Объектом исследования права международных организаций являются международные. Международные организации в международном частном праве
Понятие и источники права международных организаций. Виды международных организаций
Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство, система органов. Специализированные учреждения ООН
Региональные международные организации
Международные неправительственные организации
1. Понятие и источники права международных организаций
Право международных организаций – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин «международная межправительственная организация» был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г.
Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г. (ратифицирована СССР в 1978 г.). Также источником данной отрасли международного права является Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт , разработанный и принятый государствам и учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило,уставом . Например, Устав ООН 1945 г., Устав МОТ 1946 г., Устав ВОЗ 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяютсяконвенции , в числе которых Конвенция Всемирной метеорологическойopганизации 1947 г., а также договоры (Договор о Европейском союзе 1992 г.). К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние. В учредительном актефиксируются
цели и задачи организации,
ее организационная структура,
полномочия
порядок деятельности ее органов,
решаются административные, бюджетные и иные вопросы.
Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН.
Виды международных организаций
ММПО – это объединение государств, учрежденное международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, которые наделены международной правосубъектностью и действующих для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права.
Международные организации можно подразделить на:
универсальные, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом и которые поэтому характеризуются универсальным членством,
и иные, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.
Среди организаций второй категории выделяют региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах какого-либо района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов. Таковы Европейский союз, СНГ. Также относят организации, не имеющие универсального значения, но выходящие по своим интересам и составу за региональные рамки. Здесь принимаются во внимание групповые политические, экономические, социальные потребности. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в составе 24 государств различных районов земного шара.
По объему и характеру их полномочий выделяются:
организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, СНГ, ОБСЕ)
специальной компетенции (ИКАО, Всемирная торговая организация (ВТО), заменившая в 1994 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз и т. д.).
Статус международной организации с соответствующей правосубъектностью имеют и некоторые межгосударственные институты , именуемые комитетами. Таков учрежденный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Международный орган по морскому дну, членами которого являются все государства - участники Конвенции.
Специальной разновидностью международных организаций являются межведомственные организации . При создании таких организаций и в процессе их деятельности соответствующие министерства и иные ведомства осуществляют полномочия органов государства в пределах внутригосударственных правовых норм. При этом решение вопроса об участии в той или иной организации относится к компетенции правительства, а все последующие контакты с органами организации осуществляются через соответствующее ведомство. На межведомственной основе строится деятельность Интерпола, членами которого, согласно Уставу, считаются компетентные полицейские органы, обладающие полномочиями от имени своих государств.
Юридическая природа международной организации
Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и характеризуется следующимипризнаками .
1. создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - специальной разновидности международного договора (устав, конвенция).
2. существует и действует в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.
3. является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.
4. основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации.
5. государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций.
6. каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого организация выполняет свои функции.
7. международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.
В системе международно-правовых норм, определяющих правовой статус ММПО, наряду с учредительными актами и нормами, устанавливаемыми в рамках международных организаций, особое место занимают правовые нормы, создаваемые самими организациями. Такие правовые нормы принято называть внутренним правом ММПО. Особенность норм внутреннего права заключается в том, что они принимаются международными организациями в рамках своих полномочий без последующего утверждения государствами – членами соответствующих ММПО.
Внутреннее право международных организаций – совокупность правовых норм, регулирующих структуру и порядок работы органов международных организаций, взаимоотношения между их органами и подразделениями, а также порядок назначения и служебный статус их должностных лиц и служащих.
Нормы внутреннего права международных организаций содержатся в их учредительных актах, решениях органов организаций и контрактах, заключаемых организациями со своими служащими.
Ученые западноевропейских государств, активно занимающиеся проблемами правотворчества ММПО, выделяют внутреннее право международных организаций в качестве автономного от норм внутригосударственного и международного права . Вместе с тем по состоянию на сегодняшний день отсутствует общая концепция внутреннего права международных организаций, которая охватывала бы все их виды и затрагивала бы все стороны исследуемой проблемы .
Договорную основу международной организации и первую группу источников права ММПО составляют учредительные акты . Они образуют важнейшую группу источников права международных организаций. Вместе с тем, в практике международного права были случаи, когда ММПО создавались не на основе международного договора, а на основе резолюции органа международной организации. Речь в данном случае прежде всего идет об организациях системы ООН.
Например, это имело место при создании ЮНКТАД и ЮНИДО. Данные организации были образованы в соответствии с полномочием ГА ООН на основании ст. 22 Устава ООН создавать вспомогательные органы. Например, в резолюции ГА ООП 2152 (XXI) от 17 ноября 1966 г. указывалось, что ЮНИДО учреждается как орган ГА ООН и будет функционировать как автономная организация в рамках ООН.
