Нод в старшей группе на тему грибы. Конспект НОД в старшей группе по изобразительной деятельности: «Осенний урожай грибов
«
Грибы в осеннем лесу»
Конспект НОД по лепке в средней группе детского сада
Цель: научится лепить грибы конструктивным способом из двух частей.
Задачи:
Обучающие:
Продолжать учить приёмам раскатывания пластилина в шар и сплющивания; учить соединять две детали вместе;
уточнить и расширить знания детей об осенней поре;
обобщить представления детей о съедобных и несъедобных грибах;
активизировать словарь детей по теме « Грибы» (мухомор, подосиновик, подберёзовик, белый гриб);
совершенствовать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, внимание и творчество.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, стремление помогать другим в трудных ситуациях.
Предварительная работа: целевые прогулки в лес, разучивание стихов об осени, чтение произведений художественной литературы.
Оборудование : музыкальная игрушка ёжик, муляжи мухомора, подосиновика, подберёзовика и лисички, сухие листочки и травинки; доски для лепки, стеки, пластилин разных цветов по количеству детей.
Дети входят в студию изобразительной деятельности, где заранее всё оформлено в виде осеннего леса.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить прогулку по сказочному осеннему лесу. А вы когда-нибудь гуляли в настоящем осеннем лесу? (Ответы детей.)
Что можно увидеть в лесу осенью? (Ответы.)
А вот, что происходит в нашем сказочном осеннем лесу. Повторяйте все движения за мной:
Ветер дует не спеша (дети дуют ) Тихо листьями шурша (говорят звук [ш]) Где листок к листку прилип (хлопают) Появился чудо-гриб (поднимают руки вверх) Кто нашёл его друзья? (пожимают плечами ) Из-за пенёчка воспитатель достаёт игрушечного ёжика и озвучивает его: «Ну конечно, - это я!» (Далее воспитатель говорит за ёжика, несколько изменяя тембр голоса).
Ёжик наш пыхтит: «фу-фу! Я грибы, друзья, люблю И вот этот вот грибок Положу я в кузовок» (берёт мухомор и кладёт в кузовок)
Дети замечают, что этот гриб нельзя кушать, а если не замечают, то воспитатель сам спрашивает у них, как этот гриб называется, можно ли его кушать и почему.
Ёжик жалуется детям, что в лесу он нашёл всего несколько грибочков, а дома его ждут малыши ежата и надеются на то, что он принесёт им много грибов.
Воспитатель ставит перед детьми проблемный вопрос: как помочь ёжику? Дети сами предлагают варианты помощи (поискать грибы вместе, сделать их из пластилина и др.). Все варианты решения проблемы обязательно нужно попробовать осуществить на практике. Для этого воспитатель просит ёжика показать все собранные им грибы. Далее все вместе внимательно рассматривают их и называют, определяют съедобные они или нет. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все собранные ёжиком грибы состоят из двух частей: ножки и шляпки.
Дети ищут грибы и, не найдя ничего подходящего, решают сделать их самостоятельно из пластилина. Затем, вместе с ёжиком проходят к столам и, после соответствующего показа воспитателем необходимых приёмов работы с пластилином, самостоятельно выбирают подходящий цвет пластилина и приступают к работе. Чтобы грибочки выглядели, как только что собранные, детям предлагается украсить их сухими листочками, сосновыми иголками и травинками.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
С кузавочком ёж стоит.
К ёжику мы подойдём
И грибы преподнесём.
Ёжик внимательно рассматривает все грибочки, интересуется, нет ли среди них ядовитых, спрашивает у каждого, какой грибок он делал, отмечает, какие разные и красивые грибочки у всех получились. Затем дети складывают все свои поделки ёжику в кузовок, а он благодарит их, прощается и уходит.
Воспитатель ещё раз вспоминает с детьми, что нового они сегодня узнали на занятии, отмечает положительные моменты в работе каждого ребёнка и благодарит всех за старание.
Конспект НОД во 2-ой младшей группе на тему: Овощи
Цель : формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.
