Носов Е. "Белый гусь"
Цели:
1) расширить представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова;
2) сформировать умение анализировать художественный текст;
3) развивать навык анализа эпизода художественного текста;
4) воспитывать гуманное отношение к миру живой природы.
1) погрузившись в текст художественного произведения, понять, какова его основная мысль;
2) определить, в чём заключается мастерство писателя.
Оборудование:
- портрет писателя Е.И.Носова,
- сборники “Вокруг тебя - мир ” с рассказом Е.И.Носова “Белый гусь”,
- “Толковый словарь русского языка” /под ред.С. И. Ожегова/,
- иллюстрации учащихся к рассказу.
Тип урока: урок-диалог.
Оформление доски: портрет писателя Е.И.Носова, эпиграф к уроку.
“Как писатель я черпаю вдохновение в
своем курском краю”.
Е. И. Носов
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя, выступления учащихся о писателе Носове.
Носов Евгений Иванович (1925-2002), русский писатель. Родился 15 января 1925 в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова “Красное вино победы” (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).
Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) “Радуга”, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.
Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник”), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (“Рассказы”, 1959; “Тридцать зёрен”, 1961; “Дом за триумфальной аркой”, 1963; “Где просыпается солнце”, 1965; “Шумит луговая овсяница”, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); “ За долами, за лесами”, 1967; “Берега”, “Красное вино победы”, оба 1971; “И уплывают пароходы...”, 1975; “Усвятские шлемоносцы”, 1980; “В чистом поле...”, 1990, и др.).
В лучших рассказах и повестях писателя (“Шумит луговая овсяница”, 1925; “Объездчик”, 1966; “За долами, за лесами”, “ Варька”, “Домой, за матерью”, все 1967; “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970; “Шопен, соната номер два”, 1973) глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно- наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (“Мост”, “Дом за триумфальной аркой”) и повестях (“Не имей десять рублей”, “Моя Джомолунгма”) о собственном детстве и отрочестве (рассказы “Подпасок”, “Дежка”). О русском мужике на войне повесть “Усвятские шлемоносцы” (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской жизни – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Повесть утверждает в характерной для писателя проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.
Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ “Сон”, рассказы “НЛО нашего детства”, “Темная вода”, “Карманный фонарик”, “Костер на ветру”, “ Красное, желтое, зеленое.”..) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” селе бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (“Жди назавтра ясного дня”, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).Умер писатель 12 июня 2002 года после тяжелой болезни. Похоронен на Офицерском кладбище Курска.
III. Работа с текстом.
1. Выразительное чтение начала рассказа Е.И.Носова “Белый гусь” учителем: “Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому надо было бы присвоить звание адмирала… ”
2. Обсуждение:
Почему, по-вашему, в рассказе “Белый гусь” пишется с заглавной буквы?
Что такое адмирал * ?
Лексическая работа (подготовленный ученик).
Адмирал - высшее воинское звание командного состава военно-морских сил, а также лицо, имеющее это звание. Адмирал флота (высшее звание адмиралов.
(“Толковый словарь русского языка” под редакцией С.И.Ожегова)
(В процессе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что, описывая Белого гуся, автор использует приёмы: сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболизацию).
Назовите основные эпизоды рассказа. (Учащиеся называют эпизоды: “Знакомство с Белым гусём”, “Папаша”, “Гроза”, “Гибель Белого гуся”, “Спасённые гусята”)
Какой эпизод в рассказе самый главный и почему? (Эпизод “Гроза”. Это кульминация произведения)
3. Выразительное чтение эпизода “Гроза ” (подготовленный ученик) и его обсуждение.
Каким вы увидели Белого гуся до грозы и в этом эпизоде?
Как и почему он бросился защищать своё потомство?
Как относились к папе-гусю дети-гусята?
Как описывает дождь, грозу писатель?
А как он показывает гибель Белого гуся?
4. Выводы учащихся. Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого, погубила такое великолепие, каким был Белый гусь. Очень тяжело читать об этом. Жаль и маленьких гусят, которые, к сожалению, вначале остались без матери, а теперь и без отца. Совсем сироты. Очень хрупок мир живой природы. И сама она (природа), породившая такое великолепие, каким был Белый гусь, разрушила (убила) его. От этого становится немного грустно. Но… жизнь продолжается. И писатель Носов не был бы Мастером, если бы на этом закончил рассказ. А у него: гусята, которых спас Белый гусь-папаша ценой собственной жизни, остались живы. Кто знает, может, они станут такими же великолепными “произведениями природы”, каким был их отец. И в этом проявляется удивительная способность Евгения Ивановича - знать, чувствовать мир живой природы, в которой всё в гармонии, всё взаимосвязано.
IV. Реализация домашнего задания.
(Отчёты творческих групп).
1 группа: зачитывает выбранные из текста примеры изобразительно-выразительных средств языка, используемые автором при описании грозы,
2 группа: анализирует поведение всех участников события во время грозы (рассказчика, Белого гуся, гусят),
3 группа: пересказ эпизода “Гроза” от имени рассказчика,
4 группа: обсуждение иллюстраций к рассказу.
