Олень и черепаха (Кубинская народная сказка). Как братец черепаха победил братца кролика Сказка олень черепаха краткое содержание
Кажется, мы вчера толковали о том, что в старые времена, когда звери жили, как добрые соседи, никто не мог тягаться в хитрости с Братцем Кроликом? - сказал дядюшка Римус.
Да, - ответил Джоэль. - Ты про это и говорил.
Ну вот, я и запамятовал совсем, что один раз Братец Кролик дал маху, а Братец Черепаха сбил с него спесь.
Как это было, дядюшка Римус?
А вот как, сынок.
Скакал один раз Кролик по дороге - скок-поскок! скок-поскок! - и повстречался ему старый Братец Черепаха. То-то они обрадовались! Вот Кролик тут и скажи, что он очень благодарен Братцу Черепахе с того самого дня, как тот прыгнул Старому Лису на макушку.
Да, - сказал Братец Черепаха, - твоё счастье, что удалось тебе схорониться в очаге. Не то Братец Лис живо догнал бы тебя и поймал.
Ну, дудки, раньше я б его поймал! Просто мне не хотелось оставить Матушку Мидоус и девочек, - сказал Кролик.
Толковали они, толковали, и зашёл у них спор, кто из них быстрей. Братец Кролик говорит, что обгонит Братца Черепаху, а Братец Черепаха - тот об заклад готов биться, что обгонит Кролика.
Спорят они и так и этак, а потом Братец Черепаха и говорит:
Ладно. У меня дома за очагом спрятана бумажка в пятьдесят долларов - ставлю их на кон в том, что обгоню тебя.
И Кролик сказал, что у него тоже есть пятьдесят долларов, он готов спорить, что обгонит Братца Черепаху.
Вот побились они об заклад и выложили денежки, а старого Братца Сарыча выбрали судьёй. Отмерили они пять миль, в конце каждой мили поставили столб.
Братец Кролик должен был бежать по большой дороге, а Братец Черепаха сказал, что поскачет лесочком. Все объясняли ему, что дорогой легче бежать, но старый Братец Черепаха себе на уме.
Позвали смотреть на забаву матушку Мидоус с дочками и всех соседей, и все обещали прийти.
Кролик упражнялся каждый день; он прыгал совсем как кузнечик. А старый Братец Черепаха - тот всё лежал в болоте. У него была жена и четверо деток, и все они были похожи на него точь-в-точь. Отличить их друг от дружки - подзорное стекло возьмёшь и то ошибёшься.
Вот пришёл назначенный день, и в этот день старый Братец Черепаха, и его старуха, и четверо деток - все встали до зари и отправились на место.
Старуха осталась у первого столба, детки у других столбов, а сам старый Братец Черепаха - у последнего.
Ну, стал собираться народ. Судья Сарыч пришёл, и Матушка Мидоус с девочками, и Братец Кролик прискакал, весь разодетый: на шее ленты, на ушах - ленты. Весь народ пошёл на дальний конец дорожки, чтобы смотреть, кто прибежит первым. Вот настало время, судья Сарыч вытаскивает свои часы и кричит:
Джентльмены! Вы готовы?
Братец Кролик отвечает «Да!», и старая Сестрица Черепаха кричит «Да!» из своего лесочка. Кролик как припустит! А старая Черепаха потихоньку - и домой. Судья Сарыч вскочил и полетел вперёд, смотреть, чтобы всё шло по правилам. Когда Кролик добежал до первого столба, один сынок Черепахи выполз из лесочка. Кролик кричит:
Где ты, Братец Черепаха?
Ползу, ползу, - отвечает сынок.
Ага! А я впереди! - сказал Братец Кролик и поскакал быстрей прежнего.
Добежал до другого столба - второй сынок выползает из лесочка.
Где ты, Братец Черепаха? - кричит Кролик.
Тащусь, тащусь помаленьку!