Учредительные акты являются результатом переговоров между заинтересованными государствами, которые проводятся в форме межправительственных конференций или при приеме в международную организацию новых членов и с точки зрения процедуры заключения и введения в действие представляют собой международные договоры. В доктрине международного права отмечается, что при оценке учредительные акты ММПО рассматриваются как "конституции" .
Учредительные акты действительно могут быть квалифицированы как конституционные по своему значению, но вряд ли мы можем говорить о них как об актах, аналогичным национальным конституциям, которые представляют собой центральный элемент в системе национального права (см. ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.).
Учредительные акты ММПО при всем своем сходстве с конституционными актами государств все-таки являются международными правовыми актами прямого действия, в том смысле, что их положения действуют независимо от принятия национальных актов имплементации. Подобное положение признается даже в тех государствах, в которых в соответствии с принципом верховенства парламента не признается прямое применение международных правовых актов при отсутствии актов имплементации. Речь идет о государствах, правовые системы которых основаны на традициях общего права.
Вторую группу источников права международных организаций образуют акты, издаваемые этими организациями . В доктрине международного права эта группа источников определяется термином "внутреннее право международных организаций". Он введен в практику КМП ООН в процессе работы над проектом конвенции о праве международных договоров. Так, ст. 5 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. совершенно недвусмысленно устанавливает, что данная Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации. Следует напомнить, что во время переговоров по проекту указанной Конвенции ряд делегаций считал положения ст. 5 лишними с правовой точки зрения, полагая, что государства-члены сохраняют свободу формировать внутреннее право ММПО независимо от предписаний, устанавливаемых международными договорами.
В п. 34 ст. 1 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1985 г. был закреплен термин "правила организации", означающий, в частности, учредительные акты, соответствующие решения и резолюции, а также установившуюся практику организации. Статья 3 этой Конвенции закрепляет норму, в соответствии с которой "положения Конвенции не должны наносить ущерб любым соответствующим правилам Организации или любым соответствующим положениям правил процедуры конференции".
Термин "правила организации" был адекватно воспроизведен в ст. 2 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.
В условиях отсутствия точного определения понятия "правила организации" КМП ООН, отстаивая ссылку на ст. 2 Венской конвенции 1986 г. в других конвенциях, тем самым обеспечила защиту автономности внутреннего права международных организаций от внутригосударственного права государств – членов организации и международного права.
"Правила организации" по существу рассматриваются как lex specialis (специальный закон), действующий между государствами – членами организации, цель которого состоит в защите внутреннего права международной организации. Этот термин означает прежде всего внутреннее право ММПО, которое в обычном понимании применяется в науке международного права для подтверждения того, что международные организации являются производными субъектами международного права, полномочия, права и обязанности которых основываются на положениях учредительных актов (подробнее см. параграф 2.2). Это положение подтверждается в ст. 6 вышеназванной Венской конвенции 1986 г., устанавливающей, что правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации. При этом надо иметь в виду, что международные организации не только заключают международные договоры, но и принимают акты, регулирующие структуру и порядок работы своих органов, взаимоотношения между органами и подразделениями организации, а также порядок назначения и служебный статус их должностных лиц и служащих.
Деятельность любой ММПО невозможна без внутреннего регулирования. Каждая международная организация, по существу, формирует свою собственную систему права, нормы которого закрепляются в актах, принятых данной организацией. Круг вопросов, которые может решать международная организация, определяется ее компетенцией, которая предусматривает внутренние и внешние полномочия. К внутренним полномочиям можно отнести вопросы выполнения задач, связанных с членством в организации, ее организационной структурой, т.е. органами организации и правилами формирования их состава, функций, порядка голосования и решения процедурных вопросов. К внешним полномочиям относятся вопросы о характере решений, принимаемых организацией по вопросам, относящимся к ее внутренним полномочиям, и вопросы о юридической силе таких решений.
Акты, принимаемые в рамках внутренних и внешних полномочий, не должны противоречить учредительному акту и закрепленным в нем принципам.
К первой группе относятся акты, обладающие обязательной силой для членов организации, регулирующие деятельность органов ММПО. Они не относятся к основным источникам международного права, но играют все более заметную роль в международных отношениях, институционализация которых усиливается, а число международных межправительственных организаций увеличивается.
Примером такого акта могут служить Временные правила процедуры СБ ООН, принятые на его первом заседании в 1946 г. с изменениями и дополнениями, внесенными позже. Они регламентируют порядок созыва заседаний СБ ООН, их периодичность, выбор места проведения заседания. В гл. 2 Временных правил процедуры определяется порядок формирования повестки дня каждого заседания Совета Безопасности, ее рассылки и ряд иных важных условий. В частности, в соответствии с Правилом 11 Генеральный секретарь ООН еженедельно направляет представителям в СБ ООН краткое сообщение о вопросах, которые находятся на рассмотрении СБ ООН, и о стадии, достигнутой в рассмотрении этих вопросов. Правило 12 определяет, что предварительная повестка дня каждого периодического заседания рассылается членам СБ ООН не менее чем за 21 день до открытия заседания. Любое последующее изменение или дополнение предварительной повестки дня должно доводиться до сведения членов Совета не менее чем за пять дней до заседания. СБ ООН может, однако, при срочных обстоятельствах сделать дополнения к повестке дня в любое время в ходе периодического заседания.
Председательствование в СБ ООН осуществляется членами СБ ООН поочередно в английском алфавитном порядке их наименований. Каждый председатель занимает этот пост в течение одного календарного месяца. Председатель председательствует на заседаниях СБ ООН и по полномочию данного Совета представляет его в качестве органа ООН. Каждый раз, когда Председатель СБ ООН считает, что в интересах надлежащего выполнения председательских обязанностей ему не следует председательствовать в Совете во время рассмотрения какого-либо конкретного вопроса, с которым непосредственно связан представляемый им член Совета, он сообщает Совету о своем решении. В этом случае председательские обязанности переходят во время рассмотрения этого вопроса к представителю следующего члена Совета согласно английскому алфавитному порядку; при этом имеется в виду, что положения этого правила применяются к представителям в СБ ООН, последовательно призываемым председательствовать.
Генеральный секретарь ООН принимает участие во всех заседаниях СБ ООН в этом качестве. Он имеет право уполномочить своего заместителя принимать участие в заседаниях СБ ООН вместо него. Генеральный секретарь ООН несет ответственность за подготовку документов, требующихся Совету, и, за исключением срочных обстоятельств, рассылает их не менее чем за 48 ч до заседания, на котором они должны рассматриваться.
Порядок ведения заседаний СБ ООН регламентируется нормами гл. 6 Временных правил процедуры. В ней определяется порядок назначения докладчика и предоставления ему слова; форма и порядок предложения резолюций и поправок; очередность их рассмотрения и процедура голосования.
Временные правила процедуры СБ ООН также определяют перечень официальных и рабочих языков СБ ООН; порядок созыва открытых и закрытых заседаний, подготовки отчета, а также порядок приема новых членов С Б ООН и его взаимоотношений с другими органами ООН. Это один из значительного количества внутренних (локальных) нормативных актов международной межправительственной организации, иллюстрирующий круг тех вопросов, которые составляют предмет данного нормативного акта.
Еще одним примером, иллюстрирующим характер актов внутреннего права ММПО, являются Правила процедуры
Комитета министров Совета Европы, являющегося органом Совета Европы, ответственным за принятие решений. В него входят министры иностранных дел всех государств – членов Совета Европы или их представители в Страсбурге. Решения Комитета министров ложатся в основу европейских конвенций, соглашений и рекомендаций в адрес стран-членов.
Комитет министров выполняет три основные функции:
- – является правительственным органом, где на равноправной основе обсуждаются национальные подходы к решению проблем европейского общества;
- – служит коллективным форумом, в рамках которого в ходе совместного обсуждения формулируются общие подходы к решению европейских проблем;
- – вместе с ПАСЕ стоит на страже фундаментальных ценностей Совета Европы.
Комитет министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение цели Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов. О сделанных Комитетом министров заключениях Генеральный секретарь уведомляет членов Совета Европы. Он также обладает полномочиями давать рекомендации государствам-членам по тем вопросам, по которым он принял единую позицию.
Согласно ст. 20 Устава Совета Европы для принятия рекомендации необходимо:
- – единогласное голосование всех представителей, участвующих в голосовании;
- – большинство голосов представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета министров.
Однако в ноябре 1994 г. постоянные представители приняли решение сделать процедуру голосования более гибкой и заключили "джентльменское соглашение", в соответствии с которым ни одна делегация не будет требовать применения правила единогласия при принятии рекомендаций.
Рекомендации не являются обязывающими для стран- членов. С 1993 г. Комитет министров Совета Европы также принял рекомендации, касающиеся его роли в применении положений Европейской социальной хартии 1961 г., которые он вправе давать в соответствии со ст. 29 данной Хартии. Согласно ст. 15 (b) Устава Совета Европы, Комитет министров обладает полномочиями обращаться к правительствам государств-членов с запросом "о ходе выполнения" таких рекомендаций. На заседании 405 в 1987 г. постоянные представители приняли обращение к межправительственным комитетам (руководящим комитетам и комитетам экспертов), в котором призвали их усовершенствовать процесс мониторинга по соблюдению рекомендаций и резолюций.