5. Проблемный вопрос: О чём рассказ Е.И.Носова “Белый гусь”? (Размышления учащихся). (Как хрупок мир живой природы…)
V. Подведение итогов урока.
Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком “открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”. И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же гуманно. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.
VI. Комментирование оценок.
VII. Домашнее задание: творческая работа в форме размышления “Как хрупок мир живой природы” (по рассказу Е.И.Носова “Белый гусь”).
VIII. Рефлексия.
Чему научил вас рассказ Е.И.Носова?
Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
Литература к уроку
1. Сборник “Вокруг тебя - мир”. Книга для ученика. 7 класс. Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста. М.: 2000. (С.87-92).
2. “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И., М.: 1986.
3. “Энциклопедический словарь”. М.: 1988.
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
- Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
- А мать-то их где? - спросил я.
- Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)
Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
- Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
- А мать-то их где? - спросил я.
- Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)
Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»
Тема: По принципу гуманности. « Е.Носов « Белый гусь».
Обсуждение проблемы гуманного отношения к беззащитным и ответственность за их жизни;
Обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла;
Повторить художественные средства выразительности и определить их роль в раскрытии основной мысли.
Сценарий занятия:
Оргмомент.
В начале занятия использую приём «Чтение с остановками». Объявляю автора произведения и название рассказа.
Как вы думаете, о ком будет рассказ?
Что вы знаете о такой домашней птице как гусь? (предлагаю свои ответы записать в тетради). Какие ассоциации вызывает у вас слово «гусь»? (записать в тетради)
(домашняя птица, гусь с яблоками)
Образ гуся в рассказе |
|
Описание | |
Действия гуся | |
Читаю 1 эпизод:
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.
Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.
Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок звонко звенели подойники.
Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни.
Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет - устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклевках и думать нечего.
Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.
Заполняется таблица:
Образ гуся в начале рассказа | Образ гуся в конце рассказа |
|
Описание | ||
Действия гуся | Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. | |
Какими бы эпитетами вы определили нрав гуся?
(высокомерный, эгоистичный, себялюбивый)
Как вы думаете, какие чувства испытывает автор к гусю?
(Автор хотя и иронизирует над гусем: « Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой», но всё же испытывает чувство уважения, так как в продолжении рассказа мы видим, что автор пишет уже с большой буквы – Белый гусь).
Составьте психологический портрет Белого гуся.
(Большой, красивый, белый; похож на адмирала, ступает важно; ведёт себя высокомерно).
Читаю 2 эпизод:
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Степке, чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду.
Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.
Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил.
- Кыш, проклятый!
Это кричал Степка. Он бежал с банкой червей по тропинке.
- Кыш, кыш!
Степка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.
- Вот собака! - сказал Степка, оттащив гуся подальше.- Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили и сбились в кучу и испуганно вытягивают желтые головки из травы.
- А мать-то их где? - спросил я Степку.
- Сироты они...
- Это как же?
- Гусыню машина переехала.
Степка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.
Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пестро-рыжий бычок с обрывком веревки на шее. Гусь набросился на него.
Теленок взбрыкивал задом, пускался наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и еще пуще разозлившись, долго гнался за теленком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутек. Под конец теленок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.
"То-то!.." - загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подергивая куцым хвостом.
- Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! - пробовал стыдить я Белого гуся.
"Эге! Эге! - неслось в ответ, и в реке подпрыгивали мальки.- Эге!.." Мол, как бы не так!
- У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию. "Га-га-га-га..." издевался надо мной гусь.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Продолжаем заполнять таблицу:
Образ гуся в начале рассказа | Образ гуся в конце рассказа |
|
Описание | 1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю… | |
Действия гуся | 1.Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею… Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. | |
1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного… |
Что нового вы узнали о характере Белого гуся?
(Оказывается, он хороший отец, не бросает своих гусят. Но в то же время, не может обуздать свой буйный характер)
Изменилось ли у вас отношение к Белому гусю? Какие качества вы бы добавили к психологическому портрету Белого гуся?
(заботливый отец, необузданный характер, безответственность)
Как вы думаете, что ожидает впереди нашего героя?
Читаю 3 эпизод:
Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалекий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просеченные лопухи кувшинок.
Гуси замерли в траве, тревожно перекликались.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый "одуванчик", иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые еще успели добежать. Я с головой закутался в плащ. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной с четвертинку пиленого сахара. Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.
По тропинке с дробным топотом промчался теленок, стегнув по сапогам обрывком мокрой травы. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.
Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и все натужнее звякали спицы моего велосипеда.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.
Продолжаем заполнять таблицу:
Образ гуся в рассказе | ||
Описание | 1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю… |
|
Действия гуся | 1.Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею… Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 2. Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует. Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. |
|
1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного… 2.Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение... |
Ребята, какие события описаны в этом эпизоде?
Как вы думаете, почему именно в этом эпизоде автор даёт подробное описание пейзажа?
Обратимся к тексту и составим словесный рисунок надвигающейся грозы:
Работа по группам:
1 группа: описание грозы;
2 группа: составление ассоциаций;
3 группа: психорисунок грозы.
(Даю 5-7 минут на выполнение задания)
Проверка задания:
А) олицетворение: « туча росла», « пожирала синеву солнца», « накатилась на солнце», « волочились седые космы града»;
Б) метафоры: « туча поднималась тяжёлой стеной», «сверкнула расплавленным свинцом», «солнце исчезло в свинцовой утробе»; «солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло», «капли дождя полоснули»;
В) эпитеты: « холодный косой ливень», « сизые волны», « серая вода», « серое небо».
Какие же ассоциации мы могли бы провести?
А) туча – утроба .
УТРОБА, -ы, ас. (устар. и прост.). Живот, внутренности. Ненасытная у. (о ком-н. прожорливом; также перен.: о жадном, алчном человеке; презр.).
Б) «Свинцовая утроба»
Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.
СВИНЦОВЫЙ, -ая, -ое; -ов. 1. см. свинец. 2. перен. Синевато-серый, цвета свинца. Свинцовые тучи. Свинцовые волны . 3. перен. Очень тяжелый. С. удар. Свинцовые кулаки (очень сильные). С. сон (непробудный). Свинцовая голова (о тяжести и боли в голове). С. взгляд (пристальный и недобрый). Свинцовая тоска (давящая). || сущ. свинцовость, -и, ж.
(Эта развёрнутая метафора показывает нам огромный масштаб приближающейся беды. Даже солнце не может с ней справиться. Надвигается катастрофа.)
В) «Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок»
Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.
ПОЛОСНУТЬ, -ну, -нешь; сов., кого-что (прост.). Ударить чем-н. длинным, узким, обычно оставляющим след в виде полосы.П. кнутом. П. ножом. П. из винтовки, автомата (перен.).
(Капли дождя били с такой силой, что напоминали удары ножа).
Г) «Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам».
Словарь русского современного языка. С.И.Ожегов.
НАОТМАШЬ, нареч. Сильно размахнувшись. Ударить н.
Вывод: Приведённые ассоциации указывают на то, что перед нами разыгралась настоящая катастрофа, несущая с собой смерть, несчастье, горе.
Психорисунок грозы: большая тёмно-свинцовая туча во всё небо, из тучи наискосок бьёт ливень в виде ножей.
Учащиеся предполагают, что если бы они рисовали картину грозы, то использовали бы только тёмные, серые тона:
« серое небо», « серая вода», «свинцовые тучи», « сизые волны», « серо-синяя тяжелая стена», « седые космы града», « серая завеса града», « Серые полосы».
Вывод: Автор использует оттенок серого, тем самым подчеркивая наступающее бедствие. Ведь «серый цвет» - это цвет пепла, дыма (цвет, который получается из смешения чёрного с белым) (Словарь цветов и цветовых оттенков. Составитель: Валерий Сидоров).
Подведение итогов групповой работы:
«Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый "одуванчик", иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые еще успели добежать».
«Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят».
Скажите, ребята, вы ожидали такого поступка от Белого гуся? Можно ли назвать поведение Белого гуся проявлением мужества? Аргументируйте свой ответ.
(Во время грозы все животные, находящиеся на лугу, бросились врассыпную, спасались бегством; другие гуси бросили своих гусят, и только Белый гусь самоотверженно спасал своё потомство).
Как вы думаете, что случилось с Белым гусем, какова его дальнейшая судьба?
Читаю 4 эпизод:
Я сдернул плащ.
Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь.
Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых "одуванчиков", целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.
Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.
Продолжаем заполнять таблицу:
Образ гуся в начале рассказа |
|
Описание | 1.Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю… 2.И только на его середине никак не растаивала белая кочка. |
Действия гуся | Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею… Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи - его, самые сочные участки луга - тоже его. 2. Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует. Короче говоря, на лугу не прекращался гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу. 3. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склонял голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. 4. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови. |
1.Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного… 2.Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение... 3. Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца. |
Вернёмся к началу занятия, обратите внимание на первую запись в тетради: « Что я знаю о домашней птице – гусе? Какие ассоциации вызывает у вас слово «гусь»? Какие бы вы теперь определили ассоциации к слову «гусь»?
(герой, человеческий поступок, бесстрашие).
Какими бы теперь эпитетами вы определили характер Белого гуся?
(храбрость, мужество, самоотверженность, милосердие, родительский долг)
(Смерть Белого гуся не была напрасной: он спас двенадцать юных жизней, «открыл им удивительный мир, полный трав и солнца»).
(Поступок Белого гуся достоин уважения).
III. Рефлексия.
Творческая работа. Составьте синквей на тему « Белый гусь»
Приведу пример одного из синквейнов:
Белый гусь
Бесстрашный, смелый
Не подпускал, закрыл, погиб
Открыл удивительный мир гусятам
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
V. Домашнее задание. Написать эссе « Мог ли Белый гусь поступить иначе?»
Изложения
«Белый гусь» - (Носов Е.)
Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
А мать-то их где? - спросил я.
Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)
Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»