Как стрельнёт Братец Кролик - мигом примчал к следующему столбу. А тут ещё сынок. Потом ещё столб и ещё сынок. Только миля осталась. Кролик уж думал, что победил. Тут старый Братец Черепаха поглядел на дорогу и видит - летит судья Сарыч. Выполз Братец Черепаха из лесочка, перелез через канавку, пробрался сквозь толпу и спрятался за последним столбом.
Подбегает к столбу Кролик. Ему не видать было Братца Черепаху, он и кричит судье:
Деньги мои, судья Сарыч! Деньги мои!
Тут Матушка Мидоус с дочками ну хохотать. А старый Братец Черепаха вылез из-за столба и говорит:
Дайте только дух перевести, уважаемые леди и джентльмены. А денежки-то выиграл я!
И правда. Привязал Братец Черепаха кошелёк себе на шею и отправился домой, к своей старухе и деткам.
Так ведь это просто обман был, дядюшка Римус!
Ну, конечно, дружок, просто хитрая шутка. Сперва стали звери шутить друг над дружкой, а от них научились люди, так оно идёт и идёт. Ты гляди в оба, сыночек, чтобы никто над тобой не подшутил так, пока ты молод. Потом уж будет трудней, когда волосы у тебя станут седые, как у старого негра.
Урок 2 7. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»
Цели: формировать представления о менее древних сказках; провести анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты менее древней сказки (ценность благородного поведения героев), черты просто древней сказки (ценность хитрости и ловкого обмана) и одновременно черты самой древней сказки (этиологический смысл).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания. Чтение текста в учебнике на с. 84 до вопросов.)
А вы сумеете различить эти черты? По каким признакам? (Примерный ответ: а) самые древние сказочные истории рассказывают о причинах природных явлений и объясняют все самое важное; б) просто древние сказочные истории рассказывают о ценности хитрости и ловкого обмана.)
Проверьте свои знания.
(Самостоятельное выполнение № 8 (тетрадь для самостоятельной работы, с. 17) с последующей проверкой.)
III. Работа по теме урока
О чем рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)
Найдите, какое название дали таким сказкам.
Digitized by Google
(Учитель выставляет табличку.)
Менее древние сказочные истории
Познакомимся с одной из них.
Найдем на карте мира, где располагается эта страна.
Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав-маха».)
Найдите в сноске объяснение слова «маха».
(Дети по цепочке читают сказку на с. 84-88.)
Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это.
Кто герои этой сказки?
Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)
А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова. («Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом».)
Кто помогал разрешить спор? (Мул и вол.)
Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)
Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Онаумная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)
Докажите словами из текста. Какой план у нее возник? Прочитаем.
(Дети читают отрывок на с. 88 по ролям.)
Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман; благородство и великодушие героев.)
Кто умный и хитрый?
А кто благородный и великодушный?
А что наказывается в этой сказке? (Неблагодарность и зло.)
Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказочной истории; б) к просто древней сказочной истории; в) к менее древней сказочной истории? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)
Докажите свою точку зрения.
Кто запомнил эту сказку и может ее пересказать?
Хитрый план черепахи
Легко ли вам было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)
Найдите их и зачитайте.
На какую сказку эта сказка похожа по построению? (На сказку-цепочку.)
Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 89.
VI.Рефлексия
Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, вы все поняли, то поднимите зеленый круг. Если вы чувствовали себя неуверенно, затруднялись в ответах на вопросы, то поднимите красный круг.
VII. Подведение итогов урока
Какой вывод сделали?
Чему же учат менее древние сказки?
Домашнее задание
1. Пересказать сказку (учебник, с. 84-88).
2. Подобрать к ней пословицы (по желанию).
Урок 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок
Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов. Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы.
Тест
1. Кто герои сказки?
а) собака, кролик, обезьяна;
б) старик, старуха, рыба;
в) черепаха, кролик и удав.
2. Как кролик спасал удава?
а) бросил ему веревку;
б) сбросил в яму ветки;
в) дал ему лапу.
3. Из-за чего у животных вышел спор?
а) удав хотел съесть кролика;
б) кролик не захотел лезть в яму;
в) удав не мог выбраться из ямы.
4. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?
а) жадность;
б) хитрость;
в) неблагодарность. Проверим выполнение задания.
Вспомните, с какими индийскими сказками мы познакомились на уроках.
Чему они учили людей?
Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)
III. Постановка цели урока
Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой.
Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хитрый шакал».)
Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?
Прочитаем и узнаем.
IV. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89-95.)
Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)
Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)
Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?
Миша нашел главные слова в конце, а Маша - ближе к началу. Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.
(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)
Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?
Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ.
В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
За благородный поступок героя хотят съесть;
Возникает спор;
Герои обращаются за помощью к третьему лицу;
Спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
В конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)
Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.)
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебпику
На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.
Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр...».
О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них - шакал - помог человеку.)
Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)
О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)
Вам понравился шакал?
Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.
Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)
Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)
А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)
2. Работа в тетради для самостоятельпой работы
(Выполнение № 11 (с. 22-25).)
VII. Рефлексия
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:
Зеленый - ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;
Желтый - есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;
Красный - тебе было трудно.
Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)
VIII. Подведение итогов урока
С какой сказкой вы познакомились?
Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей?
Домашнее задание
Первый вариант - пересказать первую часть сказки, второй вариант - пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89-95).
Кубинская народная сказка
Та черепаха, о которой рассказывают сказки, была не только умна и хитра, но также необычайно ловка. Достаточно сказать, что она умела забираться на банановые деревья и там лакомиться спелыми фруктами.
Так вот однажды черепаха нашла прекрасное банановое дерево, на верхушке которого росли гроздья желтых плодов. Не долго думая, она вскарабкалась на него и стала обкусывать бананы и бросать их на землю, чтобы потом унести и съесть.
А дерево это стояло на земле человека, в услужении у которого был ястреб-аура. Огромная птица сидела на верхушке похожего на бутылку дерева сейба и внимательно наблюдала за окружающим. Случилось так, что, когда черепаха взобралась на дерево, ястреба не было - он отлучился поохотиться, но когда вернулся, то сразу заметил - в хозяйском саду творится что-то неладное.
Не успела черепаха сбросить на землю третью гроздь, как зашумели крылья и что-то черное, красное обрушилось на нее с неба. Сильные когти подхватили черепаху, и она стремительно взлетела в воздух. "Кто это мог скогтить меня? - подумала черепаха. - Только у ястреба-аура черное, покрытое перьями тело и красная голова. Это он!"
Послушай, добрая птица, - обратилась она к ястребу, - ты, наверное, хочешь наказать меня за бананы?
Так, - буркнул ястреб, продолжая подниматься все выше и выше.
Мудрая птица, - сказала черепаха, - ты совершенно права, что собираешься предать меня смерти. Воровать чужие бананы это действительно ужасно. Правда, я не виновата, что у меня нет сада и что я больше всего на свете люблю бананы. Я также не виновата, что у твоего хозяина кроме этого дерева есть еще сто деревьев...
Так, - ответил ястреб, высматривая, куда бы швырнуть добычу.
Но я готова помочь тебе и выберу для себя самое ужасное наказание. Ведь твоему хозяину не понравится, если я останусь жива и снова начну наведываться в его сад. У меня есть большая просьба. Внизу под нами я вижу скалы, лес и озеро...
Так... - Ястреб уже кружил, выбирая для черепахи место казни.
Просьба моя в том, чтобы ты бросил меня на скалы.
"Что-то она хитрит! - подумал ястреб. - Полечу-ка я лучше к лесу". И он направился прочь от скал.
Прекрасно! - воскликнула черепаха. - Уж раз не довелось мне падать на камни, то сойдут и деревья. Я очень благодарна тебе. Поскорее разжимай когти!
"Уж больно ты хочешь, голубушка, упасть на лес, - подумал ястреб, - но тебе не провести меня!" И он разжал когти, пролетая над озером.
Когда через несколько дней черепаха снова приползла к банановому дереву, на верхушке дерева сейба никого не было. Хозяин прогнал плохого сторожа. Вот почему красноголовые ястреба-аура до сих пор ненавидят черепах и, если удается, охотятся на них, разбивая пойманных черепах о камни.
Олень и черепаха
В лесу, на западной оконечности острова, жил гордый, самолюбивый олень. Он был так горд, что не замечал никого из животных, и так сам любил себя, что если ему и случалось кого-нибудь заметить, то он останавливался и говорил с ним только о себе.
Однажды олень повстречал черепаху.
А, это ты! - Он снисходительно кивнул головой, увенчанной прекрасными тонкими рогами. - Не хочешь ли поболтать?
Отчего бы и нет, - миролюбиво согласилась черепаха. - А о чем мы будем говорить?
Как о чем? Конечно, обо мне. Или ты не знаешь, что я самый красивый, самый умный и самый быстрый в лесу?
"Пожалуй, что только самый красивый!" - подумала черепаха и решила проучить оленя.
Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, - сказала она. - Но вот насчет того, что самый быстрый... Откуда ты это взял?
То есть как... - растерялся олень. - Не хочешь ли ты сказать?..
Вот именно, - перебила его черепаха. - Готова побиться о заклад, что, если захочу, даже я - самая медлительная - обгоню тебя. Идет?
Идет!
Олень был вне себя от гнева.
Можешь звать на состязание всех своих родственников, - добавила черепаха.
Не нужны мне никакие родственники! Я сам сумею постоять за себя. Ты не проковыляешь и пяти шагов, как я уже пролечу весь путь! Побежим завтра вокруг озера?
Как хочешь.
Олень, фыркая от негодования, удалился, а черепаха той же ночью обошла всех своих родичей и каждого пригласила посмотреть, как она будет состязаться с оленем.
На другой день олень и черепаха сошлись на берегу.
Ты все-таки решил никого не приглашать? - сказала черепаха. - Напрасно, родная кровь в трудную минуту...
Довольно молоть чепуху! - прервал ее олень. - Начнем?
Начнем.
Они попросили братца кролика, который грыз неподалеку принесенный с огорода клубень маланги, быть судьей и стали рядом около пенька. Братец кролик сосчитал до трех, махнул пальмовым листом, и олень как ветер сорвался с места, а черепаха, к большому удивлению кролика, проковыляв три шага, вернулась и уселась рядом с ним.
Между тем олень мчался с такой скоростью, что пальмовые стволы мелькали мимо него, как стрелы. Он пробежал четверть пути, как вдруг увидел, что впереди него... ковыляет черепаха! Не успел он обогнать ее, как увидел на половине пути вторую черепаху. И так, куда бы он ни прибегал, он видел черепах, которые спешили на состязание и которых он принимал - ведь все черепахи на одно лицо! - за свою соперницу.
Утомленный, еле передвигая ноги, доплелся он до того места, откуда начинался бег, и там тоже увидел... черепаху.
Она сидела на пеньке и обсуждала с кроликом последние лесные новости.
Побежденный (как он думал) олень понурил от стыда голову и скрылся в лесной чаще.
Что с ним? - удивился кролик. - Первый раз вижу, чтобы олень вел себя так робко и скромно.
Вот и хорошо, - ответила черепаха, - таким он мне нравится больше. Сказать правду, красивее и быстрее его в нашем лесу никого нет. Вот только вряд ли он самый умный...
Она посмотрела с пенька вдаль и добавила:
Ага, бредут!.. Сейчас я познакомлю тебя со своими родственниками. Они не красивы и не очень умны, но в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь.
Сказка афро-американцев США
Бежал братец Кролик однажды по дороге, весело так, вприпрыжку — лйппити-клйппити, клйппити-лйппити! — и встретился ему братец Черепаха.
Остановились они, разговорились. Стал братец Кролик благодарить братца Черепаху за то, что тот вмешался в драку, случившуюся недавно в доме матушки Мидоус.
Посмеялись они над тем, как трусливо удирал тогда братец Лис, а Черепаха тут и скажи:
— Вот если бы я побежал вдогонку за братцем Лисом, ему ни за что не уйти бы!
— Я и сам его в два счета догнал бы,— ответил Кролик,— не хотелось только матушку Мидоус и девочек одних оставлять.
Слово за слово — начался у них спор: кто быстрее бегает? Братец Кролик кричит:
— Я!
Ну а братец Черепаха — тот в грудь себя бьет и кричит:
— Нет, я!
Спорили они так да шумели, и тут братец Черепаха сказал:
— Ну вот что, братец Кролик, я готов побиться об заклад, что обгоню тебя. Ставлю пятьдесят долларов — есть у меня целая бумажка, я ее у себя за дымоходом прячу.
На это Кролик ответил:
— У меня у самого есть пятьдесят долларов. Я не только обгоню тебя, братец Черепаха, а еще успею поле ячменем засеять и урожай собрать, пока ты будешь плестись!
Побились они, значит, об заклад, сбегали домой за деньгами и пригласили судьей старого Сарыча.
Потом стали готовиться к бегу. Отмерили пять миль и в конце каждой мили поставили по столбику. Братец Кролик решил бежать по большой дороге, а братец Черепаха объявил, что побежит лесом. Как ни уговаривали его, как ни убеждали, что по дороге бежать гораздо легче, он стоял на своем: братец Черепаха знал, что делает!
Матушка Мидоус с девочками и все остальные соседи быстро прослышали о споре и обещали прийти в назначенный час.
Братец Кролик — этот готовился без устали, каждый день подолгу бегал, а уж прыгал — что твой кузнечик! Братец же Черепаха — тот целые дни проводил у себя в болоте. Была у него жена и четверо сыновей, у братца Черепахи-то, и каждый из них — ну ни дать ни взять вылитый братец Черепаха! Увеличительное стекло возьми — и то, пожалуй, не отличишь их друг от друга!
Вот настал назначенный день. Солнышко еще не взошло, а братец Черепаха и все его домочадцы уже были на своих местах. Жена осталась в леске неподалеку от первого столбика, каждый из сыновей пристроился у своего столбика, а сам братец Черепаха расположился вблизи от последнего столбика.
Мало-помалу начали собираться зрители. Появился судья Сарыч, пришла матушка Мидоус с девочками. А вот и братец Кролик — нарядный такой, на шее к на ушах разноцветные ленточки! Собрались все и направились к другому концу дороги: посмотреть, кто придет первым.
Наступила решающая минута. Судья Сарыч с важным видом вышел вперед, достал из жилетного кармана часы и громко спросил:
— Ну как, джентльмены, готовы? Братец Кролик тотчас откликнулся:
— Я готов!
И жена братца Черепахи тоже ответила, что можно начинать.
Дал Сарыч команду, и Кролик стрелой понесся по дороге.
А жена Черепахи бочком-бочком — да к себе в болото. Ну а Сарыч — тот полетел вперед над дорогой: он ведь был судьей, братец Сарыч-то, ему положено было следить за тем, чтобы все шло честно, по правилам.
Добежал братец Кролик до столбика, а один из сыновей братца Черепахи выполз в это время из лесочка.
Братец Кролик крикнул:
— Ты где, братец Черепаха?
— Здесь я,— послышалось в ответ,— ползу помаленьку. Братец Кролик немного удивился и прибавил ходу. Когда
же он подбежал к следующему столбику, другой сынок братца Черепахи выполз из леска. Братец Кролик окликнул его и опять услыхал в ответ:
— Ползу помаленьку.
И еще раз повторилось то же самое, и еще. Наконец Кролику осталось пробежать одну только милю — и денежки у него в кармане!
Тем временем братец Черепаха увидел, что над дорогой летит судья Сарыч, и понял: пора действовать. Выполз он из леска, перебрался кое-как через канаву и на виду у толпы зрителей притаился за последним столбиком.
Тут на дороге показался Кролик. Добежал он до столбика, с победным видом огляделся по сторонам и завопил во все горло:
— Я выиграл, я выиграл, братец Сарыч! Деньги мои!
Тут все как начали хохотать! А матушка Мидоус с девочками — те едва не лопнули со смеху. Вышел из-за столбика братец Черепаха и сказал:
— Уважаемые леди и джентльмены! Думается мне, что деньги-то выиграл я. Вот отдышусь немножечко и заберу их.
С этими словами взял братец Черепаха кошелек с деньгами, повесил его себе на шею и как ни в чем не бывало отправился домой.
В лесу, на западной оконечности острова, жил гордый, самолюбивый олень. Он был так горд, что не замечал никого из животных, и так сам любил себя, что если ему и случалось кого-нибудь заметить, то он останавливался и говорил с ним только о себе.
Однажды олень повстречал черепаху.
- А, это ты! - Он снисходительно кивнул головой, увенчанной прекрасными тонкими рогами. - Не хочешь ли поболтать?
- Отчего бы и нет, - миролюбиво согласилась черепаха. - А о чем мы будем говорить?
- Как о чем? Конечно, обо мне. Или ты не знаешь, что я самый красивый, самый умный и самый быстрый в лесу?
"Пожалуй, что только самый красивый!" - подумала черепаха и решила проучить оленя.
- Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, - сказала она. - Но вот насчет того, что самый быстрый… Откуда ты это взял?
- То есть как… - растерялся олень. - Не хочешь ли ты сказать?..
- Вот именно, - перебила его черепаха. - Готова побиться о заклад, что, если захочу, даже я - самая медлительная - обгоню тебя. Идет?
- Идет!
Олень был вне себя от гнева.
- Можешь звать на состязание всех своих родственников, - добавила черепаха.
- Не нужны мне никакие родственники! Я сам сумею постоять за себя. Ты не проковыляешь и пяти шагов, как я уже пролечу весь путь! Побежим завтра вокруг озера?
- Как хочешь.
Олень, фыркая от негодования, удалился, а черепаха той же ночью обошла всех своих родичей и каждого пригласила посмотреть, как она будет состязаться с оленем.
На другой день олень и черепаха сошлись на берегу.
- Ты все-таки решил никого не приглашать? - сказала черепаха. - Напрасно, родная кровь в трудную минуту…
- Довольно молоть чепуху! - прервал ее олень. - Начнем?
- Начнем.
Они попросили братца кролика, который грыз неподалеку принесенный с огорода клубень маланги, быть судьей и стали рядом около пенька. Братец кролик сосчитал до трех, махнул пальмовым листом, и олень как ветер сорвался с места, а черепаха, к большому удивлению кролика, проковыляв три шага, вернулась и уселась рядом с ним.
Между тем олень мчался с такой скоростью, что пальмовые стволы мелькали мимо него, как стрелы. Он пробежал четверть пути, как вдруг увидел, что впереди него… ковыляет черепаха! Не успел он обогнать ее, как увидел на половине пути вторую черепаху. И так, куда бы он ни прибегал, он видел черепах, которые спешили на состязание и которых он принимал - ведь все черепахи на одно лицо! - за свою соперницу.
Утомленный, еле передвигая ноги, доплелся он до того места, откуда начинался бег, и там тоже увидел… черепаху.
Она сидела на пеньке и обсуждала с кроликом последние лесные новости.
Побежденный (как он думал) олень понурил от стыда голову и скрылся в лесной чаще.
- Что с ним? - удивился кролик. - Первый раз вижу, чтобы олень вел себя так робко и скромно.
- Вот и хорошо, - ответила черепаха, - таким он мне нравится больше. Сказать правду, красивее и быстрее его в нашем лесу никого нет. Вот только вряд ли он самый умный…
Она посмотрела с пенька вдаль и добавила:
- Ага, бредут!.. Сейчас я познакомлю тебя со своими родственниками. Они не красивы и не очень умны, но в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь..
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении