Новые подробности боевого применения эмиратских танков Leclerc в Йемене - bmpd. Испытание пустыней: Леопард и Абрамс биты французким львом
Французский основной боевой танк AMX-56 Леклерк по праву получил репутацию одного из самых сложных и технологичных в мире, поскольку имеет под бронёй большое количество современной электроники.
Не менее огромна и его цена, уступившая лишь танкам К2 Чёрная пантера и Тип 10.
Создание
Тем временем на вооружении состоял устаревший АМХ-30, поэтому в 1982 году началась разработка полностью своей машины нового поколения. Проект получил название ЕРС (Engin Principal de Combat), а его целью стало создание танка, который бы превзошел своих конкурентов вроде Леопард-2 , Т-72 или Челленджер 2.
Поскольку этот ОБТ должен был стать совершенно новым, его агрегаты, требующие испытаний, тестировались на специальных экспериментальных стендах и машинах, в результате чего постепенно оставались лишь наиболее подходящие для армии варианты. Из нескольких вариантов ходовой части, систем управления огнём, вооружения в конце 1986 года были созданы 6 экспериментальных машин, а 10 января следующего года их показали высшему руководству Франции.
Испытания и доводка конструкции длились до 1991 года, после чего стартовало серийное производство ОБТ Леклерк, а на вооружение он поступил в 1992 году.
Некоторые партии нового ОБТ имели дефекты, которые были исправлены со временем, а в 2004 году Леклерк получил новую броню и электронику, входящую в обновленную ТИУС.
Конструкция и компоновка
Во время создания нового ОБТ прорабатывались различные варианты, одним из которых был танк без башни. Тем не менее, окончательная версия машина оказалась выполнена по традиционной компоновке, а внешний вид первых прототипов имел много общего с Леопард-2.
Французы уделяли много внимания динамике и скорости, поэтому Леклерк получил большое количество активной брони, частично заменяющей традиционную, сильно влияющую на массу танка, благодаря чему она составила 54,5 тонны, и мощный двигатель.
Интересной особенностью является то, что инженеры посчитали опасной установку привычной динамической брони, поскольку её осколки могут повредить находящиеся рядом союзную технику или пехоту, поэтому применили реактивную броню NERA, известную как "вспучивающаяся".
Также имеется и непривычный для западных танков автомат заряжания, позволивший уменьшить экипаж до 3 человек.
Леклерк способен защитить свой экипаж от ОМП благодаря противорадиационным материалам и фильтрам, также имеется автоматическая система пожаротушения и датчик оповещения о лазерном облучении, который позволяет обнаруживать наведение оружия на танк.
Корпус
Леклерк получил совершенно привычный корпус с отделением управления и механиком-водителем спереди, боевым посередине и моторно-трансмиссионным сзади. Часть боекомплекта в количестве 18 выстрелов, расположенных в барабанной боеукладке, находится справа от водителя.
Корпус собирается с помощью сварки, его лобовые и боковые детали состоят из многослойной брони с керамическими вставками. Благодаря модульной конструкции, лобовая защита легко заменяется при повреждениях или модернизации.
Французские специалисты утверждают, что лобовая броня эквивалентна стальной толщиной 700 мм против подкалиберных снарядов и 1200 мм против ПТУР , например, Тоу-2А.
Ходовая часть защищена бронеэкранами и, дополнительно, стальными коробами в передней части корпуса.
Башня
Лобовая часть башни бронирована примерно на уровне корпуса и сильно отличает Леклерк от других защитой крыши, доходящей до 600 мм от кумулятивных средств.
Внутри слева от орудия находится командир, с другой стороны - наводчик, имеется специальная ниша для автомата заряжания.
Командир имеет свой панорамный перископический прицел, который находится на крыше Леклерка слева от орудия и обладает ночным видением и стабилизацией. Также, для кругового обзора, в командирской башенке расположено 8 стеклоблоков.
Перископический прицел, расположенный справа на башне имеет визуальный канал с увеличением, тепловизионный и телевизионный и предназначен для наводчика, хотя командир тоже имеет к нему доступ через дисплей на своём месте.
Вооружение
Поскольку французские инженеры получили задачу создать танк, превосходящий своих конкурентов, была создана гладкоствольная 120 мм пушка CN 120-26 с длиной ствола 52 калибра. К ней подходят снаряды от танков Абрамс и Леопард-2, но начальная скорость выше и достигает 1750 м/с. Несмотря на такие характеристики, предусмотрена установка 140 мм пушки при необходимости.
Автомат заряжания способен выбирать нужные типы снарядов и обеспечивает очень высокую практическую скорострельность, достигающую 12 выстрелов в минуту. В нём находится 22 снаряда.
Имеется спаренный с пушкой 12,7 мм пулемёт GIAT M693 с боекомплектом 1100 патронов и, съёмный, смонтированный на крыше башни, второй пулемёт NFI калибра 7,62 мм с боекомплектом 3000 патронов.
По бокам башни находятся гранатомёты, способные стрелять инфракрасными ловушками, противопехотными или дымовыми гранатами.
Отличительной чертой Леклерка является современная электроника, значительно упростившая работу экипажа и повысившая эффективность танка.
СУО способна захватить и поразить 6 целей всего за одну минуту, а прицельная стрельба может вестись на скорости до 36 км/ч при движении по пересечённой местности.
ТИУС объединяет в себе все электронные системы, позволяя экипажу получать все нужные данные о режимах работы узлов танка, его местоположении, расходах и состоянии.
Двигатель и трансмиссия
Как уже говорилось, создатели Леклерка придавали большое значение его подвижности. Поэтому был создан многотопливный турбодизель SACM UDU V8X-1500 T9, получивший оригинальную систему наддува под названием hyperbar, состоящую из турбокомпрессора и небольшой газовой турбины TM-7038, приводящей его в действие.
Благодаря такой конструкции, литровая мощность достигла 91 л.с./л, в то время как 6ТД-2, устанавливаемый на Оплот или Ятаган имеет 72 л.с./л, а немецкий MB 873 Ка-501 на Леопард-2 ещё меньше.
Газовая турбина может использоваться для обеспечения танка энергией или как стартер основного двигателя.
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия ESM500 включает в себя коробку передач с 5 скоростями вперёд и 2 назад, тормоз, механизм поворота и систему охлаждения.
Двигатель и трансмиссия скомпонованы в единый блок, который можно заменить на другой всего за 30 минут.
Электроника постоянно следит за параметрами узлов трансмиссии и двигателя, частично управляя ими при этом и позволяя практически мгновенно переключать передачи.
Всё это превратило Леклерк в очень динамичный и подвижный танк с удельной мощностью 27,5 л.с/т, способный разгоняться до 71 км/ч.
Впрочем, есть и недостатки, например, чрезмерный расход топлива даже на холостом ходу и большое количество сложных электронных систем.
Запас горючего составляет 1300 литров во внутренних баках, помимо этого возможно добавить ещё 400 литров в 2 бочки.
Ходовая часть
После испытаний различных типов подвески, остановились на гидропневматической, способной обеспечить более плавный ход на пересечённой местности. Она имеет ход 300 мм, а её узлы находятся снаружи корпуса, что заметно облегчает обслуживание.
На каждой из сторон Леклерка находятся ведущее колесо спереди, 6 обрезиненных сдвоенных опорных катков, 5 поддерживающих и ведущее колесо сзади.
Каждый из опорных катков имеет свою индивидуальную подвеску, а гусеницы траки из стали и лёгких сплавов, соединённых резинометаллическими шарнирами. При необходимости на них устанавливаются резиновые башмаки для движения по обычным дорогам.
Эпилог
С другой стороны повышенный расход топлива может создать определённые трудности, а то, как поведёт себя огромное количество электроники в боевых условиях и останется ли танк боеспособным при её повреждении неизвестно.
История уже показывала, как чрезмерно сложные и дорогие машины вроде танков Тигр или Пантера оказывались менее эффективны, чем дешёвые и массовые Т-34 , к тому же постепенно появляются ОБТ с новой компоновкой, например Т-14 Армата . И останется ли традиционная компоновка актуальной сейчас сказать нельзя.
За счёт чего французский основной боевой танк «Леклерк» набирает популярность в военных кругах.
Полковник материально-технической бригады французской армии в отставке в 2002 году в беседе с журналистами War is Boring в шутку задал им вопрос, что они думают о французском . И сам ответил: «Вы знаете, мы заплатили бешеные деньги за то, что мы никогда не будем использовать в бою».
Шутки шутками, но пока что его предсказание сбывается. Французские военные активно использовали и используют легкобронированную технику и военно-воздушные силы в боевых действиях в Афганистане, Конго, Кот д"Ивуаре, Центральной Африканской республике и в Мали. При этом основной боевой танк вооружённых сил Франции не участвовал в боях со времён войны в Персидском заливе.
Однако летом 2015 года Объединённые Арабские Эмираты отправили два батальона танков Leclerc в Йемен для участия в гражданской войне на стороне экс-президента Йемена мансура Хади. Судя по сообщениям с фронта, французский танк чувствует себя в этих условиях лучше, чем американский M-1 Abrams, стоящий на вооружении в Саудовской Аравии.
Франция, наряду с Англией, была пионером развития танкостроения после Первой Мировой Войны. К началу Второй Мировой войны на деле французы выпустили больше танков, которые при этом были лучше вооружены и обладали лучшей бронёй по сравнению с немецкими танками. Но французская армия была плохо обучена и не организована, что в совокупности с неготовностью оборонительных укреплений привело к полному поражению за короткий период.
Во время холодной войны, Франция реализовала два крупные проекта по обновлению парка бронетехники - были созданы танки АМХ-13 и АМХ-30. АМХ-13 является лёгким танком. Дебютировав в 1953 году, он весил всего 13 тонн и мог похвастаться длинноствольной 75-миллиметровой пушкой.
Израиль и Индия активно использовали танки АМХ-13 в тяжёлых боях с арабскими и пакистанскими вооружёнными силами. В результате выяснилось, что высокая мобильность AMX-13 была полезной, но он был слишком легкобронированным для дуэлей с другими танками.
Однако руководство французской армии было убеждено, что ракетное противотанковое вооружение становилось настолько эффективным, что в связи с этим делать ставку на мощную броню было бы бессмысленно. Военные предпочли сделать упор на скорость, маневренность и огневую мощь. В результате основной боевой танк АМХ-30 танк, поступивший на вооружение в 1966 году, обладал всего лишь 80-миллиметровой броне. Для сравнения, M-47 Patton, средний танк вооружённых сил США того времени, обладал 243-миллиметровой бронёй.
Одним из основных плюсов АМХ-30 являлось его вооружение - 105-миллиметровая пушка. Благодаря этой пушке, несмотря на легкое бронирование, французам удалось получить значительное количество контрактов на экспорт своего основного боевого танка. При этом платформа AMX-30 показала, что может быть адаптирована для различных вспомогательных машин.
В начале 1980-х годов появилось новое поколение западных танков, которое можно охарактеризовать принципиальным сходством с американским основным боевым танком M-1 Abrams. Новые танки обладали композитной бронёй, которая была очень устойчива к кумулятивным зарядам современных противотанковых ракет. Во время войны в Персидском заливе 1991 года броня танков M-1A1 Abrams оказалась почти полностью устойчивой не только к противотанковым ракетам, но и к 125-миллиметровым бронебойным снарядам танков Т-72.
Катар и Франция также отправили свои АМХ-30 в этот конфликт. Катарские танки в результате столкновений в битве при Хафджи уничтожили три танка Т-55 иракских вооружённых сил, тогда как иракцам удалось уничтожить два танка AMX-30.
В итоге из-за беспокойства по поводу недостаточного бронирования танки АМХ-30 6-й дивизии лёгкой бронетехники были развернуты в арьергарде XVIII воздушно-десантного корпуса вооружённых сил США. Однако французские танки всё-таки смогли показать свои сильные стороны и, в конечном счёте, уничтожили ещё около 10 иракских танков. Правда французским танкистам наверняка хотелось воевать на новой бронетехнике, которой в то время оставался всего год до ввода в эксплуатацию. Это был основной боевой танк AMX-56 Leclerc.
К концу 1970-х годов французская армия осознала, что АМХ-30 не могли соревноваться с новейшими советскими танками типа Т-72. Стало понятно, что войскам нужны новые танки. При этом рядовые французы не желали, чтобы их страна закупала танки в США или в Германии. Они хотели обладать собственным танком, который был бы таким же мощным, как Abrams, таким же защищённым, но при этом новый танк должен был обладать меньшим весом.
В результате вооружённые силы Франции получили АМХ-56 Leclerc - название произносится «Ле-Клэр» - названный в честь французского генерала, чья бронетанковая дивизия освободила Париж в 1944 году. На то время AMX-56 был самым дорогим танком в мире, стоимостью 9,3 млн. долларов США за одну единицу. Для сравнения, новый М-1А2 стоит 7,56 млн. долларов, а российский Т-90 и вовсе можно купить за 4 миллиона долларов. Однако правительство Франции не поскупилось. Армия получила 406 танков Leclerc, 240 из которых находятся в распоряжении четырёх активных танковых полков.
Три основных боевых танка западных стран - американский Abrams, немецкий Leopard-2 и британский Challenger 2 - имеют много общих элементов дизайна, таких как 120-миллиметровые пушки, композитная броня и экипаж из четырёх человек. При этом, несмотря на то, что AMX-56 похож по основным тактико-техническим характеристикам на основные западные танки, эта модель характеризуется рядом особенностей.
На месте заряжающего находится система автоматического заряжания, которая обеспечивает скорострельность до 12 снарядов в минуту. При этом автомат заряжания уменьшает экипаж всего до трёх человек - командира, наводчика и водителя. Также у танка Leclerc пулемёт.50 калибра находится в коаксиальном положении рядом с пушкой, а не рядом с люком командира.
Сама 120-миллиметровая гладкоствольная пушка немного длиннее, чем у Abrams, что, по идее, должно обеспечивать лучшую бронебойность. Помимо этого AMX-56 способен стрелять управляемыми осколочно-фугасными снарядами. Однако эксперты отмечают, что основные преимущества танка Leclerc заключаются в его защитных возможностях и в высокой мобильности.
