Нод удивительный мир природы средняя группа. Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края
Наталья Асанова
Конспект занятия «Мы-друзья природы!» (средняя группа)
«Мы - друзья природы !»
Цель :
Воспитывать бережное отношение к природе .
Задачи :
Образовательные :
Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания , о птицах, о деревьях.
Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц.
Выявить качество и свойство дерева с помощью опытно – экспериментальной деятельностью.
Развивающие :
Развивать мыслительные операции : сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные :
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Методические приемы : художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение с использованием ИКТ.
Материал : мультимедиа показ деревьев, животных, птиц. Лучики из бумаги, солнышко, запись «Голоса леса» .
Предварительная работа :
Комплекс занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Лес» ; Заучивание стихов, пословиц об осени;
Оформление для дидактической игры «Кто, где живет» .
Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия» .
Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.
Беседы о мусоре : откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
2.- Ребята, мне сегодня утром, почтальон принес письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
- Тогда слушайте : Слайд 2. (Лесовичок)
“Дорогие ребята, я, Лесовик-хозяин леса. Жил с друзьями в лесу. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки , пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые ручьи, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если Вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу! ”
Ну что ребята, поможем Лесовичку?
Вы дружные? Вы смелые?
В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд» .) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!
Дети. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом) .
-Застучали колеса : Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота) . Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди.
Выходим из вагонов! Ребята вот мы с вами в лес пришли!
Слайд 3.(Полянка)
Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пение птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.
1задание.
Послушайте первое задание. Слайд 4. (Осень)
Ребята! Какое сейчас время года? (Осень)
Ребята, назовите периоды осени (Ранний, золотой, поздний) .
А сейчас какой период? (Поздний) .
Молодцы! Справились с 1 заданием.
Появляется первый лучик в лесу.
2 задание.
В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (Дерево - самое большое растение.)
Назовите его части. (Корни, ствол, ветки и листья.)
Как вы думаете, дерево живое? (Да.)
Почему? (Оно растет, дышит, питается.)
Ребята, бывает, так, что и деревья болеют, тогда их Лесовичок спиливает.
Рассмотрите спил дерева. Опишите на ощупь спил дерева. (Шероховатый.)
Расскажите о свойствах дерева. (Дерево твердое.)
Ребята, как можно определить, сколько лет дереву? (Правильно, на срезе дерева, мы видим кольца, каждое кольцо – один год жизни дерева.)
Давным-давно по деревьям определяли, какая будет погода. Вот и сейчас ребята вас познакомят с приметами с помощью деревьев.
Береза желтеет снизу – зима будет поздней. Слайд 5 (Береза) - Настя
На рябине много ягод – к морозу. Слайд 6 (Рябина) -Анисия
Если осенью ива покрывается инеем, надо ждать долгой зимы.
Слайд 7 (Ива) -Ксюша
Много шишек на соснах - к холодной зиме. Слайд 8 (Сосна) - Маша
Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? (Не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу) . Слайд 10.(Правило)
Мы выполнили второе задание. Появляется второй лучик.
3 задание.
Ребята, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные) .
Слайд 13.(Животные)
Почему их называют дикими?
Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей.
Слайд 14. (Медведь)
«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу, ищет мед и малину». (Медведь.) - Илья
Слайд15.(Белка)
«Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.) -Аня
Слайд 16.(Ежик)
«Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков» . - Полина
Слайд 17. (Волк)
«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) - Дима
Слайд 18.(Заяц)
У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется год кустом. Любит грызть морковку и капусту. - Егор
Слайд 19. (Лиса)
«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.) - Вероника
Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.
Ребята, какое правила надо соблюдать по отношению к диким животным? Слайд 20. (Правило)
Появляется 3 лучик.
Физкультминутка.
4задание.
Скажите, как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные) . Слайд21. (Перелетные птицы)
Назовите основные причины, по которым птицы улетают? (Отсутствие еды и холод) .
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелетов. Таких птиц называют? (Зимующие) .
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет?. (воробей) . Слайд 22. (Воробей)
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона- Зовут ее. (ворона) . Слайд 23. (Ворона)
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени. (синичка) . Слайд 24. (Синичка)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее. (сорока) . Слайд 25.(Сорока)
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри -
Там расселись. (снегири) . Слайд26. (Снегирь)
Ребята, какое правило надо соблюдать, увидев птиц в лесу?
Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые зимуют у нас в селе? (Подкармливать)
Я предлагаю, приготовить корм для птиц. Проходите к столу. Вы видите, что у каждого из вас по две тарелочки. В одной тесто, в другой зернышки. Ребята, возьмите комочек теста в руки. И круговыми движениями рук приминаем края теста. Стараемся расплющить по всей тарелочки. Затем, тесто нужно положить в тарелочку. И на одну сторону насыпать зернышки. Постараться распределить равномерно зернышки по тесту. Вдавливая зернышки в тесто. Потом перевернуть тесто на другую сторону и опять насыпать зернышки на тесто и вдавить зернышки, чтобы они не выпали.
Слайд 27. (Правило)
Молодцы!
Появляется 4 лучик.
5 задание.
Слайд 28. (Правила)
Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор на нашей полянке остался. Давайте соберем мусор в мешок, чтобы у нас было чисто.
Полянку мы в порядок привели и справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.
5 лучиков и появилось Солнышко
Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.
Воспитатель :
Мы юные защитники природы , мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.
Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились.
Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что мы делали в лесу? Помогли Лесовику очистить лес. Мы помогли Лесовику, за это он нас угостил сладостями. Спасибо!
Конспект занятия в средней группе «Бережем природу».
Задачи:
Образовательные:
1. Приобщать детей к основам экологического воспитания.
2. Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
3. Продолжать расширять знания о защите окружающей природы.
4. Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду.
Развивающие:
Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней;
Оборудование: сотовый телефон, магнитная доска, магниты. Картинки (завод, автомобиль, цветы, деревья, трубы с очистными устройствами). Мусор (фантики, бутылки), корзинка, экологические знаки. Макеты деревьев, животных, птиц. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательный поход на лесную полянку.
Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Мы с вами пойдем по лесной тропинке, прямо на волшебную поляну. Все готовы?
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь дорогу.
Дети идут под веселую музыку, слышны звуки леса, птичьи голоса. (Звучит фонограмма 1.)
Воспитатель: Вот мы и попали в лес.
Но вдруг ситуация меняется.
Воспитатель - Ребята вы заметили, как здесь тихо, грустно, невесело, птицы не поют, деревья не шумят. (На поляне лежит куча мусора).
Приходит смс-сообщение: «В лесу появился нарушитель тишины, возмутитель спокойствия рек и озер, разоритель птичьих гнезд - ХУЛИГАН. Помогите, помогите»
Воспитатель: Ребята, в сообщении, написано про хулигана, наверное, это он намусорил. Давайте очистим лес от этого мусора. А что для этого нужно сделать? (Ребята собирают мусор в пакет, чтобы отнести в мусорный бак.)
(Входит хулиган с рогаткой в руках.)
Хулиган: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Здравствуй, скажи, пожалуйста, это не ты тут так намусорил, и как тебя зовут?
Хулиган: Зовут меня Петя. Я не понял, почему так чисто стало в лесу?
Дети. Потому что мы навели в лесу порядок.
Воспитатель: Сейчас наши маленькие лесники объяснят тебе, как вести себе в лесу.(Проводится игра лесник с экологическими знаками, где дети - лесники.)
Хулиган, ты знаешь, что лес - это дом многих животных и птиц. А в чужом доме неприлично мусорить и громко кричать. Запомни это!
Хулиган Петя: Хорошо, я запомню.
Воспитатель: Ты лучше посмотри, как можно в лесу отдохнуть с пользой для здоровья.
Физкультминутка:
1. Все мы по лесу шагаем
Руки выше поднимаем,
Ноги ставим широко,
Дышим ровно глубоко.
2. Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем,
Руки за спину кладем,
И вразвалочку идем.
3. Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем,
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
4. Вдруг мы видим у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем,
И в гнездо его кладем.
Хулиган: Ой, подумаешь зарядка, вот у меня для вас, ребята, есть сюрприз (достает из рюкзака черный конверт). Я вам покажу, как я отдыхаю. Посмотрите мои фотографии. (В конверте картинки леса после пожара.)
- Это я костер жег (фото 1-3), это я ветки ломал для костра. (Фото 4.)
Воспитатель - Ну, какой же это сюрприз. Наши дети так себя в лесу не ведут. Вот у меня сюрприз. Воспитатель достает из корзинки картинки о защите окружающей среды.
Воспитатель — Ребята, а теперь давайте подумаем, что же сделать, чтобы сберечь природу и лес?
