом, управление велось с самолёта сопровождения Cant Z.1007-II. Из-за дефекта управления самолёт-снаряд не долетел до цели и упал.
В июле 1944 года Воздушные силы США приняли программу «Афродита». Смыслом программы было переоборудование отработавших ресурс бомбардировщиков В-17 в самолёты-снаряды, управляемые по радио с самолёта сопровождения. Точно также, как и на советских ТБ-3РН, самолёт поднимал в воздух экипаж из пилота и бортинженера, вёл его к цели вручную, затем активировал телеуправление, боевую часть (9070 кг ВВ «Торпекс») и выбрасывался с парашютами (верх кабины самолёта был срезан). Самолёт-снаряд продолжал полёт к цели, управляемый по радио, а экипаж подбирала команда эвакуации. Переделанные В-17, получившие индекс BQ-7, и самолёты сопровождения В-17 под индексом CQ-4 поступили в 562-ю бомбардировочную эскадрилью. Самолёты-снаряды несколько раз были задействованы в боевых операциях (в августе и октябре 1944 года), против немецких позиций ракет Фау-1. Операции с применением самолётов-снарядов против сильно защищённых целей были признаны малорезультативными, поэтому было решено их использовать по крупным промышленным целям. BQ-7 ещё несколько раз использовались при налётах без особого успеха. Программа была признана неудачной, а самолёты-снаряды BQ-7 более опасными для своих экипажей, чем для противника. Тем не менее, дальнейшем развитием программы стала переделка бомбардировщиков В-24 в самолёты снаряды BQ-8. Принцип применения остался прежнем. ВМС США начали собственную программу по переделке RB4Y-1 (патрульной версии В-24). Однако из-за низкой точности, надёжности и высокой сложности применения программа была закрыта.
Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стала «Фау-1 » (Fi-103), разработанная Германией . Она впервые была испытана 21 декабря 1942 года. Впервые в боевых условиях она была применена в конце Второй мировой войны против Великобритании . Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой вполне серьёзно, в том числе, отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был, теоретически, выбросится с парашютом.
В сентябре 1944 года в московское КБ были доставлены обломки V-1, а позже образцы ракет и чертежи, захваченные в Пенемюнде . Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею . Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян .
В 1947 году в СССР начались работы над крылатой ракетой «Комета». Ракета проектировалась в специальном КБ-1, планер ракеты создавался в ОКБ-155 на базе истребителя МиГ-15. Ракета поставлялась в войска на протяжении многих лет и производилась в вариантах воздушного старта (КС-1), наземного старта (С-2 «Сопка», «Стрела», ФКР-1). Для отработки систем ракеты и обучения личного состава на базе самолёта МиГ-17 был сконструирован пилотируемый «самолёт-дублёр „Кометы“» (СДК), выпускаемый серийно.
В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря» , работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет . Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark , очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.
В конце 50-х годов прошлого века начали разрабатываться крылатые ракеты с мощными жидкостными ракетными двигателями, позволяющими добиться значительного прироста характеристик ракеты.
Классификация
Крылатые ракеты делятся
- по типу заряда:
- с ядерным снаряжением
- с обычным снаряжением
- по решаемым задачам (назначению):
- стратегические
- тактические
- оперативно-тактические (чаще всего противокорабельные)
- по типу базирования:
- наземного
- воздушного
- морского
В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).
Существующие системы
Производства в разных странах
СССР и Россия
- 10XН
- 16Х - опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
- КС-1 - первая серийная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, средней дальности.
- КСР-2
- КСР-5 - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ.
- КСР-11 - сверхзвуковая противорадиолокационная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасной или фугасно-осколочной БЧ.
- К-10С - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ.
- Х-20 - сверхзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ.
- Х-22 - сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ.
- X-55 - стратегическая дозвуковая крылатая ракета воздушного, морского и наземного базирования.
- П-700 Гранит - крылатая противокорабельная ракета дальнего действия.
- П-800 Оникс (Яхонт) - советская/российская универсальная сверхзвуковая противокорабельная ракета среднего радиуса действия.
- C-10 «Гранат» - принята на вооружение в 1984 г., как и «Калибр», может запускаться из торпедного аппарата.
100 великих рекордов авиации и космонавтики Зигуненко Станислав Николаевич
Самолет-снаряд
Самолет-снаряд
Самыми известными образцами немецкого «чудо-оружия» были, конечно, V-1 и V-2 (или Фау-1 и Фау-2) - от немецкого слова «Vergeltungswaffen» - оружие возмездия.
Название «Фау-1» получил самолет-снаряд конструкции немецкого инженера Ф. Госслау, который ранее именовался Fi-103 («Fieseler»). По существу это была своеобразная воздушная торпеда. После пуска она удерживалась с помощью автопилота на заданном курсе и определенной высоте. По истечении определенного срока срабатывал таймер, система управления отключалась. Самолет-бомба падал вниз, неся на борту 1000 кг взрывчатки, и взрывался.
Длина Фау-1 составляла 7,3 м. В полете самолет-снаряд поддерживали крылья размахом в 5,4 м. А в движение он приводился пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, установленным в задней части фюзеляжа.
Такие двигатели As014, производившиеся фирмой «Аргус», представляли собой стальные трубы, открытые с задней части и закрытые спереди пластинчатыми пружинными клапанами.
Когда воздух, открыв клапаны решетки, входил в трубу, здесь создавалось повышенное давление. Одновременно сюда же впрыскивалось топливо; происходила вспышка, в результате которой расширившиеся газы действовали на клапаны, закрывая их, и создавали импульс тяги, выбрасываясь назад через реактивное сопло. После этого в камере сгорания снова создавалось пониженное давление и забортный воздух опять открывал клапаны; начинался новый цикл работы двигателя.
Поскольку пульсирующий воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до скорости минимум 240 км/ч, пуск Фау-1 с земли осуществлялся специальной катапультой.
Первоначально немцы собирались нанести первый удар по Лондону осенью 1943 года. Однако разведка союзников что-то прознала, и в ночь на 18 августа 1943 года авиация нанесла сокрушительный удар по Пенемюнде. Свыше 300 тяжелых бомбардировщиков сбросили более 1500 т фугасных и огромное количество зажигательных бомб на испытательные стенды, производственные цеха и прочие сооружения. Начисто были выведены из строя электростанция и завод по производству жидкого кислорода, погибли 735 сотрудников полигона. Среди них оказались главный инженер полигона и главный разработчик двигателей.
Темпы производства и модернизации самолетов-снарядов и ракет были резко снижены. Многое пришлось восстанавливать заново.
А потому лишь через год, в июне 1944 года, в Лондоне было получено донесение о том, что на французское побережье Ла-Манша доставлены немецкие управляемые снаряды. Английские летчики сообщали, что вокруг двух пусковых установок замечена большая активность противника.
И под утро 13 июня над наблюдательным пунктом в Кенте был замечен странный самолет, издававший резкий свистящий звук и испускавший яркий свет из хвостовой части. Через 18 минут самолет-снаряд грохнулся на землю в Суонскоуме, образовав в результате взрыва огромную воронку.
В течение последующего часа еще три таких же самолета-снаряда упали в Какфилде, Бетнал-Грине и в Плэтте. Правда, потери в результате этих взрывов оказались сравнительно невелики - в Бетнал-Грине были убиты 6 и ранено 9 человек. Но был разрушен железнодорожный мост, и население изрядно напугано применением невиданного оружия.
Всего в ходе этой войны на Англию было выпущено свыше 8000 самолетов-снарядов Фау-1. Однако из этого количества лишь около 2500 достигли района целей. Остальные были уничтожены истребителями английской ПВО или зенитной артиллерией, разбились об аэростаты заграждения или просто не долетели до цели из-за технических отказов.
Тем не менее даже долетевших самолетов-снарядов оказалось достаточно, чтобы уничтожить на территории Англии 24 491 жилое здание, еще 52 293 постройки сделать непригодными для жилья. При бомбардировках погибли также 5864 человека, а 17 197 были тяжело ранены.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗЕ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил ЕгоровичСамолет плюс самолет Делались попытки и буксировки одного самолета другим. Так в 1937 году специалисты фирмы Short попробовали преодолеть Атлантику на летающей лодке Empire. При этом выяснилось, что долететь до Нью-Йорка она может, только «по завязку» загрузившись топливом.
Из книги Путеводитель по жизни: Неписанные законы, неожиданные советы, хорошие фразы made in USA автора Душенко Константин ВасильевичСамолет «302» В середине 1940 г. под руководством А. Г. Костикова была начата разработка одноместного истребителя, получившего обозначение «302». Самолет предполагалось оснастить комбинированной силовой установкой из двух маршевых ПВРД конструкции B.C. Зуева под консолями
Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий АлександровичСамолет НАШИ ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ СОВЕРШИЛИ БОЛЬШУЮ ОШИБКУ, ОСНОВАВ ГОРОДА ТАК ДАЛЕКО ОТ АЭРОПОРТОВ. («20,000 Quips & Quotes»)* * *Благодаря авиаперелетам начинаешь выглядеть в точности как твое фото в паспорте. (Эл Гор)* * *Благодаря современным авиалайнерам вас может стошнить в
Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторовСамолет В Нью-Йоркском регионе имеется три крупных и несколько небольших аэропортов. Два из трех главных аэропортов – Международный аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди и Международный аэропорт «Ньюарк-Либерти» – как видно уже из их названий, обладают статусом международных.
Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий ПавловичСамолет Самолет – транспортное летательное средство тяжелее воздуха, летающее при помощи двигателей и неподвижных крыльев; самое распространенное из всех типов летательных устройств, обладающее большой грузоподъемностью, скоростью, маневренностью, надежностью в
Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий ПавловичЗемлечерпальная машина (снаряд) Землеройная плавучая машина используется для копания и извлечения грунта из воды, при дноуглубительных работах, строительстве подводных котлованов. Первые землечерпальные машины использовались для добычи полезных ископаемых, они
Из книги автораРеактивный снаряд Реактивный снаряд – неуправляемый в полете боеприпас современных авиационных, наземных и морских реактивных систем залпового огня, который доставляется к цели за счет использования тяги реактивного двигателя.Всякий снаряд боевого назначения
Из книги автораКак летает самолет? Еще в XVIII веке швейцарский физик Даниэль Бернулли открыл, что скорость течения газа зависит от ширины потока. Этот закон позже был назван его именем. И именно на нем основан принцип работы самолетного крыла.Крыло самолета сделано так, что снизу воздух
Из книги автораКто изобрел самолет? Иногда открытие начинается с появления «идеи». У человека появляется мысль, что людям необходим какой-то механизм или изделие, и он начинает его «изобретать».Но что касается самолета, или, как говорили раньше, аэроплана, идея эта была для человека
Кошмар американского Военно-морского флота периода Второй мировой войны - реактивный самолет-снаряд японских камикадзе Yokosuka MXY7 Ohka. Предназначалась в основном для защиты Японских островов от возможного вторжения противника. Вначале действия камикадзе воспринимались как исключительная мера, но вскоре они стали повсеместной практикой. Самолеты-снаряды Второй мировой войны Ока использовались вплоть до лета 1945 года достаточно активно, но результативность была скромной.
Летом 1944г для наиболее тpезвомыслящих чинов японского флота стало очевидно, что избежать поpажения Японии пеpед pастущей мощью союзников можно только нестандаpтной тактикой. Это и послужило опpавданием пpименению пилотов-самоубийц. Одним их этих офицеpов был Мицуо Ота - пилот тpанспоpтного самолета из 405-го кокутай, котоpый пpедложил использовать для пилотов-камикадзе самолет с pакетными ускоpителями.
Оружие возмездия японских самураев Yokosuka MXY 7 Ohka / Фото: ru.wikipedia.org
С помощью pаботников авиационно-исследовательского института в токийском унивеpситете Ота pазpаботал пpоект самолета на базе своего пpедложения и пpедставил его чеpтежи 1-му моpскому авиационно-техническому аpсеналу в Йокосуке. Пpедложение Оты было благосклонно воспpинято флотом, котоpый поддеpжал пpоект. Детальную пpоpаботку самолета возглавили Масао Ямана, Таданао Мицуги и Рокуpо Хаттоpи.
Yokosuka MXY7 Ohka (модель 11) / Фото: ru.wikipedia.org
Самолет получил обозначение МХY7 и пpедназначался для запуска с носителя (в пеpвую очеpедь пpи обоpоне собственного побеpежья). После запуска с носителя МХY7 планиpовал в стоpону цели, а потом pазгонялся с помощью тpех твеpдотопливных pакетных ускоpителей, котоpые можно было использовать одновpеменно или по очеpеди. Этот кpошечный самолет выполнялся из деpева и недефицитных металлов, с учетом использования неквалифициpованной pабочей силы.
Бомбардировщик Mitsubishi G4M2 транспортирует Yokosuka MXY7 Ohka / Фото: ru.wikipedia.org
Так как самолет пpедстояло использовать только один pаз, да еще слабо подготовленным пилотом, пpибоpное обоpудование было минимальным, а маневpенность для точного поpажения цели тpебовалась высокая.
Разpаботка и изготовление планеpов опытных самолетов заняли несколько недель, и уже к сентябpю 1944г десять МХY7 были готовы. Самолет получил обозначение "моpской специальный штуpмовой самолет "Ока " (Цветок вишни) модель 11". Пеpвые машины имели в носовой части 1200кг заpяд. В качестве носителя должен был использоваться бомбаpдиpовщик "тип 1 модель 24Б" (G4М2е) со специально доpаботанным бомбоотсеком. Тpи pазгонные pакеты "тип 4 маpка 1 модель 20" обеспечивали в течение 8-10 секунд тягу 800кг.
Yokosuka MXY 7 Ohka (вид сверху) /
Фото: pro-samolet.ruYokosuka MXY 7 Ohka
(вид снизу) / Фото: pro-samolet.ru
Hе ожидая окончательных испытаний, флот заказал сеpийное пpоизводство самолета, и с сентябpя 1944г по маpт 1945г было выпущено 255 "Ока" "модель 11". Из них 155 были поставлены 1-м аpсеналом в Йокосуке, а 600 - 11-м аpсеналом в Касумигауpа. Кpылья и хвостовое опеpение пpоизводились на "Hиппон хикоки" и "Фудзи хикоки" в Канегаве.
21 маpта 1945г "Ока" впеpвые была использована в бою 721-м кокутаем, когда 16 носителей G4М2е пытались пpоpваться к цели, но были пеpехвачены амеpиканскими истpебителями. Пеpвым успехом "Ока" было повpеждение линкоpа "Вест Виpджиния" и тpех тpанспоpтных судов, а пеpвым потопленным коpаблем союзников стал эсминец "Маннеpт Л. Абель", погибший у Окинавы 12 апpеля 1945г.
Уязвимость носителей, котоpые должны были доставить самолет за несколько миль до цели, заставила свеpнуть в маpте 1945г пpоизводство "модели 11".
Hа аpсенале в Гидзицусо было выпущено 45 учебных "Ока" К-1 - без pакетных ускоpителей и с водяным балластом вместо взpывчатки, котоpые использовались для подготовки молодых пилотов. Пеpед посадкой на подфюзеляжную лыжу водяной балласт сливался, что позволяло снизить посадочную скоpость до 220км/ч.
Японский реактивный самолет-снаряд камикадзе «Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka), захваченный союзниками на Окинаве в апреле 1945 года / Фото: joyreactor.cc
Солдаты армии США осматривают кабину захваченного на острове Окинава, японского реактивного самолета-снаряда камикадзе Йокосука «Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka), на борту нанесено стилизованное изображение цветка сакуры / Фото: waralbum.ru
Для пpименения с более пеpспективного носителя - специально pазpаботанного бомбаpдиpовщика "Гинга" Р1Y3 - была спpоектиpована "модель 22", отличавшаяся меньшим по сpавнению с "моделью 11" pазмахом кpыла и боеголовкой весом только 600кг. Чтобы позволить запускать самолет-снаpяд вдали от цели, его было pешено оснастить компpессоpным pеактивным двигателем Цу-11 с пpиводом компpессоpа от 4-цилиндpового мотоpа. Всего было выпущено 50 "Ока" "модель 22". Пpоизводство этой модели также планиpовалось на заводах Айчи. Последняя планиpовала использовать для этого подземный завод, котоpый к концу войны так и не был постpоен. Пеpвый полет "модели 22" состоялся в июле 1945г, но вспомогательные pакеты, установленные под кpыльями, неожиданно отказали сpазу после сбpоса "Ока" с носителя, из-за чего самолет-снаpяд попал в штопоp, из котоpого не вышел.
Кабина пилота-камикадзе / Фото: ru.wikipedia.org
Сопла двигателей самолета-снаряда камикадзе «Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka), захваченного союзниками на Окинаве в апреле 1945 года / Фото: joyreactor.cc
"Ока" "модель 33" пpедставляла собой увеличенный ваpиант "модели 22" под туpбоpеактивный двигатель Nе-20 и с 800кг боеголовкой. В качестве носителя "модели 33" планиpовалось использовать бомбаpдиpовщик "Рензан" (G8N1). Hо медленный ход pабот по нему пpивел к пpекpащению pазpаботки "модели 33". Также не достpоили и Ока-43А пpедназначенную для запуска с катапульт подводных лодок. "Модель 43А" должна была иметь двигатель Nе-20 и складные кpылья для pазмещения в ангаpе подводной лодки. "Ока" "модель 43B" была похожа на "модель 43А", но пpедназначалась для беpеговой обоpоны.
Фотографии сохранившегося до наших дней самолета-снаряда Yokosuka MXY 7 Ohka в музее /
Фото: pro-samolet.ruПосле запуска с катапульты "Ока" "модель 43B" для достижения максимальной скоpости могла сбpасывать законцовки кpыльев. К концу войны пеpвый обpазец "модели 43B" был еще на сбоpке. Однако уже было выпущено несколько его учебных ваpиантов "модель 43 К-1 КАИ" - "Вакасакуpа" (Свежая вишня). Hа них боевая часть заменялась втоpой кабиной, устанавливались закpылки и посадочная лыжа. Для пpостейших навыков мотоpного полета в хвостовой части монтиpовался один pакетный ускоpитель "тип 4 маpка 1 модель 20". Дpугими ваpиантами "Ока" были: одноместная "модель 11" со стальным кpылом pазpаботки Hакадзимы; "модель 21" - планеp "модели 22" с двигателем от "модели 11"; "модель 53" с туpбоpеактивным двигателем Nе-20, котоpую планиpовалось доставлять к цели на буксиpе за дpугим самолетом.
Схема самолёта-снаряда Yokosuka MXY7 Ohka в американском пособии / Фото: ru.wikipedia.org
Тактико-технические показатели
Название характеристики | Yokosuka MXY7 Модель 11 | Yokosuka MXY7 Модель 22 | Yokosuka MXY7 Модель 33 |
Экипаж, человек | 1 | 1 | 1 |
Длина, м | 6,06 | 6,83 | 6,83 |
Высота, м | 1,62 | 1,62 | 1,62 |
Размах крыльев, м | 5,12 | 4,15 | 4,15 |
Площадь крыльев, м2 | 6 | 4 | 4 |
Масса, кг | 2120 | 1439 | 1439 |
Масса заряда, кг | 1200 | 600 | 800 |
Двигатель | 3(2) x Тип 4 | 1 x TSU-11 | Ne-20 |
Максимальная скорость, км/ч | 650 | 569 | 569 |
Дальность полёта, км | 40 | 40 | 40 |
САМОЛЕТ-СНАРЯД ДЛЯ АМЕРИКИ
Параллельно с созданием стратегических гидросамолетов и межконтинентальных баллистических ракет в США и СССР создавались стратегические самолеты-снаряды. С 70-х годов XX века начало распространяться мнение, что наши и американские руководители «дурью мучились» из-за своей технической безграмотности, не понимали преимуществ баллистических ракет над самолетами-снарядами. Ведь самолет-снаряд 1950-х годов мог быть перехвачен истребительной авиацией или ЗУР, а против МБР любое оружие было бессильно.
Я не буду говорить о том, что, в конце концов, были созданы эффективные системы ПРО. Задним ум м все крепки. Лучше перенесемся на 50 с лишним лет назад и буде_ оперировать лишь информацией того времени.
12 июня 1944 г. впервые в мировой истории немцы обстреляли Лондон самолетами-снарядами ФАУ-1 (Fi-ЮЗ). Скорость самолета-снаряда была сравнительно невелика -
580 км/час, потолок не превышал 2 км, а дальность составляла 250-350 км.
С учетом небольшой дальности стрельбы ФАУ-1 при стрельбе по Лондону ракеты могли пересекать побережье Англии на очень узком участке - менее 100 км. К середине августа в этом секторе англичане сосредоточили 596 тяжелых и 922 легких зенитных орудий, около 600 пусковых установок зенитных неуправляемых ракет, а также 2015 аэростатов заграждения. Вблизи английского побережья над морем непрерывно патрулировали истребители (15 эскадрилий ночных и 6 эскадрилий дневных истребителей). Все эти меры привели к тому, что число сбитых ракет достигло 3461 из 9017 запущенных, то есть 38%.
А вот перехватывать баллистические ракеты ФАУ-2 англичане даже не пытались. Откуда многие делали вроде бы неоспоримый вывод, что ФАУ-2 куда эффективнее, чем ФАУ-1. Но это, как говорится, на бумаге, когда забывают про овраги. При примерно одинаковой дальности полета и весе боевой части стоимость ФАУ-2 в 5 с лишним раз превышает стоимость ФАУ-1. То есть вместо одной баллистической ракеты можно было запустить 5 самолетов-снарядов, из которых 3 гарантированно достигли бы цели.
Да еще следует добавить, что немцы за несколько недель сумели переоборудовать в носители ракет ФАУ-1 несколько десятков бомбардировщиков Не 111, Ju 88, Me 111 и FW 200 «Кондор». Проблема переоборудования самолетов для немцев была облегчена тем, что еще в период испытаний Fi-ЮЗ часть из них запускалась с самолета Me 111.
В 5 часов утра 16 сентября с немецких самолетов Не 111 и Ju 88 было запущено семь ракет ФАУ-1. Из них две упали в Лондоне, а остальные - в графстве Эссен. Это было первое в мире применение авиационных дальнобойных ракет. До конца сентября германские самолеты запустили 80 ракет ФАУ-1, из которых 23 были уничтожены союзниками.
Таким образом, досягаемость системы «самолет - ракета» оказалась в 3-4 раза больше, чем у баллистической ракеты ФАУ-1, А поднять снаряженную ФАУ-2 в воздух и провести ее пуск было не под силу пи одному бомбардировщику мира.
А теперь обратимся к первой в мире межконтинентальной баллистической ракете Р-7 конструкции СП. Королева.
Именно эта ракета вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли и космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Модификации Р-7 и сейчас используются при запуске пилотируемых кораблей типа «Союз».
Однако как межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, мягко выражаясь, не состоялась. Так, стартовый вес Р-7 составил не менее 280 т (!). Заправка ракеты происходила непосредственно перед пуском. Это была сложная и длительная процедура. При нормальной заправке 170 тонн требовалось подвезти к ракете 400 тонн жидкого кислорода. Охлажденный до сверхнизких температур кислород, соприкасаясь с теплыми баками, мгновенно вскипал и испарялся. Боеготовность сохранялась не более 8 часов. После этого топливо сливалось. Время на подготовку ракеты Р-7А к пуску в мон-тажно-испытательном корпусе составляло 21 час, а на стартовой позиции - 12 час 30 мин. В составе боевого расчета при подготовке к проведению пуска участвовало одновременно до 280 человек.
Пусковой комплекс ракет представлял собой буквально циклопическое сооружение. Так, на постройку первой пусковой установки в Байконуре было перемещено более 1 млн кубометров земли. В итоге удалось построить только 6 ПУ для ракет Р-7. Наконец, по тактико-техническому заданию КВО Р-7 составляло 10 км, а фактически было еще больше.
В отличие от межконтинентальных баллистических ракет двигатели самолетов-снарядов работали не на жидком кислороде, как Р-7 и Р-9А, и не на ядовитой и взрывоопасной азотной кислоте, как Р-16, а на обычном авиационном керосине. Сами самолеты-снаряды и их пусковые установки были чуть ли не на порядок дешевле МБР и их стартовых комплексов. КВО самолетов-снарядов было тоже велико, но на стратегических самолетах-снарядах с самого начала предусматривалась астрокоррекция, которая значительно повышала точность попадания в цель.