Сравнительная эффективность современной танковой брони подсчитать весьма непросто. Однако AMX-56 и М-1, по мнению большинства аналитиков, обладают схожими параметрами лобового бронирования. Хотя некоторые критики утверждают, что лобовая плита танка Leclerc обладает большим количеством слабых мест вокруг датчиков. Правда вместо композитной брони «Чобхэм», которая используется в танке M-1 Abrams, Leclerc обладает необычным сочетанием сложных, традиционных и активных компонентов брони, которые показывают немного большую эффективность против бронебойных оперённых подкалиберных снарядов.
При этом бортовая броня танка Leclerc явно превосходит броню М-1. Новые модели также оснащены титановыми бронепластинами и системой активной защиты, которая позволяет преждевременно взрывать вражеские ракеты и снаряды.
Наконец, наличие гранатомёта Galix в башне позволяет использовать различные вспомогательные боеприпасы, в том числе светошумовые гранаты, дымовые гранаты и инфракрасные ловушки, которые могут сбить с толку самонаводящиеся ракеты.
Также Leclerc обладает меньшим профилем по сравнению с танком Abrams - что делает его более трудноё мишенью для попадания. Однако критики утверждают, небольшая башня снижает возможности экипажа и не позволяет установить обновлённое оборудование.
Стоит отметить, что 60-тонный AMX-56 на 10 тонн легче, чем большинство западных основных боевых танков. Это обеспечивает ряд преимуществ - хорошая проходимость в лесу благодаря сниженному давлению на почву, превосходное ускорение и относительно высокая максимальная скорость (45 миль в час). Плюс Leclerc расходует намного меньше топлива по сравнению с другими танками. Он может проехать 340 км без дозаправки, по сравнению с 260 км у американского танка Abrams. Это существенно снижает логистическую нагрузку на обеспечение боеспособности танка.
Несмотря на то, что танки Leclerc ни разу не участвовали в реальном бою, их сразу отправили в миротворческие миссии в Косово и Ливане, где они смогли показать хорошие результаты. В ходе одного инцидента в Ливане в 2006 году, взвод из четырёх танков Leclerc столкнулся приблизительно с пятью израильскими танками Merkava, которые пытались проникнуть на территорию ливанской деревни Марвахин. После 20-минутного перестрелки, израильские военные были вынуждены отступить.
Французы не останавливаются на достигнутом и продолжают улучшать свой основной боевой танк. Новая модификация, Leclerc XLR, была представлена в июне 2016 года с целью продлить срок службы этой модели танка до 2040 года. Помимо новых датчиков и электроники, XLR получил новые модульные комплекты брони, в том числе один комплект для защиты от самодельных взрывных устройств, который действует путём глушения сигналов сотовой связи, и второй комплект, оптимизированный для противостояния ПТУР.
Помимо Франции танки Leclerc стоят на вооружении в армии Объединенных Арабских Эмиратов. ОАЭ приобрели 390 «тропических» версий AMX-56 с 12-циллиндровыми двигателями плюс 46 ремонтно-эвакуационных машин. При этом «эмиратская» версия танков Leclerc также была отправлена для участия в миротворческоё миссии в Косово, где стал очевидным контраст между старой, «французской», версией и новой вариацией, проданной ОАЭ. «Эмиратский» Leclerc мог похвастаться улучшенными датчиками, радаром и другими системами по сравнению с французскими танками. Также, пока танки Leclerc вооружённых сил Франции остаются не опробованными в бою, Эмираты уже отправили свою бронетехнику в Йемен, где к настоящему моменту дислоцированы от 70 до 80 танков Leclerc. Йеменские бронетанковые дивизии действуют в составе коалиции стран Персидского залива, основной задачей которой является подавление мятежа хуситов.
К июлю 2015 года саудовские сухопутные войска увязли в попытке захвата авиабазы Аль-Анад возле Адена. Официальные представители коалиции сообщали, что несут тяжёлые потери в ходе боёв за эту авиабазу. Ближе к концу месяца эмиратские бронетанковые подразделения высадились в составе морского десанта на нефтяном терминале нефтеперерабатывающего завода. Танковая бригада быстро продвинулась по шоссе N-1 шоссе и захватила авиабазу к 3 августа, открыв сообщение коалиционным силам с Аденом, который ранее был освобождён саудовскими войсками.
Также пока отсутствуют данные об уничтожении танков Leclerc в Йемене, тогда как уже подтверждена потеря 9 M1A2 Abrams вооружёнными силами Саудовской Аравии. Помимо этого, по меньшей мере, пять М-60 Pattons и два АМХ-30 были подбиты в ходе боёв с хуситами. Вообще, в целом, танкисты ОАЭ удовлетворены танками Leclerc и благодарят Францию за поставку качественного вооружения. Успехи в Йемене привели к тому, что в январе 2016 года правительство Саудовской Аравии обратилось к французской компании Nexter, производителю Leclerc, чтобы выразить свою заинтересованность в покупке нескольких сотен французских танков.
Модель французского основного боевого танка ЛеКлерк 2-й серии от Тамии.