Дети. Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства.(На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка.)
Воспитатель. Правильно дети. Деревья - это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
Хулиган Петя: Спасибо вам ребята, я вам даю честное слово, что не буду больше хулиганить, буду беречь лес.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось? Как мы помогли лесу? Что нельзя делать в лесу?
Дети (ответы детей).
Воспитатель: А за то, что вы сегодня очистили лес от мусора и помогли хулигану Пете стать заботливым мальчиком, он дарит вам медальки «юный эколог». Ну что, нам пора возвращаться в детский сад! (звучит фонограмма 2).
Перспективное планирование
по ознакомлению детей с миром природы
«Ребенок открывает мир природы»
на 2013-2014 уч. год.
Средняя группа №3
Яковлева А. В.
МБДОУ д\с «Ласточка»
Месяц | Тема; Цель занятия | опыты | Игры | Целевые прогулки | Беседы | Чтение | Досуги, развлечения | Работа с родителями |
Сентябрь | 1.«составление описательных рассказов об овощах и фруктах » Задачи: обучать навыкам составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности. Уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах. 2.«Беседа о насекомых» Задачи: закреплять представления о насекомых, развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. 3.К ребятам приходит айболит. Задачи: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его полезной пищей-овощами и фруктами. 4.Что бывает на растениях после цветов. Цель: Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются | 1.Солнце высушивает предметы. 2.Солнце прогревает предметы. 3.Почему песок хорошо сыплется 4. Танец горошин. 5.Что любят растения 6.Где живут зернышки 7. Умный нос 8.Друзья 9.Поиск воздуха. | Д/И «Найди самый красивый листок» «Овощи» Игровые упражнения: 1.Почтальон принес посылку 2.Собери урожай. Подвижные игры: 1.Листопад,. «Огуречик. 2.огуречик» | Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья | «Почему осень называют золотой» «Куда и почему улетают птицы» «Что нам дарит осень» «Что бы ты увидел; сидя на облаке» «Маленькие, но многочисленные обитатели планеты» «Сентябрь» | В.Бианки «Паучок-пилот» Г.Глушев «Стихи о насекомых» А.Майков «Пейзаж» Э.Машковская «Осень» М.Михайлов «Лесные хормы» Н.Трутнева «Улетай, наше лето!» Э. Успенский «Как растили капусту» Г. Цыферков «Лягушонок искал папу» | Игровая ситуация: 1.Приготовление винегрета 2.Герои сказки Джанни Родари рассказывает об овощахи фруктах 3.Карлсон выращивает овес на крыше. | Беседа с родителями «что рассказать ребенку об овощах и фруктах» |
Октябрь | 1.Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин) Задачи: учить сравнивать листья используя предметно-манипулятивный метод. Закреплять умение пользоваться моделями 2.Наблюдение за рыбкой задачи: закреплять знания об аквариумных рыбках, развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающим нас объектами. 3.В каких условиях живут рыбки Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в воде, вода комнатной температуры, для существования нужен корм, свет. 4.Комплексное занятие «Что растет в лесу» Задачи: дать детям первоначальные знания о лесе, в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно. | 1.выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. 2.Полить землю из лейки (впитывает влагу) 3.Посадим дерево 4.Секрет сосновой шишки 5.необычные кораблики 6.как замесить тесто 7.Веселая полоска. | П/И «Кто скорее соберет» «К дереву беги» «Найди листок, как на дереве» «Вейся венок» С/И «Рыбки живые и игрушечные» | «Люблю я пышное природы увяданье» | «Почему деревья осенью раздеваются» «Что ты видел по дороге в детский сад» «Где рыбке лучше живется» «Октябрь» «Уход за рыбками» «Осень-это хорошо или плохо» «Осень» | Благина Е. «Улетают, улетели» «Осень» Э. Машковская «Дело к зиме» Майков «Осень» А.Блок. «Зайчик» К. Ушинский «Бишко» | Игровая ситуация: Карлсон выращивает овес Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями | Конкурс подделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки» |
Ноябрь | 1.Как поливать растение Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растением. 2.Как зимуют дикие звери. Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях. 3.знакомство с коровой, козой, свиньей задачи: познакомить детей с домашними животными уточнить чем животных кормят, как за ними ухаживают. 4.В гостях у курочки Рябы задачи: познакомить детей с овыми домашними животными –овцой и лошадью. | 1.по выявлению потребности растений во влаге 2.ветер 3.где прячутся детки 4. Мыло- фокусник 5.Мой веселый, звонкий мяч 6. Вкусовые зоны языка 7. Умывальников начальник. | Игра «Что сажают в огороде» П/и «Совушка», «Бездомный заяц» игровые упражнения-«Раньше -позже» «Подскажи словечко» | «Хмурая, дождливая осень наступила» | Беседа: Что ты видел по дороге в детский сад «почему звери меняют шубки» «как медведь готовится к зиме» «Нужно ли человеку готовится к зиме» «в заколдованном лесу» «Что нам осень принесла» | Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» «Лесные шорохи» «Пороша» Н.Некрасов «Заунывный ветер»,Е. Благина «Огонек», И.Михайлова «Как обидно» А,Пушкин «Унылая пора» Л. Толстой «Волк», В. Зотов «Лесная мозайка» | Игровая ситуация: Айболит рассматривает комнатные растения, посещение картинной галереи | Изготовление и выставка Кормушек для птиц |
Декабрь | 1. Беседа как живут растения зимой. Задачи: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе. 2.Рассматривание и сравнение воробья и вороны. Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой об их внешнем виде, питании. 3.Комплексное занятие «Елочка» задачи: уточнять представления детей о бумаге, упражнять детей в аппликации –умение составлять и склеивать предмет из частей. 4.знакомство с кошкой и собакой задачи: уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных. | 1. Выявление потребности в свете 2. Окрашивание воды 3.Какие цветы сохраняются дольше 4.Узнай все о себе; шарик. 5.Потеря воды во время дыхания 6.Черное и белое 7.Тайный похититель варенья 8.вода прозрачная | П/И «Зайка беленький сидит» «Бег в дом какой назову» сюжетная игра: Сравнение игрушечной елки с настоящей елью Д/И «Знаешь ли ты» | «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» | «как помочь птицам зимой» «О чем грустит растение» «Почему люди зимой не мерзнут» «С кем дружит ель» «как животные живут зимой» | Я. Аким «Первый снег» Е.Трунтева «Первый снег», «Елка» Г. Скребицкий «Четыре художника» «Воробей», «Ворона» Зверев «Воробьиное бюро погоды» В.Зотов «Ворона» , «снегирь» «Заяц беляк», «Воробей» «Сорока» Э.Успенский «Проказы старухи зимы» В.Калинина «Про снежный колобок» В.Чарушин «Что за зверь» Л.Ларская «Зима» Н.Рубцов «Ворона», «покормите птиц зимой» | Игровая ситуация: «Вини пух пришел к обеду» | Украсим группу к празднику |
Январь | 1.Диагностика по разделу «природный мир» Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года используя модели. 2.Кому нужна вода. Задачи: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения. | «Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Хитрые семена» «На чем полетят человечки» «Значения расположения ушей» «подводная лошадка из винограда» «Волшебные зеркала или 1,3,5» | Подвижная игра «Поймай хвост», Игра «Найди пару» «Опиши мы отгадаем» | «Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает» | «Где найти медведя зимой» «Зачем белке пушистый хвост» «Холодно ли птицам зимой» «Живые ли деревья зимой» «Если дома живет птичка» | И. Сушков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна» «Жалобы зайки» К.Бальмонт «снежинка» С,Маршак «Январь», М. Садовский А.Крылов «Белка» «Как лиса зимует» В.Покровский «Волк», «Медведь» В.Берестов «Гололедица» В.Кондратьев «Метель» В.Степанов «Большая пурга». М. Пришвин «Ночевка зайца»В.Бианки «Снежная книга; | Игровая ситуация «Огород на окне» | Конкурс «Лучшая постройка из снега» |
Февраль | 1.«Как узнать растение» Задачи: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений. 2.Беседа о домашних животных Задачи: формировать понятие домашние животные, воспитывать интерес к наблюдениям о домашних животных. 3.Путешествие по зимнему лесу Задачи: Продолжать знакомить детей с лесом, формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время. 4.Посещение зоопарка Задачи: формировать представление о диких экзотических животных. | «Где вода», «Необычное рисование» «Волшебная рукавичка» «Дерево умеет плавать» «Отгадай на вкус» «В мире стекла» «Исследование природы с помощью органов чувств» | Подв.игра «Мыши водят хоровод» «Снег кружится» «Бабочка и воробьи» Игра: «Опиши, я отгадаю» «Чудесный мешочек» | Прогулка по территории детского сада | «Что будет, если не убирать снег зимой» «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет» «Где раньше начинает таять снег в лесу или в огороде» «Мой домашний питомец» «какие растения называют кустарниками» «Зима» | С. Маршак «Февраль» В. Бианки «Дотерпят ли» Н.Павлова «Белые шубки»; К.Ушинский «Лошадка»; Е. Клокова «Мой конь» А.Александровна «Новый знакомый»; В.Степанов «Большая пурга»; В. Кондратьев «Метель» Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным» | Игровая ситуация «Чиполино выращивает лук» «Кот Матроскин обзаводится хозяйством» | акция: «огород на подоконнике» |