Задачи:
Дать элементарные представления об овощах; цвете овощей;
Закрепить знания о месте произрастания;
Развивать чувство коллективизма;
Закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму;
Формировать умение наклеивать готовые формы овощей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций овощей;
Чтение сказки «Пых», стихов об овощах;
Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Материалы : картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи»; заготовки для аппликации (банки, огурцы, помидоры), клей, салфетки.
Ход занятия
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть. Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде?
Дети перечисляют (помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка)
Воспитатель : правильно, одним словом это овощи. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.
Воспитатель : Наша физкультминутка называется «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
А сейчас давайте разложим картинки с овощами и посмотрим, какой огород у нас получился (дети называют овощи на картинках).
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Дети (лук)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Дети (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Дети (капуста)
Воспитатель : молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?
Игра называется «Собираем урожай»
На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну вазу, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее. (звучит веселая мелодия)
Воспитатель : молодцы ребята все правильно разложили! А вы хотите, чтобы наши овощи сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Садитесь скорее за столы и заполняйте банки овощами. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать?
Дети (помидоры и огурцы)
А какой помидор? (круглый, сочный, красный)
А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий)
В конце дети рассматривают свои работы. Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
Марычева Анна Дмитриевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад № 156"
Населённый пункт:
город Иваново
Наименование материала:
Конспект занятия
Тема:
Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы"
Дата публикации:
07.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы".
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах,
особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы;
расширить и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,
отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.
Оборудование и средства: игрушка – ворона; картинки с грибами, картинка- схема гриба,
осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Осенний лес»,
магнитофон
Словарная работа:
грибница, грибники
Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок,
пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок
о грибах, беседа о дарах
леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.
Ход занятий:
1. Орг.момент (дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела (показывает ворону). Вы
ее узнали?
Дети: Да, это Ворона!
Воспитатель : Умную Ворону из леса прислал ежик, он передал вам, ребята, вот это
письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок? Узнали?
Дети : Да, с клена, это кленовый лист!
Воспитатель : Молодцы, правильно! Ворона говорит, что Ежик собирает припасы на им
зиму. Но он переживает, что зима будет длинная и снежная, и собранных запасов ему
может не хватить. Поэтому, он просит вас, ребята, ему помочь.
Давайте посмотрим, что же на листочке написано. Ежик загадал нам загадку. Когда мы ее
отгадаем, то узнаем, что он любит больше всего собирать в лесу? (загадка на кленовом
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы-
Нет под шляпкой головы? (Гриб).
Воспитатель : Правильно, молодцы! Ворона говорит, что совсем ничего не знает про
грибы. Давайте, ребята, расскажем ей о грибах и поможем Ежику собрать припасы на
2 часть(основная)
Воспитатель : Грибы- это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов
(вывешивается на доску схема гриба).Что есть у грибов?(дети отвечают, что есть
ножка и шляпка). Правильно, ножка, шляпка, а так же есть часть, которую мы с вами не
видим глазами, и находится она под землей - это корни-ниточки, которые называются
грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.
Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Настоящие грибники
берегут лес и никогда не дергают грибы из земли с корнем, так можно повредить
грибницу, тогда не вырастут на этот месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно
срезать ножом.
Скажите пожалуйста, а где растут грибы? (ответы детей)
Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве,
и даже на старых пнях.
А какие бывают грибы?(ответы детей, съедобные и несъедобные, ядовитые)
Какие грибы называют съедобными?(те, которые можно кушать: варить, жарить,
- Какие грибы называют несъедобными?( ядовитые, те которые кушать нельзя)
Давайте ребята покажем вороне грибы, расскажем о них и назовем съедобные и
несъедобные грибы. Для этого нам с вами нужно отгадать загадки.
Воспитатель:
Загадка 1.
Крепкий, плотный очень статный,
В шляпке бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов
Настоящий царь грибов (белый гриб)
(изображение белого грибы вывешивается на магнитную доску)
Белый гриб или боровик растет в сосновом и еловом лесу, шляпка у него мясистая,
упругая, коричневая. Ножка толстая, белая.
Загадка 2.
Под березой старичок,
на нем бурый колпачок,
и пиджак с пестринкой, а
сапожки с глинкой (подберезовик)
(изображение вывешивается на магнитную доску)
Загадка 3.
Я в красной шапочке расту
среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я...(подосиновик) (изображение вывешивается на магнитную доску)
У подосиновика и подберезовика длинная ножка и шляпка коричневого или красноватого
цвета. (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся)
3.Динамическая пауза (физкультминутка)
А сейчас ребятки, вставайте, подходите ко мне, беритесь за руки, и пойдем мы по
извилистой дорожке в лес и посмотрим какие еще грибы нам встретятся. (звучит
аудиозапись "Осенний лес"):
Мы идем в осенний лес,
А в лесу полно чудес
Дождь вчера в лесу прошел(встряхиваем кистями)
Это очень хорошо(хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать(приставляем ладонь ко лбу)
и в корзину собирать(приседаем и собираем грибы)
Вот сидят маслята(показываем рукой вправо)
На пеньке опята (показываем рукой влево)
Ну а ты, мухомор,(грозят пальцем)
Украшай осенний бор! (после дети возвращаются на свои места)
Вот нам с вами в лесу встретились и опята, и маслята. Давайте вернемся на свои места и
посмотрим, какие же еще грибы растут в лесу.
Загадка 4.
В мягкой травке на опушке
всюду рыженькие ушки
Золотистые сестрички
Называются (лисички) (изображение вывешивается на магнитную доску)
Загадка 5.
Нет грибов дружней,
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята) (изображение вывешивается на магнитную доску)
Растут опята большими семьями на пеньках
Загадка 6.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый как петрушка,
Ядовитый...(Мухомор)
Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке,
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
Воспитатель : Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он
превратиться в блюдечко. Пройдет дождь, и в блюдечке останется вода, не простая-
ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.
А какой еще ядовитый гриб вы знаете?(ответы детей, бледная поганка)
Средь лесов, полей, болот
Ядовитый гриб растет
В бледной шляпке, с тонкой ножкой
Класть нельзя его в лукошко
Гриб опасный, гриб обманка
Это Бледная поганка.
(у этого гриба тонкая ножка, и бледно-серая шляпка, запах у нее неприятный)
Воспитатель : Молодцы, ребята, все грибы вы знаете. А давайте теперь, те грибы, которые
съедобные, отметим зелеными кружочками, а те, которые несъедобные, отметим красными
кружочками, так как красный цвет - сигнал опасности, чтобы видно было сразу, где нас с
вами поджидает опасность(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют
соответствующие кружочки на изображения грибов).
Теперь вы ребята и наша гостья знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. И
можем помочь Ежику собрать припасы на зиму. Для этого я приглашаю вас к столу, мы в
вами соберем "Корзину грибов для ежика"(дети подходят к столу)
Только сначала расскажем Умной Вороне о правилах сбора грибов:
1. Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если вы заметили ядовитый гриб, не
срывайте его, не срезайте ножом. не сбивайте палкой. Лучше обойдите стороной. Кстати,
некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и
2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте
незнакомые грибы
3. Не кладите в корзину червивые и старые грибы(в них образуются ядовитые вещества,
этими грибами можно отравиться.
4. Никогда не собирайте грибы в городских скверах, в парках, близ дорог(грибы как губки
вписывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве, содержатся в
5. Для того, чтобы на следующий год на этом месте опять выросли грибы, грибы нужно не
рвать, а аккуратно срезать ножом.
Покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками
(пальчиковая гимнастика)
Топ-топ пять шагов (дети указательными и средними пальцами "идут" по столу)
В туесочке пять грибов(показывают растопыренные пальчики)
Мухомор красный-гриб опасный А второй лисичка- рыжая сестричка
Третий гриб -волнушка розовое ушко.