По модели. Это одна из недавних разработок японского производителя моделей, 2005-й год. Набор очень хорош - безупречное литье, качественнейшая проработка мелочей, прекрасная стыкуемость. Набор примечателен комплектом литых металлических опорных катков, сразу покрытых грунтовкой еще на заводе. Есть фигурка танкиста, для нее даже даны прозрачные очки. Отменная декаль
, подробная инструкция + буклет большого формата с краткой историей французского танкостроения и особенностями ЛеКлерка. Оттуда же следует, что сотрудники Тамии непосредственно были допущены ВС Франции к прототипу для получения данных.
Ложкой дегтя в этой бочке меда является прозрачка. Если для фар, системы управления командира и наводчика даны отличные литые пластиковые детали, то вот для всех перископов предстоит мучение с вырезанием по трафарету в инструкции нужных кусочком из прозрачной пластинки. При стоимости модели в 50 долларов (брал за рубежом) можно было бы и отлить эти детали по-человечески.
Должен отметить, что вопрос о приобретении наборных траков для этой модели не стоял - родные виниловые ОЧЕНЬ хорошего качества, даже неожидал. Идеально ложатся на катки-звездочки и склеиваются намертво обычным тамиевским сверхтекучим клеем.
Раз уж затронули вопрос афтермаркета
. Очень полезен набор травления от той же Тамии. Не знаю почему, но в статье от ЛеКлерке в ScaleWiki написано, что набор бесполезен. Чушь-все детали из него точно и гармонично подходят на модель . а вот расхваленный там же набор от Voyager своих денег не стоит-в нем пригодятся все те же решетки, что есть и у Тамии, а вот смысл во всякой мелочи, типа ручек на панелях, которые на самой модели отлиты лучше, чем выглядят травленые детали, мне не ясен.. Тем боле, срезать родные ручки, не повредив анти-слип не выйдет.. вот и неясен смысл подобного усовершенствования.. Единственная полезная вещь в наборе вояджера-ремни на забашенную корзину. Т.к. их расположение и наличие на корзине, при наличии в ней шнорхеля установить не удалось, ремне оставил лишь парочку.. Конечно, из-за них я не покупал набор вояджера, а изготовил ремни из набор травления с привязными ремнями для пилотов.
Нужно упомянуть ствол от вояджера, продающийся как отдельно, так и входящий в состав вышеупомянутого набор: очередной брак... Провис брезента настолько велик, что *вминается* в должную быть под ним часть орудия. Металлическая часть ствола в смоляную ровно не входит, то она там *гуляет*, то ее перекашивает.
Вывод-к модели ничего, кроме родного набор травления покупать не стоит.
Сборка прошла без сюрпризов, все легко и просто стыковалось и становилось на места.
Окраска-Акрил от Тамии согласно инструкции-там дана подробнейшая схема окраски, что тоже плюс. Под конец поставил самодельные антенны из проволоки (из нее же сделал кабели-шланги на корме) и наклеил зеркала от Echelon, чертовски удобная штука!
Гусеницы красил, где надо обрабатывал пигментами ... Цвет делал по фото прототипа, при довольно чистом виде машины, гусеницы имели ржавоватый вид.. Интересно, почему это так?.. Но факт остается фактом.
Машину не пачкал, в таком виде они раскатывают по улицам французских городов каждый год на 14-е июля...
Во время съемки к модели пристала пара пылинок, тут уж сорри...
Приятного просмотра!
В отечественной и зарубежной прессе периодически появляются статьи с суждениями о том, какой танк лучший в мире. Газета «Военно-промышленный курьер» публикует выступление по этой теме, прозвучавшее на 15-й всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности».
Лукавые цифры
Согласно американскому журналу «Милитари Орднанс», оценивающего лучшие танки по совокупности их боевых свойств – мобильности, огневой мощи, броневой защите, места в первой десятке лучших танков на 1998 год распределились так, как указано в приведенной таблице рейтинга мировых танковых парков.
При этом не поясняется, как был составлен этот рейтинг, какие методики оценки основных свойств и танков в целом использовались. Скорее всего оценка проводилась группой экспертов по значениям основных ТТХ танков без всяких методик, без учета комплексных показателей основных боевых свойств и комплексного показателя для танка в целом и, возможно, без учета показателя «цена-качество». Может быть, «исследование» было заказано какой-нибудь фирмой-разработчиком.
Таблица 1. Рейтинги мировых танковых парков
Место | Оценка по совокупности мобильности, огневой мощи и броневой защиты танка в целом | Оценка с учетом объема продаж на мировом рынке | ||||
«Милитари Орднанс» – 1998 | «Милитари Орднанс» – 2010 | «Военное обозрение» | ||||
Марка танка | Страна | Марка танка | Страна | Марка танка | Страна | |
1 | «Леопард-2А5» | Германия | Германия | Т-90А(С) | Россия | |
2 | США | «Челленджер-2» | Англия | «Леопард-2» | Германия | |
3 | «Тип 90» | Япония | США | «Леклерк» | Франция | |
4 | «Леклерк» | Франция | МК2 | ЮК | «Челленджер-2» | ВКБ |
5 | «Челленджер-2» | ВКБ | «Меркава» Мк. 4 | Израиль | США | |
6 | «Черный орел» | Россия | К1А1 | ЮК | нет | нет |
7 | Т-90 (Т-90С) | Россия | «Тип 96» | Китай | нет | нет |
8 | «Тип 88» | ЮК | «Леклерк» | Франция | нет | нет |
9 | Т-72 (Т-72С) | Россия | «Тип 99» | Китай | нет | нет |
10 | «Меркава» Мк. 3 | Израиль | Т-90А(С) | Россия | нет | нет |
ВКБ – Великобритания, ЮК – Южная Корея |
В последние десять лет танковый парк мира пополнился новыми машинами: «Леопард-2А6» с пушкой L-55 (Германия), М1А2 SEP (США), «Меркава» Мк. 4 (Израиль), К1А1 и К2 (Южная Корея), «Тип 96» и «Тип 99» (Китай), модернизированный Т-90А(М) (Россия).
- первая позиция в рейтинге – стабильное положение танков «Леопард-2А5» и «Леопард-2А6»;
- снижение в рейтинге со второго на третье место танка М1А2 SEP;
- перемена в рейтингах позиций танков «Леклерк» и «Челленджер-2»;
- неоправданно низкие позиции российских танков Т-90(С) и Т-90А(С) и более высокие позиции китайских танков «Тип 96» и «Тип 99», которые являются практически копиями танков Т-72Б и Т-90С.
Коллаж Андрея Седых
По нашему мнению, такая оценка спорна, так как неясно, как при оценке танков в целом объединяются три основных рассматриваемых боевых свойства, особенно с учетом показателя «цена-качество» и как следствие – с учетом фактической ситуации на мировом рынке экспорта танков. Для примера приведу рейтинг пяти лучших танков с учетом продаж на мировом рынке, представленный в одном из российских СМИ в июне 2010 года: 1-е место – Т-90А, 2-е – «Леопард-2», 3-е – «Леклерк», 4-е – «Челленджер-2», 5-е – М1А2.
Для анализа представленных ранжированных списков необходимо выявить основные тенденции развития танков и требования к ним в современных условиях (особенно в локальных конфликтах), проанализировать существующие методы сравнительной оценки.
Рассматривая основные тенденции развития танков за последние 20–30 лет, следует уточнить содержание часто применяемого понятия – «современный танк». В настоящее время таким танком считают бронемашину, имеющую мощное артиллерийское или комбинированное ракетно-артиллерийское вооружение; высокоавтоматизированный комплекс управления огнем, обеспечивающий всесуточность и всепогодность применения и дублированное управление огнем с места наводчика и командира; комплексированную защиту (броневую, динамическую, оптико-электронную, противоминную, электромагнитную, от атомного оружия); программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию управления танком в составе подразделения; а также обладающую встроенной диагностикой и высокой ремонтопригодностью.
Современный танк – это результат совместной деятельности многих отраслей промышленности. Лучшими последними образцами принято считать поздние модификации танков типа «Абрамс» (США), «Леопард» (Германия), «Леклерк» (Франция), Т-90А (Россия) и другие. Рассмотрим некоторые из них.
Основные соперники
М1А2 (США) – модернизированный вариант танка М1А1. Производился в 1996–2001 годах. В настоящее время М1А1 после капитального ремонта и модернизации поставляется в СВ США и на экспорт как новый танк М1А2. В результате машина выпускается с предприятия в так называемом состоянии «ноль часов, ноль миль», то есть танк после капитального ремонта и модернизации по количеству отработанных часов и пробегу приравнивается к новой машине. Ориентировочная стоимость в зависимости от степени модернизации и требований заказчиков – 5,1–5,6 миллиона долларов.
М1А2 SEP (США) производился в 1998–2001 годах. В настоящее время М1А2 после капитального ремонта и модернизации поставляется в войска как новый танк М1А2 SEP (Systems Enhancement Package). Ориентировочная стоимость после модернизации – 7,5 миллиона долларов.
«Леопард-2А6» (Германия) производится с 2005 года небольшими партиями в зависимости от заключенных контрактов. В войска уже поступили 225 машин. Модель 2А6 аналогична модели 2А5 и отличается 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой L55 с увеличенной по сравнению с пушкой L44 длиной ствола и модернизированной системой управления огнем (СУО). Эти основные танки планируется эксплуатировать как минимум до 2030 года. Ориентировочная стоимость – 6,5 миллиона долларов.
«Леклерк-2» (Франция) производился в 2001–2005 годах небольшими партиями и останется на вооружении еще 30 лет. Планируется увеличить жизненный цикл этих машин до 40 лет за счет модернизации, при которой будет введен ряд усовершенствований, включающих бронезащиту повышенного уровня башни, активную защиту, покрытия по технологии «Стелс». Ориентировочная стоимость танка – 8,5 миллиона долларов.
