Оборудование на танк ис 7. В подробностях об ТТХ ударимся сейчас мы
Семёра в новом патче настолько сурова, что получает знак классности даже при поражении:)
Вопрос знатокам:
при победе команды дали бы Мастера? или опыт не зависит от победы-поражения?
Скриншот в качестве доказательства
http://pics.livejournal.com/1504/pic/0001q5y9
Ну и чтоб два раза не вставать, предлагаю свой сетап перков на семёре с пояснениями:
Для начала оговоримся, что надо быть реалистами и дальше 4 перков мы не заглядываем.
Также я вожу на семёре всегда голдовый огнетушитель (закупаюсь оптом со скидками), а потому мне нахер не упёрлись все навыки пожарников.
Также следует признать, что боевое братство вещь хорошая, но также вещь хорошая "ремонт" и "маскировка".
И стоит выбирать. НО следует помнить, что ББ это перк, который должен быть 100% у всех, потому идёт он на хер. С другой стороны двум балбесам заряжающим нечего брать и им ББ как раз можно было бы поставить, но у других членов - перки и нвыки гораздо полезнее. Вобщем два пути развития. Я выбрал без ББ.
Командиру я дал по ошибке "наставника", потом "лампочку", далее ремонт на 85%, в будущем по плану "маскировка".
Вообще считаю, что "наставник" нахрен не нужен. Все самые полезные перки сосредоточены у командира, у других специалистов если и есть полезные перки, но их меньше чем у командира, а стало быть мы не заинтересованы в прокачке других специалистов за счёт свободного места под перк у командира.
"Лампочка" - архиполезный перк. Он не только даёт представления о том, что пора убирать свою жопу из под возможного обстрела как раз в тот момент, когда враг уже свёлся и стреляет, но и вообще учит танкиста тонкостям карт, знании местности, возможностям обзора противников. Вобщем маст хэв для аналитиков и тактиков. Так как КВГ вводит постоянно новые карты - то актуальность лампочки будет всегда высока.
"Орлиный глаз" - даёт хоть и мизерный плюс к обзору, но так как обзор важная характеристика, то её параметры нужно увеличить, если есть такая возможность. У семёрки неплохие показатели базового обзора - 402 м., у конкурентов по ТТ10 такой же обзор, но у немецких конкурентов есть радист, у которого возможно будет стоять "Радиоперехват". Это преимущество надо стараться сократить либо установкой "просветлённой оптики", либо умением "маскировка". Впрочем для ГК, обзор тяжам, идущих в боевых группах не так критичен.
Для остальных навыков нет места, идут они на хер.
Наводчику - "снайпер", "плавный поворот", далее ремонт, потом "маскировка". Ремонт и маскировка замечательны тем, что они функционируют по мере прокачки, а не только когда им стукнет 100%. Потому 4-м перком будет маскировка, я признаю, что вряд ли она когда нибудь прокачается до 100%, но по мере игры заметность моего танка будет помаленьку, но уменьшаться.
Остальные навыки: без них можно прожить, идут они на хер
Мех-вод. У мех-вода также как и у командира куча вкусных навыков, которые дают преимущество.
"Мастер тарана" для семёрки - хорошая вещь. Только что опробовал, вражеские тт10 разваливаются. Только что я убил тараном Т110Е5, хотя тот врезался в мой лоб спускаясь с горки.
унылый риплей, но сей таран вы можете лицезреть на 5-ой минуте до конца боя: http://www.wotreplays.ru/index.php/site/203882#provinciya-1504-is-7
Я взял. Возможно, что ситуации с тараном редки, но это фан.
"Плавный ход" и "Виртоуз" - тоже взял.
четвёртым буду брать "ремонт"
"Король бездорожья" - хороший навык, но увы, на него нет места, придётся как и раньше говно объезжать.
Радиста на семёре нет и это херово! "Радиоперехват" - очень даже ничего.
Далее идут два балбеса заряжающих. Которым совершенно нечего ставить.
От безрыбья ставим первым навыком одному "бесконтактную бк", другому "отчаянный".
2-м и 3-м ставим "ремонт" и "маскировка". 4-м - хер его знает! Те, кто нацелился на Боевое Блядство, тем да. А так как у меня все остальные члены экипажа без ББ - то остаётся "пожаротушение".
Ну я уже вайнил по поводу того, что картошка не умеет в сбалансированность перков, в перки для заряжающих, не буду повторяться.
Всё, я ушёл по делам
2 года и 10 месяцев назад Комментарии: 4
Парни, девчонки и все кто играет и интересуется танками вам огромный ПРИВЕТИК!
Речь в этой статье будет посвящена самому замечательному из всех танков и это Тяжёлый Танк 10 уровня в ветке КВ-1 - ИС-7, который так и не выпускался серийно, а именно про - ИосифаСталина-7. Гайд по этому тяжу найдете .
В подробностях об ТТХ ударимся сейчас мы
Стоимость нашего Иосифа впечатляет - 6 100 000 серебра и добраться до него ой как не легко, но кто хочет добиться своей цели, он всегда достигнет её!- Иосиф наш по прочности крепкий орешек - я вам скажу и его крепость состоит из 2150 ХП;
- Весит он не мало, но и не много как по мне-68.19/70.95 тонн;
- Неплохое наблюдение обзора - 400 метров;
- Действует наша связь на расстоянии - 720 метров;
- Мощь дизельного движка составляет- 1050 лошадей;
- Прекрасно передвигается и эта скорость - 59.6 км/час;
- Повороты со скоростью - 28 гр. в сек;
- Это не броня корпуса, это крепость и вот она - 150/150/100 миллиметра;
- Башня как купол крепка - 240/185/94 миллиметра;
- Стволище, Орудие, Дуло, оно же Пуха, вы только представьте себе 130 миллиметров в диаметре;
- В боевом комплекте идёт набор в 30 штук снарядов;
- Наносимый незабываемый уронище - 490/490/640 ХП;
- наносим - 250/303/68 миллиметров;
- Скорость стрельбы - 4.38 выстрела в минуту
- Вот уронище, который наносит в минуту составляет - 2146 ХП.
Итак, приступим - ИС-7 мнение всех, это чудо-машина на 10 уровне, а соответственно благодарность её в том, что:
- неповторимая Пуха (на 10-уровне со 130 миллиметровым калибром, соответствует и пробитию и наносимому урону);
- крепка наша техника - этот нос щуки, прекрасное прикрытие лба (а если будет туда сюда им дёргать, то шансов пробить практичестки не будет, НИКОМУ). Экраны-защита бортов (частенько они забирают урон себе);
- каскадёр наш Иосиф, можно и так сказать, с его то скоростью и не глядя на то, что он тяжеловес.
Модули ставим, но зависимы они от вашего плана в сражении и многое другое - к примеру, вы катастрофически избегаете Арту (это верно вы делаете, так как арта пуляет нас сверху, но наша башня крепка и если при этом немного двигаться, мы этим мешаем ей выцелить слабое место),в итоге закрепим - Подбой .
На очереди стиль-игры:
- при агрессивной тактике (напролом и таран)-оборудуемся таким образом:
Досылателем, Стабилизатором и Вентиляцией. - при осторожной, внимательной и обдуманной тактике - оборудоваемся так:
Приводы наводки обязательно, с досылателем пойдём, ну и с вентиляцией не опоздаем.
На очереди под рассмотрение перки:
Командиру: лампочка законно, затем ремка, маска, рукастый мастер и пожарку.Механику: водителю:-ремку, маску, мастер при таране и пожарку.
Наводчику: ремку, маску, без плавного поворота нашей башни тугу будет, снайпера обязательно и ему пожарку.
Заряжающему: ремку, маску, отчаянным должен быть и снова пожарка.
Так я выбрал, а почему?
- да всё потому, что лампочка показывает, обнаружил вас кто нибудь или вы в тени;
- ремка вам, все поломки поможет исправить в раз;
- маска не под все стили подходит, но делает вас менее заметным врагу;
- если плавно башня поворачивается- попадём на раз, даже в пути;
- наш отчаянный- при 10% ХП, он творит чудеса при перезаряде;
- мастер тарана уменьшит ваши повреждения и при таране врагу не поздоровится;
- пожарка поможет загасить огонь, даже если нет у нас огнетушителя.
Ещё секрет раскрою я вам, какой в нём имеется
- во-первых , вытанковывайте урон башней, старайтесь правильно подставить нос щуки под большим наклоном;
- во-вторых , пользуйтесь любым укрытием, даже трупами танков, если вы не нашли себе укрытие, тогда избегаете перестрелок, так как снарядов только 30 и до цели не все дойдут, ещё бортом он и не пробуйте даже, только потеряете жизнь свою;
- в-третьих , на дальней стрельбе сведение не супер, так что убедитесь что вы в безопасности и если вы заняли, именно ту отличную позицию, тогда вам нечего боятся, даже САУ вы не по зубам.
- Выбирайте невысокие холмы, они наши друзья, далее старайтесь подставить свою непробиваемую башню и переходите в снайперский режим, но не одни, а с поддержкой союзника который поможет вам дамажить врага во время вашей долгой перезарядки - это есть слабое место седьмого его - перезаряд. Зарубите себе на носу, мы зависимы от своей команды и нанести одному большой урон, это задача высшей математики.
ИС-7 — тяжелый танк СССР 10 уровня. Динамичный танк с практически непробиваемой башней и рикошетным бронированием. Вооружен довольно неточным орудием с не лучшим пробитием. Танк предназначен для ведения боевых действий на ближних дистанциях.
Прокачка
- Тяжёлый танк ИС-7 исследуется за 191 500 Опыта. Танк приобретается сразу в «элитном» состоянии. Предыдущий танк — Объект 257.
Топовая комплектация
Боевая эффективность
Орудие ИС-7 имеет среднюю бронепробиваемость, хорошую альфу, небольшой урон в минуту, невысокую точность и долгое сведение. ИС-7 обладает отличным бронированием.
Важно понимать, что любой танк в игре при выпадении среднего значения бронепробития на базовых снарядах не сможет пробить нас в лоб башни и ВЛД, однако НЛД будет пробивается каждым попаданием танков Х уровня и некоторыми танками VIII-IX уровней.
ИС-7 обладает хорошей динамикой и максимальной скоростью в 60 км/ч, которую он набирает только с горки. Борта имеют фальшборт, но за ним броня имеет малый наклон и от того очень легко пробивается любым танком VIII уровня с топовым вооружением.
Танковать ромбом нежелательно, поскольку приведенная броня одного из бронелистов ВЛД в таком случае резко уменьшается из-за «щучьего носа», а борта недостаточно надежны даже несмотря на наличие фальшборта.
ИС-7-универсальный танк, и на поле боя может выполнять практически любую задачу. Основная задача ИС-7 прорыв или сдерживание противника.
Танк должен воевать на ближней или средней дистанции, с которых хорошо наносит урон, ведь на дальней дистанции могут возникнуть проблемы с его нанесением.
Хорошая динамика позволяет быстро реагировать на изменения в бою, и быстро занимать выгодные точки.
Преимущества
- Хорошая максимальная скорость
- Надежное бронирование башни
- Небольшой разброс орудия на ходу и при повороте башни
- Низкий профиль
- Хороший запас прочности — 2400 очков.
Недостатки
- Долгое сведение и перезарядка
- Плохая бронепробиваемость
- Длинный корпус
Навыки и умения экипажа
Оборудование и снаряжение
Из оборудования можно выделить два обязательных к использованию модуля - Досылатель и Стабилизатор вертикальной наводки. В третий слот можно поставить Улучшенную вентиляцию.
Как играть
ИС-7 — танк прорыва, поэтому играть на нем надо агрессивно. Стабилизация и точность орудия позволяют вести прицельный огонь, особенно на ходу. Однако, бронебойные снаряды имеют слабое пробитие, а из-за долгого сведения ИС-7 вынужден сокращать дистанцию и переходить в ближний бой.
Неплохое время сведения, небольшой разброс при движении и повороте башни позволяет машине полностью реализовать свою огневую мощь, а 2400 очков прочности повысят выживаемость в бою.
Угол склонения орудия не плох, но иногда приходиться выкатываться из-за бугра и подставлять броню. На ближней дистанции надо прикрывать нижнюю лобовую деталь, а еще лучше лоб корпуса. Под башней находится боеукладка, которая может сдетонировать в самый неподходящий момент.
Двигатель топового советского «тяжа» мощный, дающий так недостающую тяжелым танкам мобильность. Комбинация этих свойств подчёркивает роль ИС-7 как танка прорыва, который всегда на острие атаки.
Броня ИС-7 в лобовой проекции находится очень мало слабых мест, через которые проходит дамаг. Большое количество наклонной брони усложняют его пробитие.
Красный: Двигатель
Голубой: Топливный Бак
Белый: Боеукладка
Желтый: Экипаж
Фиолетовый: Уязвимое место
Борты имеют классические слабые места советских танков. Топливный бак и двигатель находятся в задней части танка, а боеукладка располагается в передней части вместе с экипажем. Отдельного внимания заслуживают «уши» по бокам башни, один точный выстрел и ваншот.
С правой стороны, мы видим почти тоже самое, главное отличие в том, что место наводчика в передней части башни у нас занимает командир. Лучше всего простреливать корпус через щель над гусеницами.
В лобовой проекции находится «ахиллесова пята» ИС-7 — боекладка. По возможности выцеливайте область, где располагаются фары танка. Также, уверенно пробивается нижний бронелист и к тому же есть возможность повредить топливные баки.
Наклонная задняя броня имеет предрасположенность к рикошетам. Нижний бронелист пробивается лучше. Нажатие башни под этим углом почти наверняка приведет к отключению одного из погрузчиков или боеприпасы стойку. Стрельба по задней части башни приводит к критам заряжающего или к детонации боеукладки.
Историческая справка
ИС-7 (объект 260) - опытный советский тяжёлый танк. Разработан в 1945-1947 годах, выпуск ограничился шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году.
Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался, но многие из впервые применённых на этом танке решений были впоследствии успешно использованы в серийных машинах.
Данный гайд будет посвящён танку ИС-7. Этот советский тяжёлый танк 10 уровня был введён с началом запуска игры World of Tanks и до сих пор остаётся довольно популярной машиной. Танк отличается довольно высокой скоростью, что делает его достаточно мобильным на поле боя, а крепкая лобовая броня и не самая слабая пушка делают из него грозного противника для менее лёгких танков.
Танк обладает довольно высокой стоимостью ремонта, поэтому, чтобы играть на нём не в минус, вам придётся наносить за бой достаточно большой урон по машинам противника.
Характеристики танка
Давайте оценим его тактико-технические характеристики.
Прочность составляет 2150 единиц - вполне себе средняя прочность для такого типа танков. Мощность двигателя составляет 1050 л/с при массе равной почти 71 тонне. ИС 7 довольно быстрый танк и скорость до 30 км/час он набирает практически мгновенно, после чего ускорение происходит более плавно. Скорость поворота шасси составляет 28 градусов в секунду, поэтому можно сказать, что он не очень быстро разворачивается.
Бронирование корпуса: 150/150/100 и многие считают данную машину «картонной». Это не совсем так - достаточно поставить танк под углом к противнику и у того не получится быстрое пробитие вашей брони. Бронирорвание башни: 240/185/94 - довольно крепкая лобовая броня башни также препятствует пробиванию. Задняя часть башни имеет слабую броню и пробивается достаточно легко. Впрочем так-же как и борта танка. Бронирование кормы 100 мм иногда спасает от противника 6-7 уровня От сюда главное правило выживания - ставьте машину под углом к огню противника.
Перейдём к вооружению. Урон базовым снарядом составляет 368-613 единиц, в среднем по противнику вылетает где-то 500 ед. Пушка «С-70″ достаточно хороша. Хоть многие и считают, что она не достаточно точная и долго сводится - это не так. Нужно лишь поставить пару-тройку дополнительных модулей, о чём пойдёт речь ниже.
Оборудование ИС 7: дополнительные модули и расходники
Для того, чтобы оптимизировать боевые характеристики нашего танка и сделать бои на нём более комфортными, обязательно понадобится дооснастить его дополнительным оборудованием.
- Стабилизатор вертикальной наводки - позволит прицельно стрелять на скорости 30-50 км/ч.
- Усиленные приводы наводки - позволят сократить время сведения орудия с прицелом.
- Орудийный досылатель крупного калибра - сокращает время перезарядки орудия.
Перейдём к расходникам:
- Подкрученный регулятор оборотов двигателя.
- Малый ремкомплект.
- Малая аптечка.
- Ленд-лизовское масло.
Зоны пробития ИС 7
На скриншотах ниже вы можете наглядно увидеть уязвимые зоны пробития танка и понять куда пробивать ИС 7:
* Зелёным цветом обозначены наиболее уязвимые участки.
Тактика игры
Несколько советов из серии «Как подольше не умереть?»
ИС-7 на данный момент самый мощный танк из тяжелых советских в игре. Мы с вами пройдемся по его истории, сравним с другими тяжелыми танками, рассмотрим расположение модулей, а также расскажем о тактике и зонах пробития.
Историческая справка.
Весной 1944 года после снятия Ленинградской блокады, на полуразрушенном Кировском заводе, который должен был восстановить серийное производство противотанковых САУ ИСУ-152, начали, возвращаться ленинградские конструкторы. Был открыт филиал Опытного завода №100. Директором этого филиала был назначен Ж. Котин. Именно под его руководством началась разработка нового тяжелого, хорошо вооруженного танка под названием «Объект 260», а позже ИС-7.
Разработка велась в1945—1947 годах. Выпуск был ограничен 6 моделями и то это были прототипы. Танк создавался для специального назначения, а именно для прорыва мощных оборонительных полос противника. ИС-7 является самым тяжелым советским танком времен второй мировой войны.
Сравнение ТТХ ИС-7 с другими танками 10 уровня.
Характеристики |
ИС-7 (СССР) |
E100 (Германия) |
Т30 (США) |
AMX 50B (Франция) |
Maus (Германия) |
Прочность |
|||||
Масса (т) |
|||||
Мощность двигателя (л.с.) |
|||||
Максимальная скорость (км/ч) |
|||||
Скорость поворота (град/сек) |
|||||
Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм) |
150/150/70 |
200/130/150 |
102/76/51 |
170/30/30 |
200/185/160 |
Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм) |
240/185/94 |
240/150/150 |
279/127/102 |
100/50/30 |
220/210/210 |
Урон базовым снарядом |
490/490/640 |
490/490/630 |
750/750/950 |
400/400/515 |
490/490/630 |
Бронепробиваемость базовым снарядом (мм) |
260/303/68 |
246/311/65 |
276/320/90 |
267/351/65 |
246/311/65 |
Скорострельность орудия (выстр/мин) |
|||||
Скорость поворота башни (град/сек) |
|||||
Обзор (м) |
|||||
Дальность связи (м) |
Плюсы:
- Очень хорошая подвижность для тяжелого танка.
- Хорошее мощное орудие.
- Отличное бронирование танка.
- Малые габариты танка.
- Большая дальность обзора и дальность действия рации.
- Высока скорострельность орудия.
- Большая масса танка.
Минусы:
- Малая мощность двигателя танка.
- Малый боекомплект.
- Малый запас прочности среди танков 10 уровня.
- Неудачное расположение модулей в танке.
Уязвимые места танка, модель повреждения ИС-7.
Мы видим, что, пожалуй, самый опасный модуль, а именно боеукладка находится в нижнем бронелисте. В случае попадания она может взорваться, что уничтожит танк.
Зоны пробития ИС-7.
Пробивать броню танка ИС-7 мы будем с топового орудия Першинга - 90 mm Gun T15E2M2 и орудием Мауса - 12,8 cm KwK 44 L/55.
Начнем с Першинга.
В верхний и нижний бронелист мы пробить ИС-7 не можем.
Многие ошибочно считают, что танк пробивается в люк мехвода, но это не так. Да, виден след пробития, иногда критуется триплекс или механик-водитель, но урон по танку не проходит. Башня нам также не доступна.
Под углом мы тоже не в состоянии пробить танк, хоть и кажется что угол брони стал к нам лучше, но это лишь кажется. Да и вообще не следует стрелять в лоб танку если он подставил для нас свои борта.
Рассмотрим танк в профиль. Раньше мы могли пробивать верх башни, но теперь она нами не пробивается и пытаться стрелять в нее бессмысленно.
В ситуации когда нам виден корпус ИС-7 наша задача облегчается. Мы можем работать в зону над гусеницами, точнее в бортовой бронелист, там есть большое место куда мы можем пробивать и наносить хороший урон.
Так же не стоит стрелять в бронеплиту располагающуюся к нам под прямым углом, хотя и заявлено, что там толщина брони 150 мм и при выстреле мы видим характерный след пробития, а урон танку не наносит - это признак того, что у танка есть экранная броня.
Если же вам удалось заехать танку в корму, то тут у вас сложностей возникнуть не должно, мы легко пробиваем и корму башни и корпуса, стоит сказать, что если вы играете на французких танках, я вам посоветую стрелять в корпус - там угол меньше чем на башне.
И на этом с Першингом закончим и постепенно переходим к Маусу.
Встречая ИС-7 в лоб стоит первым делом пробовать стрелять в нижний бронелист (ведь там боеукладка). Область фар стала для нас менее доступной.
Если вы сошлись в клинче и перед вами 240 мм брони округлой формы, то вам следует стрелять в уязвимые места на башне танка. Раньше ИС-7 легко пробивался в левый люк на башне, но теперь его хорошо залатали и урон перестал по нему проходить.
Но зато стал легко пробиваться правый люк. И то из-за того, что снаряд проходит на сквозь той шишки, на которой виден след пробития, и попадает в полоску тонкой брони находящуюся за этой шишкой. Если ИС-7 целится вам правую щеку, то вы будете простреливать шишку насквозь, а если нет то снаряд будет все также пробивать эту шишку, но будет уходить мимо этой полоски и урон не будет проходить.
Когда ИС-7 к нам под углом, он по прежнему пробивается, ввиду того, что некоторые участки брони становятся более доступными. Например, как эта область за фарой. И также без всяких проблем мы пробиваем нижний бронелист.
В бока мы также регулярно пробиваем, так же как и в наклонную броню.
Борт башни мы тоже пробиваем, только избегайте передней части, ибо там углы побольше и мы уже не пробиваем. Дучше цельтесь в центр, где звездочка. Я думаю с кормой и так вам все понятно, она легко нами пробивается и никаких трудностей там мы не испытываем.
Тактика игры.
ИС-7 имеет хорошую подвижность, что позволяет ему ездить по направлениям средних танков, или с такими же ИС-7 . Также он имеет неплохое бронирование, которое позволяет держать врагов на любом направлении, не давая прорвать фланг, до прихода союзников. Иногда и в одиночку уничтожить несколько танков ИС-7 с легкостью сможет, но корма и борта имеют тонкую броню (сравнивая с Маусом), поэтому нельзя допускать, что бы враг ворвался к вам в тыл - он может нанести нам серьезный урон.
Нижний бронелист к сожалению пробивается танками 9-10 уровней, поэтому его нужно прятать за ограждения, всячески маневрировать, не давая выцелить уязвимое место. Орудие имеет хорошую бронепробиваемость (лучше которой только орудие от T30, который встанет на сторону пт), урон, точность и скорострельность, но долгое сведение, которое присуще, пожалуй, всем советским танкам. Все эти качества орудия и самого танка помогают ИС-7 не просто выжить, а ещё и «нагибать», но из-за долгого сведения ИС-7 вынужден вступать в ближний бой. Помните - дальний бой не наше дело.
Углы вертикальной наводки неплохи, но и не идеальны, поэтому не всегда есть возможность стрелять из-за горки или любого укрытия без вреда самому ИС-7 , ведь танк у нас не Маус и не Т30 (помните, выезжая из-за горки, вы подставляете нижний бронелист, что делать нельзя). Во время боя на открытой местности, стоит маневрировать, чтобы мешать врагу выстрелить по уязвимым точкам вроде нижнего бронелиста или люка мехвода, ведь у нас малые габариты и возможность промаха противника возрастает.
Стоит упомянуть и о дальности обзора и связи — они позволяют быстро реагировать на все изменения на карте, если занять хорошее место - «добро пожаловать в тир», а если серьезно, то танк относительно не высокий, по сравнению с Маусом, поэту мы менее заметны среди всех тяжей 10 уровня.
Что касается оборудования я вам посоветую ставить досылатель, стабилизатор , вентиляцию . Из снаряжения ремкомплект, аптечку, огнетушитель или ленд-лизное масло , если планируете ездить вместе со средними танками.
И на этом у меня все, надеюсь этот гайд поможет вам и сделает вашу игру лучше. Желаю удачи в боях и до вскорой встречи!