Март | 1. Посадка гороха в центе природы Задачи: формировать знание детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса. 2.Жизнь диких зверей весной. Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей. 3.Где обедал воробей. Задачи: познакомить детей с произведением С. Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка. 4.Комплексное занятие советы Айболита Задачи: формировать представления о том что в весеннее время особенно полезны витамины. | 1.Играем красками 2. Водяные весы 3.Стеклянный город 4.Угадайка 5.Угадай по запаху 6.Вода бывает теплой, холодной, горячей | подв. игра «Веснянка» игра «Расскажи без слов» | «И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи» | «Кто просыпается весной» «Чему учит мама своих малышей» «Что ты видел необычного по дороге в детский сад» «Вода помощница» «Ранняя весна» | С. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей» Г. Скребицкий «На лесной полянке» Н. Сладков «Весенние радости»; В. Альферов «Март» В.Зотов «Заяц беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С. Асаков «Гнездо» | Экологическое кафе «Медуница» | Уборка участка после зимы, Беседа: «Как мы перезимовали зиму» |
Апрель | 1.Составление описательных рассказов о комнатных Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательностипо плану. 2.Птицы Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков. 3. Знакомимся с деревянными игрушками Задачи: продолжать знакомить детей с предметами изготовленными из дерева, разнообразными деревянными предметами. 4.Весна в лесу Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. | «Волшебный материал», «Реактивный кораблик», Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него» «Язычок помощник»; «Почему все звучит» «Делаем облако» «Чудесные спички» | П/И «Воробушки и автомобиль» Д/И «Кто как поет» «Третьий лишний» Игра: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок» | «Весенняя мозайка» | «Кто весной возращается домой» «Почему весной бывают наводнения» «О чем рассказал корень» «Опасный лед» «Крылатые помощники» | Л. Аким «Апрель», В. Бианки «Последняя льдика» Н. Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся» К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладков «Птицы» | словарная игра «Повторяем друг за другом» | На улицах и дорогах (консультация) |
Май | 1. Рисуем животных Задача: Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках. 2.Прогулка к пруду Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками, рыбками. 3. Диагностика по разделу «Мир природы» | «Соревнование» «Радуга» «Естественная лупа» «Рукам своим не верю» | Подвижная игра: «Два гуся» Д/И «Что изменилось» | «Красив, зимою и весною волшебный, добрый, дом лесной» | «Времена года», «Правила друзей леса» «Дома появились малыши» «Что изменилось в жизни человека с приходом весны» «Что хорошего и что плохого бывает весной» Уход за комнатными растениями. | Н. Павлова сказки «Находка» «под кустом» «Подножная травка» Г. Серебрицкий «Счастливый жучок» В. Степанов «Летающий цветок». М. Пришвин «Золотой луг» Е. Серова «Ландыш», «Фиалки» В. Зотов «Береза», «Дуб» «Божья коровка», «Одуванчик» «Кузнечик» «Майский жук» Е. Чарушин «Воробей» В. Бианки «Первая охота» | «Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами» «Прогулка в лес» «Тайна лесной поляны» | Ядовитые растения нашего края (консультация) |
Задачи:
1 квартал
(сентябрь-ноябрь)
Экологическое воспитание: Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона; основные осенние явления (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)
Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.
Различие и называние комнатных растений, деревьев кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду(листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.
Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.
Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.
Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.
Уточнение представлений о домашних животных (кролик, утка), диких зверях (белка. еж) о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.
Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.
2 квартал
(декабрь – февраль)
Экологическое воспитание: расширение представлений о явлениях не живой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, пруды, метут метели; день короче ночи; небо серое). Установление связей между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; времена года – состояния растений; времена года – одежда человека).
Различие хвойных и лиственных деревьев.
Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь); пища, способы добывания ее зимой; условия жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).Установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Расширение представление о многообразии птиц.
Закрепление умения узнавать, называть и сравнивать комнатные растения(поверхность листьев, их количество, расположение)
Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли.
3 квартал
(март – май)
Экологическое воспитание: уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега. оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).
Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих), различие двух – трех деревьев по цветкам.
Расширение представлений жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание). Называние взрослого и детеныша.
Представление о птицах, их образе жизни (на земле. в воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетомптиц: размножение; поведение (стаи, гнезда).
Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле) установление простейших связей.
Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).
Развитие наблюдательности.
Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.
Елена Сонина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (средняя группа) Тема: «Мы - друзья природы»
Программное содержание :
Закрепляющие задачи : закрепить знания детей о деревьях, диких животных; об овощах и фруктах. Формировать умение узнавать насекомых по некоторым признакам. Расширять кругозор детей.
Обучающие задачи : развивать психические процессы детей : внимание,память, мышление. Способствовать развитию связной речи. Учить отвечатьполным ответом на поставленный вопрос.
Воспитательные задачи : воспитывать чувство любви к окружающему миру , бережное отношение к обитателям живой природы . Создавать эмоционально положительное настроение.
Словарная работа : насекомые, дикие животные, домашние животные.
Ход занятия:
Собрались все дети тут
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбнемся и гостям
И конечно всем друзьям !
1) И с хорошим настроением начнём наше задание. Отгадайте – ка загадку!
А какие деревья вы знаете?)
А это что за дерево (Береза)
Чем оно отличается от других деревьев? (Белый, гладкий с черными черточками)
Для чего нужны черточки? (Она через них дышит)
А как они называются? (Чечевички)
Ветки тонкие, есть листочки сережки. Сережки – это семена, они созревают осенью.
2)А теперь на полянку мы пойдем.
И зверей мы там найдем.
Вы в руки их возьмите,
Внимательно на них поглядите
И по своим местам разложите.
(Дикие и Домашние животные)
3) Около дома сад и огород.
Что же в них у нас растет?
(Разделить овощи и фрукты)
4) –А когда мы все сажаем? (весной)
А когда все созревает? (летом)
А когда все собираем (осенью)
А на что все запасаем? (на зиму)
(показать картинки с временами года)
5) А сейчас игра на внимание «Найди лишнее»
Стол, стул,кровать, мяч;
Пальто, шапка, кофта, конфета;
Роза, тюльпан, ромашка, дерево;
Морковь, картошка, лук,банан;
Заяц, медведь, лиса, пчела;
А почему пчела лишняя? (насекомое)
6) В пчелок быстро превратились
И на полянке покружились ,
Покружились , полетели
И на стульчики все сели (Все сели)
Пчелка полетела и в свой домик села.
Как называется он? (улей)
Чем полезна пчела для человека? (медом)
Где она собирает мед?
А каких насекомых вы знаете еще? (комар, муха, таракан и др)
А это что? (Божья коровка)
Посмотрите, как их много. Возьмите их к себе на ручки и загадайте желание. Вот и я возьму и расскажу всем свое желание. Я хочу, чтобы вы все росли здоровыми, послушными.
3) Итог :
Понравилось всем занятие ?
Чем понравилось?
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Прогулка в лес» (средняя группа) Тема: «Прогулка в лес.» Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе,его разнообразии. Задачи: - образовательные - расширять.
Конспект занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром «Тайны природы» «Тайны природы» Цель: воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. Образовательные.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Искусственный мир вокруг нас» (Средняя группа) Цель: Ознакомление детей с разнообразием материалов, из которых выполнены предметы окружающего мира. Задачи: 1. Расширить представление.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повар-кондитер» (средняя группа) Цель: познакомить детей с профессией повара -кондитера. с его профессиональными действиями. Задачи образовательные: расширить представления.
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы нашего края» (средняя группа) Программные задачи: Расширять представления детей о зимующих птицах. Закрепить знание зимующих птиц нашего региона: синица, снегирь, дятел,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в лес» (средняя группа) Тема: «Прогулка в лес» Цель: Воспитывать интерес к жизни и деятельности окружающих людей, к животному и растительному миру. Закреплять знания.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Быт и традиции ненецкого народа» (средняя группа) Программное содержание: 1. Познакомить детей с традициями ненецкого народа. Уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме. Познакомить.
Вера Головина
Занятие в средней группе на тему: «Путешествие в мир природы родного края»
Программное содержание :
Интеграция образовательных областей : «Коммуникация» , «Социализация» ,
«Безопасность»
Расширить знания детей о природе родном крае .
Закрепить правилами поведения на природе .
Пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы , воспитывать любовь и бережное отношение к природе .
Развивать познавательный интерес к природе родного края .
Уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов.
Продолжать работу над формированием связной речи детей.
Закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Ход занятий:
Воспитатель : Посмотрите, к нам на занятие пришли гости .
Мы рады видеть вас на нашем занятии .
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнёмся.
(Ребята встают в круг, держась за руки)
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие - в волшебный мир природы . В любое время года природа радует нас своей красотой.
Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений.
Мы в этом жилище – гости. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Правила поведения :
Правило 1.
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни : в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.
Правило 2.
Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон. Помни : крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.
Правило3.
Не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой! Помни : сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян.
Правило 4.
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения .
Правило 5.
Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни : это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом .
Правило 6.
Не разжигай в лесу костер! Помни : на земле после костра пять лет не сможет расти трава.
Воспитатель :- Давайте же будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом! Беречь и любить всё живое!
Чтобы нам попасть с лес, мы должны перейти через речку.
А через речку лежит мостик.
Дети переходят через мостик и попадают в лес.
(Воспитатель находить письмо и читает его)
Здесь лежит приглашение :
Воспитатель :- Интересно, кто же это нам отправил?
Приглашаю ребята вас в лес
В добрый лес, могучий лес
В нем полным-полно чудес
Если внимательны будете дети,
Тайны чудесные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нем деревья, ягоды,
Птицы, звери и разные травы.
Воспитатель :- Наш край богат озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья лиственные растут у нас?
Дети : черёмуха, рябина, берёза….
Воспитатель : Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.
Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Воспитатель : А ещё есть хвойные деревья.
Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
(Дети : У хвойных деревьев - хвоя, у лиственных - листья.)
Воспитатель : Давайте вспомним. Какие хвойные деревья вы знаете?
(Ель, пихта, сосна)
Воспитатель : Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка шишки и называют с какого они дерева.
Воспитатель : Природа - наш настоящий верный друг.
- Природа - бесценный дар для человека. Человек может жить красиво и хорошо только в гармонии с природой . А беречь и охранять природу - значит охранять Родину, свой родной край , в котором мы живём.
Физкультминутка.
Вы наверное устали,
Ну тогда все вместе встали,
Ножками потопали
Ручками похлопали
Глазки крепко закрываем, открываем
А потом вперед шагаем.
Ребята, за лесными дарами в лес приходят люди, а еще грибы и ягоды любят лесные звери и птицы. Какие животные живут в нашем лесу? (Дикие животные)
Назовите их и покажите.
(Звучит аудио - запись с пением птиц)
Сюрпризный момент.
Воспитатель : (Появляется воздушный шарик с письмом) Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Да здесь письмо! Оказывается дедушка - лесник приглашает нас к себе в гости. А вы знаете, кто такой лесник?
Дети : Нет
Воспитатель : Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы.
Воспитатель : А где он живет?
Дети : В домике.
Воспитатель : А как называется его домик? (сторожка)
(Из домика появляется лесник)
Лесник : Здравствуйте ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас, и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их.
А теперь, посмотрите. К нам прилетели птицы. Назовите, каких птиц вы знаете?
(Слайды) (Дети называют птиц) .
Лесник предлагает поиграть с детьми в игру " Голуби и ястреб".
На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас : "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей.
Лесник : Молодцы всё знаете, а я вас хочу угостить. Вот вам сундучек с угощением. А мне пора до свидания детвора.
(Воспитатель раздаёт подарки детям)
Итог занятия .
А сейчас наше занятия подошло к концу и нам всем пора возвращаться в детский сад.
Публикации по теме:
Познание природы родного края как средство формирования экологической культуры В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.
Игра-путешествие «Живая природа родного края» Цель: Закрепление знаний о живой природе: растениях, насекомых, животных, птицах Приморского края. Развитие наблюдательности, внимания,.
Конспект НОД по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» в средней группе Цель: расширять и уточнять представления детей.
Конспект занятия для детей средней группы «Сохраним природу родного края» Программное содержание. Развивать активность детей, память, мышление, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Учить детей подмечать.