Отечественный образец и китайский аналог Т-72
К танкам современного типа следует отнести Т-90А, оснащенный тепловизором «Эсса».
Выпускается с 2007 года. Разработана и поэтапно реализуется программа модернизации этого танка в процессе серийного производства, предусматривающая оснащение машины программно-техническим комплексом (ПТК), обеспечивающим повышение командной управляемости танка в составе подразделения, а также автоматом сопровождения цели. Постоянно проводятся мероприятия по повышению подвижности и защищенности.
Ориентировочная стоимость танка – 2,5 миллиона долларов. По соотношению «цена-качество» танки Т-90А в два-три раза лучше рассмотренных зарубежных образцов. Тем не менее последние имеют некоторые преимущества перед нашими танками за счет применения в боекомплекте бронебойных подкалиберных снарядов (БПС) повышенного могущества по сравнению с отечественными БПС; повышенной защищенности экипажа и боекомплекта при пробитии танка вследствие больших габаритно-массовых характеристик; повышенной мощности силовых установок; более современной топливной аппаратуры, турбокомпрессоров с высокими параметрами наддува; оснащения танков информационно-управляющими системами; более совершенной системы танкотехнического обеспечения и как следствие – повышенных характеристик эксплуатационных возможностей танков.
В США и странах НАТО система танкотехнического обеспечения отличается количественным составом и качеством обслуживания от нашей аналогичной системы. В танковом батальоне СВ США на два танка с экипажем по четыре человека в каждом приходится три классных техника-специалиста. Они являются контрактниками. В танковом батальоне Российской армии (РА) на четыре танка с экипажем по три человека в каждом приходится в соответствии со штатным расписание один солдат технической службы. По последним данным, структуры танкотехнического обеспечения РА укомплектованы личным составом менее чем на 30 процентов. Таким образом, существующая система танкотехнического обеспечения в войсках стран НАТО гарантирует более высокие показатели эксплуатационных возможностей их танков по сравнению с нашими. Сейчас МО РФ приняло решение об организации сервисных центров предприятий-изготовителей по обслуживанию и ремонту образцов вооружения. Поэтому в скором времени танкотехническое обеспечение должно значительно улучшиться.
В свою очередь современные отечественные танки имеют определенные преимущества перед зарубежными по следующим показателям: меньшие габариты, а следовательно, и более низкая вероятность поражения их противотанковыми средствами (ПТС) противника; лучшие показатели по удельной (габаритной) мощности, удельному расходу топлива, запасу хода и ряду других характеристик; меньшая численность экипажа – три человека; высокая скорострельность независимо от состояния и загрузки членов экипажа за счет автоматизации заряжания (автомат заряжания впервые за рубежом установлен на японском танке «Тип 90»); наряду с бронебойными подкалиберными и кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами (ОФС) в боекомплект танка входят и управляемые снаряды (ПТУР, ПТУРС) для стрельбы до пяти километров по бронированным и высокозащищенным целям, самоходным установкам ПТУРС, САУ и низколетящим вертолетам.
Коллаж Андрея Седых
В последние годы прошедшего столетия на лидерство в мировом танкостроении стал претендовать Китай. На военном параде 1 октября 1999-го по случаю 50-летия образования КНР были продемонстрированы новые китайские танки «Тип 96», «Тип 98» и «Тип 99» . По мнению генерального конструктора танка «Тип 99» Чжу Юйшена, эта машина по трем важнейшим показателям боевого потенциала – подвижности, огневой мощи и защищенности – занимает первое место в мире. В 2000 году выпущена первая партия из 40 танков «Тип 99». Это модернизация (развитие) российского танка Т-72. Основное вооружение – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка – китайский вариант российской 2А46. Автомат заряжания на 22 выстрела, общий боекомплект – 41 выстрел с БПС, КС, ОФС и ПТУР 9М119 «Рефлекс» российского производства. Со слов Чжу Юйшена, по танковым орудиям западные технологии хуже русских, испытания показали, что китайская 125-миллиметровая пушка мощнее 120-миллиметровых пушек и по бронепробиваемости БПС превосходит пушку танка М1А2 на 15–20 процентов, пушку танка «Leopard 2А6» – на пять-семь, а пушку японского танка «Тип 90» – почти в 1,5 раза. Таким образом, считает китайский генконструктор, нет никаких сомнений, что танк «Тип 99» – один из трех лучших танков мира.
Главные критерии
Рассмотрим возможные методы сравнительной оценки танков. Самым простым может быть метод непосредственного сопоставления основных ТТХ – габаритно-массовых характеристик, мощности, скорости на различных трассах, уровня бронирования или уровня стойкости от различных ПТС. Приведены все чисто танковые характеристики. Этот очень простой и, казалось бы, наглядный способ сравнения танков по основным ТТХ. Можно было бы и принять его в качестве основного, если бы все согласились с номенклатурой рассматриваемых характеристик, которая обеспечивала бы объективность и адекватность оценки того или иного танка.
При таком методе приоритетность определенной группы ТТХ будет сказываться и на выборе лучшего образца. Поэтому простое сопоставление машин по таблицам основных ТТХ не может дать однозначного ответа на вопрос: какой образец лучше? Особенно в случае, когда в одном из двух сравниваемых образцов одни выбранные ТТХ выше, а другие ниже.
В теории исследования операций и других научных дисциплинах в качестве критериев сравнительной оценки ВВТ пользуются показателями боевой эффективности, тактико-технико-экономической (ТТЭ) эффективности, военно-технического уровня (ВТУ) и рядом других комплексных показателей. Кроме того, для оценки боевого потенциала танкового парка в целом нужны такие комплексные показатели боевой машины, которые давали бы возможность оценить военно-технический потенциал танкового парка в целом.
Под боевой эффективностью танка понимается способность машины в составе подразделений, частей и соединений выполнять соответствующие боевые задачи. Оценка танков с помощью моделирования боевых действий (МБД) – это приближенная оценка свойств машины в том случае, когда реальный бой физически осуществить мы не можем. Способы МБД явились основой для создания другой группы методов оценки эффективности – методов непосредственной оценки показателей основных боевых свойств и ВТУ танков. Показатели основных боевых свойств приведены во второй таблице.
Таблица 2. Комплексные и частные показатели основных боевых свойств танка, учитываемые в отраслевой методике оценки ВТУ
Показатели основных боевых свойств | Характеристики основных боевых свойств и их частных показателей |
Огневая мощь К Q | Способность танка обнаруживать и поражать цели определенных типов. Частными свойствами огневой мощи являются информативность, огневая производительность и огневой ресурс с учетом количества и типов боеприпасов в боекомплекте |
Защищенность К З | Способность танка сохранять боеспособность при решении боевых задач при воздействии поражающих факторов обычного оружия, мин и оружия массового поражения на экипаж и оборудование. Частными свойствами защищенности являются неуязвимость при снарядном обстреле, противоминная стойкость и защищенность от ОМП |
Подвижность К П | Способность танка преодолевать заданное расстояние за определенное время без дополнительных средств поддержания движения. Частными свойствами подвижности являются быстроходность, проходимость и автономность по топливу |
Эксплуатационные возможности К Э | Способность танка выполнять заданные функции при сохранении во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, а также его приспособленность к устранению боевых повреждений и приведению в боеготовое состояние. Частными свойствами эксплуатационности являются надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, обслуживаемость, сохраняемость), восстанавливаемость после боевых повреждений и боеготовность |
Военно-технический уровень К ВТУ | Способность танка за счет огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных возможностей выполнить боевую задачу при действии в наступательной армейской операции. К ВТУ = К Q АQ К З Аз К П Ап К Э Аэ где АQ, Аз, Ап, Аэ – коэффициенты весомости (относительной важности) основных боевых свойств танка |
Многочисленные расчеты по комплексной методике ТТЭ оценки эффективности показали, что комплексный показатель эффективности танка может быть выражен через показатели его основных боевых свойств. ВТУ танка отражает комплексный показатель военно-технической эффективности танка при действии его в совокупности боевых условий (наступление, встречный бой, отражение атаки, оборона). Показатель ВТУ представляет сравнительную оценку эффективности танка относительно некоторого эталонного танка. Расчет комплексного показателя ВТУ проводится по показателям огневой мощи, защищенности, подвижности и эксплуатационных возможностей.
Под огневой мощью понимается способность танка обнаруживать и поражать цели определенных типов.
Под защищенностью понимается способность танка сохранять боеспособность при решении боевых задач при воздействии поражающих факторов на экипаж и оборудование.
Под подвижностью понимается способность танка преодолевать заданное расстояние за определенное время без дополнительных средств поддержания движения.
Под эксплуатационными возможностями понимается способность танка выполнять заданные функции при сохранении во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, а также его приспособленность к устранению боевых повреждений и приведению в боеготовое состояние.
Объем входной и выходной информации для расчета комплексных показателей основных боевых свойств и ВТУ танка в целом составляет более 5000 показателей. Это придает оценке объективность. Учитывая большой объем входной информации, особенно по переменной ее части, связанной с частными ТТХ, и недостаточную достоверность ее по иностранным образцам, надо признать, что погрешность в оценке может составлять порядка десяти процентов. При отличиях показателей основных боевых свойств и ВТУ в пределах этой величины следует считать, что сравниваемые танки приблизительно равноценны. Однако часто результаты оценки показателя ВТУ отдельных танков вызывают критику у некоторых оппонентов в связи с публикацией в иностранных СМИ рейтингов, подобных представленным в первой таблице.
Виктор Степанов ,
генеральный директор ОАО «ВНИИтрансмаш», заслуженный машиностроитель РФ, доктор технических наук, член-корреспондент РАРАН
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении