Обозначающий ударный гласный звук. Ударные и безударные гласные звуки
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Класс 1
Программа УМК «Перспектива», Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Целевые установки урока:
- Наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова;
- Развивать умение проверять безударный гласный звук с помощью его перевода в ударную позицию при изменении формы слова
- Создать условия для отработки навыка осознанного написания проверяемых безударных гласных в слове;
- Содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- Воспитывать коммуникативную культуру.
Образовательные технологии: технология сотрудничества
Форма урока: урок-диалог
Оборудование урока: СD Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, электронная презентация, магнитная доска, картинки для работы «Словарные слова», полоски для парной и разноуровневой работы, карточки для рефлексии, музыка для работы, муз. физкультминутка.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- развитие мотивов учебной деятельности;
- формирование умения оценивать свою работу;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- развитие операций мышления: сравнение, сопоставление, обобщение, классификация.
- развитие умения грамотно выстраивать речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, анализировать;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, объяснять и доказывать свое мнение.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- формирование умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударной гласной;
- развитие умений сопоставлять звуковые схемы слов с буквенным написанием;
- Совершенствование умений распознавать проверочные и проверяемые слова.
Ход урока
1) Оргмомент.
Встаньте ровно и покажем, как хорошо мы научились работать.
Вопросы (ответы хором) Презентация. Слайд 2
- Вы готовы секреты русского письма открывать?
- Ум и смекалку не забыли взять?
- Постараетесь всё понять?
- А грамотно будете писать?
Ну, желаю вам удачи! За работу! Садитесь.
2) Актуализация старых знаний.
(Два человека выходят к доске выполнять задание:
- 1 задание: Записать транскрипцию к данным словам: пенал, магазин, сорока, стакан, берёза.
- 2 задание: Составить звуковую схему к пословице: Без труда и отдых не сладок.
I. Словарный диктант «Отгадай загадку»
А) – Возьмём тетрадки, запишем число 22 апреля. Проверим, как мы умеем писать словарные слова. А помогут нам провести словарный диктант наши ребята.
Презентация Слайды 3-8
Учитель читает загадку, ученик отгадывает.
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним
Сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?
(тетрадь)
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом
(карандаш)
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(корова)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(язык)
Летом вырастает, осенью опадает.
(листок)
б) Проверка (ребята – отгадывают загадку, записывают отгадку с комментированием, учитель прикрепляет это слово на доске.). Объясняют написание слов (Орфографическое чтение, постановка ударения, орфограммы).
П. Самоопределение к деятельности
Спасибо, ребята. Обратите внимание на орфограммы в словах. Кто из вас увидел лишнее слово? (листок). Почему? (все слова написаны с непроверяемой гласной, а в этом слове гласная проверяемая ). – Как вы узнали, какую гласную надо писать в этом слове?
(Подобрали проверочное слово – лист ). А почему именно это слово? (Это слово с тем же значением и на безударную гласную падает ударение, гласная И произносится четко, значит в слове листок тоже надо писать И )
Как думаете, чему будем учиться на уроке?
(Будем учиться находить ударные и безударные гласные звуки; наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова; учиться проверять безударный гласный звук и писать нужную гласную)
Презентация Слайд 9
Тема: Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами .
Рассмотрите еще раз внимательно эти слова и назовите гласные, в написании которых мы сомневаемся, когда на них не падает ударение. (а.о.е,и,я)
Презентация Слайд 10
2. Чистописание
Давайте пропишем эти гласные.
Ш. Проверка пройденного материала
А теперь проверим наших ребят.
Ученик 1 ) Правильно ли записана у него транскрипция к данным словам?
Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? (Не всегда произношение совпадает с написанием).
А как нам быть? Как узнать, какую гласную писать?
Какой вывод делаем? (Слова бывают с проверяемыми и непроверяемыми гласными. Слова с непроверяемыми гласными необходимо запоминать в написании. А к словам с проверяемыми гласными подбирать такие слова, в которых гласная должна быть под ударением).
Презентация Слайд 11
Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
2. Словарная работа
Какой полезный напиток для здоровья дает нам корова? (молоко)
Какое это слово – проверяемое или нет? (Нет, его написание необходимо запомнить)
Слайд со словарным словом.
Задание 1. Написание и запоминание слова.
Задание 2.
2) Проверка у доски Ученика 2: Как вы понимаете эту пословицу? Проверьте звуковую схему.
Какие гласные обозначают мягкость предшествующего согласного? (е,ё,ю,я,и)
Твердость (у,э,о,а,ы)
Настоящий ученик должен уметь грамотно писать, а также уметь работать дружно и слаженно.
Ш. Работа по теме урока
Давайте подведем итог нашей работы с проверяемыми и непроверяемыми словами.
Слайд с Самоваровым
Прослушивание с диска (объяснение материала)
Давайте послушаем
, что нам расскажет профессор Самоваров (слушаем запись, с остановками)
Интервал 1
Объяснение о звуках
Что важного сказал профессор? (… надо быть внимательным, безударный звук надо проверять)
Интервал 2 Объяснение л –са л-са
Оказывается, чтобы правильно написать слова, вам надо их изменить!
Как надо изменить слово? (чтобы на безударную гласную падало ударение)
Что для этого будем делать со словами? (будем изменять их так, чтобы безударный гласный становился ударным)
Интервал 3
Конкретизация.
Упражнение с диска:
Вопрос Самоварова - остановить запись
сл-ны – слон (запишем на листке, разбираем вместе)
Вкл. запись: - Проверим, что скажет Самоваров.
Молодцы, справились с заданием, похлопаем друг другу.
1V.Физкультминутка. (Включается музыка)
Выходят ребята с карточками, на которых написаны буквы: А, О, И, Е, Я
У одних ребят на партах лежат карточки с проверочным словом. А у других ребят лежат на партах слова с пропущенной гласной. Учитель называет слово, выходит ученик с этим словом, к нему должен подойти ученик с той гласной, которая пропущена в этом слове, а затем выходит ребенок с карточкой, на которой написано проверочное слово.
(Гл…за – глаз, гн…здо – гнёзда, х…лмы – холм, р…ды – ряд, бл…ны – блин)
2. Презентация Слайд 12
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный встал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
3. Работа на листиках
(Включается музыка) (А Самоваров посмотрит, как мы выполняем задание) (приложение 1)
Карточка 1 (Работа в парах)
Задание: Укажи слова, в которых написание выделенных букв не надо проверять.
Све ча, вра чи, гро зный, ли стик, ро са, мя ч, со сна.
Карточка 2. Самостоятельная индивидуальная работа (красные полосочки).
Задание: Вставьте в словах пропущенную букву А или О:
Шк…фы, г…ра, гр…за, гр…чи, в…лна, стр…на.
Карточка 3. Самостоятельная индивидуальная работа (зеленые полосочки).
Задание: Найди проверочное слово для слова с пропущенной гласной и подчеркни его, вставь пропущенную гласную:
Зв…риный – (зверинец, звери)
Сн…говик – (снег, снеговой, снегурочка)
В…дяной – (вода, водный, водичка)
Л…сок – (лесной, лесник, лес, лесистый)
Проверка по диску
Самооценка:
- «зеленая карточка» - все правильно
- «желтая карточка» - были ошибки
- «красная карточка» - не согласен
4. Музыкальная физкульминутка
5. Самостоятельная работа по учебнику: 1 в – Упр. 145, с. 78
Самостоятельная работа по творческим тетрадям: 2 в – Упр. 1, с 39
V. Рефлексия.
Презентация Слайд на доске 13:
А) - Итак, продолжите фразу.
- Сегодня я узнал…
- Я заполнил…
- Я понял…
- Мне понравилось…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Б) А теперь покажите нужный значок-карточку (на экране слайд)
V1. Итог урока. Презентация Слайд 14Презентация Слайд 15: В рабочих тетрадях можете выполнить на стр. 39-42 на закрепление пройденного материала:
а) У кого были красные полосочки – Упр. 3
Б) У кого были зеленые полосочки – Упр. 2
В) Кто работал в парах - Упр. 7
Презентация слайд 16.
Литература.
Гаврикова Л. В.Урок по русскому языку по теме "Ударные и безударные гласные в слове" с использованием ИКТ (2-й класс). – URL:
1. От чего зависит произношение гласных звуков в русском языке?
2. Что такое словесное ударение? Каков характер русского ударения?
3. Каковы особенности русского ударения?
Как произносятся безударные гласные?
Словесное ударение. Особенности русского ударения. Гласные звуки в слогах бывают ударными и безударными. Например, в слове преподавать – четыре слога, в трех слогах этого слова – безударные гласные (е, о, а), последнем – ударный а.
Произношение гласных звуков в русском языке зависит, прежде всего, от их положения по отношению к ударению.
Ударение – это произношение одного из слогов слова с большей силой.
Словесное ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова обычно не имеют ударения. Одни из них (предлоги и союзы) являются проклитиками; они стоят перед знаменательными словами, например: под горой, на столе, студенты и преподаватели; другие (обычно односложные частицы) – энклитиками; они стоят после полноударных слов, например: пошел бы погулял; отец же ответил иначе.
В некоторых сочетаниях ударение переходит на односложные предлоги, при этом следующее за предлогом знаменательное слово становится безударным, например: на зиму, по лесу, за город.
Иногда «перетягивают» на себя ударение частицы не и ни, например: не было, что бы ни было, кто бы ни был.
Как правило, в слове бывает одно ударение, но некоторые категории слов помимо основного имеют побочное ударение, которое обычно находится на первом месте, а основное – на втором, например: древнерусский. К таким словам относятся: 1) сложные слова (хлопкоуборочный, паровозостроение); 2) слова с приставками после-, сверх-, анти-, транс- (послеоперационный, трансатлантический); 3) некоторые иноязычные слова (постскриптум, постфактум).
В русском языке ударение может падать на любой слог – на первый (де´вочка, у´чит), на второй (учи´тель, зако´н), на третий (учени´к, ударе´ние), на четвертый (расположи´ть, ассимиля´ция) и на разные морфемы, приставку, корень, суффикс и окончание (вы´пустить, до´мик, написа´л, дела´). Поэтому русское ударение характеризуется как разноместное.
Ударение в русском языке выполняет не только произносительную (т.е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но и смыслоразличительную и форморазличительную функции. Так, по месту ударения могут различаться разные слова-омографы: му´ка и мука´, а´тлас и атла´с, пи´ща (сущ.) – пища´ (деепр.), дорога´ (прил.) – доро´га (сущ.)
С помощью ударения нередко различаются грамматические формы слов – падежи имен существительных, виды глаголов, формы наклонений, глаголов и др.: руки (И.п., мн. число), руки (Р.п., ед. число), высыпать (сов. в), высыпать (несов. в), пишите (изъяв. наклонение) – пишите (повел. наклон.).
При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется неподвижным (книга, книги, книге, книгу, книгой, о книге, книги, книг, книгам, книгами, о книгах). Оно может стоять на основе (карта, красный, работать) или окончании (молодой, статья, нести).
Подвижным называется такое ударение, которое при образовании грамматических форм одного и того же слова переходит с одной морфемы на другую: страна (И.п., ед.ч.) – страны (И.п., мн.ч.), вода (И.п., ед.ч.) – воду (В.п., ед.ч.) или одного слога на другой в пределах одной морфемы: озеро – озёра, дерево – деревья.
Упражнение 39.
Слушайте и повторяйте слова. Ударные слоги произнесите с большей силой и напряжением.
Воспитать, воспитатель, воспитывать, воспитание, педагог, педагогический университет, институт, аудитория, лаборатория, лабораторная работа, лекция, семинар, тесты, рейтинг, контроль, преподавать, ученик, образование, образованный человек.
Составьте с данными словами небольшой рассказ.
Упражнение 40.
Выпишите из текста в один столбик слова с ударением на первом слоге, во второй – с ударением на втором слоге, в третий – с ударением на третьем слоге, в четвертый – с ударением на четвертом слоге. Научитесь правильно произносить эти слова.
Язык – бесценный дар, которым наделен человек. Он позволяет познавать законы природы и общественного развития, двигать вперед науку, технику, искусство, приобщаться к культуре других народов, передавать свои мысли и рассказывать о достигнутых успехах потомкам, понимать друг друга.
Язык – это душа народа и без языкового признака нет нации, само человечество не существует без языка.
Назовите функции языка, перечисленные в тексте.
Упражнение 41.
Проверьте, правильно ли вы произносите данные слова; произнесите их несколько раз вслух. Слова, которые вы произносили с неправильным ударением, запишите в словарик.
аге´нт алфави´т аргуме´нт аристокра´тия балова´ть библиоте´ка демокра´тия диспансе´р догово´р договоре´нность докуме´нт | еди´нство звони´ть (звони´т) зубча´тый и´здавна изобрете´ние индустри´я инструме´нт катало´г кварта´л комба´йнер краси´вый краси´вее медикаме´нты ме´льком молоде´жь моноло´г | наме´рение не´который некроло´г не´нависть обеспе´чение облегчи´ть оптими´зм приобрете´ние псевдони´м сантиме´тр сре´дство (сре´дства) тамо´жня | фарфо´р хода´тайство хозя´ин (хозяева) экспе´рт э´кспорт языково´й (факт) языко´вая (колбаса) |
Упражнение 42.
Запомните ударения в некоторых кратких прилагательных, причастиях и глаголах прошедшего времени:
Груб – груба – грубо – грубы, прав – права – право – правы, продан – продана – продано – проданы, брать – брал – брала – брало – брали, спал – спала – спало – спали.
Упражнение 43.
Выпишите из толкового словаря С.И. Ожегова значения данных слов. Запомните их произношение. Составьте с ними предложения. Объясните, какова роль ударения в этих словах.
Безо´бразный – безобра´зный, доро´гой – дорого´й, за´мок – замо´к, о´рган – орга´н, по´дать – пода´ть, хло´пок – хлопо´к, па´ры – пары´, засы´пать – засыпа´ть (зерно).
Упражнение 44.
Прочитайте, а затем перепишите предложения. Расставьте ударения в выделенных словах. Определите его функции.
1. Язык – основной материал художников слова. – Писатель тщательно отбирает для своих произведений слова. 2. В любой стране звание учителя почетно. – Учителя – люди, ответственные за воспитание нового поколения. 3. В этом году стоит необычайно жаркая погода. – Эта книга стоит пятьсот сумов. 4. В последнее время стало выходить очень много интересных газет и журналов. – Выходить тяжелобольного человека можно только в стационарных условиях. 5. Во время празднования Навруза будут вести прямой репортаж с площади. – Мы получили хорошие вести.
Упражнение 45.
Слушайте и повторяйте.
Из Ташкента, из Бухары, из Самарканда, до Хивы, до Навои, до Ургенча, от родителей, от подруги, от учителя, на площади, на остановке, на вокзале, во дворе, под столом, под окном, над головой, над крышей, из-за дерева, из-за дома, из-под кровати.
Упражнение 46.
Прочитайте вслух следующие фонетические слова с ударением на первом слоге. Запомните их произношение.
На гору, на ногу, на руку, на спину, на душу, на берег, на дом, на пол, на день, на ночь, на два, на три, на пять, за ногу, за голову, за угол, за город, за день, за ночь, под ноги, под руки, под голову, по морю, по лесу, по полу, по носу, по два, по три, из лесу, из дому, из носу, из виду, без вести, час от часу, год от году.
Упражнение 47.
Прочитайте вслух приведенные ниже фразеологические сочетания. Составьте с ними предложения.
Смотреть не на что; час от часу не легче; ударил рука об руку; да на руку нечист; ни под гору, ни в гору; как бы то ни было.
Упражнение 48.
Прочитайте правильно приведенные ниже слова. Просклоняйте их устно. Выпишите в один столбик слова с неподвижным ударением, в другой – с подвижным.
Басня, берег, галстук, дело, земля, карандаш, окно, письмо, рука, гора, снег, спор, студент, стрела, тепло, урок, туман, шар, ширина, костер, полотенце, село, скала, стол, холод, тишина, служба.
Безударные гласные. Безударные гласные, в отличие от ударных, произносятся с меньшей напряженностью артикуляции, характеризуются меньшей длительностью и отчетливостью в произношении. Их произношение часто отличается от правописания. Так, в слове молоко по нормам литературного произношения только третье О звучит как [о], а два других изменили свое качество: в первом предударном слоге слышится звук, близкий к А [Ù], а во втором предударном – звук средний между О кратким и Ы кратким – [ъ] ([мълÙко]). Также произносится звук И в заударных слогах, например в слове ([громкъ]). Между тем все эти звуки на письме обозначаются одной и той же буквой О.
Самые большие изменения в безударных слогах испытывают гласные [а], [о], [э]. Гласные [и], [ы], [у], хотя и звучат в безударных слогах короче, не меняют свое качество.
Упражнение 49.
Потренируйтесь в произношении слов с безударными гласными.
1. Слушайте и повторяйте:
Вода, гроза, доска, нога, коза, корзина, сады, трава, страна, народ, картон, гараж, забор, рассвет, канал, роман, ронять, гонять, фонарь, мотор, доклад, порог.
Часы, часовой, часовщик, на часок, часочек, частица, частичка, частично, чайхана, чаепитие, щавель, щавелевая, ряды, рядок, по рядам, пятак, пятачок.
2. Слушайте и повторяйте:
Один, одинокий, одиночество, основа, основной, организация, организовать, охрана, охранять, общий, обобщать, общество, общественный, авторитет, абонент, аспирант, аккомпанемент.
3. Слушайте и повторяйте:
Карандаш, магазин, голова, самовар, садовод, водопровод, документ, домоводство, молодой, дорогой, золотой, пополам, подарить, говорить, холод, выбежать, выписать.
(Справочный материал I. 3. с. 202)
Упражнение 50.
Образуйте форму множественного числа от существительных. Запишите, прочитайте вслух, следя за произношением [о].
Стол, двор, дом, поле, море, сад, бал.
Упражнение 51.
Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух. Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /Ù, ъ/.
Поворот, паровоз, остановка, самолет, молоток, соловей, золотой, огород, помогай, фонари, сторожа;
волос, ворон, летом, лошадь, высматривать, высказывать, покорность, работал, рядом.
Упражнение 52.
Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение. Прочтите вслух.
Скажите, как звучат безударные гласные, и надпишите знаки редукции /ь, иэ, Λ, ыэ/.
Мастер, ветер, дятел, обидел, солнечный, доменный, видеть, писатель.
Передать, берега, береги, веселить, величать, вековой, деловой, деревянный, генерал, ремесло.
Рядовой, плясовой, тяжело, пятачок, лягушонок, часовой.
Упражнение 53.
Перепишите приведенные ниже слова, расставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Прочтите, скажите, как звучат гласные после шипящих Ш, Ж и после Ц. Надпишите над ними знаки редукции.
1. Шестой, шептать, шершавый, жестокий, жевать, желтеть, жена, жених, железо, желание, цена, ценить, цемент, цепной, цеха, цензура, цеплять.
2. Шелестит, шерстяной, шевелить, шелковистый, шелушить, жестяной, желтизна, жеребенок, желобок, желторотый, жених, целина, целовать, целиком, целевой.
Упражнение 54.
Прочитайте вслух словосочетания и предложения, подчеркивая буквы, которыми различается написание слов.
Умалять значение – умолять о прощении. Рыжая лиса – хвойные леса. Спиши упражнение – не спеши языком, спеши делом. Отварить овощи – отворить дверь. Стало весело – весило немного.
Упражнение 55.
Прочитайте. Скажите, почему слова второго столбика звучат одинаково. Как называются такие слова?
Упражнение 56.
Докажите подбором родственных слов с ударением на гласных корня, что данные в каждой паре слова, совпадающие по произношению, имеют разные значения.
Спеши (на зарядку) – спиши (примеры).
Слезать (с чердака) – слизать (крем).
Посветить (в темноте) – посвятить (романс).
Примирять (противников) – примерять (блузку).
Сторожил (склад) – известный старожил.
Развевался (флаг) – развивался (ребенок).
Упражнение 57.
Прочитайте текст. Следите за произношением безударных гласных. Выполните задания, данные после текста.
Учиться говорить и писать.
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве!» Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры…
Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке, не будьте самовлюбленным болтуном.
Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам – интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.
Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Отличия гласного звука от согласного:
гласный звук состоит только из голоса;
при произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
гласный звук образует слог: у| тя| та .
Обратите внимание! Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (гóлос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит "голосовóй".
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Вспомните! Гласный звук в ударном слоге (под ударением) называется ударным. Гласный звук в безударном слоге (без ударения) называется безударным.
Обратите внимание! Слова тигр и тигры , берёза и берёзы - это формы одного и того же слова. Слова тигр и тигрята , берёза и берёзовый - это однокоренные слова.
Обратите внимание! Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами.
[а] [а] [а] [а]
Валы́, грачи́, столы́, росá.
Обратите внимание! Безударный гласный звук в корне однокоренных слов и формах одного и того же слова обозначается той же буквой, которой обозначается ударный гласный звук в этом же корне: снег - снега - снеговик - снегурочка .
Проверяемое слово
- это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ко
вёр
, стре
лá
, пи
сьмó
.
Проверочное слово
- это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кó
врик
, стрéлы
, стрéлка
, пи́сьма
.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или заменить форму слова (мо
ря́ - мó
ре, у мó
ря)
;
б) или подобрать однокоренное слово (тра
вá - трá
вка, зелё
ный - зé
лень)
- так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным
.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .
Обратите внимание! Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : слёзы - слезá , пчёлка - пчелá , сёстры - сестрá .
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Вспомните!
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя
: ло
пата, ка
ртина, па
льто, о
дежда. Правописание таких слов надо либо запоминать
, либо проверять
по орфографическому словарю.
В школе такие слова иногда называют словарными
. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.
Обратите внимание!
Мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка.
Орфограммой
мы будем называть букву
, написание которой надо проверить
или запомнить
.
Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма . Её написание надо проверять или запоминать.
Гласные звуки — звуки речи, которые характеризуются следую-щими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи.
С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении гласных звуков в результате колеба-ния напряженных голосовых связок в гортани образуется голос, или музыкальный тон. Полученное звучание преобразуется, обогащается дополнительными тонами, образуемыми в надгортанных полостях (глотка, носовая и ротовая полость). Эти резонаторные тоны и при-дают звуку специфический тембр, особое качество, которое отличает один гласный звук от другого. Поскольку тембр любого звука, или его качество, зависит от объема и формы резонатора (ср. разный объем и форму резонаторов у музыкальных инструментов: скрипки, виолон-чели и контрабаса; домры, балалайки и гитары), то и тембр гласных звуков определяется положением языка и губ, которые могут менять размер и форму ротовой полости.
Язык — самый подвижный орган артикуляции, он может смещаться горизонтально и вертикально в ротовой полости, при этом образуются разные гласные.
Степень поднятия языка к нёбу обеспечивает различие гласных звуков по подъему: самое верхнее положение языка формирует гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]), среднее положение — гласные среднего подъема ([э], [о]) а нижнее — гласные нижнего подъема ([а]). Гласные верхнего подъема называются закрытыми (узкими), а гласные нижнего подъема — открытыми (широкими), так как при нижнем положении языка шире раскрывается рот и ниже опускается нижняя челюсть. Если мы произнесем последовательно гласные [и], [э], [а], мы можем по-чувствовать движение языка по вертикали.
Тело языка может также смещаться горизонтально: придвигаться ближе к зубам или отодвигаться назад, к корню языка, формируя глас-ные переднего ряда ([и], [э]), среднего ([а]) и заднего ([у], [о]). Если мы произнесем последовательно гласные [и], [ы], [у], мы можем заметить передвижение языка по горизонтали.
При произнесении гласных [э], [о], [а] язык движется по вертикали: [э] и [о] — гласные среднего подъема, а [а] — гласный нижнего подъема; однако при этом еще наблюдается движение языка вперед (при про-изнесении гласного переднего ряда — [э]), назад (при произнесении гласного заднего ряда — [о]) или язык занимает среднее положение ([а] — гласный среднего ряда).
В образовании гласных также могут участвовать губы. При про-изнесении огубленных гласных ([у], [о]) губы несколько округляются и вытягиваются вперед.
При артикуляции гласных струя воздуха не встречает препятствия в ротовой полости, проходит свободно. Чем сильнее, интенсивнее про-износим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Гласные звуки — ртораскрыватели.
Функциональное отличие гласных от согласных состоит в в том, что они по-разному ведут себя при образовании слога. Гласный звук образует вершину слога (без гласного звука слога не бывает), а со-гласный в составе слога обычно сопутствует гласному.
Гласный ударный звук — гласный под ударением (в ударной позиции), произносимый без ослабления артикуляции, то есть без редукции. Это значит, что ударный гласный звук более долгий и интенсивный, произносит-ся с большей силой, то есть более громко и напряженно, чем гласный в безударной позиции. Напряженность и долгота артикуляции способ-ствуют тому, что индивидуальная окраска звука (его тембр) становится более определенной, четкой. Благодаря этому позиция под ударением является для гласных сильной позицией, то есть тем положением, в ко-тором гласные в наибольшей степени отличаются друг от друга, их нельзя перепутать. Например, сом—сам, лес—лис. Материал с сайта
Гласный безударный (редуцированный) звук — гласный звук, произно-симый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безу-дарном положении гласные звуки характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные звуки, которые произносятся с ре-дукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без уда-рения является слабой, так как в этом положении гласные, произно-симые менее интенсивно, обычно теряют индивидуальные различия (по ряду и подъему). При таком произнесении мы иногда перестаем различать значения разных слов. Например: Я сама [сама] поймала сома [сама] или Я в лесу [лису] увидел лису [лису].
Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.
В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как
я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).
Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.
Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.
В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).
Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).
Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении