Очерк “Отец и его музей”: значение отца в формировании бытового и душевно-духовного уклада жизни М.И. Цветаевой
“Отец и его музей” - уже само название этого прозаического произведения обозначает объект писательского исследования - жизнь и деятельность Ивана Владимировича Цветаева.
Если очерк “Мать и Музыка”, посвященный Марии Александровне, носил эссеистический характер, имел главную задачу - через изучение, постижения духовных начал матери познать саму себя; то “Отец и его музей” - проза иной тональности, следовательно, и художественная задача качественно иная.
“Отец и его музей” - это в большей степени публицистика, поэтому вполне понятно, что для этого произведения характерно стремление к объективности (в отличие от очерка “Мать и Музыка”, где явно прослеживаются черты цветаевского субъективизма).
Таким образом, делая вывод о жанровой принадлежности произведения “Отец и его музей”, можно утверждать, что это творение Марины Цветаевой выдержано в духе очерка, зарисовки в более выраженном публицистическом смысле этого обозначения.
Цикл “Отец и его музей” состоит из шести маленьких новелл (шестая - “Визит царицы”). Создан в 1936 году на французском языке; напечатать его Цветаевой не удалось.
“Шарлоттенбург”, “Мундир”, “Лавровый венок” впервые опубликованы в журнале “Звезда” (1970, №10) в переводе дочери поэта А.С. Эфрон.
Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев (1874-1913), сын сельского священника, профессор Московского университета, основатель нынешнего Музея изобразительных искусств, который был открыт в 1912 году и назывался Музеем Александра III.
Первая зарисовка - “Шарлоттенбург”, так назывался район Берлина, где находилась гипсовая литейная, там Иван Владимирович заказывал слепки для будущего музея.
“Мне скоро шестнадцать, Асе - четырнадцать. Три года тому назад умерла наша мать…” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 181. - именно такими словами открывает Марина Цветаева повествование.
Дочери вместе с отцом направляются в небольшой городок Шарлоттенбург; где для них откроется целый мир древнегреческих мифов и легенд, с которым потом неразрывно будет связана поэтическая жизнь Марины.
Стоит отметить характерный для прозы Цветаевой прием (к которому прибегала Марина Ивановна и в очерке “Мать и Музыка”), когда в произведении нет изображения “внешнего облика” героя, мы ни разу не встретим описания внешности Ивана Владимировича; но его образ создается благодаря отображению его поведения, привычек, одним словом, портрет создается отображением внутренних порывов и побуждений, внешних движений.
“Отец мой - страстный, вернее - отчаянный, еще вернее - естественный ходок, ибо шагает - как дышит, не осознавая самого действия. Перестать ходить для него то же, что для другого - перестать дышать” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 181..
В этих строках чувствуется явная аллегория, “ходить” для Ивана Владимировича Цветаева значит трудиться, работать, заниматься любимым делом, он фанатично был предан науке и искусству; без этого он бы “перестал дышать”.
С каждой главой произведения образ главного героя складывается как мозаика из открываемых автором, только ему характерных, качеств, дающих тонкую психологическую картину внутреннего мира Ивана Владимировича. Именно внутренний мир отца интересен для Цветаевой как исследователя.
Вторая новелла, “Машинка для стрижки газона”, рисует комическую ситуацию, выявляющею еще одну грань личности Ивана Цветаева: “отец выглядел именно тем, кем он и был: самым чистым из людей - потому и сомнений быть никаких не могло… Только благодаря таким хитростям и попадают в Царство Небесное” там же. - с. 186..
“Мундир” - яркая, психологически точная новелла. Здесь Марина Ивановна со свойственной ей последовательностью и вниманием к каждой мелочи говорит о скупости своего отца, но это качество здесь перекодировано, сопровождено иной, неожиданной, оценкой. Скупость Ивана Владимировича максимально приближена к положительному полюсу, это скупость духовная, которая бережно относится к ценностям: “… скупость каждого, живущего духовной жизнью и которому просто ничего не нужно…” Цветаева М.И. Проза / Сост., авт. предисл. и коммент. А.А. Саакянц. - М.: Современник, 1989. - с. 187..
И главный удар по скупости был нанесен мундиром; на траты, связанные с его пошивом Иван Владимирович согласился “разве что ради музея”.
“Лавровый венок” изображает нового профессора Цветаева. Это время открытия музея; в Иване Владимировиче бушуют страсти восхищения и смущенное чувство благодарности перед всеми, кто прямо или косвенно был причастен к воплощению его заветной мечты. Цветаев, несомненно, заслуживал быть увенчанным “римским лавром” за подвиг его жизни.
Завершается очерк своеобразным реквиемом. “Отец мой скончался 30 августа 1913 года и три месяца спустя открытия музея. Лавровый венок мы положили ему в гроб” там же. - с. 192..
Благодаря циклу “Отец и его музей” создается полноценный, художественно-завершенный образ Ивана Владимировича Цветаева как личности, великого и бескорыстного подвижника науки и культуры. Но стоит сказать о профессоре Иване Цветаеве не только как о ценной исторической фигуре, но и как об отце поэта. Если в очерке “Мать и Музыка” Марина говорит, что впитала от матери ее внутреннее содержание, ее порывы и стремления; то отец стал наглядным образцом подвижничества, преданности труду, эталоном воплощения в человеке служения науке и культуре.
Неоценимым отличием очерка “Отец и его музей” является максимально возможная объективность и истинность отражаемых фактов.
Иван Владимирович Цветаев явил показательный пример человека искусства для своей дочери, по образу жизни стал в ее понимании истинным спартанцем, целью всего существования которого стало создание музея.
Горячее желание спасти от забвения, не позволить уйти в небытие образу своего отца, а значит и всего того мира, в котором она выросла и который её “вылепил”, побудило Цветаеву к созданию этого автобиографического очерка.
цветаева поэзия семья пушкин
Сегодня, 4 мая, исполняется 170 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева, создателя и первого директора Музея Изящных Искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина в Москве на Волхонке), отца поэта Марины Цветаевой, писательницы Анастасии. Имя И. В.Цветаева широко известно не только в России, но и за её пределами. Российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) сейчас известен скорее как отец Марины Цветаевой, чем как создатель главного московского музея зарубежного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оно и понятно. Пушкинский музей - одна из главных московских достопримечательностей - воспринимается как то, что существовало всегда. Поэтому легче предположить, что этот музей основал, к примеру, Юрий Долгорукий, а не сын нищего священника из провинции.
Иван Владимирович Цветаев родился 4 (16) мая 1847 года в селе Дроздово Шуйского уезда Владимирской губернии в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева. Обучался в Шуйском духовном училище (окончил в 1962 г) и Владимирской духовной семинарии. После учебы в семинарии (1866 г) Иван Цветаев решил стать врачом и поступил в Медико-хирургическую академию. Но через некоторое время он перевелся в Петербургский университет «из-за болезни глаз и из-за склонности к изучению предметов историко-филологического факультета». В 1870г И.В. Цветаев окончил университет с золотой медалью. В 1873 защищает магистерскую диссертацию, в 1877 г. докторскую диссертацию. Затем после работы за границей, преподавания в Варшавском и Киевском университетах, в 1879 г Цветаев стал профессором Московского университета. В МГУ же он был хранителем Кабинета изящных искусств и древностей (с 1879 г. – экстраординарный, с 1885 г. – ординарный профессор, с 1889/90 учебного года – ординарный профессор по кафедре теории и истории искусства). Семья Цветаевых внесла огромный вклад в в духовную и культурную жизнь своей страны, прославив далеко за её пределами. Цветаевы просвещали, напутствовали словом, помогали делом, вкладывая силу сердца и духа.
Варвара Дмитриевна Иловайская (1858 – 1890) была дочерью известного историка Дмитрия Ивановича Иловайского. Профессиональная певица, обучавшаяся в России и Италии, где проводила немало времени, она вышла замуж за Цветаева в 1880 году, в возрасте 21 года. Ивану Владимировичу на тот момент было 33 года. Супруги поселились неподалеку от Патриарших, в Трехпрудном переулке, в деревянном доме, отданном в приданое дочери Иловайским. Десять лет прошли счастливо. Варвара Дмитриевна подарила своему мужу двоих детей: дочь Валерию и сына Андрея, после рождения которого в 1890 году она умерла.
