Общая характеристика йоруба. Наго (йоруба) - вежливые люди, свято почитающие и живых, и мертвых Фонетика и фонология
Оранмиян
Алафин Шанго
Сердце традиции Йоруба
Йоруба - группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку - от устья реки Нигер до Гвинейского залива или государства Нигерия, Того, Бенин, Гана (26,2 млн. человек, 1992). Язык йоруба относится к западной ветви Бенуэ-конголезской семьи. Общее число, говорящих на йоруба 40 миллионов человек.
Религия - Йоруба издревле исповедуют политеистическую религию Ифа Ориша, повлиявшую на рождение Вуду и других религиозных афро-бразильских традиций. Есть так же христиане и мусульмане-сунниты. Однако именно Ифа’Ориша, является настоящим сокровищем среди религий мира. Эта одна из самых древнейших традиций, хранителями тайн, которой являются народы йоруба. По некоторым источникам, традиции Ифа’Ориша, гораздо более 10 000 лет и она является основой многих традиционных религий мира, исповедуемых ныне на Земле. Именно по этой причине, мы обращаем наши взоры к народу йоруба, желая понять и изучить Ифа’Ориша. С целью поисков истоков древних знаний, мы побывали в Нигерии, где проживает более 15 млн. йоруба, которые хранят секреты Ифа’Ориша.
Считается, что предки йоруба создали шедевры, принадлежащие археологической культуре Нок в 1 тыс. до н. э. Многочисленные свидетельства, позволяют сделать вывод, что люди культуры Нок были знакомы с технологией выплавки и обработки олова и железа. Эти навыки позволили им не только революционизировать сельскохозяйственное производство, но и приступить к изготовлению оружия, с помощью которого завоевывались территории и создавались более крупные политические образования.
Одним из главнейших городов Йорубаленд в юго-западной части Нигерии является город Ифе (любовь). Согласно легенде, он был основан в том месте, где впервые ступила на землю нога Орунмилла. Когда-то он был столицей средневекового царства, созданного Предками йоруба. Археологические материалы показывают, что расцвет Ифе приходился на XIV в. н.э. Археологи нашли в городе остатки крепостных стен и удивительные мостовые из десятков миллионов круглых глиняных черепков. Во многих музеях мира хранятся скульптуры мастеров-литейщиков из Ифе: головы людей, отлитые из бронзы или вылепленные из глины. Они изображали Предков и считались священными. Согласно легендам, йоруба пришли с востока. Легендарным прародителем йоруба почитается Одудува. Статуэтки Одудува и его жены сегодня находятся в историческом музее Ифе. Город населяли земледельцы и ремесленники: ткачи, литейщики, кузнецы, гончары, резчики. У горожан, были участки земли в самом городе или недалеко от него, на которых возделывались зерновые культуры, хлопок, различные фрукты.
В городе Ифе, который сегодня зовут Иле Ифе (семья любви), находится известнейший храм Оке Иташе, он стоит на священном холме. По легендам, он был построен Орунмилла и в нём служат 16 Жрецов – хранителей Оду.
Основатели правивших в Ойо и Бенине династий были выходцами из Ифе. Бенин уже существовал как государственное образование, когда его правители пригласили на царство принца Ифе Оранмияна, который стал основателем династии королей Бенина.
Столкнувшись с трудностями в управлении Бенином, Оранмиян передал власть своему сыну, рожденному в браке с бенинкой, а сам обосновался в Ойо.
Могущественное государство Ойо также населял народ йоруба и он был вторым не менее крупным городом Йорубаленд. Правил им Алафин (на языке йоруба - «хозяин дворца»). Простые люди не могли его видеть и слышать. В те времена большим влиянием в Ойо пользовались Жрецы Ифа’Ориша. Культ Шанго был главенствующим в те времена. Шанго считали предком Алафина.
Власть царя Ойо ограничивал совет крупнейших сановников из семи человек - «ойо меси». Если Алафин принимал неугодные им решения, ойо меси посылал ему яйцо попугая или пустой калебас - сосуд, выдолбленный из тыквы. По обычаю страны этот «подарок» означал, что люди устали от правления царя и ему пора «уснуть», т. е. кончить жизнь самоубийством. Только один раз за всю историю Ойо Алафин осмелился отказаться от яиц попугая и, вместо того чтобы умереть самому, убил своих сановников.
Большинство населения Ойо составляли крестьяне-земледельцы. Они работали на полях правителя своей округи, бесплатно строили и чинили господскую усадьбу и каждый год посылали ему подарки. В городах жило много ремесленников. Их изделия, особенно ткани, высоко ценились в других странах. Через территорию Ойо проходили важные торговые пути. Они соединяли побережье Гвинейского залива с внутренними областями Западной Африки. По этим путям большие караваны рабов-носильщиков вели с запада Судана лошадей, несли соль, медь и другие товары, которых не было в Ойо. А на север отправлялись орехи кола, слоновая кость, ткани. Деньгами служили связки раковин каури, которые иноземные купцы привозили с Мальдивских островов Индийского океана.
Йоруба — это широко распространенный язык, относящийся к бенуэ-конголезской семье, самоназвание — наго. По преданиям, отцом народа йоруба является Одудува, сын Олодумаре — высшего божества йоруба. Народ, чья история уходит корнями в древнейшие времена, получил свое название «дети Одудувы» лишь во второй половине XIX века. До запрета торговли рабами йоруба были известны европейцам среди освобожденных рабов Фритауна как аку — название, произошедшее от первого слова в приветствии на языке йоруба. Позже в обиход вошло название «йоруба», но сначала оно относилось только к королевству Ойо. Название это было в ходу на языке хауса, его происхождение неизвестно. Благодаря представителю йоруба Сэмюэлу Аджаю Кроутеру (Samuel Ajayi Crowther), а позднее миссионерам и в результате развития письменности йоруба название «йоруба» распространилось на всех говорящих на диалектах этого языка.
В наши дни понятием «йоруба» (или ede Yorùbá — язык йоруба ) обозначается диалектный континуум в Западной Африке, число говорящих — более 30 миллионов. Йоруба — язык народа йоруба, им владеют преимущественно на юго-западе Нигерии и частично в Бенине и Того.
Помимо этого, носители языка есть также в Бразилии и на Кубе, где он известен под самоназванием — наго. В Нигерии на йоруба говорят 18,85 миллиона человек — более 20 % населения в штатах Квара, Лагос, Огун, Ойо, Ондо и Осун, а также в западных округах штата Коги. Эту исконную территорию языка йоруба в Нигерии обычно называют «земля йоруба». Она расположена на плато, на высоте 366 метров, и граничит на севере и востоке с Республикой Нигер. Территория эта в основном покрыта лесами, а на севере (включая Ойо) раскинулась саванна.
На языке йоруба также говорят в пограничных районах Бенина, Камеруна, Сьерра-Леоне, Того, и здесь он называется аку. В одном только Бенине на нем общаются 465 000 человек в Порто-Ново и других частях страны. Предположительно язык йоруба происходит из региона между озером Чад и верховьями Нила. Он распадается на 20 сильно различающихся диалектов. Стандартный йоруба основан на диалекте ойо.
Йоруба — один из важнейших языков Западной Африки. Это изолированный тоновый язык, имеющий три смыслоразличительные ступени тона.
Первое печатное издание на одном из диалектов йоруба вышло только в 1819 году. То был тоненький словарик Боудича (Bowdich), английского дипломата в государстве Ашанти. Для столь распространенного языка, каковым является йоруба, это достаточно поздно, если сравнивать с другими западноафриканскими языками. Так, публикации на языке акан относятся к XII веку. Возможно, это связано с тем, что до XIX века на побережье, где проживал народ йоруба, практически отсутствовала торговля с Европой.
Благодаря методам сравнительного языкознания, глоттохронологии, диалектологии и других дисциплин и традиционным устным историческим источникам лингвистические исследования смогли пролить свет на историю народа и языка йоруба до указанного времени. Северо-западные диалекты йоруба, например, обнаруживают больше лингвистических инноваций. Этот факт, а также то, что старейшие поселения находятся на юго-востоке и в центральной части, позволил некоторым ученым сделать вывод о более позднем заселении северо-западных областей.
Стандартный язык йоруба, разновидность одной из групп диалектов, имеет свою письменность, изучается в школе, используется на радио. Начало стандартизации языка йоруба было положено в середине XIX века, когда Сэмюэл Аджай Кроутер, представитель народа йоруба и первый африканский епископ, опубликовал грамматику йоруба и начал перевод Библии, что стало мощным фактором формирования этнической самоидентификации. В основе стандартного языка йоруба лежат диалекты ойо и ибадан, однако он обнаруживает и признаки многих других диалектов.
Кроме этого, ему свойственны черты, не принадлежащие ни к одному из диалектов, например упрощенная система сингармонизма, а также структуры из иностранных языков — кальки из английского, восходящие к ранним переводам религиозных произведений. Так как употребление стандартного языка йоруба не является результатом целенаправленной языковой политики, существует множество противоречащих друг другу версий о том, что является аутентичным языком йоруба. Ряд исследователей считает, что диалект ойо — самая чистая его форма, другие — что аутентичной формы йоруба вообще не существует.
Материал подоготовлен в Prima Vista, Москва.
Этот африканский народ проживает во многих частях континента. На юго-западной стороне, йоруба встречается в районе или Кету. На юго-восточной стороне этот народ проживает в Того, в районе Атакпаме.
Общая их численность составляет не много, не мало - почти 27 млн. человек. Из них 25 млн. располагаются непосредственно в Нигерии.
Йоруба имеет различные подразделения, например:
- экити,
- ондо,
- эгба,
Их языком служит язык йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи, а литературный язык лежит в основе ойо.
Большинство людей этого народа считают себя христианами. В их число входят и баптисты, и протестанты и даже англикане. Небольшая их часть - мусульмане - сунниты. Но есть и приверженцы местных традиционных верований.
На данный момент нельзя сказать, что этногенез этого народа изучен до конца. У йоруба насчитывается несколько этногенетических преданий. Но предположительно, данный имеет либо азиатское, либо и появился в 12 веке. Уже доказано, что культура йоруба даже в средние века имела высокий уровень развития культуры.
Раньше, основным занятием этого народа являлась охота. Создавались целые отряды охотников. Причем каждый отряд имел свою специфику. Например, отряд по охоте на или отряд по охоте на . Тогда же началось развитие и других занятий: кузнечное дело, плетение, гончарство и даже ткачество. Со временем мало что изменилось, но все-таки некоторые новшества пришли и сюда. Несмотря на то, что основным занятием йоруба считается земледелие и рыболовство, народ уже начал осваивать новые специальности. Таким образом, жители с успехом экспортируют какао, земляной орех и бананы. Началось развитие рабочего класса, появилась буржуазия и интеллигенция. А в городе Ибадан, где проживают йоруба, сейчас работает крупнейший по всей Африке университет.
Если говорить о скотоводстве, то, к сожалению, у этого народа существует большая проблема. Причина вся в отсутствии нужного количества пастбищ и в , которые заполонили буквально все территории проживания африканцев.
Большая часть йоруба живут в деревнях. Но надо отметить, что у этого народа во все времена были крупные города-крепости, которые выполняли свои административные и торговые функции. В наше время, они так же продолжают играть свою роль.
Постройки в деревнях и в городах построены линейным типом поселения. Все дома вытянуты в одну, а иногда в две полосы вдоль всей улицы. В деревнях бывает, проживает 20 человек, а бывает и более 4 тыс. Жилище одноэтажное, покрыто пальмовыми листьями или железом. У большинства есть свои хозяйственные постройки.
Здесь очень ценится одежда из ткани, которая сделана не по машинной технологии, а ручной выделки. А так же различные головные уборы и яркие просторные одежды.
Говоря о кулинарных пристрастиях, йоруба очень любят различные специи. Их пища зачастую острая и жирная. Из кукурузы, тростника и бананов варят местное пиво.
Как и большинство народов, жители очень любят праздновать различные маскарады и ритуалы. Кстати, так же, как и сотни лет назад, народ искренне верит одновременно в существование нескольких богов.
Йоруба,
язык народа йоруба
.
Относится к подгруппе ква гвинейской группы языков. Распространён главным образом в западном и юго-западном районах Нигерии, а также в некоторых областях Дагомеи, в восточных районах Того. Число говорящих на Й.‒ около 10‒12 млн. человек (1972, оценка). Распадается на ряд диалектов. В языке Й. имеются 7 чистых и 7 носовых гласных. Распространена элизия
и гармония гласных. Преобладают односложные и двусложные слова. Отчётливо выделяются высокий, низкий и средний тона, но имеются и скользящие (восходящий и нисходящий). Тон имеет семантическое значение (например, fó ‒ «ломать», fó ‒ «мыть», fo ‒ «говорить»). Язык Й. ‒ изолирующий. Грамматический род и склонение имён существительных отсутствуют. В глаголе нет показателей лица, числа, залога. Синтаксические отношения выражаются твёрдым порядком слов и служебными словами. Письменность Й. создана на базе латинского алфавита.
Лит .: Яковлева В. К., Язык йоруба, М., 1963; Gaye J. A. and Beecroft W. S., Yoruba grammar, 3 ed., L., 1951; Abraham R. C., Dictionary of modern Yoruba, L., 1958.
- - комплекс мифологических представлений народа йоруба, живущего в Западном Судане - на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине и в незначительном числе в Того. У йоруба сложился политеистический пантеон богов,...
Энциклопедия мифологии
- - народ, живущий в Зап. Нигерии, где насчитывает ок. 6 млн. ч. ...
Советская историческая энциклопедия
- - или Йарриба - значительное государство в центр. Африке, граничит на С. - Гандом, с В. - р. Нигер и Ганд, на З. - Дагомеей. Гл. города: Катунга, Аббеокута и Ибодан...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Багирми, язык народа багирми. Относится к подгруппе бонго-багирми цент-радьносуданской ветви конго-кордофанских языков. Аналитический, слабо агглютинативный язык с одно- и двусложными корнями, фонологическими тонами...
- - Ибо, игбо, язык народа ибо, принадлежащий к группе ква конго-кордофанской семьи языков. Число говорящих на И. около 10,7 млн. чел. ...
Большая Советская энциклопедия
- - I Йору́ба народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым...
Большая Советская энциклопедия
- - Йоруба, народ, живущий на З. и Ю.-З. Нигерии, в Дагомее, где их называют нага или анага, и незначительное число в Того. Этнические группы Й.: ойо, ифе, иджеша, эгба и др. Все они считают себя единым народом и...
Большая Советская энциклопедия
- - города-государства Западного Судана, населённые народом Йоруба...
Большая Советская энциклопедия
- - народ общей численностью 26200 тыс. чел. Основные страны расселения: Нигерия - 25500 тыс. чел. Другие страны расселения: Бенин - 380 тыс. чел., Гана - 200 тыс. чел., Того - 100 тыс. чел., Камерун - 10 тыс. чел.,...
Современная энциклопедия
- - народ Нигерии. Живут также в Бенине, Гане, Того и других африканских странах. Общая численность 26,2 млн. человек. Язык йоруба. По религии христиане, есть мусульмане-сунниты и приверженцы традиционных верований...
- - язык народа йоруба, относится к ква языкам. Письменность на основе латинского алфавита...
Большой энциклопедический словарь
- - Из автобиографии французского поэта Пьера Жана Беранже: «Язык! Язык! Он душа народов: в нем читаются их судьбы»...
Словарь крылатых слов и выражений
- - неизм.; нескл., м; нескл...
Орфографический словарь русского языка
- - й"оруба, неизм. и нескл., муж. и нескл...
Русский орфографический словарь
- - ...
Формы слова
- - сущ., кол-во синонимов: 2 народ язык...
Словарь синонимов
"Йоруба (язык народа йоруба)" в книгах
Глава 6 Религии йоруба: путь связи
автора Протеро СтивенГлава 6 Религии йоруба: путь связи Ориша (с. 219) Олодумаре (с. 224) Эшу (с. 225) Орунмила (с. 226) Ошун (с. 227) Обатала (с. 228) Огун (с. 229) Шанго, Ойя, Шопона, Йемойя и Осань-ин (с. 230) Аше (с. 231) Глобальная религия (с. 232) 100 миллионов? (с. 236) Май Стелла, Ойотунджи и африканизация (с. 239)
Глава 6. Религия йоруба: путь связи
Из книги Восемь религий, которые правят миром. Все об их соперничестве, сходстве и различиях автора Протеро СтивенГлава 6. Религия йоруба: путь связи 1 Я благодарен моему коллеге Дэвиду Эккелу, который помог мне с основополагающими концепциями для этого курса, и моему ассистенту Кевину Тейлору, который помогал мне изложить эти концепции в аудитории.2 Ключевые слова в религии йоруба
1.3 Слово как язык народа
Из книги О слове и Слове в герменевтике Г.Г. Гадамера автора Билотас Виктор1.3 Слово как язык народа Чем же отличается конкретный язык определенного народа от Языка в широком смысле и от "языка Нового Завета", единого Слова? Может быть, язык этнический является лишь модусом, одним из способов существования Языка? Может быть "общий для всего
Ибо (язык народа ибо)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИБ) автора БСЭЙоруба государства
БСЭЙоруба (народ в Нигерии)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЙО) автора БСЭЙоруба (язык народа йоруба)
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЙО) автора БСЭЯзык - душа народа
Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичЯзык - душа народа Из автобиографии (1858) французского поэта Пьера Жана Беранже (1780-1857): «Язык! Язык! Он душа народов: в нем читаются их
I. Язык народа йон
автораI. Язык народа йон Из всех народов, строивших вавилонскую башню, народец йон был самый безалаберный. Йонцы ничего не делали на строительстве. Только песни пели – мол, песня строить и жить помогает. Когда же Всевышний, пресекая затею строителей, сотворил множество языков
II. Язык народа зибур
Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав ОлеговичII. Язык народа зибур Зибурский язык – громадный. В нем восемьсот миллионов слов. Столько же было кирпичей в вавилонской башне. Зибурцы их обжигали – такая у них была работа. На зибурском поименовано всё. Есть слово, которым обозначается «заостренная часть вишневой
III. Язык народа югурунд
Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав ОлеговичIII. Язык народа югурунд Югурунды плохо разговаривали на едином языке Адама, которым владели все строители вавилонской башни. Если человек от рождения не был югурундом, то он не понимал ни слова из того, что произносили представители этой нации. Даже царь Нимрод,
IV. Язык народа цоог
Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав ОлеговичIV. Язык народа цоог Цооги были очень бодрым и работящим народом. Едва проснувшись (все строители спали прямо на стройке, на разных ярусах вавилонской башни), цоогские мужчины, женщины, старики и дети брались за работу. Цооги поднимали грузы при помощи кранов и лебедок. В
V. Язык народа орзак
Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав ОлеговичV. Язык народа орзак Чем именно занимались орзаки на строительстве вавилонской башни, не знал ни один из тех правителей, которые участвовали в затее Нимрода. Не знал этого и сам царь Нимрод, следивший за всеми работами. Случалось, что ему попадались на глаза орзаки, которые
VI. Язык народа качивикэснакбуйдовир
Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав ОлеговичVI. Язык народа качивикэснакбуйдовир Большинство слов качивикэснакбуйдовирского языка так длинны, что его носители стараются лишний раз не разговаривать. Даже местоимение биёчхильмосавирбаабаша – «я» – обходят стороной. Не любят якать. Предпочитают говорить о себе –
VII. Язык народа кивоз
Из книги Гоголиана и другие истории автора Отрошенко Владислав ОлеговичVII. Язык народа кивоз За время вавилонского столпотворения кивозы не произнесли ни слова на языке Адама, только мычали – «муым-муым», – когда злились на тех, кто ради забавы мочился или кидал песок в костры, которые они жгли вокруг башни, постоянно поддерживая в них