Вторую группу составляют акты международных организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. Например, резолюции ГА и СБ ООН. При этом следует отмстить следующие главные отличия резолюций ГА и СБ ООН друг от друга: первые представляют собой решения государств – членов ООН, принимаемые на сессионных заседаниях ГА ООН, и имеют рекомендательный характер; вторые являются правовым актом СБ ООН и могут касаться текущей деятельности ООН (например, выборов членов Международного Суда ООП), но чаще принимаются в рамках работы СБ ООН по обеспечению мирного разрешения международных споров, устранению угроз международному миру и безопасности. В соответствии со ст. 25 Устава ООН члены ООН соглашаются подчиняться решениям СБ ООН и выполнять их. В Российской Федерации резолюции СБ ООН, требующие принятия мер на национальном уровне, осуществляются посредством издания соответствующего указа Президента РФ.
Резолюции ГА ООН не обладают обязательной юридической силой, за некоторыми редкими исключениями. В подавляющем большинстве случаев такие резолюции порождают морально-политические обязательства, которые могут оказывать влияние на развитие национального права государств – членов международной межправительственной организации.
Примером резолюции такого рода является резолюция ГА ООН (A/RES/67/97) "Верховенство права на национальном и международном уровнях". Данная резолюция подтверждает приверженность государств-членов целям и принципам Устава ООН и международного права, которые являются нерушимыми основами более мирного, процветающего и справедливого мира; заявляет решимость содействовать их строгому уважению и установлению справедливого и прочного мира во всем мире и отмечает, что права человека, верховенство права и демократия взаимосвязаны и подкрепляют друг друга и что они относятся к универсальным и неделимым основным ценностям и принципам ООН. В резолюции также подтверждается необходимость всеобщего обеспечения и соблюдения верховенства права как на национальном, так и на международном уровне и неизменная приверженность международному порядку, основанному на верховенстве права и международном праве, что наряду с принципами справедливости абсолютно необходимо для мирного сосуществования и сотрудничества между государствами. Отмечается важнейшее значение для поступательного экономического роста, устойчивого развития, искоренения нищеты и голода и защиты всех прав человека и основных свобод утверждение принципов верховенства права на национальном и международном уровнях. Подчеркивается зависимость коллективной безопасности от эффективного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН и международным правом в борьбе с транснациональным и угрозами. В резолюции содержится обращение к государствам-членам расширить диалог между всеми заинтересованными действующими лицами, с тем чтобы национальные приоритеты находились в центре деятельности по оказанию помощи в области верховенства права в целях укрепления соответствующего потенциала на национальном уровне; а также призыв к Генеральному секретарю ООН регулярно заниматься соответствующим образом вопросами верховенства права в ходе проведения своих мероприятий, включая участие женщин в мероприятиях, связанных с верховенством права, признавая, что верховенство права имеет большое значение практически для всех видов деятельности ООН.
Примером резолюции иного рода, содержащей обязательные для исполнения постановления, может быть резолюция СБ ООН (S/RES/2096 (2013)) "Положение в Афганистане" от 19 марта 2013 г., в соответствии с которой Специальный представитель Генерального секретаря ООН обязан действовать в рамках своего мандата и руководствоваться принципом упрочения суверенитета, усиления руководящей роли и повышения ответственности Афганистана, уделяя особое внимание приоритетам, определенным резолюцией.
Особую группу образуют акты внутреннего права, принимаемые с участием нескольких международных организаций, в том числе международных организаций и организаций, имеющих особый статус и обладающих международной правосубъектностью.
В качестве примера подобного документа можно привести Севильское соглашение об организации международной деятельности составных частей Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца 1997 г. Оно положило начало глубокому изменению в отношениях между участниками единого Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее – Движение) – установлению духа сотрудничества, при котором каждый участник Движения видит в других своих партнеров, высоко ценя их вклад в общую гуманитарную деятельность, осуществляемую во всемирном масштабе. Это – Соглашение о сотрудничестве, а не просто о разделении труда, и оно применимо ко всем видам международной деятельности, которые составные части Движения призваны осуществлять в духе тесного сотрудничества в соответствии с Уставом Движения. Оно четко определяет основные направления деятельности при выполнении задач участниками Движения в их конкретных сферах компетенции, чтобы как можно более эффективно использовалась их способность к взаимодополнению. Оно обеспечивает непрерывный характер деятельности при изменениях ситуации и имеет целью укреплять в составных частях Движения чувство принадлежности к одной организации, взаимного доверия и осознание общей ответственности . Статья 1 Севильского соглашения, определяющая сферу его применения, гласит: "Настоящее Соглашение применяется к тем видам международной деятельности, которую составные части Движения призваны осуществлять в сотрудничестве друг с другом, на двусторонней или многосторонней основе, и не относится к тем ее видам, которые составные части Движения в соответствии с Уставом Движения и Женевскими конвенциями должны выполнять индивидуально".
Руководствуясь п. 34 ст. 1 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., к группе своеобразных источников внутреннего права международной межправительственной организации можно отнести нормы европейского права . Наука международного права, рассматривая правовую природу ЕС, представляет три теоретических подхода к этой проблеме. ЕС – это особый вид ММПО; специфическое государственное образование, раз
новидность конфедерации или федерации; новый тип политико-правового образования.
Справедливости ради следует отметить, что большинство специалистов в области международного права не считают ЕС разновидностью государства, даже конфедерации, поскольку он не имеет классических признаков государства, используемых в международном публичном праве (собственной территории и населения, суверенной власти). Достаточно распространенной является точка зрения о правовой природе ЕС как новой форме наднациональной политической организации, пришедшей на смену международной системе суверенных государств. ЕС сочетает в себе признаки международной организации (признак межгосударственности ) и признаки государства (признак надгосударственности ), но формально не является ни тем, ни другим. Договор о ЕС 1992 г. (в ред. 2007 г.) (ст. 1) определяет ЕС как "Союз", которому государства-члены предоставляют компетенцию для достижения своих общих целей, и отсылает к Договору о функционировании ЕС 1957 г. (в ред. 2007 г.), который также является Договором, на котором основывается Союз, и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции.
Можно согласиться с теми специалистами, которые утверждают, что трехуровневая классификация источников права: нормативные правовые акты, обычаи, судебные прецеденты, – вполне применима к европейскому праву. Они отмечают также особую значимость учредительных актов для создания и функционирования ЕС. Эти акты могут служить "основанием для их квалификации в качестве актов конституционного значения. В свою очередь, акты, издаваемые на основе и в развитие этой “конституции”, – регламенты, директивы, решения, равно как и прецеденты, создаваемые Судом ЕС, образуют основные источники вторичного права ЕС" .
Номенклатура нормативных правовых актов ЕС определяется в ст. 249 Договора, учреждающего Европейское сообщество 1957 г (в ред. 2001 г.), которая устанавливает, что "для выполнения своих задач Европейский парламент, действуя совместно с Советом, Совет и Комиссия принимают регламенты, директивы и решения, дают рекомендации и заключения".
Регламент предназначен для общего применения. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах.
Директива обязательна для каждого государства-члена, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий.
Решение является обязательным во всех своих частях для тех, кому оно адресовано.
Оценивая значение внутреннего права ММПО, нельзя обойти вниманием роль внутреннего права международных неправительственных организаций . Подобные нормы называются организационными (местными) или корпоративными . Они самостоятельно устанавливаются международными неправительственными организациями в рамках своих полномочий и вступают в силу без утверждения со стороны государств или ММПО.
Внутреннее право ММПО и внутреннее право международных неправительственных организаций имеют сходство и отличия. Нормативной основой внутреннего права таких организаций является учредительный акт, и любой внутренний акт, принимаемый ММПО и международными неправительственными организациями, должен соответствовать учредительному акту. Во многих случаях учредительные акты международных неправительственных организаций по своей структуре и другим параметрам практически совпадают с учредительными актами международных межправительственных организаций. Вместе с тем, несмотря на наличие учредительного акта в случае международной неправительственной организации, определение ее правового статуса осуществляется в соответствии с внутренним правом государства, но учредительный акт при этом не утрачивает своего значения как акт, определяющий правовые рамки статуса международной неправительственной организации.
Предмет актов внутреннего права международных неправительственных организаций составляют вопросы членства в организации, ее структуры, взаимодействия членов организации между собой и с третьими лицами, компетенции и иные вопросы аналогичного свойства. Акты внутреннего права международных неправительственных организаций не должны противоречить не только учредительному договору, но и законодательству той страны, в которой организация учреждена. В противном случае это может привести к признанию учредительного договора организации недействительным.
Можно выделить несколько групп актов международных неправительственных организаций. К первой группе можно отнести акты по вопросам принятия в члены организации, определения порядка формирования органов организации и их компетенции. Такие акты являются обязательными для членов организации.
Вторую – составляют акты по вопросам, относящимся к компетенции международной неправительственной организации. В качестве примера можно привести Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, целью создания которой является деятельность по улучшению положения самых обездоленных и нуждающихся людей на планете, и для достижения этой цели данная организация обладает правоспособностью принимать решения рекомендательного характера.
В заключение следует отметить, что внутреннее право ММПО основывается на их учредительных актах и не должно противоречить международным обязательствам государств-членов, взятых на себя в рамках международной организации, и обязательствам самой организации, основанным на международных договорах, участником которых она является. В этом смысле внутреннее право каждой международной организации отличается друг от друга.
См.: Лукашук И. И. Международное право: в 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 152-153.
Рожинская В.П.
Научный руководитель: преподаватель Смаль А.Ф.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ……………………………….……………………..5
2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 18
3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….……29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. На рубеже XX – XXI веков в мировом сообществе произошли глубокие изменения, с помощью которых существенно обновляется вся система международных отношений. Мир находится на переломном этапе своего развития и формирования нового типа цивилизации.Продолжается борьба двух концепций мирового устройства – многополярной и однополярной. Все еще сильна роль военно-силового элемента во внешней политике ведущих мировых держав. После завершения агрессии США и Великобритании против Ирака, которая показала, что международное право не в состоянии защитить суверенитет и территориальную целостность государств, многие страны пересматривают подходы к обеспечению международной и национальной безопасности.
Сегодня перед международным сообществом стоит много проблем. В условиях глобализации, под влиянием которой происходит изменение всех сторон жизни человеческого общества, появляются новые экономические возможности для развития новых стран и народов. Одновременно происходит и усиление процесса региональной интеграции. Осознание мировым сообществом необходимости поиска решений проблем по вопросам как международной безопасности и терроризма, так и социального характера, привлекают внимание всех стран мира. Поэтому стала очевидной необходимость повышения эффективности, значимости, совершенствования и реформирования всех международных организаций.
На сегодняшний день почти все области международной жизни охвачены деятельностью международных организаций. Они являются основным средством общения и сотрудничества между государствами в самых различных областях.
Объектом исследования является право международных организаций как отрасли международного права.
Предметом исследования в курсовой работе выступает история развития, понятие, признаки, функции, типология, порядок создания и прекращения деятельности международных организаций.
Цель исследования состоит в том, чтобы показать значимость международных организаций как средства взаимодействия различных стран и народов.
Задачи исследования определяется целью исследования, и состоят в определении механизмов образования, существования и деятельности международных организаций, характеристике этапов их развития, а также оценке их места в системе международных отношений.
Основными методами исследования в курсовой работе являются формально – юридический и конкретно – социологический методы.
Формально – юридический метод применяется при определении юридических понятий, их признаков, толкование содержания правовых норм, касающихся международных организаций.
С помощью конкретно – социологического метода получены данные о количестве международных организаций в разные периоды их развития.
Краткая характеристика специальной литературы по теме. Вопросам исследования роли международных организаций в системе международных отношений посвящено множество работ. Изучение специальной литературы показало, что проблемами международных организаций занимались такие ученые, как В.М. Мацель, Н.Т. Нешатаева, В.Е. Улахович, Е.А. Шибаева.
Существует группа ученых, которые изучали право международных организаций как отрасль международного права: К.А. Бекяшев, И.И. Лукашук, Н.А. Ушаков.
Структура курсовой работы включает титульный лист, содержание, введение, три раздела, заключение, список использованных источников и приложение.
Курсовая работа написана на 29 страницах компьютерного текста.
1. ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Одной из форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.
В международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество и объем международно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.
Право международных организаций – отрасль международного права, объединяющая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания, правового статуса, объема полномочий и деятельности международных организаций, а также их учреждения и ликвидации.
В нее входят как общие для всех международных организаций принципы и нормы, так и индивидуальные, отражающие специфику отдельных групп и организаций.
Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих «внутреннее право» организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала) и «внешнее право» организации (нормы договоров с государствами и другими международными организациями). Право международных организаций носит преимущественно договорной характер и является одной из кодифицированных отраслей международного права.
Источниками права международных организаций являются:
Учредительные акты международных организаций (устав, хартия, конституция, статут, конвенция, пакт),
Международные договоры и соглашения (Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года),
Международно - правовой обычай,
Правила процедуры, правила для персонала, финансовые правила,
Некоторые решения международных организаций (конвенции, резолюции международных организаций).
Современные международные отношения невозможно представить без деятельности международных организаций. Они относятся к числу наиболее развитых механизмов регулирования международной жизни и по своей сути являются постоянными объединениями межправительственного и неправительственного характера.
А что следует понимать под международной организацией?
В основе указанного термина лежат два понятия: «международный» и «организация».
Согласно Словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова термин «международный» определяется как «относящийся к внешней политике, к сношениям между народами, государствами», а также «существующий между народами, распространенный на многие народы, интернациональный».
Слово «организация» происходит от латинского слова organize – «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Таким образом, международная организация – это межгосударственная или общественная организация, созданная на основе учредительного документа программного или нормативного характера для достижения определенных целей. Система международных отношений констатирует, что международные организации создаются суверенными государствами для коллективных реализаций определенных целей и задач.
Более широкое понятие международных организаций дает известный профессор – правовед К.А. Бекяшев: «международная организация – это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов».
Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными межправительственными организациями 1975года определяют их как «ассоциацию государств, основанную на договоре, имеющую конституцию и совместные органы и обладающую юридическим статусом, отличным от статуса государств-членов». А Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года указывает, что «…организация состоит из суверенных государств и обладает компетенцией в области ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений».
Существует историческое различие между современным пониманием международной организации и межгосударственными союзами, которые возникали ранее в результате войн. Указанные союзы чаще всего строились на насильственном подчинении одного государства другим. Поэтому в практике международного права такие понятия, как «международные организации» и «межгосударственные союзы» употребляются как синонимы, обозначающие при этом межгосударственные объединения, созданные на добровольных основах.
Итак, под международной межгосударственной организацией понимается объединение суверенных государств на основе международного договора специальной направленности для достижения определенных целей, имеющее юридический статус, постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов этой организации.
Современные международные отношения характеризуются ростом роли и влияния международных организаций как одной из ключевых форм сотрудничества между государствами. Данное явление - закономерное следствие процесса глобализации, когда государства все большее число вопросов вынуждены решать совместно. Объективная необходимость в развитии многосторонней дипломатии привела к появлению трех основных ее средств: многосторонних переговоров, международных конференций и международных организаций. Последние играют в сотрудничестве государств особую роль, так как функционируют на постоянной основе и более приспособлены для коллективного решения глобальных задач, представляющих общий интерес. При этом нельзя игнорировать значение международных организаций и как средства регионального и даже двустороннего сотрудничества государств.
Первые международные организации современного типа появились в XIX веке: в 1831 году была создана Центральная комиссия по судоходству на Рейне, а несколько позже появились международные организации универсального характера: Международный союз для измерения земли (1864 год), Всемирный телеграфный союз (1865 год), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875 год), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886 год), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 год) и др. Некоторые из названных организаций существуют и сегодня.
Становление права международных организаций в качестве самостоятельной отрасли международного публичного права связано, главным образом, с созданием и деятельностью Организации Объединенных Наций. ООН во многом способствовала признанию международной правосубъектности международных организаций, расширению их компетенции и влияния на международное правотворчество. Сегодня в мире насчитывается более 20 тысяч международных организаций, из которых около 500 - межправительственные, то есть являющиеся субъектами международного права. В 1909 году в Брюсселе был основан Союз международных ассоциаций, который регистрирует все существующие международные организации и публикует соответствующие сведения в двух изданиях: Ежегоднике международных организаций и журнале "Международные ассоциации".
Деятельность международных организаций привела к появлению специфического, ранее неизвестного вида международных отношений: отношений между государствами и международными организациями, между международными организациями, между государствами по поводу статуса международных организаций, а также между структурными частями внутри международных организаций. Эти международные отношения в совокупности представляют собой обособленный предмет правового регулирования, который, в свою очередь, обусловил возникновение группы соответствующих норм и обычаев, специфического метода регулирования, судебной и арбитражной практики и т.д. Все это дает основание утверждать, что примерно с середины ХХ века в международном праве появилась новая отрасль - право международных организаций.
Право международных организаций - это совокупность договорных и обычных норм и принципов, регулирующих порядок создания и деятельности международных межправительственных организаций.
Источниками права международных организаций являются различные международно-правовые документы. Во-первых, это международные договоры между государствами, регулирующие вопросы создания и правового статуса международных организаций и их должностных лиц. К таким соглашениям, в частности, относятся все учредительные договоры (например, Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года) и утверждаемые ими уставы (регламенты, положения), на основании которых функционируют международные организации. В частности, Республика Казахстан является участником следующих соглашений:
Договор между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан об учреждении Организации "Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС)" (ратифицирован Казахстаном 10 марта 2004 года;
Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (ратифицировано 2 июля 2003 года);
Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о правовом статусе должностных лиц и сотрудников Исполкома Межгоссовета государств-участников Договора о создании единого экономического пространства (ратифицировано 13 июля 1999 года) и многих других.
Необходимо помнить, что в основе появления международной организации, как производного субъекта международного права, всегда лежит согласованная воля государств. Среди других межгосударственных соглашений - источников данной отрасли права можно назвать Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 года, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года и Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года (устанавливают принципы ответственности международных организаций в соответствующей области), а также Конвенцию о праве договоров о между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года (ее положения действуют в качестве обычных норм), Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 года (относит регистрацию международных договоров к функциям Секретариата ООН), Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (устанавливает контрольные полномочия МАГАТЭ) и многие другие.
Вторую группу источников права международных организаций составляют соглашения между государствами и самими международными организациями . Как правило, данные соглашения регулируют порядок реализации функций и компетенции международной организации по отношению к соответствующему государству. В группу таких соглашений входят договоры о технической или финансовой помощи, о предоставлении вооруженных сил для различных гуманитарных миссий, об осуществлении организацией международного контроля на территории данного государства, о месте пребывания штаб-квартиры организации в государстве, о представительстве государства при организации и т.д. Например, 26 июля 1994 года было заключено Соглашение между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия; 2 декабря 1998 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Республики Казахстан и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе об открытии центра ОБСЕ в Алматы (к Меморандуму в 2002 году был принят дополнительный Протокол); 27 мая 1997 года был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора и т.п.
Третья группа источников - это соглашения между самими международными организациями . Наиболее известными из них являются соглашения между ООН и другими организациями, по которым последние получают статус специализированных учреждений ООН. Кроме того, договоры между организациями могут заключаться по вопросам правопреемства, сотрудничества, учреждения совместных программ и по другим вопросам. В отличие от двух других видов источников, данные договоры не рождают обязательств для государств, так как сторонами в них являются сами международные организации.
Источники права международных организаций могут иметь и внедоговорное происхождение . Так, в четвертую группу источников данной отрасли права входят решения самих международных организаций, особенно те из них, которые носят обязательный характер. Наличие таких решений позволяет говорить о специфическом методе правового регулирования данной области международных отношений. Специфика заключается в том, что решения международных организаций, в отличие от межгосударственных соглашений, уже не имеют согласительной природы. Примерами здесь могут быть резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и решения Совета Безопасности ООН, а также решения различных международных судебных и арбитражных органов. Особенностью таких решений является то, что они могут быть адресованы как государствам, так и другим организациям, а также регламентировать внутреннюю жизнь самой организации (так называемое "внутреннее право" международных организаций). Сюда относятся акты, регулирующие порядок уплаты взносов, процедурные вопросы, кадровой политики организации и другие решения.
Определенную роль в регулировании отношений с участием международных организаций могут играть правовые обычаи . Вместе с тем, обычная практика международных организаций только формируется, поэтому трудно говорить о каких-либо закономерностях в данном процессе. Например, можно считать обычаем принятие решений Советом Безопасности ООН в тех случаях, когда один из его постоянных членов воздерживается от голосования или не присутствует на заседании. Среди прецедентов, которые могут при определенных условиях считаться обычаями, можно назвать передачу Советом Безопасности своих полномочий по применению вооруженных санкций отдельным государствам, а также практику миротворческих операций под эгидой ООН и региональных международных организаций.
Принципы права международных организаций включают общепризнанные принципы общего международного права. Здесь уместно вспомнить, что ряд норм jus cogens впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права. Помимо императивных принципов общего международного права, право международных организаций включает ряд отраслевых (специальных) принципов. К ним, в частности, относятся: принцип добровольности членства в организациях, принцип равенства членов организации, принцип обособленности правовой воли организаций, принцип функциональной правоспособности организаций и некоторые другие.
Международные организации - объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей.
Существует два вида международных организаций:
Международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях;
Международные неправительственные организации т. наз. органы народной дипломатии - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.
Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.).
Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:
Вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;
Отсутствие суверенитета и территории;
Вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;
Постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;
Ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;
Любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.
9. Народы и нации, борющиеся за свое освобождение, как субъекты международного права.
Субъектом МП являются нации и народы, борющиеся за независимость . В период национально-освободительной борьбы народы создают свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции, и выражающие суверенную волю наций. Через эти органы нации становятся участниками международных правоотношений, субъектами МП, обладающих международными правами и обязанностями.
Колониальные народы и нации, борющиеся за свое освобождение , признаются субъектом МП при условии, что они имеют, во-первых , национальную территорию, во-вторых , орган, возглавляющий освободительное движение и, в-третьих , освободительное движение поддерживается основной частью населения.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Под термином «народ » называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Субъектами МП являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств. Отнесение наций и народов к числу субъектов МП, как правило, возникает после того, когда они создают к.-л. координирующий борьбу орган, который до создания независимого государства выступает от их имени.Все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм МП. В качестве субъекта МП нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры, направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права.