Иван Владимирович женился вторично в 1891 году. Его избранницей стала Мария Александровна Мейн (1869-1906). Ее отцом был человек во многих отношениях примечательный – Александр Данилович Мейн. Он проделал путь от воспитанника кадетского корпуса – управляющего канцелярией московского генерал-губернатора – до директора частного банка. Параллельно Мейн сотрудничал с различными изданиями, перевел на французский «Историю Петра I» и состоял в комитете по устройству Политехнического музея, а затем и комитета Музея изящных искусств. Любопытно, что вместе с молодой супругой Цветаев ежедневно посещал тестя, с которыми делился мыслями о необходимости музея, обдумывал его устройство.
Мария Мейн, как и первая супруга Цветаева, музицировала, увлекалась рисованием, знала несколько языков. И с первого же года их брака Мария Александровна разделила с Цветаевым мечту о музее и всячески помогала мужу. Мария Мейн тоже умерла довольно рано, оставив дочерей – четырнадцатилетнюю Марину и двенадцатилетнюю Анастасию.
Перейдя на кафедру истории и теории искусства, Цветаев столкнулся с недостатком иллюстративного материала. Имелся Кабинет изящных искусств и древностей, но пополнялся он случайно и располагался в помещении непригодном. Так и родилась идея музея, выполняющего просветительскую функцию. Помимо борьбы за материальное выживание проекта, поиска средств, Цветаеву пришлось пережить и пожар музея, случившийся в 1904 году. К этому моменту само здание было возведено, но отделочные работы еще шли. Пожар уничтожил 175 ящиков с гипсовыми и бронзовыми копиями экспонатов Лувра, Берлинского, Мюнхенского и Британского музеев. Но музею суждено было быть. После открытия в 1912 году посетители «валили тысячами», путеводители улетучивались. Так, за два месяца было продано 12 000 экземпляров! В этом же году у Цветаева появились внуки – Андрей и Ариадна. Через год, 30 августа 1913 г., Иван Владимирович скончался. Похоронен он на Ваганьковском кладбище.
Иван Владимирович Цветаев
Анастасия Ивановна Цветаева:
Родился он в семье, выделявшейся трудолюбием, высокими этическими правилами и необычайным дружелюбием к людям. Его отец, наш дед, был сельским священником в селе Талицы, Владимирской губернии; строгий и добрый, рачительный хозяин, он заслужил глубокое почитание округи. Старший сын его, Петр, пошел по его стопам; второй, Федор, был инспектором гимназии, третий был наш отец; четвертый, Дмитрий, - профессор русской истории. Росли папа и братья его без матери, в бедности. Мальчики ходили босиком и пару сапог берегли, обувая их лишь в городе. В двадцать девять лет отец уже был профессором. Он начал свою ученую карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе осках, для чего исходил Италию и на коленях излазил землю вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена. Это дало ему европейскую известность. Российская академия присудила ему премию «За ученый труд на пользу и славу Отечества». Болонский университет в свой 800-летний юбилей удостоил отца докторской степени. Погружение в классическую филологию с памятниками древности и музеями Европы пробудило в отце интерес к истории искусств, и в 1888 году он возглавил кафедру изящных искусств Московского университета. Так он перешел от чистой филологии к практической деятельности основателя Музея слепков работ лучших мастеров Европы для нужд студентов, не имевших средств ездить за границу изучать в подлинниках древнюю скульптуру и архитектуру. Здесь, как и в филологическом изучении, его трудолюбию не было конца. Его беспримерная энергия в этом бескорыстном труде изумляла всех знавших его. <…> Уступчивый и нетребовательный в жизни, отец проявлял невиданную настойчивость в преодолении препятствий на пути к созданию задуманного - такого и в Европе не было - Музея слепков, а препятствий было много. Занятость и усталость нисколько и никогда не делали его раздражительным .
Василий Васильевич Розанов (1856–1919), философ, писатель:
Мало речистый, с тягучим медленным словом, к тому же не всегда внятным, сильно сутуловатый, неповоротливый, Иван Владимирович Цветаев или - как звали его студенты - Johannes Zwetajeff, казалось, олицетворял собою русскую пассивность, русскую медлительность, русскую неподвижность. Он вечно «тащился» и никогда не «шел». «Этот мешок можно унести или перевезти, но он сам никуда не пойдет и никуда не уедет». Так думалось, глядя на его одутловатое с небольшой русой бородкой лицо, на всю фигуру его «мешочком», - и всю эту беспримерную тусклость, серость и неясность.
«Но, - говорит Платон в конце «Пира» об особых греческих тайниках-шкафах в виде Фавна, - подойди к этому некрасивому и даже безобразному фавну и раскрой его: ты увидишь, что он наполнен драгоценными камнями, золотыми изящными предметами и всяким блеском и красотою». Таков был и безвидный неповоротливый профессор Московского университета, который совершенно обратно своей наружности являл внутри себя неутомимую деятельность, несокрушимую энергию и настойчивость, необозримые знания самого трудного и утонченного характера. Цветаев - великое имя в древнеиталийской эпитафике (надписи на камне) и создатель Московского Музея Изящных Искусств. Он был великим украшением университета и города.
Александра Жернакова-Николаева, магистр философии:
Иван Владимирович был человеком, всецело преданным своему делу. Человек он был мягкой, нежной души, иногда совершенно наивный. Я помню, как однажды он рассказывал о совете, который он дал императору Николаю Второму. Было это на одной из аудиенций, которые охотно давал ему государь, прекрасно относившийся к профессору Цветаеву. Речь зашла у них о студенческих беспорядках. Иван Владимирович поведал государю, какие милые и приветливые бывают студенты, когда осматривают музеи и картинные галереи. Иван Владимирович кончил свою речь словами: «Ваше Величество! Надо основывать больше музеев и галерей, тогда не будет студенческих беспорядков…»
Софья Ивановна Липеровская:
Строительство Музея изобразительных искусств заканчивалось в 1912 году. Иван Владимирович был часто в отъезде - собирал материалы для экспозиции. Из Египта были вывезены подлинные мумии, саркофаги. Профессор Цветаев задумал построить музей как дворец культуры, своего рода лабораторию в помощь научным работникам, историкам и искусствоведам. В музее большая библиотека, прекрасны кабинет гравюры, читальный зал. На постройку здания и на организацию музея затрачены громадные суммы, которые Иван Владимирович умел добывать от крупных фабрикантов и знати. Хотя в музее был целый штат сотрудников, самые трудные дела он брал на себя. Приближался день открытия музея. Иван Владимирович предложил показать экспозицию сотрудникам, научным работникам и своим друзьям. Марина и Ася позвали на эту экскурсию и меня. Ивана Владимировича я видела до этого в домашней обстановке в Трехпрудном переулке, когда ему приходилось отвечать на насмешливые заявления дочерей и на их упреки в консерватизме. Здесь, в музее, он показался мне человеком большой воли, кипучей энергии. С увлечением рассказывал о преодолении трудностей в поисках материала и при пересылке в Москву драгоценного груза.
Когда мы шли по лестнице, украшенной колоннами из розового мрамора, он обратил наше внимание на две колонны: они едва заметно отличались по цвету от других. Оказывается, в пути разбились две колонны. Как заменить, когда найти точно такие невозможно! Только после долгих поисков, переговоров удалось купить еще две колонны, подобные тем, какие были уже поставлены. Иван Владимирович сообщал нам об этом как о большой победе.
Сколько забот и внимания, не говоря уже о больших капиталах, вложил он в дело своей жизни. А воспользоваться плодами этих усилий не пришлось - он умер вскоре после того, как ему поручили быть директором музея. Последними словами его были: «Я сделал все, что мог» .
Марина Ивановна Цветаева:
В день открытия музея - майский, синий и жаркий - рано утром - звонок. Звонок - и венок - лавровый! Это наша старая семейная приятельница, обрусевшая неаполитанка, приехала поздравить отца с великим днем. Никогда не забуду. Отец в старом халате, перед ним седая огнеокая красавица, между ними венок, который та упорно старается, а тот никак не дает надеть. Мягко и твердо отбиваясь: - «Помилуйте, голубушка! Старый профессор в халате - и вдруг венок! Это вам нужно надеть, увенчать красоту! Нет уж, голубушка, увольте! Сердечно вам благодарен, только разрешите мне этот венок… Экая вы, однако, прыткая!» Итальянка, сверкая глазами и слезами, а венок для верности над головой отца придерживая: - «От лица моей родины… Здесь не умеют чтить великих людей… Иван Владимирович, вы сделали великое дело!» - «Полноте, полноте, голубка, что вы меня конфузите! Просто осуществил свою давнишнюю мечту. Бог дал - и люди помогли» .
Анастасия Ивановна Цветаева:
Простой, добродушный и жизнерадостный, он в домашнем быту был с нами шутлив и ласков. Помню я его седеющим, слегка сутулым, в узеньких золотых очках. Простое русское лицо с крупными чертами; небольшая редкая бородка, кустившаяся вокруг подбородка. Глаза - большие, добрые, карие, близорукие, казавшиеся меньше через стекла очков. Его трогательная в быту рассеянность создавала о нем легенды. Нас это не удивляло, папа всегда думает о своем Музее. Как-то сами, без объяснений взрослых, мы это понимали.
Папе шел сорок шестой год, когда родилась Марина, сорок восьмой - когда родилась я .
Валерия Ивановна Цветаева:
Отец поощрял в детях, поддерживал, не жалея средств, все, что могло повысить их культурный уровень: общее образование, знание языков, помощь репетиторов и гувернанток, занятия музыкой, путешествия, но личное повседневное руководство разве мог он взять на себя? Да педагогика и не была его призванием .
Марина Ивановна Цветаева. В записи Л. Либединской:
Помню, я была совсем маленькой, шли мы как-то с отцом по улице. Вдруг откуда-то из-за угла прямо на нас вылетел рысак. Я очень испугалась и хотела бежать. Но отец крепко стиснул мне руку и остановился посредине мостовой. Кучер грубо выругался, натянул вожжи, и пролетка, которая летела прямо на нас, свернула вбок и промчалась мимо. Когда смолкло цоканье копыт, улеглась пыль и я немного пришла в себя, отец сказал: «Если на тебя надвигается что-то, с чем ты не можешь справиться, остановись. Самое страшное в таких случаях - начать метаться…»
Валерия Ивановна Цветаева:
Непоправимым злом в нашем доме было отсутствие обязательной и привычной заботы об отце, не слыхавшем заслуженного им благодарного «спасибо» от детей и жены, не видавшем от них ни ласки, ни внимания .
Марина Ивановна Цветаева. Из письма В. В. Розанову. Феодосия, 8 апреля 1914 г.:
Его кончина для меня совершенно поразительна: тихий героизм, - такой скромный!
Господи, мне плакать хочется!
Мы все: Валерия, Андрей, Ася и я были с ним в последние дни каким-то чудом: В<алерия> случайно приехала из-за границы, я случайно из Коктебеля (сдавать дом), Ася случайно из Воронежской губернии, Андрей случайно с охоты.
У папы в гробу было прекрасное светлое лицо.
За несколько дней до его болезни разбились: 1) стеклянный шкаф 2) его фонарь, всегда - уже 30 лет! - висевший у него в кабинете 3) две лампы 4) стакан. Это был какой-то непрерывный звон и грохот стекла .
Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин КондратийЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ГЛИНСКАЯ, ГОСУДАРЫНЯ И ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ, ПРАВИТЕЛЬНИЦА ВСЕЯ РУСИ. ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО. КНЯЗЬ ИВАН ФЕДОРОВИЧ ОВЧИНА-ТЕЛЕПНЕВ-ОБОЛЕНСКИЙ. КНЯЗЬЯ ВАСИЛИЙ И ИВАН ШУЙСКИЕ. КНЯЗЬ ИВАН БЕЛЬСКИЙ. ГЛИНСКИЕ (1533–1547) После смерти
Из книги Записки артиста автора Весник Евгений ЯковлевичИгорь Владимирович Ильинский Есть, есть чудеса! Ей-ей!Часто врачи и коллеги, руководствуясь самыми добрыми помыслами, отговаривали постепенно терявшего зрение знаменитого артиста от участия в спектаклях и концертах. Дело в том, что ослепленный огнями рампы и
Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий СергеевичЛеонид Владимирович Георг Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем старым «учителям словесности» в наших гимназиях и реальных училищах XIX и начала XX века, которые были подлинными «властителями дум» своих учеников и учениц, окружавших их то серьезной любовью, то
Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович27 октября. Родился Иван Владимирович Мичурин (1855) Черноплодная страна 27 октября 1855 года родился тот идеальный русский человек, которого многие годы отыскивает вся наша литература и общественная мысль. Это был селекционер Иван Владимирович Мичурин, один из легендарных и,
Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья ВладимировичОтец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара
Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия НиколаевнаОтец Димитрий и отец Василий Священники, служившие у нас в Гребневе, как будто своим долгом считали посещать наш дом. А менялись они часто. Отец Владимир вел список как настоятелей и «вторых» священников, так и дьяконов. За сорок лет было только два раза, когда священники
Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторовСвященники отец Иван Зайцев, отец Аркадий Когда арестовали отца Димитрия Дудко, священников в Гребневе все равно продолжали менять довольно часто. Настоятелем шесть лет был отец Иван Зайцев, который усердно занимался реставрацией погоревшего зимнего храма. Его
Из книги Люди и взрывы автора Цукерман Вениамин Аронович Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина МарковнаЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬТШУЛЕР Со Львом Владимировичем меня связывает прочная, нерушимая дружба, продолжающаяся вот уже более шести десятилетий. Она началась в далеком 1928 году на школьной скамье, и, с небольшими перерывами, когда судьба разлучала нас, мы шли по жизни рядом,
Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай АлександровичНур и Роман Владимирович Я написала про остаток лета почти в одиночестве и поняла, что слово «почти» скрывает несколько важных эпизодов. Все-таки на речку я ходила, купалась, играла в мяч со студентами… Болтали обо всем.…Мелкие детали. Студент-африканец приходил на пляж с
Из книги Цветаева без глянца автора Фокин Павел ЕвгеньевичАНДРОПОВ Юрий Владимирович (15.06.1914 - 09.02.1984). Генеральный секретарь ЦК КПСС с 12.11.1982 г. по 09.02.1984 г. Член Политбюро ЦК КПСС с 27.04.1973 г. по 09.02.1984 г. Кандидат в члены Политбюро с 21.06.1967 г. по 27.04.1973 г. Секретарь ЦК КПСС с 23.11.1962 г. по 21.06.1967 г. и с 24.05.1982 г. по 12.11.1982 г. Член ЦК КПСС в 1961 - 1984
Из книги Дети войны. Народная книга памяти автора Коллектив авторовСводный брат Андрей Иванович Цветаев Анастасия Ивановна Цветаева:Андрюша был старше нас на два и четыре года, уже начинал учиться и вообще - был другой. Никакой лирики, ни страсти к уюту, ни страстной любви к собакам и кошкам, ни жажды все вспоминать… жадно заглядывать в
Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел ЕвгеньевичУтром отец ушел на завод, и больше я его не видел до конца войны Смурыгин Иван Григорьевич, 1933 г. р Родился 25 июня 1933 года в селе Голумбей Бахчисарайского района (теперь это село Некрасовка). К началу войны мне почти исполнилось восемь лет.Перед самой войной родители
Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел ЕвгеньевичМАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович 7(19).7.1893 – 14.4.1930Поэт, художник-график. Член объединения «Гилея», «Бубновый валет». Участник сборников и альманахов «Садок судей. II», «Требник троих», «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц»,
Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич Из книги автораЛев Владимирович Урусов Здесь, в период между июльскими днями и корниловскими с Московским государственным совещанием 10 августа в промежутке, наш комитет Общества с его общими собраниями снова получил своё значение. Должен сказать, что до июльских дней, при всей
Ива́н Влади́мирович Цвета́ев (4 мая 1847, Дроздово, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 30 августа 1913, Москва) — российский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1904 г. по разряду классической филологии и археологии), профессор Московского университета (с 1877), тайный советник, создатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818—1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824—1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть — во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию, но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Закончил университет в 1870 году, получив степень кандидата наук. С 1871 года преподавал греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию — «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
Под влиянием жены — Варвары Дмитриевны Иловайской — охладевает к древней филологии, и переходит «от древней литературы к античной вещи». С 1881 года Цветаев работал в Московских Румянцевском и Публичном музеях в Москве (с 1900 по 1910 год был директором Румянцевского музея). В 1888 году стал почётным членом Болонского университета. В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение».
В 1894 года, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна. В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцевым, который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» — называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой, ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге. Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
При Московском императорском университете (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Отец поэтессы Марины Цветаевой .
Иван Владимирович Цветаев | |
---|---|
Дата рождения | 17 мая (1847-05-17 ) или 16 (28) мая |
Место рождения | Дроздово , Шуйский уезд , Владимирская губерния |
Дата смерти | 30 августа (1913-08-30 ) (66 лет) или 12 (25) сентября (66 лет) |
Место смерти | |
Страна | |
Научная сфера | история , археология , филология , искусствоведение |
Место работы |
Варшавский университет , Университет св. Владимира , Московский университет |
Альма-матер | Санкт-Петербургский университет |
Учёное звание |
заслуженный профессор (1898) , член-корреспондент СПбАН |
Научный руководитель |
Н. М. Благовещенский , К. Я. Люгебиль |
Известные ученики |
Н. И. Радциг А. В. Назаревский |
Известен как | создатель и первый директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина |
Награды и премии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Иван Цветаев родился в семье сельского священника Владимира Васильевича Цветаева (1818-1884) и его жены Екатерины Васильевны (1824-1859). Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть - во Владимирской духовной семинарии . После этого поступил в Медико-хирургическую академию , но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Императорский Санкт-Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Окончил университет в 1870 году со степенью кандидата . С 1871 года преподавал греческий язык в 3-й Санкт-Петербургской гимназии , а в 1872 году стал доцентом Варшавского университета , там же, в Варшаве , защитил магистерскую диссертацию - «Cornelii Taciti Germania. I. Опыт критического обозрения текста» (Варшава, 1873). В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности.
В 1876 году был зачислен доцентом Императорского университета св. Владимира в Киеве, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности.
В 1888 году был избран почётным членом Болонского университета . В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета . Заслуженный профессор Московского университета (1898) . Некоторое время плотно сотрудничал с журналом «Филологическое обозрение ».
В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых , Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. Победил в конкурсе проект Р. И. Клейна . В 1897 году он знакомится с миллионером Ю. С. Нечаевым-Мальцовым , который стал главным финансовым покровителем музея. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» - называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса. По воспоминаниям его дочери Марины Цветаевой , ряд из этих работ был выполнен в существующей до настоящего времени художественной мастерской в Шарлоттенбурге . Часть слепков из коллекции созданного им музея составляет основу Университетского музея РГГУ .
Семья
Первый брак (1880-1890) - с Варварой Дмитриевной Иловайской (1858-1890), дочерью историка Д. И. Иловайского . Дети от этого брака:
- Валерия Цветаева (1883-1966) - организатор, руководитель и один из педагогов Государственных курсов искусства движения (20-е - 30-е годы , на базе ВХУТЕМАС , г. Москва).
- Андрей Цветаев (1890-1933); В. Д. Иловайская умерла через несколько дней после рождения Андрея.
Второй брак (1891-1906) - с Марией Александровной Мейн (1868-1906). Дети:
- Марина Цветаева (1892-1941) - русский поэт, прозаик, переводчик, одна из самых самобытных поэтов Серебряного века .
- Анастасия Цветаева (1894-1993) - русская писательница.
Память
- На фасаде Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.
- В Тарусе (Калужская область), в доме, где некогда жила семья Цветаевых, создан музей. В городском парке Тарусы установлен памятник дочери ученого-искусствоведа - Марине Цветаевой. В 2010 году в городе также открыт памятный бюст самому Ивану Владимировичу.
- В честь И. В. Цветаева назван астероид (8332) Ivantsvetaev, открытый Л. Г. Карачкиной и Л. В. Журавлёвой в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
Сочинения
Основные труды Ивана Цветаева посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.
- Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием, К., 1877;
- Путешествие по Италии в 1875 и 1880 гг. - Москва, 1883. - , II, 196, II с.
- Inscriptiones Italiae mediae dialecticae…, v. , Lipsiae, 1884–85;
- Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae, Mosquae, 1886;
- Учебный атлас античного ваяния, в. 1–3, М., 1890–1894;
- «Комитет по устройству музея античного искусства в Москве» (М., 1893), «Художественный музей Московского университета» («Московские ведомости » и «Русские Ведомости », 1894);
- «Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств» (Москва, 1896);
- «Записка о музее изящных искусств» (М., 1898);
- Московский публичный и Румянцовский музей: К открытию их 24 октября 1900 г. - Москва: Унив. тип., 1900. - 27 с.
- «Экспедиция Н. С. Нечаева-Мальцева на Урал» (М., 1900).
- Из жизни высших школ Римской империи. М., 1902.
- Дело бывших министра народного просвещения тайного советника А. Н. Шварца и директора Румянцовского музея тайного советника И. В. Цветаева, заслуженных профессоров Московского университета . В дополнение к книге проф. И. Цветаева: «Московский публичный и Румянцевский музеи. Спорные вопросы. Опыт самозащиты». - Лейпциг, 1911. - 28 с.
Примечания
- идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
- Ныне - Шуйский район , Ивановская область
- Цветаев Иван Владимирович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред.