Ольга преображенская. Смотреть что такое ""Синяя борода"" в других словарях
БАЛЕТ
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.
И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский
Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)
Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.
Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.
Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.
Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.
Фото: предоставлено пресс-службой Dance Open
Венский государственный балет раскроет тайну Синей бороды
(0)XV сезон крупнейшего в России фестиваля балета DANCE OPEN откроет вечер одноактных балетов в исполнении балета Венской государственной Оперы. Насладиться выступлением одной из старейших в Европе балетных трупп можно будет 16 апреля.
На основной сцене Александринского театра петербургскому зрителю представят уникальную программу - ее сформировал величайший танцовщик современности Манюэль Легри (в прошлом премьер Парижской Оперы, а ныне - вот уже 15 лет - директор Венского государственного балета). Каждый эпизод программы - образец блестящей техники и тонкой драматургии.
Первая зарисовка - совместная работа братьев-близнецов Иржи и Отто Бубеничеков «Дыхание души». Иржи создал хореографию, по настроению лиричную и очень светлую, а Отто выступил в роли художника и одного из композиторов. Изящная миниатюра явится напоминанием о цикличности бытия, о неотвратимости финала и вечности новой весны, приносящей умиротворяющую грусть и радость одновременно… Стоит отметить, что на столь глубокие и философские размышления Иржи вдохновил альбом с репродукциями Леонардо да Винчи, который однажды летним вечером ему подарила балерина Мари-Аньес Жило.
Второй эпизод - филигранная, если не сказать каллиграфическая, миниатюра «Наперекосяк», поставленная дуэтом Пола Лайтфута и Соль Леон на музыку Россини. 15-минутная постановка, полная юмора, бешеного ритма и иронических цитат, требует от танцовщиков не только виртуозной техники, но и таланта актерского прочтения материала. Недаром она уже 20 лет очаровывает зрителей по всему миру.
Заключительная история - постановка «Тайна Синей Бороды» Штефана Тосса на музыку Филипа Гласса. Страдание и страсть, вечное противоборство мужского и женского, безнадежный и бесконечный поиск любви, борьба с потаенными страхами и горечью сокровенных воспоминаний - такой разговор заворожит и затянет любого, как омут из тревожного и яркого сна.
Уже сегодня в Санкт-Петербурге стартует юбилейный, 15-й по счету международный фестиваль Dance Open. Разбираемся, что в этом году приготовили организаторы
Г лавные ключи нынешнего фестиваля — это четыре балета из разных стран мира. Все они на время Dance Open обосновались под крышей Александринского театра. Помимо основной на фестивале существует важная и интересная off-программа. Но давайте по порядку.
Венская балетная труппа основана почти 400 лет назад, и все это время считается одной из самых значимых в мире. С 2010-го ее возглавляет Манюэль Легри, из сезона в сезон уверенно доказывающий, что классический и современный танцы естественным образом могут переплетаться. Для того чтобы идти вперед, современности отнюдь не обязательно бунтовать против классики. Еще одно подтверждение тому — новое произведение Венской труппы, вечер одноактных балетов «Тайна Синей Бороды». В него входят «Дыхание души» (хореография Иржи Бубеничека, музыка Баха, Пахельбеля, Хофштеттера и Отто Бубеничека, брата-близнеца хореографа), «Наперекосяк» (хореография Пола Лайфута и Соль Леон, музыка Джоаккино Россини) и собственно «Тайна Синей Бороды» (хореография Штефана Тосса, музыка Филипа Гласса). Части трилогии — о жизни, смерти, любви и страсти. На первую братьев-создателей вдохновил альбом Леонардо да Винчи. От него, видимо, в «Дыхании души» столь острое ощущение жизни и ее конца. Во второй части это ощущение нарастает, но появляется юмор (вещь, в балете встречающаяся не так уж и часто). И наконец, разрешается все третьей историей — честным и бескомпромиссным исследованием отношений Мужчины и Женщины.
Что будет, если соединить Прокофьева с Кеннетом МакМилланом, добавить Курентзиса, пермский балет и солистов Ковент-Гардена? Чуда не избежать, оно, конечно же, случается. В первом спектакле «Ромео и Джульетта» в хореографии МакМиллана блистали Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн. Позднее именно макмиллановская версия шекспировской трагедии стала канонической для европейского балета. У нас таким считается вариант Леонида Лавровского. К труднейшей хореографии МакМиллана, основанной на музыке Прокофьева, российская танцевальная труппа решилась подойти впервые. Заручившись поддержкой фонда британского хореографа, солистов Королевского театра, а также итальянских художников, главный балетмейстер пермской труппы Алексей Мирошниченко создал действительно важное произведение.
Дрезденский театр привез в Петербург три очень разных одноактных балета, объединенных одним вечером. Что еще у них общего? Видимо, нечто на уровне философии (потому что и стиль, и хореография разнятся принципиально). Как обещают организаторы Dance Open, «это напряженная рефлексия, настойчивая попытка понять, что есть танец, какое место определено ему в человеческой жизни».
«Танцевальная сюита» — способ Алексея Ратманского воплотить в движения музыку Штрауса. Во «В другом пространстве» хореограф Понтус Линдберг пытается перевести поэзию Джалаладдина Руми на язык танца. В помощь — музыка Макса Рихтера. Ну и, наконец, «Кактусы», где хореограф Александр Экман при «поддержке» трех композиторов (Шуберт, Бетховен, Гайдн) и 16 танцовщиков иронически высказывается на тему современной танцевальной культуры, а заодно — и отношений с критиками.
Два Эдварда, Григ и Клюг, предстанут на сцене Александринского театра с новой версией балета «Пер Гюнт». Об этом спектакле уже много говорят: о его структурной сложности, о постановочных победах. Но особенно ценным кажется то, что хореограф вступает в честный диалог с собой и миром. В этом диалоге — и трагедия, и ирония. Неудивительно, что партию Пера Гюнта Клюг доверил одному из самых выразительных танцовщиков современности, премьеру Мариинки Денису Матвиенко.
В нынешнем году off-программа Dance Open включает сразу две выставки. Первая посвящена Сергею Прокофьеву и проходит с 15 по 22 апреля в фойе Новой сцены Александринского театра. Экспозицию в честь 125-летия со дня рождения композитора назвали «Прокофьев. Гимн любви» и посвятили ее «Ромео и Джульетте». Здесь и афиши первых постановок балета, и фото легендарных исполнителей главных партий, и даже костюмы, созданные вручную для спектакля пермской оперы.
Вторая выставка называется «15 мгновений весны» и проходит в «Цифербурге» на Большой Конюшенной. Основа экспозиции — фотографии сегодня уже признанных балетных гениев: Ульяны Лопаткиной, Натальи Осиповой, Дениса Матвиенко и других — в моменты исполнения своих коронных партий. Неравнодушным к танцу стоит обратить внимание на то, что в рамках off-программы состоится мастер-класс художественного руководителя труппы балета Марибора Эдварда Клюга. То есть хореограф не только привезет на Dance Open свою новую работу, но и поделится секретами мастерства. Мастер-класс назначен на 24 апреля. Участие, конечно же, исключительно по предварительной записи.
Звездный концерт фестиваля Dance Open — всегда событие: организаторы стараются собрать лучших артистов сезона с их выдающимися номерами на одной сцене. Юбилейный фестиваль преподносит зрителям особый подарок. На подмостки выйдет сам Манюэль Легри — ныне художественный руководитель венской балетной труппы, а в прошлом один из лучших танцовщиков мира. В 2015 году Легри впервые привез вверенную ему труппу на фестиваль (тогда публика увидела балет «Обратный отсчет»), а в нынешнем 2016-м он не только покажет достижения своих подопечных в упомянутом выше вечере одноактных балетов, но и напомнит о своем блистательном прошлом.
Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Синяя Борода". Балет в четырех сценах и трех интермедиях с двумя прологами. Композитор Ж. Оффенбах. Либретто и постановка М. Фокина. Художник М. Вертэ. Первое представление: г. Мексике Балетный театр, 27 октября 1941 г.
Действующие лица: Король Бобеш. Клементина, его жена. Принцесса, сначала в роли пастушки Флеретты. Принц Сапфир. Граф Оскар, министр. Рыцарь Синяя Борода. Пополани, алхимик Синей Бороды. Булотта, крестьянская девушка. Дамы, кавалеры, пажи. Крестьянки, крестьяне.
Король Бобеш давно мечтает а рождении наследника. Годы идут, а наследника все нет. Правда, королева Клементина подарила ему дитя, но это девочка, а не наследник. Вот почему король невзлюбил ребенка и постарался избавиться от него. С помощью доверенного лица, своего министра Оскара, король тайком снаряжает девочку в дальний путь. Ее укладывают в корзинку, корзинку - в лодку. И пускают по реке.
Проходят годы. Молодой и бравый король превращается в старика. Королева же с годами становится все более любвеобильной.
Пять раз обнаруживал король в апартаментах королевы ее возлюбленных. Каждого из них он приговаривал к смертной казни. Но ни одного не постигла эта страшная участь. Королевский министр Оскар, единственный, кому король мог доверить столь ответственное поручение, очень любил получать взятки. Избранники же королевы, люди состоятельные, делали все для того, чтобы утолить денежные аппетиты министра. И настолько в этом преуспели, что ни один из них не был повешен.
На склоне лет король почувствовал гнет одиночества, его замучили угрызения совести и тогда, позвав своего министра Оскара, он поручил ему разыскать свою дочь.
Граф Оскар пустился в путь, деятельно искал, расспрашивал людей и, наконец, нашел ее. Принцесса, ничего не зная о своем высоком происхождении, скромно жила среди пастухов и пастушек под именем Флеретты. Она полюбила молодого пастуха, вовсе не подозревая, что это не пастух, а принц Сапфир. Найдя ее, и по сохранившейся корзинке удостоверившись, что она и есть принцесса, граф Оскар открыл ей тайну ее происхождения.
Девушка обрадовалась словам графа Оскара, но ее мучили сомнения и неизвестность - как отнесется к этому ее любимый пастух, узнав, что она принцесса. Не перестанет ли ее любить?
Принц тоже опасался открыть Флеретте свое настоящее имя, полагая, что пастушка заподозрит его в нечестных намерениях. В разгар этих событий и появился рыцарь Синяя Борода. Он пятикратно вдовел, поручал своему алхимику Пополани отправлять на тот свет каждую из пятерых своих жен. Сейчас Синяя Борода подыскивал себе новую жену. Вокруг него цветник девушек, но ни к одной из них он не испытывает симпатии.
Одни, испуганные его синей бородой, отворачиваются от него. Те же, что посмелей, не вызывают в нем интереса. И только краснощекая, крепко сложенная пастушка Булотта привела рыцаря в восторг тем, что панибратски хлопает его по плечу.
Синяя Борода готов незамедлительно вести Булотту под венец. И та непрочь. Но нежданно-негаданно влюбчивый рыцарь увидел пастушку Флеретту, то есть Принцессу. По сравнению с пышущей здоровьем и силой Булоттой Принцесса кажется ему совсем неземной. Синяя Борода влюбляется в нее.
А теперь новые трудности: как избавиться от Булотты? Пошептавшись с алхимиком Пополани, Синяя Борода угощает пышную красавицу глотком какого-то напитка. Та падает замертво, как и пять предыдущих жен Синей Бороды. Но Пополани вовсе не злодей, он щекочет перышком нос Булотты, она чихает и возвращается к жизни. А затем Пополани проделывает то же самое с остальными женами рыцаря, тоже якобы отравленными алхимиком.
Действие переносится во дворец короля Бобеша. Радостная встреча Принцессы с родителями омрачена тем, что ее собираются выдать замуж за какого-то принца Сапфира. Прелестная девушка и слышать о нем не хочет. Она любит своего пастуха и все остальные претенденты на ее руку и сердце ненавистны ей. Тут в дворцовый зал входит принц Сапфир. О радость! - девушка узнает в нем своего возлюбленного, а он в ней - свою нежную Флеретту. Казалось бы, все пришло к полному благополучию. Так нет же: бурей врывается Синяя Борода и предъявляет свои права на Принцессу. Дуэль!
Принц Сапфир ранен. Как трогательно ухаживает за ни.м Принцесса. Синяя Борода требует, шумит, грозит. Но в это время чинно входят пять женщин в масках. Все в недоумении. Маски сняты... и перед собравшимися предстали пять жен Синей Бороды. Они так обворожительны, что пять бывших воздыхателей королевы тут же повели их под венец. Выздоровевший принц и Принцесса составили очаровательную пару, а Синяя Борода убедился в том, что лучшей жены, чем Булотта, ему вовек не сыскать.