А четвертый гриб-сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело. (на каждое название гриба загибают по очереди
пальцы на обеих руках, начиная с больших)
Выполнение коллективной аппликации по теме "Грибы" в обрывной технике.
Воспитатель : Вот и готова наша корзина с грибами для ежика. Давайте ребята попросим
Умную ворону, передать для него эту корзину. Ворона говорит, что Ежик будет очень рад,
а нам с вами Ворона говорит спасибо, что теперь она знает много о грибах.
Итог:
Вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам
занятие? О чем мы сегодня с вами узнали? (ответы детей)
Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.
Ход:
1. Огр.момент:
Ребята, вы знаете, что наша земля на которой мы живем, круглая. Земля вращается вокруг солнца и поэтому времена года имеют свою последовательность. После зимы наступает весна, затем лето, осень.
Проводится игра «Круглый год» Дети стоят в кругу, по очереди отхлопывают названия времен года соблюдая последовательность.
2. Сообщение темы:
Сегодня мы с вами отправляемся в лес.
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй лес дремучий, полный сказок и чудес…
Встречает Лесовичок с лукошком грибов и ягод.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
3. «Кто где растет»
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой под березкой? А вот в густой траве выросли лисички - рыжие лисички. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.
4. Пальчиковая гимнастика «За грибами»
Топ-топ. Пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
5. «Загадки-отгадки»
На фланелеграф Лесовичок расставляет картинки грибов.
Слушайте мои загадки и называйте скорее отгадки.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются... (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы... (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)
6. Физминутка «По малину»
А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)
7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте.
Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот. (Черника)
Мы нагнёмся до земли, Чтоб наполнить кузовки.
Стебельки раздвигаем - Огоньки собираем. (Земляника)
Я красна и кисла, На болоте росла.
Дозревала под снежком, Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) .
8. Итог. Обобщение.
Вот и подошло наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок. Здесь много ягод и грибов собрали мы. Приходите еще в гости в лес. Но запомните простые правила сбора ягод и грибов.
Не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
Срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
Не вырывать кустики ягод.
Собирать только знакомые ягоды и грибы.
До свидания, ребята.
Тема недели «Осень в лесу. Грибы».
Тема НОД: «Сбор грибов».
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы», «Безопасность».
Материалы и оборудование: муляжи, предметные картинки с
изображением грибов, загадки.
Программное содержание:
Закрепить представления детей о грибах. «Познание».
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание».
Активизировать словарь по теме. «Коммуникация».
Составить правила сбора грибов. «Коммуникация».
Научить различать съедобные и несъедобные грибы. «Безопасность».
Продолжать учить детей отгадывать загадки. «Чтение
художественной литературы».
Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы. (Гриб).
Мы сегодня будем поговорить о грибах. Их на свете очень много. 100 тысяч видов. Какие грибы вы знаете?
Беседа о грибах.
Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут. Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут?
Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка - губчатый, у молодого гриба - белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый.
Давайте вместе составим рассказ о белом грибе по плану: как выглядит, где растёт, каков на вкус. (Дети по наводящим вопросам описывают белый гриб.)
Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы; бледная поганка и мухомор. Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Шляпка у нее в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну а мухомор вы ни с чем не спутаете; шляпка у него... (ярко-красная с белыми крапинками), на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. Мухомор - гриб не такой простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей - лекарство.
Что общего между мухомором и бледной поганкой?
Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?
А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А вот грибница - живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живёт до 100 лет. А теперь решите логическую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу не годится - пусть им лесные жители побалуются.)
Загадывание загадок.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Глубоко был спрятан он.
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (Боровик)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые... (Лисички).
Не спорю - не белый, Нет грибов дружнее, чем эти -
Я, братцы, попроще. Знают взрослые и дети, -
Расту я обычно На пеньках растут в лесу,
В березовой роще. Как веснушки на носу.
(Подберезовик) Эти дружные ребята
Называются... (Опята)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я... (Подосиновик)
О чем были загадки?
Подвижная игра «За грибами».
Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе).
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали (скачут вприсядку, изображая белочек),
Рыжики искали.
Лисичка бежала (бегут),
Лисички собирала.
Скакали зайчатки (скачут стоя),
Искали опятки.
Медведь проходил (идут, изображая медведя),
Мухомор раздавил.
Словесная игра.
Скажите со словом «грибной»: дождь (грибной дождь), начинка, пирог, место, суп, запахи, ножка, шляпка, корни,
Что такое грибной дождь?
Какие места называют грибными?
Как называются корни грибов?
Кто наносит вред грибам?
Музыкальная игра «Медведь».
Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды я рву,
А медведь не спит,
Все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!
По окончании песни «медведь» вскакивает и догоняет разбегающихся ребят. Кого он первым поймает, тот становится новым «медведем», игра повторяется.
Составление правил сбора грибов.
А теперь давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка, и только со взрослыми. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и посылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями.
Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.
Дидактическая игра «Какой гриб».
Дети подбирают слова определения к слову «гриб».
Подведение итогов.
О чем мы сегодня говорили?
Что вы узнали о грибах?
Назовите грибы с коричневыми шляпками, с красными, с оранжевыми и желтыми.
Конспект НОД в старшей группе «Грибы»
Цели : НОД направлена на любознательности и активности старших дошкольников, на закрепление представлений о съедобных и несъедобных грибах, на з акрепление умения детей аккуратно вырезать из бумаги нужные им формы и склеивать их в целое, создавая образ желаемого предмета, а также на воспитание экологической культуры.
Задачи : расширить и активизировать словарь по теме, развивать связную речь , зрительное внимание, мышление, развивать мелкую и общую моторику + математическое развитие : закреплять знания детей в счете.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная.
Содержание деятельности:
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
- Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много на занятии! Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь ему широкой-преширокой улыбкой! А теперь повернитесь к другому соседу и улыбнитесь ему, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души! А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, чтобы у всех нас с вами было весь день хорошее настроение!
Итак, закроем глазки и произнесем волшебное заклинание:
Листик, листик, ты лети
В лес осенний приведи!
Открывайте глаза. Посмотрите кругом, куда мы попали с вами (в осенний лес) . Как красиво кругом! Сколько здесь разноцветных деревьев, ягод и грибов!!! А вы знаете, какие грибы растут в лесу, как они называются? (Игра «Отгадай гриб»)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это – белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу – кружево-узор.
Это – красный... (мухомор)
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это – бледная... (поганка)
Воспитатель:
Ребята, какие вы молодцы! Все загадки отгадали! Посмотрите, перед вами лежат разные виды грибов. Разделите их на съедобные и ядовитые.
Сосчитайте, сколько съедобных, а сколько ядовитых.
Каких грибов больше, съедобных или ядовитых?
Что может произойти с человеком, если он съест несъедобный гриб ?
А теперь давайте немного разомнемся! (физкультминутка)
Утром дети в лес пошли и в лесу грибы нашли .
Наклонялись, собирали, по дороге растеряли.
Раз грибок , два грибок , вот и полон кузовок.
Воспитатель:
А теперь садитесь пожалуйста на свои места и я расскажу вам немного о том, как же устроены грибы. Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На магнитную доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
А теперь давайте немного поиграем: (игра «Разложи грибы на съедобные и несъедобные»)
Ребята, теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Давайте теперь сядем на стульчики и каждый вырежет из цветной бумаги тот гриб, который ему больше всех нравится, и подарим их все Колючему Ежу! ( Дети садятся за столы и вырезают из заготовок (прямоугольников разных цветов) ножку и шляпку гриба, склеивают их вместе и приклеивают на подготовленный воспитателем затонированный лист ватмана свои грибочки).
А теперь вставайте, пойдем Ёжика искать!
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик:
Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели. А это что у вас в руках? (дети отвечают)
Ой, спасибо вам большое!!! Я так люблю грибы!!!
Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? (Ответы детей).