Обиженная лисичка. Примеры этюдов (психогимнастик) для детей. Добрый мальчик
ПРИМЕРЫ ЭТЮДОВ (ПСИХОГИМНАСТИК) ДЛЯ ДЕТЕЙ1. Возьмите лисицу и внимательно посмотрите в её честные глаза.
2. Положите лисицу обратно: все равно из вашей затеи ничего не выйдет…
3. Самое главное: лисицу нельзя заманить, выловить, приручить или завести. Пытаться завести лисицу не рекомендуется особенно. Если лисица заведется, то приобретет огромную скорость на старте, и только вы её и видели.
4. Обнаружить лисицу можно в норе. Только это называется не «обнаружить», а обНОРУшить. ОбНОРУшенная лисица выглядит сконфуженно и впоследствии будет прятаться тщательнее. В глубине души любая лисица уверена, что обНОРУшенная лисица – уже шапка. При обНОРУшивании нору рушить не рекомендуется – лисицу может завалить, и она будет материться и тем самым мешать спасательным мероприятиям.
5. Живет лисица сама по себе. По себе она живет, а по другим лисица тоскует и страдает.
6. Живет лисица везде. Лиса могла бы жить даже на дереве, но деревья были против, и ей запретили жить на деревьях. Теперь лисица живет под деревьями, и деревья все равно против, но поделать ничего не могут.
7. Лиса животное не злопамятное.
8. Лиса - моногамное животное. Она умеет играть одну гамму. Но зато – хроматическую. Её знания и умения в других областях – тоже хромают.
9. Все знают, что лиса любит выпивать. К сожалению, её часто можно увидеть трезвой, что повергает натураЛИСтов и обществоведов в сомнения относительно аутентичности зверя.
10. Выпас лисицы осуществляется в ночное время. Наиболее предпочитаемый способ – самовыпас на воле и без намордника. Выгул лисы проводится по клубам. По магазинам она выгуливается самопроизвольно и с непредсказуемыми последствиями.
11. Лисица может тявкать, авкать, гавкать и рявкать (и хмыкать))). Все упомянутые звуки различаются по громкости и активно интонируются.
12. Наиболее всего лиса предпочитает общество ЛИса. Однако во избежание обНОРУшивания лисы маскируются и принимают вид окружающего ландшафта.
13. Лисица любит музыку. Она ее слушает. Громко. Это не находит понимания соседей.
14. Лисица любит картофель и пиццу. Платонически и безответно. Питается лиса здоровой пищей в нездоровых количествах.
15. Лису нельзя обижать. Обиженная лиса обижается, а также теряет вид и ориентацию в пространстве. Дезориентированная лисица в обиженном состоянии начинает контролировать свою злость и причиняет обидчику столько бед, сколько сможет.
16. Уход за лисицей крайне сложен. Чем быстрее и дальше вы уйдете, тем меньше шансов, что она решит ухОдить вас. Впрочем, из благодарности она может избавить вас от ухода за ним, спровоцировав ваш уход (в мир иной, в булочную за хлебушком лет на пятнадцать или к самой страшной из своих знакомых нелис).
17. Задержать лисицу – невозможно. Её можно только притормозить. Продвинутая лисица вполне эффективно тормозит без посторонней помощи. ТормоZzzит. И балдеет. ТормоZzzит. И балдеет))
18. Лиса относится к псовым. Но не к борзым, а к бОрзым. Борзеет лиса по весне, по осени и понарошку. Тогда у неё начинается гон, и она гонит. Сначала всех взашей, и далее – просто так, в одиночку и для собственного удовольствия.
(Афоризмы и тезисно о лисах!) Афоризмы и тезисно о лисах
Все, что ни делает лиса - к лучшему. Что не делает - тоже к лучшему.
Лисы бывают двух видов - великолепные и просто великолепные. Вторые преобладают.
Лисы несут свет знаний. О лисах.
Если лисы летают - значит, это кому-нибудь нужно. Хотя бы лисам.
Жизнь многолика и многохвоста.
Лисами не рождаются. Ими пребывают.
Сеять разумное, доброе, лисье.
Счастье не в лисах, а в их количестве.
Человек - друг лисы.
Если бы в мире не было лис, их стоило бы выдумать. Чем лисы и занимаются по сей день.
Лисы хороши тем, что они есть.
Лиса не воробей, вылетит - не поймаешь.
Ваша лиса выполнила недопустимую операцию, в результате чего вы будете закрыты, а лиса пойдет на солнышко.
Где-то высоко в кронах деревьев звонко переговаривались заблудившиеся лисы…
Белки - это наше все, люди - это наше все остальное, а лисы - это наше главное и наше ого-го! (ай-яй-яй и ха-ха-ха)
I. Этюд «Сказочный лес»
Звучит музыка «Звуки леса». Закройте глаза и представьте лес, в котором круглый год лето. Прислушайтесь, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, недалеко от вас журчит звонкий ручеек. На деревьях в этом лесу растут конфеты. На полянках много земляники. Откройте глаза. Вам понравилось в этом лесу? Покажите свое настроение. (мимика детей)
II.Этюд «Друзья поссорились»
Но в этот лес пришли два мальчика. Они увидели много земляники и стали ее рвать. Они так быстро ее рвали, что не заметили как стали ссориться из-за того кому больше ягод достанется. Они стали кричать дуг на друга. Они шумели на весь лес и все животные спрятались. Дети давайте станем по парам и покажем как мальчики сердятся. (мимика, пантомимика)
Дети посмотрите, здесь много земляники. Она крупная, спелая, сочная. Давайте мы ее соберем. Дети собирают землянику. А теперь скажите у кого сколько ягод? У кого много ягод поделитесь! Будьте щедрыми, не ругайтесь друг с другом. Я взмахну волшебной палочкой, и вы никогда не будете ссориться.
^ IV. Этюд «Обиженная лиса»
Дети посмотрите, вот за этой елочкой сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело! Психолог подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж.
Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом.
Я самая красивая.
Я самая умная.
Я самая добрая.
Я самая заботливая.
Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.
Дети скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж?
Дети давайте проиграем эту историю по ролям. Дети одевают маски лисы, ежа и белочки и разыгрывают эту историю с помощью феи.
^ V. «Кустики»
Дети давайте теперь сядем, ноги подожмем под себя, так как это делаю я. Звучит музыка «Звуки леса». Я взмахну палочкой, и вы превратитесь в кустики, которые выросли в этом лесу. Подул ветерок и кустики стали покачиваться. Ветерок стих и на вашу веточку (правая рука) села бабочка – стряхните ее. Бабочка перелетела на другую веточку (левая рука) – стряхните ее. А теперь закройте глаза и представьте, что ваш кустик зацвел. На кустике стали появляться необыкновенные цветы с очень приятным запахом. И вами любуются все обитатели леса. А теперь откройте глаза. Я взмахну палочкой и вы превратитесь в детей. Теперь пора попрощаться нам с лесными жителями. До свиданья! Мне очень понравилось с вами, мои помощники. Вы дружные, смелые, сильные. До следующей встречи!
Игры, этюды на развитие внимания
Что слышно?
Цель игры. Развивать умение быстро сосредоточиваться.
1-й вариант (для детей 5-6 лет). Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант (для детей 7-8 лет). По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
^ Будь внимателен!
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Дети шагают под "Марш" С. Прокофьева. Затем на слово "Зайчики", произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять "копытом" об пол, "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге.
^ Слушай звуки!
Цель игры. Развивать активное внимание.
Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы", когда верхнего - в позу "тополя". Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит пота нижнего регистра - дети становятся в позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
^ Слушай хлопки!
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Канон
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый музыкальный такт, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй - второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.
^ Канон для малышей
Цель игры. Та же.
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
Зеваки
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
"Пишущая машинка"
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех. По сигналу дети начинают печатать: первая "буква" слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
^ Четыре стихии
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Этюды на выражение гнева
Сердитый дедушка
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови.
Во время этюда звучит музыка.
Король Боровик не в духе
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Хмурый орел
Звучит музыка. Ведущий читает стихотворение В. Викторова:
Вот за решеткой хмур и зол
Сидит орел.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал
И камнем падал свысока
На врага.
Он был свободный властелин
Седых верши".
Теперь в неволе, хмур и зол,
Сидит орел.
Затем ребенок изображает орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки (составленной из стульев).
^ Гневная Гиена
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит а ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я страшная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Выразительные движения. Усиленная жестикуляция. Мимика. Сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
^ Разъяренная медведица
На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол копями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
^ Два сердитых мальчика
Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся...
Этюды на выражение страха
Лисенок боится
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Собака лает и хватает за пятки
Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она ласт на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордочкой до его ног.
Во время этюда звучит музыка.
Страх
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
За время этюда звучит музыка.
Выразительные движения. Голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
Гроза
За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром.
Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.
^ Звучит музыка.
Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.
^ Момент отчаяния
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти. Звучит музыка.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
Этюды на отображение положительных черт характера
Смелый заяц
Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.
Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.
Часовой
Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел.
Чтоб мир потревожить,
Никто не посмел.
(С. Погореловский)
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.
Капитан
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.
^ Добрый мальчик
Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу.
^ Внимательный мальчик
По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
^ Посещение больного
Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло.
Любящий сын
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
^ Честный шофер
В такси (специально поставленные стулья) сел мужчина, у него был фотоаппарат. Он сказал шоферу, куда ему надо ехать, и они быстро прибыли на место. Пассажир расплатился с водителем, вышел из машины и направился к дому. Шофер посмотрел на то место, где сидел пассажир, и увидел оставленный на сидении фотоаппарат. Он остановил машину, взял забытую пассажиром вещь и пошел к подъезду, в который вошел владелец фотоаппарата. Водитель не знал, в какой квартире живет рассеянный пассажир, поэтому он стал звонить во все квартиры подряд. Наконец на втором этаже одну из дверей открыл сам хозяин фотоаппарата. Таксист, улыбаясь, протянул ему потерю. Мужчина поблагодарил водителя.
Этюды на отображение отрицательных черт характера
^ Робкий ребенок
Ребенок первый день в детском саду. Он робеет. Ему кажется, что воспитательница им недовольна, а дети вот-вот обидят.
Выразительные движения. Сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони лежат на коленях, голову опустить.
Во время этюда звучит музыка.
^ Застенчивый мальчик
Однажды в пионерский лагерь приехал писатель, ветеран Великой Отечественной войны, и стал рассказывать пионерам о подвигах советских разведчиков. Он обратил внимание на одного мальчика, который слушал его особенно внимательно. Когда писатель кончил свой рассказ, ребята поблагодарили его и разошлись, а этот мальчик остался. Мальчик стоял и пристально смотрел на писателя, не решаясь, казалось, с ним заговорить.
Писатель подошел к нему:
Ты хочешь о чем-нибудь спросить?
Мальчик опустил голову.
Что же ты... Спрашивай...
Он потупился еще больше. Потом неожиданно повернулся и медленно пошел прочь.
Дети вместе с ведущим делают предположения, что хотел, но не решился сказать писателю мальчик.
Затем ведущий берет на себя роль писателя, а дети по очереди разыгрывают с ним ситуацию, изображая застенчивость.
Детям постарше ведущий сообщает, что писатель - это Альберт Вениаминович Цессарский. Он во время Великой Отечественной войны был врачом в партизанском отряде.
^ Жадный пес
Ведущий читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам -
Гам-гам-гам!
Затем один ребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
Хочу и все!
Мальчик пришел с мамой в магазин, чтобы купить чешки. В этом же магазине продавались двухколесные велосипеды.
Я хочу этот велосипед,- сказал мальчик. Мама показала ему деньги в кошельке и шепотом сказала, что у нее нет денег на велосипед.
А мне что до этого! - громко закричал мальчик и даже топнул ногой.- Хочу и все!
Мама оглянулась и увидела, что покупатели и продавец смотрят на ее сына.
Она потянула мальчика за руку, чтобы выйти с ним поскорее из магазина, но он подогнул ноги под себя и повалился назад. У мамы не хватило сил, чтобы удержать руку сына в своей руке... И вот он лежит на грязном полу, стучит кулаками об пол, пинает ногами воздух и, выгибая спину, повторяет плачущим капризным голосом: "Хочу! Хочу и все!"
Эгоист
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: "А эти я съем вечером". Мама подумала: "Мой сын - эгоист".
Наглец
Мальчик сел с гармошкой на скамейку под окнами и громко заиграл. Из подъезда вышла женщина и попросила мальчика перейти на другое место: "Ты играешь как раз под нашими окнами, а у меня только-только заснула больная дочка!" - "А мне-то что!" - сказал сквозь зубы мальчик и заиграл еще громче.
Во время этюда звучит музыка.
Ябедник
Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает к себе все карандаши, то портит чужие рисунки, чиркая в них карандашом. Дети прогоняют его. Мальчик плача бежит к своей маме (к воспитателю) и говорит, что его обидели.
Игры на сопоставление различных черт характера
Молчок
Ведущий читает стихотворение А. Бродского "Новичок*.
В детский сад пришел Молчок -
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка - скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле (этюд "Робкий ребенок"), затем согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, а потом поет какую-нибудь знакомую песенку (этюд "Смелый ребенок").
Прямо в комнатную дверь
Проникает страшный зверь!
У него торчат клыки
И усы топорщатся,
У него горят зрачки -
Испугаться хочется!
Хищный глаз косится,
Шерсть на нем лоснится...
Может, это львица?
Может быть, волчица?
Глупый мальчик крикнул:
Храбрый мальчик крикнул:
Ведущий читает стихотворение В. Семерина "Страшный зверь". А дети, получившие роли кошки, глупого и храброго мальчиков, действуют согласно тексту.
^ Два друга
Пришли два юных друга
На речку загорать.
Один решил купаться -
Стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке,
И смотрит на волну,
И плавать опасается:
"А вдруг я утону?!"
Пошли зимой два друга
Кататься на коньках.
Один стрелою мчится -
Румянец на щеках!
Другой стоит растерянный
У друга на виду,
"Тут место очень скользкое,
А вдруг я упаду?!"
Гроза дружкой застала
Однажды на лугу.
Один пробежку сделал -
Согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком,
И вот дела плохи:
Лежит под одеялами -
"Кха - кха!..
Дети слушают в исполнении ведущего стихотворение Т. Волгиной "Два друга", дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.
Жадный поросенок
Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает грубым хрюканьем. Тогда котенок хватает его за хвостик, и поросенок с визгом убегает жаловаться своей маме.
^ Три характера
Дети слушают музыку. Вместе с ведущим дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением резвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а четвертый ребенок должен догадаться по мимике и пантомимике, какая девочка кого изображает.
При повторении игры Злюка, Плакса и Резвушка встают рядом и отгадывающий ребенок должен узнать их теперь без музыкальной подсказки, только по мимике и пантомимике.
Если в группе только одна девочка, то Злюку и Плаксу изображают мальчики.
^ Повар - лгун
Ведущий читает стихотворение:
Идет кисонька из кухни.
У ней глазоньки опухли.
О чем ты, кисонька, плачешь?
Как же мне, кисоньке, не плакать?
Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал.
Звучит музыка. Ребенок изображает повара. Он делает вид, что лижет пенку с молока, разливая его по воображаемым кружкам. Повар идет к ребятам и раздает им кружки с молоком. Дети спрашивают: "Где пеночка?" Повар отвечает: "Кисонька слизала". Они выпивают молоко и отдают свои кружки повару. Повар уходит. Входит ребенок, изображающий плачущую кисоньку. От нее дети узнают, что повар - лгун. Повар слышит это и прячется. Дети ищут повара, находят его и ведут к кисоньке. Повар просит прощения у кисоньки.
^ Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. Л впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке
свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
Это твоя бабушка?
Нет,- ответил мальчик.
Мама? - удивилась подружка.
Ну, тетя? Или знакомая?
Да нет же, нет! - ответил мальчик.- Это просто старушка.
Дети, прослушав рассказ В. Осеевой "Просто старушка", разыгрывают ситуацию: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация так, как она дана в рассказе В. Осеевой, Затем этюд проигрывается еще раз: мальчик и девочка вместе помогают старушке.
^ Чертенок, или Мальчик-наоборот
Мальчик-чертенок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди. Чертенку очень нравились люди, он хотел тоже им понравиться, поэтому, как увидит он кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней - только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертенка лицо... Чертенок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.
Но вот однажды по этой тропинке шел добрый человек. Он не отвернулся от чертенка, не зажал нос, хотя все это ему очень хотелось сделать, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул ее к одежде чертенка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.
Мальчик, бывший чертенок, попросился жить к доброму человеку.
Вот стали они жить вместе. Добрый человек говорит: "Открой дверь" - а мальчик ее плотнее закрывает; "Причешись" - а мальчик лохматит себе волосы; "Делай уроки" - а мальчик бежит на улицу.
Добрый человек понял, что из чертенка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам говорить все наоборот: "Поколоти эту плаксу-девочку" - а мальчик начинал ее ласкать и успокаивать; "Включи свет, когда пойдешь гулять" - а мальчик его выключал и т. д. Так они и жили.
Зульфия Тришкина
«Психогимнастика»
для детей старшего дошкольного возраста.
Игровой сеанс «Лесная фея».
Цель: 1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Формирование у детей моральных представлений. (дружба)
3. Коррекция поведения. (хвастовство)
4. Снижение эмоционального напряжения.
Ход игрового сеанса:
I. Этюд «Сказочный лес»
Звучит музыка «Звуки леса». Закройте глаза и представьте лес, в котором круглый год лето. Прислушайтесь, как поют птицы. Здесь растут высокие сосны, стройные березы, недалеко от вас журчит звонкий ручеек. На деревьях в этом лесу растут конфеты. На полянках много земляники. Откройте глаза. Вам понравилось в этом лесу? Покажите свое настроение. (мимика детей)
Этюд «Друзья поссорились»
Но в этот лес пришли два мальчика. Они увидели много земляники и стали ее рвать. Они так быстро ее рвали, что не заметили как стали ссориться из-за того кому больше ягод достанется. Они стали кричать дуг на друга. Они шумели на весь лес и все животные спрятались. Дети давайте станем по парам и покажем как мальчики сердятся. (мимика, пантомимика)
Дети посмотрите, здесь много земляники. Она крупная, спелая, сочная. Давайте мы ее соберем. Дети собирают землянику. А теперь скажите у кого сколько ягод? У кого много ягод поделитесь! Будьте щедрыми, не ругайтесь друг с другом. Я взмахну волшебной палочкой, и вы никогда не будете ссориться.
III. Этюд «Обиженная лиса»
Дети посмотрите, вот за этой елочкой сидит лиса. Она обиделась на ежа. Я подойду к ежу и узнаю в чем дело! Психолог подходит к ежу и слушает, что шепчет ей на ухо еж.
Дети еж мне рассказал, что лиса хвастается перед белочкой и ежом.
Я самая красивая.
Я самая умная.
Я самая добрая.
Я самая заботливая.
Белочка заплакала и убежала. Тогда еж сказал ей, что белочка тоже красивая, умная, добрая и заботливая. Лиса рассердилась и хотела забрать у белочки ее орешки, а еж за белочку заступился. Он распушил свои колючки и тем самым отпугнул лису. А лиса обиделась.
Дети скажите, как поступила лиса? Почему она забрала орешки у белочки? А как поступил еж? Какими качествами обладает лиса и еж?
Дети давайте проиграем эту историю по ролям. Дети одевают маски лисы, ежа и белочки и разыгрывают эту историю с помощью феи.
IV. «Кустики»
Дети давайте теперь сядем, ноги подожмем под себя, так как это делаю я. Звучит музыка «Звуки леса». Я взмахну палочкой, и вы превратитесь в кустики, которые выросли в этом лесу. Подул ветерок и кустики стали покачиваться. Ветерок стих и на вашу веточку (правая рука) села бабочка – стряхните ее. Бабочка перелетела на другую веточку (левая рука) – стряхните ее. А теперь закройте глаза и представьте, что ваш кустик зацвел. На кустике стали появляться необыкновенные цветы с очень приятным запахом. И вами любуются все обитатели леса. А теперь откройте глаза. Я взмахну палочкой и вы превратитесь в детей. Теперь пора попрощаться нам с лесными жителями. До свиданье! Мне очень понравилось с вами, мои помощники. Вы дружные, смелые, сильные. До следующей встречи!